Советский танк Т-55: традиции качества

Рождение новой боевой машины Т-55

Еще не отгремели бои на Корейском полуострове, а в Советском Союзе уже начали думать над тем, как улучшить  состояние бронетанковых войск и каким должен быть основной танк вооруженных сил. Три модернизации, которые коснулись советской машины Т-54, показали необходимость выпуска совершенно нового танка. В новой разработке должны были быть использованы все имеющиеся наработки, используемые в предыдущей машине, в сочетании с последними техническими новинками в современном танкостроении.

Разработка новой машины была начата в Нижнем Тагиле на «Уралвагонзаводе» в 1957 году, параллельно с серийным выпуском танка Т-54Б. Новая бронемашина получила заводской индекс «Объект 155». Следует отметить, что вся основная конструкторская деятельность вокруг танка нового поколения Т-55 велась в инициативном порядке. Технического задания конструкторы не получали. Не было никакого решения о производстве нового танка на высшем уровне. Единственной инстанцией, которая могла оказать влияние на рабочий процесс, являлись военные.  Советские танкисты, опираясь на личный опыт в эксплуатации среднего танка Т-54 в войсках, вносили свои пропозиции и пожелания.

Первая партия новых танков состояла из двух машин и была готова в 1957 году. На новых машинах были использованы некоторые узлы и детали от среднего танка Т-54Б. В частности на опытных образцах были пока использованы башни от серийных образцов. В течение года обе машины проходили государственные испытания, которые показали успех советских танкостроителей, и правильный ход конструкторской мысли. Итогом длительной и кропотливой работы стало Решение Совета Министров СССР под №493-230 о принятии «Объекта 155» на вооружение танковых войск ВС СССР. «Объект 155» получил войсковое обозначение танк средний Т-55 и был запущен в серию летом 1958 года.

Кустарная броня для Т-55

Продолжительная война всех со всеми в Ираке и Сирии породила множество кустарных и полукустарных машин, в том числе на базе танка Т-55. Для защиты старых машин с гомогенной бронёй от расплодившихся гранатомётов и ПТРК местныелевши» все свои таланты пускают на изобретение дополнительной защиты.

Самый распространённый вариант — обрешёчивание. Такими экранами обзавелась большая часть бронетехники в Сирии, хотя среди экспертов идут горячие дискуссии об эффективности подобных конструкций.

Этот Т-55 оснастили противокумулятивными экранами. От ПТУРа вряд ли поможет, но гранату РПГ-7 такая резиновая мантия вполне способна отразить. Пространство между экранами и бортами дополнительно набито всяким железным мусором. Защиту изящно дополняет пара тактических брёвен — сзади и спереди корпуса.

На такую модернизацию Т-55 оружейников запрещённой в России террористической организации явно вдохновили металлополимерныеброви Ильича» танка Т-62М. Их поставилСирийский экспресс» для пополнения танкового парка асадовской армии.

Деревянной бронёй увлекаются больше в Юго-Восточной Азии, а первыми брёвна для усиления защиты самоходок применили финны в ходе Второй мировой. На этом танке мы видим трогательное сочетание металлических экранов на башне и деревянных — на бортах.

Снарядные гильзы в хозяйстве пригодятся и от противотанковых гранат спасут. Может быть.

В этом Т-55 прекрасно всё — и гильзы на лобовом листе, и бронеэкраны, искворечник» на башне.

Мешки с песком на рынке дополнительной брони с 1944 года! Ещё американские танкисты пытались защитить своишерманы» отфаустпатронов» ипанцершреков» с помощью набитых землёй или песком мешков.

Лучший способ защитить танк — спрятать его. По крайней мере так считают террористы. Подтверждением тому стал прославившийся в сетичугун-сарай-арба».Я — не танк Т-55 террористов, я — просто мирный хлев», — пытается сказать авиации антиигиловской коалиции в Ираке этот танк.

Устройство боевого модуля

Т-72Б3 оснащается модернизированной пушкой 2А45 М5, которая представляет собой усовершенствованную модификацию ствола Д-81М. Орудие имеет повышенную жесткость конструкции, лучшую точность.

Обоймы цапфенного типа теперь имеют клинообразное крепление. Опора откатных приспособлений расположена в задней части люльки с увеличенной горловиной на сто шестьдесят миллиметров. Этот элемент также стал на порядок жестче, а его направляющие выполнены в форме призмы. Такое решение дало возможность уменьшить фактор рассеивания при выстреле на пятнадцать процентов. Разброс снарядов при стрельбе на ходу понизился в два раза. В итоге танк Т-72Б3 стал намного точнее и быстрее поражать мишени.

Боевая машина оснащена фиксатором отражателя, позволяющего высчитать угол изгиба ствола. Информация передается на панель наводчика в цифровом формате. Это дополнительно повышает точность, отсеивая последствия всевозможных помех, периодически возникающих при боевой эксплуатации танка. Все сведения поступают в числитель баллистики, который существенно упрощает работу наводчика, позволяя быстрее навести орудие на предполагаемую цель.

Предпосылки для создания

В начале 60-х годов прошлого столетия в Советском Союзе, во время тестирования ядерного оружия, неоднократно проверялось влияние поражающих факторов атомных взрывов на всяческие виды боевой техники. В ходе неоднократных испытаний было доказано, что танк может в значительной степени ослабить действие ударной волны и приникающей радиации, а также полностью защитить экипаж от светового излучения. Но здесь были некоторые нюансы. Даже на значительном расстоянии от эпицентра ядерного взрыва, башня Т-54 застопоренная в походном положении, разворачивалась на 90 градусов. Стопор башни при этом выламывал погонные зубья и приводил танк в полную небоеспособность.

На расстоянии до 300 метров от эпицентра взрыва мощностью до 15 килотонн Т-54 выходил из строя. На больших расстояниях он оставался исправным, но подопытные животные, использующиеся в ходе испытаний вместо членов экипажа, погибали даже на удалении до 700 метров от точки взрыва. Так встал вопрос о необходимости создания автоматической системы, обеспечивающей противоатомную защиту. Вскоре советские конструкторы разработали такую систему, но для ее установки на машину Т-54 необходимо было коренным образом модернизировать ее. Танковое конструкторское бюро, базирующееся на заводе №183, уже имело разработки по существенному повышению боевых и технических характеристик танка. В результате было принято решение внедрить одновременно все новшества и оформить эту работу не как доработку модели Т-54, а как создание принципиально новой боевой машины. Так появился танк Т-55, фото которого узнают во всем мире. На вооружение машину приняли в конце мая 1958 года.

Система связи

В этой сфере основной боевой танк под маркой 72Б3 во многом превосходит предшественника и многие мировые аналоги. В комплектации радиостанция на ультракоротких волнах, система «Акведук», а также независимые каналы транспортировки информации.

Благодаря подобной комплектации, танк может выполнять сеансы в трех режимах, а именно:

  • скрытом;
  • открытом;
  • секретном.

Стандартная боевая машина оснащается парой независимых передатчиков.

Отдельно стоит отметить возможности кодированной связи. Система разработана в Рязани, включает в себя выносной пульт для набора данных, правда не всегда радует стабильностью.

Тангентные элементы с индивидуальным регулятором громкости зарекомендовали себя не с самой лучшей стороны. Связано это с их хрупкостью и ненадежностью. Танкисты, тестирующие машины, нарекают на то, что старые элементы выдерживали значительные механические нагрузки, а новые образцы даже после падения с невысокой дистанции могут выйти из строя.

Т-55АГМ

Украинская версия советского танка. Масса машины была увеличена до 48 тонн. Она оснащалась двумя моторами: на 850 и 1050 лошадиных сил. Благодаря столь мощным двигателям, танк мог достичь скорости в 75 км/ч на шоссе, и 55 км/ч – на бездорожье. При этом задним ходом он разгонялся до 30 км/ч. Экипаж модернизированной версии уменьшился с 4-х до 3-х человек, из-за установки автоматического заряжения. Боекомплект основного орудия составил 31 выстрел. Кроме того, украинские инженеры усовершенствовали ходовую часть, установили автоматизированную систему управления движителем, усилили пассивную защиту, оснастили танк современной системой управления огнем и зенитной установкой закрытого типа.

Танк Т-55: модификации

Вскоре на вооружении стран НАТО появились новые танки, обладающие улучшенными характеристиками защищенности и боевой мощи. Советские танкостроители были вынуждены усовершенствовать танк Т-55. Модернизация впервые состоялась в 1961 году. В результате появилась версия Т-55А. От базовой она отличалась лучшими показателями защиты. Кроме того, для танковой пушки калибром 100 мм разработали усовершенствованные бронебойные снаряды.

В 1983 году на основе боевого опыта, полученного во времена войны в Афганистане, модель танка Т-55 подверглась глубокой модернизации. Так на свет появились версии танка с дополнительными индексами «М» и «АМ». Ценой умеренных затрат конструкторы смогли повысить эффективность танка в бою

Основное внимание уделили усилению защищенности танка и его огневой мощи. При этом принципиальным моментом было сохранение прежней подвижности машины

Модель Т-55М получила комплекс управляемого вооружения «Бастион». В его состав входили выстрел ЗУБК10-1 и приборы для управления: прицел-прибор наведения 1К13, преобразователь, блок управления, а также электронный блок. Все органы комплекса управления вооружением были смонтированы внутри танка Т-55. По своим габаритам выстрел ЗУБК10-1 был стандартным и помещался в любую унифицированную боеукладку. Механическое устройство придавало ракете 400-500 м/с начальной скорости, которая поддерживалась во время полета благодаря маршевой двигательной установке. Для управления ракетами применялась полуавтоматическая система наведения, обладающая высокой точностью и помехозащищенностью. Еще одним достоинством этой системы стал небольшой объем и возможность без проблем разместиться в боевом отделении.

Прицел модели ТШСМ-32ПВ, которым оснастили модернизированный танк Т-55, отличался от штатного прицела базовой версии функцией независимой стабилизации поля зрения по вертикали. Кроме того, модернизированную машину оснастили теплозащитным кожухом пушки, который нивелировал влияние неравномерного нагрева пушки на изгиб ствола.

Так как боевая масса версии Т-55 АМ стала превышать массу базовой модели, чтобы сохранить динамические показатели машины, на нее установили мотор В-55У, развивающий мощность в 620 лошадиных сил. Чтобы сделать ход танка более плавным, конструкторы увеличили динамический ход опорных катков. С этой целью были применены торсионные валы, сделанные по новой технологии.

История создания

В 1957 году на Заводе №183 начались работы по созданию нового среднего танка на базе Т-54Б. Машину назвали «Объект 155», и в ее конструкцию внесли весь опыт модернизации Т-54. Первую серийную партию изготовили, используя башни Т-54Б. В 1958 опытные образцы прошли государственные  испытания, и Т-55 приняли на вооружении Советской армии.

У нового танка была установлена противоатомная защита, увеличена мощность двигателя, установлена термодымовая аппаратура, увеличен боекомплект.

Т-55 выпускался не только в СССР – 1500 тысячи машин было изготовлено в Польше, 400 – в Румынии и 1700 – в Чехословакии.

Основные задачи, которые решали конструкторы танка Т-55

Средний танк Т-55 имел основное вооружение аналогичное своему предшественнику. Не отличался у новой машины и уровень броневой защиты. Схожесть основных боевых параметров двух танков привела к тому, что на Западе советская машина получила индекс Т-54/55. Не имея представления об основных технических особенностях отличить оба танка на поле боя было практически невозможно. Новый танк имел стандартную для советских машин массу, 36 тонн. Многие детали, узлы и агрегаты на новой машине были унифицированы с деталями танка Т-54Б, который уже достаточно долго находился в серии. Это обеспечило быстрое налаживание массового производства изделия и освоение танка в войсках. Новая техника обладала огромным ремонтным ресурсом. На советском танке впервые были установлены стабилизаторы орудийного ствола в горизонтальной плоскости, что дало возможность экипажу вести огонь на ходу.

Выигрывал Т-55 и в сравнении со своими прямыми конкурентами, машинами иностранных армий. Советская машина была на метр ниже американских танков «Першинг». Нарезная пушка Д-10Т2С и толщина брони советской машины по своей мощи и устойчивости не шли ни в какое сравнение с американскими и английскими бронированными машинами. Западные эксперты, получив первые разведданные о новом советском танке, сделали вывод: советский Т-55, танк в полтора раза превосходит по огневой мощи  и по защищенности западные образцы. Неприятно удивила западных военных подвижность танка на поле боя. По своим маневренным качествам советский Т-55 долгое время не имел равных.

Однако главной фишкой новой машины стала установка на ней системы противоатомной защиты. В эпоху ядерного оружия этот аспект являлся едва ли не ключевым, определяющим боеспособность войсковых соединений в условиях применения атомного оружия. К другим знаковым новшествам можно отнести следующие аспекты:

  • мощность основного двигателя В-54 увеличена на 60 л.с.;увеличена емкость топливных баков и соответственно запас хода;для пуска двигателя установлен воздушный компрессор;машина оборудована противопожарной системой «Роса»;боекомплект танка увеличен до 43 выстрелов;оптические приборы управления танком имели систему пневмогидроочистки.

На боевой машине впервые установили новый тип дымовой аппаратуры. Дымовая завеса создавалась путем впрыскивания топлива в коллектор выхлопных газов.

https://youtube.com/watch?v=bqgK4u1VhR0

Существенным отличием от танка Т-54 стало отсутствие на башне новой машины зенитного пулемета. Конструкторы пришли к выводу, что при возросших скоростях самолетов, бороться подобным способом с низколетящими целями нецелесообразно. Только в конце 60-х годов, конструкторы учли опыт военных конфликтов и вернули ДШКМ, установив его на башне танка Т-55.

Т-55 (танк): боевое применение

Танки данного семейства не единожды выходили победителями в сражениях с машинами стран НАТО в разных уголках планеты. Зачастую танк Т-55, фото которого можно встретить в военных изданиях разных стран, противостоял более современным машинам. Тем не менее при хорошем уровне подготовки экипажа, советские танки оказывали достойное сопротивление.

Больше всего эти боевые машины применялись в арабо-израильских, ирано-иракских, афганистанских, югославских противостояниях, а также в операции «Буря в пустыне». В этих сражениях советскому танку приходилось воевать с американскими «Амбрамсами» (М60А1, М60А3 и М1А1), английскими «Центурионами» (Мк10, Мк13) и «Чифтенами», а также с израильскими «Мервавами». Танкисты, поучаствовавшие в перечисленных войнах, в основном положительно отзывались о работе Т-55.

К примеру, капитан Мухаммед – участник арабско-израильских противостояний, бывший командир танковой бригады Египта, на вопрос о бронетанковой технике, с которой ему довелось столкнуться в ходе войны, ответил так: «Если бы мне пришлось воевать на английских или американских танках, а не на Т-55, то я сейчас не стоял бы перед вами». По словам капитана, все потери танков со стороны египтян происходили из-за низкой квалификации экипажей и командиров, которые попросту не умели грамотно пользоваться техникой. Когда М60А1 и «Центурионы» сталкивались со специалистами на Т-55, первым приходилось отступать.

На поле боя ирано-иракской войны иракские бойцы на Т-55 с успехом противостояли английским «Чифтенам». В операции «Буря в пустыне» борьба иракских машин Т-55 с новыми американскими танками на «Абраме» была неравной. Тем не менее американские танкисты, участвующие в этой операции, в последующих интервью признавались, что в большинстве случаев, обнаружив иракских танкистов, они старались не вступать с ними в прямой бой. Для уничтожения Т-55 американцы прибегали к артиллерийскому огню или армейской авиации. В крайнем случае, они обходили противника со стороны и атаковали огнем с ПТРК с дальности, на которой ответный огонь Т-55 был малоэффективен. Статистика поражений иракских танков подтверждает эти данные – 75% поражений приходилось на тыльные и бортовые проекции. Таких показателей не было в истории предшествующих войн, в которых массово использовались танки.

Эксплуатация танка Т-55 в югославских сражениях началась осенью 1991 года. Несмотря на то, что на тот момент эти машины считались устаревшими, они хорошо себя показали на поле боя. Экипажи компенсировали слабость бортовой броневой защиты, с помощью навешивания на корпуса и башни простых мешков с песком. Часто эта нехитрая мера сказывалась на исходе боя. К примеру, средний танк т-55 под именем MARINA, защищенный мешками, однажды выдержал попадание двух ПТУР. Более того, после этого экипаж танка нейтрализовал два вражеских бронированных авто, грузовик и танк.

На сегодняшний день танк Т-55, характеристики которого мы рассмотрели, широко применяется в Афганистане. Несмотря на то что с момента поставки в Афганистан советских танков прошло более двух десятков лет, они до сих пор находятся в строю и активно используются на поле боя. Это при том, что с тех пор, как боевые машины поступили в страну, к ним не поставлялись запчасти, а качественного обслуживания и регламентных работ не проводилось. Афганские танкисты в один голос твердят, что танк Т-55, технические характеристики которого всегда были на высоте, является лучшим в своем классе.

Благодаря мощной нарезной пушке танка, его можно применять в гористой местности для атаки как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. При этом дальность стрельбы этой машины составляет немногим более 15 километров. Высокий уровень защищенности и точности стрельбы из всех видов вооружения сделали из танка одно из наиболее эффективных средств поражения укрепленных огневых позиций талибов в горах.

Танк Т-55 является легендарной машиной. Лучшим подтверждением тому выступают восторженные отзывы военных и огромное количество модернизаций, которые он пережил.

Характеристика

По сравнению с версией Т-54Б, внешний вид, компоновка, и устройство танка Т-55 практически не изменились. Боекомплект пушки увеличили до 43 выстрелов, а пулеметов – до 3500 патронов. Двигатель танка Т-55 развивал мощность в 580 л. с. Были внедрены планетарные бортовые передачи. Танк Т-55 достигал скорости в 50 км/ч. Объем топливной системы увеличили до 960 литров, а запас хода возрос до 500 км. Систему питания дооборудовали блоками-стеллажами. На танк было установлено автоматическое противопожарное оборудование, система ПАЗ, а вместо дымовых шашек – термодымовое оборудование многократного действия. Были применены: модернизированные приборы ночного видения, оборудование подвижного вождения и гирополукомпас модели ГПК-48. Воздушный компрессор обеспечивал основной запуск мотора воздухом. Срок гарантийной службы машины был увеличен до 2 тысяч километров, в то время как у предшественника он был вдвое меньше.

С 1960 года танк Т-55, характеристики которого не единожды дорабатывались, стали оборудовать гирополукомпасом ГПК-59 и прицелом ТШ-2Б-32П. В 1970 году на машину был установлен пулемет ДШК, а в 1974 году – лазерный дальномер КДТ-1. Кроме приобретений, были и некоторые потери, по сравнению с моделью Т-44. В частности, зенитный пулемет калибром 12,7 пришлось изъять. Он плохо показал себя в сражении с низколетящими реактивными самолетами, а боевых вертолетов в то время еще не было. Но с 1970 года Т-55 вновь оснастили зенитным крупнокалиберным пулеметом ДШКМ.

Дополнительное оснащение

ТТХ Т-72б3 включают в себя дополнительные системы, а именно:

  1. Модернизированное устройство для тушения пожаров «Иней». Оно позволяет автоматически определять и гасить участки возгорания в боевой и моторной части машины. Система имеет двукратное действие, включает себя четыре резервуара с хладагентом, определяет очаги возгорания при помощи оптических и термических индикаторов.
  2. Возможность вооружения улучшенными снарядами, а также зенитной установкой, которая лишена дистанционного управления.
  3. Водительское окошко закрывается бронированной шторой, которую открыть можно только снаружи. В бою это большой минус.

Далее рассмотрим объективные плюсы и минусы рассматриваемой боевой машины.

«Терминаторы» Леванта без башни

Если куда-то потерялась башня от танка, из того, что осталось, вполне можно сделать эффективную боевую машину другого класса.

К тому же российские боевые машины поддержки танковТерминатор» на танковой базе были испытаны в Сирии. Но ещё раньше местные виртуозы кустарных переделок додумались оснастить базы автоматическими пушками. Например, этот Т-55 получил кустарную башню с советской пушкой АЗП-57. Очереди 57-миллиметровых снарядов в некоторых случаях будут даже эффективней 100-миллиметровых фугасов танка.

Ещё один вариант САУ непосредственной поддержки пехоты с бронещитком и наблюдательными щелями.

Курдские инженеры стали притчей во языцех у любителей бронетехники. Самодельные машины клепают часто, много и аккуратно. Здесь на погон башни танка они умудрились водрузить наращенную башню от БМП-1 с 73-миллиметровой гладкоствольной пушкойГром».

Ещё один вариант боевой машины поддержки от курдов вооружён спаркой 14,5-миллиметровых пулемётов КПВ в многогранной башне.

И самый жуткий вариант применения Т-55 — переделка вшахид-мобили». Такую машину, набитую сотнями килограммов взрывчатки, гораздо сложней остановить солдатам на атакуемом блокпосте.

Конструкция советского танка Т-55 — основные особенности

Советские танкостроители, начиная с танков Т-34 и ИС-2, делали ставку на оснащение машин мощными и надежными силовыми установками. Советские дизели В-2 прошли всю войну и заслужили признание военных. Аналогично подошли к решению поставленной задачи и конструкторы среднего танка Т-55. Дизельный двигатель В-55 имел жидкостное охлаждение и обеспечивал машине высокие скоростные характеристики и большой запас хода, как на твердом покрытии, так и на пересеченной местности. Запуск двигателя осуществлялся с помощью сжатого воздуха, увеличивая ресурс аккумуляторов.

Увеличилась мощность двигателя, повысилась надежность торсионной подвески. Машина имела один из самых лучших ходовых параметров. Удельное давление на грунт составляло всего 0,81 кг/см2. Танк мог сходу преодолевать ров глубиной 2,7 м и стенку, высотой 0,8 м.

Советский средний танк Т-55 надолго стал одним из основных танков Советских Вооруженных Сил. Машина стала базовой платформой для последующих разработок в области танкостроения. Высокие характеристики танка обозначили его широкую сферу применения и географию эксплуатации. Советская машина успешно зарекомендовала себя и в песках пустыни, и в горах. Недаром во многих странах мира танк Т-55 продолжает оставаться на вооружении. Несмотря на то, что модернизация машины Т-55 существенно приблизила ее к уровню основных бронированных машин нового поколения, советский танк на сегодняшний день имеет статус ветерана. Его боевое применение и эксплуатация имеет ограниченный характер.

Годное лыко в строку. Жестокие БТРы

Но у фортуны свои планы. Израиль внезапно оказался обладателем нескольких сотен танков Т-54/Т-55 после Шестидневной войны 1967 года. Рачительные израильтяне, до сих пор вовсю гонявшие на устаревшихшерманах»,супершерманах» и лёгких французах AMX-13, тут же приспособили годные танки под свои нужды. В результате вышли усовершенствованныетираны», часть из которых получила 105-миллиметровые натовские танковые пушки L7.

(Фото: Bukvoed\Wikipedia)

В конце 1980-х бывшие советские танки решили не списывать, а переделать в тяжёлые БТРыАхзарит»(жестокая — ивр.). Башни сняли, корпус перекроили, двигатели заменили. Получились мегазащищённые бронетранспортёры, ведь к 27-тонному корпусу Т-55 добавилось ещё 17 тонн брони! А нетривиальная конструкция задней двери позволяла мотопехоте буквально выскакивать, а не выползать. В это время экипаж мог прикрывать десантирование огнём четырёх пулемётов. Вахзариты» переделали порядка 500 советских танков. Сейчас на службе остаётся около 200жестоких» БТРов, которые в условиях городского боя чувствуют себя гораздо лучше, чем американские М113.

В 1990-х в России тоже построили бронетранспортёр на базе Т-55 — тяжёлый БТР-Т получил низкопрофильную башню с 30-миллиметровой пушкой 2А42 и ПТРК 9М113Конкурс». Было ещё несколько вариантов вооружения с 30-миллиметровыми пушками, автоматическими гранатомётами АГС-17, 12,7-миллиметровыми пулемётами и ПТУР в различных вариациях. Но по ряду причин в серию машина не пошла.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий