82 мм ПУ ПК-16 – КЛ-101

Особенности советских ракетных катеров проекта 1241

Основная особенность любого ракетного катера – это его вооружение. Противокорабельная ракета обладает достаточной мощностью, чтобы вывести из строя крупный корабль или нанести значительные повреждения и потопить военный корабль меньшего водоизмещения. По способу действия советские ракетные катера являются ударным вооружением. Первая противокорабельная ракета «Москит», созданная в СССР, могла преодолеть любую корабельную систему ПВО. Название для новой ракеты было выбрано не случайно. В реальности воплотилась идея вооружить москитный флот мощным и принципиально новым оружием.

Проект 1241Т

Ракетные катера типа «Молния» начали проектироваться в Ленинградском ЦКБ «Алмаз» в 1973 году. Новое судно получило шифр «Молния», а сам проект должен был стать базовым для последующего строительства малых боевых судов других типов. На Западе новый большой ракетный катер проекта 1241 получил громкое и пугающее название «Тарантул» и был причислен к классу корветов.

Первоначальная задача создать мощный военный корабль небольшого водоизмещения для конструкторов оказалась трудной. Установить на корабле одновременно и артиллерийское вооружение и целый ударный противокорабельный комплекс, сохранив боевой единице высокую скорость хода, оказалась невыполнима. Новая энергетическая установка и наличие мощного вооружения привели к росту водоизмещения. В итоге на чертежах вырисовывался уже не катер, а ракетный корабль. Учитывая возросшее водоизмещение и достаточно большую автономность плавания, эти суда напоминали уже полноценные боевые корабли. Недаром в странах НАТО эти суда сразу стали классифицировать как корветы. Строительство кораблей шло по двум направлениям. Ввиду неготовности противокорабельной ракеты «Москит» сначала упор делался на постройку катеров проекта 1241.1, вооруженных ПКР «Термит». На этом проекте советским конструкторам удалось полностью отработать базовую версию, подведя ее под условия массового производства.

Термит

Следующий вариант — модификацию 12411, вооруженная ПКР «Москит» и дизельной газотурбинной установкой, можно считать уже совершенно новым кораблем.

Основная идея, заложенная в создание проекта

Огромные убытки, который понес Советский Союз во Второй Мировой войне, поставили перед Советским правительством сложную задачу. Требовалось в срочном порядке усилить военно-морской флот новыми боевыми кораблями. Строить большие океанские суда, крейсера и авианосцы экономике было не под силу. Вместе с тем, страна срочно нуждалась в укреплении морских рубежей. Выходом из сложившейся ситуации могли стать ракетные катера, небольшие по водоизмещению боевые суда, обладающие высокой скоростью и способные нести мощное ударное вооружение.

Идея создать высокомобильную скоростную боевую платформу для противокорабельных ракет быстро воплотилась в металл. Советский Союз стал первой страной в мире, где начали строиться ракетные катера — совершенно новый класс военных судов. Боевые возможности кораблей нового класса оказались настолько широкими, что к советским проектам стали присматриваться из-за границы. Советские ракетные катера стали настоящей находкой для стран, которые нуждались в создании небольших и вместе с тем, эффективных ВМС. Ракетные катера, оснащенные ракетным оружием, уравняли шансы флотов на море. С этого момента любой крупный боевой корабль не мог себя чувствовать полностью защищенным. В течение 25 лет Советский Союз успешно строил малые ракетные корабли, обеспечив тем самым надежное прикрытие морских флангов СССР на Севере, на Юге и на Дальнем Востоке.

Катера на верфи

По достоинству оценили боевые возможности ракетных кораблей и за рубежом. Советские катера с ракетным вооружением стали основой для ВМС Египта, Индии, Йемена и Вьетнама. Ракетные катера, строившиеся в СССР, смогли усилить военно-морскую группировку стран Организации Варшавского Договора. Военно-морские силы Болгарии, Румынии, Польши и ГДР имели на оснащении малые ракетные корабли советского проекта. Самым распространенным типом кораблей этого класса стали суда типа «Молния», которым дал путевку в жизнь проект 1241. Используя техническую документацию базового проекта, советские кораблестроители сумели создать ряд модификаций малых судов, которые оказались удачными и надежными боевыми судами.

Эйлат

Прекрасным подтверждением боевых возможностей ракетных катеров советской постройки стала атака египетского ракетного катера проекта 183Р на израильский эсминец «Эйлат». Корабль, который имел вдесятеро меньшее водоизмещение, сумел двумя ракетами П-15 потопить более сильный корабль. При этом решающим фактором успеха стала дистанция боя и молниеносность атаки. С этого момента во всем мире кардинальным образом изменилось отношение к кораблям этого класса. Ракетные катера стали полноправным классом боевых судов. Небольшие страны, имеющие морские границы стали в массовом порядке заказывать для своих ВМС корабли этого класса.

История создания

Установка КЛ-101 и снаряды помех начали разрабатывать по постановлению Совета Министров СССР № 832-372 от 21 июля 1959 года. Эскизно-технический проект был выполнен ОКБ-43 (рук. И. И. Торопов) и утвержден в сентябре 1960 года. 11 января 1961 года, в связи с ликвидацией ОКБ-43, проект передан для доработки в ЦКБ-34. Опытный образец, который включал в себя одну установку правого исполнения и пульт управления, был изготовлен заводом № 7 в октябре 1961 года. Заводские испытания прошли в ноябре того же года, по результатам которых ЦКБ-34 и завод № 7 доработали опытный образец. В январе-феврале 1962 года образец прошел государственные полигонные испытания, в ходе которых был выявлен ряд конструктивных недостатков комплекса, и он вновь был направлен на доработку. В январе 1964 года (согласно приказу ГКОТ от 20 ноября 1963 года) работы по КЛ-101 (РУГШ-82) были переданы из ЦКБ-34 в ЦКБ-7. После новой доработки, установка КЛ-101, с мая 1963 года по январь 1964 года, прошла новые полигонные испытания. В декабре 1965 года установка была смонтирована на тральщике проекта 254-К ТЩМ-827 и с 22 по 24 декабря проведена первая проверка установки стрельбой. Результаты были неудовлетворительные, и образец отправили на доработки. Новые государственные испытания были проведены с 20 мая по 20 июня 1966 года на другом тральщике проекта 254-К ТЩМ-135, по результатам которых КЛ-101 была рекомендована к принятию на вооружение в ВМФ СССР. В 1971 году комплекс под обозначением ПК-16 был принят на вооружение. Первоначально предполагалось принять установку под индексом ПРК-168.

Боеприпасы

Отстрел выстрелов из ПУ ПК-16

В пусковых установках ПК-16 применяются 82-мм турбореактивные снаряды помех, состоящии из ракетного двигателя, примененного от штатного снаряда ТРОФС-82 (турбореактивный осколочно-фугасный снаряд — 82-мм), и головной части, выполняемой в двух вариантах, отличающихся видом снаряжения:

  • головная часть, содержащая контейнер с металлизированными дипольными отражателями — для постановки ложных радиолокационных целей;
  • головная часть, содержащая систему факел-парашют со специальным составом, создающим при действии снарядов ложные тепловые цели

Снаряды комплектуются дистанционной трубкой — ТМР-44.

Снаряды радиолокационных помех в зависимости от типа отражателей могут образовывать ложные цели, эффективно действующие в диапазоне волн от 2 до 12 см в течение 5-10 минут (в зависимости от метеоусловий). Снаряды тепловых помех создают ложные цели, эффективно действующие в диапазоне длин волн 2-5 микрон в течение 50-80 секунд. Ложные радиолокационные цели могут выставляться на дальностях от корабля в пределах от 0,5 до 3,5 км, а тепловые цели — на дальностях от 2 до 3,5 км. Возможные высоты постановки ложных целей — от 100 до 1600 м.

Испытания проводились с использованием снарядов ТСП-60 в снаряжении с ДОС-15 (длина 15 мм), при стрельбе в дрейфе и на ходу корабля в условиях волнения моря около 2 баллов и скорости ветра на высоте постановки дипольных облаков около 15 м/с. Радиолокационные наблюдения и измерения производились на РЛС “АРСОМ-2” (АРСОМ — артиллерийская радиолокационная станция обнаружения минометов, длина волны — 3,2 см, смонтирована на шасси тягача АТ-Л), расположенной на берегу на высоте 25 м над уровнем моря. Все снаряды ТСПР-60 при проведении испытаний действовали безотказно и образовывали дипольные облака в заданной области пространства. В ходе испытаний было определено, что радиолокационная имитация корабля (имитация по средней мощности отраженных сигналов) возможна с помощью дипольного облака, образуемого двумя-четырьмя снарядами ТСП-60. Измерения эффективной поверхности рассеивания дипольных облаков производились в условиях практического отсутствия явлений интерференции, в результате чего увеличения мощности отраженных от дипольных облаков сигналов не происходило. В условиях же наблюдения дипольных облаков с воздуха, а также с кораблей, удаленных на большие расстояния, мощности отраженных от облаков сигналов могут оказаться больше измеренных на испытаниях значений. Кроме ДОС-15 ракета ТСП-60 снаряжалась ДОС-50, ДОС-10-13-16; ДОС-10-13-К5, ДОС-15-16-17-19 и ДОС-19-22-26. Дистанционная трубка — ТМР-30.

снаряд чертежа 1108М — вариант снаряда с ИК-ловушками использовавшийся во время испытаний системы. В ходе испытаний с пусковой установки КЛ-101 запускались снаряды снаряженные горючим веществом (типа «47»), выделяющим сильное инфракрасное излучение. Было установлено, что сигнал от ложной тепловой цели в диапазоне длин волн 2-3 микрона превышает сигнал от тральщика проекта 254 в 20-25 раз, от малого противолодочного корабля пр. 201-Т Архивная копия от 15 января 2018 на Wayback Machine в 35-40 раз; в диапазоне длин волн 3-5 микрон соотношение сигналов соответственно 22 и 38, при эффективном времени действия 60-63 секунды. Из этого был сделан вывод о достаточной эффективности имитации всех этих кораблей с помощью одного 82-мм снаряда чертежа 1108-М. Время эффективного действия ложной тепловой цели было в пределах 50-80 секунд.

Данные снаряда радиолокационных помех ТСП-60

  • Калибр — 82 мм
  • Длина снаряда — 670 мм (ТСП-60)
  • Масса снаряда — 8,76-8,92 кг  (ТСП-60, в зависимости от типа снаряжения ДОС)
  • Масса снаряжения — 0,91-1,07 кг  (ТСП-60, в зависимости от типа снаряжения ДОС)
  • Масса трубки ТМР-30 — 0,48 кг
  • Масса вышибного заряда — 0,016 кг
  • Тяга двигателя снаряда — 806 м/с
  • Скорость снаряда максимальная — 226 м/с
  • Скорость вращения снаряда — 371 об/с
  • Дальность стрельбы — 3500 м
Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий