Новый боевой потенциал
14 июля 1984 года
из цеха предприятия был осуществлен
вывод головной атомной подводной лодки
третьего поколения проекта 971 заводской
№ 501, отличительными особенностями
которой являются мощный боевой потенциал,
большая глубина погружения, высокие
маневренные и скоростные характеристики.
Эти подводные лодки воплотили в себе
самые современные достижения отечественной
науки и технологии, явились новым
качественным этапом в развитии
отечественных атомных подводных лодок
многоцелевого назначения. Приемный акт
первого атомного корабля был подписан
30 декабря 1984 года.
Параллельно с освоением
новой серии атомных подводных лодок
третьего поколения проекта 971 на заводе
шло строительство дизель-электрических
ПЛ проекта 877, что никак не отразилось
на темпах постройки первых. Отработанная
конструкторская документация, наличие
квалифицированных рабочих кадров и
специалистов на заводе, большая серия
ПЛ, постоянный авторский надзор и помощь
со стороны проектанта и министерства
позволили заводу осуществить строительство
15 ПЛ проекта 877. Головная подводная лодка
проекта 877, заводской № 451, была заложена
на стапеле 16 марта 1980 года. Вывод ПЛ из
цеха осуществлен 15 сентября 1980 года,
передана ВМФ она была 31 декабря 1980 года.
Притоки
Питание русла осуществляется преимущественно за счет сезонных дождей и талого снега в весенние месяцы. Около 70% бассейна пополняется за счет муссонов, которые приходят с Тихого океана. Но определенный вклад в формирование речного бассейна вносят притоки. Хотя некоторые отличаются настолько малыми размерами, что едва заметны на карте.
Крупнейшие притоки реки Амур:
- Известный приток Амура — Тунгуска. Ее русло образует границу между Еврейской АО и Хабаровским краем. Река является транспортным узлом, связывающим Хабаровск с малыми населенными пунктами (Победа, Новокаменка);
- Зея — самый крупный левый приток протяженностью 1242 км. Название Зея имеет эвенкийские корни и дословно переводится как «лезвие». Встречается с руслом Амура близ Благовещенска. На его берегах также расположились два крупных города региона — Свободный и Зея. В последнее время ведутся споры из-за размера потока. Одни утверждают, что это все-таки приток, другие считают Зею самостоятельным водным потоком;
- Уссури — одна из крупных рек Дальнего Востока, является правым притоком Амура. Впадает в него в черте Хабаровска;
- Амгунь — левый приток протяженностью 723 км. Берет начало на Буреинском хребте. Течение реки имеет горный характер, русло проходит через тайгу и вечную мерзлоту. Амгунь богата ценными видами рыбы. Вдоль ее русла тянется отрезок знаменитой Байкало-Амурской магистрали;
- Бурея — левый приток Амура, значительная часть его русла омывает Хабаровский край и Амурскую область. Бассейн богат месторождениями железной руды и угля. Также в него входят около 1500 озер. В настоящее время на речке функционирует Бурейская ГЭС, в перспективе строительство Нижнебурейской ГЭС;
- Горин — приток Амура протяженностью 390 км. На речке расположен Комсомольский заповедник;
- Сунгари — правый приток Амура длиной свыше 1000 км. Полноводный поток нынче застроен многочисленными плотинами и ГЭС;
- Анюй — правый приток Амура, длина которого 393 км. Протекает через Нанайский район в окружении заболоченных берегов. Речной бассейн практически не заселен, зато здесь находится множество памятников природы и просто живописных мест. Из-за отдаленности городов и поселков в долине Анюя сохранилась первозданная природа, флора и фауна. В его чистых водах также нерестятся лососевые рыбы.
Были перечислены самые крупные реки, которые впадают в Амур. На самом дели число притоков значительно выше. К ним также относятся мелкие речушки и ручьи, которые не оказывают должного влияния на главную водную артерию. Полный список притоков Амура можно найти в справочной литературе.
Представители
Наименование | Верфь | Заложена | Спущена на воду | Принята в строй | Флот | Состояние | Примечания |
Б-585 «Санкт-Петербург» | Адмиралтейские верфи | 26.12.1997 | 28.10.2004 | 22.04.2010 | В строю | В опытной эксплуатации с 08.05.2010 | |
Б-586 «Кронштадт» | Адмиралтейские верфи | 28.07.2005 | 20.09.2018 | 25.11.2021 | ТОФ | Швартовные испытания | Передача флоту запланирована на 2021 год |
Б-587 «Великие Луки» | Адмиралтейские верфи | 10.11.2006 19.03.2015 | 12.2020 | 25.11.2022 | СФ | Строительство завершается | Передача флоту запланирована на 2022 год |
Адмиралтейские верфи | 2020 | 12.2025 | 25.11.2026 | ТОФ | Подписан контракт | ||
Адмиралтейские верфи | 2021 | 12.2026 | 25.11.2027 | ТОФ | Подписан контракт |
Цвета таблицы:
Зелёный —действующая в составе ВМФ России Белый —не достроена или утилизирована не спущенной на воду
Катер «Амур-Д»
Наследником модели «Амур-М» стал катер «Амур-Д». Технические характеристики судна остались практически неизмененными. Основная модификация была направлена на увеличение максимальной высоты палубы, комингс была удлинен на 6 см, высота борта на миделе — на 11 см. Также конструкторы изменили наклон транца до 10°. Изменения в конструкции позволяют осуществлять выход в море при высоте волн до 1 метра. Удаление от береговой линии возможно на 5000 метров. Также «Амур-Д» отличается Z-приводом двигательно-рулевого агрегата. Моторное отделение закрывается двумя крышками. Специальные жалюзи на бортах обеспечивают свободную вентиляцию моторного отделения. Быстросъемная стенка шпангоута позволила сделать процесс обслуживания наиболее удобным. Следующими усовершенствованными моделями стали каютный «Амур-2» и открытый «Амур-3».
Катер «Амур-2»
Первая модель с крытой каютой на два места — катер «Амур-2». Технические характеристики схожи с предыдущей моделью, основные изменения пришлись на внешний дизайн судна. Вес катера стал тяжелее на 80 кг, однако на скорость это не повлияло. За счет уменьшения площади моторного отделения удалось разместить между рубкой и двигателем два регулируемых кресла и диван. Доступ в багажник, расположенный в форпике, организован через люк в рубке. Остекление каюты глухое. Уплотнительные профили обеспечивают водонепроницаемость. Каюта высотой 115 сантиметров. На крыше имеется вентиляционный люк. Сиденья в рубке трансформируются в спальное место. В бортах за сиденьями и под ними организованы места хранения. Имеются освещение, раскладной столик, вешалка для одежды. Пульт управления, установленный на краю рубки, защищен от потока ветра и брызг стеклом.
Кардинальные перемены: эра атома и радиоэлектроники
Принципиально новый
этап в советском военном кораблестроении
связан с внедрением на кораблях ракетного
оружия, атомной энергетики и радиоэлектронной
техники. Они изменили боевые свойства
кораблей, увеличили их ударные возможности,
дальность и точность поражения наземных,
морских и воздушных целей, сделали
возможной сферой боевых действий
кораблей практически весь мировой
океан.
Атомные подводные лодки получили
возможность длительного, практически
неограниченного плавания под водой.
Приобретенный опыт, высокое качество
и надежность построенных ранее подводных
лодок позволили амурским корабелам
получить оборонный заказ по строительству
атомных ПЛ.
Рабочие чертежи АПЛ проекта
659 начали поступать на завод в сентябре
1957 года. Но уже в ноябре пришло решение
о приостановке строительства ПЛ проекта
659. За ноябрь и декабрь 1957 года завод не
получил ни одного чертежа. Решение
отменили, но завод потерял набранный
темп и не менее двух месяцев из общего
цикла постройки головной лодки. 28 июня
1961 года был подписан приемный акт
головной атомной подводной лодки,
заводской № 140, проекта 659. Было построено
и передано ТОФ пять АПЛ проекта 659: две
— в 1961 году, две в 1962 году, одна — в 1963
году.
За создание новой техники
Правительство СССР высоко оценило
самоотверженный труд амурских
кораблестроителей. 28 апреля 1963 года
завод был награжден орденом Ленина.
С
III квартала 1959 года на завод начали
поступать рабочие чертежи нового проекта
АПЛ проекта 675. По мере получения чертежей
от проектанта АПЛ ЦКБ МТ «Рубин», их
проработки разрабатывались новые
технологические процессы, технологическая
и плановая документация, необходимая
для организации работ в цехах. Первая
атомная подводная лодка проекта 675,
заводской № 171, была сдана Тихоокеанскому
флоту 30 декабря 1963 года. За период
1963–1968 годов всего было построено 13 АПЛ
проекта 675.
В 1965 году завод получил
задание на строительство серии из десяти
АПЛ проекта 667А со сдачей первой АПЛ,
заводской № 151, в 1969 году.
При строительстве
на заводе АПЛ второго поколения была
изменена технология постройки. Учитывая,
что АПЛ проекта 667А не может всплыть с
помощью понтонов в построечном доке
эллинга «Б» ввиду большого водоизмещения
и спусковой осадки, пришлось отказаться
от «мокрого» вывода и перейти к «сухому»
выводу ПЛ из построечного дока. Этой
технологией предусматривалось
использование системы судопоезда для
выкатывания АПЛ из построечного дока
на судовозных тележках по железнодорожным
путям в плавучий транспортно-спусковой
док, стоящий на двух опорах в наливном
бассейне и соединенный с построечным
доком наружной железнодорожной эстакадой.
24 декабря 1969 года был подписан приемный
акт атомной подводной лодки стратегического
назначения проекта 667А, заводской №
151. Крайняя в серии десятая АПЛ проекта
667А была сдана ТОФ в 1974 году.
18 января
1971 года Указом Президиума Верховного
Совета СССР «За успешное выполнение
заданий 8-й пятилетки и освоение новой
техники» завод был награжден орденом
Октябрьской Революции.
На базе АПЛ
проекта 667А ЦКБ МТ «Рубин» спроектировало
новую атомную подводную лодку с ракетным
комплексом «Д-9» проекта 667Б.
Создание
такой АПЛ приблизила зону боевого
патрулирования наших ракетоносцев в
районы, находящиеся на относительно
небольшом удалении от наших берегов и
прикрытых силами ВМФ СССР. Боевая
эффективность АПЛ проекта 667Б с ракетным
комплексом Д-9 по сравнению АПЛ 667А
повысилась в 2,5 раза.
Первая АПЛ проекта
667Б, заводской № 221, была заложена 6 марта
1973 года.
Строительство атомных подводных
лодок проекта 667Б шло с опережением
плановых показателей. 11 июня 1974 года
при технической готовности 91,7% первая
АПЛ серии была спущена на воду. 14 июня
начались швартовные испытания, а
комплексные испытания главной
энергетической установки с работающим
атомным реактором начались 20 июля.
После
расхолаживания реактора в начале
сентября АПЛ покинула акваторию завода,
и буксиры повели плавучий док «Амур» с
лодкой на борту на сдаточную базу в
городе Большой Камень (Приморский край),
где были продолжены оставшиеся швартовные
испытания, затем были проведены заводские
ходовые испытания.
Приемный акт первой
атомной подводной лодки стратегического
назначения проекта 667Б, заводской №
221, подписан 30 декабря 1974 года, на год
раньше назначенного срока. Завод построил
и сдал ВМФ СССР 8 АПЛ проекта 667Б: одну —
в 1974 году, две — в 1975 году, две — в 1976
году и три — в 1977 году.
Галерея
Спуск ПЛ «Санкт-Петербург» пр. 677 на воду (28 октября 2004г)
Носовая часть ПЛ «Санкт-Петербург» пр.677 — по центру хорошо видно люк для погрузки торпед
Система торпедных аппаратов ПЛ пр. 677
Электродвигатель «СЭД-1» на тестовом стенде в ЦКБ МТ «Рубин»
ПЛ Б-585 «Санкт-Петербург» на верфях
Часть экипажа на палубе Б-585
Оптронная мачта «Парус-98УП» унифицированного перископного комплекса «Парус-98Э»
Общий вид и фрагмент квазиконформных шумопеленгаторных антенн ГАС (носовой и боковой) ГАК «Лира» (фото вероятно ПЛА «Кронштадт», 2009 г.)
Главный командный пункт ПЛ пр. 677 (рисунок ЦКБ «Рубин»)
Унифицированный перископный комплекс «Парус-98» и ограждение рубки ПЛ «Санкт-Петербург» пр. 677 LADA с выдвижными устройствами
В самых дальних гаванях России
В настоящее время во Владивостоке базируются шесть ПЛ пр. 877 («Нурлат», «Усть-Камчатск», «Усть-Большерецк», «Комсомольск-на-Амуре», «Краснокаменск», «Могоча») и две пр. 6363 («Петропавловск-Камчатский», «Волхов»), ракетный крейсер пр. 1164 «Варяг», эсминец пр. 956 «Быстрый» (однотипный «Бурный» формально находится в ремонте, но, скорее всего, отправится на утилизацию), четыре БПК (фрегата) пр. 1155 («Адмирал Трибуц», «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Виноградов», «Маршал Шапошников»), три корвета пр. 20380 («Совершенный», «Громкий», «Алдар Цыденжапов»), четыре МПК пр. 1124М («Приморский комсомолец», «Кореец», «Метель», «Усть-Илимск»), ракетный катер пр. 1241Т и десять катеров пр. 12411, базовый тральщик пр. 12700 «Яков Баляев», пять базовых тральщиков пр. 1265, один БДК пр. 1171 («Николай Вилков») и три пр. 775 («Пересвет», «Ослябя», «Адмирал Невельской»), пять десантных катеров (3 пр. 1176, 1 пр. 11770, 1 пр. 21820).
РИА Новости
Гвардейский ракетный крейсер «Варяг».
На Камчатке (в Петропавловске-Камчатском и Вилючинске) дислоцируются все АПЛ ТОФ. Это три РПК СН («Рязань» пр. 667 БДР, «Александр Невский» и «Владимир Мономах» пр. 955А), пять ПЛАРК пр. 949А («Иркутск», «Челябинск» (обе в ремонте с модернизацией), «Тверь», «Омск», «Томск»), четыре многоцелевых АПЛ пр. 971 («Братск», «Магадан», «Самара» (все три сейчас в ремонте с модернизацией), «Кузбасс»). В ближайшее время вернётся из Индийской аренды ещё одна «971-я», «Нерпа», но, видимо, ей на смену отправится в Индию «Магадан».
Надводные силы Камчатской флотилии представлены четырьмя МРК пр. 12341 («Иней», «Мороз», «Разлив», «Смерч»), одним МПК пр. 1124 («Холмск») и тремя пр. 1124М (МПК-82, МПК-107, «Советская Гавань»), двумя морскими тральщиками пр. 266М и двумя базовыми пр. 1265. В ближайшее время к флотилии присоединится корвет пр. 20385 «Гремящий».
В двух береговых ракетных бригадах имеется два дивизиона ПКРК «Бал» и три дивизиона ПКРК «Бастион», защищающие не только Владивосток и Петропавловск-Камчатский, но также Кунашир и Итуруп.
Почти все указанные корабли и катера построены ещё в советское время и, по сути, дослуживают свой срок.
wikimedia.org
Большой противолодочный корабль «Маршал Шапошников».
Сказать, что этого мало – ничего не сказать. Ситуация усугубляется географическими обстоятельствами. В случае войны ТОФ может быть полностью отрезан от европейских флотов. Более того, изолированы друг от друга будут Приморская и Камчатская флотилии самого ТОФ.
Реальное состояние ТОФ особенно очевидно в сравнении с другими флотами на данном ТВД.
Конструкция
ДЭПЛ проекта 677 выполнена по полуторакорпусной схеме. Асимметричный прочный корпус изготовлен из стали АБ-2 и практически по всей длине имеет одинаковый диаметр. Носовая и кормовая оконцовки имеют сферическую форму. Плоскими переборками корпус разделен по длине на пять водонепроницаемых отсеков, платформами корпус разделен по высоте на три яруса. Легкому корпусу придана обтекаемая форма, обеспечивающая высокие гидродинамические характеристики. Ограждение выдвижных устройств имеет такую же форму, как у лодок проектов 877, в то же время кормовое оперение выполнено крестообразным, а передние горизонтальные рули размещаются на ограждении, где они создают минимальные помехи работе гидроакустического комплекса.
По сравнению с лодкой проекта 636 «Варшавянка» надводное водоизмещение снижено почти в 1,3 раза — с 2350 до 1765 тонн. Скорость полного подводного хода увеличена с 18 — 20 до 21 узла. Численность экипажа уменьшена с 52 до 35 подводников, при этом автономность осталась без изменения — 45 суток. Дальность в подводном положении экономическим ходом 3 узла — 650 миль, в режиме РДП на скорости 7 узлов — 6500 миль.
Подлодка оснащена автоматизированной системой боевого управления (АСБУ) «Литий».
Лодки проекта 677 «Лада» отличаются очень низким уровнем шумности, высоким уровнем автоматизации и, по информации на 2004 год, относительно небольшой ценой по сравнению с зарубежными аналогами: немецким типом 212, и франко-испанским проектом «Скорпен», обладая при этом более мощным вооружением.
Энергетическая установка
На первых трех лодках (Б-585, Б-586, Б-587) устанавливаются классические дизель-электрические установки. На последующих лодках планируется установить воздухонезависимую (анаэробную) энергетическую установку. Ведется ее разработка.
Недостатки
При эксплуатации лодки обнаружился основной недостаток — сильная вибрация даже на небольшой волне, передаваемая на корпус. Главное отрицательное качество может спровоцировать появление течи в клепаных соединениях, также вибрация доставляет значительное неудобство пассажирам.
Моторный катер «Амур» выпускался оборонным предприятием для любителей отдыха на воде или рыбаков. Он полюбился судовладельцам своими отличными характеристиками, надежностью, хорошей управляемостью, безопасностью использования. В настоящее время производство катеров и комплектующих к ним закрыто, судно потихоньку теряет свой авторитет из-за сложностей с техническим обслуживанием. Однако интересующиеся могут найти информацию о возможности замены запчастей на аналоги на многочисленных форумах и тематических сайтах.
Катер «Амур-М»
Базовой моделью является туристический катер «Амур-М». Технические характеристики моторного судна, выпускавшегося с 1972 г., после тестовых испытаний были усовершенствованы конструкторами. Введена система откачки воды из трюма. Под крепежи реверс-редуктора установили резиновые амортизаторы, благодаря чему понизился шум от работы двигателя. В 1978 г. завод стал производить морской катер «Амур», технические характеристики которого гарантируют устойчивость к влиянию условий морского климата. При управлении судном следует быть осторожным на малом ходу, из-за глубокой осадки возможна поломка выступающих гребных винтов и гребного вала.
Общие технические параметры
В базовой комплектации существуют единые параметры всех модификаций судна «Амур». Катер, технические характеристики которого предполагают основным назначением использование судна для туристических прогулок, имеет неизменную длину 5,5 метра, ширину — 1,84, высоту — 1,3. Моторное судно укомплектовано навигационными огнями, прожектором, звуковым сигналом. Электрический стартер, запускающий главный двигатель, впервые появился именно на этом судне. Все приборы на пульте управления оснащены подсветкой. Электричество подается от генератора или аккумулятора, который находится в кормовом отсеке. По количеству пассажиров судно определяется, как пятиместный катер «Амур». Технические характеристики (грузоподъемность судна) позволяют вместить не менее 500 кг. Конвертированный двигатель «Москвич-412» — карбюраторный вариант, четырехтактный, четырехцилиндровый, с максимальной мощностью 60 л. с
Лодка достаточно комфортабельна, хорошие мореходные качества и безопасность использования привлекают внимание любителей туризма. Стоимость моторного судна «Амур» во времена Советского Союза была сравнима с автомобилем, поэтому, несмотря на хорошие отзывы и размещение в свободной продаже, доступен он был далеко не каждому
В настоящее время производство катеров остановлено. Приобретая подержанное судно, следует учитывать, что его цена будет зависеть от условий эксплуатации и технических деталей.
Успехи и неудачи
Ближе к концу Русско-японской войны во Владивостоке находилось уже 13 подводных лодок.
К уже находящимся во Владивостоке субмаринам к сентябрю 1905 года присоединились подлодки “Щука”, “Бычок”, “Плотва” и “Палтус”. Большинство подлодок флотилии постоянно находились в ремонте, но благодаря усилиям экипажа и командиров как минимум две субмарины всегда были готовы выйти в море.
Подводники постепенно приобретали бесценный опыт, совершая все более смелые походы. Даже в таких труднейших условиях отряд подводных лодок выполнял поставленные командами задачи.
21 февраля отряд выполнил первый боевой выход на поиски неприятеля в акватории залива Петра Великого.
13-16 марта ПЛ “Дельфин” выходила к острову Аскольд. 9 апреля “Касатка” совершила семидневный поход к берегам Кореи.
Командование, понимая, что Япония, купив несколько подводных лодок Голланда, может направить их к Владивостоку, по предложению капитана дальнего плавания Розена изготовило специальную сеть и установило ее при входе на Владивостокский рейд в проливе Босфор Восточный. Сеть поставили и у минных заграждений в Амурском заливе, причем позднее на сети навесили подрывные патроны, а некоторые мины установили на глубине, опасной для находящихся под водой подлодок неприятеля.
ПЛ во Владивостоке. 1905 г. Фото “Летопись войны с Японией 1904-1905 гг.”. Фото: предоставлено А.М.Буяковым
Лодки занимались стрельбами и погружениями, производили учебные атаки. Одновременно их личный состав знакомился с береговой чертой, испытывался ресурс живучести субмарин. Так, 8 мая “Скат” погрузилась и пробыла на дне 5 часов. “Сом” провела в море 8 суток, из них под водой 16 часов, но подряд не более полутора.
Интенсивность использования лодок нарастала, и они все больше времени проводили в море, но встреч с противником не было.
Отсутствие реального результата в виде уничтоженных кораблей, отсутствие опыта и непонимание специфики подводных сил приводили к досадным неприятностям и авариям.
Наиболее серьезная авария произошла 5 мая 1905 года на “Дельфине”. При вентилировании лодки для удаления паров бензина произошел взрыв, и лодка затонула. “Дельфин” медленно погрузился кормой вперед в воду на глубину 14 метров. Вероятной причиной взрыва могла послужить искра от включения рубильника для освещения лодки. В результате аварии погиб один человек. Когда подлодку начали поднимать произошел новый взрыв гремучих газов — лодку снова притопили. Взрывы повторялись и при последующих попытках поднять субмарину. Когда же это все-таки удалось сделать, выяснилось, что подводному судну нужен капитальный ремонт. Он закончился лишь в конце года после окончания войны.
Первая подводная лодка России “Дельфин”. Фото: предоставлено А.М.Буяковым
История создания
Научно-исследовательские разработки больших, бесшумных и мощных дизель-электрических подводных лодок «Лада» (проект 677) ведутся Центральным конструкторским бюро морской техники ЦКБМТ«Рубин» под руководством главного конструктора Кормилицына Юрия Николаевича с 1987 года.
Проектирование
Разработка многоцелевой дизель-электрической подлодки (ДЭПЛ) была начата в 80-х годах. Планировалась, что новая субмарина должна была заменить устаревшие ДЭПЛ Проект 877 «Палтус» Балтийского и Черноморского флотов. Разработчики запланировали уменьшить шумность субмарины за счет использования нового противогидролокационного покрытия корпуса нового поколения «Молния» и обновленного гидроакустического комплекса.
В 1990 году технический проект «Лада» был представлен Военно-Промышленной комиссии, но получил отказ в финансировании. В 1993 году проект был вторично представлен комиссии, но отправился на корректировку. Окончательная версия новой ДЭПЛ была утверждена лишь в 1997 году. При разработке субмарины конструкторами было отработано около 200 опытно-конструкторских решений.
Тогда же конструкторы столкнулись с очередной сложностью. Гидроакустический комплекс (ГАК), разработанный НИИ «Океанприбор», не мог быть размещен на субмарине из-за своих массово-габаритных характеристик. Гендиректор ЦКБМТ«Рубин» в судебном порядке настоял на передаче реализации ГАК московскому ПО «Волна». В 2005 году основным разработчиком ГАК стало НПО «Электроприбор».
Постройка и испытание
Головная субмарина серии Б-585 «Санкт-Петербург» и проект Б-677 «Амур» были заложены на судостроительном предприятии «Адмиралтейские верфи» в конце 1997 года. За 3 года с момента закладки на постройку субмарины «Санкт-Петербург» было израсходовано 263 миллиона рублей бюджетных средств. Первая субмарина сошла со стапелей осенью 2004 года. Год спустя Б-585 «Санкт-Петербург» впервые вышел в море и совершил погружение. До середины 2008 года субмарина проходила ходовые испытания. После окончательных заводских доработок различных узлов и комплексов, весной 2010 года подлодка была сдана и принята в состав флота ВМФ России.
Первоначально планировалось, что будет построено 8 субмарин подобного типа. Но после не слишком удачных испытаний эксплуатационных характеристик первой субмарины – и возникшими проблемами с силовыми агрегатами и акустическим комплексом по госпрограмме вооружений, утвержденной в 2006 году, это число было сокращено до 6. Однако в конце 2011 года появились сообщения о заморозке строительства. По словам гендиректора ЦКБМТ«Рубин» А. Дьячкова, было решено модернизировать субмарины по разрабатываемому проекту 677Д, который предусматривал установку анаэробной СЭУ.
В 2013 году было объявлено, что строительство 2 заложенных субмарин будет закончено, причем подлодки будут оборудоваться обычными энергетическими установками. В 2018 году была спущена на воду подлодка Б-586 «Кронштадт». Тогда же третья по счету субмарина серии получила новое название Б-587 «Великие Луки», ее принятие в строй запланировано на 2021 год. В 2019 году было заявлено о постройке еще двух субмарин серии 677.
Отличия
Во многих источниках слова «лодка» или «катер» используются как синонимы. Но если разобраться, названия относятся к разным типам. И то и другое относится к плавсредствам, но различие все-таки есть. Итак, чем отличается катер «Амур» от моторной лодки?
Про внешний вид упоминать не стоит — это понятно и так. Отличие в другом. Разница между моторной и обычной лодкой в одном — навесной мотор. Рулевой садится на кормовую банку, заводит его и дальше регулирует скорость и направление движения, поворачивая специальные ручки на двигателе. Человек, управляющий катером, садится, как в обычном автомобиле, впереди. Перед ним небольшой пульт, и мотор запускается кнопкой на этом пульте. Направление движения регулируется оттуда же.
Если же не углубляться в технические подробности, отличие между ними в установке мотора. Лодка подразумевает возможность его снятия. Катер — нет.
Начало славного пути
Первая подлодка появилась во Владивостоке осенью 1904 года. 29 сентября электрическая подлодка “Форель” весом в 16 тонн железной дорогой была доставлена во Владивосток в собранном виде. А уже 2 октября она была введена в строй Сибирской военной флотилии, став первой боеспособной субмариной России на Тихом океане. Но оставалась единственной недолго.
Подводная лодка “Форель”. Фото: портал “Старый Владивосток”
В холодные декабрьские дни 1904 года во Владивосток под усиленной охраной прибыли с небольшим промежутком времени один за другим два не совсем обычных номерных эшелона. О характере доставленного в них груза знали лишь только некоторые посвященные офицеры из штаба командира Владивостокского порта.
Со специальных транспортеров мощным портовым краном были сняты закрытые ранее от посторонних глаз сигарообразные корпуса, каждый из которых внешне напоминал выброшенную на берег гигантскую морскую рыбу. Обступившие их офицеры, нижние чины и чиновники, рабочие порта с любопытством взирали на отливающие матовым блеском с прошитыми заклепками стальные бока. Это были четыре первые однотипные российские подводные лодки, построенные в Петербурге по проекту русского инженера-судостроителя И.Г. Бубнова — 100-тонные субмарины “Касатка”, “Фельдмаршал граф Шереметьев”, “Налим” и “Скат”.
ПЛ “Дельфин”, “Налим”, “Скат”, “Фельдмаршал граф Шереметьев” у борта баржи. Владивосток. 1905 год. Фото: предоставлено А.М.Буяковым
Первоначально их отправили в Порт-Артур для усиления базирующейся там Тихоокеанской эскадры, но в пути поступило известие о капитуляции Порт-Артура, и лодки пришлось экстренно перенаправить во Владивосток.
Транспортировка таких больших судов по железной дороге на огромное расстояние была произведена впервые в мировой практике. Чтобы повториться еще не раз.
Субмарины прибывали во Владивосток одна за другой. Здесь их собирали, испытывали, вооружали.
Под руководством командиров команда и портовые рабочие в промежуток от месяца до трех собирали и монтировали на лодки механизмы и оборудование. Особое место в этих работах занимала установка аккумуляторов. Еще в сентябре 1904 года для их сборки во Владивосток заранее прибыла команда минных квартирмейстеров во главе с поручиком Горазеевым. Благодаря этому, аккумуляторы на подлодки устанавливались в короткие сроки.
Не дожидаясь наступления весны, после сборки лодки проходили всесторонние испытания на действия механизмов и оборудования, на погружение. Команды субмарин в короткие сроки осваивали основы плавания под водой, стрельбы минами из внутренних и наружных аппаратов.
Все двигалось к созданию отдельного боевого соединения и долго ждать не пришлось.
Представители
Проект | Название | Верфь | Заложена | Спущена на воду | Принята в строй | Флот | Состояние | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
пр.677 / 06770 «Лада» – LADA | Б-585 «Санкт-Петербург» | Адмиралтейские верфи | 26.12.1997 | 28.10.2004 | 22.04.2010 | СФ | В опытной эксплуатации | Cентябрь 2012 г. – лодка переведена для несения службы на СФ |
пр.677Э «Амур-1650» | 677Э – LADA или Амур-1650 ВНЭУ – LADA | Адмиралтейские верфи | 26.12.1997 | 2005 г. готовность 47% | В январе 2009 г. строительство приостановлено. По состоянию на июнь 2011 г не возобновлено. В ноябре 2011 г. корпусные конструкции вывезены из цеха на набережную. | |||
пр.677Д | Б-586 «Кронштадт» | Адмиралтейские верфи | 28.07.2005 | 20.09.2018 | 2020 | СФ | Швартовные испытания | По данным СМИ поступит на боевое дежурство в 2020 году |
Б-587 «Великие Луки» (ранее – «Севастополь») | Адмиралтейские верфи | 10.11.2006, 19.03.2015 | 2020 | 25.11.2021 | СФ | Строится | Строительство завершается по измененному проекту | |
Б-? | Адмиралтейские верфи | 2020 | ||||||
Б-? | Адмиралтейские верфи | 2021 |