Кто может стать универсальным специалистом
Человека с потенциалом универсального специалиста можно распознать по энергии, интересу к новому, разноплановости интересов и гибкости мышления. С помощью этих качеств он быстрее других обучается новому: активно потребляет знания и приобретает нужные навыки, налаживает межличностные связи, критически мыслит и задает много вопросов.
Такие сотрудники чаще всего больше других интересуются дополнительным обучением и возможностями расширить свой потенциал, активно коммуницируют, спорят и предлагают решения.
У таких людей есть преимущества в команде, поскольку потенциально универсальные сотрудники хорошо понимают задачи коллег из смежных областей и продуктивнее со всеми сотрудничают.
Они могут вместе трудиться над одним проектом, выполняя смежные функциональные задачи и помогая коллегам. Еще как правило, у универсалов пестрая биография. В резюме может быть указаны несколько увлечений, учебных заведений и разноплановый опыт помимо основного занятия.
Узкий и широкий смысл
Знание отдельного человека или группы людей – это владение информацией, которая проверена тем или иным способом и дает возможность решать какие-либо практические задачи. Знанию противопоставляется незнание (то есть дефицит проверенных сведений о чем-либо), а также и вера.
Такое понятие о знании является более упрощенным, более узким толкованием знания. Если говорить о более широкой, философской интерпретации, то, согласно ей, знание является образом реальности субъекта, существующим в виде понятий и представлений. Широкий подход к пониманию знания делает его ближе, приравнивает к понятию информации. А это приводит к постановке сложного вопроса о видах знания, таких как:
- Истинное и ложное (дезинформация).
- Обыденное.
- Знание, понимаемое как мнение.
- Знание в виде оценки.
- В виде подражания.
Как правило, знание фиксируют, придают ему объективность, выражают с помощью языковой или другой знаковой системы или формы. Но исходя из того, что понимать под знанием, возможен и вариант утверждения, что оно также может фиксироваться в чувственных образах, получаться через непосредственное восприятие.
Компетентность в образовании
Как и любая другая сфера деятельности, образование претерпевает постоянные изменения. Это связывается с тем, что ежегодно общество требует новых специалистов, расширяет возможности. Государство контролирует процесс обучения и тоже влияет на его структуру. В связи с этим педагоги должны подстраиваться под нововведения или коррекции в образовании.
Компетентность педагога в такой ситуации принесёт успех. Умение подстраиваться под изменения, разрабатывать план обучения и достигать с его помощью нужных результатов – бесспорный признак компетентности. Конечно, существует и ряд мероприятий, направленных на повышение компетентности педагогов: курсы повышения квалификации, аттестации, педсоветы, семинары, конференции, а также личное саморазвитие. Благодаря всем этим составляющим ученики могут рассчитывать на получение качественного образования и успешное становление личности.
Презентация: “Концепции современного естествознания”
Прикладные науки
Они занимаются тем, что внедряют знания, полученные в результате развития других направлений науки, в практическую деятельность человека. Основными направлениями прикладных наук являются медицинские, технологические и социальные.
Фундаментальные науки
Это направления науки, разрабатывающие теоретические концепции и осуществляющие поиск закономерностей. Эти закономерности ответственны за такие основные характеристики мироздания, как его структура, состав, форма и условия протекания в нем процессов. Фундаментальные науки очень многообразны. Для упрощения ориентировки человека в предметах изучения тех или иных исследований, фундаментальные науки поделены на три основные подкатегории:
- гуманитарные;
- естественные;
- математические.
Одной из основных задач науки является разработка математических доказательств того или иного процесса, который входит в предмет научного исследования. В этом плане математические науки сами по себе не занимаются исследованиями окружающей действительности. Они разрабатывают математический инструментарий, который позволяет всем остальным наукам пользоваться наработками математиков для подтверждения научной достоверности гипотез и теорий.
Многообразие форм
Процесс познания не ограничивается только научной сферой. Знание в различных его формах присутствует и за рамками науки. При этом всем формам общественного сознания присущи специфические, характерные только для них формы знания. Здесь имеются в виду, например, такие виды сознания, как наука, философия, политика, религия, мифология.
Кроме этого, различаются еще и формы знаний, которые имеют такие основы, как понятийная, символическая, художественно-образцовая.
К первым в истории формам знания относится игровое познание. Оно построено на правилах и целях, которые условно принимаются участниками действия. Эта форма дает возможность возвыситься над повседневной жизнью, не задумываться о получении выгоды, вести себя свободно, насколько это позволяют нормы, установленные в игре. При этом допускается обман партнеров и утаивание истины.
Данный вид познания окружающего мира носит характер обучающе-развивающего. В процессе его осуществления выявляются возможности и способности человека, раздвигаются психологические границы при общении.
Во благо обществу
Исходя из всех перечисленных ситуаций, можно сделать вывод: компетентность – это важнейший фактор, влияющий на качество работы и её результаты. Во всех сферах деятельности всегда будут ценны сотрудники, обладающие данным качеством. Их будут ставить в пример, учиться у них, прислушиваться к их советам и рекомендациям. Многие профессионалы своего дела годами трудились для этого, тратили огромное количество времени и собственных сил.
Такие люди быстро принимают решения, находят выход из любых ситуаций, решают сложнейшие задачи, которыми перед ними ставятся. Для достижения такой высокой планки потребуется также немало терпения и выдержки. Общество всегда будет нуждаться в подобных рабочих кадрах и именно поэтому будет создавать новые учреждения для их получения. Самое главное – пусть это будет во благо обществу, во благо стране.
Компетентность руководителя
Следует понимать, что критерии компетентности различаются для работников разных сфер, но не столько в определениях, сколько в индивидуальных особенностях профессии. Сотрудник должен иметь знания о приемах и принципах, конкретных стандартах, целях и задачах, а также знания об использовании конкретных методов воздействия на рабочий процесс. Если человек занимает руководящую должность, его знания и набор навыков должны быть намного обширнее, чем у его подчиненных.
Если простому сотруднику предстоит разобраться в своих обязанностях и найти способы их выполнения, то руководителю предстоит пройти через обширный список задач. В его компетенцию входит подбор персонала, умение поддерживать дисциплину в коллективе и координировать рабочий процесс, отстаивать интересы компании и бизнеса. На руководящих должностях уровень ответственности намного выше, поэтому очень важную роль играют личностные качества человека, уровень его стрессоустойчивости и степень взаимодействия с другими людьми.
Истинное знание
Как указано выше, в одном из значений слово «знание» – это итог такого вида человеческой деятельности, как познание мира. Как правило, под знанием подразумевается лишь такой результат познания, которому присуща неизменная истинность. Этот результат должен быть обоснован либо фактически, либо логически и подразумевает проверку чувствами или практикой.
Таким образом, при рассуждении о знаниях чаще всего имеются в виду знания, являющиеся истинными. Истинным знанием считается правильное отражение окружающей действительности в мышлении конкретного человека или в общественном мышлении. То есть оно является идеей, описанием или же сообщением о том, что существует на самом деле.
Получение истинных знаний, представлений о глубинной структуре явлений и предметов, об их значимых взаимосвязях является целью науки, для осуществления которой она применяет научные методы.
Плюсы компетентности
Компетентность работника играет очень важную роль во многих отношениях. Конечно, компетентный работник всегда ценится выше тех, кто не обладает такими навыками. Однако можно получить не только признание и уважение к своей личности, но и финансовое вознаграждение, которое иногда становится отличным способом мотивировать себя. В современном обществе сложно прожить на небольшой доход, сложно позволить себе какие-то дорогие вещи или услуги. И уж точно никто не хочет отказываться от хорошей жизни, поэтому люди сознательно и добровольно стараются совершенствовать свои знания и навыки.
Оценка компетентности сотрудника определяется с помощью множества методов и осуществляется специалистом по кадрам или руководителем конкретного отдела. Компетентность сотрудника часто заметна даже без специальных тестов или проверок. Опытный представитель службы подбора персонала может достаточно легко определить необходимые склонности человека еще на начальных этапах устройства сотрудника.
↑ Научное познание. Особенности научного познания
Наука направлена на изучение окружающего мира, действительности, исследование природных процессов и явлений, выявление закономерностей. Целью научного познания является объективная истина, те. истина, которая не зависит от интересов и воли познающего.
Научное познание— особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания:
- стремление к получению достоверных знаний;
- строгая доказанность научных фактов;
- рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
- проверяемость;
- большая система научных знаний, которая изложена в определенных терминах, понятиях, теориях и гипотезах;
- отражение существенных свойства и объективных законов;
- формирование в ходе профессиональной деятельности ученых, осуществляемой с помощью специфических методов;
- использование специальных материальных средств, таких как приборы, инструменты и другое научное оборудование.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире – будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Когда виден профессионал своего дела
Любой ученик может назвать учителя, которого он помнит. Кого-то вы охарактеризуете как профессионала своего дела, кем-то будете недовольны. От чего это могло зависеть? Студенты рассматривают компетенцию учителя со своей точки зрения, и каждый дает свое объяснение этого термина. Однако конечным результатом являются именно знания, полученные в ходе обучения, образовательный процесс, его результаты.
Очень часто встречаются дети, которые изначально не поняли или не восприняли какой-то учебный предмет, но со временем выучили его и стали хорошо понимать. В этом случае стоит упомянуть об индивидуальном подходе преподавателя. Значит, он смог создать ту среду и тот план тренировок, которые дали такой результат. Это огромная работа, требующая как профессиональных навыков и времени, так и личной настойчивости мастера. Без сомнения, такого преподавателя можно назвать профессионалом своего дела.
Поддержка уровня компетентности
Каким же образом развивать компетентность? Как применять свои знания с учётом постоянных изменений в трудовой деятельности? Уровень компетентности поддерживается не только исходя из личностных качеств и стремлений работника, но и с помощью службы персонала. В нынешнее время всё больше фирм и компаний создают дополнительные службы для решения многих важных задач.
Служба персонала, в свою очередь, не только раскрывает широкий спектр мотиваций, но и проводит различные бизнес-тренинги, информирует о нововведениях или изменениях в конкретной сфере деятельности. Естественно, что для каждого работника той или иной должности нужны индивидуальные подходы. Информация предоставляется и обсуждается отдельными блоками для определённой группы работников. Простой пример: бухгалтеру не станут рассказывать о том, как правильно отмыть территорию офиса, а уборщице не станут сообщать о том, как пользоваться программой 1С.
Чем универсалы полезны компании
Привлекательнее для внутреннего рекрутинга
Многопрофильный сотрудник привлекательнее для внутреннего рекрутинга — это крепкий костяк кадрового резерва.
Во времена организационных изменений универсала можно оперативно «перебросить» на приоритетный для компании проект, сэкономив на рекрутинге и адаптации новичков. Он быстрее включится в работу там, где функции провисают больше всего.
Например, вместо технической экспертизы качества услуг временно привлекать новых заказчиков, чтобы помочь компании удержаться на рынке.
Легкое и продуктивное сотрудничество
Еще один плюс универсального специалиста — более легкое и продуктивное сотрудничество с коллегами разных специализаций.
Это значит, что поводов для недопонимания, конфликтов и противостояний станет заметно меньше. Ведь обладая широким спектром знаний, можно быстрее выстроить грамотное взаимодействие и добиться лучших результатов.
Например, HR с юридическими знаниями точнее поставит задачу юристам и примет готовую работу.
Минимизация риска профессионального выгорания
Третий плюс универсальности — минимизация риска профессионального выгорания.
Узкая специализация, напротив, часто приводит к ощущению однообразия и рутины, когда у сотрудника падает концентрация, вовлеченность и удовлетворенность. Развитие смежных навыков позволяет переключаться с основной специализации на другие области, поддерживая мотивацию к деятельности.
В целом мастера на все руки держат на себе целые отделы и даже компании. При этом они получают более высокую зарплату по рынку, а значит, по-настоящему вовлечены в процессы и ценят компанию, в которой работают.
Например, компания планирует открывать новые магазины, расширять продуктовую линейку или выходить в новые каналы продаж: развивать маркетплейс, стриминговые продажи или доставку.
Опытных, глубоко интегрированных в контекст компании сотрудников удобно расставлять на самые ответственные позиции, не тратя время и средства на срочный наем и обучение.
Сегодня большинство стартапов в России открывается и выходит на проектную мощность за счет универсальных специалистов-энтузиастов.
Передача опыта
Каким же образом можно судить о компетентности человека? Как понять, что он вообще компетентен в определённой сфере деятельности? Это довольно просто. Компетентность – определение, которое доказывается с помощью результатов, достигающихся человеком. К его мнению прислушиваются при решении важных вопросов, с ним советуются, у него учатся. Но достигались эти результаты не быстро, много времени уходит на данный процесс. И, как правило, любой человек сначала не силён в знаниях той или иной деятельности, но он приложил массу усилий, времени и сил для достижения своих целей.
Не стоит пренебрегать рекомендациями такой личности, зачастую подобный способ помогает узнать и понять очень многое в работе. Это своеобразный процесс передачи опыта от одного лица к другому. Опять же, необходимо не только воспринимать чужие знания, но и самостоятельно изучать специфические особенности деятельности, в которой хочется добиться профессионализма.
↑ Уровни и формы научного познания
Научное познание также состоит из двух уровней – эмпирического и теоретического, которые в своей основе зависят от научных фактов.
Эмпирический или практический уровень (выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей).
Формы научного познания:
- Научный факт;
- Эмпирический закон.
Научный факт (от лат. — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Теоретический уровень (выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых внутренних связей и отношений)
Формы научного познания:
- Проблема
- Гипотеза
- Теория
Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа (бывают теоретические и практические).
Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.
Гипотеза — это научное предположение о каких-либо свойствах, качествах объекта, характеристиках и закономерностях процессов или явлений окружающего мира.
В ходе проверки гипотезы:
- превращаются в теории
- уточняются и конкретизируются
- отбрасываются как заблуждения
Теория Структура теории:
- Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т.п.
- Идеализированный объект данной теории.
- Логика и методология, применяемые для построения теории.
- Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.
- Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов.
Риски в работе с универсальными сотрудниками
Теперь немного о том, какие риски могут возникнуть в процессе работы с универсальными сотрудниками.
Во-первых, из-за широты интересов и работы в нескольких направлениях у мастеров на все руки более поверхностно развиты компетенции в каждой конкретной области, чем у их коллег с узкой специализацией.
Этот фактор может навредить, когда требуется глубокая экспертиза или предстоит разобраться в причинах брака или жалоб.
Во-вторых, универсал проиграет квалифицированному профессионалу в определенной области, если нужно будет выполнить конкретную сложную задачу
Ведь разносторонне развитый специалист распыляет внимание и не может до конца реализоваться в какой-то одной области, из-за чего высок риск ошибок в работе
И, наконец, широко подготовленные и увлеченные многими направлениями деятельности люди склонны к перемене мест и менее лояльны к одному работодателю.
По складу характера они, скорее, сторонние исполнители, консультанты и фрилансеры. Поэтому в команде, где несколько ключевых участников-универсалов, могут возникать проблемы текучки, споры о методах решения задач, конфликты интересов, пересечение функционала.
Непосредственное знание
Основная статья: Интуиция
Непосредственное (интуитивное) знание является продуктом интуиции — способности постижения истины путём прямого её усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — истина.
Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.
Сложные системы искусственного интеллекта, основанные на нейросетевой технологии, а также экспертные системы, основанные на логической модели баз знаний демонстрируют поведение, которое имитирует человеческое мышление и интуицию. Обучение таких систем — эвристический процесс, состоящий в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, недостаточных для получения логического вывода. Для интуиции характерна быстрота (иногда моментальность) формулирования гипотез и принятия решений, а также недостаточная осознанность его логических оснований.
Логический вывод информации, конкретных и обобщенных сведений и данных производится в базах знаний и экспертных системах, использующих языки средства логического программирования на базе языка Пролог. Эти системы явно демонстрируют логический вывод новой информации, осмысленных сведений, данных, используя правила логического вывода и факты, закладываемые в базы знаний.
Компетентность и профессионализм — синонимы, или нет
Профессионализм и компетентность часто чередуют друг с другом, употребляя как синонимы. Но так ли уж верна такая замена? Следует понимать, что это немного разные понятия по смыслу. Под профессионализмом понимается не только наличие определенных знаний, но и само отношение к деятельности, специфика работы.
Профессионал всячески и при любой возможности развивает свои способности, движется к достижению определенных результатов и целей, ценит свою работу и свое место в ней. Такие люди, как правило, посвящают делу долгие годы своей жизни. Компетентность – это владение определенными знаниями и умение применять их таким образом, чтобы добиться желаемого решения поставленных задач. В реальной жизни сразу видно профессионала, но подтверждать компетентность все равно придется. Хотя кажется, что эти понятия взаимозаменяемы, это совсем не так.
Методы научного познания
Наблюдение — целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира
Эксперимент — активное воздействие на объект при помощи создания новых условий, в соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении
Измерение — определение количественных значений, свойств объекта с использованием специальных технических устройств и единиц измерения
Описание — перечисление основных признаков объекта
Классификация — группировка объектов исследования или наблюдения в соответствии с их общими признаками
Систематизация — распределение объектов по группам на основе установление сходства и различия между ними
Социальное познание и его особенности
Общество изучает не только природу и физические явления, но и само себя, а также людей в отдельности. Познание, связанное с приобретением и развитием знанием о людях и обществе получило название социальное познание. И оно имеет ряд отличительных черт (признаки/особенности):
- Субъект и объект в социальном познании совпадают — субъектом (тот, кто изучает) и объектом (тот, кого изучают) являются люди или общество
- Знание, которое мы получаем, всегда затрагивает интересы людей
- Социальное познание носит ценностный характер — то есть связано с духовной жизнью людей, их идеалами, принципами, ценностями
- Процесс социального познания труден, потому что общество динамично и постоянно развивается, много уходит в прошлое, а ещё больше появляется нового
- Велика роль мышления и мала роль эксперимента — опыты на людях мы не ставим, всё-таки в гуманном обществе живём;)
Уровни научного познания
- мпирический уровень
На этом уровне ученые получают знания о событиях, явлениях и фактах, выявляют какие-либо свойства предмета, устанавливают закономерности. Для этого они используют приборы, экспериментальные установки, микроскопы, телескопы, анкеты, измерители, модели в лабораториях. Знания получают опытным путём, они зависят от времени и места их получения. Данный уровень основан на чувственном познании (читай ниже).
- Теоретический уровень
На теоретическом уровне знание приводится в систему, создаются законы, принципы и теории. Именно этот уровень содержит в себе этапы, которые похожи на этапы написания реферата: поставок цели и задачи, изучение литературы по теме, формулировка гипотезы, проведение исследования, анализ и обобщение полученных данных, проверка исходных гипотез, формулирование вывода. Здесь больше задействованы мыслительные операции: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, гипотеза и прочее. Теоретические знания универсальны, не зависят от места и времени.