Боевая техника российской авиации
Самолёты дальней и стратегической авиации
Один из ярких представителей дальней авиации является Ту-160, носящий ласковое имя «Белый лебедь». Эта машина выпущена во времена Советского Союза, развивает сверхзвуковую скорость и имеет крыло изменяемой стреловидности. Ту-160 по замыслу разработчиков способен на сверхмалой высоте преодолеть ПВО противника и нанести ядерный удар. В российских ВВС всего 16 таких самолётов и стоит вопрос – сумеет ли наша промышленность наладить производство таких машин?
Ту-95 Медведь
Самолёт Ту-95 КБ Туполева впервые поднялся в воздух ещё при жизни Сталина и с тех пор находится в строю. Четыре турбовинтовых двигателя позволяют выполнять дальние перелёты вдоль всей границы нашей страны. Прозвище «Медведь» заслужил из-за басовитого звука этих моторов, способен нести крылатые ракеты и ядерные бомбы. В ВВС России осталось в строю 30 этих машин.
Стратегический ракетоносец Ту-22М дальнего действия с экономичными двигателями способен совершать полёты на сверхзвуке, оснащён крылом изменяемой стреловидности, выпуск этих самолётов был налажен ещё в прошлом столетии в 60-х годах. Находятся в строю 50 машин, сотня самолётов Ту-22М законсервированы.
Самолёты истребители
Фронтовой истребитель Су-27 выпущен в советское время, относится к первым машинам четвёртого поколения, в строю находятся поздние модификации этого самолёта числом около 360 единиц.
На базе Су-27 выпущена машина Су-30, имеющая РЭО, способное выделять цели на земле и в воздухе на большом удалении и передавать целеуказания другим экипажам. Всего в наличии 80 таких самолётов.
Ещё более глубокой модернизацией Су-27 стал истребитель Су-35, этот самолёт относится к поколению 4++, он обладает высокой маневренностью и оснащена новейшей электроникой.
Эти самолёты поступили в строевые части в 2014 году, в составе военно-воздушных сил находится 48 самолётов.
Су-35
Четвёртое поколение российских самолётов началось с МиГ-27, модифицированных моделей этой машины выпущено более двух десятков, всего в строю 225 боевых единиц.
Ещё один истребитель-бомбардировщик, о котором нельзя не упомянуть – это Су-34 новейшая машина, находящаяся на вооружении ВВС в количестве 75 единиц.
Штурмовики и перехватчики
Су-24 – это точная копия F-111 самолёта ВВС США, который давно уже не летает, его советский аналог пока ещё в строю, но к 2020 году все машины будут списаны, сейчас на вооружении около сотни подобных машин.
Су-25 Грач
Легендарный штурмовик Су-25 «Грач», обладающий высокой живучестью, был разработан в 70-е годы настолько удачно, что после стольких лет эксплуатации его собираются модернизировать, так как не видят пока достойной замены. На сегодня боеспособных машин 200 единиц и 100 самолётов находится на консервации.
Перехватчик МиГ-31 развивает высокую скорость в считаные секунды и рассчитан на большой радиус действия. Модернизация этой машины к двадцатому году будет выполнена, всего насчитывается в частях 140 таких самолётов.
Военно-транспортная авиация
Основной парк транспортных самолётов – это машины КБ Антонова и несколько модификаций конструкторского бюро Ильюшина. Среди них лёгкие транспортники Ан-26 и Ан-72, машины средней грузоподъёмности Ан-140 и Ан-148, солидные большегрузы Ан-22, Ан-124 и Ил-86. Около трёх сотен транспортников выполняют задачи по доставке грузов и боевой техники.
Учебные самолёты
Спроектированный после развала Союза, пошёл в серию единственный учебный самолёт Як-130 сразу завоевавший репутацию прекрасной машины для обучения с программой имитации самолёта, на который переучивается будущий пилот. Кроме него, имеются чешский учебный самолёт L-39 и самолёт для подготовки лётчиков транспортной авиации Ту-134УБЛ.
L-39
Армейская авиация
Этот вид авиации представлен в основном вертолётами Миля и Камова да ещё машиной Казанского вертолётного завода «Ансат». После снятия с производства Ка-50, армейская авиация России пополнилась сотней Ка-52 и таким же количеством Ми-28. Большинство вертолётов, находящихся в строевых частях – это проверенные Ми-8 и Ми-24. Восьмёрок, находящихся в строю – 570 единиц, а Ми-24 – 620 единиц. Надёжность этих советских машин не вызывает сомнений.
Беспилотные ЛА
Этому виду вооружения в СССР придавали мало значения, но технический прогресс не стоит на месте и в нынешние времена беспилотники нашли достойное применение. Эти летательные аппараты ведут разведку и съёмку позиций неприятеля, осуществляют уничтожение командных пунктов без риска для жизни людей, осуществляющих управление этими беспилотникамми. В штате ВВС несколько видов БПЛА – это «Пчела-1Т» и «Рейс-Д», ещё остался до сих пор в строю устаревший израильский беспилотник «Форпост».
Пчела-1М
Вертолёт будущего
Основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев в беседе с RT отметил, что вертолёты стали неотъемлемой частью наземных операций со времён Вьетнамской войны. По его словам, армейская авиация останется неизменным спутником сухопутных войск.
«Вертолёты будут в строю до тех пор, пока требуется поддержка с воздуха, обеспечение аэромобильности войск и транспортировка грузов, пока нужно уничтожать вражеские танки и бронетехнику, вести спасательные и поисковые операции, а также высаживать десант», — сказал Корнев.
- Макет вертолёта Ка-92
- РИА Новости
«На данный момент повысить горизонтальную скорость собираются за счёт установки дополнительных толкающих винтов. Такие разработки ведут конструкторы Sikorsky, Камова и Миля. Sikorsky представили свою модель S-97 Raider, развивающую скорость до 444 км/ч. Бюро Миля ведёт работы над созданием вертолёта Х-1, сейчас ряд решений отрабатывается на опытном Ми-24. Проект Камова называется Ка-92. К сожалению, о российских разработках известно не очень много»,— констатировал Корнев.
Собеседник RT напомнил, что летающая лаборатория на базе Ми-24 смогла достичь скорости в 400 км/ч. В основном на данном вертолёте отрабатываются технологические решения, касающиеся несущего винта. Корнев полагает, что конструкторы пытаются улучшить лётные характеристики, бортовое оборудование и вооружение будущего вертолёта.
Состав Морской Авиации ВМФ с апреля 2009 г.
Управление начальника МА ВМФ — г. Москва.
- 444-й ЦБП и ПЛС, 240-й гв. ОСАП (ИИ), 46-й ОТАП (бывш. 399-я ОТАЭ);[]
- МА БФ;
- МА ЧФ;
- МА СФ;
- МА ТОФ.
- Следует отметить, что попытка вернуться к подобной системе была сделана в середине 1990-х гг. Тогда, в условиях тотального дефицита запчастей и топлива, командование Авиации ВМФ было вынуждено делить лётный состав авиационных частей на три категории, соответствующие их уровню подготовки. Личному составу «оргядра» планировался максимальный налёт, а остальные две группы летали по остаточному принципу. []
- Передача МРА и ИА в ВВС и ПВО, по ряду причин, затянулась, и уже во вновь сформированных авиабазах МА ВМФ пришлось весной 2010 г. срочно вводить штаты на ракетоносцы и истребители. Однако к этой теме вернулись весной 2011 г. []
- На этом процесс формирования новых структур в 2010 г. не был завершён. Руководство Министерства обороны РФ держит курс на сокращение количества гарнизонов и военных городков. Так, уже расформирована 7059-я АвБ на аэр. Кневичи (она вошла в состав 7062-й АвБ гарнизона Николаевка). Подобные преобразования в 2011 г. проходят на всех флотах, где намереваются оставить по одной авиабазе, имеющей несколько аэродромов. []
- на базе расформированного 444-го ЦБП и ПЛС в Ейске был сформирован новый 859-й ЦБП и ПЛС, а полки ЦП с 1 декабря 2009 г. были переформированы в 7055-ю гв. АвБ на аэр. Остафьево. []
История создания
20 февраля 1958 года правительство СССР распорядилось приступить к проектированию «летающего крана» на базе Ми-6. Задание предусматривало грузоподъемность 12 тонн при дальности 250 км и максимальную (при перевозке на короткие расстояния) — 15 тонн. В процессе проектирования задание было дополнено требованием по перевозке крылатых и баллистических ракет, что и стало основной задачей Ми-10.
Сохранив силовую установку и схему управления Ми-6, конструкторы заменили фюзеляж вертолета новым — узким и низким, в который тем не менее вписался отсек длиной 15,95 метров для перевозки грузов или 28 пассажиров; во время перегонов в него можно было устанавливать дополнительные топливные баки. Для того, чтобы при взлете все колеса отрывались от земли одновременно, правые стойки шасси были выполнены на 300 мм короче левых, при этом минимальный клиренс равнялся 3,75 м. Было предусмотрено две схемы транспортировки грузов вне фюзеляжа:
- стандартный груз, жестко удерживаемый гидрозахватами (контейнеры с ракетами);
- груз, установленный на грузовой платформе, монтируемой между стойками шасси.
23 сентября 1961 года второй опытный В-10 установил рекорд грузоподъемности в 15 103 кг на высоту 2200 м. В последующие годы ВПК отказался от идеи возить ракеты вертолетами, и проект оказался на грани закрытия. Выпуск серийного Ми-10, начатый в 1964 году, составил всего 24 единицы. Широкого применения эти машины не нашли, так как фиксация груза гидрозахватами требовала оборудования грузов ответными узлами.
Лётно-технические характеристики
Кабина пилотов вертолёта Ми-10Источник данных: С. Б. Геллер, 1968 год.
Технические характеристики
- Экипаж: 3 человека (2 пилота и борттехник)
- Грузоподъёмность: нормальная: 12 000 кг
- максимальная : 15 000 кг (за счёт массы топлива)
- груз на подвеске: 8000 кг
- внутри фюзеляжа: 3000 кг
Длина: 41,89 м
Длина фюзеляжа: 32,86 м
Диаметр несущего винта: 35,0 м
Диаметр рулевого винта: 6,3 м
Максимальная ширина фюзеляжа: 3,0 м
Высота: 9,9 м (с остановленным хвостовым винтом)
Площадь, ометаемая несущим винтом: 962 м²
База шасси: 8,285 м
Колея шасси: 7,55 м
Расстояние от земли до нижней точки фюзеляжа (клиренс): 3,73 м
Масса пустого: 27 100 кг
Нормальная взлётная масса: 38 000 кг
Максимальная взлётная масса: 43 550 кг
Масса топлива во внутренних баках: 8230 кг (максимальная)
Объём топливных баков: 10 620 л
Силовая установка: 2 × ТВД Д-25В
Мощность двигателей: 2 × 5500 л. с. (2 × 4100 кВт)
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 235 км/ч
- Крейсерская скорость: при массе 38000 кг и менее: 220 км/ч
- при массе более 38000 кг: 180 км/ч
Практическая дальность: 250 кмПродолжительность полёта: 1 ч 30 мин
Перегоночная дальность: 695 кмПродолжительность полёта: 3 ч 45 мин
Практический потолок: 3000 м
Скороподъёмность: 6,3 м/с (максимальная)
Вертолеты Sikorsky S-70/UH-60
В мире - около 3600 вертолетов.
Как и некоторые другие участники рейтинга, семейство винтокрылых машин семейства S-70/UH-60 в настоящее время используется американскими Вооруженными силами: у Армии США есть более 2150 вертолетов, у ВМС Соединенных Штатов – приблизительно 495. Учитывая внутренний и международный успех продаж Black Hawk и Seahawk, стоящих на вооружении 23 стран мира, компания Сикорский скромно назвала вертолет “Современная Легенда”.
Сикорский UH-60 “Блэк Хок”
Американский многоцелевой вертолет, поступил на вооружение Армии США, заменив Bell UH-1. На фото – вертолет S-70i Black Hawk
Фото: commons.wikimedia.
Идеи машин с вертикальным взлётом
Геликоптер Леонардо да Винчи
Идею вертикально взлетающего аппарата в XV веке предложил Леонардо да Винчи – итальянский художник, учёный, изобретатель, крупнейший представитель искусства Высокого Возрождения. За основу он взял винт Архимеда, под которым крепилась люлька с людьми. Люди должны были двигаться по кругу и раскручивать винт. Нужно заметить, что большинство чертежей да Винчи так и остались на бумаге.
Геликоптер Леонардо да Винчи
Аэродромическая машина Ломоносова
В XVIII веке первый русский учёный и академик Михаил Ломоносов предложил построить вертикально взлетающий аппарат для исследования атмосферы. Аппарат должен был поднимать приборы — например, термометр. До нас дошло описание такого устройства Ломоносова, но никаких рисунков не осталось.
Известно, что два винта должны были вращаться с помощью взведенных часовых пружин. Было установлено, что аппарат Ломоносова смог бы поднять 10 грамм груза. Ломоносов понимал, что нужны пружины помощнее, но они и весили бы больше. Т.е. изначально все упиралось в отсутствии подходящего двигателя.
Аэродромическая машина Ломоносова
В протоколах академии от 1 июля 1754 г. записано:
«Бысоко-почтенный советник Ломоносов показал изобретенную им машину, называемую им аэродромической (воздухо-бежной), которая должна употребляться для того, чтобы с помощью крыльев, движимых горизонтально в различных направлениях силой пружины, какой обычно снабжаются часы, нажимать воздух (отбрасывать его вниз), отчего машина будет подниматься в верхние слои воздуха, с той целью, чтобы можно было обследовать условия (состояние) верхнего воздуха посредством метеорологических машин (приборов), присоединенных к этой аэродромической машине. Машина подвешивалась на шнуре, протянутом по двум блокам, и удерживалась в равновесии грузиками, подвешенными с противоположного конца. Как только пружина заводилась, поднималась в высоту и потому обещала достижение желаемого действия».
Вертолёт из перьев
Первой действующей моделью «вертолёта» признано изобретение французов – естествоиспытателя Лонуа и физика-механика Бьенвеню. Они представили устройство в 1784 году в Парижской академии наук. Два винта из перьев вращались под действием упруго скрученной тетивы.
Вертолёт Лонуа и Бьенвеню
XIX век не дал ощутимого прорыва в вертолетостроении. Лишь в начале 20 века произошла техническая революция — появился достаточно легкий и мощный двигатель внутреннего сгорания. С этих пор в истории покорения неба началась новая эпоха.
Первые испытатели вертолетов столкнулись с массой проблем. Подъемная сила, создаваемая винтами, была направлена строго вверх. А как управлять самолетом и двигаться влево, вправо, вперед и назад?
Модификации
Название модели | Краткие характеристики, отличия |
Ми-10 | Базовый вариант с «длинными ногами». |
Ми-10ГР («Гребешок») | Пеленгатор (вертолет радиоразведки). |
Ми-10К («Кран») | Вариант с «короткими ногами» и дополнительной кабиной пилота под фюзеляжем. |
Ми-10ПП | Постановщик помех (одна станция РЭБ «Шаг» под фюзеляжем, 7125 кг). |
Ми-10Р | «Рекордный», отличавшийся облегченной конструкцией и доработанным шасси, на нем было установлено 7 мировых рекордов. |
Ми-10РВК | С установленной на внешней подвеске пусковой установкой с крылатой ракетой С-5В (4К95). |
Ми-10УПЛ | Носитель универсальной полевой лаборатории. |
Ми-24 – “летающая БМП”
Самый воюющий в мире вертолет, принял участие более чем в 30 локальных конфликтах: в боевых действиях в Памирских горах, в ущельях Кавказа, в тропических лесах Экваториальной Африки и в знойных азиатских пустынях. Первый советский боевой вертолет. Боевая слава к нему пришла в Афганистане, где он получил прозвище “Крокодил”.
Ми-24
Ми-24 — единственный ударный вертолет, способный выполнять десантные функции, — “летающая БМП”. Предназначен для огневой поддержки войск на поле боя, высадки тактических десантов, может выполнять транспортные функции. Первый полет совершил 19 сентября 1969 года. Серийно выпускался с 1970 по 1989 год, в общей сложности произведено около 3500 экземпляров.
В 1978 году на нем был установлен абсолютный мировой рекорд скорости полета для вертолетов — 368,4 км/ч.
В настоящее время Ми-24 состоит на вооружении порядка 45 стран. В общей сложности, в 1991–2014 годы иностранные заказчики получили 171 боевую машину.
Ми-24 стал символом транспортно-боевого вертолета. Наибольшей популярностью с 1991 года пользовались модели Ми-24П с пушечным вооружением. Также поставлялись и Ми-24В, оснащенные счетверенным 12,7-мм пулеметом. Сегодня в войска поступает усовершенствованная модификация — Ми-35.
Демонстрация
9 июля 1961 года вертолет Ми-10, описание которого интересует многих людей и сегодня, в первый раз был продемонстрирован широкой публике во время празднования Дня Воздушного Флота СССР. Машина была представлена на суд зрителям на воздушном параде, а сам летательный аппарат привез к трибунам гостей домик геологической группы, в котором потом открыли торговую точку.
23 сентября экипаж под руководством пилота Земскова смог поднять на Ми-10 на высоту 2200 метров груз весом 15103 килограмм, чем был установлен абсолютный мировой рекорд, побитый в тот же день уже другой группой пилотов.
Время автономной работы
Смартфон Ми 10 стал обладателем «кастомного» аккумулятора. Его необычность заключается в уникальной форме, за счет чего удалось снизить его вес. Емкость аккумуляторной батареи – 4780 мАч. Этого достаточно для того, чтобы заряжать телефон в среднем раз в 2 дня.
Среди достоинств новинки – поддержка быстрой 30-ваттной зарядки. Благодаря ей доведение емкости аккумулятора до 100% происходит всего за 57 минут. Также предусмотрена возможность обратной зарядки мощностью 10 Вт. А значит, девайс может делиться зарядом с другими устройствами, выступая в качестве внешнего аккумулятора.
Есть возможность воспользоваться беспроводным зарядным устройством на 10 Вт, которое реализуется отдельно.
Конструкция вертолета Ми-10
Вертолёт Ми-10 построен по классической одновинтовой схеме с несущим пятилопастным цельнометаллическим, и четырёхлопастным деревянным рулевым винтами.
Силовая установка состоит из 2х ТВД Д-25В конструкции П.А.Соловьёва. Шасси четырёхопорное с высокими (клиренс — 3,75 м) ферменными стойками пирамидального типа. Между стоек шасси на гидрозахватах может устанавливаться грузовая платформа или контейнер. Гидрозахваты имеют дистанционное управление.
В центральной части фюзеляжа расположена грузопассажирская кабина, вмещающая 28 пассажиров или груз до 3 т, который загружается через заднюю боковую дверь при помощи стрелы-лебёдки. Внутри фюзеляжа установлена ферма с грузовой лебёдкой ЛПГ-7 и восьмикратным полиспастом, обеспечивающим подъём/опускание груза до 15 т на высоту 30 м. В кабине экипажа установлена телевизионная установка с камерой под фюзеляжем, упрощающая операции загрузки/разгрузки.
Ми-10К. Сразу видно, что вертолет значительно ниже более ранних машин
Между опорами шасси могла устанавливаться унифицированная грузовая платформа размером 8,5х3,6 м с лебёдкой ЛПГ-3.
Топливо располагается в подвесных боковых баках. В перегоночном варианте в салоне могут устанавливаться 2 дополнительных бака по 1250 л.
Особенностью Ми-10 было то, что для одновременного отрыва колёс шасси от земли среднюю часть фюзеляжа вместе с осью несущего винта пришлось повернуть на 1°30′ вправо от вертикали. При этом, чтобы сохранить горизонтальное положение кабины на земле, правые стойки шасси сделаны короче на 300 мм.
В 1975 году все вертолёты были оборудованы системой гашения вибраций и колебаний груза на внешней подвеске.
Ми-10, хорошо видно грузовую платформу
Характеристики вертолета Ми-10:
Количество членов экипажа:3
Нормальная грузоподъёмность:12000 кг
Наибольшая грузоподъёмность:15000кг
Грузоподъёмность груза на подвеске:8000кг
Грузоподъёмность внутри фюзеляжа:3000кг
Длина:41,89м
Длина фюзеляжа:32,86м
Диаметр несущего винта:35,0м
Диаметр рулевого винта:6,3м
Наибольшая ширина фюзеляжа:3,0м
Высота:9,9м
Площадь, ометаемая несущим винтом:962кв.м
База шасси:8,285м
Колея шасси:7,55м
Расстояние от земли до нижней точки фюзеляжа (клиренс):3,73м
Вес пустого:27100кг
Нормальный взлётный вес:38000кг
Наибольший взлётный вес:43550кг
Наибольший вес топлива во внутренних баках:8230кг
Объём баков с топливом:10620л
Силовая установка: 2х ТВД Д25В
Мощность двигателей:2х 5500л.с. (2х 4100кВт)
Наибольшая скорость:235км/ч
Скорость на эшелоне:
при массе 38000кг и менее:220км/ч
при массе более 38000 кг:180км/ч
Практическая дальность:250км
Продолжительность полёта:1ч30мин
Перегоночная дальность:695км
Продолжительность полёта:3ч45мин
Практический потолок:3000м
Наибольшая скороподъёмность:6,3м/с
Вертолет Ми-10. Галерея.
Ми-24 – боевой вертолёт огневой поддержки.
Разработан в СССР в КБ Миля. Выполнил первый полёт 19 сентября 1969 года. Ми-24 – знаковая конструкция в истории военного вертолетостроения. До его создания ничего подобного в мире не было – огромная огневая мощь, великолепные скоростные характеристики и защищенность. Его боялись враги и любили пилоты летавшие на нем, данные ему имена – “Крокодил”, “Адская колесница”, говорят сами за себя.
Ми-24П
Но с течением времени даже самая прогрессивная конструкция устаревает и требует модернизации. Одной из слабых сторон Ми-24 ранних модификаций была их слабая приспособленность к применению в сложных метеоусловиях и ночью. Эту проблему решил выпуск новой модификации Ми-35.
Ми-35
Вертолет получил совершенно новый комплекс БРЭО и комплекс навигации и электронной индикации с цветными многофункциональными дисплеями, обзорно-прицельной системой ОПС-24Н с гиростабилизированной оптико-электронной станцией ГОЭС-324, включающей в себя тепловизионный и телевизионный канал, лазерный дальномер и пеленгатор. Обновление оборудования позволяет не только снизить нагрузку на экипаж и применять управляемое и неуправляемое вооружение в любое время суток, но и выполнять взлёт и посадку на неподготовленные и необорудованные площадки. Установлен новый автомат перекоса. Втулка несущего винта с эластомерными подшипниками, композитные несущий и Х-образный рулевой винты от Ми-28. Вместо двигателей ГТД-117 мощностью 2200 л.с. устанавливаются отечественные модернизированные высотные турбовальные двигатели «Климов» ВК-2500-II мощностью 2700 л.с Вертолёт получил неубирающееся шасси, укороченное крыло с двумя, вместо трёх, точками подвески вооружений. Установлено новое стрелково-пушечное вооружение -подвижная пушечная установка НППУ-23 с двуствольной пушкой ГШ-23Л калибра 23 мм. В настоящее время количество Ми-24 и Ми-24П в составе армейской авиации, достигает свыше 220 вертолетов, Ми-35 – около 50 единиц.
Основные летно-технические характеристики вертолетов Ми-24 (35) :
Экипаж – 2/3 (2) человека
Длина фюзеляжа -17,51 м
Длина с вращающимися винтами – 18,8 м
Высота с вращающимся рулевым винтом – 5,47 м
Диаметр несущего винта – 17,3 (17,2) м Размах крыла – 6,6 (4,7) м
Масса пустого – 8570 (8090) кг Нормальная взлетная масса – 11200 (10900) кг
Максимальная взлетная масса – 11500 (11500) кг
Боевая нагрузка: Десант – 8 (8) человек нормальная – 1500 кг, максимальная 2400 кг на внешней подвеске – 2400 кг
Двигатели: 2 х ГТД ТВЗ-117В/ ВК-2500-II, мощность 2 х 2200/2700 л.с.
Максимальная скорость – 330 (300) км/ч
Крейсерская скорость – 270 км/ч
Динамический потолок – 4950 (5750) м
Статический потолок – 2000 (3000) м
Практическая дальность – 450 км
Перегоночная дальность – 1000 км
Вооружение в зависимости от модификации:
12,7 мм 4-х ствольный пулемет, 30 мм 2-х ствольная пушка (23 мм 2-х ствольная пушка)
На 6 (4) пилонах внешней подвески – стрелково-пушечное, управляемое и неуправляемое ракетное, бомбовое вооружение.
Лётно-технические характеристики
Технические характеристики
- Экипаж: 3 человека (2 пилота и борттехник)
- Грузоподъёмность:
- нормальная: 12 000 кг
- максимальная: 15 000 кг (за счёт массы топлива)
- груз на подвеске: 8000 кг
- внутри фюзеляжа: 3000 кг
- Длина: 41,89 м
- Длина фюзеляжа: 32,86 м
- Диаметр несущего винта: 35,0 м
- Диаметр рулевого винта: 6,3 м
- Максимальная ширина фюзеляжа: 3,0 м
- Высота: 9,9 м (с остановленным хвостовым винтом)
- Площадь, ометаемая несущим винтом: 962 м²
- База шасси: 8,285 м
- Колея шасси: 7,55 м
- Расстояние от земли до нижней точки фюзеляжа (клиренс): 3,73 м
- Масса пустого: 27 100 кг
- Нормальная взлётная масса: 38 000 кг
- Максимальная взлётная масса: 43 550 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 8230 кг (максимальная)
- Объём топливных баков: 10 620 л
- Силовая установка: 2 × ТВД Д-25В
- Мощность двигателей: 2 × 5500 л. с. (2 × 4100 кВт)
Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 235 км/ч
- Крейсерская скорость:
- при массе 38000 кг и менее: 220 км/ч
- при массе более 38000 кг: 180 км/ч
- Практическая дальность:
Продолжительность полёта: 1 ч 30 мин
250 км
- Перегоночная дальность:
Продолжительность полёта: 3 ч 45 мин
695 км
- Практический потолок: 3000 м
- Скороподъёмность: 6,3 м/с (максимальная)
Конструкция
Вертолет классической одновинтовой схемы с рулевым винтом, двумя ГТД и четырехопорным шасси. Фюзеляж цельнометаллический полу-монококовой конструкции переменного сечения, с плоской нижней частью. Состоит из носовой и центральной частей, хвостовой и концевой балок. Носовая часть вмещает кабину экипажа с улучшенным обзором вниз. Центральная часть включает входной тамбур и грузовую кабину с грузовой дверью с правого борта и электрической лебедкой грузоподъемностью 200 кг. В кабине можно было перевозить 28 пассажиров или груз до 3 т. В варианте Ми-10К под кабиной экипажа снизу под фюзеляжем подвешена гондола с кабиной оператора для управления грузовыми и монтажными работами. Несущий винт – пятилопастный, диаметром 35 м, с трехшарнирным креплением лопастей к втулке и гидравлическими демпферами. Лопасти цельнометаллическои конструкции прямоугольной формы в плане с профилями NACA 230М и ЦАГИ. К цельному стальному трубчатому лонжерону присоединяются двадцать секций, состоящих из носовой части с противовесом и противообледенительным пакетом, хвостовой части с сотовым заполнителем и концевого обтекателя. Лопасти имеют электрическую противообледенительную систему и сигнализатор повреждения лонжерона. Хвостовой винтчетырехлопастный, толкающий, диаметром 6,3 м, с лопастями трапециевидной формы в плане с профилем NACA 230 и переменной относительной толщиной. Лопасти деревянные с лонжероном из дельта-древесины и стальным наконечником, имеют оковку носка и противообледенительную систему. Силовая установка состоит из двух газотурбинных двигателей Д-25В конструкции П.А.Соловьева, мощностью4045 кВт/5500 л.с, которые установлены над грузовой кабиной. Двигатели работают независимо друг от друга, что позволяет производить полет с одним работающим. Каждый двигатель имеет автономную маслосистему с маслобаком и маслорадиатором. Во входном тамбуре установлена вспомогательная силовая установка АИ-8.Шасси Ми-10К четырехопорное неубирающееся, ферменное с масляно-воздушными амортизаторами и сдвоенными колесами. Передние стойки имеют рычажную подвеску колес. Клиренс фюзеляжа – 1,65 м. На хвостовой балке имеется ферменная предохранительная опора.Топливная система. Топливо содержится в двух подвесных топливных баках общей емкостью 9000 л по бокам фюзеляжа перед главными опорами шасси и расходном баке, находящемся за главным редуктором. Возможна установка четырех дополнительных баков на полу грузовой кабины. Общая емкость баков: 11660 л.