Тактико-технические характеристики БА-64
Компоновочная схема: классическая Экипаж, чел.: 2 Производитель: Горьковский автомобильный завод Годы производства: 1942—1945 Годы эксплуатации: 1942 — 1950-е Количество выпущенных, шт.: 9110
Вес БА-64
— 2,36 тонн
Размеры БА-64
— Длина корпуса, мм: 3660 — Ширина корпуса, мм: 1530 — Высота, мм: 1900 — База, мм: 2100 — Колея, мм: 1240 — Клиренс, мм: 210
Броня БА-64
— Тип брони: стальная катаная — Лоб корпуса (верх), мм/град.: 12 / 40° — Лоб корпуса (середина), мм/град.: 6 / 84° — Лоб корпуса (низ), мм/град.: 9 / 30—52° — Борт корпуса (верх), мм/град.: 6—9 / 30° — Борт корпуса (низ), мм/град.: 6—7 / 30° — Корма корпуса (верх), мм/град.: 9 / 30° — Корма корпуса (низ), мм/град.: 6 / 35° — Днище, мм: 4 — Крыша корпуса, мм: 6 — Лоб башни, мм/град.: 9 / 30° — Борт башни, мм/град.: 9 / 30° — Корма башни, мм/град.: 9 / 30° — Крыша башни, мм: открытая
Вооружение БА-64
— Прицелы: диоптрический — Пулемёты: 1 × 7,62-мм ДТ-29
Двигатель БА-64
— Тип двигателя: рядный 4‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения — Мощность двигателя, л. с.: 50
Скорость БА-64
— Скорость по шоссе, км/ч: 80 — Запас хода по шоссе, км: 560 — Удельная мощность, л. с./т: 21,2
— Колёсная формула: 4 × 4 — Тип подвески: на листовых рессорах и гидравлических амортизаторах — Преодолеваемый подъём, град.: 36 — Преодолеваемая стенка, м: 0,25 — Преодолеваемый ров, м: 0,35 — Преодолеваемый брод, м: 0,9
Эксплуатация и боевое применение
СССР
Первые БА-64 начали поступать в войска в мае 1942 года и уже летом того же года они приняли участие в боевых действиях на Брянском и Воронежском фронтах. Основными недостатками БА-64 в бою являлись его недостаточная огневая мощь, а также затруднительность эвакуации из подбитой и загоревшейся машины, что могло стоить жизни экипажу. Вместе с тем, подвижный, маневренный и обладавший сравнительно высокой проходимостью бронеавтомобиль хорошо проявил себя в разведывательных рейдах, десантных операциях и даже при сопровождении и огневой поддержке пехоты. Особенно эффективными БА-64 оказались при штурме городов, благодаря большому углу возвышения оружия, позволявшему вести огонь по верхним этажам зданий в уличных боях, что для большинства других образцов бронетехники было недоступно. В этой роли они широко использовались в наступательных операциях завершающего периода войны, вплоть до взятия Берлина.
Благодаря тем же достоинствам БА-64 также использовался для отражения атак вражеской авиации на марше. Хотя вероятность сбить вражеский самолёт огнём из ДТ была очень невелика, но его защитное действие не подлежало сомнению — враг лишался свободы манёвра на малых высотах, где атака с воздуха наземных целей путём обстрела из бортовых пушек и пулемётов наиболее смертоносна. Поэтому зенитный огонь из БА-64 по вражеским самолётам способствовал значительному уменьшению потерь среди охраняемых им войск.
К концу Великой Отечественной войны в войсках оставалось 3314 бронеавтомобилей всех типов, в подавляющем большинстве — БА-64 обеих модификаций. После окончания войны уцелевшие БА-64 были вскоре списаны, служба БА-64Б в Советской Армии также оказалась сравнительно недолгой. В основном они использовались как учебно-боевые, по меньшей мере до 1953 года. Порой БА-64 использовались также для оперативной связи или, после установки мощной радиостанции, в роли передвижных командных пунктов. В роли учебных машин, использовавшихся для подготовки экипажей колёсных бронетранспортёров БТР-40 и БТР-152, БА-64 применялись ещё до середины 1950-х годов.
Другие страны
Польским войскам за годы войны был передан 81 БА-64, из которых к 16 июня 1945 года в строю оставалось 53 машины, все — модификации БА-64Б. В послевоенной польской армии БА-64 входили в состав танковых полков штата 5/25, имевших по одному бронеавтомобилю в составе штабного взвода. Также, часть БА-64 была сведена во взводы из трёх машин, приданные 1-й, 3-й, 8-й, 9-й и 14-й пехотным дивизиям, ведшим борьбу с силами УПА в южной и восточной Польше, но в феврале 1948 года эти взводы были расформированы. После реорганизации вооружённых сил в начале 1950-х годов, БА-64 использовались, прежде всего, в составе разведывательных батальонов дивизий, включавших по 5 бронеавтомобилей этого типа. В конце 1940-х годов, после сокращения численности вооружённых сил, большая часть польских БА-64 была снята с вооружения, но в 1951—1952 годах у СССР были приобретены ещё 55 БА-64Б, и на 31 декабря 1954 года в Народной армии Польши числилось 97 бронеавтомобилей этого типа.
Чехословацкий армейский корпус в 1943 году получил 10 БА-64Б, из которых была сформирована одна рота бронеавтомобилей. В незначительных количествах БА-64 применялись в годы войны и германскими войсками, как вермахтом, так и СС, в основном в полицейских и охранных частях. После войны некоторое количество БА-64 было передано ГДР, где они использовались в основном как полицейские машины.
БА-64-З (зимний) — фото экспериментального полугусеничного снегохода
Модификации
— БА-64 — первоначальная модель бронеавтомобиля с вращающейся башней с турельной установкой ДДТ на шасси ГАЗ-64.
— БА-64Б — модернизированный вариант бронеавтомобиля на шасси ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б.
— БАШ-646 — штабной вариант бронеавтомобиля с различными вариантами бронекорпуса.
— БА-64Д (Д — обозначение для ДШК) — модификация с 12,7-миллиметровым крупнокалиберным пулемётом ДШК. Иногда обозначается как БА-64К или БА-64ДШК.
— БА-64Е — бронетранспортёр для шестерых пехотинцев.
— БА-64В и БА-64Г (иногда называемые БА-64ЖД) — два варианта бронедрезины на базе БА-64, производства, соответственно, Выксунского металлургического завода и ГАЗа.
— БА-643 (иногда называемый БА-64СХ) — экспериментальный полугусеничный снегоход на базе БА-64.
БА-б4Г — с обычным шасси, но с реверсом и четырьмя роликами с ребордами