25 мм установка 4м-120

История создания

В таблице перечислены все важные события в истории САУ Пион (самоходная артиллерийская установка):

1967 годПринятие постановления Совета министров СССР о создании новой самоходной пушки. По заданию новое орудие должно было с легкостью разрушать бетонные, железобетонные и земляные укрепления, уничтожать дальнобойную артиллерию, установки тактических ракет и другие средства доставки ядерных зарядов. Дальность стрельбы САУ Пион должна была составлять не менее 25 000 м
8 июля 1970 годаОфициальное утверждение начала работ по новой 203-мм САУ особой мощности постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР № 427-161. Головным разработчиком 2С7 был назначен Кировский завод, пушка 2А44 проектировалась в ОКБ-3 волгоградского завода «Баррикады»
1973 годУтверждены тактико-технические характеристики САУ Пион. Согласно заданию, самоходная пушка 2С7 должна была обеспечивать безрикошетную дальность стрельбы Пиона от 8,5 до 35 км осколочно-фугасным снарядом массой 110 кг, при этом должна была обеспечиваться возможность стрельбы ядерным выстрелом 3ВБ2, предназначенным для 203-мм гаубицы Б-4М. Скорость движения по шоссе должна была быть не менее 50 км/ч
1973-1974 годыДва опытных образца САУ 2С7 были изготовлены и направлены на испытания. Первый образец проходил ходовые испытания на полигоне Струги Красные. Второй образец проходил испытания стрельбой, однако выполнить требования по дальности стрельбы не смог. Проблема была решена подбором оптимального состава порохового заряда и типа выстрела
1975 годВоенная техника Пион была принята на вооружение Советской армии
1976 годСамоходная артиллерийская установка стала выпускаться серийно и поступать в артиллерийские бригады особой мощности
1977 годВо Всесоюзном научно-исследовательском институте технической физики для САУ 2С7 были разработаны и поступили на вооружение ядерные боеприпасы
1979 год

На базе пушки 2А44 был разработан проект корабельной артиллерийской установки под шифром «Пион-М». Теоретическая масса артиллерийской установки без боекомплекта составила 65—70 тонн. Боекомплект должен был составлять 75 выстрелов, а скорострельность до 1,5 выстрелов в минуту. Артиллерийскую установку «Пион-М» предполагалось устанавливать на корабли проекта 956 типа «Современный». Однако, из-за принципиального несогласия руководства ВМФ с использованием крупного калибра, дальше проекта работы по артиллерийской установке «Пион-М» не продвинулись

203,2-мм пушка 2А44 САУ Пион

1980-е годыПроведение модернизации САУ 2С7. Поэтому была открыта опытно-конструкторская работа под шифром «САУ Малка» (индекс ГРАУ — 2С7М). Прежде всего ставился вопрос о замене силовой установки, так как двигатель В-46-1 не обладал достаточной мощностью и надёжностью работы. Для «Малки» был разработан двигатель В-84Б, отличавшийся от используемого в танке Т-72 особенностями компоновки двигателя в моторно-трансмиссионном отделении. Благодаря новому двигателю САУ могла заправляться не только дизельным топливом, но также керосином и бензином. В результате модернизации изменились все характеристики миномета Пион
Февраль 1985 годаСАУ с новой силовой установкой и модернизированной ходовой частью подверглась испытаниям. По результатам модернизации ресурс мотопробега САУ был увеличен до 8000—10 000 км. Для приёма и отображения информации с машины старшего офицера батареи места наводчика и командира были оборудованы цифровыми индикаторами с автоматическим приёмом данных, что позволило сократить время перевода машины из походного в боевое положение и обратно.

Благодаря изменённой конструкции укладок возимый боекомплект был увеличен до 8 выстрелов. Новый механизм заряжания позволил осуществлять заряжание орудия при любых углах вертикальной наводки. Таким образом скорострельность была увеличена в 1,6 раза (до 2,5 выстрелов в минуту), а режим огня — в 1,25 раза.

Для слежения за важными подсистемами в САУ была установлена аппаратура регламентного контроля, осуществлявшая непрерывный мониторинг узлов вооружения, двигателя, гидросистемы и энергоагрегатов

1986 годНачалось серийное производство САУ 2С7М
1990 годВ Советские войска была передана последняя партия из 66 машин 2С7М. На 1990 год стоимость одной самоходной артиллерийской установки 2С7 составляла 521 527 рублей. За 16 лет производства было выпущено более 500 единиц 2С7 различных модификаций

Обстрел САУ Пион

210 H 17 (Langer 21 cm Morser 16, Германия)

Немецкая 21-см тяжёлая гаубица — результат многолетней работы компаний Friedrich Krupp AG и Rheinmetall-Ehrhardt, начатой в 1902 году. К ноябрю 1909 года проект перешел на стадию испытаний прототипов, а производство 211-мм тяжелой мортиры обр. 1910 года началось в следующем году. Минимальная дальность огня составляла 2,6 км. Скорострельность – 1 выстрел в две минуты. Расчёт – 15 человек. Снаряд покидал ствол с начальной скоростью 225 метров в секунду. К началу Первой Мировой войны немецкая армия получила 256 тяжёлых гаубиц 21 см Morser 10 на конной тяге, которые пошли на оснащение 28 артиллерийских батарей. Первым заметным эпизодом стало применение четырёх орудий этого типа при штурме фортов бельгийской крепости Льеж. Впрочем, осаждавшие достигли успеха лишь 10 августа 1914 года, когда подтянули 305 и 420-мм осадные орудия.

САУ 2С7 Пион (2С7М Малка) – видео

https://youtube.com/watch?v=CZvtpvI98qk

https://youtube.com/watch?v=zQoCdtn1XiU

В 1975 г. новая САУ была принята на вооружение и уже со следующего года стала выпускаться серийно и поступать в артиллерийские бригады особой мощности. 2С7 «Пион» предназначена для подавления и ликвидации средств ядерного нападения (СЯН), артиллерии, минометов, техники, тылов, пунктов управления войсками, живой силы противника.

Ходовая часть самоходки представляет собой модернизированный вариант ходовой части танка Т-80. Она включает по 7 опорных катков на борт, ведущие колеса переднего расположения. Направляющие, расположенные сзади, устанавливаются перед открытием огня на землю, играя роль вспомогательных опор. С этой же целью у самоходки применяется сошник, по форме напоминающий бульдозерный отвал. Он закреплен на корме САУ и приводится в действие с помощью гидравлических приводов. Питание гидравлических и электрических систем осуществляется автономно посредством установки дополнительного дизеля-агрегата 9Р4-6У2. У машины индивидуальная торсионная подвеска.

Бронированный корпус «Пиона» необычной формы с вынесенной далеко вперед кабиной экипажа дополнительно служит в качестве противовеса тяжелой орудийной установке. За кабиной экипажа, в носовой части находится моторно-трансмиссионное отделение с 12-цилиндровым, V-образным, четырехтактным дизелем В-46-1 жидкостного охлаждения с наддувом. У самоходки механическая планетарная силовая передача с 8 скоростями (одна задняя) и одноступенчатые бортовые передачи с планетарными понижающими редукторами.

В качестве основного вооружения самоходки используется 203-мм пушка 2А44 массой 14,6 т, открыто установленная в кормовой части машины. Орудие создано по классической схеме с некоторыми нововведениями. Разборный ствол пушки состоит из свободной трубы, кожуха, казенника, муфты и втулки. Это конструктивное решение позволило существенно упростить замену нарезной части орудия, сделав возможным эту процедуру в полевых артиллерийских мастерских. Пушка оснащена также затвором двухтактного действия, стреляющим механизмом, цепным механизмом заряжания с гидроприводом.

Если подача выстрелов осуществляется с грунта, то расчет использует двухколесную тележку, на которой снаряды и заряды укладываются на съемные носилки. Это позволило увеличить скорострельность до 1,5 выстрелов в минуту. Боекомплект пушки состоит из 40 выстрелов раздельного заряжания со сгорающим картузом. Однако только 4 из них хранятся в кормовой части, представляя собой неприкосновенный запас. Остальные подвозятся посредством автомобильного транспорта и выкладываются на грунт. Ассортимент боекомплекта орудия довольно разнообразный: 203-мм выстрелы ЗВОФ43 и ЗВОФ42 с осколочно-фугасными снарядами 30Ф43; выстрелы ЗВОФЗ5 с активно-реактивными осколочно-фугасными снарядами ЗОФ44; выстрелы ЗВОФ15 и ЗВОФ16 с осколочными снарядами с готовыми поражающими элементами 3-О-14.

При наведении пушки используются электрогидравлические и механические приводы. «Пион» оборудован также механическим прицелом Д-726, панорамой ПГ-1М, коллиматором К-1 и прицелом ОП-4М, необходимым для стрельбы прямой наводкой. В качестве дополнительного вооружения используется ПЗРК 9К32 «Стрела-2» и ручной противотанковый гранатомет РПГ-7. Боевой расчет самоходки включает 13—14 человек, семеро из которых составляют экипаж и постоянно находятся в машине. В отделении управления размещены рабочие места механика-водителя, наводчика и командира, оставшиеся четверо представителей экипажа располагаются в отделении для экипажа в центре машины. Остальные члены расчета следуют за самоходкой в транспортнозаряжающей машине.

«Пион» способен принимать участие в боевых действиях с использованием ядерного оружия. У него имеется фильтровентиляционная установка, автоматическая противопожарная система, система герметизации обитаемых отделений, защищающая людей от действия химического, бактериологического и ядерного оружия. Кроме того, самоходка оснащена аппаратурой внутренней телефонной связи ТПУ Р-120, радиостанцией Р-123 или Р-123М, прибором ночного видения ТВН-3.

Конструкция установки

Схема конструкции САУ «Пион»

Конструкция САУ «Пион» спроектирована по безбашенной схеме. Установка состоит из механизированного орудия в задней части машины и основного корпуса. Последний состоит из четырех отделений, в которых размещается экипаж во время марша.

Отделение управления находится спереди, в нем размещается командир, механик-водитель и еще один боец. Далее следует моторный отсек с двигателем, за ним отделение расчета с боекомплектом и местами на четырех человек, включая наводчика. В задней части расположено орудие и сошник.

Еще в процессе разработки предлагались различные варианты шасси на базе тягача МТ-Т и танка Т-10. Однако имевшиеся образцы не подошли для артиллерийской стрельбы, вследствие чего была разработана собственная установка. Ключевое условие ее конструкции — максимальная унификация с узлами и комплектующими, имевшихся на вооружении танков.

Броневой корпус

Корпус САУ «Пион» выполнен из внешней и внутренней брони толщиной в 13 мм и 8 мм соответственно. Благодаря такой защите, расчет внутри машины защищен от пуль и мелких осколков. Также учтена вероятность применения оружия массового поражения — корпус снижает действие проникающей радиации в три раза.

Вооружение самоходного миномета

Ведение огня из установки «Пион»

Вооружение артиллерийской установки имеет следующие особенности:

  • пушка калибром 203 мм имеет скорострельность 1,5 выстрела в минуту, у модифицированной версии — 2,5;
  • ствол орудия разборный, представляет собой свободную трубу, соединенную с казенной частью, в которой расположен поршневой затвор;
  • вместе с противооткатными устройствами ствол находится в люльке качающейся части, закрепленной на верхнем станке;
  • противооткатные устройства включают гидравлический тормоз и два симметрично расположенных пневматических накатника;
  • наведение обеспечивается как гидравлическими приводами от станции управления САУ, так и механизмами на ручном приводе;
  • для ускорения перезарядки предусмотрен механизм, подающий боеприпасы на уровень заряжания, и обеспечивающий их досылку в камору орудия;
  • имеется откидная экскаваторная плита, зарываемая в грунт и обеспечивающая устойчивость при стрельбе.

Длина отката при стрельбе составляет 1400 мм. Подъемно-поворотный механизм обеспечивает секторный обстрел в диапазоне 0-60 градусов по вертикали и от -15 до +15 градусов по горизонтали. Собственный перевозимый комплект — 4 боеприпаса, у 2С7М — 8. В транспортной машине перевозится до 40 боеприпасов. Помимо пушки, имеется пулемет калибром 12,7 мм с боезапасом в 300 патронов.

Двигатель и трансмиссия

Двигатель САУ «Пион» В-46-1 V-образной формы, двенадцатицилиндровый четырехтактный, работает на дизельном топливе. Охлаждение жидкостное, мощность до 780 л. с. Разрабатывался на базе силовых установок Т-72 В-46, отличительная особенность — измененное положение вала отбора мощности.

В модернизированной артиллерийской установке двигатель был заменен на многотопливный В-84Б с мощностью 840 л. с. Он имеет механическую трансмиссию с семью передними и одной задней передачей, гидравлическое управление и планетарный механизм поворота.

Средства наблюдения и связи

Наблюдение за местностью обеспечивается семью призменными перископическими приборами ТНПО-160. Еще два таких установлено в крышках люков отделения расчета. При необходимости часть из них заменяется на приборы ночного видения ТВНЕ-4Б.

Наведение орудия обеспечивается панорамным прицелом ПГ-1М, позволяющим вести артиллерийский огонь с закрытых позиций. Для стрельбы по наблюдаемым позициям, включая прямую наводку, используется ОП4М-99А.

Ходовая часть гаубицы

Ходовая часть САУ 2С7 «Пион» сконструирована на базе танка Т-80. Состоит из семи пар сдвоенных обрезиненных опорных катков, а также шести пар одинарных поддерживающих. Направляющие колеса находятся в задней части машины, ведущие — в передней. Подвеска индивидуальная торсионная, имеет гидравлические амортизаторы.

В боевом положении направляющие колеса опускаются на грунт, что обеспечивает лучшую устойчивость при стрельбе. Регулирование осуществляется двумя гидроцилиндрами, расположенными по осям.

Специальное оборудование

К специальному оборудованию САУ Пион относятся:

  • сошник в задней части, обеспечивающий устойчивость при стрельбе;
  • дизельный генератор 9Р4-6У2 мощностью 24 л. с.

Регулировка сошника обеспечивается двумя гидравлическими домкратами. Дизельный генератор предназначен для работы с гидравликой машины, когда она находится на стоянке.

Историческая подоплека

Первый советский атомный заряд был успешно испытан в 1949 году. Но мало обладать оружием массового поражения, для его применения нужны средства доставки. На тот момент единственным способом нанесения ядерного удара была авиационная бомбардировка, и у сталинского СССР в распоряжении находился лишь один тип самолета, способного нести многотонную страшную ношу на достаточно большое расстояние. Ту-4 скопировали с американского Б-29, ранее «отличившегося» ударами по Хиросиме и Нагасаки. Зато советские артиллерийские системы считались непревзойденными, и одной из первых была идея об их использовании для стрельбы атомными бомбами небольшой мощности. В дальнейшем, спустя два с лишним десятилетия, гаубица «Пион» стала реальным овеществлением этой конструкторской мысли, а тогда, в начале пятидесятых, ее пытались реализовать, но не очень успешно. Испытания самоходной пушки 2А3 и тяжелого миномета 2Б1 выявили ряд принципиальных пороков этих систем, обусловленных главным образом их громоздкостью и большим весом. В правление Н. С. Хрущева артиллерию вообще перестали считать современным видом оружия. Как выяснилось, преждевременно.

Конструкция корабельной артустановки АК-176

Артиллерий­ская установка АК-176 представляет собой од­ноствольную автоматическую артиллерийскую установку башенного типа, имеющую калибр 76,2 мм и длину ствола в 59 калибров. Ствол установки — моноблок с ко­жухом, затвор — вертикальный, клиновой, а автоматиче­ская работа — за счет энергии отката. Охлаждение ство­ла — наружное, непрерывное, со специальной системой прогона забортной воды между кожухом и моноблоком.

Подача боезапаса — обойменная, с двух сторон, связанных в единую кинематическую цепь приводом от единого элек­тродвигателя. Возможна и ручная подача боезапаса в аварийном режиме, но численность расчета в таком слу­чае возрастает с двух до четырех человек.

Башня выпол­нена из алюминиево-магниевого сплава, наведение орудия может выполняться тремя спо­собами:

  • дистанционно-автоматически с помощью элект­роследящего привода ЭСП-221 от корабельной РЛС уп­равления стрельбой;
  • полуавтоматическим — с поста ви­зирной колонки при помощи ЭСП-221;
  • ручным — по ви­зирам-дублерам ВД-221, находящимся в самой башне АУ и с помощью прицела «Конденсор-221-А».

Скорость вер­тикального наведения от ЭСП-221 достигает 30 град/сек (вручную — 1,3 град/сек), скорость горизонтального на­ведения — 35 и 3 град/сек (соответственно). Угол гори­зонтального наведения башни на оба борта не превыша­ет 175 градуса.

Стрельба возможна в трех режимах: 30, 60 и 120 выстрелов в ми­нуту и время приведения установки в боевое положение из походного не превышает 3 минут, а из боевой готов­ности № 1 возможно открытие огня уже через 15 секунд.

Боеприпасы унифицированы с 76-мм спаренной установ­кой АК-726. Для поражения надводных и береговых це­лей снаряд снабжен головным ударным взрывателем ВГ-67, а для ведения зенитного огня — неконтактным (радиолокационным взрывателем АР-51Л (обеспечивает­ся эффективное поражение цели при промахе до 8 мет­ров).

Наведение АК-176 осуществляется от РЛС «Вым­пел-221» (МР-123/176).

Корабельная артиллерийская установка АК-176

• Справочник артиллерии •

Орудие

Под руководством главного конструктора Г. И. Сергеева КБ волгоградского смогло создать уникальное орудие. Обычной мировой практикой выработана моноблочная конструкция главного узла любой пушки. Это означает, что ствол и казенная часть выполняются из одного куска металла, монолитно. Такая технология имеет свои плюсы, но у нее есть и существенный недостаток. Ствол орудия от стрельбы изнашивается, и в этом случае подлежит замене полностью, вместе с казенной частью. Гаубица «Пион», пушка которой может быть разобрана, сложнее в изготовлении, но проще в ремонте. Нарезную часть можно заменить даже в полевых условиях. Подобная конструкция была предложена еще в XIX веке инженером А. Колокольцевым с Обуховского завода, но тогда реализовать ее не удалось по техническим причинам, и вот идея талантливого русского изобретателя нашла свое воплощение.

Во всех остальных аспектах гаубица 203 мм «Пион» — это самое обычное орудие, правда, очень мощное. Качающаяся часть имеет зубчатую дугу для установки угла возвышения до 60°, предусмотрен угол доворота по азимуту 30 град., дульного тормоза нет (это тоже дает свои преимущества в виде малой волны высокого давления), затвор двухтактный поршневой. Но эти подробности интересны только специалистам.

Проектирование

Установка БЛ-120 была разработана в конце 1940-х годов силами специалистов ОКБ-172 в двух модификациях – БЛ-120-I и БЛ-120-II, различающихся системами электропитания (для постоянного и переменного токов) и предназначалась для вооружения крейсеров и эсминцев, , проектируемых в рамках реализации десятилетнего плана военного кораблестроения на 1946 – 1955 годы.

Установка была создана на основе автомата 110-ПМ, разработанного ОКБ-16 на базе автомата 84-КМ.

В 1953 году ОКБ-172 было расформировано, работы по установке были переданы в ОКБ-43, а установки получили новый индекс 4М-120.

Зарождение морской артиллерии

Долгое время (до 16 века) корабли имели лишь вооружение для ближнего боя – таран, механизмы для повреждения корпуса корабля, мачт и вёсел. Абордаж был самым распространенным способом разрешения конфликтных ситуаций на море.

Сухопутные войска были более изобретательными. На суше в это время уже использовались всевозможные метательные механизмы. Позже подобное вооружение стали применять в морских сражениях.

Изобретение и распространение пороха (дымного) кардинально изменило вооружение армии и флота. В Европе и на Руси порох стал известен в 14 веке.

Однако применение огнестрельных орудий на море не вызвало восторга у моряков. Порох часто отсыревал, и орудие давало осечку, что в условиях боя было чревато серьезными последствиями для корабля.

16 век стал началом технической революции в условиях бурного роста производительных сил в Европе. Это не могло не отразиться на вооружении. Изменилась конструкция пушек, появились первые прицельные устройства. Орудийный ствол стал подвижным. Повысилось качество пороха. Корабельные пушки стали играть заметную роль в морских сражениях.

В одной люльке

Разработка 30-мм двухавтоматной установки АК-630М1−2 была начата в июне 1983 года. Характеристики АК-630М1−2 позволяли с принятием ее на вооружение ВМФ прекратить производство АК-630М, а также разместить ее на ранее построенных кораблях взамен артустановки АК-630М без изменения корабельных конструкций, кроме крепления в штатном корабельном барбете АК-630М второго магазина на 2000 патронов. Это было допустимо за счет рационального размещения двух штатных автоматов ГШ-6−30К в вертикальной плоскости, а также за счет максимально возможного использования деталей и узлов от АК-630М (около 70%).

Наведение на цель осуществляется дистанционно от радиолокационной системы МР-123АМ2 или от оптической прицельной станции «ФОТ». МР-123/176М2 — это модернизированная система МР-123/176, в которую введен новый противоракетный режим работы. Система управления имеет лазерные прожекторы КМ-11−1 и лазерный дальномер ЛДМ-1 «Крейсер». Оба автомата ГШ-6−30К размещены в одной люльке, в нижней и верхней плоскостях. Режим стрельбы одного автомата ГШ-6−30К — 6 очередей по 400 выстрелов с перерывами по 5−6 секунд или по 200 выстрелов с перерывами 1−1,5 секунды.

ТТХ


Патроны 30×165 мм в звенчатой ленте. Пушка обладает следующими тактико-техническими характеристиками:

  • тип оружия: одноствольная автоматическая пушка;
  • калибр: 30 мм;
  • патрон: 30×165 мм;
  • энергия : 150—180 кДж;
  • принцип действия автоматики: газоотвод;
  • длина: 3027 мм;
  • длина ствола: 2400 мм (80 калибров);
  • число нарезов: 16;
  • шаг нарезов: 715,5 мм;
  • масса полная: 115 кг;
  • масса ствола: 38,5 кг;
  • темп стрельбы: 550 и 200—300 мин−1;
  • усилие отдачи: 40—50 кН (4000—5000 кгс);
  • начальная скорость бронебойного трассирующего (БТ) снаряда: 970 м/с;
  • начальная скорость бронебойного подкалиберного снаряда (БПС) индекс «Кернер»: 1120 м/с;
  • напряжение питания электроспуска и контактора от источника постоянного тока: 27 В;
  • питание пушки: двухленточное;
  • перезарядка: пиротехническая и ручная;
  • усилие ручной перезарядки: до 400 Н (40 кгс);
  • усилие ручной перезарядки с извлечением осечного патрона: до 600 Н (60 кгс);
  • количество пиропатронов: 3 шт.;
  • способ воспламенения заряда: ударным действием;
  • управление стрельбой: дистанционное от электроспуска и механическое;
  • диапазон рабочих температур: от −50 до +50 °C;
  • живучесть ствола: 6000 выстрелов (до 1995), 9000 (после 1995)
  • техническое рассеивание при стрельбе: 3 — 4 тыс. дальности (0,3-0,4 миллирадиан у систем «Бушмастер II» и «Бушмастер III»)
  • эффективная дальность стрельбы: по живой силе — до 4000 м;
  • по легкобронированной технике — до 1500 м;
  • по воздушным целям — до 2000 м (с дозвуковыми скоростями и наклонной дальностью до 2500 м).

вооружение БДК проекта 775

Как было сказано выше, совершенствование десантных кораблей со временем привело к их универсальности, что позволило им самостоятельно проводить подготовку района высадки посредством ведения боевых действий из индивидуальных средств, уничтожая огневые точки противника.

Для подавления береговых укреплений и уничтожение живой силы противника десантные корабли проекта 775 используют реактивную систему залпового огня (РСЗО) МС-73 «Град». Комплекс состоит из двух сорока-ствольных 122 мм пусковых установок. Максимальная дальность стрельбы составляет 21 км, интервал выстрела реактивных снарядов 0,5 сек.

Артиллерийское вооружение БДК включает две спаренные 57 мм орудийные установки АК-725 с дистанционным наведением, и предназначена для уничтожения воздушных, морских и береговых целей противника с скорострельностью 120 выстрелов в минуту. Управление механизмами наведения осуществляется при помощи приборов управления стрельбой малокалиберной зенитной артиллерии (ПУС МЗА) МР-103. Для усиления огневой мощи и средств ПВО на БДК проекта 775 был установлен артиллерийский комплекс АК-176-МР-123/76, в состав которого входят одна установка АК-176, две установки АК-630М и одна система управления стрельбой.

Десантный корабль оборудован радиолокационной станцией обнаружения воздушных целей МР-302 на расстоянии 100 км и двумя навигационными МР-212/201 на расстоянии до 64 км.

К положительным качествам десантных кораблей проекта 775 можно отнести их конструктивную простоту, малую стоимость и экономичность в эксплуатации, а также хорошие бытовые условия, как для экипажа, так и для десанта.

К слабым качествам БДК проекта 775 можно лишь отнести отсутствие вертолетной площадки, но вспомнив существующую концепцию 70-х годов, становится понятно, что десантные корабли в поддержке авиации не нуждались.

Технические характеристики большого десантного корабля проекта 775:Водоизмещение – 4080 тонн;Длина – 112,5 м;Ширина – 14,9 м;Осадка – 3,6 м;Силовая установка – дизельная, двухвальная, общей мощностью 19200 л. с.;Скорость хода – 18 узлов;Дальность плавания – 6000 миль;Автономность – 30 суток;Экипаж – 98 человек;Вооружение:Зенитно-ракетный комплекс «Стрела-3М» – 8;Сдвоенные артиллерийские установки AK-725 57 мм – 4 (боезапас – 1000 снарядов);Пусковые установки РСЗО «Град» – 2;Зенитные установки 30 мм АК-630 – 2;Артиллерийские установки АК-176 76 мм – 1;Десантовместимость:1-й вариант – 10 средних танков и 190 морских пехотинцев;2-й вариант – 24 БТР и 170 морских пехотинцев;Мины заграждения – 92 ед.;Дополнительный груз – 482 тонн;

История создания

Во время Великой Отечественной Войны одним из основных орудий большой мощности была гаубица Б-4 калибра 203мм. Такими орудиями вооружались полки Резерва Главного Командования. Но к началу 50-х годов Б-4 уже устарела. На самоходное шасси её пытались установить ещё до войны, но попытки к успеху не привели. А советской армии нужны были новые, мобильные и дальнобойные артустановки.

Однако при этом к артиллерии большой мощности предъявили ещё одно требование – она должна была доставлять к цели ядерные заряды. В итоге вместо лёгких и подвижных самоходок были построены САУ, которые можно описать только эпитетами типа «циклопический» и «монструозный». Это были 406мм пушка 2А3 и 420мм миномёт 2Б1.

Прибегнуть к использованию калибра, который до этого встречался в основном на линейных кораблях, конструкторов вынудила невозможность (на тот момент) создать ядерный снаряд меньших габаритов. А затем быстрое развитие ракетной техники поставило на ядерной артиллерии крест. Временно.

Новая самоходка по техзаданию должна была иметь дальность эффективной стрельбы свыше 25км. Калибр орудия определили, как 203мм. За счёт этого можно было обеспечить определённую преемственность и унификацию с гаубицами Б-4.

Ходовую часть новой САУ было решено создавать с нуля, но на основе узлов серийных танков, орудие планировалось установить открыто. Разработка получила шифр «Пион», а ГРАУ выделило самоходке индекс 2С7. Опытные «Пионы» построили в 1973 году. Официально самоходка встала в строй спустя два года. Производились «Пионы» на ленинградском Кировском заводе, при этом орудия 2А44 изготавливали в Волгограде. Производились 2С7 до 1990 года.

АК-630 — зенитная корабельная 30-мм шестиствольная установка

На российских и украинских сторожевых кораблях проекта 11351 смонтированы 30-мм автоматические артиллерийские установки ПВО ближней зоны АК-630. Создание установки АК-630 было обусловлено совершенствованием противокорабельных ракет. Для перехвата летящих на большой скорости и на малой высоте ракет необходимо было резко увеличить плотность огня корабельной зенитной артиллерии.

Видео уничтожения сомалийских пиратов из установки АК-630

Работы по созданию установки АК-630 были начаты в феврале 1963 г., полигонные испытания проводились с 1972 по 1973 гг., на вооружение ВМФ СССР она была принята в 1976 г. Установка АК-630 включает автомат А-213 и прибор (систему) управления стрельбой МР-123 «Вымпел». Автомат А-213 отличается весьма высокой скорострельностью — 4000-5000 выстр./мин. Он имеет блок из шести стволов, вращающийся под действием пороховых газов, отводимых поочередно из каналов ствола. Это позволило реализовать достаточно простую и надежную схему параллельной перезарядки каждого ствола после очередного выстрела. Питание автомата патронами при стрельбе осуществляется из ленты, состоящей из стальных звеньев, расцепляющихся при стрельбе. В первоначальном варианте установки лента укладывалась в плоский магазин емкостью 2000 патронов. В конце 70-х годов установка была модернизирована с целью уменьшения габаритов ее подбашенного помещения. При этом вместо плоского был введен круглый магазин такой же емкости, а в барбете смонтирован дополнительный бункер, вмещающий еще 1000 патронов. Автомат с круглым магазином получил обозначение А-213М, а установка — АК-630М.

В качестве боеприпасов используются осколочно-фугаснозажигательные и осколочно-трассирующие снаряды весом 0,39 кг. Установки обоих модификаций имеют одинаковую жидкостную систему охлаждения стволов во время стрельбы. Наведение установки на цель осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. При этом обеспечивается круговое вращение установки, максимальный угол возвышения блока стволов составляет 88°. Стрельба из установки ведется, как правило, с использованием системы МР-123 «Вымпел» с радиолокационной станцией, пригодной для использования в качестве РЛС общего обнаружения. Система «Вымпел» обеспечивает управление одной (двумя) 30-мм или разнокалиберными (30 и 57 мм) артустановками. В конце 70-х годов система «Вымпел» была модернизирована, что позволило использовать ее для управления стрельбой одной 30-мм и одной 76-мм установками. На случай выхода РЛС из строя и при стрельбе по плавающим минам или береговым объектам может быть использован выносной пульт управления с оптическим прицелом.

Тактико-технические характеристики установки АК-630

Калибр, мм30
Длина ствола, калибров54
Количество стволов6
Максимальный угол возвышения, град.88
Скорость наведения в вертикальной плоскости, град./с50
Скорость наведения в горизонтальной плоскости, град./с70
Скорострельность на ствол, выстр./мин5000
Непрерывная очередь на ствол/время охлаждения, с400/15
Дальность стрельбы, км8,1
Досягаемость по высоте, м500
Вид снарядаОФ, ОТ
Масса снаряда, кг0,39
Начальная скорость снаряда, м/с880
Количество готовых к стрельбе выстрелов2000
Масса артустановки, т1.85

Фото зенитной установки АК-630

Источник

Артиллерийская установка АК-306 (СССР)

В связи с невозможностью размещения АУ АК-630 с ПУС «Вымпел» на кораблях малого водоизмещения, для экранопланов, кораблей на воздушной подушке, катеров малого водоизмещения, а также для судов, мобилизуемых в военное время, потребовалась облегченная установка, не имеющая радиолокационной системы управления стрельбой.

Проектирование АУ А-219 было начато по решению ВПК № 54 от 15.03.1971 г. по ТТЗ, разработанному управлением ракетно-артиллерийского вооружения ВМФ и утвержденному зам. главкома ВМФ 31.07.1970 г.

Внешне АК-306 почти не отличается от АК-630. Боеприпасы, баллистика, внутреннее устройство ствола, система ленточного питания, шаровой погон и многое другое было взято от нее.

Принципиальное отличие в том, что АК-306 имеет шестиствольный автомат АО-18Л, у которого вращение блока стволов происходит не газовым двигателем, а внешним электроприводом, работающим от сети переменного тока. Вращение от вала электродвигателя передается через электромагнитную муфту и шестеренчатый редуктор на блок стволов.

Досылка патронов в ствол, запирание каналов ствола и экстракция гильз обеспечиваются затворами, которые при вращении блока стволов получают возвратно-поступательное движение по направляющим центральной звезды, благодаря качению их ведущих роликов по замкнутому пазу копира, неподвижно закрепленному на внутренней поверхности кожуха.

Подача патронной ленты производится звездой подачи, насаженной на вал подачи, кинематически связанной с блоком стволов. В ленте 500 патронов.

В связи с резким уменьшением темпа стрельбы с 5000 выстр/мин. до 600-1000 выстр/мин. в А-219 отказались от водяной системы охлаждения стволов.

Обтекатель АУ представляет собой колпак из стеклопластика.

Наведение дистанционное от системы ПУС, связанной с оптическим прицелом станцией «Лазурь».

Все крупные детали АУ и приводов наведения выполнены из алюминиевых сплавов, пластмассы и маломагнитной стали, благодаря чему установка выпускалась в одном варианте — маломагнитном.

Установка А-219 была спроектирована в ЦКБИБ СОО, главный конструктор — М. С. Кнебельман.

Первый опытный образец А-219 закончен изготовлением 16 июля 1973 года. В том же году проведены заводские испытания его в объеме 7027 выстрелов.

Государственные полигонные испытания А-219 проводились с 24.06.1974 г. по 22.02.1978 г., то есть около 4 лет. В ходе полигонных испытаний были выявлены недостаточная прочность стволов, казенников и люльки, низкая живучесть стволов, недостаточная мощность приводов и другие конструктивные недостатки.

Стыковка с оптической прицельной станцией «Лазурь» начата лишь в конце 1977 года.

По ТТЗ установка должна выстреливать весь боекомплект (ленту с 500 патронами) одной длинной очередью.

В ходе полигонных испытаний было сделано лишь две попытки стрелять непрерывной очередью в 500 патронов, но в обоих случаях начинались поломки в автомате. Так, 22.06.1977 г. при стрельбе длинной очередью на 476-м выстреле произошло разрушение ствола, вызвавшее деформацию люльки.

При стрельбе очередью свыше 200 выстрелов температура взрывателя в стволе превысила 120 град. С, допустимых для взрывателя А-498К.

Государственные корабельные испытания 30-мм облегченной автоматической АУ А-219 с оптической станцией «Лазурь» были проведены с 3 по 28 октября 1979 года на большом артиллерийском катере пр. 1248. В заключении комиссии сказано: «А-219 может быть использована при стрельбе по открытой живой силе на берегу, катерам, для расстрела плавающих мин и самообороны от одиночных самолетов, вертолетов и ракет. Упрощенная оптическая прицельная станция «Лазурь» из-за отсутствия измерителя дальности до цели, счетверяющего прибора, стабилизатора линии прицеливания и возможности визуального обзора оператором воздушного пространства не удовлетворяет современным требованиям». Тем не менее комиссия порекомендовала принять комплекс на вооружение, видимо, руководствуясь старой пословицей «на безрыбье и рак рыба».

Официально АУ А-219 была принята на вооружение под индексом АК-306 приказом министра обороны № 0125 от 23.06.1980 г.

Серийное производство велось на Тульском машиностроительном заводе с 1978 года (по чертежам главного конструктора). К 1 января 1986 года ВМФ принял 125 АУ АК-306.

АК-306 устанавливались на артиллерийских катерах пр. 1238,1248,1249, транспортах пр. 1595, рейдовых тральщиках пр. 10750 и др.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий