Великобритания
Обозначение | Тип | Калибр, кг | Масса взрывчатого вещества, кг | Год разработки | Носители |
---|---|---|---|---|---|
Mk.I, II, III, IV, V, VI,VII, VIII, IX, X, XII | Фугасные | 227 | 113 |
Обозначение | Назначение | Диаметр, мм | Масса взрывчатого вещества, кг | Максимальная скорость хода, узлов | Максимальная дальность, м / Скорость, узлов | Год разработки | Носители |
---|---|---|---|---|---|---|---|
18″ Mark VII | Противокорабельная | 450 | 150 | 2300 / 35 | 1913 | Sopwith Cuckoo | |
18″ Mark VIII | Противокорабельная | 450 | 150 | 2300 / 35 | 1913 | Blackburn Dart, Blackburn Ripon и пр. | |
18″ Mark IX | Противокорабельная | 450 | – | – | – | – | Blackburn Ripon, Blackburn Baffin и пр. |
18″ Mark XI | Противокорабельная | 450 | 211 | 2300 / 35 | 1934 | Fairey Swordfish и пр. | |
18″ Mark XII | Противокорабельная | 450 | 176 | 3200 / | 1935 | Fairey Swordfish, Bristol Beaufort и пр. | |
18″ Mark XIV | Противокорабельная | 450 | 170 | 2600 / | 1938 | Самолеты | |
18″ Mark XV | Противокорабельная | 450 | 247 | 3200 / | 1942 | Bristol Beaufort, Bristol Beaufighter | |
18″ Mark XVII | Противокорабельная | 450 | 270 | 2300 / 40 | 1944 | Blackburn Firebrand | |
18″ Mark 30 | Противолодочная | 450 | 270 | 2300 / 19 | 1946 | Hawker-Siddeley Nimrod, Avro Shackleton | |
Sting Ray | Противолодочная | 325 | 45 | 3000 / 45 | 1977 | Hawker-Siddeley Nimrod, AgustaWestland AW101 ́ |
Обозначение | Калибр, мм | Боевая часть | Масса, кг | Масса боевой части, кг | Дальность, км | Год разработки | Носители |
---|---|---|---|---|---|---|---|
RP-3 60 lb | 76 | Фугасная / Полубронебойная | 22,31 / 27,27 | 1,36 / 5,45 | 1,6 | 1942 | Fairey Firefly, Fairey Swordfish и др. |
Обозначение | Тип | Система самонаведения | Масса, кг | Масса боевой части, кг | Дальность, км | Максимальная скорость полета, км/ч | Год разработки | Носители |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Firestreak | Малой дальности | Инфракрасная | 136 | 22,7 | 6,4 | 3672 | 1951 | De Havilland DH.110 Sea Vixen |
Red Top | Малой дальности | Инфракрасная | 154 | 31 | 12 | 3917 | 1957 | De Havilland DH.110 Sea Vixen |
Обозначение | Тип | Наведение | Боевая часть | Масса, кг | Масса боевой части, кг | Дальность, км | Максимальная скорость полета, км/ч | Год разработки | Носители |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Lightweight Multirole Missile | Многоцелевая | Лазерное и инфракрасная ГСН | Осколочно-фугасная | 13 | 3 | 8 | 1836 | 2008 | Вертолеты, БПЛА |
Обозначение | Тип ГСН | Боевая часть | Масса , кг | Масса боевой части, кг | Дальность, км | Максимальная скорость полета, км/ч | Год разработки | Носители |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Sea Eagle | Инерциальная и активная радиолокационная | Полубронебойная | 580 | 230 | 110 | 1038 | 1976 | Blackburn Buccaneer, British Aerospace Sea Harrier и др. |
Sea Skua | Полуактивная радиолокационная | Полубронебойная | 147 | 39 | 25 | 979 | 1972 | Westland Lynx |
Боевое применение
(ссылка)
Пуск торпеды Mark 13
Чтобы кратко описать боевое применение данного типа торпед, приведём цитату из труда Фридмана «US Naval Weapons»: «При обзоре боевого применения этой торпеды необходимо упомянуть 1287 атак (именно столько было выпущено с самолётов, еще 150 – торпедными катерами), 514 из которых (это 40%) попали по целям, включая то, что 50% этих попаданий пришлось на линкоры и авианосцы (всего 322 атаки, считая Мидуэй), 31% — на эсминцы (179 атак), а 41% из 445 атак — на торговые суда». И хотя господин Фридман не отметил в своей работе, но мы скажем, что, по крайней мере, восемь японских крейсеров были торпедированы Mk. 13 за время войны. Это процентное отношение попаданий, скорее всего, немного завышено, но, тем не менее, иллюстрирует общие успехи пилотов ВМС США за время войны.
История разработки
В декабре 1926 г. после передачи завода Лесснера в Остехбюро началось его восстановление и подготовка к производству. Первой серийной продукцией завода, получившего, кстати, в ноябре 1927 г. новое название «Двигатель», стали торпеды 53-27. К сожалению, не все шло гладко. С 1927 г. по 1930 г. было изготовлено всего 52 торпеды. Конструктивное несовершенство проекта и низкое качество изготовления торпед постоянно приводили к нареканиям флота. Главный недостаток торпеды заключался в том, что из-за малой дальности хода она могла использоваться практически только с подводных лодок и торпедных катеров. Для надводных кораблей дальность ее хода была явно мала. К тому же торпеда плохо управлялась по глубине и не обладала достаточной герметичностью. И все же ее производство продолжалось. В 1934 г. завод выпустил 850 торпед 53-27: 629 — для подводных лодок и 221 — для надводных кораблей.
Наблюдение за серийным производством торпед, как и за всеми ведущимися в области торпедостроения научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими работами осуществлялось в то время Научно-техническим комитетом (НТК) ВМС РККА. В 1932 г. эти функции были переданы вновь созданному Научно-исследовательскому (1938—1948 гг. — Научно-испытательному) Минно-торпедному институту (НИМТИ) ВМС.
Практически заново создавалась и торпедостроительная промышленность. Создана она была в рекордно короткие сроки. К концу 30-х годов торпеды производились уже на четырех заводах: в Ленинграде на и им. К. Е. Ворошилова, в Большом Токмаке под Днепропетровском на и на вновь построенном в 1938 г. заводе под Махачкалой (впоследствии «Дагдизель»), Сдача торпед флоту осуществлялась тремя пристрелочными станциями: под Ленинградом на Копанском озере, в Крыму под Феодосией и на Каспийском море.
Парогазовая торпеда 53-38: А — боевая головная часть; Б — учебная головная часть; 1 — взрывчатое вещество боевого зарядного отделения; 2 — инерционные взрыватели с запальными стаканами; 3 — воздушный резервуар; 4 — водяной отсек; 5 — масляный баллон; 6 — керосиновый баллон; 7 — гидростатический аппарат; 8 — подогревательный аппарат; 9 — цилиндр главной машины; 10 — рулевая машина; 11 — шатунно-кривошипный и распределительные механизмы главной машины, заключенные в картер; 12 — прибор Обри; 13 — хвостовая часть с рулями глубины и направления, двумя винтами
Первоочередной задачей советских торпедистов стала модернизация торпеды 53-27. Прежде всего требовалось ввести для надводных кораблей второй дальноходный режим скорости. С этой целью были использованы заимствованные с закупленной в 1932 г. в Италии торпеды 53Ф регулятор давления, подогревательный аппарат, гидростат и ряд других механизмов. Модернизированную торпеду приняли на вооружение в 1936 г., называться она стала 53-36. Увы, торпеда оказалась не лучше и не надежнее своей предшественницы. По своим ТТХ она по-прежнему отставала от зарубежных образцов. После многократных доработок флоту удалось сдать всего около ста торпед 53-36. Однако и их приходилось использовать с большими ограничениями. В 1938 г. неудавшийся образец был снят с производства. Что оставалось делать торпедостроителям, когда флот остро нуждался в современных торпедах? Только вновь обратиться к закупленным в 1932 г. итальянским образцам. Их было два — калибра 450 мм и 533 мм. Организацию воспроизводства итальянских торпед на отечественных заводах поручили НИМТИ. Вскоре рабочие чертежи были готовы и в 1936 г. приступил к изготовлению 45-сантиметровых торпед. Называться они стали 45-36Н. Буква «Н» означала, что торпеды предназначались прежде всего для эсминцев типа «Новик». Из 53-сантиметровых аппаратов подводных лодок они могли использоваться через вставные решетки. В 1938 г. на , а с 1939 г. и на «Дагдизеле» начали производиться 53-сантиметровые торпеды. Они предназначались для надводных кораблей и подводных лодок, имеющих аппараты калибра 53 см. Торпеды получили наименование 53-38.
См. также[ | ]
В Викисловаре есть статья «торпеда » |
- Торпедная атака
- Ракета-торпеда
- Морская мина (изначальное определение торпеды — «самодвижущаяся мина») буксируемая мина — первое вооружение первых минных катеров (морская мина, буксируемая в атаку при помощи троса)
- шестовая мина — мина, закреплённая на шесте перед минным катером, и взрывающаяся при ударе о препятствие
- метательная мина
Противокорабельная ракета
Противолодочная ракета
самолёты:
- Торпедоносец
- Воздушная торпеда Кеттеринга
корабли:
- Подводная лодка
- Торпедный катер
- Миноносец
- Эсминец
другое:
- Torpedo Data Computer — один из ранних аналоговых компьютеров, применялся на американских подводных лодках Второй мировой для расчёта курса торпеды.
- Бангалорская торпеда
РАТ-52
ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)РАТ-52РАТ-52М
Торпеда предназначена для прицельного торпедометания по надводным кораблям с осадкой 2 м и более. Войсковые испытания торпед РАТ-52 проходили в сентябре-ноябре 1953 г. на Черном море. В ходе этой серии испытаний самолетами Ил-28Т и Ту-16Т 943-го МТАП сброшено 54 торпеды, вероятность поражения целей составила 0,17-0,38. Всего же за все время испытаний произведено около 700 сбросов и пусков торпед РАТ-52. В ходе учений установлено, что для атаки конвоев транспортов эффективно групповое применение торпед РАТ-52 с высот от 4000 м до 13000 м. Вероятность попадания в цель одиночной торпеды была 0.02%. Позже торпедоносные авиаполки отрабатывали и применение РАТ-52 с самолетов с наведением по данным РЛС ПСБН-М, что являлось фикцией т.к. данная РЛС не может определить характер движения цели, без чего невозможно прицельно применять торпеды РАТ-52.
Серийное производство торпед РАТ-52 во второй половиге 1950-х годов передано на завод “Дагизель” в г.Каспийск. Конструкция – выполнена с применением легких сплавов. Компоновка – боевое зарядное отделение, приборный отсек, кормовое отделение с РДТТ и рулевыми машинками, парашютная система. В носовой части корпуса устанавливалось стальное носовое крыло с углом атаки 23 градуса – для вывода торпеды после заглубления на заданную глубину хода.
Для предотвращения коррозии торпеды хранились в специальных контейнерах, заполненных азотом.
Парашютная система состоит из малого тормозного парашюта площадью 0,2 кв.м – уменьшает скорость снижения торпеды до 150-200 м/с, и большого парашюта площадью 2 кв.м, уменьшавшего скорость снижения до 55-75 м/с. В систему торпедометания входило также цилиндрическое стабилизирующее кольцо, воздушные элероны, предотвращавшие вращение торпеды относительно ее продольной оси, и автомат раскрытия парашюта ПАС-1
Система управления и наведение:– воздушный участок траектории – инерциальная система управления с тремя гироскопами – курса, носовой и элеронный; управление осуществлялось элеронами. стабилизация осуществлялась цилиндрическим стабилизирующим кольцом и элеронами. Для торможения торпеды во время полета так же применялись система из малого пропеллерообразного и большого (открывался на высоте 500 м) парашютов с автоматом раскрытия ПАС-1. В момент входа в воду отделялась парашютная система.
– подводный участок траектории – по первоначальному проекту предполагалась установка на торпеду акустической системы самонаведения (ССН), но в процессе проектирования от ССН отказались и торпеда стала прямоидущей. Система управления включала в себя систему креновыравнивания, гироскопический прибор курса и безынерционный гидростатический аппарат. После входа в воду торпеда проваливалась на глубину до 20 м и приводилось в горизонтальное положение с помощью носового крыла, которое предназначалось для вывода торпеды после заглубления на заданную глубину хода. далее крыло отстреливалось, включался гидростат, запускался маршевый РДТТ.
Для прицеливания на торпедоносцах использовался радиолокационный прицел ПСБН-М и оптический ОПБ-6СР. Подвеска торпед осуществлялась на самолетный держатель ДЕР-53Т. Взрыватель контактный инерционный.Двигатель – РДТТ (воздушный и подводный)
Тяга двигателя – 800-1200 кг (на стадии проекта, зависит от температуры заряда РДТТ)Масса заряда топлива – 74 кгВремя работы двигателя – 16-19 сек
ТТХ торпеды:
Калибр – 450 ммДлина – 3897 ммРазмах оперения – 750 мм
Масса – 627 кгМасса учебного варианта – 500 кг Масса БЧ – 243 кг
Дальность подводного хода – 520-600 м (в зависимости от температуры заряда РДТТ)Дальность хода после окончания работы РДТТ – 60 мСкорость полета – 160-180 м/с Скорость подводного хода – 58-68 узлов (в зависимости от температуры заряда РДТТ)Глубина хода маршевая – 2-8 м (устанавливалась штурманом самолета-торпедоносца перед сбросом торпеды)Время боевой работы торпеды при сбросе с высоты 2000 м – 35 сек (в т.ч. 26 сек – воздушный участок)
Вероятность поражения кораблей (по результатам полигонных и войсковых испытаний):
Mark 23 Grog[править | править код]
Управляемая по проводам модификация Mark 20. Принята на вооружение в 1971 году, уже будучи устаревшей, состояла на вооружении до принятия Tigerfish.
На Mark 23 была установлена забортная катушка с проводом длиной 10 000 м. В 1973 все торпеды этого типа в Королевском флоте были временно сняты с вооружения из-за отказов системы управления на больших дистанциях.
После нескольких месяцев расследования выяснилось, что причина неполадок кроется в блоке наведения фирмы . Согласно инструкции Королевского флота, все германиевые диоды в электронной части устройства были заменены на кремниевые. В результате различия характеристик диодов перестала работать система автоматического управления усилением. Обратная замена диодов решила эту проблему.
Классификация[ | ]
Современные торпеды классифицируются по следующим определяющим признакам: По назначению
- Противокорабельные (первоначально все торпеды);
- Противолодочные (предназначенные для поражения подводных кораблей).
- Универсальные (предназначены для поражения как надводных, так и подводных кораблей);
Двигатель парогазовой торпеды. Подводная лодка С-56, Владивосток. По принадлежности к носителям
- Для надводных кораблей;
- Унифицированные для подводных лодок и надводных кораблей;
- Унифицированные для вертолётов, самолётов противолодочной авиации;
- Используемые в качестве боевых частей в ракето-торпедах;
- Используемых в качестве боевых частей в минах-торпедах;
По виду двигателя (по типу энергосиловой установки)
- На сжатом воздухе (до Первой мировой войны);
- Парогазовые — жидкое топливо сгорает в сжатом воздухе (кислороде) с добавлением воды, а полученная смесь вращает турбину или приводит в действие поршневой двигатель; отдельным видом парогазовых торпед являются торпеды с ПГТУ Вальтера.
- Пороховые — газы от медленно горящего пороха вращают вал двигателя или турбину;
- Электрические;
- Реактивные — не имеют гребных винтов, используется реактивная тяга (торпеды: РАТ-52, «Шквал»). Необходимо отличать реактивные торпеды от ракето-торпед, представляющих собой ракеты с боевыми частями-ступенями в виде торпед (ракетоторпеды «ASROC», «Водопад» и др.).
По способу наведения
- Неуправляемые — первые образцы;
- Прямоидущие — с магнитным компасом или гироскопическим полукомпасом;
- Маневрирующие по заданной программе (циркулирующие) в районе предполагаемых целей — применялись Германией во Второй мировой войне;
- Самонаводящиеся пассивные — по физическим полям цели, в основном по шуму или изменению свойств воды в кильватерном следе (первое применение — во Второй мировой войне), акустические торпеды Цаукениг (Германия, применялись подводными лодками) и Mark 24 FIDO (США, применялись только с самолётов, так как могли поразить свой корабль);
- Самонаводящиеся активные — имеют на борту гидролокатор. Многие современные противолодочные и многоцелевые торпеды;
- Телеуправляемые — наведение на цель осуществляется с борта надводного или подводного корабля по проводам (оптоволокну).
Выстрел противолодочной торпедой Mk.46 с борта эсминца УРО Preble (США) По типу применяемого заряда
- С зарядом обычного взрывчатого вещества;
- С ядерными боеприпасом;
По способу подрыва заряда (по типу взрывателя)
- С контактным взрывателем;
- С неконтактным взрывателем;
- С комбинированным взрывателем;
- С дистанционным взрывателем.
По габаритам
- Малогабаритные (калибр до 400-мм);
- Среднегабаритные (калибр до 550-мм);
- Крупногабаритные (калибр более 600-мм).
По режимам хода
- Однорежимные;
- Многорежимные (с переключением режима на ходу и при приготовлении);
По типу траектории
- Прямоидущие;
- Маневрирующие;
По следности
- Следные;
- Бесследные;
Первые советские атомные лодки проекта 627 предполагалось вооружать крупнейшими торпедами Т-15, калибром 1550 мм, которые должны были доставлять сверхмощные термоядерные заряды (100Мт) к вражеским морским базам. Однако проект был закрыт и лодки получили обычные торпеды калибра 533 мм (в том числе с ядерной боевой частью).
Долгая дорога в дюнах
Надо признать, что идея поставить торпеды на «электрический ход» возникла довольно давно. Виной тому очевидные в прямом и переносном смысле слова недостатки тепловых энергосиловых установок. Их мощность зависит от глубины хода торпеды.
Всё дело в том, что по ходу движения торпеды необходимо удалять продукты сгорания во внешнее пространство, то есть в воду. И чем больше глубина и, соответственно, забортное давление, тем больше энергии уходит на эту работу. В предельных величинах можно достичь такой глубины, на которой вся мощность двигателя будет расходоваться на удаление выхлопа, и торпеда просто остановится. Попутным недостатком тепловых энергоустановок, вытекающим из необходимости удалять продукты сгорания, является видимый на водной поверхности след от движения торпеды.
Мощность электрической торпеды, напротив, практически не зависит от глубины хода. Во время движения не изменяется ни её масса, ни положение центра тяжести (поскольку не расходуется ни воздух, ни топливо) – следовательно, электроторпеда уверенно держит заданный курс.
Гордость и предубеждение
ВМС США гордятся Mark 48 и утверждают, что это самая быстрая, самая бесшумная и самая смертоносная торпеда в мире. Однако с каждым из пунктов этого утверждения можно поспорить. Касательно скорости, ничто не сравнится с российской суперкавитирующей торпедой «Шквал». Это продукция ещё советского ОПК.
На первый взгляд, характеристики не такие уж и выдающиеся. Кроме скорости. Она просто феноменальная! Всё дело в том, что «Шквал» движется в кавитационной полости, воздушном пузыре, что резко снижает сопротивление среды. Изначально торпеду вооружали ядерной боеголовкой в 150 кТ, впоследствии создан вариант с фугасной боевой частью весом 210 кг.
commons.wikimedia.org/One_half_3544
Ничто не сравнится по скорости с российской суперкавитирующей торпедой «Шквал».
При этом «Шквал» (как и всякая иная система вооружения) имеет свои недостатки. В частности, движение торпеды сопровождается большим количеством шума. Следовательно, гидроакустики корабля-цели уверенно зафиксируют начало атаки. Другое дело, что на таких скоростях увернуться от торпеды практически невозможно. Другие недостатки «Шквала» – малый радиус действия и примитивная система наведения, – также компенсируются невероятной скоростью.
В некотором смысле это подобно выстрелу в упор – попадёшь и без оптического прицела, всё равно противник не успеет сманеврировать. Но и атакующий поставлен в сложное положение – дистанция до цели слишком мала, риски обнаружения и последующего уничтожения, к примеру, другими кораблями ударной группы растут в геометрической прогрессии. В общем, эксперты говорят, что «Шквал» – это последний аргумент в морском бою.
Если же вы задумали действовать бесшумно, сохранив дистанцию между собой и противником, рекомендую российскую торпеду «Футляр» – новейшее достижение отечественного ОПК.
vitalykuzmin.net
Российская торпеда «Футляр» – новейшее достижение отечественного ОПК.
Особенность в том, что вращение вала происходит за счёт качающейся шайбы, на которую поочерёдно давят шатуны поршней, а сами поршни расположены параллельно валу. Такая конструкция делает двигатель чрезвычайно компактным, относительно простым и в то же самое время мощным. По некоторым данным в конструкции торпеды предусмотрены двухплоскостные рули, которые выдвигаются за калибр после того, как снаряд выходит из торпедного аппарата. Это позволяет снизить шумность, одновременно повысив эффективность управления.
Точные характеристики торпеды «Футляр», само собой, засекречены. Эксперты пользуются информацией, находящейся в открытом доступе. Но даже по обнародованным данным можно утверждать, что это оружие превосходит самый современный вариант торпеды Mk-48 mod. 7 Spiral.
Общие сведения о торпедном оружии Японии
Японцы на заводе Роберта Уайтхеда в Фиуме
SchwarzkopffWhiteheadSchwarzkopffWhiteheadяп.魚雷яп.魚яп.雷SHU 84 Shiki Nen Shiki gyoraiрус.Шу 84 Сики Нен гёрайSchwarzkopff
Торпеды собственной разработки в обозначении как правило содержали цифры, характеризующие калибр торпеды, подобно артиллерийским орудиям, и год разработки по эпохе Мэйдзи либо по старому императорскому календарю. Дополнительно в конце могла обозначаться модификация основного типа.
Японская авиационная торпеда 45 см Type 91
В годы Второй мировой войны японские торпеды имели некоторое превосходство в ходовых характеристиках за счет использования кислорода вместо воздуха. Это делало заряженные торпеды взрывоопасными, поэтому применение кислорода в торпедах других стран было ограничено опытными образцами. Эксперименты по применению кислорода в торпедах начались в Японии в 1917 году, но прекратились год спустя из за высокой взрывоопасности. Через 10 лет Шизую Ояги, будущий контр-адмирал японского флота, посетил Великобританию и получил сведения об использовании кислорода в торпедах для британских линкоров. На самом деле британские торпеды не работали на чистом кислороде, а использовали кислородно-воздушную смесь. Неточность полученных сведений заставило японцев начать разработку кислородных торпед и постройку кислородного завода в Кюре Кайгун Кошо (яп. 呉海軍工廠).
В качестве взрывчатого вещества в зарядах торпед Whitehead и Schwarzkopff использовалась пикриновая кислота или шимоза. В более поздних торпедах применялась смесь, состоявшая из 60 % тринитротолуола (ТНТ) и 40 % гексанитродифениламина (гексила).
Японцы уделяли большое значение тренировочным стрельбам, благодаря чему им удавалось не только быстро совершенствовать свои торпеды, но и добиваться высокого уровня боеготовности экипажей. Стрельбы выполнялись как правило боевыми торпедами по реальным целям.
Основные технические характеристики торпед Японии
Таблица основных характеристик торпед Японии | ||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тип | Год разработки | Год начала службы | Калибр, мм | Длина, м | Полная масса, кг | Масса боеголовки, кг | Дальность хода, м | Скорость хода, узлов | Тип | Применяемость |
14″ Shu Shiki Type 84 | 1883 | 1884 | 356 | 4,57 | 275 | 20 | 400 | 22 | газовая | надводные корабли |
14″ Shu Shiki Type 88 | 1887 | 1888 — | 356 | 4,62 | 332 | 57 | 400600 | 2624 | газовая | надводные корабли |
14″ Ho Type 26 | 1892 | 1893 | 356 | 4,46 | 338 | 49 | 600 | 26 | газовая | надводные корабли |
14″ Ho Type 30 | 1896 | 1897 | 356 | 4,56 | 338 | 50 | 800 | 24 | газовая | надводные корабли |
14″ Ho Type 32 | 1898 | 1899 | 356 | 4,56 | 338 | 50 | 8002500 | 2415 | газовая | миноносцы |
18″ Ho Type 30 | 1896 | 1897 | 450 | 4,95 | 532 | 100 | 1000 | 27 | газовая | броненосцы типа Fuji |
18″ Ho Type 32 | 1898 | 1899 | 450 | 4,95 | 541 | 90 | 10003000 | 2815 | газовая | |
18″ Type 37 | 1904 | 1904 | 450 | 4,95 | 541 | 90 | 10003000 | 2815 | газовая | |
18″ Ho Type 38 No. 1 | 1904 | 1905 | 450 | 5,15 | 615 | 100 | 10003000 | 2720 | газовая | надводные корабли |
18″ Ho Type 38 No. 2A | 1904 | 1905 | 450 | 5,09 | 614 | 95 | 10003000 | 3120 | газовая | надводные корабли |
18″ Ho Type 38 No. 2В | 1904 | 1905 | 450 | 5,09 | 614 | 95 | 10004000 | 4023 | газовая | надводные корабли |
18″ Ho Type 42 | 1908 | 1909 | 450 | 5,15 | 660 | 95 | 10005000 | 4022 | газовая | надводные корабли |
18″ Ho Type 43 | 1909 | 1910 | 450 | 5,19 | 663 | 95 | 5000 | 26 | парогазовая | надводные корабли |
18″ Type 44 No. 1 | 1910 | 1911 | 450 | 5,39 | 719 | 110 | 4000 | 36 | парогазовая | корабли программы « 8-8» |
18″ Type 44 No. 2 | 1910 | 1911 | 450 | 5,39 | 750 | 110 | 40008000 | 3526 | парогазовая | корабли программы «8-8» |
21″ Type 43 | 1909 | 1910 | 533 | 6,39 | 1187 | 130 | 8000 | 27 | парогазовая | надводные корабли |
21″ Type 44 No. 1 | 1910 | 1911 | 533 | 6,7 | 1325 | 160 | 700010000 | 3527 | парогазовая | надводные корабли |
21″ Type 44 No. 2 | 1910 | 1911 | 533 | 6,7 | 1283 | 160 | 700010000 | 3527 | парогазовая | надводные корабли |
53,3 см Type 6 | 1917 | 1918 | 533 | 6,84 | 1432 | 203 | 70001000015000 | 353226 | парогазовая | эсминцы и подводные лодки |
53,3 см Type 89 | 1929 | 1931 | 533 | 7,163 | 1668 | 300 | 5500600010000 | 454335 | парогазовая | подводные лодки |
61 см Type 8 No. 1 | 1919 | 1920 | 610 | 8,415 | 2215 | 300 | 620010000 | 4337 | парогазовая | эсминцы и легкие крейсера |
61 см Type 8 No. 2 | 1919 | 1920 | 610 | 8,415 | 2362 | 346 | 100001500020000 | 383227 | парогазовая | эсминцы и легкие крейсера |
61 см Type 90 | 1928 | 1933 | 610 | 8,485 | 2605 | 375 | 70001000015000 | 464235 | парогазовая | тяжелые крейсера и эсминцы типа Fubuki |
45 см Type 91 Mod 1 | 1931 | 1933 | 450 | 5,275 | 784 | 150 | 2000 | 43 | парогазовая | авиация |
45 см Type 91 Mod 2 | 1940 | 1941 | 450 | 5,486 | 935 | 205 | 2000 | 43 | парогазовая | авиация |
45 см Type 91 Mod 3 | 1941 | 1942 | 450 | 5,486 | 849 | 240 | 2000 | 43 | парогазовая | авиация |
45 см Type 91 Mod 3 улучшенная | 1942 | 1943 | 450 | 5,275 | 849 | 240 | 2000 | 43 | парогазовая | авиация |
45 см Type 91 Mod 3 усиленная | 1943 | 450 | 450 | 275 | 849 | 240 | 1500 | 43 | парогазовая | авиация |
45 см Type 91 Mod 4 | 1943 | 1944 | 450 | 5,275 | 921 | 308 | 1500 | 43 | парогазовая | авиация |
45 см Type 91 Mod 7 | 1943 | 1944 | 450 | 5,715 | 1052 | 420 | 1500 | 43 | парогазовая | авиация |
45 см Type 94 Mod 2 | 1934 | 450 | 5,283 | 848 | 150 | 3000 | 48 | парогазовая | авиация | |
45 см Type 97 | 1937 | 1939 | 450 | 5,6 | 980 | 350 | 5500 | 46 | парогазовая | малые подводные лодки |
45 см Type 98 | 1941 | 1942 | 450 | 5,6 | 950 | 350 | 3200 | 42 | парогазовая | малые подводные лодки |
45 см Type 2 | 1942 | 1943 | 450 | 5,6 | 984 | 350 | 3000 | 41 | парогазовая | малые подводные лодки и торпедные катера |
45 см Type 2 специальная | 1942 | 1943 | 450 | 5,61 | 975 | 350 | 2000 | 40 | парогазовая | малые подводные лодки и торпедные катера |
45 см Type 4 Mark 2 | 1944 | 1945 | 450 | 5,975 | 984 | 313 | 1500 | 43 | парогазовая | авиация |
45 см Type 4 Mark 4 | 1944 | 1945 | 450 | 5,715 | 1104 | 417 | 1500 | 42 | парогазовая | авиация |
53,3 см Type 92 | 1932 | 1934 | 533 | 7,15 | 1720 | 300 | 7000 | 30 | электрическая | подводные лодки |
53,3 см Type 95 Model 1 | 1935 | 1938 | 533 | 9,0 | 1665 | 405 | 900012000 | 5147 | парогазовая | подводные лодки |
53,3 см Type 95 Model 2 | 1943 | 1944 | 533 | 9,0 | 1730 | 550 | 55007500 | 5147 | парогазовая | подводные лодки |
53,3 см Type 96 | 1941 | 1942 | 533 | 9,0 | 1730 | 550 | 4500 | 50 | парогазовая | подводные лодки |
61 см Type 93 Model 1 | 1933 | 1935 | 610 | 9000 | 2700 | 490 | 200003200040000 | 504238 | парогазовая | надводные корабли |
61 см Type 93 Model 3 | 1943 | 1944 | 610 | 9000 | 2800 | 780 | 150002500030000 | 504238 | парогазовая | надводные корабли |
61 см F3 | 1934 | 610 | 8,55 | 2700 | 500 | 8000 | 60 | парогазовая турбина | надводные корабли | |
28 см Type 5 | 1945 | 279 | 3,8 | 230 | 60 | 1500 | 23 | парогазовая | малые торпедные катера | |
48 см Type 80 | 1980 | 1984 | 482 | 3,429 | 649 | 150 | 30 | электрическая | подводные лодки типов Uzushio и Yūshio | |
53,3 см Type 89 | 1989 | 1992 | 533 | 267 | 3940049380 | 5540 | водометный | подводные лодки |
Примечания[ | ]
- ↑ 123 П. Я Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка. 1994. Москва. «Русский язык». ISBN 5-200-02282-7
- ↑ 123 [wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/MO_01/chap02.html Ю. Л. Коршунов, Г. В. Успенский. Торпеды Российского флота]
- Анекдотическая исторія текущей войны: Апрѣль, Май, Іюнь и Іюль 1877 года (неопр.) .
- Термин «торпеда» в Google Books (неопр.) .
- ↑ 12 Online Etymology Dictionary
- Latin Via Proverbs
- Documents related to the manning, maintenance and development of the US Navy in the Antebellum Period
- Торпеды Фултона (англ.)
- А. Тарас . История подводных лодок 1624—1904 , с.205 ISBN 985-13-1108-1
- словарь, 2002, с. 1256.
Происхождение термина
В русском языке слово «торпедо» встречается уже в 1864 году, ещё до изобретения И. Ф. Александровского. Но тогда оно ещё обозначало не самодвижущееся устройство, а морскую мину (в оригинале — «подводная машина, употребляемая для взрыва судов»).
В 1865 году (за год до патентования торпеды Уайтхедом) И. Ф. Александровский относительно своего изобретения употребляет термин «самодвижущееся торпедо». Позже этот термин не прижился, и, вплоть до 1917 года и реформирования армии, торпеды на русском флоте именуют «самодвижущимися минами», «минами Уайтхеда», а торпедистов — «минёрами».
В обрусевшей форме «торпеда» термин употребляется в печати как минимум с 1877 года.
По поводу первого употребления этого термина в английском языке единого мнения нет. Некоторые авторитетные источники утверждают, что первая запись этого термина относится к 1776 году и в оборот его ввёл Дэвид Бушнелл, изобретатель одного из первых прототипов подводных лодок — «Черепахи». По другой, более распространённой версии первенство употребления этого слова в английском языке принадлежит Роберту Фултону и относится к началу XIX века (не позднее 1810 года)
И в том, и в другом случае термин «torpedo» обозначал не самодвижущийся сигарообразный снаряд, а подводную контактную мину яйцеобразной или бочонкообразной формы, которые имели мало общего с торпедами Уайтхеда и Александровского.
Изначально в английском языке слово «torpedo» обозначает электрических скатов, и существует с XVI века и заимствовано из латинского языка (лат. torpedo), которое, в свою очередь, первоначально обозначало «оцепенение», «окоченение», «неподвижность». Термин связывают с эффектом от «удара» электрического ската.