Поиск

Самолёт Як-7 – из учебных классов на фронт тотальной войны

Эксплуатация истребителя Як-7

Як-7 — машина необычная. Первоначально учебный самолет, он во многом оставался таковым и в годы войны — именно Як-7 был той летающей лабораторией в которой отрабатывались десятки «мелочей» из которых складывается могучая сила современной авиации. Прямоточные двигатели, ламинарный профиль крыла, испытания гермокабин — все это впервые было опробовано на Як-7.

В производстве истребитель находился до июля 1944 года, за это время было выпущено 6399 самолётов Як-7 всех модификаций. дальнейшим развитием Як-7 стал Як-9 — самый массовый советский истребитель Великой Отечественной войны.

Як-7 состоял на вооружении советской армии до 1946 года, на экспорт машина не поставлялась.

• Справочник авиации • Самолеты того же периода • Советские истребители •

Мобилизация

В начале 1943 года писатель-пушкинист, кавалер ордена “Знак Почета”, Иван Алексеевич Новиков, эвакуированный из Москвы на Урал, обратился в Каменск-Уральский горком партии с идеей прочитать цикл лекций о Пушкине со сбором в Фонд обороны. Инициатива писателя была встречена с воодушевлением, с 10 по 20 февраля в городе прошли пушкинские вечера. А вскоре Новиков отправил на имя И.В. Сталина телеграмму: “Народ глубоко чтит память своего величайшего поэта, и эта неумирающая к нему любовь позволила мне собрать этими вечерами 100 000 рублей на боевой самолет “Александр Пушкин”… Прошу включить в список действующей авиации самолет “Александр Пушкин”.

5 марта пришел ответ: “Примите мой привет и благодарность Красной Армии, Иван Алексеевич, за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено. И. Сталин”1.

Так “Александр Пушкин” был мобилизован в Красную армию.

Яковлев Як-7Р

Як-7Р – проект перехватчика-истребителя на базе самолета Як-7.

Решение о создании реактивного перехватчика-истребителя путем модификации уже производимого серийно Як-7 в военных условиях было целесообразно, ведь позволяло построить самолет в минимальные сроки. Решение приняли после просмотра и тщательного анализа шести эскизных вариантов конструкций реактивного истребителя-перехватчика.

На самолете планировали применить комбинированную силовую установку, в составе которой были два ПВРД ДМ-4С конструкции И.А. Меркулова и один жидкостный ракетный двигатель Д-1А разработки Л.С. Душкина.

Двигатели ДМ-4С, которые вырабатывали максимум тяговых усилий, размещались под крылом, а дополнительный Д-1А расположили в хвостовой части фюзеляжа. Его применяли для кратковременного набора скорости во время взлета перехвата и догона воздушной цели.

Как горючее ДМ-4С использовал бензин, который поступал из крыльевых баков. Для Д-1А топливом был керосин, окислителем – азотная кислота.

В проекте самолета была компоновка с четырьмя крыльевыми бензобаками (по два на каждую крыльевую консоль), два керосиновых бака, размещенных позади кабины, и резервуар для азотной кислоты рядом с керосиновыми баками.

Исходя из внедрения принципиально новой силовой установки, провели уборку винта, двигателя М-105ПА, моторамы, капота двигателя, водо- и маслосистемы и т.д. В винтомоторной группе Як-7 остались только четыре бензобака с проводкой, располагающиеся в крыльях.

Хвостовое колесо с резиновым пневматиком заменили на металлический ролик. На место установки двигателя путем фиксации в четырех точках к фюзеляжу подвесили кабину летчика, которая представляла собой каркас, сделанный из стальных труб и обшитый дюралюминиевым листом. Из-за выноса кабины вперед длина самолета увеличилась на 1,325 м. Место, которое в Як-7 занимала кабина экипажа, в Як-7Р отводилось для керосиновых баков и резервуаров азотной кислоты.

Из-за установки в хвостовой части жидкого реактивного двигателя обрезали руль управления в нижней части и нарастили в верхней. За счет этого увеличилась общая величина хвостового оперения на 0,042 м.

Истребитель-перехватчик вооружили двумя пулеметами УБС, каждый из которых имел боезапас 200 патронов.

Работы по проектированию Як-7Р завершились в конце августа 1942 г. Реализовать проект не удалось из-за отсутствия надежных серийных ПВРД в военное время. В распоряжении конструкторов был лишь ЖРД Д-1А, которым оснастили реактивный самолет БИ разработки В.Ф. Болховитинова.

Хоть самолет и не удалось построить, однако в ходе проектирования был поднят ряд ключевых вопросов по поводу оснащения самолета различными типами силовых установок с применением ракетных и воздушно-реактивных двигателей. Эти знания применили во время разработки самолета Як-3РД.

ПВРД – это подвесные подкрыльные пустотелые цилиндры, которые имели обтекаемую форму. В них происходило сжигание бензина, которое вызывало выработку дополнительной тяги, последняя напрямую влияла на повышение скорости самолета.

Такие двигатели имели несложную конструкцию. Их впервые испытали на самолетах И-153 и И-15. Совершив 60 полетов, получили средний прирост скорости в пределах 25-30 км. Еще один плюс – небольшая масса двигателя (24 кг). Но такие моторы сильно прожорливые – потребляли 20 кг бензина за 1 мин., поэтому их было целесообразно использовать только во время догона противника. На малых скоростях и во время взлета прибавка к скорости была небольшой. Такие двигатели планировалось устанавливать внутрь фюзеляжа некоторых новых летательных аппаратов.

Боевое применение Як-7

3 ноября 1943 г. помощник командира 519-го истребительно авиаполка старший лейтенант В А Башкиров перегонял Як-7А на новый аэродром. В отсеке за его кабиной находился механик самолета. На маршруте летчик заметил одиночный Ju 88, видимо, ведущий разведку. Башкиров решил атаковать его. Противник попытался уйти от атаки со снижением до бреющего полета, но на высоте 100 м был настигнут и подбит с расстояния 50 м сзади-сверху. При выходе из атаки Башкиров сам был атакован четверкой FW-190. Як-7А сумел уклониться, и ведущий первой пары на большой скорости проскочил вперед. Бакширов, сделав небольшой поворот в сторону противника, сбил его. Между тем в атаку пошла вторая пара FW190. Летчик истребителя Як-7А снизил скорость, резко сбавил газ и подбил ведущего второй пары. Немецкий истребитель загорелся и, совершая резкий разворот, чтобы сбить пламя, столкнулся со своим ведомым. Оба самолета развалились в воздухе. Таким образом, противник потерял четыре самолета, наши же летчик и механик не получили и царапины.

Летчик 519-го истребительного авиаполка С. Колесниченко в одном из боев во время сражений на Курской дуге огнем своего Як-7б уничтожил два Bf-110 и один FW190. За период Курской битвы он сбил 16 немецких самолетов.

Як 7б: рабочая лошадка войны

Военный эксперт “Родины, кандидат исторических наук Андрей Смирнов:

– Спроектированный под руководством А.С. Яковлева истребитель Як-7б выпускался с апреля 1942 по июль 1944 года на авиазаводах N 82 в Москве и N 153 в Новосибирске. Всего произвели около 6000 этих самолетов – примерно 10 % всех истребителей, выпущенных в СССР в Великую Отечественную.

Как простая москвичка Мария Орлова собрала деньги на танк для сына

Во второй половине 1942-го и в 1943 году Як-7б был одной из “рабочих лошадок” советской истребительной авиации. В 1942-м это был третий (после Як-1 и ЛаГГ-3), а в 1943-м – второй (после Ла-5) по распространенности советский истребитель. Несколько уступая Як-1 и Ла-5 по летным данным, он превосходил их по мощности вооружения и был проще в пилотировании.

Полетный вес Як-7б выпуска 1943 года составлял в среднем 3000 кг, максимальная (взлетная) мощность двигателя М-105ПФ – 1210 л.с., максимальная скорость – 588 км/ч, вооружение – 20-мм пушка и два 12,7-мм пулемета, боекомплект – 130 снарядов и 300 патронов.

1. Кирпонос Е. М., Новикова М.Н. На истребителе “Александр Пушкин”. М., 1981. С. 41.2. Сталинский пилот. 30.07.1943. N181.3. Кузнецов С.Д. Як-7. Истребитель тотальной войны. М., 2014, С. 154.4. Сталинский пилот. 06.07.1943. N160.5. Представление к награждению орденом Ленина/ЦАМО РФ. Ф.33. Оп. 682524. Д. 358. Л. 90 (об).6. Приказ 309 иад Западного фронта N 12 от 19.10.1943/ЦАМО РФ. Ф.33. Оп. 686044. Д. 429. Л. 273.7. Кирпонос Е.М., Новикова М.Н. Указ. соч. С. 72.

Краткая история создания и конструктивные особенности аппарата ЯК-7

При создании машины типа УТИ-26 конструкторы даже не могли предположить, что этот аппарат будет использован как базовая модель нового истребителя. К переделке учебной машины приступили в первые годы войны, когда Красная Армия несла большие потери среди истребителей. Особенностью стало то, что данная машина успела пройти только заводские тесты и испытания, а государственные она так и не проходила. После заводских испытаний самолет был запущен в серийное изготовление. Несмотря на это, машина соответствовала всем требованиям заказчика.

Изготовляли Як-7 в Подмосковье, в городе Химки, где осенью 41 года была выпущена 51 машина. Кроме того, производство осуществляли и в Новосибирске, до конца 41-го построили 11 Яков. Также истребители этого класса изготовлял и завод в городе Горьком. На 1942 год планировалось создать 2602 самолета Як-7.

Як-7 внешне очень был схож с предыдущей версией самолета, но отличался качественно лучшими летными и боевыми характеристиками. Преимуществом было то, что самолет имел мотораму, которая легко демонтировалась, за счет чего на данный аппарат можно было установить другой двигатель.

На новом истребителе модели Як-7 было установлено достаточно мощное вооружение, представленное крупнокалиберной пушкой, из которой можно было произвести 120 выстрелов. Также в вооружение входили два синхронных пулемета типа ШКАС с запасом патронов 1500 штук. На подкрылках размещались шесть ракетных установок, из которых запускались реактивные ракеты РС-82.

Летчики имели защиту в виде бронированной спинки кресла, чего не было на предыдущих самолетах. Были заменены топливные баки на баки протектированного типа. Также была переоборудована вторая кабина, в которой был размещен инструктор в исходной модели. Вторую кабину использовали как пассажирскую или для перевозки грузов. Также здесь можно было установить дополнительный топливный бак. За все время серийного выпуска было изготовлено 6399 единиц самолета Як-7. Нужно отметить, что все время конструкторы проводили доработки и модернизацию аппарата, за счет чего было выделено 18 различных модификаций данного истребителя.

Достоинства самолета Як-7:

  • большая площадь остекления кабины, что позволяет эффективно производить боевые маневры и контролировать положение врага;
  • отличные маневренные качества и на небольших высотах, а данные показатели имели только некоторые истребители;
  • высокие скоростные показатели;
  • боевая мощь, которая была представлена большим количеством вооружения, за счет этого данная машина поистине качественно справлялась с уничтожением вражеских самолетов;
  • несмотря на то, что самолет имел поршневой двигатель, он все же обеспечивал очень быстрый набор высоты; данная машина могла выполнять даже некоторые фигуры высшего пилотажа.

Недостатки истребителя Як-7

  • Несмотря на мощное оружие, запас патронов был недостаточным, поэтому иногда во время боя наши пилоты оставались просто безоружными. Особенно остро данная проблема проявлялась при боях, которые велись далеко от своего аэродрома.
  • На машине была установлена броня средней толщины, что позволило снизить массу и увеличить скорость, но при этом самолет Як-7 стал более уязвим для огня противника.
Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий