AISIS ELI-3001 Воздушный интегрированный комплекс радио – и радиотехнической разведки

Слайд 37 Наземная мобильная станция РТР AN/MSQ-103A “Team Pak“Назначение: обнаружение,

артиллерии и разведки поля боя (при работе в составе системы

из трех станций). Размещение: защищенный контейнер на гусеничном транспортере М 1015 или 2,5 т. автомобиле М35.

Состав:приемные устройства с пеленгаторами;защитное покрытие антенного блока;гиростабилизированный индикатор;преобразующее устройство передачи данных;ЭВМ AN/VYK-19(V);печатающие устройства;средства связи.

Основные ТТХ:диапазон частот- 500-40000 МГц;точность пеленгования- 1 град;периодическое наблюдение за- 27-30 РЭС;дальность действия – 30 км;время развертывания станции – 30 мин;дальность развертывания от ЛСВ – 3-6 км.

Антенная система включает всенаправленную и несколько спиральных антенн. Для связи станции с центрами анализа разведывательной информации используется закрытая телефонная радиосвязь и широкополосная линия передачи данных. Результаты разведки выводятся на печатающее устройство. Имеется возможность включения нескольких станций в сеть синхронного пеленгования обнаруженных РЛС

Авиационная ракета большой дальности Р-37 (РВВ-БД)

Управляемая авиационная ракета большой дальности Р-37 (К-37,РВВ-БД) предназначена для поражения воздушных целей (истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, самолетов военно-транспортной авиации, вертолетов, крылатых ракет) в любое время суток, на всех ракурсах, в условиях радиоэлектронного противодействия, на фоне земной и водной поверхности, в т.ч. с многоканальным обстрелом по принципу «пустил-забыл».

Разработка ракеты К-37 (изделие 610) для вооружения перехватчика МиГ-31М на базе ракеты К-33 была начата ГосМКБ «Вымпел» по Постановлению Совмина СССР от 8 апреля 1983 г. Эскизный проект ракеты был защищен в 1983 г. Первый полет прототипа МиГ-31М (серийный №05-01-01) состоялся 21 декабря 1985 г. Испытания К-37 начаты в 1988 г. автономными баллистическими пусками ракет без системы управления (10 пусков). В 1989 г. в испытаниях участвовали программные ракеты без системы наведения (4 пуска) — совершающие полет под управлением автопилота по программе.

В том же 1989 г. начаты испытания ракет с системой наведения (2 пуска). В апреле 1994 г. была успешно поражена воздушная цель на рекордной дальности — 304 км. Испытания ракеты продолжались до 1997г. После 1997 г. в связи с нарушением кооперации с предприятиями Украины, которые были задействованы в создании систем наведения ракеты, принято решение о разработке системы наведения с использованием только российских компонентов. МиГ-31М с ракетой К-37 был представлен на международном авиакосмическом салоне МАКС-1997 (см.

,

,

,

,

,

,

,

), на вооружение ВВС России не принимался.

Полученный задел использовался для создания авиационного комплекса перехвата для истребителя-перехватчика МиГ-31БМ. Доработанная ракета, выполненная из российских комплектующих, получила обозначение К-37М (изделие 610М). Под обозначением РВВ-БД (изделие 620) ракета неоднократно выставлялась на выставках военной техники.

Наиболее важным улучшением, по сравнению с предыдущей версией, является применение для К-37M новой системы управления МФБУ-610МШ. Управляемые ракеты К-37М (изделие 610М) впервые были запущены с МиГ-31 в 2011 году и завершили государственные испытания в 2014 году. В настоящее время ракета производится корпорацией КТРВ в г.Королёв, производство бортового комплекса управления поручено Уральскому проектно-конструкторскому бюро «Деталь».

МиГ-31БМ оснащаются новой системой управления вооружением и радиолокационной станцией. Модернизированная система управления оружием РП-31МА «Заслон-АМ» (С-800АМ) с радиолокатором 8БM получила новый компьютер «Багет-55-06» вместо «Аргона-15A». Пассивная антенна с электронным управлением лучом осталась без изменений. Дальность обнаружения модернизированной радиолокационной станции составляет 320 км, автоматическое сопровождение – 280 км (дальность обнаружения истребителя -240 км). Одновременно сопровождаются 24 цели, из них – 6 одновременно обстреливаются ракетами (в прежней версии – 10 и 4 соответственно). Теплопеленгатор 8ТК остался без изменений.

В передней кабине некоторые механические приборы были заменены на жидкокристаллический дисплей, размером 127х127 мм, расположенный с правой стороны приборной панели. Кабина оператора (сзади) получила два больших 152х203 мм ЖК-дисплея вместо электронно-лучевых трубок. Самолёт получил новое связное оборудование (радиостанция Р800Л) и улучшенное радионавигационное оборудование, включая систему спутниковой навигации A737. С крыла исчезли большие пилоны для вооружения (ранее предначавшиеся для ракет Р-40TД), которые были заменены на подвески, достаточные для ракет Р-77-1 или Р-73. Кроме того, на внешних точках подвески, ранее использовавшихся только для подвески дополнительных топливных баков, теперь можно разместить ракеты класса «воздух-воздух». МиГ-31БМ немного тяжелее версии «Б» — максимальная взлётная масса — 46835 кг, а лётные данные практически не изменились, за исключением потолка, который снизился до чуть более 20000 м.

Серийное производство ракеты РВВ-БД началось в 2014г. На западе ракета получила обозначение AA-X-13 Arrow.

Слайд 26 Батальон предназначен для выявления и радиоэлектронного подавления систем

в тактическом звене, прежде всего систем разведки, управления огнем артиллерии,

войсковой ПВО дивизий первого эшелона

Предназначение

Станции РР: КВ-р/связи EUK-724; EK-070/2 УКВ-р/связи E-1482D; ND-210; Станции РТР: AN/MLQ-24;ND-260 Р/пеленгаторы: КВ-диап. NP-100;SER-403K; PST-638УКВ-диап. PST-589;AMW-862; R-2000;Cтанции РЭП: КВ-р/связи ЕК-23 – 4 комплекта; УКВ-р/связиЕК-33 – 4 комплекта;

Вооружение

батальон способен: развернуть постов РР:КВ – р/связи – до 35;УКВ – р/связи – до 5;постов РЭП в КВ – 4 в УКВ – 4постов РТР – 5По дальности:1. Возможность перехвата в КВ диапазоне – 3400 км2. В УКВ диапазоне – до 60 км3. Постановки помех в КВ диапазоне – до 400 км

Возможности

Средства разведки, управления и целеуказания

ТипИзображениеПроизводствоНазначениеКоличествоПримечания
M1200 Armored Knight  США Боевая разведывательная машина465
M3A2/A3 Bradley  СШАБоевая разведывательная машина1200
M1127 Stryker RV  СШАБоевая разведывательная машина545
M1130 Stryker CV  США Командно-штабная машина348
M1286 Mission Command  СШАКомандно-штабная машинан/д
M7A3/SA BFIST (OP)  СШАМашина разведки, наблюдения и целеуказания334
M1131 Stryker FSV  США Машина управления огнём артиллерии188
AN/TPQ-36 Firefinder  СШАРадиолокационная станция контрбатарейной борьбы98
AN/TPQ-37 Firefinder  СШАРадиолокационная станция контрбатарейной борьбы56
AN/TPQ-53  СШАРадиолокационная станция контрбатарейной борьбы55
AN/MLQ-40 Prophet  СШАРадиолокационная станциян/д

Характеристики летательных аппаратов России

Необходимо отметить, что российские военные беспилотники создаются в первую очередь для самообороны и только потом для нанесения ответного удара. Зарубежные аналоги имеют другие приоритеты — подавляющее большинство дронов ударные.

И123К (Ту-123)

В 1964 году был создан сверхзвуковой комплекс ЯСТРЕБ, который осуществлял дальнюю разведку. Он получил название И123К (Ту-123).

ТТХ 

Скорость2600 км/ч
Дальность2000 км
Высота22800 м

Ту-123

С 1964 по 1972 г. изготовлено 52 БПЛА. Военные беспилотники России были неуязвимы для средств обнаружения со стороны потенциального противника. Авиационный комплекс разведки с аналогичными параметрами США создало через 10 лет. Но американский беспилотный самолет-разведчик  был пилотируемым.

Русский беспилотник ТУ-143 РЕЙС

В 1973 году этот русский беспилотник был принят на вооружение.

ТУ-143 РЕЙС

Самолеты-беспилотники Туполева были уникальны тем, что благодаря применению композиционных материалов, они почти незаметны на радиолокаторах.

ТТХ

Скорость950 км/ч
Дальность95 км
Высота100-6000 м

Ту-141 Стриж

Следующей разработкой стал комплекс Ту-141 СТРИЖ.

Ту-141 СТРИЖ

На его борту находился большой арсенал аппаратуры, который позволял вести 5 видов разведки. По своим характеристикам он превосходил предыдущий аналог «Рейс».

ТТХ

Скорость1100 км/ч
Дальность500 км
Высота22800 м
  • скорость — 1100 км/ч;
  • дальность — 500 км;
  • высота — 50-6000 м.

С 1982 года началось изготовление дистанционно-управляемых беспилотных средств. Необходимость была вызвана эффективной работой израильских аналогов в конфликте с арабами. Преимущество управляемых БПЛА — наличие возможности оперативной смены программы полета и выполнения поставленных задач.

Пчела-1T

Одним из первых в 1997 году принят на вооружение комплекс ПЧЕЛА-1Т. Он состоял из самоходной установки, пункта управления и летательного аппарата.

ПЧЕЛА-1Т

ТТХ

Скорость140 км/ч
Дальность70 км
Высота100-3500 м

БПЛА СКАТ

СКАТ

Новый беспилотник разработан в 2007 году. Это довольно мощный аппарат с размахом крыльев 11,5 м и взлетной массой 20000 кг.

ТТХ беспилотника-дрона

Скорость850 км/ч
Дальность4000 км
Высота15000 м

Беспилотник-дрон не принят на вооружение из-за отсутствия финансирования. Однако работы по его внедрению продолжаются.

Новый шанс для БПЛА «Скат»

Российская армия располагает большим числом беспилотных летательных аппаратов разных моделей, но изделия тяжелого класса на вооружении пока отсутствуют. Впрочем, уже принимаются необходимые меры, и в ближайшем будущем парк армейской техники может пополниться новыми образцами с требуемыми характеристиками. Не так давно новый шанс поступить на вооружение получил уже известный разведывательно-ударный БПЛА «Скат». После нескольких лет неопределенности разработка проекта продолжена.

О возобновлении работ по проекту с шифром «Скат» стало известно несколько дней назад. 11 сентября информагентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонной промышленности сообщило о продолжении работ по сравнительно старому проекту. Утверждается, что Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» решила продолжить разработку «Ската». В течение нескольких следующих лет планируется создать опытный образец такой машины. При этом министерство обороны проявляет к проекту определенный интерес.

Также ТАСС попыталось получить информацию от самой РСК «МиГ», но та не стала раскрывать наиболее интересные данные. Указывается, что корпорация напомнила о своих работах в области беспилотных летательных аппаратов, проводимых в последние годы. При этом она не стала подтверждать сведения о конкретных разработках, представляющих наибольший интерес в контексте последних новостей.

Необходимо отметить, что проект БПЛА «Скат» давно не является новинкой и хорошо известен общественности

В свое время этот беспилотник привлек внимание и стал поводом для самых смелых и оптимистичных оценок. Тем не менее, выполнить все планы по созданию и развитию этого образца не удалось

Направление тяжелых БПЛА пришлось развивать при помощи других проектов, и желаемые результаты до сих пор не получены.

Согласно информации прошлых лет, разработка проекта с шифром «Скат» началась в 2005 году по инициативе РСК «МиГ». Однако в первые годы проект оставался секретным, и никакая информация о нем не публиковалась. Впервые о «Скате» рассказали в ходе аэрокосмического салона МАКС-2007, примерно через два года после старта работ. Разрешение на первый публичный показ беспилотника было получено уже в день открытия салона, и поэтому макет «Ската» демонстрировался не на выставочной площадке, а в одном из цехов организации-разработчика.

Экспонатом выставки сделали макет будущего БПЛА. Утверждалось, что это изделие предназначается для отработки конструкторских и компоновочных решений. Вместе с макетом показали некоторые рекламные материалы. Кроме того, с ним демонстрировались некоторые авиационные средства поражения, которые планировалось включать в боекомплект

На тот момент российская авиационная промышленность только осваивала современную сферу беспилотных летательных аппаратов, и потому макет тяжелого разведывательно-ударного БПЛА привлек внимание общественности и специалистов

Проект «Скат» предлагал строительство аппарата схемы «летающее крыло» с максимальной взлетной массой 10 т. Длина изделия превышала 10 м, размах крыла – 11,5 м. Аппарат должен был развивать скорость до 850 км/ч и лететь на дальность до 4 тыс. км. С помощью беспилотника планировалось решать задачи разведки и нанесения ударов по наземным объектам. В связи с этим он должен был нести оптико-электронное оборудование, средства навигации и т.д., а также разнообразное вооружение. Прежде всего, «Скат» предполагалось оснащать управляемыми ракетами и бомбами.

Согласно планам разработчиков, новый «Скат» должен был отличаться малой заметностью для средств обнаружения противника, что позволило бы эффективнее решать поставленные задачи, в том числе над районами с развитой противовоздушной обороной. В связи с этим аппарат получил характерный внешний вид с плавными обводами и без крупных выступающих деталей. Все вооружение предлагалось перевозить во внутреннем грузоотсеке.

Согласно проекту, беспилотник должен был иметь один турбореактивный двигатель. Вскоре стало известно, что в этой роли будет использоваться изделие РД-5000Б. В апреле 2008 года , привлеченная к проекту «Скат», огласила некоторые подробности своей работы. Утверждалось, что двигатель для БПЛА создается на основе существующего РД-33. Для решения поставленных задач последний должен был лишиться форсажной камеры и получить некоторые обновленные устройства. За счет этого можно было обеспечить требуемые летно-технические характеристики. Снижение заметности в инфракрасном диапазоне должно было достигаться за счет специального плоского сопла.

5.4. Средства непосредственной радиоэлектронной разведки

На самолете используются 2 типа средств непосредственной радиоэлектронной разведки (НРЭР): система предупреждения об облучении и управления работой САП, а также система детальной радиоэлектронной разведки.

Первая из них (в настоящее время AN/ALR-46, в последующем – AN/ALR-69) устанавливается на каждом самолете, вторая (АN/ALQ-133) – на одном самолете из ударной группы. AN/ALR-46 – цифровая система, способная проводить анализ радиоэлектронной обстановки, определять тип облучающего РЭС и оценивать степень угрозы защищаемому самолету. Система имеет следующие характеристики:

  • диапазон разведуемых частот 2÷18 ГГц;
  • скорость обработки принимаемых сигналов – свыше 80000 импульсов в секунду;
  • число РЭС, оцениваемых одновременно – 16;
  • общее число РЭС, характеристики которых находятся в памяти системы, – до 130.

Наряду с определением параметров облучающего сигнала и типа РЭС система осуществляет пеленгацию источника излучения.

Данные с процессора системы поступают для управления САП, устройством выброса, а также летчику в звуковой и визуальной форме с целью предупреждения его об открытии огня, направлении атаки и т.д. Возможна также передача данных для захвата сигнала РЭС головкой самонаведения ракеты класса “воздух-РЛС”.

Основное назначение системы – определение характеристик импульсных РЛС, однако модификации позволяют работать и с непрерывными сигналами, а также с сигналами более низких частот (до 500 МГц).

РАЗВИТИЕ РЭБ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ СТРАН НАТО

В середине 80-х гг. прошлого века в ВС США и ОВС НАТО была разработана концепция «боевого противодействия системам связи и управления» (Command, Control, Communications Countermeasure, CCCCM). В начале 90-х гг. на ее основе была разработана концепция борьбы с системами боевого управления. Одновременно началось создание интегрированной системы боевого управления, разведки, связи, компьютерного обеспечения и РЭБ. По мере развития сил и средств РЭБ выделился новый вид операций информационной войны – «сетевая война» или «кибервойна», то есть дезорганизация систем боевого управления противника через воздействие на его ЭВМ, локальные и глобальные компьютерные сети.

Развитие РЭБ в ВС США и ОВС НАТО можно разделить на три этапа.

Первый этап – до 1980 г., когда РЭБ играло небольшую роль в боевых действиях. Операции РЭБ носили поддерживающий характер и заключались в воздействии помехами на вражеские средства разведки и связи, а также имитации работы различных радиоэлектронных средств с целью введения противника в заблуждение относительно реальной боевой обстановки.

Второй этап – 1980-1993 гг. Создание концепции комплексного применения сил и средств РЭБ для воздействия на системы боевого управления и связи противника. Она подразумевала согласованное применение средств радиоэлектронного подавления, разведки, дезинформации и огневого поражения для борьбы с вражескими радиоэлектронными системами. Однако несовершенство средств автоматизации, малая пропускная способность каналов связи и отсутствие интегрированной системы управления войсками не позволили использовать весь потенциал РЭБ в боевых операциях.

Тем не менее, уже во время операции «Буря в пустыне» 1990-1991 гг. РЭБ сыграла одну из ключевых ролей. Здесь радиоэлектронная борьба применялась в рамках единой концепции, отработанной американскими войсками в ходе учений «Грин флэг».

В частности, за сутки до начала воздушной наступательной операции антииракской коалиции наземные системы РЭБ союзников начали подавление помехами иракских каналов связи. Сама операция началась с атаки американскими вертолетами двух иракских станций раннего предупреждения ПВО. Этим в иракской противовоздушной обороне была проделана брешь, в которую незамедлительно ринулись самолеты для нанесения ударов по объектам в Ираке. В первые дни воздушной операции для подавления иракской ПВО активно использовались американские самолеты F-4G  с высокоточными противорадарными ракетами HARM, а также самолеты РЭБ EF-111, которые «ослепляли» иракские РЛС помехами. В тоже время американские самолеты-разведчики RC-135, TR-1 и E-8 взяли под плотный контроль воздушное пространство Ирака. Лишившись «глаз» в виде радаров, иракские наземные средства ПВО и истребительная авиация оказались полностью ослеплены и дезорганизованы, и в течение нескольких дней перестали представлять собой реальную боевую силу.

Во время наземного наступления средства РЭБ сухопутных соединений США обеспечивали подавление иракских радиосетей на глубину дивизии.

Третий этап развития РЭБ начался в1993 г. и длится до настоящего времени. Была создана оперативно-стратегическая теория «информационной войны». Технические средства РЭБ значительно усовершенствовались: завершилась их автоматизация; были созданы интегрированные комплексы связи, разведки, управления и РЭБ; создание перспективных видов нелетального оружия РЭБ, использующих электромагнитную (например американская U-бомба, испытанная в 1999 году во время войны против Югославии; при взрыве этой бомбы образуется мощнейший электромагнитный импульс, поражающий радиоэлектронные приборы управления, разведки и связи в большом радиусе), и другие виды энергии; обеспечение доступа пользователей на тактическом уровне к глобальным базам данных, выдачи целеуказаний вооружениям и средствам РЭБ в режиме времени, приближенном к реальному.

Таким образом если на первом этапе РЭБ была одним из видов поддержки ударных сил, на втором – составной частью боевых действий каждого вида вооруженных сил, то на третьем – компонентом информационной войны и одной из составляющих военного потенциала.

Примечания

  1. ↑ , с. 50.
  2.  (англ.). Popular Science (27 августа 2015). Дата обращения: 22 ноября 2016.
  3.  (англ.). globalsecurity.org. Дата обращения: 22 ноября 2016.
  4. ↑ , с. 48.
  5. ↑ , с. 48.
  6.  (англ.). BAE Systems (1 сентября 2020). Дата обращения: 4 сентября 2020.
  7. ↑ , с. 49.
  8. ↑ , с. 45.
  9. . US Army (July 6, 2022). Дата обращения: 6 октября 2022.
  10. . IHS Jane’s. Дата обращения: 3 декабря 2015.
  11. . AM General. Дата обращения: 3 декабря 2015.
  12. . IHS Jane’s. Дата обращения: 30 октября 2015.
  13. . IHS Jane’s Shaun C Connors & Christopher F Foss (14 июня 2015). Дата обращения: 14 июня 2015.
  14. . IHS Jane’s Shaun C Connors & Christopher F Foss (27 августа 2015). Дата обращения: 22 сентября 2015.
  15. Capt. Christopher W. Kim.  (англ.). US Army (July 22, 2020). Дата обращения: 16 октября 2022.
  16. Warrant Officer 1 Johnny E. Frambo II.  (англ.). US Army (October 21, 2020). Дата обращения: 16 октября 2022.
  17. . Lt. Col. Gabe Pryor and Maj. Jason Bost (October 21, 2020). Дата обращения: 16 октября 2022.
  18. April Lybbert.  (англ.) (October 7, 2015). Дата обращения: 16 октября 2022.
  19. Paige Pendleton. (January 28, 2014). Дата обращения: 17 октября 2022.
  20. . Flightglobal Insight (2014). Дата обращения: 17 января 2014.

Слайд 17 Батальон предназначен для выявления и РЭП систем и

звене, прежде всего, систем разведки, управления огнем артиллерии, войсковой ПВО

дивизий первого эшелона.

Предназначение

по разведке: радиоразведка КВ-р/связи наземными средствами до 80 км; радиоразведка УКВ-р/связи наземными средствами 30-60 км; радиоразведка УКВ-р/связи воздушными средствами до 70 км; радиотехническая разведка наземными средствами 30-80 км; радиотехническая разведка воздушными средствами до 240 км.по РЭП КВ-р/связи 40-60 км; УКВ-р/связи наземными средствами 25-40 км; УКВ-р/связи воздушными средствами до 60 км; РЛС до 80 км.

Возможности

Батальон способен определить в течение часа местоположение 420-440 КВ- и УКВ- радиостанций, 24-30 РЛС и одновременно создать помехи 3-м КВ-, 13-и УКВ-радиосвязям, 16-и УКВ-радиосвязям авиации, 12-18 РЛС.

МИГ-25Р — разведка на высоте

Высотный разведчик (СССР)

На Западе самолет прозвали Foxbat («Летучая лиса»)

МиГ-25Р стал еще одним ответом американскому высотному разведчику «Локхид U-2». Если Ил-20 мог следить за потенциальным противником с безопасного расстояния, то МиГ-25Р должен был делать это с большой высоты, недоступной для средств ПВО и радиолокаторов.

Разработка машины началась после выхода постановления Совета министров СССР от 5 февраля 1962 года. В носовой части фюзеляжа истребителя МиГ-25 вместо бортовой радиолокационной станции установили разведывательное оборудование, которое состояло из аэрофотоаппаратов «АФА-70» и станции общей радиотехнической разведки «Ромб-4».

Чтобы увеличить дальность полета, в хвостовой части разместили дополнительные топливные баки. Для собственной защиты самолет оснастили встроенной станцией активных помех «Сирень-1Ф».

После снятия с вооружения SR-71 самым быстрым и высотным разведчиком в мире стал МиГ-25Р

Сборка первой машины завершилась в конце 1963 года, а 6 марта 1964 года под именем Е-155Р1 она совершила первый полет. Последующие испытания заняли еще четыре года. И только в 1968 году, уже под именем МиГ-25Р, самолет был запущен в серийное производство.

Сейчас на вооружении ВВС России находится модификация этой машины — разведчик-бомбардировщик МиГ-25РБ.

5.5. Система детальной радиоэлектронной разведки AN/ALQ-133 (ЭЛИНТ)

Система ЭЛИНТ предназначена для разведки радиолокационных и навигационных систем, командных линий связи, средств управления и наведения оружия (радио, ИК, лазерных) и других систем противника. Самолеты А-10, оснащенные системой ЭЛИНТ , определяют местонахождение РЛС и средств ПВО, режимы их работы и степень опасности, а также используются для поражения обнаруженных системой РЭС.

Разведанная информация поступает на наземный пункт сбора данных и на другие самолеты, не имеющие такой системы, для целеуказания ракетам “воздух-РЛС”. Данные передаются по системе телекодовой связи со скоростью 6000-12000 сообщений в секунду.

Прием сигналов осуществляется как в диапазоне 2-18 ГГц, так и в области более высоких частот (до субмиллиметрового диапазона волн).

Метод разведки частоты – поисковый. Период перестройки по частоте 0,01 с (возможна перестройка и за 0,005 с).

Точность определения длительности импульоа 0,1 мко, а определения периода следования импульсов по пачке импульсов 0,1 мкс, по паре – 1 мкс. Точность пеленгации 0,5° в секторе ±45°. Возможна пеленгация и в секторе ±60° с меньшей точностью.

Система размещается в трех контейнерах общей массой 540 кг, размещаемых на самолете А-10 под фюзеляжем (один) и на концах крыла (два).

Кто такие заправщики

По американской классификации буквы KC обозначают воздушный топливозаправщик на базе военно-транспортного или гражданского самолета.

Американский KC-135T Stratotanker – топливозаправщик на базе транспортного четырехдвигательного самолета C-135 Stratolifter, созданного еще в начале 50-х годов.

Заправщик способен отдать более 90 тонн топлива. На базе C-135 создан также известный пассажирский Boeing-707. Но главная переделка ветерана C-135 – это, конечно же, разведчик Boeing RC-135V Rivet Joint.

“Командование объединенных сил НАТО в Европе и американское командование максимально используют ситуацию на Украине для наработки опыта работы РТР и РЭБ против российских ВС и ВКС”

Американский McDonnell Douglas KC-10A Extender – заправщик на базе пассажирского трехдвигательного самолета McDonnell Douglas DC-10. Кстати, KC-10 может работать и в качестве транспортного самолета, перевозя свыше 75 человек и около 76,5 тонны груза.

Европейский Airbus KC2 Voyager создан на базе пассажирского A330-200 по программе MRTT (Multi Role Tanker Transporter). Он способен дозаправлять одновременно два самолета. A330 MRTT несет 110 тонн топлива и может при этом взять на борт 45 тонн груза дополнительно. KC2 оборудован как штанговой системой заправки, так и системой «шланг-конус». Он имеет подфюзеляжные (Cobham 805E) и подкрыльевые (Cobham 905E) заправочные агрегаты. Более того, он оборудован установкой UARRSI для заправки самого себя от другого заправщика.

Для чего могут барражировать в приграничных пространствах топливозаправщики НАТО? При ведении боевых операций они заправляют тактические истребители для увеличения их радиуса действия и продолжительности работы непосредственно в районе боевых действий. Одна из главных функций заправщиков – дозаправка дальних стратегических бомбардировщиков, работающих с удаленных от места конфликта баз. Дозаправка увеличивает дальность их действия для нанесения ударов в стратегических тылах и для возврата на свою базу.

Теперь о разведчиках. Маршруты их полетов четко обозначают районы интересов натовских военных.

Номенклатура боеприпасов

Съемный пилон для вооружений

Достаточно давно стало известно, что БПЛА «Орион» сможет нести и применять управляемые ракеты и бомбы нескольких типов. Специально для него разрабатывались боеприпасы малых калибров, соответствующие ограниченной грузоподъемности аппарата. Макеты таких изделий открыто демонстрировались несколько месяцев назад.

Для «Ориона» – а в будущем и для других средних или тяжелых ударных БПЛА – предназначается целый спектр управляемых авиабомб. Они выполнены в калибрах 20 и 50 кг.

Предлагается планирующая авиабомба УПАБ-50 с боевой частью от реактивного снаряда системы «Град». Аналогичный заряд несет изделие КАБ-50, которое может комплектоваться инфракрасной, телевизионной и лазерной головкой самонаведения. Имеется упрощенная бомба ФАБ-50.

Наименьшими в номенклатуре являются бомбы КАБ-20. При массе около 21 кг такое изделие несет 7 кг взрывчатого вещества. Созданы модификации со спутниковым и лазерным наведением.

Разработана управляемая ракета Х-50. Это изделие длиной 1,8 м с корпусом диаметром 180 мм. Масса ракеты 50 кг, из которых до 20 кг приходится на БЧ требуемого типа. Ракета может комплектоваться ГСН разных типов. Летно-технические характеристики не сообщались.

Транспорт и техника МТО

ТипИзображениеПроизводствоНазначениеКоличествоПримечание
БРЭМ
M88A1  США Бронированная ремонтно-эвакуационная машина360
M88A2  СШАБронированная ремонтно-эвакуационная машина835
M578  СШАБронированная ремонтно-эвакуационная машинан/д
Автомобили
HMMWV  СШААвтомобиль 4×4160,000
Грузовики
FMTV  СШАГрузовик 4×4, 6×6108,800
HEMTT  СШАГрузовик 8×8, 10×10>27,000
Oshkosh HET  США Седельный тягач4,079
Специализированная техника
M978A4 HEMTT  США Топливозаправщикн/д
M1120 HEMTT Load Handling System (LHS)  СШАМультилифтн/д
M1075A1 PLS  США Мультилифтн/д
M1076 PLS trailer  США Полуприцеп к грузовику M1075н/д
HEMTT M984A4 Recovery Truck  СШАРемонтно-эвакуационная машинан/д
Forward Repair System  СШАВозимая система по ремонтун/дМонтируется на мультилифт HEMTT PLS
Modular Fuel System  ИталияМодульная топливная системан/дВключает в себя 14 цистерн Tank Rack Module (TRM) и 1 насос Pump Rack Module (PRM)
Compatible Water Tank Rack (Hippo)  СШАПортативная цистерна воды для перевозки на HEMTT LHS/PLS и полуприцепах M1076н/д
Kalmar RT240  СШАКонтейнерный кранн/д

БПЛА как платформа

«Орион» относится к классу средневысотных беспилотников большой продолжительности полета (широко используется английский термин MALE – Medium Altitude Long Endurance). Этот аппарат имеет достаточно высокие летно-технические характеристики и солидный запас грузоподъемности, что делает его удачной платформой для размещения ракетного и бомбового вооружения.

При размахе крыла более 16 м и длине 8 м «Орион» имеет взлетную массу 1 т. Полезная нагрузка – до 200-250 кг. Крейсерская скорость заявлена на уровне 120 км/ч, максимальная неизвестна. Аппарат способен работать на высотах до 7,5 км. В зависимости от нагрузки и конфигурации БПЛА может оставаться в воздухе около суток.

На беспилотнике устанавливается набор радиоэлектронных систем разного назначения. Самый заметный компонент – оптико-электронная станция в характерном обтекателе под днищем. С ее помощью БПЛА может вести разведку и искать цели для применения оружия и контролировать результаты удара. Также предлагаются для применения радиолокационная станция и система радиотехнической разведки.

Съемный пилон для вооружений

Для применения БПЛА в качестве носителя оружия применяются съемные пилоны. По одному такому устройству монтируется под крылом и еще одно помещается под фюзеляжем. По всей видимости, разработано несколько типов системы подвески. Один из пилонов показывали на «Армии-2020», а в календаре Минобороны показана отличающаяся система.

Конструкция бомбардировщика Хеншель Hs.123 и основные модификации

Пикирующий бомбардировщик Hs.123 представлял собой одностоечный полутороплан с цельнометаллическим овальным в сечении фюзеляжем типа полумонокок, и обшитыми тканью крыльями. Двухлонжеронное верхнее крыло крепилось к фюзеляжу N-образными стойками. Нижнее крыло было однолонжеронным.

Шасси трёхопорное, не убирающееся, с хвостовым свободно ориентирующимся колесом. Основные стойки шасси закрыты обтекателями.

Силовая установка состояла из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения BMW.132.

Вооружение состояло из 2 7,92-мм пулемётов MG-17. На подкрыльевых держателях могли устанавливаться 2 20-мм пушки MG-FF. Бомбовая нагрузка состояла из 250-кг бомбы под фюзеляжем и 4 50-кг бомб под крылом. Вместо бомбы под фюзеляжем мог подвешиваться дополнительный топливный бак на 130 л.

Пикирующий бомбардировщик Хеншель Hs.123

Модификации самолета:

  • Hs.123V1 — первый прототип, с двигателем BMW.132A-3 мощностью 650 л.с. и закрытым капотом NASA. Первый полёт 1 апреля 1935 года.
  • Hs.123V2 — второй прототип, с капотом меньшего диаметра и 18 небольшими обтекателями над головками цилиндров. Оснащен 2х синхронными пулемётами MG-17.
  • Hs.123V3 — третий прототип, с двухлопастным винтом изменяемого шага «Гамильтон-Стандарт».
  • Hs.123V4 — эталон для серии. Отличался усиленным центропланом и подкосным стабилизатором. Первый полёт в августе 1935 года.
  • Hs.123V5 — прототип Hs.123B. Отличался двигателем BMW.132J мощностью 910 л.с.
  • Hs.123V6 — прототип штурмовика Hs.123C. Отличался 2 дополнительными пулемётами MG-17 в нижнем крыле, закрытой кабиной пилота, бронезаголовником.
  • Hs.123V7 — прототип с двигателем BMW.132K мощностью 960 л.с.
  • Hs.123A-0 — предсерийный. Выпущена малая серия в июле 1936 года.
  • Hs.123A-1 — первый серийный вариант, с двигателем BMW.132Dc с непосредственным впрыском топлива. Выпускался с августа 1936 года.
  • Hs.123B-1 — модернизированный. Отличался двигателем BMW.132K и металлической обшивкой крыльев.

Конфигурации системы EL/I-6063

  • Станции радиотехнической разведки и пеленгования (COMINT/DF Stations), которые покрывают диапазон частот от 1,5 МГц до 3 ГГц. Эти станции обеспечивают перехват сигналов связи, измерение параметров сигналов и направления излучения, позволяют вести мониторинг и запись получаемой информации. Полученные результаты используются для построения боевых порядков сетей связи противника.
  • Станции измерения и обработки радиосигналов (ESM Stations), которые перехватывают излучения радаров в диапазоне от 0,5 до 40 ГГц, измеряют их параметры и направление на радиолокационные передатчики. Полученные результаты используются для построения боевых составов и дислокаций радаров.
  • Станции радиоэлектронного подавления (COMJAM Stations) для подавления сетей связи в диапазоне от 1,5 МГц до 3 ГГц.
  • Станции электронных контрмер (электронного противодействия) (ECM Stations), которые подавляют радары в диапазоне от 0,5 до 40 ГГц.
  • Станции подавления радиорелейных каналов связи (Radio-Relay jamming Stations), которые перехватывают и подавляют спутниковые и радиорелейные каналы связи в диапазоне от 100 МГц до 3 ГГц.
  • Центры управления и контроля, включающие операторские станции, станции предварительной подготовки операций и станции послеоперационного анализа, обеспечивают локальное управление и контроль всех мобильных модулей и построение центров управления и контроля радиотехнических частей и подразделений, а также получение запросов от внешних пользователей разведки и отправление им соответствующих сообщений.

«КАНБЕРРА PR МК-9» — английский «агент 007»

Самолет дальней высотной разведки (Великобритания)

Самолеты «Канберра PR» осуществляли аэроразведку во многих горячих точках земного шара

Британский реактивный бомбардировщик «Канберра», созданный инженером Э. Петтером для компании «Инглиш Электрик», состоял на вооружении различных стран мира на протяжении почти 40 лет. Он модернизировался, перевооружался, снимался с производства и снова возвращался в строй под новым обличьем.

В начале 1980-х годов 23 такие машины были оснащены новым бортовым радиолокационным оборудованием, системой электронного подавления чужих средств ПВО и большими топливными баками. Для этого пришлось увеличить размах крыла, длину фюзеляжа и поставить более мощные двигатели.

Бомбардировщик превратился в разведчика, который сумел пережить своего родителя. «Канберра PR Mk-9» унаследовал его трапециевидное крыло: консервативные британцы так и не смогли принять модное стреловидное.

Кабина штурмана находится в носовой части и имеет только два небольших окошка

Большая площадь крыла обеспечила машине высокую подъемную силу и значительную скорость подъема. Самолет способен летать на недостижимых ранее, например для американского истребителя F-4, высотах. В тех частях, где британским разведчикам приходилось служить вместе с «Фантомами», гонки между ними стали своеобразным спортом.

В составе ВВС Британии эти машины находились до середины 1980-х годов. После Фолклендского конфликта три из них были проданы Чили. В дальнейшем пять самолетов оснастили новейшим радиоэлектронным оборудованием для ведения высотной разведки, данные о котором до сих пор засекречены. «Канберры» остаются в строю и сегодня.

На киле видна символика 39-й эскадрильи последней, летающей на «Канберра PR Mk-9» в ВВС Великобритании

Для удобства компоновки кабина пилота «Канберра PR Mk-9» смещена относительно продольной оси фюзеляжа

Поделиться ссылкой

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий