Тактико-технические характеристики ЗСУ-23-4 Шилка
– Разработчик: КБП (ТКБ-507), ОКБ-357 (оптика), ОКБ-40 (шасси), ВНИИ «Сигнал» (приводы наведения)- Производитель: УМЗ, ММЗ (шасси), ГМЗ (АЗП-23 «Амур»), Туламашзавод (2А7), ЛОМО (оптика): МТЗ (ремонт и модернизация)- Годы производства: 1964—1982- Годы эксплуатации: с 1965- Количество выпущенных, шт.: около 6500
– Экипаж, чел.: 4
Вес ЗСУ-23-4 Шилка
– Боевая масса, т: 21
Габаритные размеры ЗСУ-23-4 Шилка
– Длина корпуса, мм: 6495- Ширина, мм: 3075- Высота, мм: 2644—3764- База, мм: 3828- Колея, мм: 2500- Клиренс, мм: 400
Бронирование ЗСУ-23-4 Шилка
– Тип брони: стальная катаная противопульная (9—15 мм)
Вооружение ЗСУ-23-4 Шилка
– Калибр и марка пушки: 4 × 23-мм АЗП-23 «Амур»- Тип пушки: нарезные малокалиберные автоматические пушки- Длина ствола, калибров: 82- Боекомплект пушки: 2000- Углы ВН, град.: −4…+85°- Углы ГН, град.: 360°- Дальность стрельбы, км: 0,2—2,5- Прицелы: оптический визир, РЛС РПК-2
Двигатель ЗСУ-23-4 Шилка
– Тип двигателя: В-6Р- Мощность двигателя, л. с.: 280
Скорость ЗСУ-23-4 Шилка
– Скорость по шоссе, км/ч: 50- Скорость по пересечённой местности, км/ч: до 30
– Запас хода по шоссе, км: 450- Запас хода по пересечённой местности, км: 300- Удельная мощность, л. с./т: 14,7- Тип подвески: индивидуальная торсионная
– Преодолеваемый подъём, град.: 30°- Преодолеваемая стенка, м: 0,7- Преодолеваемый ров, м: 2,5- Преодолеваемый брод, м: 1,0
Модернизации
После принятия «Шилки» в 1962 г. на вооружение конструкция и комплектация установки претерпели несколько модернизаций. В ходе первой (1968– 1969 гг.) улучшились условия в машине для расчета, повысилась надежностъ эксплуатации комплекса, а также был доведен до 450 ч ресурс газотурбинного агрегата. Комплектация пополнилась командирским прибором наведения. Модернизированная установка стала называться ЗСУ-23-4В.
В 1970–1971 гг. с целью повышения точности и эффективности стрельбы, а также увеличения надежности авто-сопровождения цели в условиях передвижения со скоростью до 40 км/ч модернизировали счетно-решающий прибор (СРП). Ресурс газотурбинного агрегата повысили до 600 ч. Новая установка получила наименование ЗСУ-23-4В1.
В 1971–1972 гг. конструкторы увеличили ресурс стволов с 3000 до 4500 выстрелов, газотурбинного агрегата — до 900 ч, улучшив параллельно надежность РЛС. Установка получила название ЗСУ-23-4М1.
На протяжении 1977–1978 гг. «Шилку» модификации ЗСУ-23-4МЗ оборудовали радиозапросчиком системы опознавания самолетов «свой — чужой».
В течение следующего года провели очередную модернизацию ЗСУ с целью более эффективного ее использования в горных условиях. Причиной тому послужили боевые действия в Афганистане. РПК с установки сняли, увеличив за счет этого боекомплект с 2000 до 3000 снарядов. На ЗСУ-23-4М2 установили аппаратуру ночного видения для стрельбы по наземным целям.
Позднее конструкция ЗСУ пополнилась радиолокационной и оптиколокационной системами управления огнем, телекодовой аппаратурой обмена информацией с командирским пунктом управления. Всю основную аппаратуру установки, включая радиолокатор, стали строить на основе современной элементной базы и цифровой обработки сигналов. Помимо этого были усовершенствованы главные узлы и механизмы базовой самоходки.
Благодаря модернизации системы управления огнем повысилась точность наведения вооружения и сопровождения цели. В итоге вероятность поражения воздушных целей увеличилась с 0,07–0,12 до 0,3–0,6. Если ранее расход снарядов на одну сбитую цель составлял 3300–5700 штук, то после модернизации он снизился до 300– 600 — по сути, на порядок.
Улучшения боевых качеств артиллерийской части удалось добиться также за счет повышения помехозащищенности РЛС от влияния пассивных помех и отражений, а также замены счетно-решающего прибора (СРП) на современную цифровую вычислительную систему (ЦВС), совмещенную с цифровой приборной следящей системой (ЦПСС) и силовыми приводами наведения вооружения.
Конструкция
Вооружение
Вооружение «Шилки» состоит из 23-мм счетверенной автоматической пушки АЗП-23 «Амур» (индекс её и башни — 2А10, автоматов пушки — 2А7, силовых приводов — 2Э2). Автомат 2А7 является модификацией автомата 2А14 буксируемой установки ЗУ-23 и дополнен кожухом с жидкостным принудительным охлаждением (200 л воды или антифриза) и электроспуском. Может вести огонь как из всех четырех автоматов, так и из пары или любого из четырёх. Боекомплект установки — 2000 выстрелов (у ЗСУ-23-4М2 — 3000 выстрелов). Темп стрельбы пушки — 3400 выстрелов в минуту .. Снаряды снаряжаются в ленты. Снаряжение ленты: на три осколочно-фугасных снаряда с трассёром или без (ОФЗТ/ОФЗ) один бронебойный зажигательный трассирующий (БЗТ), каждый 40-й с размеднителем. Антенна радиолокационно-приборного комплекса полностью стабилизирована, благодаря чему установка может вести эффективный огонь в движении. По азимуту и углу возвышения пушка наводится гидроприводами; также есть возможность наводить вручную, с помощью маховиков.
В состав установки входит радиолокационно-приборный комплекс орудийной наводки РПК-2, смонтированный в башне, дальность обнаружения цели — до 18 км. Также имеется аналоговый счётно-решающий прибор (СРП), который решает задачу встречи снаряда с целью.
Вероятность поражения целей комплексом вооружения ЗСУ-23-4 | |||||
Цель типа МиГ-17 со скоростью 250 м/с | |||||
Наклонная дальность, м | На высоте 200 м | На высоте 500 м | На высоте 1000 м | На высоте 1500 м | На высоте 2000 м |
500 | 0,28 | 0,35 | 0,39 | 0,39 | — |
Таблица бронепробиваемости для 2А7 при стрельбе снарядом БЗТ | ||||
Снаряд \ Расстояние, м | 500 | 1000 | 1500 | 2000 |
(угол встречи 90°, гомогенная броня) | 25 | 20 | 10 | — |
В разное время и в разных странах использовались различные методики определения бронепробиваемости. Как следствие, прямое сравнение с аналогичными данными других пушек/боеприпасов часто оказывается затруднённым. |
23-мм учебный снаряд
Режимы стрельбы
Антенна радара поднята в рабочее положение
Установка может стрелять по воздушным целям в автоматическом режиме — цель сопровождается комплексом по дальности и угловым координатам, счётно-решающий прибор (СРП) определяет необходимое упреждение, разрешает огонь при достижении целью дальности эффективной стрельбы и прекращает его при выходе цели из зоны поражения.
Имеется также полуавтоматический режим — наводчик совмещает перекрестие визира с целью, дальность определяет РЛС — всё остальное вычисляет автоматика.
ЗСУ-23-4 имеет пять режимов боевой работы:
- автоматический;
- полуавтоматический;
- по запомненным координатам;
- по ракурсным кольцам;
- по дистанционной шкале (наземные цели).
Средства наблюдения и связи
Радиоприборный комплекс РПК-2М:
- Радиолокационная станция 1РЛ33М2:
- выполнена на лампах;
- дальность обнаружения до 20 км, дальность автосопровождения до 15 км (цель типа МИГ-17);
- защита от пассивных и активных помех, режим изменения частоты «Вобуляция».
- Счётно-решающий прибор — решает задачу встречи цели и снаряда.
- Визирное устройство (визир-дублёр).
- Система стабилизации (гироазимутгоризонт).
- 5 режимов боевой работы:
- режим автоматического сопровождения воздушной цели;
- по угловым координатам воздушных целей от основного визира;
- по запомненным координатам движения воздушной цели;
- по ракурсным кольцам воздушных целей;
- стрельба по наземным целям.
Средства связи:
- Радиостанция Р-123М.
- Танковое переговорное устройство ТПУ-4.
Двигатель — дизель В6Р. Ёмкость двух топливных баков — 520 л. Запас хода без дозаправки топливом — 400 км. Вспомогательная силовая установка — газотурбинный двигатель мощностью 74 л. с., предназначен для обеспечения питанием электрооборудования РПК-2.
Описание конструкции
ЗСУ-23-4 «Шилка» имеет сварной корпус с противопульным и противоосколочным бронированием. Он разделен на три отсека: управления, расположенный в передней части машины, боевое отделение – находящееся в ее центре и силовой отсек – в кормовой части. На правом борту зенитной установки расположено три люка, через которые происходит демонтаж и обслуживание оборудования машины, а также вентиляция агрегатов.
В башне «Шилки» установлено счетверенное 23-мм орудие АЗП-23 «Амур», автоматика которого работает за счет отведения пороховых газов из канала ствола. Каждый ствол оснащен кожухом системы охлаждения и пламегасителем. Подача патрона — боковая, из звена ленты с перекосом патрона. Ленты находятся в патронных коробах. В башне расположены два короба, система для взведения зенитных автоматов – пневматическая.
Боекомплект «Шилки» состоит из двух типов 23-мм снарядов: бронебойных БЗТ и осколочных ОФЗТ. Бронебойные боеприпасы БЗТ не имеют взрывчатого вещества и содержат только зажигательный состав для трассирования. Снаряды ОФЗТ имеют взрыватель и самоликвидатор (время действия 5-10 секунд). В ленте на четыре патрона ОФЗТ идет один БЗТ.
Наведение производится с помощью гидравлических приводов, возможно и ручное наведение. Темп стрельбы – 3400 выстрелов в минуту.
В приборном отсеке башни находится радиолокационно-приборный комплекс, с помощью которого происходит поиск цели, ее сопровождение и высчитываются траектории снарядов и необходимое упреждение. Дальность обнаружения воздушных объектов – 18 км.
Зенитный комплекс «Шилка» может вести огонь по воздушным целям в нескольких режимах:
в автоматическом;в полуавтоматическом;по ракурсным кольцам;по запомненным координатам;по наземным целям.
Автоматический режим стрельбы считается основным.
Радиолокационно-приборный комплекс состоит из следующих элементов:
ламповой РЛС 1РЛ33М2;аналогового счётно-решающего прибора;визирного устройства;системы стабилизации.
Боевая машина оснащена радиостанцией Р-123М и переговорным устройством ТПУ-4.
ЗСУ-23-4 «Шилка» оборудована дизельным двигателем В6Р. Он имеет шесть цилиндров, жидкостное охлаждение и максимальную мощность 206 кВт. Машина имеет два алюминиевых топливных бака с общим объемом 515 литров. Этого хватало до 400 км хода. Дополнительная установка предназначается для питания бортовой электроники.
Ходовая часть машины состоит из двух ведущих колес, двух направляющих колес и двенадцати опорных катков с обрезиненными ободами. Подвеска – независимая торсионная.
Защита экипажа от ОМП происходит за счет создания в боевом отделении избыточного давления и очистки воздуха.
Модернизация зенитного комплекса «Шилка» шла по пути улучшения ее способности обнаруживать воздушные цели, а также увеличения защищенности комплекса. Еще в середине 70-х годов для управления стрельбой зенитных установок на полковом уровне был создан комплекс «Овод-М-СВ». В его состав входила РЛС «Лук-23» и автоматизированная система управления огнем.
В 1999 году широкой общественности была представлена модификация «Шилки», на башне которой были дополнительно установлены ПЗРК «Игла».
Конструкция установки
Опытные образцы еще во время создания модели делались на шасси самоходных установок АСУ-85 и экспериментальных СУ-100П. Корпус сварной, хорошо защищал от пуль и осколков. Конструкция разделена на три части.
В корме расположен дизельный силовой агрегат, в середине боевая часть, а в головной отсек управления.
Справа на борту расположены в ряд 3 прямоугольных люка. Благодаря им возможен доступ к техническим узлам в машине их ремонт и замена. Обслуживание осуществляет экипаж из 4х человек. Кроме привычных – механика-водителя и командира сюда входят оператор дальности и старший радиоприемного корпуса.
Башня машины плоская и широкая, в центре которой расположены 4 ствола орудия АЗП-23 калибра 23 мм, названные по традиции всей линейки оружия – «Амур». Автоматика основана на принципе отвода пороховых газов. Стволы оснащены системой охлаждения и пламенегасителем.
Патроны подаются сбоку, ленточным способом, пневматика обеспечивает взведение зенитных автоматов. Башня имеет приборный отсек, с радиолокационным оборудованием, обеспечивающим поиск и захват целей в радиусе 18 километров. Наведение обеспечивается гидравликой или механическим способом.За минуту машина может сделать 3400 выстрелов.
- радиолокация осуществляется благодаря нескольким приборам;
- ламповой РЛС;
- визира;
- счетно-решающего прибора аналогового типа;
- системы стабилизации.
Связь обеспечивается радиостанцией Р-123М, внутри машины действует переговорное устройство ТПУ-4. Силовая установка является недостатком всей конструкции. Мотор обладает недостаточной мощностью для 19-ти тонной махины. Из-за этого «Шилка» обладает низкой маневренностью и скоростью.
Для смены некоторых узлов механикам приходилось разбирать половину силовой установки и сливать все технические жидкости.Ход обеспечивается как на большей части гусеничной техники, парой ведущих и парой направляющих колес.
Движение производится с помощью 12 обрезиненных катков. Подвеска независимая, торсионного типа. Топливные баки вмещают 515 литров дизельного топлива, которого хватает на 400 км.
О фонде
Благотворительный фонд призван помогать нуждающимся людям справиться с жизненными трудностями и социальными проблемами. Сегодня миллионы людей нуждаются в поддержке. И благотворительный фонд вступает эффективным инструментом для оказания социальной защиты и поддержке тех людей, кто в этом остро нуждается.
Благотворительный фонд зарегистрирован в Москве и свою деятельность ведет на основании Устава.
Программы благотворительного фонда предусматривают широкую направленность: от оказания материальной помощи, до предоставления юридической, психологической и других видов помощи.
Главным источником финансирования программ благотворительного фонда являются пожертвования, поступившие от частных и общественных благотворителей, за эффективное использование которых благотворительный фонд несет полную ответственность.
Уже сегодня, благодаря деятельности благотворительного фонда, многие подопечные благотворительного фонда смогли победить болезнь, смогли сделать шаг навстречу к полноценной жизни.
Принципы деятельности благотворительного фонда – независимость, открытость, эффективность и результативность. Воплощение в жизнь программ благотворительного фонда становится возможным благодаря слаженной работе команды профессионалов, состоящей из сотрудников и волонтеров благотворительного фонда.
Достоинства и недостатки
Одним из главных минусов зенитной установки «Шилка» является ее тяжелая, сложная и маломощная ходовая часть. Ее ремонт и обслуживание – дело сложное и трудоемкое. Чтобы добраться до некоторых ее узлов, необходимо демонтировать множество агрегатов, слить масло и охлаждающую жидкость. Мощность в 240 л. с., на которую способен двигатель «Шилки», недостаточна для ее веса, поэтому машина тихоходна и маломаневрена.
Кроме этого, в силовой установке и ходовой части машины допущены другие конструкционные ошибки и недоработки, результатом чего стали частые поломки зенитной установки.
РЛС «Шилки» имеет небольшой радиус действия и довольно капризна в настройке. Также следует добавить, что машина обеспечивала минимальный уровень комфорта для экипажа.
Однако все вышеперечисленные минусы нивелируются высочайшим уровнем надежности зенитных пушек комплекса. Если они правильно собраны и установлены, система охлаждения залита водой по нормам, то вероятность сбоя или выхода из строя во время стрельбы практически исключалась.
Даже сегодня «Шилка» может представлять серьезную опасность для самолетов и вертолетов противника, если, конечно же, они летят не слишком высоко.
Модернизированная зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4БМ «ШИЛКА»
04.11.2021
Модернизированная зенитная самоходная установка ЗСУ-23-4БМ «ШИЛКА» предназначена для ведения борьбы с низколетящими целями на дальностях до 2500 м и высотах до 1500 м, летящих со скоростями до 300 м/с, а также является эффективным средством борьбы с беспилотными летательными аппаратами, может вести огонь с места, с короткой остановки и в движении.
Особенности модернизации ЗСУ-23-4БМ «ШИЛКА»:
1. Вместо активного радиолокационного комплекса на базе радиолокационной станции сантиметрового диапазона 1РЛ-33 установлен пассивный круглосуточный оптико-электронный комплекс на базе оптико-электронной станции «СТРИЖ-М2», обеспечивающий пассивное обнаружение, сопровождение и идентификацию воздушных объектов, расчет упрежденной точки и выдачу команд на силовой привод для наведения АЗП-23 в нее.
2. Установлен комплекс средств автоматизации боевой работы расчета ЗСУ, представляющий собой автоматизированную систему, состоящую из автоматизированных рабочих мест командира, наводчика и оператора дальности, объединенных в локальную вычислительную сеть.
3. Установлена аппаратура навигации и ориентирования, обеспечивающая получение в автоматическом режиме координат точки нахождения ЗСУ, углов наклона ЗСУ, «галопирование» и «потаптывание», а также азимута АЗП-23 в пространстве.
4. В башне установлен кондиционер.
5. Доработана система электропитания ЗСУ с целью обеспечения работы аппаратуры только от сети постоянного тока.
6. Для наблюдения за местностью механиком-водителем при управлении ЗСУ установлена оптико-электронная система для водителя «PUMA DRIVER-SOFIA».
7. Обеспечен режим аварийной работы ЗСУ (до 15 мин.) от аккумуляторных батарей ГМ-575, включая работу приводов и пушки.
8. Силовой привод 2Э2 модернизирован для работы только от сети постоянного тока.
9. В состав ЗСУ включен возимый источник питания от промышленной сети.
10. С учетом модернизации уменьшен вес ЗСУ с 21 до 19 тонн.
Оптико-электронная станция (ОЭС) «СТРИЖ-М2» обеспечивает:
– поиск, захват и автоматическое сопровождение цели по угловым координатам;
– поиск, захват и автоматическое сопровождение цели по целеуказанию от вышестоящего командного пункта управления;
– поиск цели по целеуказанию с автоматизированного рабочего места командира;
– поиск и обнаружение воздушных, наземных и надводных целей в пассивном режиме;
– поиск цели в заданном секторе;
– поиск цели в круговую с постоянной скоростью на заданном угле места;
– пассивная оценка дальности до сопровождаемой цели;
– визуализация обстановки и служебной информации.
Тактико-технические характеристики ОЭС «СТРИЖ-М2»
Наименование параметра | Телевизионный канал | Тепловизионный канал |
Дальность круглосуточного обнаружения тактического истребителя, летящего на высоте 1000м, км | не менее 12 | не менее 10 |
Спектральный диапазон, мкм | 0,4 – 0,9 | 8 – 12 |
Угловые размеры широкого поля зрения, град | 9,0×12,0 | 9,0×12,0 |
3,0×4,0 | 3,0×4,0 | |
Питающее напряжение | ˜220В, 400Гц и +24В | |
Объем памяти обеспечивает | 8-ми часовой режим информационной записи | |
Диапазон рабочих температур, °С | от -40 до +50 |
История создания[править]
Первой массовой ЗСУ, созданной в СССР, стала ЗСУ-57-2, чьё серийное производство началось, по разным данным, в 1955 или 1957 году. Боевая эффективность этой установки, имевшей только ручную оптическую систему наведения, сравнительно невысокую скорострельность и малую скорость наведения, против скоростных реактивных самолётов, действовавших на малых высотах, оказалась крайне мала. Поэтому практически сразу после запуска в производство ЗСУ-57-2 постановлением Совета Министров СССР от 17 апреля 1957 года была начата разработка двух новых скорострельных ЗСУ с радиолокационными автоматическими системами наведения: ЗСУ-37-2 “Енисей” со спаренной 37-мм артиллерийской установкой 500П, и ЗСУ-23-4 “Шилка” со счетверённой 23-мм артиллерийской установкой 2А7. Обе установки получили названия в честь сибирских рек — Енисея и Шилки. Помимо артиллерийской группы эти установки отличались используемым шасси и радиолокационной системой наведения. “Енисей” использовал РПК “Байкал” и шасси опытной САУ СУ-100П, тогда как “Шилка” использовала РПК “Тобол” и шасси на основе САУ АСУ-85. Формально установки создавались для различных задач: “Шилка” предназначалась для обеспечения ПВО мотострелковых частей, “Енисей” должен был обеспечивать ПВО бронетанковых войск.
Прототипы обеих ЗСУ были закончены в декабре 1960 года, заводские и государственные испытания их продолжались до октября 1961 года, ЗСУ “Шилка” принята на вооружение 5 сентября 1962 года постановлением Совета Министров СССР № 925-401. В заключении государственной комиссии, проводившей испытания, отмечалось, что “Шилка” в 1,5 – 2 раза превосходит “Енисей” по эффективности стрельбы по скоростным целям на высотах в 200 – 500 м, зато последний обладает намного большей предельной высотой эффективной стрельбы — до 3000 м против 1500 м у “Шилки”. При этом “Енисей” имел бо́льшую массу — 28 тонн, против 19 у “Шилки”, однако по стоимости обе установки были примерно одинаковы. Комиссией были рекомендованы к принятию на вооружение обе установки, так как ни одна из них не имела решающих преимуществ, но в итоге на вооружение постановлением Совета Министров СССР от 5 сентября 1962 года была принята только “Шилка”, а дальнейшие работы по “Енисею” были прекращены.
«Шилка» в боевых действиях
Впервые зенитная установка приняла участие в боях на территории Вьетнама. Новая система стала неприятным сюрпризом для американских летчиков. Высокая плотность огня и разрывающиеся в воздухе боеприпасы делали практически невозможным уйти от обстрела «Шилок».
Активное участие приняли новые системы в череде арабо-израильских войн. Только во время конфликта 1973 года египетские и сирийские машины сбили 27 «Скайхоков» ВВС Цахала. В поисках тактического решения проблемы обстрела «Шилками», израильские пилоты уходили на большую высоту, но там они попадали в зону поражения ракет.
По уставу, машины должны сопровождать колонны на расстоянии примерно 400 метров от других машин. Война в горах внесла свои коррективы в тактику. Авиации у мождхедов не было, поэтому за небо экипажи не переживали. При нападении на колонны же «Шилки» играли роль одного из главных сдерживающих факторов.
Благодаря 4-м 23-мм стволам «Шилка» стала лучшим помощником пехоты при неожиданных нападениях. Плотность и эффективность огня тут же перечеркнули все недостатки ходовой части. Пехота молилась на ЗСУ. Угол стволов позволял стрелять почти вертикально, а мощный патрон не считался с укреплениями типа глиняных стен в кишлаках. Очередь «Шилки» превращала моджахеда вместе с укрытием в однородную массу. За эти качества «духи» прозвали советскую ЗСУ «шайтан-арбой», в переводе чертова телега.
Но главной задачей все же было прикрытие с воздуха. Добытые американцами образцы «Шилок» были всесторонне изучены, в результате появились самолеты с бронезащитой посолиднее. Для борьбы с ними советские конструкторы в 1980-х проводят глубокую модернизацию рассматриваемой ЗСУ. Просто сменить орудия на более мощные было недостаточно, пришлось заменять многие важные составляющие конструкции. Так родилась «Тунгуска», верой и правдой служащая в армии по сей день.
После появления новых машин «Шилку» не забыли. 39 стран поставили ее на вооружение.
Бывало, что «Шилки» оказывались по разные стороны баррикад, воюя друг с другом.
Для советских военных появление «Шилок» стало настоящей революцией. Развертывание традиционных батарей часто наводило тоску и ужас на офицеров и солдат из-за многочисленных действий, необходимых для грамотной защиты неба. Новая ЗСУ позволила защищать воздушное пространство на ходу, с минимальной предварительной подготовкой. Высокие характеристики, актуальные даже по современным меркам, сделали машину легендой, едва ли не сразу после рождения.
Модификации машины
Новые технологии, долгая эксплуатация и несколько случаев захвата странами НАТО и их союзниками образцов подготовили почву для модернизации машины. Самые известные и массовые машины, ведущие родословную от «Шилки»:
- ЗСУ-23-4В, модернизация, повысившая надежность установки и увеличившая на 150 часов ресурс газотурбинного аппарата;
- ЗСУ-23-4В1, модернизация предыдущей машины, увеличившая точность стрельбы и надежность сопровождения цели на ходу;
- ЗСУ-23-4М1, улучшена надежность стволов, РЛС и общая стабильность работы машины;
- ЗСУ-23-4М2, модернизация для боев в горах Афганистана, снято оборудование для борьбы с авиацией, добавлено бронирование и боекомплект;
- ЗСУ-23-4М3 «Бирюза», получившая систему распознавания «свой-чужой» под названием «Луч»;
- ЗСУ-23-4М4 «Шилка-М4», глубокая модернизация, в результате которой была заменена почти вся электронная начинка на новые разработки, были добавлены новые системы для более эффективного применения;
- ЗСУ-23-4М5 «Шилка-М5», получившая новую электронную систему управления огнем.
Имелись и модернизации машины для пуска управляемых ракет. Поскольку «Шилка» может сбивать летательные аппараты на небольшой высоте, ракетные модели исправляли эту особенность.
Используемые ракеты на таких моделях — «Куб» и его модификации.
5. Тактика
В наступлении «Шилки» обеспечивают зенитное прикрытие, двигаясь позади танков на расстоянии около 400 м.
На дистанциях превышающих 2500 м стрельба по воздушным целям малоэффективна и разрешается только для самообороны. На то, чтобы пролететь 3000 м, 23-мм снарядам «Шилки» требуется 6 секунд.
5.1. Противодействие
Вертолёты, вооружённые противотанковыми управляемыми ракетами «Тоу» (англ. TOW), дальность пуска которых может превышать 3 км, могут поражать «Шилку» с небольшим риском для себя, так как на удалении превышающем 2500 м вероятность поражения воздушной цели у «Шилки» составляет не более 10 %.