Ту-160 – статус, источники

Конкуренция

На первых стадиях разработки нового бомбардировщика, командование признало проект КБ СУ под индексом Т- 4М лучше. Однако конструкторы параллельно занимались созданием истребителей СУ-27. Было принято решение передать всю информацию о создаваемом тяжелом летательном аппарате инженерам бюро Туполева. На этом этапе самолет «Белый лебедь» мог прекратить свое существование путем переименования его в Т-4М. Однако Туполев отказывается от предлагаемого проекта и решает продолжить работу над бомбардировщиком с изменяемой стреловидностью крыльев. Кроме этого, заказчик озвучил два обязательных требования:

  1. Возможность осуществления околозвуковых вылетов на малой высоте.
  2. Дозвуковые полеты на значительной дистанции.

В новом самолете использованы самые совершенные на то время технологии и материалы, разработано усиленное шасси, проведена модернизация мотора и еще ряда узлов. Кодовое название модели – ТУ-160М. Агрегат оснастили различными деталями, выпускаемыми на пятистах предприятиях.

История проекта создания самолёта Ту 160

Создание проекта нового бомбардировщика было поручено ОКБ Сухого и ОКБ Мясищева. К началу 70-х годов проекты представили на рассмотрение. Оба проекта получились схожие – это сверхзвуковая машина с четырьмя двигателями и крылом с изменяющейся стреловидностью, но всё же схемы отличались.

В 1969 году к проекту подключилось ОКБ Туполева с опытом в создании сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144. Рассмотрев проекты ОКБ Сухого и Мясищева и внеконкурсный проект ОКБ Туполева, было решено отдать работу над проектом туполевцам, как имеющим большую практику в создании сверхзвуковых машин.

Кроме ОКБ Туполева, задействовали предприятия ВПК, НИИ ВВС, ЦАГИ, всего начиная с 1972 года принимали участие более 800 организаций.
Первый опытный образец (обозначение 70-01) оторвался от земли в декабре 1981 года с экипажем под руководством лётчика-испытателя Б.Веремея с аэродрома «Раменское». Второй образец предназначался для статических испытаний. Первые четыре образца изготовили на предприятии «Опыт».

Ту 160 схема

Серийные самолёты изготавливались на Казанском авиационном заводе. В 1984 году 10 октября серии была дана путёвка в небо.

Особенности военной машины

Чтобы создать действительно уникальную модель военного самолета, отвечающую поставленным целям, конструкторы вынуждены были внести в стандартные правила сборки определенные особенности, благодаря которым самолет Ту-160 действительно получился уникальным в своем роде:

  1. Для сборки конструкции были использованы композиционные сплавы, нержавеющая и титановая качественная сталь.
  2. Максимальная скорость Ту-160 на высоте достигает 2200 км/ч.
  3. Бомбардировщик, изготовленный российским авиапроизводителем, является интегральным низкопланом, оснащенным изменяемым стреловидным крылом, цельноповоротным стабилизатором, а также техопорными шасси.
  4. Кабина «Белого лебедя» была признана как одна из самых просторных и комфортных, учитывая, что пилоты при желании могут без проблем пройтись по своему отсеку и даже размяться.
  5. Борт бомбардировщика оснащен кухней, в которой можно разогревать еду, а также туалетной комнатой, ранее не входящей в конструкцию военно-воздушных судов.

Для вооружения российского бомбардировщика используются крылатые виды стратегических ракет класса Х-55-СМ.

ТТХ российского бомбардировщика представлены ниже. Также на изображении можно увидеть некоторые исторические факты.

https://youtube.com/watch?v=tnOppcTTyAQ

«Высокий боевой потенциал»

В последние годы «Белый лебедь» переживает вторую молодость. В 2015 году руководство России приняло решение о возобновлении производства бомбардировщика на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова. Собранные с нуля машины получили индекс Ту-160М2.

Наряду с этим идёт модернизация строевого парка самолётов. Прошедшие цикл заводского обновления ракетоносцы получают наименование Ту-160М.

Первый полёт модернизированного ракетоносца Ту-160М в Казани

Как отмечают эксперты, модификации «Белого лебедя» унифицированы по электронной начинке. Обе версии ракетоносца оснащаются современным бортовым оборудованием (авионикой), радиолокационными станциями, средствами связи и комплексами радиоэлектронной борьбы (РЭБ).

Кроме того, модернизированные Ту-160 получают улучшенные двигатели НК-32 второй серии. О характеристиках обновлённой силовой установки известно немного, но, по официальным данным, она увеличивает дальность полёта более чем на 1 тыс. км.

Также по теме


Эволюция «Ночного охотника»: как ракета комплекса «Хризантема» усилит вертолёт Ми-28НМ

Экспортная версия российского боевого вертолёта Ми-28НМ «Ночной охотник» будет оснащаться управляемыми ракетами комплекса…

Производство обновлённых агрегатов развёрнуто на «ОДК-Кузнецов» (Самара). В октябре руководство предприятия отчиталось о завершении модернизации мощностей, что позволит нарастить объёмы выпуска двигателей и ремоторизировать действующий парк ракетоносцев.

Возобновление производства и запуск программы модернизации изготовленных ранее Ту-160 стало разумным и закономерным решением, считает Дмитрий Дрозденко.

«Ту-160 как боевая платформа совсем не устарел. Однако время не стоит на месте. Чтобы и дальше обеспечивать высокий боевой потенциал машины, её требуется оснащать более совершенными двигателями, электроникой и вооружением», — сказал Дрозденко.

Такого же мнения придерживается и Алексей Леонков. Собеседник RT заявил, что благодаря новейшему комплексу РЭБ усовершенствованный «Белый лебедь» стал более защищённым самолётом. Помимо этого, в оборудование машины российские специалисты широко интегрировали цифровые технологии, что существенно повысило степень автоматизации процессов управления.

«Эти самолёты в перспективе заменят устаревающие Ту-95 и Ту-160 первых выпусков, когда они будут выходить из строя. Главным оружием «Белого лебедя» станут ракеты с ядерными боеголовками. Благодаря проводящейся сейчас модернизации Россия сможет нарастить мощь дальней авиации, которая, я напомню, является воздушным компонентом нашей ядерной триады», — резюмировал Леонков.

Особенности конструкции

Самолет Ту-160 представляет собой интегральный низкоплан с крылом изменяемой стреловидности. Конструкция оснащена трехопорным шасси, цельноповоротным стабилизатором и килем. Кабина у истребителя общая для всех четырех членов экипажа (командир и пилот – на передних креслах, бомбардир и офицер-оборонщик – позади них).

Одна из основных особенностей конструкции – поворотное крыло переменной стреловидности. Угол наклона передней кромки изменяется в диапазоне от 20° до 65°. Механизация крыла включает предкрылки и двухщелевые закрылки, для контроля крена есть интерцепторы и флапероны.

Бомбардировщик оснащен четырьмя двухконтурными турбовентиляторными двигателями НК-32, созданными на Куйбышевском моторном заводе. Двигатели установлены попарно в мотогондолах в нижней части фюзеляжа.

Основные материалы, применяемые при изготовлении Ту-160 – это титан, алюминиевые термообработанные сплавы, стальные сплавы и композиционные материалы.

Топливные емкости машины вмещают 130 тонн топлива, что обеспечивает 15-часовую дальность полета без дозаправки при скорости около 850 км/ч. Бомбардировщик также оборудован системой дозаправки в полете для дальних перелетов.

Технические характеристики

Общие технические характеристики машины:

  • экипаж: 4 человека (пилот, второй пилот, бомбардир, офицер оборонительных систем);
  • длина: 54,1 м;
  • размах крыльев: при 20° – 55,7 м, при 65° – 35,6 м;
  • высота: 13,1 м;
  • площадь крыла: 400 кв. м;
  • вес без топлива и вооружения: 110 000 кг;
  • вес с топливом и вооружением: 267 600 кг;
  • максимальный взлетный вес: 275 000 кг;
  • силовая установка: четыре турбореактивных двигателя NK-321.

Летно-технические характеристики:

  • максимальная скорость: 2220 км/ч;
  • крейсерская скорость: 960 км/ч;
  • дальность полета: 12 300 км;
  • дальность боя: 2 000 км;
  • динамический потолок: 16 000 м;
  • скорость набора высоты: 70 м/с;
  • нагрузка на крыло: 742 кг/кв. м;
  • отношение тяги к массе: 0,37.

Вооружение

В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках размещается различное вооружение общей массой стандартно – 22 500 кг, максимально – до 40000 кг и две внутренние поворотные пусковые установки на шесть крылатых ракет Raduga Kh-55SM / 101/102/555 (первичное вооружение) или 12 AS-16 Kickback с ядерными ракетами малой дальности.

Производство и эксплуатация Ту-160

Первые два Ту-160 были переданы советским ВВС в 1987 году.

В 1992 году Россия переживала нелегкие времена экономического кризиса. В бюджете не было денег, а для производства Ту-160 их нужно было очень много. Поэтому первый российский президент Борис Ельцин предложил США прекратить выпуск «Белых лебедей», если американцы откажутся от производства В-2.

На момент распада СССР 19 Ту-160 находились на территории Украинской ССР (г. Прилуки). Независимой Украине, которая отказалась от ядерного оружия, эти самолеты были абсолютно не нужны. В конце 90-х восемь украинских бомбардировщиков Ту-160 в счет погашения долга за энергоносители были переданы в Россию, остальные распилены на металл.

В 2002 году российское министерство обороны заключило с КАПО контракт на модернизацию всех бомбардировщиков, находящихся в строю.

В 2003 году один из Ту-160 потерпел аварию в Саратовской области, экипаж погиб.

Во время учений, которые проводились в 2006 году, группа Ту-160 смогла незамеченно пройти в воздушное пространство США. Позже об этом журналистам сообщил главком Дальней авиации РФ Хворов, но никаких подтверждений этому факту в дальнейшем не последовало.

В 2006 году на вооружение российских ВВС был принят первый модернизированный Ту-160. Годом позже начались регулярные полеты российской стратегической авиации в отдаленные районы, в них принимали (и принимают) участие и «Белые лебеди».

На начало 2017 года в составе ВКС РФ находилось 16 самолетов Ту-160. В августе 2016 года публике была показана новейшая модификация ракетоносца – Ту-160М. Чуть позже Казанский авиазавод отрапортовал о начале возрождения основных технологий, которые необходимы для возобновления производства Ту-160. Его планируют начать к 2023 году.

Производство и эксплуатация

Серийное производство начато ещё в 1984 г. на Казанском авиазаводе. До августа 1986 с конвейера сошло 4 боевые машины. К 1992 г. было изготовлено 35 воздушных суден. Эти летательные аппараты были распределены по авиабазам союзных республик. После развала СССР несколько единиц боевой техники выкуплено ВВС РФ.

В 1992 г. Б. Ельцин принял постановление о приостановке производства летательных аппаратов, если американцы остановят выпуск своих «Лансеров». До 2018 все старые модели Ту прошли модернизацию, улучшилось качество используемых двигателей. В 2008 и 2017 выпуск бомбардировщиков возобновился. Было выпущено ещё 2 единицы техники. Все боевые машины стоят на службе в ВВС России и эксплуатируются для защиты российской территории и в военных миссиях за рубежом.

На базе Ту-160 возможен выпуск пассажирского варианта сверхзвукового летательного судна. Такой самолёт сможет быстро перевезти пассажиров на большое расстояние. В СССР сверхзвуковым был лайнер Ту-144. Правда, его было экономически невыгодно использовать: билет стоил слишком дорого. Сегодня ситуация иная: многие крупные бизнес-компании могут приобрести и эксплуатировать такой лайнер.

↑ Характеристика ТУ – 160

  • Самолёт в меняющимся углом крыла показывал лучшие результаты при полетах на малых скоростях, улучшались также его взлётно-посадочные характеристики. Характеристики ТУ-160 впечатляют:
  • Длина 54 метра;
  • При полностью сложенных крыльях для полёта на сверхзвуке ширина машины около 36 метров;
  • При посадке же, а также при полетах на небольших высотах с малыми скоростями крылья полностью раздвигаются, увеличивая ширину самолёта до 56 метров;
  • Экипаж судна 4 человека;
  • При максимальной взлётной массе до 275 тонн ТУ-160 может принимать на борт боевую нагрузку до 40 тонн;
  • В воздух самолёт поднимают четыре реактивных двигателя с тягой от 14000 кг до 25000 на форсаже каждый;
  • Максимальный потолок для ТУ-160 составляет 16 км;
  • Скорость самолёта может изменяться в диапазоне от 1030 до 2000 км/ч;
  • В «брюхе» бомбардировщика-ракетоносца расположены две пусковые установки барабанного типа для размещения 12 крылатых ракет и 4 ПУ для 24 гиперзвуковых аэробаллистических ракет.

Количество и стоимость Ту-160 Белый лебедь

В 2013 г. в авиарезерве России было всего 16 единиц таких машин. В 2015 Минобороны разрешило приобрести для своих ВВС ещё 50 бомбардировщиков «линейки М». Новейший усовершенствованный Ту-160 М был показан зрителям в 2016. Полная модернизация всей техники должна закончиться до конца 2018. Серийное производство новых моделей начнётся в 2021–2023 годах. Сейчас в РФ количество единиц на вооружении по-прежнему равно 16.

Модернизированные бомбардировщики не смогут решить все оборонные задачи России. В планах — возобновление изготовление моделей линейки М и М2, а также пассажирского лайнера на базе Ту-160. Стоимость единицы Ту-160 — 250 000 000 долларов. Шестьдесят минут полёта обходится в 23 000 долларов.

Классический «стратег»

Разработка Ту-160 — сверхзвукового стратегического ракетоносца-бомбардировщика с изменяемой геометрией крыла — началась в КБ Туполева в 1975 году в ответ на появление у США межконтинентального сверхзвукового самолёта с изменяемой стреловидностью крыла Rockwell B-1 Lancer. Первый полёт советской машины состоялся в 1981-м, а с 1987 года Ту-160 начали поступать в войска.

Самолёт в основном предназначен для поражения особо важных целей в глубоком тылу потенциального противника или в удалённых районах боевых действий, в том числе с помощью ядерного оружия.

В 2018 году Минобороны РФ и «Туполев» подписали контракт на поставку в войска десяти самолётов, ознаменовавший собой возобновление производства Ту-160 после десятилетнего перерыва. В СМИ и открытых источниках используется номенклатура Ту-160М для обозначения самолётов, прошедших заводскую модернизацию, и Ту-160М2 — для новых самолётов, построенных с нуля.

  • Стратегический бомбардировщик Ту-160М
  • РИА Новости

Сконструированный с применением технических решений, использованных в бомбардировщике Ту-22М и пассажирском Ту-144, Ту-160 представляет собой тяжёлый моноплан с крылом большого удлинения и четырьмя реактивными двигателями. Револьверные пусковые установки позволяют самолёту нести до 12 крылатых ракет воздушного базирования, в том числе с ядерным боеприпасом.

Также по теме

«Сармат», «Прометей» и «Белый лебедь»: какая военная техника поступит на вооружение России в ближайшие годы

В ближайшие годы Вооружённые силы России получат баллистические ракеты «Сармат», зенитно-ракетные комплексы С-500 «Прометей», а также…

Размах крыла в разных позициях стреловидности составляет от 35,6 до 55,7 м. Благодаря уникальной конструкции крыла самолёт может преодолевать рубежи ПВО противника на скорости до 2,2 тыс. км/ч. Самолёт способен выходить на сверхзвуковую скорость в режиме форсажа и удерживать её в течение 45 минут. Экипаж Ту-160 — четыре человека, боевая нагрузка — 40—45 т, дальность полёта — 13,5 тыс. км.

Как напомнил в разговоре с RT военный эксперт Юрий Кнутов, сейчас Ту-160 проходит кардинальную модернизацию, поэтому в новой версии самолёта останется прежним лишь корпус.

По его словам, так как новые двигатели повысят дальность полёта, это, в свою очередь, обеспечит живучесть стратегического бомбардировщика и эффективное поражение объектов в глубоком тылу.

«То, что самолёт сможет летать более чем на 1 тыс. км, означает, что будет способен подлететь к вероятному противнику, произвести пуск ракеты и целым и невредимым вернуться на базу. С учётом того, что Россия идёт по пути создания средств поражения, которые могут нанести неприемлемый ущерб даже при небольшом количестве используемых ударных средств, эта машина станет колоссальным сдерживающим фактором для вероятного противника», — рассуждает Кнутов.

Редкая птица

А теперь о печальном. На вооружении России находится всего 16 таких машин. Этот дефицит произошел из-за сокращения вооружений в период перед развалом СССР и привел к тому, что каждый самолет имеет свое собственное имя. Американских аналогов в строю находится не менее 61.

С этим связана ещё одна примечательная история. Когда произошел развал СССР, на территории Украины осталось 19 таких машин, причем в рабочем состоянии из них находилось только 6. Учитывая экономическое состояние новообразовавшегося государства, содержать и обслуживать эти машины не было никакой возможности. Ведь даже для одного учебного полета требуется заправить в машину около 40 тонн топлива.

Применение

До 2001 года бомбардировщики применялись исключительно для нужд ВВС РФ. В боевом состоянии находились все 15 единиц техники. Шесть ракетоносцев имели на своём борту ядерные боеголовки. В 2002 г. Минобороны заключил соглашение с Казанским авиазаводом на модернизацию этих 15 бомбардировщиков. В 2007 в отремонтированном состоянии находилось 14 летательных аппаратов (один разбился во время испытаний). С 2008 по 2017 было изготовлено ещё 2 военных самолёта. Сейчас их количество — 16 штук. Модернизированные воздушные судна Ту-160 М появились в 2016. До 2019 все летательные аппараты должны быть модернизированы до стандарта М.

В 2008 г. два военных самолёта с учебным вооружением отправились в Венесуэлу. Их полёт сопровождали истребители Су-27. В Венесуэле боевые машины совершили тренировочные вылеты над нейтральной водной поверхностью Атлантического океана. После выполнения миссии вернулись на свой аэродром под г. Энгельс.
Боевые летательные аппараты применялись в Сирии в 2015 г. для урегулирования военного конфликта. Боевые самолёты осуществляли вылеты и уничтожали вражеские цели. Удары наносились современными ракетами Х-555.

Вы считаете Ту-160 устаревшим «музейным экспонатом»?

ДаНет

В искусстве

«Белый лебедь» больше всего привлекает создателей компьютерных игр — бомбардировщик является основой азиатской модели в Rise of Nations, воюет за Consortium в Act of War: High Treason, а также засветился в DCS:World и Ace Combat: Assault Horizon.

Российский кинематограф также обращался к образу Ту-160. В 2007 году снят фильм «07-й меняет курс», а в сериале «Спецназ» в эпизоде «Дыхание Пророка» ракетоносец атакует секретную лабораторию талибов.

Банк России в 2013 году выпустил серебряный рубль с изображением «Белого лебедя» в рамках серии «История русской авиации». Компания DEKLA с 2020 года выпускает лимитированную коллекцию часов, посвященную Ту-160.

Медведи и лебеди

Сначала обратимся к текущему состоянию российской стратегической авиации. Как мы уже отметили, наиболее современным и мощным нашим самолётом является сверхзвуковой бомбардировщик Ту-160. Машина серийно выпускается с 1984 года, реальное производство остановилось в начале 90-ых, когда финансирование прекратилось, однако ещё несколько самолётов были выпущены с использованием готовых элементов, оставшихся с советских времён. Последний Ту-160, которому присвоено имя «Виталий Копылов», был выпущен на Казанском авиационном заводе имени С.П. Горбунова в 2008 году. По некоторым данным, имеется ещё 2 недостроенных самолёта этого типа. Всего в ВВС России сейчас числится 16 «Белых лебедей», хотя было выпущено 35 самолётов. Часть машин была потеряна в авиакатастрофах, а большое количество «лебедей» было отвратительным образом уничтожено на Украине в конце 1990-х за американские деньги — благо некоторые самолёты удалось спасти, забрав их в счёт долга за газ. На данный момент все Ту-160 планируется модернизировать до уровня Ту-160М, что заметно повысит их боевые возможности — теперь самолёт сможет успешно применять также и неядерное высокоточное вооружение. Главной «изюминкой» должна стать замена стратегических крылатых ракет Х-55СМ (они несут ядерную боевую часть) на новые Х-101/102 (первая модификация имеет неядерную боевую часть, а вторая — ядерную). Максимальная дальность пуска увеличится с 3500 км до 5500 км, при этом достигается огромная точность — круговое вероятное отклонение ракеты равно 10 метрам. Всего самолёт может нести до 12 подобных крылатых ракет.

Вторым столпом стратегической авиации РФ является бомбардировщик Ту-95, прозванный на Западе «Медведем», и производящийся с 1955 года! Ровесником нашего «старичка» является лишь американский стратегический бомбардировщик B-52, всё также продолжающий службу в ВВС США. Машина хоть и стара, тем не менее, стоящая на вооружении РФ модификация Ту-95МС несёт точно такие же крылатые ракеты, как и Ту-160. При дальности пуска ракеты Х-55СМ, составляющей 3500 км, сверхзвуковая скорость или малозаметность, присущая более новым машинам, не так важна — весь боезапас будет уже отстрелян к тому моменту, как бомбардировщик обнаружат силы противника. Ту-95МС подвергаются такой же модернизации, как и Ту-160. К 2020 году в ВВС РФ будет 20 Ту-95МСМ, способных нести всё те же новые стратегические крылатые ракеты Х-101/102 в количестве до 6 штук.

↑ История создания самолёта ТУ-160

История создания самолета не совсем обычна. Начало проектированию стратегического бомбардировщика было положено в 1967 году. Военные, как обычно, хотели от создаваемой машины многого.

Требование «всережимности» полета означало, что преодолевать системы ПВО противника создаваемый самолёт должен был «уметь» как на больших высотах на сверхзвуке, так и на малых высотах на дозвуковых скоростях. Так крейсерская скорость на высотах около 20 км над уровнем моря изначально планировалась не менее 3 тысяч км/час (скорость звука в воздухе составляет чуть менее 2 тысяч км/ч).

Дальность полёта должна была составлять порядка 12 тысяч км при полёте на сверхзвуке и 16 тысяч при полёте на малых высотах при дозвуковых скоростях. Для гарантированного достижения результата в создании бомбардировщика-ракетоносца, было решено внести элемент соревновательности, и задание на проектирование было дано сразу двум конструкторским бюро: КБ Сухого и КБ Мясищева.

Суховцы при создании образца использовали потенциал одной из своих опытных машин Т-4, в КБ Мясищева за образец брался американский дальний бомбардировщик Б-1 легендарный «Лансер». В 1979 году к созданию самолёта было решено привлечь КБ Туполева, уже имевшее на тот момент опыт создания тяжелых сверхзвуковых машин – ТУ-22М, а так же единственного в СССР сверхзвукового пассажирского самолёта ТУ-144.

В конце семидесятых годов туполевцы работали над улучшенной версией ТУ-144, имевшей рабочее название ТУ-244. Естественно, что при создании «стратега» были использованы разработки этих машин. Требование всережимности полёта было решено выполнить при помощи изменяемой стреловидности крыла. Такая компоновочная схема хотя и требовала усложнения и утяжеления конструкции, однако давала ряд преимуществ.

От Ту-95 к ПАК ДА

Не успел новый самолет доехать до ангара, а глава ОАК Юрий Слюсарь и замминистра обороны Юрий Борисов уже ставили свои подписи под контрактом на поставку нашему военному ведомству десяти Ту-160М2 на общую сумму 160 млрд рублей. Эти машины будут обладать интеллектуальной системой управления, новым пилотажно-навигационным оборудованием и комплексом радиоэлектронного противодействия. Но самое главное, новые «стратеги» получат новые двигатели НК-32-02 производства самарского ПАО «Кузнецов», на форсаже способные выдавать скорость 2200 километров в час, что увеличит дальность полета новых самолетов на тысячу километров, до 14 тыс. км без дозаправки.

 На Ту-160М2 установят новейшие крылатые ракеты воздушного базирования сверхбольшой дальности типа Х-101 и Х-102, оснащенные ядерными боезарядами

Кроме того, на Ту-160М2 установят новейшие крылатые ракеты воздушного базирования сверхбольшой дальности типа Х-101 и Х-102, оснащенные ядерными боезарядами. Благодаря всему этому боевая эффективность новых самолетов, по оценкам Минобороны, вырастет по сравнению с базовой версией почти в два с половиной раза.

Но это еще не все. Не исключено, что в перспективе «Белые лебеди» оснастят и гиперзвуковыми средствами поражения, которые только разрабатываются нашими конструкторами.

В парке ВВС России модернизированные Ту-160 будут постепенно замещать дозвуковые турбовинтовые «стратеги» Ту-95

Фотография: Gettyimages

Нынешний контракт должен быть выполнен до 2027 года. Впрочем, Юрий Борисов уже заявил, что Минобороны закажет в общей сложности 50 Ту-160М2. Это означает, что Казанский авиазавод будет загружен заказами как минимум до конца 2030-х годов, а на вооружении нашей Дальней авиации новые бомбардировщики будут находиться как минимум до середины 2060-х. В парке ВВС России они постепенно будут заменять дозвуковые турбовинтовые Ту-95. На вооружение этих самолетов сейчас около 60 единиц, но срок их службы уже давно подошел к концу.

И это очень важный момент. Не секрет, что параллельно с возобновлением выпуска Ту-160 в декабре прошлого года ОАК начала проектирование так называемого перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА). «Этот самолет, надеюсь, выйдет у нас на испытания на рубеже 2023–2024 годов»,—говорит вице-премьер России Дмитрий Рогозин. — Внешне он не похож на традиционные самолеты. Это будет “летающее крыло”». Такой летательный аппарат не имеет хвоста, а обладает редуцированным фюзеляжем, роль которого играет крыло, несущее все агрегаты, экипаж и средства поражения.

Проекты модификаций

  • Ту-160В (Ту-161) — проект самолёта с силовой установкой, работающей на жидком водороде. Также от базовой модели отличался размерами фюзеляжа, рассчитанного на размещение баков с жидким водородом. См. также Ту-155.
  • Ту-160 НК-74 — с более экономичными двигателями НК-74 (увеличенной дальностью полёта).
  • Ту-160П — проект тяжёлого истребителя сопровождения, вооружённого ракетами класса «воздух — воздух» большой и средней дальности действия.
  • Ту-160ПП — самолёт радиоэлектронной борьбы, был доведён до этапа изготовления натурного макета, и полностью определён состав оборудования.
  • Ту-160К — эскизный проект боевого авиационно-ракетного комплекса «Кречет». Разработка началась в 1983, выпущен КБ «Южное» в декабре 1984 года. Предполагалось размещение 2 двухступенчатых баллистических ракет (1 ступень — твердотопливная, 2-я — жидкостная), массой 24,4 т на самолёте-носителе. Общая дальность комплекса предполагалась более 10 000 км. Боевая часть: 6 РГЧ ИН или моноблочная ГЧ с комплексом средств для преодоления ПРО. КВО — 600 м. Разработки были прекращены в середине 80-х годов.
  • Ту-160СК — самолёт-носитель воздушно-космической жидкостной трёхступенчатой системы «Бурлак» массой 20 т. Предполагалось, что масса полезного груза, выводимого на орбиту, может достигать от 600 до 1100 кг, а стоимость доставки будет в 2-2,5 раза ниже, чем у аналогичных по грузоподъёмности ракет с наземным стартом. Пуск ракеты должен был выполняться на высотах от 9 до 14 км при скорости полёта носителя 850—1600 км/ч. По своим характеристикам комплекс «Бурлак» должен был превосходить американский дозвуковой стартовый комплекс, созданный на базе самолёта-носителя Boeing B-52 и ракеты-носителя «Pegasus». Основное назначение — восполнение группировки спутников в условиях массового уничтожения космодромов. Разработка комплекса началась в 1991, ввод в эксплуатацию планировался в 1998—2000 годах. В состав комплекса должен был входить командно-измерительный пункт на базе Ил-76СК и комплекс наземного обслуживания. Дальность полёта самолёта-носителя в зону пуска РКН составляет 5000 км. 19 января 2000 г. в Самаре ГНПКРЦ «ЦСКБ-Прогресс» и Аэрокосмическая корпорация «Воздушный старт» подписали соглашение о сотрудничестве по созданию авиационно-ракетного комплекса космического назначения (АРККН) «Воздушный старт».
  • Ту-160М — проект модернизации Ту-160, предусматривающий установку нового радиоэлектронного оборудования и вооружения. Способен нести обычное вооружение, например, 90 ОФАБ-500У, массой около 500 кг и сплошным радиусом поражения 70-100 м.

История создания

Самолёт, всем знакомый по прозвищу «Белый лебедь», был спроектирован под конец шестидесятых минувшего столетия, как ответ на появление сверхзвукового «американца» Rockwell B-1 «Лансер». Имевшиеся в СССР дозвуковые Ту-95 и М-4 устарели и не могли противостоять новым авиационным разработкам противника.

Правда, по сравнению с «американцем» Ту-160 оснастили электродистанционной системой управления, полноповоротным «гребнем», улучшающим теххарактеристики крыла в районе сочленения его подвижного и неподвижного сегмента, а также цельноповоротным рулём направления. Самолёт мог без посадки пролететь почти 13 000 км. Его скоростные характеристики превышали скорость звука.

У «туполевцев» было больше опыта в проектировании и изготовлении сверхзвуковых машин. Например, ими был создан сверхзвуковой Ту-144. К тому же «туполевцами» были спроектированы военные машины Ту-22 и Ту-95. Туполевский ОКБ «Опыт» имел необходимую для производства такой машины производственную, научную и техническую базу.

Первый изготовленный образец взлетел в 1981 году. Самолёты успешно прошли испытания, после чего их запустили в серийное производство на Казанском авиазаводе с 1984 года.

С 1981 по 1992 было изготовлено 36 бомбардировщиков. Правда, планировалось выпустить около 100 штук. Военный аэродром в г. Прилуки Черниговской области бывшей Украинской ССР получил 19 летательных аппаратов. В конце прошлого века Украина передала России 8 боевых машин в счёт погашения задолженности за газ. Ещё 10 оставшихся в Прилуках летательных аппаратов были утилизированы по просьбе США, а один экземпляр передали музею в г. Полтава.

Долгое время Казанский авиазавод не выпускал эти бомбардировщики вследствие отсутствия заказов и финансовой поддержки. После 2008 изготовление летательных аппаратов возобновилось. Старые машины прошли модернизацию. Усовершенствованные версии Ту-160 М поднимали в воздух крылатые ракеты марки Х-555. Летательные аппараты могли дозаправляться на лету от Ил-78.

Габариты

Ту-160 за красоту лётчики назвали «Белым лебедем». Он считается самым крупным и тяжёлым военным самолётом. Бомбардировщик может на своём борту поднять крылатые ракеты последней версии, имеющие ядерные боеголовки.

Натовцы дали этому самолёту название — «Blackjack», или «дубинка». На вооружении ВВС РФ он с 1987 года. Всего было изготовлено всего лишь 35 таких боевых машин. Правда, в рабочем состоянии к 2013 году осталось лишь 16 бомбардировщиков. Все они прошли модернизацию до стандарта Ту-160 М, а до 2023 года ожидается изготовление новых версий — М2.

Этот самолёт имеет высоту — 13,1 м и длину — 54,1 м. Бомбардировщик может без посадки пролететь 13 000 000 м, развить скорость до 2 200 км/ч и подняться в небо на высоту 18 000 м.

Модификации

«Белый лебедь» — поистине легендарный самолет с учетом того, что большинство его модификаций существовали только на стадии проектов:

  • В, или 161 — ракетоносец с жидководородным силовым агрегатом. Дополнительная гелиевая система обеспечивает управление криогенным двигателем, азотная — контролирует вакуум в теплоизоляционных полостях. Проект от базового концепта отличается габаритами фюзеляжа;
  • НК-74 — за счет экономичных двухконтурных реактивных двигателей повысилась дальность полета. Сборка авиамоторов осуществлялась по заказу на заводе г. Самары;
  • П — проект, предусматривающий создание тяжелого истребителя дальнего сопровождения. На борту машины планировали разместить ракеты «воздух-воздух» средней и большой дальности;
  • ПП — разработки самолета РЭБ довели до изготовления макета в натуральную величину, конкретизировали типы оборудования и аппаратуры;
  • К — эскиз боевого ракетоносца авиационного комплекса «Кречет». В проекте указывалось, что на борту будут находится 2-х ступенчатые (твердотопливная + жидкостная) баллистические ракеты. Планируемая масса — 2,4 т, дальность — 10 тыс. км. Система управления — автономная, инерциальная. Ракета могла бы подключаться к внешним источникам данных, что позволял передавать координаты и скорость на борт со спутника. Разработки свернули в середине 80-х;
  • СК — машина могла переносить 3-х ступенчатую жидкостную систему «Бурлак» весом 20 т. Пуск ракеты предполагалось осуществлять на высоте 9000-14 000 м при скорости машины 850-1600 км/ч. По характеристикам вооружение должно было превосходить американский Pegasus. Ввод в эксплуатацию планировался на 1998-2000 гг., но документы о сотрудничестве корпорация «Воздушный старт» и самарское «ЦСКБ-Прогресс» подписали только 19 января 2000 года;
  • М — современная версия. Ракетоносец Ту-160 серии М оснащен новейшим вооружением и оборудованием. На его борту находится около 90 единиц ОФАБ-500У (масса каждой — 500 кг) и безъядерные ракеты. Бомбардировщик по техническим характеристикам превосходит истребитель британцев Typhoon. Дальность полета — в 4 раза больше английского аналога.

Ту-160М

Интересное о стратегическом бомбардировщике Ту 160

Сорок четыре мировых рекорда зарегистрированы на счету «Белого лебедя».

Каждый борт Ту-160 назван в честь выдающегося конструктора или знаменитого лётчика.

Ту 160 «Валентин Близнюк»

Собственной кухней и санузлом может похвастаться только этот стратегический бомбардировщик, до него военные самолёты не были оборудованы такими удобствами.

«Дубинка» назвали в НАТО Ту-160, а российские лётчики ласково – «Белый лебедь».

В мире это, пожалуй, самый большой самолёт с крылом изменяемой стреловидности.

Находясь с визитом в России Френк Карпуччи, тогдашний министр обороны США осматривал Ту-160 и входя в кабину пилотов, задел головой щиток электрооборудования. С тех пор лётчики прозвали его «щитком Карпуччи».

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий