Применение
КамАЗ-53501 используют для установки вспомогательной техники, грузовик перевозит военные грузы и буксирует артиллерийские орудия. Он может оснащаться различным специальным оборудованием:
- Бронированный модуль. Используется для транспортировки солдат. Оснащён скрытой бронёй шестого класса защиты: защищает людей от выстрелов и взрывов осколочных гранат. Внутри имеется две скамейки, установленные вдоль бортов. Стёкла пуленепробиваемые, есть специальные отсеки для ведения ответного огня. На крыше есть люки для эвакуации. Жилой модуль имеет отдельную от кабины систему вентиляции. С водителем можно связаться при помощи специального устройства;
- «Мультилифт». Оборудование для ускоренной разгрузки автомобиля. Используется для военного оборудования, оружия, сыпучих грузов и солдат;
- Самопогрузчик. Используется для доставки военных грузов в отдалённые районы, до которых можно проехать по грунтовой дороге или бездорожью. Модель имеет повышенную грузоподъёмность и прочность. Для повышения проходимости конструкторы сократили расстояние между задними осями, установили гидроусилитель и сделали тормоза многоконтурными;
- Экскаваторная установка. Устанавливается на платформу транспорта и работает от автономного привода. Расходует 12 литров горючего в час;
- Крановая установка. Главным отличием военного крана является возможность работы без аутригеров и без активации дополнительных тормозных механизмов. Это позволяет оперативно погружать груз в экстренных ситуациях.
Технические характеристики
Военный КамАЗ 53501 разработан на базе отлично зарекомендовавшего себя КамАЗ-5350. Базу автомобиля удлинили до 3690 мм (ранее длина базы была 3340 мм), на платформу установили фитинговые крепления, что облегчило перевозку кузовов – контейнеров.
Шасси военной автомашины разработано с учетом нагрузки устанавливаемых надстроек. Колесная формула 6х6, используются односкатные шины 425/25 R21.
Длина рамы 5300 мм, габаритная длина автомобиля 8600 мм. Автомобиль имеет хорошие вездеходные характеристики, преодолевает брод глубиной 1,75 метров и препятствия высотой 0,6 метра.
Масса машины в снаряженном состоянии 16180 кг, полная масса — 20750 кг.
Войсковое оборудование модернизируется, поэтому к технике, которая будет его перевозить, предъявляются все более строгие требования. Грузоподъемность новых машин увеличена до 10 тонн, их можно эксплуатировать при температуре -45 градусов. В целом, войсковой Камаз имеет такие же технические характеристики, что и автомобили гражданского назначения.
Двигатель четырехтактный, восьмицилиндровый, с верхним расположением клапанов. Мощность движка 260 лошадиных сил, он оснащен турбонаддувом и охладителем наддувочного воздуха (жидкостное охлаждение). Крутящий момент от 1200 до1400 оборотов. Расход топлива КамАЗ 53501 — 28,5 литров на 100 км.
Однодисковое сцепление сухое, установленная коробка передач десятискоростная с одной задней передачей, механическая. Двухступенчатая раздаточная коробка имеет двойную главную передачу с парными коническими и цилиндрическими шестернями. Блокировочный дифференциал воздействует на оси автомашины, передний привод работает постоянно.
Особое внимание конструкторы уделили организации и защите кабины бронированного автомобиля многоцелевого назначения. Она каркасно-панельная, бескапотного исполнения, установлена над двигателем
Кабина КамАЗ 53501 обеспечена бронезащитой 6 класса. Переднее стекло разбито на две секции, и также как боковые стекла, вмонтировано в металлические рамки, закрепленные болтами на корпус кабины.
В трехместной кабине предусмотрена дополнительная термическая и шумоизоляция, места для крепления оружия личного состава, запасов питьевой воды. Полик автомашины защищен дополнительными защитными панелями настила.
Для эффективного управления автомобиль укомплектован информационно-управляющей системой и радиостанцией. Система контролирует работу автономного отопителя кабины, двигателя, механической КП, предпусковой подогреватель движка.
С помощью гидравлического насоса кабина со спальным местом откидывается на 60 градусов. Спальное место при движении КамАЗа поднимается и закрепляется вертикально к задней стенке кабины.
Армейский вариант
Военные полюбили новый КамАЗ-6350. Технические характеристики полностью соответствовали всем требованиям. При создании военного варианта был внедрен ряд изменений, среди которых — усовершенствование трансмиссии. Это было необходимо потому, что главным требованием военных была возможность перемещаться по бездорожью со скоростью более 40 км/ч. Стандартный грузовик с его механической КПП не способен был справиться с поставленной задачей. Именно поэтому в КамАЗ-6350 «Мустанг» была установлена новая трансмиссия, с диапазонной гидропередачей. Данная конструкция состояла из гидротрансформатора, который устанавливался вместе с механической КПП. При достижении определенной частоты вращения этот трансформатор блокировался, превращаясь в жесткий вал. Во время осуществления подобных вариаций масло полностью откачивалось для того, чтобы приблизить потери мощности к нулю.
Важным свойством, благодаря которому и начали использовать диапазонную гидропередачу, стал очень большой коэффициент трансформации. На военном автомобиле он составил 2,8. Благодаря этому значительно увеличивался крутящий момент при работе на небольших оборотах.
Первый Российский беспилотный грузовик построен на полноприводном шасси КАМАЗ-5350
Недавно в столице Татарстана проходила международная конференция ITS Forum-Kazan «Современные проблемы безопасности: интеллектуальные транспортные системы и ситуационные центры». В рамках этого форума Камский автомобильный завод представил свой беспилотный грузовик будущего.
Уникальная разработка была представлена на полигоне бывшим пилотом команды «КАМАЗ-мастер», а ныне заместителем по развитию КамАЗ по инновационным продуктам Фирдаусом Кабировым. Продемонстрированный прототип смог самостоятельно различить дорожные знаки, двигаться как под управлением оператора, так и автономно.
Грузовик перемещался в беспилотном режиме на скорости до 40 км/час.
Воспользуйтесь нашими услугами
Стоит отметить, что представители автозавод были настолько уверены в своем проекте, что в кабине грузовика даже не было водителя для подстраховки.
Испытатели показали участникам форума три режима беспилотного вождения: с помощью пульта управления для преодоления экстремальных препятствий или в условиях, представляющих риск для жизни человека; автономное управление с остановкой для фиксации препятствий и автономное управление с объездом преград.
От стандартной модификации модель отличается дополнительным оборудованием, благодаря которому грузовик может передвигаться без участия водителя.
Речь идет о радарах, лидаре (активный оптический сенсор), видеокамерах, системах связи и прочей бортовой электронике. Также для грузовика с автопилотом был разработан джойстик для дистанционного управления.
Монтаж оборудования на беспилотный КамАЗ завершился в мае этого года.
Серийное производство российского грузовика с автопилотом может начаться не раньше, чем через 2 года, сообщает пресс-служба КамАЗа.
«В первых полигонных испытаниях будут заняты два автомобиля: беспилотник на базе серийного грузовика и обычный КамАЗ.
На данном этапе инженеры приступили к разработке ПО, которое позволило бы беспилотному грузовику передвигаться в разных режимах: по заданному маршруту, в колонне и прочее.
Также специалисты протестируют систему на возможность управления автомобилем только при помощи видеокамер и датчиков GPS/ГЛОНАСС без задействования радаров и лидара.
Во время всех полигонных испытаний в кабине грузовика будет находиться водитель для подстраховки электроники.
Первичные инвестиции в проект составили 390 млн рублей. Средства были выделены Минобрнауки в рамках федеральной целевой программы. Общий объем средств, необходимых для организации и запуска полноценного серийного производства комплекса, Ускова оценила в 12 млрд руб., которые должны поступить в течение ближайших пяти лет.
Помимо средств, полученных от Минобрнауки, проект должен поддержать Минпромторг и частные инвесторы. «Мы очень ждем поддержки на государственном уровне. Недавно показывали наши разработки Дмитрию Анатольевичу Медведеву, он обещал оказать содействие», – отметила гендиректор Cognitive Technologies.
Основным преимуществом отечественной системы, по мнению разработчиков, является использование пассивной модели компьютерного зрения – информация считывается только с видеокамер и датчиков. Автопилот распознает автомобили, пешеходов и любые типы препятствий, способен автономно ездить по заданному маршруту и быстро реагировать на изменение дорожной ситуации.
«Мы не ориентируемся на «умную» дорогу с хорошей разметкой и встроенными передатчиками. В перспективе нашу систему можно будет использовать на любых дорогах общего пользования», – говорит Ускова.
Первое заключается в разработке электронных помощников. В том числе, адаптивного круиз-контроля для российских грузовиков.
В рамках AirPilot будут созданы автомобили с дистанционным управлением, а RoboPilot подразумевает создание полностью автономной системы управления.
Рабочее место водителя: как оно выглядит?
Кабина Камаз 53501 бескапотная, оснащена спальным местом. Особенности кабины: панельно-каркасная структура, бронезащита. В ней расположены два сиденья: пассажирское и водительское. Сиденья классические мягкие с тканевой обивкой. Плоская приборная панель оставляет достаточно места для ног. Стекло с вертикальным разделителем (но встречаются машины и без него – в зависимости от года выпуска). Хороший обзор, вентиляция и обогрев. На последних моделях установлен щиток контроля и диагностики, на дисплее отображаются ошибки в работе двигателя (если они возникают).
Учитывая особенности техники (военный автомобиль), нельзя не упомянуть о таких опциях:
- возможна установка модуля «Медведь» с 6 классом защиты и броней;
- сиденья расположены вдоль стенок, вместимость модуля – 6 человек;
- присутствует обогрев и кондиционирование модулей, есть переговорное устройство;
- есть система разгрузки «Мультилифт». Автомобиль пригоден для транспортировки не только людей, но и для контейнеров с негорючими, сыпучими грузами.
Модификации грузового автомобиля КамАЗ-6350
КамАЗ-6350 — это не просто армейский грузовик, но и отличная платформа для боевых систем
Во многих документах и описаниях данный автомобиль именуется «машиной-шасси». Этим подчеркивается ее многофункциональность и возможность использовать для создания широкого спектра автомобилей специального назначения. На шасси КамАЗ-6350 можно устанавливать самые разные модули и надстройки, что позволяет использовать его как для выполнения военных задач, так и для абсолютно «гражданской» работы. Вот некоторые виды специальной техники, построенной на основе КамАЗ-6350:
- Седельный тягач. Данная модификация была впервые продемонстрирована в 2003 году на выставке в подмосковных Бронницах. Тягач на базе КамАЗ-6350 может буксировать полуприцепы массой до 32 т. При установке дополнительных баков запас его хода составляет 1400 км;
- Артиллерийский тягач. В 2006 году на оружейной выставке был представлен артиллерийский тягач, созданный на базе автомобиля КамАЗ-6350. Он получил обозначение КамАЗ-63501. Тягач способен буксировать орудия или другие прицепы массой до 12 т, дополнительно «принимая на борт» еще восемь человек (два в кабину, и еще шесть – в обитаемый отсек). На грузовой платформе автомобиля можно перевозить до 5 т. Тягач оборудован краном-манипулятором, а кабина и обитаемый отсек имеет скрытое бронирование 5-го класса защиты;
- Пожарные автомобили. На основе шасси КамАЗ-6350 была создана целая серия пожарных машин, включая аэродромные варианты, а также специальный бронированный пожарно-спасательный автомобиль АПСБ-6,0-40-10;
- Подъемные краны. Специалистами ОАО «Галичский автокрановый завод» на базе КамАЗ-6350 был создан 32-тонный автомобильный кран.
Также на базе КамАЗ-6350 были разработаны военные и гражданские топливозаправщики, автомобили с системой самопогрузки «Мультилифт» МЛ-10, на шасси КамАЗ-6350 устанавливается российский новейший комплекс РЭБ «Красуха», а также система радиоэлектронной разведки «Автобаза». Вооруженные силы Азербайджана установили на КамАЗ-6350 новейшие турецкие РСЗО T-122 Sakarya и T-300 Kasirga, а сербы используют это шасси для 155-мм САУ Nora B-52.
Экстерьер, интерьер, стоимость автомобиля КамАЗ-5350
От своих создателей автомобиль получил рамную конструкцию с тремя ведущими мостами (колесная формула шесть на шесть), цельнометаллической бескапотной кабиной, под которой находится мощный двигатель. От других армейских моделей КамАЗ-5350 отличался большими колесами с агрессивным протектором и новым дизайном кузова. Машины, предназначенные для перевозки людей, комплектуются кузовом с жестким каркасом и тентом. В остальном модель выглядит достаточно стандартно: тот же металлический бампер, с вмонтированными фарами, та же форма дверей и наружных зеркал. Грузовик получил цельное лобовое стекло, которое увеличило обзорность с места водителя. Большинство автомобилей КамАЗ-5350 оборудовано лебедкой, редукторного типа, а также тягово-сцепным устройством (ТСУ).
В салоне устанавливается три кресла, большинство автомобилей комплектуется спальным местом, дополнительно кабина оборудовалась люком на крыше, для ведения огня или эвакуации экипажа. Приборную панель грузовик получил стандартную, односекционную, изготовленную из металла. Впрочем, ее использование в армейских грузовиках вполне оправдано, а размещение органов управления не вызывает нареканий водителей. Дополнительно автомобиль оборудовался гидравлическим усилителем руля, автономным отопителем, предпусковым подогревателем и датчиком засоренности воздушного фильтра.
История создания грузовика военного назначения
Разработка многоцелевого грузового автомобиля началась еще в 1987 году по военному заказу. Ключевой задачей ставилась вероятность работы грузовика на высоте до 4000 метров над уровнем моря. Это позволило бы эффективно использовать машину в горных районах.
Первые образцы были представлены уже в начале 1990-х годов, однако, распад СССР и недостаток финансирования приостановил разработку. В итоге опытная партия для испытаний была собрана лишь в 1995. После подтверждения технических характеристик данные машины были приняты на вооружение и поступили в массовое производство.
Немаловажную роль в принятии КамАЗ 5350 стало решение разработчиков об унификации используемых комплектующих. 85% узлов и деталей новой машины уже изготавливались для другой техники. Подобное решение позволило снизить себестоимость грузовиков, что упростило их производство.
Изготовление грузовых автомобилей КамАЗ 5350 продолжается до нашего времени. На его основе были разработаны и другие машины, к примеру, седельный тягач с грузоподъемностью до 15 тонн. Шасси грузовика используется и для других модификаций, включая гражданские грузовые автомобили.
https://youtube.com/watch?v=31zt6M2Gklg
Полноприводные «КамАЗ»
Все КамАЗ самосвалы тягачи бортовые шасси лесовозы зерновозы
Крупнотоннажные грузовики с колесной формулой «6×4» и «6×6» справили дебют в феврале 2016-го, а уже в апреле поступили в производство. Они оснащены современной кабиной, вместительной самосвальной платформой и мощным двигателем Cummins.
Все отзывы Далее… Cортиментовоз КамАЗ-43118
Сортиментовозы с компоновочной схемой «кабина над двигателем» и колесной формулой «6×6». Оснащаются двумя дизельными моторами на выбор и предлагается как в стандартной модификации, так и в исполнениях, оснащенных краном-манипулятором.
Все отзывы Далее… Самосвал КамАЗ «New 65111»
В результате «масштабной модернизации камских автомобилей», этот самосвал обзавелся «новой фирменной кабиной» и более мощным силовым агрегатом, сохранив свои прежние «козыри»: грузоподъемность, проходимость и неприхотливость.
Все отзывы Далее… Тягач-внедорожник КамАЗ «New 44108»
Модернизированный седельный тягач «44108», отличается наличием «новой кабины» и повышенной грузоподъемностью. Так же он получил новую связку «мотор-КПП» и ряд других усовершенствований – сделавших его более экономичным в плане расходов на содержание.
Все отзывы Далее… Бортовой тягач КамАЗ «New 43118»
Все отзывы Далее… Седельный тягач КамАЗ «New 65225»
В процессе «реформ 2010 года», этот «тягач-внедорожник» стал слегка экономичнее и экологичнее, но главное его новоприобретение – это улучшенная (как в плане дизайна, так же в плане оснащения и комфорта) «фирменная» кабина.
Все отзывы Далее…
Этот полноприводный (6х6) седельный тягач (известный с 2007 года) оснащен сверхмощным двигателем (который позволяет ему буксировать прицепы массой до 85 000 кг), а в 2010 году он (наряду с другими камскими грузовиками) получил улучшенную кабину.
Все отзывы Далее… Самосвал КамАЗ «New 6522»
Улучшенная версия полноприводного трехосного самосвала «6522-й» модели в 2009 году получила «новую фирменную кабину» (с более качественным интерьером), а так же куда более мощный отечественный двигатель и КПП ему под стать.
Все отзывы Далее… В данном разделе представлены подробные обзоры полноприводных машин, имеющихся в модельном ряду марки «КамАЗ» (включая новинки 2018-2019 модельного года), с фотографиями и отзывами их владельцев. Где указаны основные технические характеристики каждой рассматриваемой модели полноприводного «КамАЗа», а так же комплектации и цена новой техники (для представленной на российском рынке).
Использование КамАЗа в армейских подразделениях
КамАЗы с момента поступления на производство поступали и в соединения Вооружённых сил СССР.
Основными отличиями армейской модификации КамАЗа от гражданской линейки было: усиленная конструкция, бампер изменённой формы, обязательное наличие системы регулирования давления в шинах. Были и другие отличия, не столь значительные. Сфера же применения машин в армии была достаточно широка:
- транспортное средство для перевозки объёмных грузов и личного состава;
- использование в качестве платформы для установки различного радиооборудования: КШМ, командные пункты управления пусками и мобильные станции для выполнения других задач;
- бронированные автомобили для транспортировки личного состава на театре военных действий, этот вид автомобиля серийно не выпускался, бронирование навешивалось на базовую модель;
- автомашины для сопровождения колонн, «ган-траки» с вооружением ЗУ-23-3.
О «ган-траках» стоит рассказать чуть подробнее, эти автомашины изначально имели своей задачей сопровождение колонн при проводке их в горах Афганистана. В кузове машины устанавливалась зенитная установка ЗПУ-4 или ЗУ-23-2.
Эти установки обладали возможностью кругового обстрела, имели зенитный угол возвышения и мощные патроны, их снаряды и пули могли достать противника на большой дальности и высоте. Что позволило эффективно бороться с засадами на дороге.
Сама установка ЗУ прикрывалась дверьми от БМП или другими подручными средствами, задачей которых была защита расчёта установки, хотя она и была минимальная. Впоследствии производство подобных средств поддержки было приостановлено.
Бронированные «Уралы» и «КамАЗы» появившиеся во время Кавказских войн и получившие прозвище «покемоны» также продукт кустарного производства, в серии таких машин практически нет. Хотя и доказана их высокая эффективность в эксплуатации.