Т-80УД – Т-84

Заключительные замечания

В ходе модернизации трех основных боевых танков России за
прошедшие годы, прежде всего, значительно улучшены огневая мощь и защита. С
введением прицельного устройства “Сосна-У” с мощным французским
тепловизором ликвидировано более, чем десятилетнее отставание в ведении ночного
боя. Особенно модели Т-72Б3/Б4 и Т-90М с новой 125 мм гладкоствольной пушкой 2
А46М-5 и современной системой управления огнем “Калина” по уровню
огневой мощи почти догнали танк Т-14 “Армата”. Целенаправленно
улучшена защищенность, среди прочего, благодаря использованию самой мощной динамической
брони типа “Реликт”.

Динамическая броня “Реликт”

С другой стороны, в настоящей статье также показано, что
правительство России не смогло реализовать объявленное в 2015 г. полноценное
восстановление сухопутных войск путем введения разнообразных новых боевых машин.
Вместо этого оно инициировало комплексную программу модернизации представленных
моделей основных боевых танков. Возможно, это решение обусловлено множеством
причин – как, например, стоимость.

Новые боевые машины, представленные в 2015 г. частично
характеризуются значительным увеличением сложности, из-за чего, вероятно, будут
иметь цену за единицу порядка 6-7 млн. евро. С сокращающимся оборонным бюджетом
удалось бы достигнуть только минимальных показателей норм производства – в результате
поступление в войска значительного количества отложено на длительный срок.

Возможно, с одной стороны, российская оборонная
промышленность была не в состоянии, изготавливать особенно сложные опто-электронные
комплектующие с необходимым стабильным качеством и в требуемом количестве.
После распада Советского Союза в военной промышленности имели место
многочисленные распады производств, а также приватизации компаний со
значительным сокращением производственных мощностей. В пользу этого говорит,
например, обращение к современному прицельному устройству из Беларуси (с
тепловизором из Франции).

Прицельный комплекс “Сосна-У”

С другой стороны, очевидно стремление к сохранению всех возможных
производств танков. Даже деактивированный танковый завод в Омске снова
обеспечен новыми заказами. Как следствие, за обозримый промежуток времени
произошло оснащение ВС России относительно современными боевыми машинами.

Реактивация Омского танкового завода может быть также связана
с сильным влиянием местных политиков, нацеленных на возрождение промышленности
в этом регионе. Повышение боевой ценности нескольких типов танков в
относительно большом количестве позволяет сохранять больше рабочих мест. Напротив,
очень сложные системы изготавливаются крайне ограниченными партиями.

В целом, снова упущен шанс использовать паузу в планировании
для упрощения логистики и стандартизации. В ближайшие 10-15 лет снова потребуется
обеспечивать три типа ОБТ различными комплектующими в таких логистически
критических областях, как привод и трансмиссия. Но также весьма вероятно, что
дизельные модели имели бы значительные проблемы в арктическом климате,
например, при холодном старте.

Российская система активной защиты “Арена-Е”
демонстрировалась на каждой выставке вооружений, начиная с 1992 г. Недостатками
этой версии, среди прочего, были размер и расположение сенсорной головки. С
2012 г. представляется новая версия “Арена-2” со значительно меньшими
компонентами. Примечательно, что ни в одном из модернизированных боевых танков
России эта система защиты не установлена. Не обнаружены на обновленных боевых
танках и компоненты системы активной защиты “Афганит”, представленные
в 2015 г. на новых боевых машинах. О вероятных причинах можно только дискутировать.

Хотя в течение многих лет в России, как и на Западе.
разрабатывается информационная система боевого управления (СБУ) для сухопутных
войск, ни в одной статье (в Интернете) не упоминается, что такая система установлена
в модернизированных версиях. О возможных причинах можно только догадываться: затраты,
техническая зрелость, доступность всех необходимых компонентов и т. д. Остается
открытым вопрос, разработана ли новая радиостанция Р-168-25 У-2 также и для обмен
данными в будущей СБУ.

Возможно для российской стороны основанием для принятия
решения служит то, что в настоящее время на Западе также предпринимаются усилия
по повышению боевой эффективности старых танков. Но только в отдельных случаях присутствуют
конкретные планы по разработке боевых машин будущего. Запланированное введение
в строй имеет перспективу около 16-20 лет, а будут ли в итоге эти проекты
успешно введены в серию, по опыту, довольно сомнительно.

По материалам журнала
“Europäische Sicherheit & Technik”

Модификации Т-80

  • Т-80А, разработанный в середине 1970-х;
  • Т-80У – модификация с различными техническими усовершенствованиями;
  • Т-80УК – командирский вариант танка с дополнительными радиостанциями, навигационной системой и датчиками;
  • Т-80УЕ – сконструированная в 1995 году модификация для греческого тендера;
  • Т-80УМ1 «Барс», относительно новая модификация (1997 год). Отличалась усовершенствованным двигателем, системой кондиционирования, новой пушкой и установленными комплексами и системами;
  • Т-80Б, принятый на вооружение в 1978 году;
  • Т-80УД, «Береза», с зенитной пулеметной установкой и дизельным двигателем;

Также существовал целый ряд украинских модернизаций данного танка.

Применение в бою

  • 4 октября 1993 года именно танки Т-80УД стреляли по зданию Верховного Совета Российской Федерации в ходе Расстрела Белого дома;
  • В 1994-1996 году Т-80 принимали участие в Первой чеченской войне, например, во время штурма Грозного;
  • В начале 2015 несколько Т-80БВ использовались правительственными войсками в вооруженном конфликте в Йемене. Один Т-80 был уничтожен, а еще один захватили повстанцы;
  • В 2015 году на востоке Украины, в зоне вооруженного конфликта, было зарегистрировано множество Т-80 без опознавательных знаков на территории повстанцев.

Память о танке

Сегодня Т-80 можно увидеть во многих музеях мира:

  • В поселке Архангельское, в Музее техники Вадима Задорожного;
  • В Брянске, в Мемориальном комплексе «Партизанская поляна»;
  • В Верхней Пышме, в Музее военной техники «Боевая слава Урала»;
  • В Бронетанковом музее в Кубинке;
  • В Петербурге,  в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи;
  • В музее истории Т-34;
  • В Украинском музее Великой Отечественной войны.

Также Т-80 установлен на постаменте во многих городах России: В Казани, в Москве и московской области, в Костроме, в Петербурге и в Южно-Сахалинске.

Боевое применение танка Т-80

Как ни странно, техника, созданная для защиты рубежей советской родины в их защите участия не принимала. Ни один экземпляр Т-80 в боях за СССР не участвовал. Первое боевое применение произошло на территории Российской Федерации осенью 1993 года.

Именно «восьмидесятые» вели огонь по зданию «Белого Дома» в Москве.

А потом была Чечня. С 1995 по 1996 год танки Т-80 участвовали в боях против республики Ичкерия. Хочется отметить, что техника использовалась неадекватно, порой не по назначению.

Плохая подготовка экипажей, отсутствие динамической защиты, применение машин в городских и горных условиях привело к потерям. Командование сделало выводы и во второй Чеченской кампании Т-80 больше не использовали.

Описание конструкции

В конструкции БМ «Оплот» использована классическая компоновка. В лобовой части располагается отделение управления, в кормовой – моторно-трансмиссионное, а в середине – боевое. Из-за того, что в машине имеется автомат заряжания, то в отличие от большинства танков западного производства, экипаж там состоит не из четырех, а из трех людей – наводчика, механика-водителя и командира. У всех них есть собственный люк для высадки и посадки.

По сравнению с танками ХКБМ (Т-84 и Т-80УД), БМ «Оплот» имеет следующие усовершенствования, в таких сферах, как:Защита

  • большой размер бортовых экранов, что дает увеличенную защиту ходовой части и бортам корпуса от противотанковых ручных гранатометов
  • сварно-катаная башня новой формы
  • встроенная современнейшая ДЗ «Нож-2» («Дуплет»), которая качественнее всех аналогов обеспечивает безопасность машины от кумулятивных тандемных боеприпасов и бронебойных снарядов
  • Комплекс оптико-электронного противодействия «Варта».

Огневая мощь

  • система учёта изгиба канала ствола
  • панорамный комбинированный прицел командира с лазерным дальномером, а также независимыми тепловизионным и дневным каналами.
  • обновленная цифровая ТВП (тепловизионный прицел) и система управления огнем.

Подвижность

  • Модернизированная система управления танком, позволяющая в движении плавно поворачивать танк, а также осуществлять автоматическое переключение передач
  • дизельная вспомогательная силовая установка с мощностью 10 кВт
  • средства радиосвязи и навигационная система последнего поколения
  • модернизированный бортовой компьютер (цифровой щит) для использования механиком-водителем
  • двигатель 6ТД-2Е мощностью 1200 л.с., обладающий меньшей токсичностью выхлопа и дымностью.

Характеристики и особенности танка “Армата”

“Армата” относится к четвертому поколению танков. В Т-14 реализована идея необитаемой башни, то есть экипаж находится вне ее. Внутри находится лишь боекомплект. Также в танке реализована сетецентрическая концепция, то есть возможность подчинения одной комплексной системе управления. Танк может решать различные сетецентрические задачи, к которым относится разведка и целеуказание, управление огнем и т.д. Разумеется Т-14 превосходит танки предыдущего поколения и боевой мощью. Эффективность стрельбы при этом более высокая за счет точности, а также скорострельности.

Танк Т-14 имеет необитаемую башню

В ходе боя машина автоматически определяет баллистические параметры для поражения цели или даже управления огнем всего тактического звена. Предполагается, что в будущем танк будет комплектоваться устройствами с ИИ для работы в автономном режиме.

Система управления тактическим звеном объединяет все боевые единицы при помощи систем взаимодействия. Она включает в себя одиннадцать подсистем, которые управляют средствами радиоэлектронной борьбы, системами ПВО, артиллерией, танками Т-90 и другими боевыми машинами.

Для управления огнем танк оснащен рядом средств, среди которых радары, HD-камеры, работающие в ультрафиолетовом излучении, и прочее оборудование. Самое интересное, что “Армата” также имеет на борту собственный БПЛА “Птеродактиль” для разведки и целеуказания. Беспилотник также оснащен передовым оборудованием для решения боевых задач.

Тактико-технические характеристики

5.1 Размеры

  • Высота, мм: 2285 (2800 по прицелу командира)
  • Длина корпуса, мм: 7075
  • Длина с пушкой вперёд, мм: 9720
  • Ширина корпуса, мм: 3400 (4176 по съёмным защитным экранам)
  • Клиренс, мм: 470—500

5.2 Бронирование

  • Динамическая защита: «Дуплет», встроенная
  • Активная защита: «Варта»
  • Тип брони: противоснарядная комбинированная

5.3 Вооружение

  • Пулемёты: 1 × 7,62-мм КТ-7,62; 1 × 12,7-мм КТ-12,7
  • Тип пушки: гладкоствольная
  • Калибр и марка пушки: 125-мм, КБА3
  • Длина ствола, калибров: 48
  • Боекомплект пушки: 46 снарядов, ПТУР (28 в АЗ)
  • Дальность стрельбы, км: ПТУР: 5,0; ОФС и КС: 2,6; БОПС: 2,8
  • Прицелы: прицельный тепловизионный комплекс ПТТ-2; прицельный панорамный комплекс ПНК-6; лазерный прицел-дальномер 1Г46М
  • Углы ВН, град.: −4…+15°
  • Другое вооружение: ПТУР «Комбат»

5.4 Подвижность

  • Тип двигателя: 6ТД-2Е
  • Мощность двигателя, л. с.: 1200
  • Преодолеваемая стенка, м: 0,8
  • Преодолеваемый ров, м: 2,85
  • Преодолеваемый брод, м: 1,8 (5,0 с ОПВТ)
  • Преодолеваемый подъём, град.: 32°
  • Тип подвески            и: индивидуальная торсионная
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,97
  • Удельная мощность, л. с./т: 23,5
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч: 40-45
  • Запас хода по пересечённой местности, км: 350 (450 с внешними баками)
  • Скорость по шоссе, км/ч: 70
  • Запас хода по шоссе, км: 400 (500 с внешними баками).

Огневая мощь танка Т-14

Основное и дополнительное вооружение, характеристики

Основное орудие танка 125-мм гладкоствольная пушка с дистанционным цифровым управлением. Орудие совмещено с заряжающим аппаратом карусельного типа. Дальность стрельбы 7 км, скорострельность 12 выстрелов в минуту, боекомплект 40 снарядов. Танк может быть легко переоборудован на пушку калибра 152 мм, которая существенно повысит бронебойность, но при этом уменьшится боекомплект.

Пулеметное вооружения танка составляет зенитный пулемет «Корд» калибром 12.7 мм. Пулемет размещен в индивидуальной башни, управляется дистанционно. «Корд» способен поражать воздушные цели на расстоянии 1,5 км, в том числе низколетящие с высокой скоростью перемещения. Зенитный пулемет интегрирован в систему активной защиты танка.

Второй пулемет имеющийся на вооружении — танковый пулемет Калашникова (ПКТМ), он спарен с орудие и предназначен для поражения живой силы противника. Калибр пулемета 7,62 мм.

Система управления огнём и прицельные приборы

С целью повышения эффективности поражения техники и живой силы противника, на танке Т-14 «Армата» используется система управления огнем. Данная система отличается простотой управления. Захват и сопровождения цели похожи на управление танком в компьютерном игровом симуляторе.

На крыше танка установлены различные приборы и датчики, сведения с которых поступают в баллистический вычислитель, который автоматически производит необходимый расчёт и наведение орудия на цель. При наведении используются следующие данные:

  • Показания навигационной системы ГЛОНАСС;
  • Скорость ветра, температура и влажность воздуха;
  • Изгиб ствола орудия;
  • Показания гироскопа.

Комплекс управляемого вооружения

В танке «Армата» реализована возможность запуска ракет комплекса «Рефлекс-М», через ствол орудия. Управляемые ракеты предназначены для поражения танков и вертолетов противника, а также хорошо укрепленных наземных целей ( ДОТов, ДЗОТов).

На вооружении

  • СССР – поступили на вооружение к государствам, образовавшимся после 1991 года
  • Россия – Армия России по состоянию на 2013 год распоряжается 4000 Т-80У и Т-80БВ. 3000 машин находится на хранении. Отказаться от танков планируется к 2015 году
  • Береговые войска Военно-Морского Флота РФ – по состоянию на 2013 год 160 танков Т-72, Т-55М и Т-80
  • Ангола – неопределенное количество Т-80
  • Белоруссия — 69 Т-80Б
  • Великобритания — некоторое количество Т-80У, приобретенное неоткрытым образом для стратегических исследований
  • Египет — 20 Т-80У и 14 Т-80УК
  • Йемен — 66 Т-80
  • Кипр — 82 Т-80У
  • Республика Корея — 80 Т-80У
  • Пакистан — 320 Т-80УД
  • США — 4 Т-80УД, 1 Т-80У
  • Узбекистан — неопределенное количество Т-80БВ
  • Украина — 165 Т-80 на хранении.

Конструкционные особенности и изменения

Хотя Т-80 был, по факту, переделанной «шестьдесят четверкой», изменений в его конструкции предостаточно, и касается она не только двигателя. Компоновку оставили прежней – классической, экипаж состоит из трех человек. Зато механик-водитель обзавелся сразу тремя смотровыми приборами, хотя ранее располагал всего одним.

Корпус у Т-80 по-прежнему был сварным. Угол наклона его лобовой детали тоже решено было не менять – он остался равен 68°. Защита экипажа дифференцирована, лобовые части корпуса техники состоят из многослойного комбинированного бронирования. Материалы – сталь вместе с керамикой. Остальная броня стальная, с разнообразными углами наклона и толщиной. Борта покрыты специальными защитными экранами, из армированной резины, данное решение позволило улучшить защиту от кумулятивных снарядов.

Внутри техники присутствует полимерный подбой, выполняющий несколько функций. При пробитии брони кинетическими снарядами, подбой уменьшает разлет осколков внутри машины, тем самым повышая защиту экипажа. Вторая функция – снижение воздействия гамма излучения. Для предотвращения облучения на радиоактивных участках местности, под сиденье механика-водителя конструкторами была установлена специальная плита. Масса танка варьируется в зависимости от модификаций — от 42 до 46 тонн.

Башня изначально у Т-80 была литая, с толщиной в 450 мм в самом толстом месте. В 1985 году была проведена замена на более современную, сварную с меньшим количеством уязвимых зон. После модернизации присутствует возможность крепления динамической защиты «Контакт-1/2» и «Кактус». Конструкторы разместили оборудование подводного вождения танка на корме башни, таким способом прикрыв отсек МТО и обеспечив ему дополнительную защиту.

Самый быстрый танк СССР

В 1978 году Т-80Б называли “танком Ла-Манша”. Потому что в сценариях военных игр предполагалось, что они достигнут Ла-Манша за пять дней.

Хотя его газотурбинный двигатель сделал Т-80 первым танком, способным развивать скорость более 70 км/ч, он был легким и мог быстро прогреваться даже в разгар зимы. Он был дорогим, потреблял топливо с пугающей скоростью. И был гораздо более уязвимым к грязи и пыли, чем дизели.

Вдобавок ко всему, каждый Т-80 стоил 3 миллиона долларов, что в 3,5 раза превышает стоимость Т-64А.

Уравновешиванием всех доводов в пользу списания Т-80 как ошибки из лучших побуждений, были экономические последствия закрытия заводов и сокращения рабочих. Таким образом, продолжалось относительное сокращение производства, а также ряд попыток улучшить модель.

В 1991 году в Харькове, который считался главным советским танковым заводом, было построено 800 Т-80УД. Производство Т-80У на Ленинградском Кировском заводе прекратилось в 1990 году, незадолго до распада СССР.

А последние Т-80Б были выпущены на заводе “Трансмаш” в Омске в 2001 году. В результате чего их общее количество достигло 7066 единиц.

Среди усовершенствований Т-80 был Т-80БВ с динамической защитой “Контакт-1”. На Т-80У установлены обновленная система контроля за огнем 1А45 и управляемый ракетный комплекс 9К119 “Рефлекс”. В Т-80УД турбина была заменена на дизель.

Основной боевой танк Т-72Б3 (объект 184-3)

ОБТ T-72 – самая старая модель из трех рассматриваемых
боевых танков России. Во времена расцвета в советские и российские ВС
планировалось поставить до 9 тыс. этих машин в разных версиях. Между тем,
определенную часть вывели из эксплуатации и утилизировали или перевели на
хранение. Можно предположить, что в настоящее время в использовании остаются
около 1900 машин. Для этого танка уже в 2010 г. приняли решение о большой
программе повышения боевых возможностей (KWS)
до версии Т-72Б3 (модель 2013 г). По причинам стоимости, переоснащение является
относительно ограниченным – возможно, модернизировано около 400 машин.

Танк Т-72Б3

Направления модернизации

На Т-72Б3 предприняты повышения характеристик во всех
классических областях (огневая мощь, мобильность, защита и управляемость).
Огневая мощь улучшена за счет установки самой современной версии 125 мм
гладкоствольной пушки (2 A46 M5). У этого орудия максимальное давление газа
поднялось с 5100 до 6500 бар.

Кроме того, в версии Т-72Б3 используется модифицированный
автомат заряжания, который позволяет подавать подкалиберный снаряд с
сердечником длиной 695 мм. В результате Т-72Б3 способен применять новые снаряды
3 БМ 59 (“Свинец-1”, вольфрамовый тяжелый металлический сердечник) и
3 БМ 60 (“Свинец-2”, сердечник из обедненного урана). Согласно
российским источникам, эти снаряды способны пробить от 600 мм до 2,0 м
однородной брони (RHA).

Из основного орудия Т-72Б3 также возможен пуск управляемой
ракеты с лазерным наведением 9М119М “Инвар” (принадлежащий системе
9К119 “Рефлекс”) с дальностью до 5000 м.

Выстрел с управляемой ракетой 9М119М “Инвар”

Для увеличения дальности стрельбы Т-72Б3 получил новую систему
управления огнем (СУО), компоненты которой в основном идентичны СУО
“КАЛИНА” ОБТ  Т-14. К ним
относятся новый цифровой вычислитель и автомат сопровождения цели. Ключевым
элементом новой СУО является новый прицел “Сосна-У” от белорусской
компании “Пеленг”. В прицеле установлен тепловизор CATHERINE-FC производства
французской компании Thales.

Зенитный 12,7 мм пулемет командира может обслуживаться
изнутри башни. Машина также оборудована российской системой позиционирования
“ГЛОНАСС”.

Первые экземпляры ОБТ T-72Б3 получили новую гусеницу со
сменными траками. Вместе с тем, согласно имеющейся до сих пор информации,
машины остались оборудованы предыдущим двигателем В-84-1 (617 кВт / 838 л.с.).
Предположительно, по причинам стоимости модели T-72Б3 2013г. получили еще
старую систему реактивной брони “Контакт 5”. В системе электронно-оптической
активной защиты “Штора-1” отказались от двух ИК источников помех
слева и справа от основного орудия. Причины до сих пор неясны.

Версия Т-72Б3М

Примерно через три года после начала программы модернизации финансовая
ситуация, по-видимому, улучшилась. По этой причине в 2016 г. была поставлена
переработанная версия под обозначением Т-72Б3М (модель 2016 г.), или Т-72Б4. Первые
машины поступили в 2018 г.

Боевой танк Т-72Б3М/Б4

Данная модель получила очередной раз доработанную пушку
2A46M 5-01 и улучшенную бортовую электронику. Вероятно, теперь командир должен был
бы получить мощный перископ круглого обзора. Однако, из-за нехватки места этот
прибор не удалось установить перед командирским люком. Поэтому в этой версии
смотровая головка панорамного перископа смонтирована на крыше башни, между
командирским и люком наводчика. Такое решение значительно увеличивает силуэт
машины и представляется менее удачным.

С точки зрения подвижности на этой версии установлен двигатель
W 92 S2F (830 кВт / 1128 л.с.) и автоматическая коробка передач  АПП-172. При этом, речь идет о тех же
компонентах привода, что и у танка Т-72МС (экспортная версия). Аналогично
частично использован более мощный комплекс динамической защиты
“Реликт”. Согласно российским источникам, этот комплекс снижает показатель
бронепробиваемости  кумулятивного заряда
примерно на 600 мм (RHA). В
результате улучшения защищенности боевой вес танка Т-72Б3М увеличился до 46,5
т.

В итоге версия Т-72Б3M/Б4 демонстрирует значительное увеличение боевой мощи. По слухам,
программа повышения боевой ценности охватит несколько тысяч боевых машин. В
результате в ближайшие 10-15 лет сухопутные войска России получат в свое
распоряжение очень мощное базовое оснащение в лице мощных боевых танков.

Тем не менее, сохранение старой сборки указывает и на
ограничения: намеренно высокая плотность монтажа боевых танков России и
небольшие объемы корпуса и башни сдерживают возможности комплексной
модернизации.

Корпус

Корпус сварной, имеет сильно дифференцированную защиту. Лобовой лист состоит из комбинированной металлокерамической брони и расположен под углом 65°, остальные части произведены из монолитной стальной брони.

Борта Т-80 прикрыты резинотканевыми экранами, защищающими от кумулятивных снарядов.

Изнутри, в боевом отделении, листы брони покрыты полимерным подбоем специального состава, защищающего не только от осколков, но и от гамма-излучения вместе с нейтронным.

Дополнительно имеется плита под местом механика-водителя, защищающая его от облучения на заражённой местности.

Также имеется полуавтоматическая система коллективной защиты, состоящая из прибора радиационной разведки, фильтровентиляционной установки и уплотнений корпуса и башни.

Конструкция и компоновка

Ещё на испытаниях Объекта 219 стало ясно, что взятый за основу Т-64 придётся серьёзно перерабатывать. Ходовая не слишком подходила для танка с возросшей массой, установка ГТД требовала изменить моторно-трансмиссионное отделение(МТО).

В итоге на Т-80 появилась оригинальная ходовая часть, а длина была увеличена из-за продольного расположения мотоблока массой 1050 кг, который включал в себя турбину, радиаторы, фильтры и т.д., также появилась новая башня.

При этом осталось много сходства с компоновкой Т-64, его боевым отделением и механизмом заряжания.

Экипаж по-прежнему остался в составе 3 человек – командира, наводчика и механика-водителя.

Заключение

Т-84У Оплот имеет хорошие защищенность, за исключением боекомплекта в башне, верхней полусферы, и подвижность, обусловленную мощным двигателем и средней для ОБТ массой. Недостатком считаются боеприпасы и устаревшая система управления огнем. Можно сказать, что Оплот вполне соответствует современным стандартам ОБТ за исключением некоторых характеристик, которые можно исправить модернизацией.

На вооружении самой Украины находится 10 Т-84У и должно было поступить 10 БМ Оплот, но из-за недостаточного финансирования этого не случилось. Планируется принять на вооружение 50 танков до 2018 года.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий