Советский танк Т-62 – жизнь между двумя эпохами

Миф про афганский «Т-62Д»

* Михаил Павлов, соавтор книги «Современные танки» , сообщил: «… в таблице у Т-62Д не поставлен плюсик на наличие активной защиты (пропущенная опечатка) — (приказ МО от 1983 г.)»

Т-62М1. Дальномер снят, на крыше башни видны элементы его установки

Т-62М1. Вариант машины без дальномера. Таким машинам приписывается модификация «Т-62Д»

Всего лишь из-за одной технической ошибки в издании , когда для таблицы «Т-62» отсутствует строка «Активная защита» (в последующее издание ошибка* перекочевала в виде прочерка), там же этой машине «вменяется в вину» отсутствие КУВ и СУО «Волна», любителями и пластиковыми моделистами распространен миф, о якобы имевшей место афганской модификации «Т-62Д», для которой литера «Д» означает не КАЗ «Дрозд», а дополнительное бронирование, как это было у БМП-2Д. Этот контингент легко идентифицирует «афганские Т-62Д» по отсутствию дальномера на маске пушки, все остальные машины у них — Т-62М.

В этих рассуждениях не учитывается тот простой факт, что БМП-2Д разработана в 1981 году в КБ Курганмашзавода, не имевшего никакого отношения к производителям средних и основных танков, с одной стороны. С другой стороны, Т-55АД (у которого «Д» однозначно «Дрозд») и Т-62Д приняты на вооружение одновременно в 1983 году. Было бы несусветной глупостью, если бы родственные машины от одного производителя, в одно и то же время получили к индексу одинаковую дополнительную литеру, означающую при этом совершенно разные варианты модернизации.

Распространению указанного мифа помог тот факт, что для танков Т-62 модернизация установкой КАЗ «Дрозд» не производилась — Т-62Д остался на бумаге (более поздний опытный Т-62М с КАЗ Т2А2 таковым очевидно не является). Поэтому можно выделить определенную группу машин и обозвать их Т-62Д, придумав объяснение, что это «дополнительное бронирование» или более экзотическое «ДРА» (тогда уж лучше Т-62Ф «аФФганистан» — ярко и не перепутаешь).

Как было показано выше, выделение подобной модификации (Т-62Д) по отсутствию дальномера не выдерживает критики, поскольку при одинаковом уровне модернизации только дополнительным бронированием среди модернизированных машин будут экземпляры как без дальномера, так и машины образца 1975 года с дальномером, по которому, как было показано выше, определить наличие СУО «Волна» можно только в одном случае из четырех. Точно так же тезис «Т-62Д это Т-62М без КУВ» несостоятелен, поскольку Т-62М без КУВ это Т-62М1.

Да, автору неизвестно, выделялся ли для машин модернизированных только дополнительным бронированием отдельный индекс и какой, но указанные в настоящей статье аспекты, влиявшие на комплектацию Т-62М, а так же множество реальных примеров разнородной комплектации машин позволяют утверждать, что по внешнему облику нет разницы между Т-62М1 без 902Б и ошибочно именуемыми Т-62Д (поскольку к таким машинам относились и модернизированные Т-62 обр. 1975 с дальномером). А если нет разницы, зачем городить огород?

Источники информации

  1. Танк Т-62М. Дополнение к техническому описанию и инструкции по эксплуатации танка Т-62. — М.: Воен. изд-во МО СССР, 1987.
  2. Танк Т-55АМ. Дополнение к техническому описанию и инструкция по эксплуатации танка Т-55. — М.: Воен. изд-во МО СССР, 1987.
  3. Современные танки / Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г. / Под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М.: Арсенал-Пресс, 1995. — 320 с.
  4. Тарасенко А. А., Чобиток В. В. Динамическая защита. Израильский щит ковался в… СССР? — Броне-сайт, дек. 2016. — URL: http://armor.kiev.ua/Tank/dz/1968/
  5. Основные боевые танки / Курков Б. А., Мураховский В. И., Сафонов Б. С. и др. / Под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М: Арсенал-Пресс, 1993. — 192 с.

Трансмиссия боевого танка Т-90

Коробки передач планетарные с гидроуправлением. Трансмиссия обеспечивает 7 передач вперед и одну назад. Поворот машины осуществляется включением пониженной передачи в коробке передач со стороны отстающей гусеницы. Привод управления коробками передач гидравлический с механическим приводом золотников. Привод тормоза механический, но при этом обеспечивающий эффективное торможение и остановку машины, удержание её даже на крутых подъёмах и спусках.

Технические характеристики трансмиссии Т-90

  • Трансмиссия, тип – механическая планетарная
  • Коробка передач, тип – две бортовые планетарные
  • Число передач, вперед/назад – 7/1
  • Передаточные отношения по передачам – I – 8,713; II – 4,40; III – 3,485; IV – 2,787; V – 2,027; VI – 1,467; VII – 1,0; З.Х. – 14,3
  • Механизм поворота, тип – бездифференциальный
  • Минимальный расчетный радиус поворота, м – 2,79
  • Основной тормоз, тип – дисковый, работающий в масле
  • Масса трансмиссии, кг – 1870
  • Бортовой редуктор, тип – планетарный
  • Система управления движением, тип – гидравлическая

Боевое применение и эксплуатация танков Т-62 и их модернизаций

По состоянию на 2010 год на вооружении РФ стоят 150 танков Т-62 разных модернизаций и 350 танков находятся на хранении.
Т-62 активно используют страны ближнего востока, Африки, Азии и страны СНГ, а так же около 1000 танков находится на вооружении Кубы.
Самое большое количество состоящих на вооружении Т-62 в КНДР, там их около 4000, а в Сирии находится 1000 танков. Остальные страны не так много содержать танков Т-62, в основном не более 300. Всего количество выпущенных штук на данный момент превышает 20 тысяч!

Всего случаев применения этого танка 17 из них 7 раз применялись советскими и российскми войсками.

«Объект 140» с пушкой Д-54ТС. Прародитель Т-62А

Т-62М-1 на параде

Танк Т-62 на испытаниях

comments powered by HyperComments

Что же произошло на Даманском?

История столкновения на острове Даманском, как и многих конфликтов XX столетия, началась еще в XIX веке. По Пекинскому трактату (1860 г.), граница между Китаем и Россией пролегла по китайским берегам Амура и Уссури. Формально это создавало препятствие для рыбной ловли и другой деятельности китайцев. Однако, поскольку отношения между странами были хорошими, а население северных территорий Китая в те времена – немногочисленным, до определенной поры наше государство не мешало китайским рыбакам.

К 1960-м годам дружба между СССР и Китаем дала трещину, и наши пограничники стали строже следить за ситуацией, не позволяя китайцам хозяйничать на советских территориях пограничных рек. Остров Даманский (Пожарский район Приморского края) расположен ближе к китайскому берегу Уссури. Его размер невелик – 1800 на 700 метров; в периоды паводка он полностью затапливается водой. В остальное время на заливных лугах острова можно пасти скот, здесь неплохо ловится рыба и т.п.

О танке Т-62

Это первый высоко бронированный танк серийного производства, располагавший гладкоствольным орудием. Первый не только в СССР, но и в мире. На вооружение в Советском Союзе был взят в 1961 году. Его серийное производство началось в 1962 году.

В наши дни это, разумеется, уже сильно устаревшая боевая машина, но для того времени танк Т-62 был суперсовременной техникой. Он создавался на основе секретных разработок советских военных инженеров (например, прицел ТШ 2Б-41 и детали стабилизатора). Танк был снабжен бронебойно-подкалиберными снарядами, которые тоже имели статус секретного оружия.

Тактико-технические характеристики (ТТХ) танка Т-90А

  • Боевая масса, т – 46,5
  • Экипаж, чел. – 3
  • Длина с пушкой вперед, мм – 9530
  • Длина корпуса, мм – 6860
  • Ширина общая, мм – 3780
  • Ширина по гусеницам, мм – 3370
  • Высота по крыше башни, мм – 2230
  • Забронированный объем танка, м3 – 11,04
  • Забронированный объем корпуса, м3 – 9,19
  • Забронированный объем башни, м3 – 1,85
  • Десантный люк в днище корпуса – есть
  • Максимальная скорость, км/ч – 70
  • Скорость по пересечённой местности, км/ч – 50
  • Удельная мощность, л.с./т – 21,5
  • Запас хода по шоссе, км – 550 (700 с внешними баками)
  • Емкость топливных баков, л – 1200+400
  • Среднее удельное давление гусениц на грунт, кгс/см2 – 0,938
  • Клиренс, мм – 492
  • Преодолеваемые препятствия, ров, м: – 2,8
  • Преодолеваемые препятствия, вертикальная стенка, м: – 0,85
  • Преодолеваемые препятствия, брод, м: – 1,2
  • Преодолеваемые препятствия, максимальный угол подъема, град: – 30
  • Преодолеваемые препятствия, глубина водной преграды с ОПВТ,, м: – 5
  • Максимальная скорость вращения башни, град./с – 24
  • Максимальный угол возвышения пушки, град. – 20
  • Максимальный угол снижения пушки, град. – 7
  • Дублированное управление огнем – есть
  • Дальномер, тип – лазерный 1Г46
  • Диапазон измерения дальности, м – 500-5000
  • Основной прицел наводчика, тип – перископический, совмещенный с ЛД и тепловизором
  • Увеличение, кратность – 2,7-12 х
  • Угол поля зрения, град – 20-4,5
  • Стабилизация поля зрения прицела – независимая по ГН и ВН
  • Вспомогательный прицел наводчика – нет
  • Ночной прицел наводчика – тепловизионный
  • Дальность видения ночью, м – 3000
  • Баллистический вычислитель, тип – Электронный цифровой
  • Основной прибор командира – Перископический, стабилизированный по ВН
  • Увеличение, кратность – 7,5 х (дн.); 5,1 х (н)
  • Угол поля зрения, град – 7
  • Зенитный прицел – ПЗУ-7
  • Приборы командира – Пассивно-активный ночной Т01-К04, ПНК-4С с дневным/ночным ТКН-4С, тепловизизор «Эсса», видеосмотровое устройство
  • Дальность видения ночью, м – 2600
  • Периодичность ТО-1, км – 2500-2700
  • Периодичность ТО-2, км – 5000-5200
  • Время выполнения работ ТО-1, ч – 12
  • Время выполнения работ ТО-2, ч – 30
  • Время выполнения КО, ч – 0,25
  • Время подготовки к выходу из парка при темп. выше 5°С, мин – 12
  • Время подготовки объекта к боевому применению, мин – 30
  • Назначенный ресурс до отправки в капитальный ремонт, тыс.км – 11
  • Ресурс гусеничных лент и венцов ведущих колес, км – 6000

Модель

Коробка размером 410х260х60 мм, из твердого картона. Сделана из твердого картона, дно с гофрированной прокладкой. Оформление в обычном для Trumpeter’а стиле. Сверху рисунок атаки группы танков с десантом на броне. На боковиках фото готовой модели, вариант окраски/маркировки и краткое описание истории танка на английском и китайском языках.
Внутри коробка забита под завязку. Инструкция на 6 листах, на английском и китайском. Достаточно понятное, проблем при сборке быть не должно.
Внутри находятся 6 литников светло-серого цвета различного размера (из них 2 одинаковых, с катками и элементами ходовой) для сборки корпуса и башни, и 7 одинаковых литников с траками. Литники упакованы в отдельные прозрачные пакеты. Качество литья отличное, никаких дефектов не обнаружено, облоя тоже нет. Все следы от толкателей находятся с внутренних сторон деталей. Все мелочи проработаны очень здорово. На башне имитирована фактура литья

Привлекают внимание наличие коробок для лент к зенитному пулемету, хотя самого пулемета нет. Видимо готовится выпуск других модификаций

Траков всего 217, а по инструкции на каждую ветку гусеницы предлагается использовать 94, так что дано с запасом, что несомненно радует. 
Нижняя часть корпуса идет отдельной деталью. Также внутри четыре одинаковых литника из черного пластика, на каждом из которых по 5 бандажей для катков (интересное решение, я раньше с таким не сталкивался).

Небольшая плата фототравления с 10 деталями. Свитый из медной проволоки трос. Литник с прозрачными деталями – приборами наблюдения и фарами. Металлический точеный ствол.

Т-62МВ. Установка комплекса динамической защиты «Контакт»

Т-62МВ. Киевский БТРЗ, 1990-е гг.

Т-62МВ1. Видно дополнительное бронирование днища

Башня Т-62МВ1 на основе башни выпуска до 1972 г. Здесь кроме КУВ отсутствует дальномер КДТ

В 1982 году были проведены комплексные государственные испытания нового КДЗ «Контакт» на танках Т-55А, Т-62, Т-64Б, Т-72А, Т-80Б. По результатам испытаний комплекс динамической защиты на танке Т-62 снижал вероятность его поражения кумулятивными средствами в 4…4,3 раза; противокумулятивная стойкость лобовой проекции и бортов на курсовых углах ±35° по башне и ±22° по корпусу повысилась на 400…440 мм по ПТУРС и кумулятивным гранатам, на 175…270 мм — по кумулятивным артиллерийским снарядам, что обеспечивало защиту от средств с пробитием до 450 мм (калибр 100…105 мм) и всех кумулятивных гранат .

В 1985 году танк Т-62 оснащенный КДЗ «Контакт» принят на вооружение Советской Армии под обозначением Т-62МВ. В отличие от Т-62М на этой машине отсутствует дополнительное бронирование лба башни и ВЛД корпуса, вместо них лобовую проекцию, а так же борта прикрывает динамическая защита. В остальном по комплексу мероприятий и модификациям Т-62МВ полностью соответствует Т-62М.

При увеличении площади защиты от кумулятивных боеприпасов для Т-62МВ в сравнении с Т-62М снизилась защита лобовой проекции от кинетических снарядов. Решающим фактором в этом противоречии служит меньшая на две с лишним тонны масса машины с КДЗ.

Т-62МВ1. Модернизированная машина выпуска до 1968 г. На этом экземпляре отсутствуют КУВ и СУО «Волна»

Т-62МВ1, вид на крышу МТО.Та же машина, что и на фото выше. По люкам над двигателем машина выпуска до 1968 г.

Т-62МВ. Модернизированная машина выпуска до 1972 г. Фото В. Чобиток

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий