Немецкий танк Тигр 1 и Тигр 2: история создания, достоинства и недостатки, применение во Второй мировой войне

ТТХ

Общая информация

  • Классификация – тяжелый танк;
  • Боевая масса – 68 тонн;
  • Компоновочная схема – классическая, трансмиссия спереди;
  • Экипаж – 5 человек;
  • Годы производства – 1943-1945;
  • Годы эксплуатации – 1944-1945;
  • Всего выпущено – 489 штук.

Бронирование

  • Тип брони – стальная гомогенная катаная, поверхностно закаленная;
  • Лоб корпуса, верх — 150 / 50° мм/градус;
  • Борт корпуса, верх — 80 / 25° мм/градус;
  • Корма корпуса — 80 / 30° мм/градус;
  • Днище – 25-40 мм;
  • Крыша корпуса – 40 мм;
  • Лоб башни – 107 мм у башен Порше и 185 мм у башен Хеншеля, на 10 градусов;
  • Маска орудия – 65-100 мм;
  • Борт башни — 80 / 20° мм/градус;
  • Корма рубки — 80 / 18° мм/градус;
  • Крыша башни — 40 / 80—90° мм/градус.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 88-мм KwK 43 L/71;
  • Тип пушки – нарезная танковая;
  • Длина ствола – 71 калибр;
  • Боекомплект – 77 или 84, в зависимости от башни;
  • Углы ВН: −8…+15°;
  • Углы ГН – 360 градусов;
  • Дальность стрельбы – примерно 4 километра;
  • Прицел — телескопический TZF 9d/1;
  • Пулеметы — 2 × 7,92-мм MG-34 и 1 × 7,92-мм MG-42 (не у всех моделей);
  • Другое вооружение – мортирка 26-мм Nahkampfgerät.

Подвижность

  • Тип двигателя – Maybach HL 230, 12-цилиндровый V-образный карбюраторный, с жидкостным охлаждением;
  • Мощность – 700 лошадиных сил;
  • Тип подвески – торсионная индивидуальная;
  • Скорость по шоссе – 38 километров в час, максимально 41,5;
  • Скорость по пересеченной местности – 13 километров в час;
  • Запас хода по шоссе – 150 километров;
  • Запас хода по пересеченной местности – 70 километров;
  • Удельная мощность — 10,3 л.с./тонну;
  • Преодолеваемый подъем – 35 градусов;
  • Преодолеваемая стенка – 0,85 метров;
  • Преодолеваемый ров – 2,5 метра;
  • Преодолеваемый брод – 1,6 метров.

План фрицев

У экспертов было несколько предположений по поводу белого «тигра». Это мог быть танк с опытным и слаженным экипажем. Он заранее подготавливал нападение и пути отхода, профессионально отстреливался и быстро сматывал удочки. Успешные действия, на которые никто не успевал отреагировать, и породили слухи о неуязвимости.

Это также мог быть экспериментальный образец с улучшенными боевыми качествами. Фашисты использовали его только при плохой видимости, чтобы советские солдаты не смогли его рассмотреть. Но никаких документальных свидетельств о подобном супертанке не нашлось.

Еще есть мнение, что легенду о непобедимом танке Третьего рейха придумали и распустили сами фашисты. Они хотели таким образом деморализовать солдат противника и внушить им суеверный страх перед своим оружием.

К 1942 году красноармейцы научились успешно бороться с танками Третьего рейха

Только сейчас, изучая в архивах дневники бывшего генерала – инспектора бронетанковых войск и начальника Генерального штаба сухопутных войск Гейнца Гудериана американские исследователи пролили свет на историю о белом «тигре». Оказалось – ничего мистического в нем нет. Адольф Гитлер сказал своему военачальнику, что в побежденные города нужно въезжать верхом не на белых конях, а на белых танках. Пожелание фюрера выполнили – несколько «тигров» перекрасили. Понятно, что туда посадили самых лучших танкистов. Раньше на рассказ о белых танках историки не обратили внимания, поскольку американцам легенда была незнакома.

Всего за время Второй мировой войны фашисты выпустили около двух тысяч «тигров». Большинство из них были уничтожены. В 1944 году новые советские серийные танки и полевые пушки уже могли пробивать толстую броню, и грозное вооружение Третьего рейха перестало казаться неуязвимым.

Экранизация мифа

Истории про белого «тигра» легли в основу одноименного фильма, снятого режиссером Кареном Шахназаровым в 2012 году. По сюжету каждый раз, когда наши солдаты почти побеждают в очередном бою, появляется грозный танк и меняет ситуацию. Советское командование создает улучшенную модель Т-34-85. Командиром его экипажа становится красноармеец Иван Найдёнов. Он отправляется на охоту за неуловимой вражеской машиной…

А еще был случай

Во время войны в Чечне российские солдаты тоже видели странный танк, который прозвали «Вечным». Наш Т-80 с белой полосой на башне появлялся в разных местах из ниоткуда и был неуязвим для снарядов противника.

Краткое описание конструкции Pz.Kpfw VI.

Созданный всего за двенадцать месяцев, Pz.Kpfw VI представлял собой довольно громоздкую и тяжелую машину. Компоновочная схема классическая:

  • силовая установка в корме;
  • в передней части – ведущие колеса и трансмиссия.

Рабочие места для командира и заряжающего расположены в башне танка, водителя и стрелка-радиста в передней части корпуса. Корпус танка Pz.Kpfw VI «Тигр» коробчатой формы. Все бронелисты установлены вертикально. Немецкие конструкторы полностью проигнорировали все выгоды, которые предоставляет наклонное расположение бронелистов. Хотя лобовая броня в сто миллиметров и бортовая в восемьдесят два предоставляли хорошую защиту от наиболее распространенных противотанковых средств.

На первых 250 танках «Тигр» устанавливали двигатель «Майбах» HL 210 P45 (650 л.с), поздние машины оснащали 750- сильным двигателем HL 210 P45. Трансмиссия танка состояла из:

  • полуавтоматической коробки передач ( 8 скоростей вперед и 4 назад);
  • планетарный механизм поворота;
  • многодисковый главный фрикцион;
  • бортовые передачи

Управление танком было довольно легким, благодаря штурвалу с гидравлическим приводом.

Опорные катки танка Pz.Kpfw VI «Тигр» располагались в шахматном порядке, катки машин первых серий с обрезинкой, последние необрезинены с внутренней амортизацией, для экономии резины. Несомненным минусом такого решения была возросшая шумность хода. Поэтому скрытно сосредоточить батальон Pz.Kpfw VI было довольно сложно.

Ходовая часть «Тигра» использовала гусеницы двух типов. Так называемые «широкие» гусеницы использовались для перемещения танка своим ходом. При транспортировке железнодорожным транспортом танк на таких гусеницах не вписывался в железнодорожный габарит.

Значительная масса танка «Тигр» порождала еще одну проблему. Большинство мостов на Восточном фронте без дополнительного усиления не выдерживала их массу. В теории эту проблему должно было решать оборудование подводного хода, но свидетельств его боевого применения не существует, а впоследствии от него решено было отказаться.

По шоссе танк «Тигр» мог двигаться с вполне приличной скоростью в 45 км/час. При передвижении вне дорог тяжелый танк способен был преодолевать стенки высотой в 1,2метра и рвы шириной около 2,6 м.

Наиболее конструктивно совершенным в танке было, несомненно, вооружение танка «Тигр». В танковой башне установили пушку 8,8 cm KwK 36, созданную на базе знаменитого зенитного орудия 8,8 cm Flack 36. Танковая пушка от своего прототипа отличалась, прежде всего, дульным тормозом и электроспуском. Для снижения загазованности внутри боевого отделения орудие оборудовано системой продувки ствола.

Для прицеливания изначально применялся бинокулярный телескопический прицел, который впоследствии заменил монокулярный. Высокую эффективность танкового вооружения танка «Тигр» блестяще подтвердил знаменитый танковый ас СС Виттман, подбивший 198 танков противника.

В качестве вспомогательного вооружения выступали два пулемета MG, один спарен с пушкой, а другой в лобовом листе корпуса, в шаровой установке. На бортах башни монтировали по три дымовых мортирки. Танки «Тигр», которые использовали на Восточном фронте, поначалу оборудовали пятью мортирками для отстрела противопехотных осколочных мин.  

Производство танков Тигр I.

Месяцгод
1942 г.1943 г.1944 г.
Январь 3593
Февраль 3295
Март 4186
Апрель146104
Май 50100
Июнь 6075
Июль 6564
Август8606
Сентябрь385 
Октябрь1150 
Ноябрь2560 
Декабрь365 
Итого78649623

Тактико-технические характеристики танка “Тигр”

Боевая масса, т.56,9
Экипаж, чел.5
Габаритные размеры, мм:
длина с пушкой вперед8450
длина корпуса6316
ширина3705
высота3000
клиренс470
 Высота линии огня, мм. 2195
 Макс. скорость движения, км/ч. 
 по шоссе 40
 по персеченной местности 20-25
Запас хода, км. 
 по шоссе, км. 100
 по персеченной местности 60
 Преодолеваемые препятсвия: 
 угол подъема, град. 35
 высота стенки, м.0,79
глубина брода, м.1,2
 ширина рва, м. 2,3
Длина опорной  поверхности, мм.3606
 Удельное давление,кг/см2 1,05
Удельная мощность, л.с/т.11,4

Существовала так же командирская модификация танка «Тигр». От линейной она отличалась более мощными средствами радиосвязи. Для чего пришлось отказаться от спаренного пулемета и уменьшить боекомплект. С виду командирские танки отличались наличием второй антенны. Всего же изготовили восемьдесят четыре командирских танков «Тигр».

История

Создание

Первые работы по созданию танка «Тигр» начались в 1938 году. К этому моменту на вооружении Вермахта вообще не было тяжёлых танков прорыва, аналогичных по назначению советским Т-35 или французским Char B1. С другой стороны, в планируемой военной доктрине (опробованной позже в Польше и во Франции) тяжёлым малоподвижным машинам практически не было места, поэтому требования военных к такого рода танку были довольно расплывчаты. Тем не менее, Эрвин Адерс, один из ведущих конструкторов фирмы «Хеншель» (Henschel) начал проработку 30-тонного «танка прорыва» (Durchbruchwagen). В течение 1939—41 гг. фирма «Хеншель» построила два опытных образца, известных под обозначениями DW1 и DW2. Первый из прототипов был без башни, на второй устанавливалась башня от серийного Panzerkampfwagen IV. Толщина брони прототипов не превышала 50 мм.

После нападения Третьего Рейха на Советский Союз немецким военным стала очевидной необходимость качественного усиления танкового парка Вермахта. Немецкий средний танк Panzerkampfwagen IV последних модификаций E и F на тот момент cильно уступал по основным характеристикам советскому среднему танку (в немецкой классификации тех лет Mittlererschwerer — среднетяжёлому) Т-34 выпуска 1941 года. Аналога КВ-1 в Вермахте не было совсем. Хотя за счёт высокого мастерства экипажей, хорошего насыщения танковых частей артиллерией сопровождения, отличному взаимодействию с авиацией немецкие войска более чем успешно выводили из строя как Т-34, так и КВ, в значительном числе боевых эпизодов в руках грамотных советских танкистов «тридцатьчетвёрки» и КВ наглядно показали, что хорошая обзорность, отличная эргономика всё же не компенсируют полностью слабое бронирование и вооружение «четвёрок». C преодолением хаоса и неразберихи в Красной Армии эти машины стали представлять всё большую угрозу для солдат Вермахта. Кроме того, по ходу войны немецким войскам всё чаще приходилось сталкиваться с заранее подготовленной обороной противника, где необходимость тяжёлого танка прорыва уже не подвергалась сомнению. Решение возникших задач разделилось на два направления — модернизацию уже существующих образцов бронетехники (Panzerkampfwagen III и Panzerkampwfagen IV) и ускоренному созданию своего аналога советского КВ-1.

Вскоре после нападения на СССР конструкторским бюро двух известных машиностроительных фирм — «Хеншель» и «Порше» поступили тактико-технические требования на тяжёлый танк прорыва проектной массой 45 тонн. В распоряжении главы первого КБ Эрвина Адерса уже был значительный багаж наработок по DW1 и DW2, тогда как возглавлявший «конкурентов» Фердинанд Порше только пробовал себя в танкостроении. Представление опытных образцов было приурочено к 20 апреля 1942 года — дню рождения фюрера, времени на разработку и постройку прототипов было немного. Эрвин Адерс и сотрудники его КБ пошли по традиционному пути немецкой танкостроительной школы, выбрав для нового тяжёлого танка ту же компоновочную схему, что и у Panzerkampfwagen IV и применив на танке новое изобретение конструктора Г. Книпкампа — «шахматное» расположение опорных катков в четыре ряда. До того оно применялось только на тягачах и бронетранспортёрах фирмы «Ханомаг», использование его для танка было новшеством в мировом танкостроении. Таким образом была успешно решена задача повышения плавности хода, а следовательно и повышения точности стрельбы на ходу. Фердинанд Порше, более известный в то время новаторскими работами в области автомобилестроения (в т. ч. спортивного), попытался перенести свой подход в новую область. На его прототипе были реализованы такие решения, как высокоэффективные продольные торсионы в системе подвески и электротрансмиссия. Однако по сравнению с прототипом фирмы «Хеншель» машина Ф. Порше была конструктивно сложнее и требовала больше дефицитных материалов, в частности меди. На последней удачной конструкцией оказалась башня, которую без особых изменений позаимствовали «конкуренты».

По результатам показа прототипов фюреру и последующих тестов на Куммерсдорфском полигоне военным руководством Третьего Рейха был выбран прототип фирмы «Хеншель», несмотря на личное покровительство фюрером Ф. Порше. Под наименованием PzKpfw VI Ausf H «Тигр» он был запущен в серийное производство. Общее количество выпущенных машин — 1355 единиц.

Свидетельства очевидцев

Впервые белый «тигр» зафиксировали во время боев на Западной Украине в 42-м. Солдаты стали сообщать, что видели странный немецкий танк белого цвета, который по утрам или во время плохой погоды в одиночку наносил удары.

– Из-за лесного поворота к полю выбрался белый-белый танк марки «тигр» и погнал на наше орудие с сумасшедшей скоростью. Артиллеристы бросились врассыпную, потому как снаряды рикошетили от брони монстра и даже от траков, не причиняя ему ни малейшего вреда. Танк всей массой накатился на оставленное орудие, вмял его в землю, а после вдруг ни с того ни с сего ломанулся в лес. Позже я слышал от ребят-пехотинцев, которые тоже видели белый танк, что эта машина вела себя более чем странно – каталась взад-вперед, резко меняла направление движения, словно экипаж ее перебрал шнапса. А потом рухнула в болото и была утащена неумолимой трясиной на дно. Разговоры ходили, что в танке этом нет экипажа, что управляется он какой-то умной механической машиной, – рассказывал капитан Василий Анциферов.

Партизаны легендарного Сидора Ковпака заметили странную машину

Упоминания о белом «тигре» есть и в мемуарах легендарного украинского партизана Сидора Ковпака.

– Видели хлопцы под Новоградом одинокий танк фашистский, белый, но не ради маскировки, потому как на дворе лето стояло. И один он был, что вообще для танков нехарактерно, да еще вдали от базы обеспечения, в лесистой местности, где танки использовать просто нереально глупо. То есть по всем правилам войны никакого танка в этом месте не должно было быть вообще. А этот не просто был, а ломился сквозь проселок через густой лес, – вспоминал советский командир.

В годы войны эти сообщения не остались без внимания. Для захвата странного танка организовали спецгруппу армейских разведчиков, но выйти на его след не удалось.

История создания

Решение разрабатывать Pz.Kpfw.IV было принято в 1934 году. Машину в первуою очередь делали для поддержки пехоты и подавления огневых точек противника. За основу при конструировании взяли Pz.Kpfw.III, разработанный недавно средний танк. Когда разработка началась, Германия все еще не афишировала работу над запрещенными видами вооружения, так что проект нового танка назвали Mittleren Tractor, а позже уже менее конспиративно, Вataillonfuhrerswagen (BW), то есть «машина командира батальона». Из всех проектов был выбран проект VK 2001(K), представленный AG Krupp.

Проект приняли не сразу – сначала военных не устроила рессорная подвеска, но разработка новой, торсионной, могла сильно затянуться, а Германия остро нуждалась в новом танке, так что было решено просто доработать существующий проект.

В 1934 году на свет появился первый макет, все еще называвшийся Вataillonfuhrerswagen. Однако когда немцы ввели унифицированную систему обозначения танков, он получил свое последнее имя — танк PzKpfw IV, что полностью звучит как Panzerkampfwagen IV.

Первый макет изготовили из фанеры, а вскоре появился и прототип из мягкой сварочной стали. Его сразу отправили на испытания в Куммерсдорф, которые танк успешно прошел. В 1936 году началось серийное производство машины.

Pz.Kpfw.IV Ausf.А

Применение в бою

Сразу после производства Королевские тигры стали поступать в танковые батальоны для замены танка Тигр I. Новых частей со вторыми Тиграми не создавалось.

Их первый полноценный бой произошел в Нормандии, на западном фронте, 18 июля 1944 года. 26 Королевских тигров вместе с обычными контратаковали в районе Кана против англичан. Тигры проявились себя отлично – у англичан сожгли 40 танков, а «Королевских тигров» было потеряно всего лишь три. Кстати, любопытно, что первый «Королевский тигр» был уничтожен тараном – достаточно редкая ситуация.

Для союзников новый танк немцев оказался сюрпризом, причем весьма неприятным. Эффективно ос ним мог сражаться только Шерман-Файрфлай и американские САУ. Впрочем, удавалось подбивать тигров крупной артиллерией и авиацией, особенно эффективны были авиаудары по базам снабжения и тылам.

В основном «Королевские тигры» сражались на советско-германском фронте – впервые сражение прошло в августе 1944, на первом Украинском фронте, на Сандомирском плацдарме. В ходе этого известного эпизода было подбито несколько вторых Тигров, хотя точное число установить проблематично. Больше всего машин было уничтожено экипажем танка Т-34-85 под командованием младшего лейтенанта П.А. Оськина – он сжег минимум три немецких машины. А ночью 12-13 августа два Т-34 ворвались в Оглендув и за счет внезапной атаки получили в свое распоряжение целых три новых «королевских», даже с полным боекомплектом.

13 августа 1944 года советские ИС-2 подбили много «Тигров» 501-го батальона тяжелых танков.

С осени 1944 по весну 1945 PzKpfw VI продолжали действовать на советском-германском фронте в Пруссии, Польше и Венгрии. Танки были капризны в эксплуатации, малоподвижны и ненадежны, но благодаря 88-мм орудию достигали впечатляющих результатов, к примеру, в Венгрии. Но эффективны они оказывались, только оказавшись в нужное время в нужном месте.

Последний уничтоженный в бою «Королевский тигр» подбили в Берлине, второго мая 1945 года, на мосте Шпандау.

Машины на базе Pz. IV

На базе Panzerkampfwagen IV также было построено несколько специальных машин:

  • StuG IV – средняя САУ класса штурмовых орудий;
  • Nashorn (Hornisse) – средняя противотанковая САУ;
  • Möbelwagen 3,7 cm FlaK auf Fgst Pz.Kpfw. IV (sf); Flakpanzer IV «Möbelwagen»  — зенитная САУ;
  • Jagdpanzer IV — средняя САУ, истребитель танков;
  • Munitionsschlepper – транспортер боеприпасов;
  • Sturmpanzer IV (Brummbär) — средняя сау класса самоходная гаубица/штурмовое орудие;
  • Hummel – самоходная гаубица;
  • Flakpanzer IV (3.7cm FlaK) Ostwind и Flakpanzer IV (2cm Vierling) Wirbelwind  — зенитные самоходные установки.

Также была разработана машина PzKpfw IV Hydrostatic с гидростатическим приводом, но она так и осталась опытной, и в серию не вышла.

StuG IV

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий