Подводные лодки проекта 949А «Антей»: история создания, описание и характеристики

Оценка проекта

Чтобы оценить эффективность подводных лодок «Антей», следует в первую очередь обратить внимание на основное оружие этих подводных крейсеров – ПКР П-700 «Гранит». Разработанный еще в 80-е годы прошлого столетия, сегодня этот комплекс явно устарел

Современным требованиям не соответствуют ни дальность этой ракеты, ни ее помехозащищенность. Да и элементарная база, на которой был создан этот комплекс, уже давно устарела

Разработанный еще в 80-е годы прошлого столетия, сегодня этот комплекс явно устарел. Современным требованиям не соответствуют ни дальность этой ракеты, ни ее помехозащищенность. Да и элементарная база, на которой был создан этот комплекс, уже давно устарела.

В 2011 году было объявлено, что специалистами ЦКБ «Рубин» разработан проект по модернизации подлодок этого проекта. В первую очередь он касается ракетного вооружения крейсера. Контейнеры для ПКР «Гранит» будут заменены на пусковые установки, из которых можно вести стрельбу современными «Ониксами» и «Калибрами». Это превратит «Антеи» в универсальный инструмент, способный решать самые разные задачи.

АПЛ проекта «Антей»

Ниже представлен список всех АПЛ этого проекта:

  • «Краснодар». Утилизирована на заводе «Нерпа».
  • «Красноярск». Находится в процессе утилизации, ее имя уже присвоено другой субмарине проекта 885.
  • «Иркутск». В настоящее время находится на ремонте и модернизации по проекту 949АМ. Входит в состав Тихоокеанского флота.
  • «Воронеж». Находится в боевом составе Северного флота.
  • «Смоленск». Входит в боевой состав Северного флота.
  • «Челябинск». Находится в составе Тихоокеанского флота. В настоящее время находится на ремонте и модернизации по проекту 949АМ.
  • «Тверь». Находится в боевом составе Тихоокеанского флота.
  • «Орел». Находится на ремонте, который должен быть закончен в нынешнем году.
  • «Омск». Входит в боевой состав Тихоокеанского флота.
  • «Курск». Погибла в Баренцевом море 12 августа 2000 года.
  • «Томск». Входит в состав Тихоокеанского флота, в настоящее время на ремонте.

Подлодка «Санкт-Петербург»: модернизировать или сдать в музей?

Борца с охотниками-убийцами рано списывать со счетов

Проходящая опытную эксплуатацию подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург» вышла из Североморска в Кронштадт на плановое техническое обслуживание и модернизацию, сообщила 7 апреля пресс-служба Северного флота ВМФ России. Отправка самой малошумной среди отечественных дизель-электрических подлодок (ДЭПЛ) на Балтику – вынужденная мера, которая сильно скажется на защищенности атомных подводных крейсеров стратегического назначения (АПКСН) Северного флота на этапах выхода на простор Мирового океана и возвращения к месту постоянной дислокации.

История создания

В конце 60-х годов в СССР началась разработка двух проектов, неразрывно связанных между собой. В ОКБ-52 начались работы по созданию нового ракетного противокорабельного комплекса дальнего действия, который можно было бы использовать против мощных корабельных группировок неприятеля. В первую очередь речь шла об уничтожении американских авианосцев.

Примерно в это же время в ЦКБ «Рубин» приступили к созданию подводного ракетоносца третьего поколения, который стал бы носителем для нового ракетного комплекса и заменил устаревшие АПЛ проекта 675.

Военным нужно было мощное и эффективное средство, способное поражать корабли противника на значительных дистанциях и подводная лодка с большей скоростью, скрытностью и глубиной погружения.

В 1969 году ВМФ подготовил официальное задание на разработку новой субмарины, проект получил обозначение «Гранит» и номер 949. Также были сформулированы требования военных относительно новой противокорабельной ракеты. Они должны были иметь дальность полета не менее 500 км, высокую скорость (не меньше 2500 км/ч), стартовать как из подводного, так и с надводного положения. Эту ракету планировали использовать не только для вооружения подлодок, но и надводных кораблей. Кроме того, военных очень интересовала возможность залповой стрельбы – считалось, что у «стаи» из двадцати ракет больше шансов пробить эшелонированную противовоздушную оборону авианосного ордера.

Однако эффективность дальних противокорабельных ракет определялась не только их скоростью и массой боевой части. Нужна была надежная система средств целеуказания и разведки: противника сначала следовало найти в огромном океане.

Существовавшая на тот момент система «Успех», которая использовала самолеты Ту-95, была далека от совершенства, поэтому перед советским ВПК была поставлена задача создать первую в мире космическую систему поиска надводных объектов и наблюдения за ними. Подобная система обладала целым рядом преимуществ: она не зависела от погоды, могла собирать информацию об обстановке на огромных площадях водной поверхности, была практически недоступной для противника. Военные требовали, чтобы целеуказания выдавались непосредственно на носители оружия или командные пункты.

Головной организацией, ответственной за разработку системы, стало ОКБ-52 под руководством В. Н. Челомея. В 1978 году эта система была принята на вооружение. Она получила обозначение «Легенда».

В том же году на воду была спущена первая подводная лодка проекта 949 – К-525 «Архангельск», в 1980 году она была введена в состав флота, в 1983 году вступил в строй второй корабль этого проекта – АПЛ К-206 «Мурманск». Постройка подводных лодок осуществлялась на «Северном машиностроительном предприятии».

В конце 1975 года начались испытания главного оружия этих подводных крейсеров – ракетного комплекса П-700 «Гранит». Они были успешно завершены в августе 1983 года.

Дальнейшее строительство субмарин шло по усовершенствованному проекту 949А «Антей». На модернизированных АПЛ появился еще один отсек, что улучшило ее внутреннюю компоновку, увеличилась длина корабля, выросло его водоизмещение. На подлодку было установлено более совершенное оборудование, разработчикам удалось повысить скрытность корабля.

Изначально планировалось построить двадцать АПЛ по проекту «Антей», но распад Советского Союза скорректировал эти планы. Всего было построено одиннадцать кораблей, две лодки, К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск», утилизированы или находятся в процессе утилизации. Еще одна подводная лодка этого проекта, К-141 «Курск» погибла в августе 2000 года. В настоящее время в составе российского флота находятся: К-119 «Воронеж», К-132 «Иркутск», К-410 «Смоленск», К-456 «Тверь», К-442 «Челябинск», К-266 «Орел», К-186 «Омск» и К-150 «Томск».

Достройка еще одной АПЛ этого проекта, К-139 «Белгород», будет продолжена по более совершенному проекту – 09852. Еще одна субмарина типа «Антей», К-135 «Волгоград», в 1998 году была законсервирована.

Характеристики:

Основные характеристики:

Водоизмещение надводное (подводное)12500/14700 (22500/24000) т
Размеры:
– длина144/155 м
– ширина18.2 м
– осадка9.2 м
Архитектурно-конструктивный типдвухкорпусный
Силовая установкаАЭУ
Кол-во х тип ЯР (суммарн. тепл. мощность)2 х ВВР ОК-650М (380 мВт)
ПТУБлочная
Количество х тип х мощность ГТЗА2 х 50 000 л.с.
Количество х мощность АТГ2 х 3200 кВт
Количество х тип движителей2 х малошумн. ВФШ
Количество х мощность ДГ2 х 800 кВт
Тип АБСвинцово-кислотная
Количество групп АБ х элементов в группе2 х 152
Количество х мощность ГЭД на линии вала2 х 225 кВт
Экипаж94/107 чел.
Глубина максимальная600 м
Глубина рабочая520 м
Запас плавучести32%

Ходовые характеристики:

Тип ходаСкоростьДальность/Расход топлива
Максимальный32 узлнеограниченная
Крейсерский
Экономичный
Малый
Надводный15 узл
Скорость движения под ГЭД не более 5 узлов.

Вооружение:

ВидНаименованиеБоекомплект
РакетноеПКРК «Гранит»24 П-700 (3М45) «Гранит»
ПЗРК «Игла»16 ракет
Торпедное4 650мм ТА12 торпед 65-76 или ПЛУР 86Р и 88Р ПЛРК «Ветер»
4 533мм ТА16 торпед УСЭТ-80 или ПЛУР 83Р и 84Р ПЛРК «Водопад», ПЛУР М5 ПЛРК «Шквал»
ГАКМГК-540 «Скат-3» или МГК-500 «Скат-КС»
АСУБИУС «Омнибус»
КЦВС «Коралл-49»
Система управления стрельбой «Гранит»
система подготовки ТА «Гринда»
НК«Медведица-949М» или «Симфония» (для пр.949А)
Система КН и связи«Парус»
КСС«Молния-М»
Система СС«Цунами-БМ»
ВБАУ«Ласточка»
ВВАБТ«Залом»
РЛК«Бухта-Чибис» (пр.949) или МРКП-58(59) «Радиан»
СОРСМРП-23
ТКМТК-110
Перископ ТКПЗНС-10С (пр.949) или «Лебедь-11»
Перископ атакиПЗНС-10 или «Сигнал-3» (пр.949А)

Аббревиатуры

Конструкция

Двухкорпусные, расстояние между лёгким и прочным корпусом — 3, 5 метра, что обеспечивает значительный запас плавучести (30 %) и даёт дополнительную защиту от подводных взрывов. Прочный корпус разделён на десять отсеков. За характерную форму корпуса проект прозван «батоном». Способны ложиться на грунт

Вооружение

Основная статья: П-700 Гранит

На протяжении средних отсеков в боковых контейнерах вне прочного корпуса находятся 24 ракеты 3М-45 комплекса П-700 «Гранит», являющиеся главным оружием лодок. Контейнеры наклонены вперёд от вертикали на угол 40-45° и попарно закрываются двенадцатью крышками-обтекателями, составляющими часть лёгкого корпуса. Торпедное вооружение представлено шестью носовыми торпедными аппаратами: 2×650 мм и 4×533 мм. В боезапас входят 8-12 ракето-торпед и торпед калибра 650 мм и 16 торпед калибра 533 мм

История создания

Предпосылки к созданию

После начала строительства в 1968 году в США авианосцев типа Nimitz и принятия на вооружение ВМС США новых самолетов палубной авиации — Grumman F-14 Tomcat и Grumman E-2 Hawkeye, рубеж противовоздушной и противоракетной обороны авианосных соединений значительно расширился достигнув 450-500 км. Оснащение новых авианосцев противолодочными самолетами Lockheed S-3 Viking, а кораблей охранения противолодочными вертолетами, гидроакустическими и управляемыми ракетными комплексами существенно увеличило и их противолодочный потенциал. В результате чего возможности советских АПЛ с крылатыми ракетами проекта 675 выглядели уже недостаточными для гарантированного уничтожения этих группировок. Требовалось создать новый, значительно более мощный и дальнобойный ракетный комплекс с подводным стартом, обеспечивающий нанесение подводных массированных ударов по кораблям со значительных дистанций с возможностью выбора поражаемой цели.

Под новый комплекс нужен был и новый носитель, который может из подводного положения осуществлять залповый огонь 20–24 ракетами, данная концентрация средств поражения по расчетам может «пробить» противоракетную оборону перспективного авианосного соединения. Кроме этого, у нового ракетоносца должны были быть повышенная скрытность, скорость и глубина погружения, для обеспечения отрыва от преследования и возможности преодоления противолодочной обороны противника.

Проектирование

ПЛАРК К-525 “Архангельск” пр.949 “Гранит” – OSCAR-I

Предварительные работы над подводным ракетоносцем 3-го поколения были начаты в 1967 г., а в 1969 г. военно-морской флот выдал официальное тактико-техническое задание (ТТЗ) на «тяжёлый подводный ракетный крейсер», оснащённый ракетным комплексом оперативного назначения. При разработке ТТЗ Главным штабом ВМФ СССР предложена следующая концепция применения атомной подводной лодки с противокорабельными крылатыми ракетами (ПЛАРК):

  • число противокорабельных ракет (ПКР) в залпе одной ПЛАРК должно обеспечивать поражение авианосца в составе авианосной ударной группы (АУГ);
  • число ПЛАРК в составе ВМФ должно быть не менее возможного числа АУГ вероятного противника с учетом резерва;
  • характеристики ПЛАРК должны обеспечить развертывание противоавианосных сил СССР в любом районе океана с обеспечением контакта с АУГ при любых её маневрах;

Проект, получивший шифр «Гранит» и номер 949, разрабатывался в Центральном конструкторском бюро морской техники «Рубин» под руководством Пустынцева П.П. Предполагалось что при разработке нового ракетоносца будет широко использоваться научно-технический задел, а также отдельные конструкторские решения, полученные во время создания самой скоростной в мире подлодки проекта 661. На первом этапе разработки эскизного проекта рассмотрено более 100 вариантов компоновки корабля. В итоге на Президиум научно-технического совета Минсудпрома СССР представлено два варианта компоновки – вариант максимально удовлетверяющий требованиям ТТЗ ВМФ и вариант с ограниченными тактико-техническими элементами, позволяющими осуществить строительство ПЛАРК на внутренних судостроительных заводах страны. Эскизный проект утвержден в первом варианте 15 марта 1971 г. Технический проект лодки утвержден в июле 1972 г.

definition – Подводные_лодки_проекта_949А_«Антей»

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Подводные лодки проекта 949А «Антей»

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

ПЛАРК проекта 949А «Антей»
К-186 «Омск»
Основные характеристики
Тип корабляПЛАРК
Обозначение проекта949А «Антей»
Классификация НАТО«Oscar-II»
Скорость (надводная)15 узлов
Скорость (подводная)33 узла
Рабочая глубина погружения420 м
Предельная глубина погружения500 м
Автономность плавания120 суток
Экипаж130 человек
Стоимость226 млн рублей в ценах середины 1980-х
Размеры
Водоизмещение надводное14 700 т
Водоизмещение подводное23 860 т
Длина наибольшая (по КВЛ)154 м
Ширина корпуса наиб.18.2 м
Средняя осадка (по КВЛ)9.2 м
Силовая установка
2 реактора ОК-650В мощностью по 190 МВт суммарная номинальная мощность 98000 л.с.
Вооружение
Торпедно-минное вооружение2×650-мм и 4×533-мм ТА всего 28 торпед
Ракетное вооружение12 спаренных ПУ ПКРкомплекса П-700 «Гранит»всего 24 ракеты ЗМ-45

Подводные лодки проекта 949А «Антей» — серия советских и российских подводных лодок с крылатыми ракетами «Гранит». По классификации НАТО — «Oscar-II». Главное предназначение класса — уничтожение авианосных ударных соединений. Проект является модификацией типа 949 «Гранит». Всего построено 11 кораблей из 18 запланированных, строительство одного законсервировано, остальные отменены.

История создания

Задание на проектирование было выдано в 1969 году.Разработка проекта 949 стала новым этапом развития субмарин класса ПЛАРК, на которые, соответствии с концепцией ассимметричного ответа, возлагалась задача противостояния авианосным ударным соединениям вероятного противника. Новые ракетные подлодки должны были прийти на смену субмаринам проектов и и в соответствии с техническим заданием превосходили их по всем основным параметрам — могли запускать ракеты и из надводного, и из подводного положения, имели меньшую шумность, более высокую скорость подводного хода, втрое больший боезапас, ракеты с кардинально улучшенными боевыми возможностями. Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок — «убийц авианосцев».

Конструкция

Двухкорпусные, расстояние между лёгким и прочным корпусом — 3,5 метра, что обеспечивает значительный запас плавучести и даёт дополнительную защиту от подводных взрывов. Прочный корпус разделён на десять отсеков. Способны ложиться на дно.

Вооружение

Основная статья: П-700 Гранит

На протяжении средних отсеков в боковых контейнерах вне прочного корпуса находятся 24 ракеты 3М-45 комплекса П-700 «Гранит», являющиеся главным оружием лодок. Контейнеры наклонены вперёд от вертикали на угол 40-45° и попарно закрываются двенадцатью крышками-обтекателями, составляющими часть лёгкого корпуса. Торпедное вооружение представлено шестью носовыми торпедными аппаратами: 2×650 мм и 4×533 мм. В боезапас входят 8-12 ракето-торпед и торпед калибра 650 мм и 16 торпед калибра 533 мм.

Представители

НазваниеДата вступления в стройСостояние
К-148 «Краснодар»30 сентября 1986В отстое.
К-173 «Красноярск»31 декабря 1986В отстое.
К-132 «Иркутск»30 декабря 1988В составе ТОФ
К-119 «Воронеж»29 декабря 1989В составе СФ, закончен ремонт на СРЗ «Звёздочка»
К-410 «Смоленск»22 декабря 1990В составе СФ
К-442 «Челябинск»28 декабря 1990В составе ТОФ
К-456 «Вилючинск»18 августа 1992В составе ТОФ
К-266 «Орёл»30 декабря 1992В составе СФ, в ремонте с повреждённым валом
К-186 «Омск»15 декабря 1993В составе ТОФ
К-141 «Курск»20 января 1995Погибла со всем экипажем в Баренцевом море 12 августа 2000 года
К-150 «Томск»30 декабря 1996В составе ТОФ
К-139 «Белгород»В 2006 году принято решение не вводить в состав ВМФ России, готовность оценивалась в 80 %. В 2009 году рассматривалась возможность перевооружения комплексом крылатых ракет разрабатываемого для проекта 885 «Ясень».

Литература

Павлов А. С. Ударная сила флота. — Якутск: НИПК «Сахаполиграфиздат», 2001. — 48 с. — ISBN 5-85259-525-X

Подводные лодки проекта 949 «Гранит»/949A «Антей» (Oscar)
К-525 «Архангельск»*  • К-206 «Мурманск»* | К-148 «Краснодар»  • К-173 «Красноярск»  • К-132 «Иркутск»  • К-119 «Воронеж»  • К-410 «Смоленск»  • К-442 «Челябинск»  • К-456 «Вилючинск»  • К-266 «Орёл»  • К-186 «Омск»  • К-141 «Курск» †  • К-150 «Томск»  • К-139 «Белгород»**  • К-135 «Волгоград»**  • К-160 «Барнаул»*** — проект 949 / ** — недостроена / † — погибла

Файл:Submarine-stub.gifЭто незавершённая статья о подводных лодках. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

cv:949А “Антей” проекчĕde:Oscar-Klasseen:Oscar class submarine

История создания

Задание на проектирование было выдано в 1969 году.Разработка проекта 949 стала новым этапом развития субмарин класса ПЛАРК, на которые, соответствии с концепцией ассимметричного ответа, возлагалась задача противостояния авианосным ударным соединениям вероятного противника. Новые ракетные подлодки должны были прийти на смену субмаринам проектов и и в соответствии с техническим заданием превосходили их по всем основным параметрам — могли запускать ракеты и из надводного, и из подводного положения, имели меньшую шумность, более высокую скорость подводного хода, втрое больший боезапас, ракеты с кардинально улучшенными боевыми возможностями. Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок — «убийц авианосцев».

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий