Носители
Ракетами серии «Калибр-НК» и «Калибр-ПЛ» оборудуются следующие корабли иностранных и российских флотов
- Фрегаты проекта 22350;
- Фрегаты проекта 11356;
- Фрегаты типа «Тальвар»;
- Фрегаты типа «Шивалик»;
- Корветы проекта 20385;
- Ракетные корабли проекта 11661 (в зависимости от модификации);
- Малые ракетные корабли проекта 21631;
- Малые ракетные корабли проекта 22800;
- Патрульные корабли проекта 22160 (в зависимости от модификации);
- Подводные лодки проекта 955 «Борей» (в качестве неосновного вооружения);
- Подводные лодки проекта 885 «Ясень»;
- Подводные лодки проекта 636 «Варшавянка»;
- Подводные лодки проекта 677.
По словам Виктора Чиркова, бывшего главнокомандующего ВМФ в скором будущем большинство кораблей ВМФ России советской постройки, в том числе и крейсер проекта 1144, эсминцы проекта 956 и противолодочные корабли проекта 1155, после модернизации, получили на вооружение ракетные комплексы с ракетами Оникс и Калибр.
В последние годы создано, сдано или сдается в эксплуатации ПО и средства загрузки для ракетных комплексов 3К14, 3М55, 9К, 3К96 и для малогабаритного торпедного комплекса «Пакет», находящихся на современных кораблях ВМФ РФ. Семейство вертикальных ПУ надводных кораблей типа 3С14 обеспечивает размещение на НК проектов 1161К, 21631, 11356М изделия комплекса 3К14, а на НК проектов 22350, 20385, 11442М, к тому же еще и изделий комплексов 3М55 и 9К ОКБ. КБСМ является создателем и поставщиком серийно изготавливаемых транспортно-пусковых стаканов из композиционных материалов, имеющих разрушаемую крышку для изделий комплекс 9К и 3К14. Для загрузки изделий указанных комплектов в ПУ НК разработаны комплексы средств погрузки типа СМ-456.
Вряд ли неприменимость ПКРК «Оникс» в некоторых УКСК как-то связана с размерами боеприпасов, так как 3М14 и 3М55 имеют приблизительно одинаковую длину (по некоторой информации около 8,1 и 8,6 метров). Вероятней всего боевой комплект 3С14 за счет системы управления урезается искусственно. Особенно нелепо это выглядит с 20385 (с «Ониксом») и 11356 (без «Оникса).
Операторы
- Россия.
- Китай.
- Индия.
Ракетный комплекс «Точка-У» – видео боевых стрельб
https://youtube.com/watch?v=sFRxqwxRjfY
Разработка дивизионного ракетного комплекса “Точка” была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года. Головным исполнителем по теме было назначено Коломенское КБ машиностроения, а главным конструктором С.П. Непобедимый. Система управления ракеты была разработана в ЦНИИ АГ. Пусковая установка была спроектирована и серийно производилась ПО «Баррикады» в г. Волгограде. Серийное производство ракет вел Воткинский машиностроительный завод. Шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающих машин изготавливались в Брянске.
Два первых пуска управляемых ракет “Точка” были произведены в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний. Серийное производство ракеты было начато в 1973 году, хотя официально комплекс был принят на вооружение в 1976 году. Комплекс «Точка» имел дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее круговое отклонение 250 м.В апреле 1971 года началась разработка модификации “Точка-Р”, с пассивной системой самонаведения на радиоизлучающие цели (РЛС, радиостанции и т.д.). Система наведения обеспечивала дальность захвата цели на расстоянии не менее 15 км. Предполагалось, что точность наведения «Точки-Р» на непрерывно работающую цель не превышает 45 м, а район поражения составляет свыше двух гектаров.В 1989 году на вооружение принимается модифицированный комплекс 9К79-1 “Точка-У”. Основным отличием его является большая дальность и точность стрельбы.На западе комплекс получил обозначение SS-21 ” Scarab”.
Состав ракетного комплекса «Точка-У» 9К79 (9К79-1):Ракеты:
9М79Б с ядерной боевой частью АА-60 мощностью 10 кт 9М79Б1 с ядерной боевой частью особой важности АА-86 9М79Б2 с ядерной боевой частью АА-92 9М79Ф с осколочно-фугасной боевой частью сосредоточенного действия 9Н123Ф (9М79-1Ф) 9М79К с кассетной боевой частью 9Н123К (9М79-1К) 9М79ФР с осколочно-фугасной БЧ и пассивной радиолокационной ГСН 9Н123Ф-Р (9М79-1ФР)
Пусковые установки:
- 9П129 (кроме ракеты 9М79Ф-Р) (9П129-1)
- 9П129М (9П129-1М)
- 9П129М-1
Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т218 (9Т218-1).Специальные транспортные средства:
- Транспортные машины 9Т238, 9Т222
- Машины хранилища – специальная бортовая машина типа НГ2В1 (НГ22В1)
Контейнеры:
- 9Я234 для ракетной части и ракет
- 9Я236 для боевой части
Аэродромно-складские тележки:
- 9Т127, 9Т133 для ракетной части
- 9Т114 для боевой части
Средства технического обслуживания и регламентных работ:
- автоматизированная контрольно-испытательная машина АКИМ 9В819 (9В819-1) для проведения
- регламентных работ с ракетной и боевой частями (кроме специальных БЧ).
- машина технического обслуживания МТО 9В844 – для проверки пультовой аппаратуры ПУ и АКИМ
- машина технического обслуживания МТО–4ОС предназначена для ремонта и обслуживания базовой части (четырехосных автомобилей).
- комплект арсенального оборудования 9Ф370 для проведения регламентных работ на базах и арсеналах.
Средства управления связи – командно-штабная машина Р-145БМ (Р-130, Р-111, Р-123).
Учебно-тренировочные средства:
- учебно-тренировочные ракеты 9М79Ф-УТ, 9М79К-УТ.
- учебно-тренировочная боевая часть – 9Н39-УТ, 9Н64-УТ.
- габаритно-весовой макет – 9М79-ГВМ.
- разрезной макет ракетной части 9М79.
- разрезной макет осколочно-фугасной боевой части сосредоточенного действия – 9Н123Ф-РМ.
- разрезной макет кассетной боевой части – 9Н123К-РМ.
Тренажеры:
- 9Ф625 – комплексный тренажер для тренировки расчетов ПУ.
- 2У43 – тренажер пульта управления механика-водителя пусковой установки.
- 2У420 – тренажер оператора.
- 2У41 – тренажер для тренировки правильности снятия отсчета с гирокомпаса 1Г17.
- 2У413 – тренажер-ракета 9М79Ф, взаимодействие элементов комплекса.
Кроме перечисленной техники, на вооружении технических подразделений находятся краны 9Т31М1 и обмывочно-нейтрализационные машины 8Т311М и др. техника.
Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 комплекса “Точка-У”
Кроме транспортной машины 9Т238 в состав комплекса так же входит транспортная машина 9Т222. Внешне они очень похожи и возможности по транспортировке у них идентичны. Обе являются активным автопоездом – т.е. мосты полуприцепа являются ведущими. Принципиальная разница между этими агрегатами в способе передачи крутящего момента от тягача к мостам полуприцепа – в одном случае передача гидравлическая, а в другом – механическаяОрганизационно комплекс входит в состав МСД или ТД, а также в отдельные бригады ( по 2-3 РДН), в дивизионе – 2-3 стартовые батареи, в батарее 2-3 пусковые установки. . Боевая работа проводится с ходу расчетом из 3-х человек в минимальные сроки. Благодаря наличию в ПУ системы топопривязки, прицеливания, средств связи, а также средств жизнеобеспечения при действиях на зараженной местности расчет ПУ может осуществлять пуски ракет из кабины.Ракетный комплекс 9К79 (9К79-1) может транспортироваться самолетами АН-22, ИЛ-76 и т.д. Ракеты, ракетные части и БЧ могут транспортироваться вертолетами типа МИ-6, В-12, МИ-8.
История создания
Предшественники
Проект 1135
Предшественником проекта считались корабли, СКР проект 1135 (шифр Буревестник) и БПК проект 1134А (шифр Беркут). Эти противолодочные корабли обладали хорошим вооружением и мореходными качествами. Действуя группой, решали универсальные задачи. Недостаток проектов в радиоэлектронном вооружении и малой дальности обнаружения.
Предпосылки к созданию
Проект 1134А
Появление более совершенных атомных подводных лодок вынудило ВМФ СССР, приступить к созданию противолодочных кораблей нового поколения. Следовало увеличить дальность обнаружения и уничтожения вероятного противника. Требовалось улучшить обитаемость и безопасность. Необходимо усилить защиту от ПКР. Также следовало усилить артиллерийское вооружение.
Зона интересов СССР расширялась, это требовало усиления морского присутствия. Создание нового проекта противолодочного корабля, для дальнего обнаружения и борьбы, становилось приоритетным. С появлением на флоте новых систем вооружения и радио-сопровождения, в начале 1970-х годов Северным ПКБ был получен заказ на проект БПК.
Многие наработки применили с предыдущих проектов. Идея использования за основу предыдущий проект 1135 (проект 1134А), который строился большой серией, позволила бы строить на старых стапелях. Однако требование флота разместить на корабле ГАК нового поколения, заставило отказаться от ограничений в размере.
Проектирование
Схема наружного вида БПК пр. 1155
В 1972 году Северное проектно-конструкторское бюро (Ленинград), под руководством Н.П. Соболева и В.П. Мишина, поступило техническое задание флота, проект большого противолодочного корабля нового поколения проект 1155.
Изначальное водоизмещение в 4000 т исключало установку ГАК «Полином» и двух вертолетов. Подкильный гидроакустический комплекс нового поколения, массой 800 т и длиной 30 м, потребовали новых обводов корпуса в носовой части.
Использование ферменной конструкции мачт с РЛС сократило общее количество надстроек. Кормовая часть приобрела новую форму с ангарами для вертолетов. Что позволило, в отличии от предыдущих проектов, базироваться на борту. Проектное водоизмещение возросло до 7000 т.
В следствии роста водоизмещения, увеличили мощность артиллерии. Установили две арт-установки АК-100 и АК-630 с большим боезапасом. Проектом предусматривалась установка новой РЛС СУАО МР-123-01.
Вместо ЗРК «Оса-М» установили многоканальный ЗРК «Кинжал», с управляемыми ракетами, в кормовой части и на полубаке. УРК-5 «Раструб-Б» разместили, взяв за основу проект 1134А, под ходовым мостиком. Оснастили системой оповещения лазерного наведения и комплексом космической связи «Прицеп-А».
На БПК проект 1155 установили газотурбинную силовую установку. Достоинством которой, является возможность быстро перейти в режим полной мощности за 10-15 минут. Имеют высокую удельную мощность при небольших габаритах, по сравнению с паротрубными установками. Два ГТА М9, более экономичные и удобные в эксплуатации. Для удобства замены агрегатов ГТД, газо-вывод идет от каждого эшелона в две дымовые трубы. Улучшен пост аварийного управления форсажными ГТД. Установлены новые системы пожаротушения и оповещения.
Все это привело к появлению универсального боевого корабля. В городе Калининград на ССЗ «Янтарь» соорудили новый стапель. 23 июля 1977 года заложен головной корабль «Удалой».
Состав комплекса
Ракето-торпеда
В состав комплекса УРК-5 входят:
- – крылатые ракеты 85РУ с самонаводящимися противолодочными торпедами УМГТ-1 в качестве боевых частей;
- – пусковые установки;
- – корабельная аппаратура пусковой автоматики;
- – средства наземного обслуживания.
Крылатая ракета 85РУ комплекса УРК-5 несет на пилоне боевую часть – малогабаритную (калибр 400 мм) противолодочную самонаводящуюся торпеду УМГТ-1. Применение в комплексе управляемой крылатой ракеты позволяет достичь высокую эффективность комплекса в сравнении с использованием баллистической ракеты аналогичного назначения. Для поражения надводных кораблей в ракете встроена тепловая головка самонаведения с дополнительным зарядом взрывчатки (вес 185 кг), который был расположен в гондоле ракеты.
Стартовый двигатель ракеты – твердотопливный 85РСД, маршевый – также твердотопливный 85РМД. Маршевый полёт ракеты использовался только на постоянной высоте. Планер изготовлен цельнометаллическим и нёс на себе моноплан со среднерасположенным крылом. На конце фюзеляжа располагался руль направления. Боевая часть в виде торпеды размещалась под корпусом ракеты, что позволяло уменьшить общую длину ракеты.
Для изготовления применялись в основном следующие материалы: АЛ-19, АМГ-6, АЛ-19Т, сталь 30ХГСА.
Устройство ракето-торпеды
Пусковая установка КТ-106 была взята с системы УРПК-3 «Метель» . Она представляла собой 4 контейнера с возможностью горизонтального наведения. Наличие горизонтального наведения позволяло исключить дополнительные маневрирования корабля при атаке и захвате цели. Углы горизонтальной наводки были ограниченными. В основном корабли оснащались только двумя такими пусковыми установками с четырьмя ракетами на каждой. Стрельба с установки производиться залпами по 2 ракеты или одиночными ракето-торпедами по данным собственных ГАС и внешних источников целеуказания – кораблей, вертолетов или гидроакустических буев на дальностях от 6 до 55 км.
Принцип действия комплекса был следующий. По команде системы управления на корабле торпеда в определённой расчетной точке отсоединяется от ракеты и спускается на парашюте. Следующим шагом является её постепенно заглубление. На протяжении которого она проводит циркуляционный поиск системой самонаведения, находит цель в поражаемом радиусе и атакует её.
Скорость торпеды УМГТ-1 (разработчик – НИИ “Гидроприбор”) – 41 узел, дальность хода 8 км, глубина хода 500 м, радиус реагирования системы самонаведения 1,5 км.
Ракета 9М723 комплекса «Искандер»
Твердотопливная, одноступенчатая с неотделяемой в полете головной частью. Ракета управляется на всей траектории полета с помощью аэродинамических и газодинамических рулей. Траектория полета 9М723 не баллистическая, а управляемая. Ракета постоянно меняет плоскость траектории. Особенно активно она маневрирует на участке своего разгона и подхода к цели — с перегрузкой от 20 до 30g. Для того чтобы перехватить ракету 9М723, противоракета должна двигаться по траектории с перегрузкой в два-три раза выше, а это практически невозможно. Большая часть траектории полёта ракеты, изготовленной по технологии ‘Стелс’ и имеющей малую отражающую поверхность, проходит на высоте 50 км, что также существенно уменьшает вероятность ее поражения противником. Эффект ‘невидимости’ достигается за счет совокупности конструктивных особенностей и обработки ракеты специальными покрытиями.
Непосредственно на цель ракета выводится c помощью инерциальной системы управления, а затем захватывается автономной корреляционно-экстремальной оптической головкой самонаведения (см.фото). Принцип действия системы самонаведения ОТР 9М723 состоит в том, что оптическая аппаратура формирует изображение местности в районе цели, которое сравнивается бортовым компьютером с введенным в ходе подготовки ракеты к пуску эталоном. Оптическая головка обладает повышенной устойчивостью к существующим средствам радиоэлектронной борьбы и позволяет производить успешные пуски ракет даже в безлунные ночи, когда нет дополнительной природной подсветки цели, поражая цель с погрешностью плюс-минус два метра. Подобную задачу, кроме «Искандера», не может решить ни одна тактическая система в мире. Кроме того, оптические системы не нуждаются в сигналах от космических радионавигационных систем, которая в кризисных случаях может быть выключена или выведена из строя радиопомехами. Комплексирование инерциального управления с аппаратурой спутниковой навигации и оптической ГСН позволяет создать ракету, поражающую заданную цель почти в любых мыслимых условиях. Головка самонаведения может быть использована также на баллистических и крылатых ракетах различных классов и типов.
Ракета может быть оснащена различными боевыми частями (всего 10 типов) в т.ч.:
- кассетной боевой частью с осколочными боевыми элементами неконтактного подрыва;
- кассетной боевой частью с кумулятивными осколочными боевыми элементами;
- кассетной боевой частью с самоприцеливающимися боевыми элементами;
- кассетной боевой частью объемно-детонирующего действия;
- осколочно-фугасной боевой частью (ОФБЧ);
- фугасно-зажигательной боевой частью;
- проникающей боевой частью (ПрБЧ).
Кассетная боевая часть обеспечивает раскрытие на высоте 0.9-1.4км с дальнейшим отделением и стабилизацией боевых элементов. Боевые элементы оснащены радиодатчиками, подрыв боевых элементов осуществляется на высоте 6-10м над целью.
Благодаря реализации терминальных методов управления и наведения, управления на всей траектории полета, широкому набору мощных боевых частей и обеспечению комплексирования бортовой СУ с различными системами коррекции и самонаведения, а также высокой вероятности выполнения боевой задачи в условиях активного противодействия противника типовые цели поражаются пуском всего 1-2 ракет РК «Искандер-Э», что по эффективности эквивалентно применению ядерного боеприпаса.
Оценка проекта
После вступления в строй первых кораблей проекта 1155 и накопления опыта их эксплуатации на одном из совещаний у Главкома ВМФ С. Г. Горшкова в 1983 году был поставлен вопрос о недостатках проекта 1155. Таковыми считалось отсутствие на корабле ПКР, слабое зенитное и артиллерийское вооружение.
По результатам рассмотрения Главком ВМФ С. Г. Горшков принял решение о разработке модификации корабля с усиленным артиллерийским и управляемым ракетным оружием. Главным конструктором нового проекта 1155.1 стал В. П. Мишин, заместителями были назначены его помощники по проекту 1155, позже заместителем был назначен И. М. Шрамко, главным наблюдающим — Н. А. Андреев.
При сохранении практически всех кораблестроительных элементов в новом проекте противолодочный ракетный комплекс «Раструб-Б» был заменён на противокорабельный «Москит», 533 мм торпедные аппараты — на универсальный противолодочный комплекс «Водопад», а две 100-мм артиллерийских установки АК-100 на одну 130-мм АК-130, реактивные бомбомётные установки РБУ-6000 — на ракетный комплекс противоторпедной защиты «Удав-1», 30-мм автоматы АК-630М — на ЗРАК «Кортик», а ГАК «Полином» — на ГАК «Звезда-2».
Для повышения мореходности, улучшения условий использования вооружения и комфортности экипажа на БПК проекта 11551 впервые установили успокоитель качки с неубирающимися рулями. По сравнению с ранее применявшимися успокоителями с выдвижными рулями, новый успокоитель стал занимать значительно меньшие объёмы, и был изготовлен в виде единого агрегата.
Сравнительная оценка по совокупности решаемых противолодочных, противоторпедных, ПРО-ПВО и противокорабельных задач БПК проекта 1155.1 и корабля проекта 1155 показывает, что БПК проекта 1155.1 превосходит своего предшественника в 1,3-1,4 раза и, по существу, является прототипом для перспективных многоцелевых кораблей охранения. Заложенные в нём инженерные решения и высокий модернизационный потенциал могут быть базовыми для создания новых (в том числе экспортных) вариантов, максимально учитывающих требования заказчика. В составе ВМФ России находится только один корабль этого проекта — «Адмирал Чабаненко».
Сейчас это основные российские корабли дальней морской зоны — именно их отправляют в Аденский залив на борьбу с сомалийскими пиратами, которую Россия активно ведёт с 2008 года.
Как рассказал «Известиям» источник в главном штабе ВМФ, 30-летние БПК оснастят современными пушками А-192 «Армат», ракетами «Калибр», «Циркон» и новейшим комплексом ПВО и ПРО с ракетами от С-400 «Редут».
— Благодаря такой переделке БПК станут фактически эсминцами и смогут уничтожать не только подводные лодки, но и надводные корабли, самолёты, ракеты и наземные объекты. То есть станут универсальными боевыми кораблями, — пояснил собеседник издания.
По его словам, модернизация БПК 1155, по предварительным расчётам, обойдется в 2 млрд рублей за каждый корабль, тогда как стоимость строительства нового эсминца сравнимого уровня начинается от 30 млрд рублей.
Адмирал в отставке Владимир Захаров пояснил «Известиям», что модернизация БПК 1155 позволит за короткий срок получить корабль, отвечающий всем насущным требованиям флота.
— Новый эсминец дальней морской зоны, который сможет заменить «Удалых», появится не раньше 2020 года. Новых кораблей такого водоизмещения, как БПК 1155, пока ещё даже нет в проекте. А из современных кораблей такие функции, как у него, есть только у фрегатов проекта . Но они почти в два раза меньше, поэтому менее автономны — не могут отплывать далеко от базы — и несут меньше вооружения, — пояснил Захаров.
Противолодочные корабли проекта “Удалой” станут ударными
В этом году процесс модернизации должны завершить большие противолодочные корабли проекта «Удалой». В ходе модификации БПК должны получить новые виды вооружения, которые превратят корабли в ударные.
Большие противолодочные корабли проекта 1155 «Удалой» проходят модернизацию, которая должна быть завершена до конца 2019 года. На данный момент БПК этой конструкции обладают хорошими ходовыми и мореходными качествами, однако, в силу того, что изначально строились как специализированные противолодочные корабли, не получили полноценного вооружения для эффективной борьбы с противокорабельными ракетами и авиацией противника. Грядущая модернизация должна исправить эту ситуацию.
Первый модернизированный БПК передадут в ближайшее время
Первый корабль с новым оборудованием, «Маршал Шапошников», уже готовится к передаче Военно-морскому флоту. По информации «Известий», которые ссылаются на Главкомат ВМФ, на модернизированных кораблях будет обновлен противолодочный комплекс – в частности, установлена новая гидроаккустическая станция. Также флот планирует установить новые пусковые установки для крылатых ракет «Калибр» и Х-35, а также новую элементную базу для систем ПВО.
На данный момент в рамках проекта 1155 «Удалой» было построено 12 БПК, на данный момент в составе флота их 8. Многие из них находятся в строю 35 и более лет. Слабое бортовое вооружение этих БПК связано с тем, что на момент проектирования габаритное бортовое оборудование не позволяло создать полностью универсальный корабль. Функции было решено разделить между эсминцами проекта 956 «Современный» и кораблями проекта «Удалой».
Одни из самых надежных кораблей ВМФ
В тоже время, новая газотурбинная установка давала кораблю преимущества перед кораблями с котлотурбинными установками. На данный момент на «Удалых» установлены противолодочный ракетный комплекс «Раструб-Б» (он способен наносить удар и по наводным целям). Кроме того, на кораблях имеется ЗРК ближней зоны, и несколько видов артиллерийских орудий — 100-мм, 45-мм и 30-мм орудия. Также на корабле имеются ангары для двух противолодочных вертолетов Ка-27.
Корабли этой серии считаются одними из самых надежных и неприхотливых в российском флоте, они участвовали во множестве боевых и миротворческих операций. В частности, «Маршал Шапошников» прославился в мае 2010-го, после того как его экипаж штурмом взял захваченный пиратами танкер «Московский университет».
Модернизация сделает из специализированных кораблей ударные
Модернизация позволит превратить одни из самых ходовых кораблей российского флота из универсальных в многофункциональные. Крылатые ракеты «Калибр» дадут «Удалым» возможность наносить удары по целям, расположенным в более чем 1,4 тыс. км от точки пуска. А дозвуковые маловысотные противокорабельные ракеты Х-35 помогут уничтожать корабли противника водоизмещением до 5000 тонн на расстоянии до 260 км.