История создания
В 1977 году молодые конструкторы ОКБ им. А. Яковлева под руководством В. Кондратьева приступили к созданию машины, удовлетворяющей противоречивым требованиям. Ведь если для учебного самолёта нужно быть более тяжёлым и устойчивым в управлении, исключающим возможность срыва в штопор, то для спортивно-тренировочного ручка управления должна быть лёгкой, а запас устойчивости минимальным.
Як-52 предназначался также для освоения навыков приборного полёта и в сложных метеоусловиях, для этого его надо было оснастить соответствующим навигационным оборудованием, что значительно увеличивало вес машины и создавало сложность при выполнении пилотажа.
Як-52 в небе
С помощью опытных инженеров и наставников молодые конструкторы успешно решили эту задачу, они тщательно изучили поведение машины на взлёте и посадке, испытали на всех штопорных режимах и исследовали самолёт на максимальных скоростях и перегрузках.
Самолёт отличался от своего предшественника по внешнему виду лишь наличием двухместной кабины и передней стойки шасси, что для первоначального обучения значительно упростило руление и выполнения взлёта и посадки.
После заключения приёмной комиссии, машина была допущена к государственным испытаниям и в 1979 году первый опытный самолёт взмыл в воздух. Серийное производство организовали в Румынии и к 2000 году выпустили в серию более 1800 новых машин.
Кабина пилота
Литература
- Кондратьев В. П. Як-52 // Крылья Родины. — 1986. — № 5. — С. 34-35.
- Кондратьев В. П. Як-52 — летающий тренер // Моделист-конструктор. — 1980. — № 8. — С. 9-14.
- Руководство по лётной эксплуатации самолёта Як-52 1983 г.
- Руководство по лётной эксплуатации самолёта Як-52 1990 г.
- Авиационное и радиоэлектронное оборудование самолёта Як-52.
- Методика обучения лётного состава действиям по вынужденному покиданию самолётов Як-50 и Як-52.
- Техническое описание самолёта Як-52.
- Инструкция по техническому обслуживанию самолёта Як-52.
- А. Е. Коровин, Ю. Ф. Новиков. Практическая аэродинамика и динамика полёта самолётов Як-52, Як-55.
- К. Г. Нажмудинов, Н. А. Синельников. Первоначальное обучение полётам на самолёте Як-52.
Задачи самолета Як-130
Основные задачи Як-130 включают обучение курсантов: взлет-посадка, навигация, пилотирование, выполнение сложных маневров, получение навыков действий при ошибках летчика и отказах авиационной техники, действий на предельных режимах полета, полеты в сомкнутых боевых порядках в условиях визуальной видимости и днем, обучение навыкам выполнения оборонительных и наступательных маневров, освоение систем отработки и основ боевого применения по воздушным и наземным целям.
Як-130 обладает системой имитации режимов боевого использования, которая позволяет отрабатывать бой (без стрельбы настоящими боеприпасами), взаимодействие между воздушными машинами, ракетно-бомбовые удары по различным наземным целям, включая имитацию ПВО противника. Также у самолета есть 9 точек подвески для контейнеров с ракетами и пушками и для подвесных топливных баков.
Самолет в случае войны может эффективно справляться с задачами легкого штурмовика – уничтожать малоскоростные воздушные цели и отдельные наземные объекты.
Модификации
Название модели | Краткие характеристики, отличия. | Изображение |
---|---|---|
Як-52 | Базовая модификация. Выпускался в 1979—1995 годах. | |
Як-52Б (Як-54) | Лёгкий ударный самолёт. Отличался усиленным крылом. Вооружение состояло из 2 блоков НУРС УБ-32. Разработан в 1983 году под руководством А. А. Яковлева. | |
Як-52М | Модернизированный. Отличается двигателем М-14Х (разработчик ОКБ Моторостроения, г. Воронеж) с трёхлопастным винтом MTV-8, доработанным крылом, новым фонарём, увеличенным до 250 л запасом топлива, составом оборудования, системой принудительного аварийного покидания СКС-84МЯ. С 2003 года переоборудуются ранее выпущенные Як-52 на Ивановском АРЗ № 308. Впервые продемонстрирован на МАКС-2003. Первый полёт 16 апреля 2004 года. | |
Як-52W | Экспортный для США и западной Европы. Отличается увеличенным в 2 раза запасом топлива, оборудованием для ночных полётов, гидравлическими тормозами, багажным отсеком в фюзеляже. | |
Як-52TW | Самолёт с хвостовым колесом (Tail Wheel-хвостовое колесо). | |
Як-53 | Одноместный пилотажный самолёт. Разработан в 1981 году. | |
«Кондор» | С двигателем Авро Лайкоминг AEIO-540 LI B5D. Отличается трёхлопастным винтом фирмы «Хофман» (диаметp 2,5 м), новым рулём направления. Разработан в Румынии в 1991 году. |
Производство Як-130
Серийное производство самолета планировалось проводить на заводах в Иркутске и Нижнем Новгороде. Производство на заводе «Сокол» запустили в конце 2008 г., самолет также будет создаваться на иркутском авиационном заводе (производство направлено на экспортные поставки).
Олег Демченко, президент «Иркута» 4 июня 2008 года заявил, что иркутский авиационный завод взял заказ на производство 62 учебно-боевых истребителей данной модели, которые пойдут на вооружение ВВС РФ. По его словам, «есть объемный заказ на выпуск Як-130, бюджет по которому уже подтвержден». Планируется, что первый Як-130 будут выпускать до конца 2008 г., а поставки для ВВС начнутся в 2009 году.
Серийный Як-130 совершил первый полет 19 мая 2009 года. Он входил в число заказанных самолетов для ВВС.
В газете «Коммерсантъ» 23 сентября 2011 года появилась новость, ссылавшаяся на анонимный источник, что тендер на поставку самолетов Як-130 для ВВС был признан несостоявшимся.
Корпорация «Иркут» и Министерство обороны РФ 16 ноября 2011 г. подписали контракт на поставку Як-130. До 2015 года, согласно документу, ВВС России должна получить 55 новых самолетов, которые будут направлены на подготовку военных летчиков.
Минобороны в конце января 2012 г. сообщило, что число заказанных самолетов планируется увеличить на 10 единиц.
Як-52М
Самолёт Як-52М является модернизацией самолёта Як-52 и отличается следующим:
- заменено более 50% бортового оборудования, что обеспечивает полёты днём в сложных и ночью в простых метеоусловиях;
- установлен новый фонарь для обеспечения безопасного покидания с помощью системы спасения;
- установлена система спасения СКС-94МЯ, которая обеспечивает аварийное покидание самолёта членами экипажа;
- в конструкции крыла выполнены баки-кессоны, что позволило увеличить дальность полёта до 900 км;
- увеличена площадь руля направления;
- установлена шторка слепого полёта;
- установлен трёхлопастной воздушный винт MTV-9;
- модернизировано крыло для обеспечения безопасного сваливания на нос.
Технические характеристики:
- Взлётный вес — 1423 кг
- Мощность двигателя — 360 л. с
- Максимальная скорость — 360 км/ч
- Скорость сваливания — 130 км/ч
- Эксплуатационная перегрузка — +7/-5 g
- Максимальный запас топлива — 122 л
- Максимальная дальность полёта — 900 км
- Длина разбега/пробега — 180/300 м
- Ресурс — 3000 ч
- Календарный срок эксплуатации — 30 лет
Як-52Б
Як-52Б — лёгкий ударный самолёт, созданный ОКБ Яковлев на базе учебно-тренировочного самолёта Як-52. Опыт ведения военных действий в Афганистане указывал на необходимость использования в боевых операциях лёгких манёвренных противопартизанских ударных самолётов. Одним из проектов создания такого самолёта стал яковлевский Як-52Б (планировалось в случае серийного производства присвоить ему обозначением Як-54). За основу был взят дешёвый и надёжный УТС Як-52. На самолёт установили два пилона с подвешенными блоками УБ-32. В связи с этим пришлось усилить крылья самолёта. Самолёт прошёл заводские испытания, но в связи с тем, что военные не выразили заинтересованности в самолёте, дальнейшие работы были остановлены. Единственный вариант самолёта был передан в авиамузей в Монино.