Анатомия перехвата

«ЛОКХИД-БОИНГ F-22 РАПТОР» — самолет-невидимка XXI века

Многоцелевой истребитель (США)

Для быстрого достижения сверхзвуковой скорости «Раптор» использует форсаж

«Локхид/Боинг F-22 Раптор» — единственный в мире истребитель пятого поколения, находящийся в серийном производстве. Исследования по такой машине — малозаметной для вражеских локаторов, имеющей сверхзвуковую крейсерскую скорость, способной создавать радиолокационные помехи и бороться с ними, обладающей автоматическими системами ведения огня и управления, — в СССР и США начались одновременно в 1981 году. В СССР тогда никто не помышлял о грядущей перестройке и о том, что работы не будут доведены до конца.

В 1982 году облик американского истребителя стал приобретать конкретные очертания. Первоначально предполагалось, что машина будет наносить удары не только по воздушным, но и по наземным целям. Однако в 1983 году это требование сняли

Появившиеся к тому времени советские истребители Су-27 и МиГ-29 заставили переключить все внимание на борьбу с ними. Вместо обеспечения многофункциональности была поставлена задача достижения высокой маневренности в ближнем бою

В памяти еще оставались свежи уроки Вьетнама.

F-22 после посадки движется по рулежной дорожке к месту стоянки

В 1985 году ВВС США объявили конкурс на создание такой машины. Примерно через год появились сообщения о выходе в финал двух участников: компании «Локхид» совместно с корпорацией «Боинг» и предприятия «Нор-троп» с концерном «Макдоннел-Дуглас». Оба получили контракты на постройку опытных самолетов: YF/A-22 и YF-23. Выбрать американскую машину XXI века предстояло именно из них. Первый самолет напоминал истребитель F-15. Второй имел ромбовидное крыло и специально расположенные двигательные сопла, выводившие выхлопные газы так, чтобы снизить заметность машины. У обоих претендентов была интегральная компоновка, напоминавшая о Су-27.

В 1990 году машины поднялись в воздух. Победил маневренный YF/A-22. Это качество перевесило более высокую скорость и меньшую заметность YF-23. В следующем году началось проектирование серийной машины F/A-22. Она имела очевидное преимущество перед создаваемыми в то же время общеевропейским «Еврофайтером» и французским «Рафалем» за счет способности идти на сверхзвуковой скорости в течение нескольких минут и малой радиолокационной заметности. По оценкам специалистов, с F/A-22 мог сравниться только советский Су-27М. Однако этот самолет не обладал радиолокационной малозаметностью.

Весной 1997 года, вопреки усилиям американского конгресса, который возражал против создания сверхдорогой машины, ставшей, по мнению многих, ненужной после распада СССР, было объявлено о дате первого полета — 29 мая. Самолет получил имя «Раптор» (Raptor), что значит «орел-могильщик». Однако дебютный полет все время откладывался. «Раптор» впервые поднялся в воздух 21 сентября 1997 года. Конструкция истребителя выполнена целиком по стелс-технологии (от англ. stealth — тайный, скрытный).

При пилотировании F-22, обладающего сверхвысокими скоростными, высотными и маневренными характеристиками, у летчиков часто появлялась гипоксия, поэтому в 2008 году были введены

Малоотражающие формы машины, радиопоглощающие материалы и покрытия — все подчинено задаче снижения заметности самолета. На кабину пилота нанесено специальное напыление, создающее помехи радиолокационным системам противника. Собственная радиолокационная система способна обнаруживать и вести до 20 целей одновременно, перехватывая их на расстоянии до 18 км. Помимо разнообразного арсенала тактических ракет большой и средней дальности «Раптор» имеет встроенную пушку, предназначенную для ближнего боя. На декабрь 2011 года было выпущено 187 таких машин, не считая опытных образцов.

Поделиться ссылкой

МИГ-29 — самолет, шокировавший запад

Фронтовой истребитель (СССР)

Этот МиГ-29 имеет яркую запоминающуюся окраску и принадлежит пилотажной группе «Стрижи»

К проектированию МиГа-29 — машины, способной сражаться как в ближнем бою, так и на большом расстоянии, бить врага из пушки и поражать управляемыми ракетами, перехватывать воздушные цели с помощью радиолокатора на большой дальности, бомбить наземные объекты, прикрывать с воздуха свои войска, — приступили еще в 1970 году.

Первоначально предполагалось применить классическую аэродинамическую схему: трапециевидное крыло, горизонтальное хвостовое оперение, киль. Была использована та же интегральная компоновка, что и в Су-27. Крыло, выполненное заодно с фюзеляжем, позволило достичь низкого лобового сопротивления и хорошей подъемной силы на больших углах атаки. Еще один киль, установленный как раз над двигателем, обеспечивал машине устойчивость в самых изощренных фигурах высшего пилотажа.

Для быстрого выхода на сверхзвуковую скорость МиГ-29 использует форсаж

В вооружении истребителя появились новые смертоносные ракеты Р-73, предназначенные для ближнего боя в условиях высокой маневренности, с тепловой головкой наведения, управление которой расположено прямо в шлеме пилота, способного теперь «убивать взглядом». В 1977 году МиГ-29 совершил первый полет.

Впоследствии машину опробовали на различных скоростях и высотах, испытывали ее многочисленное оружие. Только с середины 1980-х годов самолет начал поступать на вооружение. Он стал одним из символов последних лет холодной войны и одним из свидетельств советской мощи в те годы. На Западе о нем ходили легенды, пока не обрушился Варшавский договор и пилоты НАТО не получили возможность лицезреть этот самолет воочию и даже встретиться с ним в учебном бою. Сборник Общества британских аэрокосмических компаний (SBAC), изданный в 1998 году, назвал результаты таких поединков шокирующими для Запада.

МиГ-29 ВВС Словакии выруливает на ВПП

Непрофессиональный перехват? Или таран

Командующий ВВС США в Европе и Африке генерал Джеймс Хекер обвинил в крушении американского беспилотника MQ-9 Reaper экипаж российского истребителя Су-27.

Об этом сообщает CNN.

По словам генерала Хекера, один из российских самолетов Су-27 в результате “непрофессионального перехвата” врезался в винт MQ-9, установленный в задней части беспилотника, в результате чего американским силам пришлось сбивать MQ-9 в международных водах.

Хекер считает, что российские самолёты действовали “в безрассудной, экологически небезопасной и непрофессиональной манере” — сбрасывали топливо и близко пролетали перед MQ-9.

Спросим себя — для чего сбрасывали топливо? Вероятно, чтобы оно вывело из строя датчики и другое оборудование, и дрон “ослеп”, а затем ему повредили винт.

CNN полагает, что это “первое известное подобное взаимодействие, потенциально опасная эскалация в критический момент боевых действий”.

MQ-9 Reaper — это беспилотник-разведчик, потолок действия — до 15 км, крейсерская скорость — до 250 км/час. Стоимость тактической единицы MQ-9 — около 30 млн долларов. Она состоит из нескольких БПЛА, станции наземного управления, коммуникационного оборудования. Reaper способен нести также ракеты и бомбы.

«МАКДОННЕЛ-ДУГЛАС F-4 ФАНТОМ II» — главный соперник МИГ-21

Многоцелевой истребитель (США)

Взлет F-4 с дополнительными подкрыльевыми баками

Макдоннел-Дуглас F-4 Фантом II», получивший печальную известность во время войны во Вьетнаме, был сконструирован в 1958 году. Его первым заказчиком стал Военно-морской флот США. Однако летные качества машины оказались настолько высокими, что ей заинтересовались и Военно-воздушные силы.

Самолет превратился в многоцелевой истребитель. Он почти сразу установил несколько мировых рекордов: высоты полета — 30 040 м в 1959 году и скорости — 2586 км/ч в 1961 году. Оснащенный новейшей для своего времени электроникой, «Фантом» мог обнаруживать и поражать объекты, находящиеся за пределами видимости летчика.

Снизу рта видна 20-мм пушка M61A1 «Вулкан», которой оснащались все F-4, начиная с модификации «Е»

Боевое крещение машины состоялось 9 апреля 1965 года, когда F-4, взлетевший с палубы авианосца, был атакован четырьмя вьетнамскими истребителями МиГ-17. Американцу удалось сбить один, но вскоре другой поразил его из пушки. Так началось долгое противостояние «Фантомов» и МиГов. Складывалось оно отнюдь не в пользу первых: более маневренные МиГи-17 стремились держаться на малой высоте, где были недосягаемы для американских радаров, а затем внезапно «жалили» противника с близкой дистанции.

Для Америки ситуация ухудшилась, когда во Вьетнаме появился истребитель второго поколения МиГ-21. Общий счет за шесть лет боевых действий составил: 66 сбитых МиГа-21 против 103 уничтоженных «Фантомов».

Сделав выводы из вьетнамских сражений, F-4 модернизировали, устранив основные просчеты. Например, у первых модификаций F-4 не было пушечного вооружения и в ближнем бою они могли противопоставить МиГам только малоэффективные ракеты AIM-9. Поэтому все модернизированные F-4 стали комплектоваться 20-мм пушками «Вулкан».

Законсервированные F-4 в крупнейшем хранилище списанной техники в штате Аризона, США

Самолет выпускали до 1979 года. В 1998 году, к своему 40-летнему юбилею, он все еще находился на вооружении Германии, Греции, Египта, Израиля, Ирана, Испании, Турции, Южной Кореи и Японии.

Боевое применение истребителя

Перехватчик МиГ-31 никогда еще не применял своих ракет против реальных, а не учебных целей. Тем не менее нельзя сказать, что боевого применения у него не было. К примеру, именно этот самолет положил конец явно чрезмерной активности американских разведчиков SR-71 возле восточных и северо-западных границ СССР.

Авиатехники обслуживают один из самолетов МиГ-31 на сирийском аэродроме Хмеймим

В начале 80-х «Черные дрозды» регулярно провоцировали советскую систему ПВО, вынуждая её использовать секретные боевые режимы работы. Перехватчики МиГ-31 буквально «оттеснили» американцев от границы. Советские самолеты летали группами по 8-10 машин, поочередно передавая друг другу сопровождение SR-71. Это давало американскому пилоту понять, что даже при самом кратковременном и случайном пересечении границы он будет немедленно уничтожен. В итоге разведывательные полеты прекратились, а сам «Черный дрозд» со временем был списан.

В 2021 году несколько истребителей МиГ-31БМ были направлены в Сирию. Основное предназначение этих перехватчиков – контроль воздушного пространства и координация усилий остальной авиации. В этом отношении МиГи смогли отчасти заменить самолеты А-50, эксплуатация которых обходится дороже.

«ДАССО РАФАЛЬ» — последний французский истребитель

Многоцелевой истребитель (Франция)

На истребитель «Рафаль» установлен один из лучших в мире оборонительных комплексов SPECTRA, который способен отслеживать в автоматическом режиме различные угрозы и ставить им помехи

Освоить производство современного истребителя, машины дорогой и очень сложной, одной стране непросто, в чем убедились члены консорциума «Еврофайтер». Сегодня только три страны в мире способны создать такой самолет, от начала и до конца опираясь на собственные ресурсы: США, Россия и Франция. Последняя к началу 1980-х годов располагала вполне современным истребителем четвертого поколения «Мираж 2000». Однако работы, развернувшиеся в США и СССР по созданию машин пятого поколения в 1990-х годах, вынудили французов поторопиться с его заменой.

Новый истребитель должен был соединить высокую маневренность предшественника — «Миража 2000» и боевые качества американского F/A-18. Новый истребитель был выполнен по компоновочной схеме «бесхвостка». Были применены новинки в системе управления самолетом: например, для информирования летчика использовался речевой синтезатор.

«Рафаль» способен летать с большими углами атаки благодаря наличию переднего горизонтального оперения, которое, кроме того, выполняет функцию аэродинамических тормозов при посадке

Проект получил название «Рафаль» (Rafale), что означает «шквал». В 1986 году опытная машина «Рафаль А» впервые поднялась в воздух.

К 1994 году было совершено 865 пробных полетов, по итогам которых американский двигатель заменили считают, что «Рафаль» обладает реальными преимуществами над истребителями своего класса. По боевой нагрузке он превосходит шведский «Грипен», маневреннее, чем «Еврофайтер», и так же малозаметен на экранах радаров, как американский F-16.

Самолетами «Рафаль» вооружена известнейшая французская эскадрилья «Нормандия — Неман», которая была создана в далеком 1942 году и великолепно себя показала во время сражений с фашистской Германией

«Рафаль» может нести на крыле до 10 современных ракет «воздух — воздух», тогда как его соперники — только 6-8. На сегодня в составе ВВС Франции находятся 63 таких самолета, и еще 19 истребителями «палубной» модификации располагает ее Военно-морской флот. Планируется, что к 2015 году летный парк французских истребителей будет полностью укомплектован только двумя машинами: «Рафаль» и «Мираж 2000».

Кто быстрее выловит сбитый Reaper?

Профильный Telegram-канал Fighterbomber утверждает, не без оснований, что самое интересное происходит сейчас: “Кто быстреевыловит “Рипер?”. Отметим, что самым громким успехом этого дрона в боевом снаряжении стало уничтожение высокоточной ракетой в начале 2020 года иранского генерал-лейтенанта Касема Сулеймани.

Госдеп США сообщил, что выйдет на контакт с Россией по поводу инцидента со сбитым американским беспилотником в Черном море.

Читайте по теме: Прохватилов: удары по Украине и США предотвратят диверсии БПЛА на территории России

Присоединяйтесь к телеграм-каналу Правды.Ру с возможностью высказать ваше собственное мнение)

Добавьте MilitaryPravda в свои источники в Яндекс.Новости или

Также будем рады вам в наших сообществах в

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру
*

Куратор Александр Артамонов
Александр Артамонов — военный обозреватель, редактор французской версии, ведущий обзоров «Контрольный выстрел» — на канале медиахолдинга «Правда.Ру»

*

Обвинения Госдепа

В Госдепартаменте назвали перехват американского самолёта-разведчика российским истребителем «небезопасным» и призвали Москву прекратить подобные сближения во избежание опасных инцидентов в небе.

«Как подтвердило командование военно-морских сил США в Европе, российский Су-27 провёл небезопасное сближение с американским EP-3 в международном воздушном пространстве, российский пилот приблизился на расстояние 5 футов и пролетел непосредственно перед коридором EP-3», — сказала на очередном брифинге представитель внешнеполитического ведомства Хезер Науэрт.

  • Истребитель Су-27
  • РИА Новости

По её словам, Россия «грубо нарушила существующие соглашения и международные нормы, в данном случае — соглашение о предотвращении инцидентов на и над открытой водой от 1972 года (INCSEA)».

В Минобороны России ранее сообщили, что 29 января над нейтральными водами была обнаружена неопознанная воздушная цель, которая приближалась к границе воздушного пространства РФ.

Также по теме


«Внештатных ситуаций не было»: в Минобороны рассказали о перехвате американского самолёта-разведчика у границ России

В Минобороны России сообщили об отсутствии внештатных ситуаций при сближении Су-27 с американским самолётом радиоэлектронной разведки…

«На перехват цели из состава дежурных сил ПВО был поднят истребитель Су-27, который приблизился к воздушному судну на безопасное расстояние и идентифицировал его как самолёт радиоэлектронной разведки ЕР-3Е Aries II ВМС США», — рассказали в ведомстве.

Отмечается, что экипаж истребителя доложил об идентификации самолёта-разведчика и осуществил его сопровождение, не допуская нарушения им границы воздушного пространства России. При этом экипаж соблюдал все необходимые меры безопасности.

«После того как самолёт-разведчик ВМС США изменил курс полёта на удаление от границы воздушного пространства РФ, российский истребитель Су-27 вернулся на аэродром базирования. Весь полёт российского самолёта Су-27 проходил в строгом соответствии с международными правилами использования воздушного пространства, никаких внештатных ситуаций не было», — уточнили в оборонном ведомстве РФ.

Между тем военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал отечества» Виктор Мураховский, не согласился с оценкой американской стороны, заявившей, что манёвр российского самолёта представлял опасность.

«Это опять попытка переложить ответственность на РФ. Хотя это не российские самолёты летают вблизи Американского континента. За тысячи километров от своих границ, от своей территории США используют разведывательные самолёты. Регулярно летает там американский беспилотный стратегический летательный аппарат Global Hawk, который неоднократно замечали и над Чёрным морем, и над Украиной вблизи границ РФ. Он ведёт разведку. Поэтому действия наших систем ПВО абсолютно оправданны. Мы в этом случае ничего не нарушаем, и никакого опасного сближения не было», — сказал он в беседе с RT.

  • Стратегический беспилотник Global Hawk
  • Reuters

Боевое применение Су-27

Участие России в локальных конфликтах на территории бывшего СССР сопровождалось поддержкой с воздуха. В период Абхазской войны, 19 марта 1993 года на перехват двух самолетов Су-25, принадлежавших ВВС Грузии, боевой вылет совершил Су-27 Российских ВВС с аэродрома Гудаута. Обнаружить воздушные цели не удалось.

Экипаж истребителя получил команду возвращаться на базу дислокации и при маневре на разворот был атакован из ракетно-зенитного комплекса на территории села Шрома в Сухумском районе. Атаку отразить не удалось и самолет Су-27 был разрушен, пилот Вацлав Шипко погиб.

По тревоге в воздух была поднята пара Су-27, которые обнаружили нарушителя и принудили его совершить посадку в Адлере. В течении трех часов выяснили причину нарушения и позволили «Геркулесу» вылететь в Тбилиси. По факту нарушения воздушного пространства направлена нота протеста.

В середине января 1998 года два истребителя Су-27УБ и Су-27П заставили совершить вынужденную посадка на аэродром Храброво самолет Aero L-29 «Delfin» принадлежавший эстонским ВВС.

Операция по принуждению к посадке выполнялась на предельно малой скорости. Экипаж из двух англичан Марка Джеффриза и Клайва Дэвидсона был арестован.

Первого сентября 1998 года российские войска ПВО зафиксировали неопознанный воздушный объект над акваторией Белого моря. Поднятый в воздух по тревоге Су-27 обнаружил дрейфующий аэростат иностранной разведки. Воздушный разведчик был уничтожен истребителем.

В 2014 году у южной границы России стали активно летать иностранные самолеты-разведчики. Это связывают с милитаризированной ситуацией на Украине и присоединением полуострова Крым к территории Российского государства.

Для перехвата воздушных аппаратов противника активно использовались Су-27 и Су30. Активность иностранной разведки не падает.

К примеру, с января по август 2017 года удалось перехватить около 120 иностранных самолетов-разведчиков. У северных границ тоже наблюдается активность, но она меньше по количеству.

  • Сирийская компания. Война в Сирии способствовала участию российской боевой авиации на стороне действующего правительства в борьбе с террористами. Были задействованы стратегические и ударные самолеты. Наряду с модифицированными истребителями Су-27, участие принимали: Су30СМ, палубный Су-33, Су-35С и бомбардировщик Су-34.
  • Африканская война. Эфиопо-эритрейская война в 1999 -2000 годах применяла самолеты Советско-Российского производства. Истребители Су-27, принадлежавшие ВВС Эфиопии, под руководством российских военных советников боролись с МиГ-29, принадлежавшими государству Эритрея. В воздушных боях «Сушки» уничтожили 3 самолета МиГ-29 и одному нанесли повреждения, не подлежащие восстановлению.
  • Украинский гражданский конфликт 2014. На вооружении ВВС Украины находится значительная часть постсоветского вооружения и российские новинки военной техники. Среди военного арсенала есть передовой истребитель Су-27, который был использован 831-й авиационной бригадой летом 2014 года. Самолет выполнял задачи по прикрытию разведки и нанесения точечных бомбовых ударов. Низкая подготовка летчиков не позволила эффективно использовать боевую машину. Со стороны России введен запрет на продажу запчастей и комплектующих для всех видов вооружения, исключением не стал Су-27. Один из истребителей Су-27 был подбит 2 июня 2014 из крупнокалиберного пулемета 14,5 мм во время проведения разведывательного полета над территорией Луганского района. Самолет с повреждениями вернулся на базу в Миргороде.

F-35 “Лайтнинг” II

Lockheed Martin F-35 Lightning II.

Самолет Lockheed Martin F-35 Lightning II представляет собой семейство одноместных одномоторных, многоцелевых истребителей пятого поколения в стадии разработки, для выполнения задач штурмовика, разведчика и перехватчика со стелс-возможностями. F-35 имеет три основные модификации: F-35A представляет собой вариант с обычным взлетом и посадкой, F-35B – короткого, вертикального взлета и посадки, F-35C – палубный вариант.

F-35 создан на базе X-35, по программе Единого ударного истребителя (JSF). Его в настоящее время разрабатывает и строит группа аэрокосмической промышленности во главе с Lockheed Martin. Среди других важных партнеров по F-35 можно назвать Northrop Grumman, Pratt & Whitney и BAE Systems.

F-35 совершил свой первый полет 15 декабря 2006 года. Соединенные Штаты планируют купить 2443 самолетов. Варианты F-35 призваны обеспечить в ближайшие десятилетия основную часть тактической авиации ВВС США, морской пехоты и ВМС. Поставки F-35 для Вооруженных сил США должны быть завершены в 2037 году. F-35C отличается от вариантов F-35A и F-35B большей поверхностью крыла и усиленным шасси для лучшего контроля при эксплуатации в сложных условиях взлета и посадки на палубу.

F-35 Lightning II

Самолет пятого поколения F-35А ВВС США.

Фото: Wikimedia Commons.

1. F-22 “Рэптор”

Lockheed Martin F-22 Raptor.

Lockheed Martin F-22 Raptor является одноместным, двухмоторным, сверхзвуковым, супер маневренным истребителем пятого поколения, использующим технологии “стелс”. Он был разработан в первую очередь, как истребитель завоевания превосходства в воздухе, но имеет дополнительные возможности штурмовика, самолета радиоэлектронной борьбы и радиоэлектронной разведки.

Lockheed Martin Aeronautics является генеральным подрядчиком и несет ответственность за элементы планера, системы вооружения и окончательную сборку F-22. В рамках партнерской программы Boeing Defense, Space & Security обеспечивает крылья, кормовую часть фюзеляжа, интеграцию авионики и систему профессиональной подготовки. Самолет обозначался по-разному: и F-22, и F/A-22 до официального принятия на вооружение в декабре 2005 года, как F-22A.

Несмотря на затяжное развитие, Военно-воздушные силы США считают, что F-22 – важнейший компонент тактических ВВС, и утверждают, что самолет не имеет себе равных среди любых известных или перспективных истребителей. Lockheed Martin утверждает, что Raptor сочетает скрытность, скорость, маневренность и ситуационную осведомленность, совместно с вооружением классов “воздух-воздух” и “воздух-земля”, что делает его сегодня в целом лучшим истребителем в мире.

Главный маршал авиации Ангус Хьюстон (Angus Houston), бывший начальник Сил обороны Австралии, в 2004 году заявил, что “F-22 будет самым выдающимся истребителем из когда-либо построенных”.

F-22 Raptor

В полете F-22A Raptor.

Фото: Wikimedia Commons, Master Sgt. Andy Dunaway.

Top 10 U.S. fighter jets.

  • – Пять самых смертоносных средств ведения войны ВВС США;
  • – Су-35 – самый грозный истребитель российских ВВС;
  • – ПАК ФА способен стать грозным соперником F-22 и F-35;
  • – Лучшее оружие: самые смертоносные ВВС на планете.
< Назад   Вперед >

Хроника событий

1 апреля 2001 года американский разведывательный самолёт ER-3E взлетел с авиабазы Кадена, расположенной на острове Окинава в Японии. Эта машина с бортовым номером 156511 отличалась от остальных в эскадрильи VQ-1 тем, что была оборудована самой современной аппаратурой Story Teller.

Командиром экипажа самолёта-шпиона был лейтенант Шейн Осборн, который утверждал, что его маршрут проходил вне территориальных вод, вдоль юго-восточного побережья КНР. Пролетая в 130 км южнее Хайнаня, экипаж заметил два истребителя J-8II явно устремившихся на перехват американского разведчика.

Китайский самолёт Shenyang J-8II до поступления на вооружение российских Су-27, оставался самым эффективным перехватчиком морской авиации Китая, хотя по своим характеристикам и по возможностям бортового оборудования он уступал большинству западных истребителей.

Китайский истребитель-перехватчик J-8II вылетает на задание.

За неделю до этого инцидента китайские лётчики, известные своим фанатизмом подходили к ER-3 на минимально возможную дистанцию, а один из пилотов китайских ВМС навёл панику в американском экипаже, сократив дистанцию до 3 метров и показав им лист бумаги с написанным адресом электронной почты.

Пилотом этого истребителя был Ванг Вей, который и в этот роковой для него день участвовал в перехвате самолёта-шпиона. Он уже два раза сближался с ER-3 на минимальную дистанцию и каждый раз после предупредительных жестов американских пилотов ловко уходил вниз и назад. Подойдя в третий раз, Ванг Вей решил поменять тактику отхода и уйти не вниз, а вверх – и ошибся.

При маневре хвостовое оперение истребителя попало под винт внешнего двигателя ER-3 оторвав его лопасти, J-8II развернуло и он врезался в нос самолёта Orion своей носовой частью, киль китайского истребителя попал в элерон американской машины и разрушил его.

Командир экипажа ER-3 позже написал в рапорте, что он увидел как падает в море загоревшийся истребитель и рядом заметил купол раскрывшегося парашюта. Развёрнутая вскоре поисково-спасательная операция не принесла ожидаемого, тело Ванг Вея так и не нашли, но из него впоследствии сделали национального героя и использовали для нагнетания антиамериканских отношений.

Дальнейшее наблюдение продолжать не было возможности, так как после столкновения самолёт вошёл в неконтролируемое вращение и с креном 130 и пикировал перевернувшись на спину.

Но так как скорость нарастала машина нехотя стала реагировать на отклонение рулей, осколки лопастей и элерона пробили внешнюю обшивку и произошла разгерметизация кабины, вдобавок отказал указатель скорости, а через многочисленные пробоины внутрь фюзеляжа врывался со свистом воздух.

Самолёты-шпионы ER-3E Orion часто вели разведку вдоль побережья Китая

Лейтенант Шейн Осборн дал команду выключить отказавший мотор и приготовиться к покиданию самолёта, но снизившись до высоты 3050 м, он почувствовал, что машина, хотя и с огромным трудом может продолжать полёт. Он и его правый лётчик прилагали немалые усилия, чтобы удерживать самолёт в горизонтальном полёте и развернули его на курс следования к аэродрому базирования, но в дальнейшем всё пошло не так, как они рассчитывали.

«ДЖЕНЕРАЛ ДАЙНЭМИКС F-16 ФАЙТИНГ ФАЛКОН» — прекрасно сбалансированный истребитель

Многофункциональный легкий истребитель (США)

Отличительная черта «Боевых соколов» ВВС Нидерландов — яркая окраска

Файтинг Фалкон» (Fighting Falcon) означает «Боевой сокол». Так американцы назвали истребитель, сочетающий легкость конструкции с очень большой грузоподъемностью. В 1976 году эти машины впервые поднялись в воздух, а к 1994 году их насчитывалось уже свыше 4000. При весе меньше 10 т они способны нести на крыле и фюзеляже до 50 видов бомб и ракет. F-16, в отличие от «Орла», имеет интегральную компоновку — такую же, как у Су-27 и МиГа-29.

Топливных баков на нем установлено столько, что самолет может пролететь без посадки более 4000 км. Однако это не мешает ему в бою быть очень маневренным. Бортовая ЭВМ считает аэродинамические параметры и выполняет точное наведение на цель.

F-16 ВВС Норвегии с подвесными топливными баками

В рекламном проспекте «Дженерал Дайнэмикс» говорится, что во время боев в долине Бекаа (Ливан) в 1982 году F-16 уничтожили 45 советских МиГов. По данным СССР, тогда был сбит один истребитель МиГ-23МФ в составе сирийских ВВС, не считая уничтоженных бомбардировщиков и вертолетов, а самолеты МиГ-21 и МиГ-23МФ поразили шесть «соколов».

В ходе войны в Афганистане принадлежащие пакистанским ВВС «Файтинг Фалконы» также встречались с советскими самолетами. Они сбили, в частности, штурмовик Су-25, который пилотировал полковник А. В. Руцкой. Сопровождавшие его два истребителя МиГ-23 уничтожили в том бою один «Фалкон». Самолет экспортируется в 25 стран мира, прежде всего в Турцию и Израиль.

С целью уменьшения опасности попадания посторонних предметов в двигатель при движении F-16 по земле носовая стойка шасси расположена за воздухозаборником

«ГРУММАН F-14 ТОМКЭТ» — лучший истребитель-перехватчик 70-х годов

Двухместный истребитель-перехватчик (США)

Для успешной посадки на короткие полосы пилот F-14 выпускает предкрылки (красные элементы на крыльях) и воздушные тормоза (красные створки в хвостовой части)

Подобно МиГ-23, Грумман F-14 имеет изменяемую геометрию крыла. Это наряду с высокой маневренностью позволяет отнести его к истребителям четвертого поколения. Самолет был разработан в начале 1970-х годов и предназначался для замены «Фантома F-4».

В 1969 году проект F-14 выиграл конкурс, объявленный в США с этой целью. Эскадрильи таких машин должны были располагаться на авианосцах и отражать направленные против них ракетные удары. Дальность обнаружения цели с этого самолета достигала 300 км. Для ближнего боя «Томкэт» имел встроенную 20-мм пушку, а его ракеты могли уничтожить противника раньше, чем он появится на экране радара самолета.

Для успешной посадки на короткие полосы пилот F-14 выпускает предкрылки (красные элементы на крыльях) и воздушные тормоза (красные створки в хвостовой части)

В 1970-х годах Военно-морским силам США было поставлено 478 таких машин и еще 79 проданы Ирану. В 1981 и 1989 годах «Томкэты» участвовали в стычках с ливийской авиацией над заливом Сидра, в ходе которых сбили два истребителя Су-22 и два МиГ-23.

F-14 были задействованы в операции «Буря в пустыне», в войнах против Югославии, Афганистана и Ирака, где наносили удары по наземным целям. Нужно сказать, что ни в одной из этих войн «Томкэты» не встречали равного себе противника. После введения в строй истребителя F-18 «Супер Хорнет» самолеты «Грумман F-14» были сняты с вооружения армии США, но остались в составе ВВС Ирана.

В носовой части, снизу, виден обтекатель системы поиска, обнаружения и сопровождения целей, а чуть выше сбоку выступает ствол 20-мм пушки М61А-1

Как различать российские истребители

МиГ-31

Из ныне стоящих на вооружении ВВС России истребителей самый большой стаж у перехватчика МиГ-31. Он создавался в 70-е годы прошлого века на основе истребителя МиГ-25, построенного в 60-е. Дизайн самолета прямиком из развитого социализма: рубленые грани, огромные воздухозаборники и сопла размером с кабину лифта.

Однако не стоит судить по внешности. Как пожилой чемпион по боксу может запросто накидать своре молодых и дерзких, так и МиГ по многим показателям по-прежнему впереди планеты всей. Эти самолеты знают все пилоты НАТО и если на перехват поднялся Foxhound (так самолет зовут в альянсе) — с ним не шутят.

Под острым носом скрывается фазированная антенная решетка системы «Заслон» — из-за ее выдающихся способностей МиГ-31 прозвали «летающей РЛС». Современная модификация перехватчика способна обнаруживать 24 цели на дистанции до 320 километров и одновременно обстреливать 8 из них. Информацией о целях перехватчик в автоматическом режиме обменивается с российским «аваксом», самолетом дальнего обнаружения А-50. Четыре Миг-31 способны контролировать фронт протяженностью 800 километров.

Интересна конструкция основных стоек шасси: их передние колеса смещены к центру самолета, чтобы снизить давление на грунт при работе с полярных аэродромов.

МиГ-29

Легкие одноместные истребители МиГ-29 можно видеть на выступлениях пилотажных групп — на них летают, например, «Стрижи». Современные обтекаемые формы, двигатели спрятаны под планер, обилие точек подвески вооружения под крыльями: самолет задумывался для прикрытия сухопутных операций и должен был нести большой арсенал.

Сейчас истребительные авиаполки переходят на модификацию МиГ-29СМТ. От первоначального варианта она отличается современной электроникой, штангой для дозаправки в воздухе и дополнительным топливным баком за кабиной — из-за этого горба истребитель стал похож на сытого карася.

Благодаря большему запасу топлива МиГ-29СМТ получил возможность совершать продолжительные полеты. Его предшественника летчики называли «самолетом ближнего привода» — в смысле, вокруг аэродрома облететь.

Су-27

Как тиранозавр в мезозое, самолет Сухого — абсолютный господин в небе. Он создавался одновременно с МиГ-29 как тяжелый истребитель завоевания господства в воздухе. Мощная система обнаружения и сопровождения целей, хорошая защита от вражеских ракет, 10 точек подвески собственного оружия позволяют самолету вести одиночный глубинный поиск противника.

Внешне Су-27 отличается от МиГа большими размерами, выступающими вперед законцовками крыльев и развитой хвостовой балкой, в которой размещаются тормозные парашюты. Кроме того на многих версиях истребителя есть переднее горизонтальное оперение.для улучшения устойчивости в полете.

Палубная модификация (Су-33) имеет складывающиеся крылья и тормозной крюк. Созданный на основе учебной «спарки» Су-30 — двухместный истребитель наведения и целеуказания, — стал первым в мире самолетом, обладающим сверхманевренностью. Сопла его двигателей могут отклоняться на 16 градусов в любом направлении и на 20 в плоскости.

Выдающиеся пилотажные характеристики Су-27 регулярно демонстрируются на показательных полетах. В частности, истребитель впервые выполнил фигуру высшего пилотажа «Кобра». Она получила имя в честь Заслуженного летчика-испытателя СССР Виктора Пугачева, продемонстрировавшего «Кобру» на авиасалоне Ле Бурже в 1989 году. Однако автором фигуры является Герой Советского Союза Игорь Волк, непроизвольно выполнивший ее в Жуковском при отработке выведения Су-27 из штопора.

Т-50

Самый узнаваемый из современных российских истребителей — Т-50 (ПАК ФА). Правда, пока его можно увидеть нечасто, но с 2015 года самолет начнет производиться серийно и поступать в войска.

Широкий и плоский фюзеляж «самолета будущего» напоминает гоночный автомобиль. Двигатели еще более разнесены в стороны, небольшие вертикальные кили развалены на 26 градусов, в широком днище два ряда отсеков для вооружения. Т-50 может нести оружие и на внешней подвеске, но в ущерб незаметности.

Ради невидимости в тело ПАК ФА упрятаны штанга для дозаправки в воздухе и пушка. Даже сопла — поворотные, как у Су-30, — при прохождении зоны ПВО из круглых будут становиться плоскими, чтобы спрятать от радаров и инфракрасных датчиков массивные раскаленные турбины.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий