АПСЭТ-95

Великобритания

ОбозначениеТипКалибр, кгМасса взрывчатого вещества, кгГод разработкиНосители
Mk.I, II, III, IV, V, VI,VII, VIII, IX, X, XII Фугасные 227 113
ОбозначениеНазначениеДиаметр, ммМасса взрывчатого вещества, кгМаксимальная скорость хода, узловМаксимальная дальность, м / Скорость, узловГод разработкиНосители
18″ Mark VII Противокорабельная 450 150 2300 / 35 1913 Sopwith Cuckoo
18″ Mark VIII Противокорабельная 450 150 2300 / 35 1913 Blackburn Dart, Blackburn Ripon и пр.
18″ Mark IX Противокорабельная 450 Blackburn Ripon, Blackburn Baffin и пр.
18″ Mark XI Противокорабельная 450 211 2300 / 35 1934 Fairey Swordfish и пр.
18″ Mark XII Противокорабельная 450 176 3200 / 1935 Fairey Swordfish, Bristol Beaufort и пр.
18″ Mark XIV Противокорабельная 450 170 2600 / 1938Самолеты
18″ Mark XV Противокорабельная 450 247 3200 / 1942 Bristol Beaufort, Bristol Beaufighter
18″ Mark XVII Противокорабельная 450 270 2300 / 40 1944 Blackburn Firebrand
18″ Mark 30 Противолодочная 450 270 2300 / 19 1946 Hawker-Siddeley Nimrod, Avro Shackleton
Sting Ray Противолодочная 325 45 3000 / 45 1977 Hawker-Siddeley Nimrod, AgustaWestland AW101 ́
ОбозначениеКалибр, ммБоевая частьМасса, кгМасса боевой части, кгДальность, кмГод разработкиНосители
RP-3 60 lb 76 Фугасная / Полубронебойная 22,31 / 27,27 1,36 / 5,45 1,6 1942 Fairey Firefly, Fairey Swordfish и др.
ОбозначениеТипСистема самонаведенияМасса, кгМасса боевой части, кгДальность, кмМаксимальная скорость полета, км/чГод разработкиНосители
Firestreak Малой дальности Инфракрасная 136 22,7 6,4 3672 1951 De Havilland DH.110 Sea Vixen
Red Top Малой дальности Инфракрасная 154 31 12 3917 1957 De Havilland DH.110 Sea Vixen
ОбозначениеТипНаведениеБоевая частьМасса, кгМасса боевой части, кгДальность, кмМаксимальная скорость полета, км/чГод разработкиНосители
Lightweight Multirole Missile Многоцелевая Лазерное и инфракрасная ГСН Осколочно-фугасная 13 3 8 18362008 Вертолеты, БПЛА
ОбозначениеТип ГСНБоевая частьМасса , кгМасса боевой части, кгДальность, кмМаксимальная скорость полета, км/чГод разработкиНосители
Sea Eagle Инерциальная и активная радиолокационная Полубронебойная 580 230 1101038 1976 Blackburn Buccaneer, British Aerospace Sea Harrier и др.
Sea Skua Полуактивная радиолокационная Полубронебойная 147 39 25979 1972 Westland Lynx

Боевое применение

(ссылка)

Пуск торпеды Mark 13

Чтобы кратко описать боевое применение данного типа торпед, приведём цитату из труда Фридмана «US Naval Weapons»: «При обзоре боевого применения этой торпеды необходимо упомянуть 1287 атак (именно столько было выпущено с самолётов, еще 150 – торпедными катерами), 514 из которых (это 40%) попали по целям, включая то, что 50% этих попаданий пришлось на линкоры и авианосцы (всего 322 атаки, считая Мидуэй), 31% — на эсминцы (179 атак), а 41% из 445 атак — на торговые суда». И хотя господин Фридман не отметил в своей работе, но мы скажем, что, по крайней мере, восемь японских крейсеров были торпедированы Mk. 13 за время войны. Это процентное отношение попаданий, скорее всего, немного завышено, но, тем не менее, иллюстрирует общие успехи пилотов ВМС США за время войны.

История разработки

В декабре 1926 г. после передачи завода Лесснера в Остехбюро началось его восстановление и подготовка к производству. Первой серийной продукцией завода, получившего, кстати, в ноябре 1927 г. новое название «Двигатель», стали торпеды 53-27. К сожалению, не все шло гладко. С 1927 г. по 1930 г. было изготовлено всего 52 торпеды. Конструктивное несовершенство проекта и низкое качество изготовления торпед постоянно приводили к нареканиям флота. Главный недостаток торпеды заключался в том, что из-за малой дальности хода она могла использоваться практически только с подводных лодок и торпедных катеров. Для надводных кораблей дальность ее хода была явно мала. К тому же торпеда плохо управлялась по глубине и не обладала достаточной герметичностью. И все же ее производство продолжалось. В 1934 г. завод выпустил 850 торпед 53-27: 629 — для подводных лодок и 221 — для надводных кораблей.

Наблюдение за серийным производством торпед, как и за всеми ведущимися в области торпедостроения научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами осуществлялось в то время Научно-техническим комитетом (НТК) ВМС РККА. В 1932 г. эти функции были переданы вновь созданному Научно-исследовательскому (1938—1948 гг. — Научно-испытательному) Минно-торпедному институту (НИМТИ) ВМС.

Практически заново создавалась и торпедостроительная промышленность. Создана она была в рекордно короткие сроки. К концу 30-х годов торпеды производились уже на четырех заводах: в Ленинграде на и им. К. Е. Ворошилова, в Большом Токмаке под Днепропетровском на и на вновь построенном в 1938 г. заводе под Махачкалой (впоследствии «Дагдизель»), Сдача торпед флоту осуществлялась тремя пристрелочными станциями: под Ленинградом на Копанском озере, в Крыму под Феодосией и на Каспийском море.


Парогазовая торпеда 53-38: А — боевая головная часть; Б — учебная головная часть; 1 — взрывчатое вещество боевого зарядного отделения; 2 — инерционные взрыватели с запальными стаканами; 3 — воздушный резервуар; 4 — водяной отсек; 5 — масляный баллон; 6 — керосиновый баллон; 7 — гидростатический аппарат; 8 — подогревательный аппарат; 9 — цилиндр главной машины; 10 — рулевая машина; 11 — шатунно-кривошипный и распределительные механизмы главной машины, заключенные в картер; 12 — прибор Обри; 13 — хвостовая часть с рулями глубины и направления, двумя винтами

Первоочередной задачей советских торпедистов стала модернизация торпеды 53-27. Прежде всего требовалось ввести для надводных кораблей второй дальноходный режим скорости. С этой целью были использованы заимствованные с закупленной в 1932 г. в Италии торпеды 53Ф регулятор давления, подогревательный аппарат, гидростат и ряд других механизмов. Модернизированную торпеду приняли на вооружение в 1936 г., называться она стала 53-36. Увы, торпеда оказалась не лучше и не надежнее своей предшественницы. По своим ТТХ она по-прежнему отставала от зарубежных образцов. После многократных доработок флоту удалось сдать всего около ста торпед 53-36. Однако и их приходилось использовать с большими ограничениями. В 1938 г. неудавшийся образец был снят с производства. Что оставалось делать торпедостроителям, когда флот остро нуждался в современных торпедах? Только вновь обратиться к закупленным в 1932 г. итальянским образцам. Их было два — калибра 450 мм и 533 мм. Организацию воспроизводства итальянских торпед на отечественных заводах поручили НИМТИ. Вскоре рабочие чертежи были готовы и в 1936 г. приступил к изготовлению 45-сантиметровых торпед. Называться они стали 45-36Н. Буква «Н» означала, что торпеды предназначались прежде всего для эсминцев типа «Новик». Из 53-сантиметровых аппаратов подводных лодок они могли использоваться через вставные решетки. В 1938 г. на , а с 1939 г. и на «Дагдизеле» начали производиться 53-сантиметровые торпеды. Они предназначались для надводных кораблей и подводных лодок, имеющих аппараты калибра 53 см. Торпеды получили наименование 53-38.

См. также[ | ]

В Викисловаре есть статья «торпеда »
  • Торпедная атака
  • Ракета-торпеда
  • Морская мина (изначальное определение торпеды — «самодвижущаяся мина») буксируемая мина — первое вооружение первых минных катеров (морская мина, буксируемая в атаку при помощи троса)
  • шестовая мина — мина, закреплённая на шесте перед минным катером, и взрывающаяся при ударе о препятствие
  • метательная мина

Противокорабельная ракета
Противолодочная ракета

самолёты:

  • Торпедоносец
  • Воздушная торпеда Кеттеринга

корабли:

  • Подводная лодка
  • Торпедный катер
  • Миноносец
  • Эсминец

другое:

  • Torpedo Data Computer — один из ранних аналоговых компьютеров, применялся на американских подводных лодках Второй мировой для расчёта курса торпеды.
  • Бангалорская торпеда

РАТ-52

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)РАТ-52РАТ-52М

Торпеда предназначена для прицельного торпедометания по надводным кораблям с осадкой 2 м и более. Войсковые испытания торпед РАТ-52 проходили в сентябре-ноябре 1953 г. на Черном море. В ходе этой серии испытаний самолетами Ил-28Т и Ту-16Т 943-го МТАП сброшено 54 торпеды, вероятность поражения целей составила 0,17-0,38. Всего же за все время испытаний произведено около 700 сбросов и пусков торпед РАТ-52. В ходе учений установлено, что для атаки конвоев транспортов эффективно групповое применение торпед РАТ-52 с высот от 4000 м до 13000 м. Вероятность попадания в цель одиночной торпеды была 0.02%. Позже торпедоносные авиаполки отрабатывали и применение РАТ-52 с самолетов с наведением по данным РЛС ПСБН-М, что являлось фикцией т.к. данная РЛС не может определить характер движения цели, без чего невозможно прицельно применять торпеды РАТ-52.

Серийное производство торпед РАТ-52 во второй половиге 1950-х годов передано на завод “Дагизель” в г.Каспийск. Конструкция – выполнена с применением легких сплавов. Компоновка – боевое зарядное отделение, приборный отсек, кормовое отделение с РДТТ и рулевыми машинками, парашютная система. В носовой части корпуса устанавливалось стальное носовое крыло с углом атаки 23 градуса – для вывода торпеды после заглубления на заданную глубину хода.

Для предотвращения коррозии торпеды хранились в специальных контейнерах, заполненных азотом.

Парашютная система состоит из малого тормозного парашюта площадью 0,2 кв.м – уменьшает скорость снижения торпеды до 150-200 м/с, и большого парашюта площадью 2 кв.м, уменьшавшего скорость снижения до 55-75 м/с. В систему торпедометания входило также цилиндрическое стабилизирующее кольцо, воздушные элероны, предотвращавшие вращение торпеды относительно ее продольной оси, и автомат раскрытия парашюта ПАС-1

Система управления и наведение:– воздушный участок траектории – инерциальная система управления с тремя гироскопами – курса, носовой и элеронный; управление осуществлялось элеронами. стабилизация осуществлялась цилиндрическим стабилизирующим кольцом и элеронами. Для торможения торпеды во время полета так же применялись система из малого пропеллерообразного и большого (открывался на высоте 500 м) парашютов с автоматом раскрытия ПАС-1. В момент входа в воду отделялась парашютная система.

– подводный участок траектории – по первоначальному проекту предполагалась установка на торпеду акустической системы самонаведения (ССН), но в процессе проектирования от ССН отказались и торпеда стала прямоидущей. Система управления включала в себя систему креновыравнивания, гироскопический прибор курса и безынерционный гидростатический аппарат. После входа в воду торпеда проваливалась на глубину до 20 м и приводилось в горизонтальное положение с помощью носового крыла, которое предназначалось для вывода торпеды после заглубления на заданную глубину хода. далее крыло отстреливалось, включался гидростат, запускался маршевый РДТТ.

Для прицеливания на торпедоносцах использовался радиолокационный прицел ПСБН-М и оптический ОПБ-6СР. Подвеска торпед осуществлялась на самолетный держатель ДЕР-53Т. Взрыватель контактный инерционный.Двигатель – РДТТ (воздушный и подводный)

Тяга двигателя – 800-1200 кг (на стадии проекта, зависит от температуры заряда РДТТ)Масса заряда топлива – 74 кгВремя работы двигателя – 16-19 сек

ТТХ торпеды:

Калибр – 450 ммДлина – 3897 ммРазмах оперения – 750 мм

Масса – 627 кгМасса учебного варианта – 500 кг Масса БЧ – 243 кг

Дальность подводного хода – 520-600 м (в зависимости от температуры заряда РДТТ)Дальность хода после окончания работы РДТТ – 60 мСкорость полета – 160-180 м/с Скорость подводного хода – 58-68 узлов (в зависимости от температуры заряда РДТТ)Глубина хода маршевая – 2-8 м (устанавливалась штурманом самолета-торпедоносца перед сбросом торпеды)Время боевой работы торпеды при сбросе с высоты 2000 м – 35 сек (в т.ч. 26 сек – воздушный участок)

Вероятность поражения кораблей (по результатам полигонных и войсковых испытаний):

Mark 23 Grog[править | править код]

Управляемая по проводам модификация Mark 20. Принята на вооружение в 1971 году, уже будучи устаревшей, состояла на вооружении до принятия Tigerfish.

На Mark 23 была установлена забортная катушка с проводом длиной 10 000 м. В 1973 все торпеды этого типа в Королевском флоте были временно сняты с вооружения из-за отказов системы управления на больших дистанциях.

После нескольких месяцев расследования выяснилось, что причина неполадок кроется в блоке наведения фирмы . Согласно инструкции Королевского флота, все германиевые диоды в электронной части устройства были заменены на кремниевые. В результате различия характеристик диодов перестала работать система автоматического управления усилением. Обратная замена диодов решила эту проблему.

Классификация[ | ]

Современные торпеды классифицируются по следующим определяющим признакам: По назначению

  • Противокорабельные (первоначально все торпеды);
  • Противолодочные (предназначенные для поражения подводных кораблей).
  • Универсальные (предназначены для поражения как надводных, так и подводных кораблей);

Двигатель парогазовой торпеды. Подводная лодка С-56, Владивосток. По принадлежности к носителям

  • Для надводных кораблей;
  • Унифицированные для подводных лодок и надводных кораблей;
  • Унифицированные для вертолётов, самолётов противолодочной авиации;
  • Используемые в качестве боевых частей в ракето-торпедах;
  • Используемых в качестве боевых частей в минах-торпедах;

По виду двигателя (по типу энергосиловой установки)

  • На сжатом воздухе (до Первой мировой войны);
  • Парогазовые — жидкое топливо сгорает в сжатом воздухе (кислороде) с добавлением воды, а полученная смесь вращает турбину или приводит в действие поршневой двигатель; отдельным видом парогазовых торпед являются торпеды с ПГТУ Вальтера.
  • Пороховые — газы от медленно горящего пороха вращают вал двигателя или турбину;
  • Электрические;
  • Реактивные — не имеют гребных винтов, используется реактивная тяга (торпеды: РАТ-52, «Шквал»). Необходимо отличать реактивные торпеды от ракето-торпед, представляющих собой ракеты с боевыми частями-ступенями в виде торпед (ракетоторпеды «ASROC», «Водопад» и др.).

По способу наведения

  • Неуправляемые — первые образцы;
  • Прямоидущие — с магнитным компасом или гироскопическим полукомпасом;
  • Маневрирующие по заданной программе (циркулирующие) в районе предполагаемых целей — применялись Германией во Второй мировой войне;
  • Самонаводящиеся пассивные — по физическим полям цели, в основном по шуму или изменению свойств воды в кильватерном следе (первое применение — во Второй мировой войне), акустические торпеды Цаукениг (Германия, применялись подводными лодками) и Mark 24 FIDO (США, применялись только с самолётов, так как могли поразить свой корабль);
  • Самонаводящиеся активные — имеют на борту гидролокатор. Многие современные противолодочные и многоцелевые торпеды;
  • Телеуправляемые — наведение на цель осуществляется с борта надводного или подводного корабля по проводам (оптоволокну).

Выстрел противолодочной торпедой Mk.46 с борта эсминца УРО Preble (США) По типу применяемого заряда

  • С зарядом обычного взрывчатого вещества;
  • С ядерными боеприпасом;

По способу подрыва заряда (по типу взрывателя)

  • С контактным взрывателем;
  • С неконтактным взрывателем;
  • С комбинированным взрывателем;
  • С дистанционным взрывателем.

По габаритам

  • Малогабаритные (калибр до 400-мм);
  • Среднегабаритные (калибр до 550-мм);
  • Крупногабаритные (калибр более 600-мм).

По режимам хода

  • Однорежимные;
  • Многорежимные (с переключением режима на ходу и при приготовлении);

По типу траектории

  • Прямоидущие;
  • Маневрирующие;

По следности

  • Следные;
  • Бесследные;

Первые советские атомные лодки проекта 627 предполагалось вооружать крупнейшими торпедами Т-15, калибром 1550 мм, которые должны были доставлять сверхмощные термоядерные заряды (100Мт) к вражеским морским базам. Однако проект был закрыт и лодки получили обычные торпеды калибра 533 мм (в том числе с ядерной боевой частью).

Долгая дорога в дюнах

Надо признать, что идея поставить торпеды на «электрический ход» возникла довольно давно. Виной тому очевидные в прямом и переносном смысле слова недостатки тепловых энергосиловых установок. Их мощность зависит от глубины хода торпеды.

Всё дело в том, что по ходу движения торпеды необходимо удалять продукты сгорания во внешнее пространство, то есть в воду. И чем больше глубина и, соответственно, забортное давление, тем больше энергии уходит на эту работу. В предельных величинах можно достичь такой глубины, на которой вся мощность двигателя будет расходоваться на удаление выхлопа, и торпеда просто остановится. Попутным недостатком тепловых энергоустановок, вытекающим из необходимости удалять продукты сгорания, является видимый на водной поверхности след от движения торпеды.

Мощность электрической торпеды, напротив, практически не зависит от глубины хода. Во время движения не изменяется ни её масса, ни положение центра тяжести (поскольку не расходуется ни воздух, ни топливо) – следовательно, электроторпеда уверенно держит заданный курс.

Гордость и предубеждение

ВМС США гордятся Mark 48 и утверждают, что это самая быстрая, самая бесшумная и самая смертоносная торпеда в мире. Однако с каждым из пунктов этого утверждения можно поспорить. Касательно скорости, ничто не сравнится с российской суперкавитирующей торпедой «Шквал». Это продукция ещё советского ОПК.

На первый взгляд, характеристики не такие уж и выдающиеся. Кроме скорости. Она просто феноменальная! Всё дело в том, что «Шквал» движется в кавитационной полости, воздушном пузыре, что резко снижает сопротивление среды. Изначально торпеду вооружали ядерной боеголовкой в 150 кТ, впоследствии создан вариант с фугасной боевой частью весом 210 кг.

commons.wikimedia.org/One_half_3544
Ничто не сравнится по скорости с российской суперкавитирующей торпедой «Шквал».

При этом «Шквал» (как и всякая иная система вооружения) имеет свои недостатки. В частности, движение торпеды сопровождается большим количеством шума. Следовательно, гидроакустики корабля-цели уверенно зафиксируют начало атаки. Другое дело, что на таких скоростях увернуться от торпеды практически невозможно. Другие недостатки «Шквала» – малый радиус действия и примитивная система наведения, – также компенсируются невероятной скоростью.

В некотором смысле это подобно выстрелу в упор – попадёшь и без оптического прицела, всё равно противник не успеет сманеврировать. Но и атакующий поставлен в сложное положение – дистанция до цели слишком мала, риски обнаружения и последующего уничтожения, к примеру, другими кораблями ударной группы растут в геометрической прогрессии. В общем, эксперты говорят, что «Шквал» – это последний аргумент в морском бою.

Если же вы задумали действовать бесшумно, сохранив дистанцию между собой и противником, рекомендую российскую торпеду «Футляр» – новейшее достижение отечественного ОПК.

vitalykuzmin.net
Российская торпеда «Футляр» – новейшее достижение отечественного ОПК.

Особенность в том, что вращение вала происходит за счёт качающейся шайбы, на которую поочерёдно давят шатуны поршней, а сами поршни расположены параллельно валу. Такая конструкция делает двигатель чрезвычайно компактным, относительно простым и в то же самое время мощным. По некоторым данным в конструкции торпеды предусмотрены двухплоскостные рули, которые выдвигаются за калибр после того, как снаряд выходит из торпедного аппарата. Это позволяет снизить шумность, одновременно повысив эффективность управления.

Точные характеристики торпеды «Футляр», само собой, засекречены. Эксперты пользуются информацией, находящейся в открытом доступе. Но даже по обнародованным данным можно утверждать, что это оружие превосходит самый современный вариант торпеды Mk-48 mod. 7 Spiral.

Общие сведения о торпедном оружии Японии

Японцы на заводе Роберта Уайтхеда в Фиуме

SchwarzkopffWhiteheadSchwarzkopffWhiteheadяп.魚雷яп.魚яп.雷SHU 84 Shiki Nen Shiki gyoraiрус.Шу 84 Сики Нен гёрайSchwarzkopff

Торпеды собственной разработки в обозначении как правило содержали цифры, характеризующие калибр торпеды, подобно артиллерийским орудиям, и год разработки по эпохе Мэйдзи либо по старому императорскому календарю. Дополнительно в конце могла обозначаться модификация основного типа.

Японская авиационная торпеда 45 см Type 91

В годы Второй мировой войны японские торпеды имели некоторое превосходство в ходовых характеристиках за счет использования кислорода вместо воздуха. Это делало заряженные торпеды взрывоопасными, поэтому применение кислорода в торпедах других стран было ограничено опытными образцами. Эксперименты по применению кислорода в торпедах начались в Японии в 1917 году, но прекратились год спустя из за высокой взрывоопасности. Через 10 лет Шизую Ояги, будущий контр-адмирал японского флота, посетил Великобританию и получил сведения об использовании кислорода в торпедах для британских линкоров. На самом деле британские торпеды не работали на чистом кислороде, а использовали кислородно-воздушную смесь. Неточность полученных сведений заставило японцев начать разработку кислородных торпед и постройку кислородного завода в Кюре Кайгун Кошо (яп. 呉海軍工廠).
В качестве взрывчатого вещества в зарядах торпед Whitehead и Schwarzkopff использовалась пикриновая кислота или шимоза. В более поздних торпедах применялась смесь, состоявшая из 60 % тринитротолуола (ТНТ) и 40 % гексанитродифениламина (гексила).
Японцы уделяли большое значение тренировочным стрельбам, благодаря чему им удавалось не только быстро совершенствовать свои торпеды, но и добиваться высокого уровня боеготовности экипажей. Стрельбы выполнялись как правило боевыми торпедами по реальным целям.

Основные технические характеристики торпед Японии

Таблица основных характеристик торпед Японии
Тип Год разработки Год начала службы Калибр, мм Длина, м Полная масса, кг Масса боеголовки, кг Дальность хода, м Скорость хода, узлов Тип Применяемость
14″ Shu Shiki Type 84 1883 1884 356 4,57 275 20 400 22 газовая надводные корабли
14″ Shu Shiki Type 88 1887 1888 — 356 4,62 332 57 400600 2624 газовая надводные корабли
14″ Ho Type 26 1892 1893 356 4,46 338 49 600 26 газовая надводные корабли
14″ Ho Type 30 1896 1897 356 4,56 338 50 800 24 газовая надводные корабли
14″ Ho Type 32 1898 1899 356 4,56 338 50 8002500 2415 газовая миноносцы
18″ Ho Type 30 1896 1897 450 4,95 532 100 1000 27 газовая броненосцы типа Fuji
18″ Ho Type 32 1898 1899 450 4,95 541 90 10003000 2815 газовая
18″ Type 37 1904 1904 450 4,95 541 90 10003000 2815 газовая
18″ Ho Type 38 No. 1 1904 1905 450 5,15 615 100 10003000 2720 газовая надводные корабли
18″ Ho Type 38 No. 2A 1904 1905 450 5,09 614 95 10003000 3120 газовая надводные корабли
18″ Ho Type 38 No. 2В 1904 1905 450 5,09 614 95 10004000 4023 газовая надводные корабли
18″ Ho Type 42 1908 1909 450 5,15 660 95 10005000 4022 газовая надводные корабли
18″ Ho Type 43 1909 1910 450 5,19 663 95 5000 26 парогазовая надводные корабли
18″ Type 44 No. 1 1910 1911 450 5,39 719 110 4000 36 парогазовая корабли программы « 8-8»
18″ Type 44 No. 2 1910 1911 450 5,39 750 110 40008000 3526 парогазовая корабли программы «8-8»
21″ Type 43 1909 1910 533 6,39 1187 130 8000 27 парогазовая надводные корабли
21″ Type 44 No. 1 1910 1911 533 6,7 1325 160 700010000 3527 парогазовая надводные корабли
21″ Type 44 No. 2 1910 1911 533 6,7 1283 160 700010000 3527 парогазовая надводные корабли
53,3 см Type 6 1917 1918 533 6,84 1432 203 70001000015000 353226 парогазовая эсминцы и подводные лодки
53,3 см Type 89 1929 1931 533 7,163 1668 300 5500600010000 454335 парогазовая подводные лодки
61 см Type 8 No. 1 1919 1920 610 8,415 2215 300 620010000 4337 парогазовая эсминцы и легкие крейсера
61 см Type 8 No. 2 1919 1920 610 8,415 2362 346 100001500020000 383227 парогазовая эсминцы и легкие крейсера
61 см Type 90 1928 1933610 8,485 2605 375 70001000015000 464235 парогазовая тяжелые крейсера и эсминцы типа Fubuki
45 см Type 91 Mod 1 1931 1933 450 5,275 784 150 2000 43 парогазовая авиация
45 см Type 91 Mod 2 1940 1941 450 5,486 935 205 2000 43 парогазовая авиация
45 см Type 91 Mod 3 1941 1942 450 5,486 849 240 2000 43 парогазовая авиация
45 см Type 91 Mod 3 улучшенная 1942 1943 450 5,275 849 240 2000 43 парогазовая авиация
45 см Type 91 Mod 3 усиленная 1943 450 450 275 849 240 1500 43 парогазовая авиация
45 см Type 91 Mod 4 1943 1944 450 5,275 921 308 1500 43 парогазовая авиация
45 см Type 91 Mod 7 1943 1944 450 5,715 1052 420 1500 43 парогазовая авиация
45 см Type 94 Mod 2 1934 450 5,283 848 150 3000 48 парогазовая авиация
45 см Type 97 1937 1939 4505,6 980 350 5500 46 парогазовая малые подводные лодки
45 см Type 98 1941 1942 450 5,6 950 350 3200 42 парогазовая малые подводные лодки
45 см Type 2 1942 1943 450 5,6 984 350 3000 41 парогазовая малые подводные лодки и торпедные катера
45 см Type 2 специальная 1942 1943 450 5,61 975 350 2000 40 парогазовая малые подводные лодки и торпедные катера
45 см Type 4 Mark 2 1944 1945 450 5,975 984 313 1500 43 парогазовая авиация
45 см Type 4 Mark 4 1944 1945 450 5,715 1104 417 1500 42 парогазовая авиация
53,3 см Type 92 1932 1934 533 7,15 1720 300 7000 30 электрическая подводные лодки
53,3 см Type 95 Model 1 1935 1938 533 9,0 1665 405 900012000 5147 парогазовая подводные лодки
53,3 см Type 95 Model 2 1943 1944 533 9,0 1730 550 55007500 5147 парогазовая подводные лодки
53,3 см Type 96 1941 1942 533 9,0 1730 550 4500 50 парогазовая подводные лодки
61 см Type 93 Model 1 1933 1935 610 9000 2700 490 200003200040000 504238 парогазовая надводные корабли
61 см Type 93 Model 3 1943 1944 610 9000 2800 780 150002500030000 504238 парогазовая надводные корабли
61 см F3 1934 610 8,55 2700 500 8000 60 парогазовая турбина надводные корабли
28 см Type 5 1945 279 3,8 230 60 1500 23 парогазовая малые торпедные катера
48 см Type 80 1980 1984 482 3,429 649 150 30 электрическая подводные лодки типов Uzushio и Yūshio
53,3 см Type 89 1989 1992 533 267 3940049380 5540 водометный подводные лодки

Примечания[ | ]

  1. 123 П. Я Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка. 1994. Москва. «Русский язык». ISBN 5-200-02282-7
  2. 123 [wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/MO_01/chap02.html Ю. Л. Коршунов, Г. В. Успенский. Торпеды Российского флота]
  3. Анекдотическая исторія текущей войны: Апрѣль, Май, Іюнь и Іюль 1877 года (неопр.) .
  4. Термин «торпеда» в Google Books (неопр.) .
  5. 12 Online Etymology Dictionary
  6. Latin Via Proverbs
  7. Documents related to the manning, maintenance and development of the US Navy in the Antebellum Period
  8. Торпеды Фултона (англ.)
  9. А. Тарас . История подводных лодок 1624—1904 , с.205 ISBN 985-13-1108-1
  10. словарь, 2002, с. 1256.

Происхождение термина

В русском языке слово «торпедо» встречается уже в 1864 году, ещё до изобретения И. Ф. Александровского. Но тогда оно ещё обозначало не самодвижущееся устройство, а морскую мину (в оригинале — «подводная машина, употребляемая для взрыва судов»).

В 1865 году (за год до патентования торпеды Уайтхедом) И. Ф. Александровский относительно своего изобретения употребляет термин «самодвижущееся торпедо». Позже этот термин не прижился, и, вплоть до 1917 года и реформирования армии, торпеды на русском флоте именуют «самодвижущимися минами», «минами Уайтхеда», а торпедистов — «минёрами».

В обрусевшей форме «торпеда» термин употребляется в печати как минимум с 1877 года.

По поводу первого употребления этого термина в английском языке единого мнения нет. Некоторые авторитетные источники утверждают, что первая запись этого термина относится к 1776 году и в оборот его ввёл Дэвид Бушнелл, изобретатель одного из первых прототипов подводных лодок — «Черепахи». По другой, более распространённой версии первенство употребления этого слова в английском языке принадлежит Роберту Фултону и относится к началу XIX века (не позднее 1810 года)

И в том, и в другом случае термин «torpedo» обозначал не самодвижущийся сигарообразный снаряд, а подводную контактную мину яйцеобразной или бочонкообразной формы, которые имели мало общего с торпедами Уайтхеда и Александровского.

Изначально в английском языке слово «torpedo» обозначает электрических скатов, и существует с XVI века и заимствовано из латинского языка (лат. torpedo), которое, в свою очередь, первоначально обозначало «оцепенение», «окоченение», «неподвижность». Термин связывают с эффектом от «удара» электрического ската.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий