Поиск

Т-50 – неудачливый младший брат Т-34

“Т-34”: удача любит смелых

Первое открытие нового года – фильм-приключение “Т-34” – с 1 января во всех кинотеатрах, а в формате IMAX – с 27 декабря. Как создавался наш “форсаж на танках”? Как удалось достичь достоверности боев и военной техники? Фильм уже сейчас считают настоящей “бомбой”, взорвавшей все традиционные представления о том, что хочет видеть современный зритель.

Автором сценария и режиссером истории о дерзком подвиге экипажа Т-34 выступил Алексей Сидоров (“Бригада”, “Бой с тенью”).

– Так подробно, сложно и детально к съемкам танковых фильмов в России не подходил никто – это сто процентов. И не только в России.

/Алексей Сидоров/

В фильме задействованы исторические рабочие модели танков Т-34-76 и Т-34-85, а также качественные копии немецких танков. Также на экране можно увидеть исторические немецкие паровозы с аутентичными вагонами и автомобили.

Для достижения визуальной аутентичности танков была проделана очень большая тщательная работа. Авторы фильма спокойны и за оценку историков, и за оценку армии фанатов игровых танковых симуляторов, для которых важна каждая деталь.

– В проекте было множество интереснейших задач. Среди них – создание невероятно сложных эпизодов с практически замершим временем, – зрелище, ранее не виденное никем и никогда в мире. Это была не просто визуализация трюка, это было нужно для одной из важнейших драматических составляющих фильма. Чтобы создать кадры с замедлением времени в десятки тысяч раз, нам пришлось изучить все существующие в мире попытки снять на камеру полеты пуль, взрывы, химические реакции, обратиться к консультантам и провести множество тестов. Нет ни одной кинокартины в мире, на которую мы могли бы ориентироваться, поэтому наша задача была особенно интересна.

/Алексей Гусев, супервайзер визуальных эффектов/

Создатели визуальных эффектов уверены, что им уже удалось мощно заявить о себе мировой аудитории военного и приключенческого кино. Вместе с режиссером они хотели доказать, что возможно сочетать абсолютную честность, уважение, преклонение перед подвигами героев войны с визуальными эффектами. По замыслу авторов, эффекты в “Т-34” не являются в чистом виде развлекательным элементом фильма, а призваны передать хотя бы толику того, что приходилось пережить участникам боевых действий.

Костюмы для фильма отшивали, брали в аренду на отечественных и европейских студиях, а также покупали винтажные вещи 40-х годов двадцатого века на блошиных рынках. В массовых сценах участвовало в общей сложности около 600 человек.

Съемки боев 1941-го проходили в Калужской области, в районе деревни Нефедово. Декорация села строилась с нуля. Большинство домов – старые срубы по 150-200 лет. Их перевозили из Псковской и Тверской областей и собирали заново.

Германию снимали в Чехии, в городах Локет и Терезин.

Эпизод в концентрационном лагере был снят на территории реального бывшего концлагеря, ныне превращенного в Музей Гетто.

Все сцены внутри танков снимались в кабинах настоящих боевых машин, где операторской группе удавалось разместить до пяти камер. Из-за ограниченности пространства внутри кабины актерам пришлось самим поправлять свет, записывать звук, корректировать грим и даже хлопать хлопушкой.

Выбор производителя

В феврале 1931 года Реввоенсовет СССР принял танк Т-26 на вооружение. Производство машины предполагалось развернуть на Челябинском ТЗ. Затем предпочтение получил Сталинградский завод, который еще строился. При этом на последнем предприятии планировалось выделить отдельный цех для выпуска 10 тысяч танков в год в военное время. Но в итоге производство решили развернуть на заводе «Большевик» в Ленинграде, так как это предприятие уже имело опыт в танкостроении. Руководство проектными работами и дальнейшей модернизацией техники поручили С.А. Гинзбургу.

В конце лета 1931 года Комитет обороны СССР принял постановление, касатеющиеся программы создания танков в условиях военного времени. Согласно этому документу, в первый год военных действий заводы должны будут выпустить практически 14 тысяч боевых машин. Как выяснилось позже, данная цифра оказалась более чем завышенной, как и план производства на год. Первоначально планировалось, что за 1931 год предприятие выпустит 500 единиц техники. Уже в феврале план сократился до трехсот танков с условием, что первая машина будет готова к маю. Но и эти задачи оказались невыполнимыми.

ТТХ Т-50

Общая информация

  • Тип – легкий танк;
  • Боевая масса — 13,8 т;
  • Компоновочная схема  — классическая;
  • Экипаж – 4 человека;
  • Количество выпущенных – 75 штук.

Бронирование

  • Тип брони  — стальная цементованная, высокой твёрдости;
  • Лоб корпуса (верх) — 37/50° мм/град;
  • Лоб корпуса (низ) — 45/225° мм/град;
  • Борт корпуса (верх) — 37/40° мм/град;
  • Борт корпуса (низ) — 37/90° мм/град;
  • Корма корпуса (верх) — 25/63° мм/град;
  • Корма корпуса (низ) — 37/10° мм/град;
  • Днище – 12-15 мм;
  • Крыша корпуса – 15 мм;
  • Лоб башни — 37/65-85° мм/град;
  • Маска орудия – 37 мм;
  • Борт башни — 37/20° мм/град;
  • Корма башни — 15/15° мм/град.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки  — 45-мм 20-К;
  • Длина ствола – 46 калибров;
  • Боекомплект пушки  — 150;
  • Прицелы — ТОС и ПТ-1;
  • Пулемёты  — 2 × 7,62-мм ДТ.

Подвижность

Тип двигателя – дизельный;

Мощность двигателя – 300 л.с.;

Скорость по шоссе – 60 км/ч;

Скорость по пересечённой местности – 40 км/ч;

Запас хода по шоссе – 344 км;

Запас хода по пересечённой местности – 280 км;

Удельная мощность — 21,7 л.с./т;

Тип подвески – торсионная;

Удельное давление на грунт — 0,56 , кг/см²;

Преодолеваемый подъём — 40°;

Преодолеваемая стенка — 0,7 м;

Преодолеваемый ров — 2,2 м;

Преодолеваемый брод — 1,1 м.

Модификации

Официально Т-50 выпускали в одной серийной модификации, но ее можно разделить на два типа:

  • Базовый Т-50;
  • Упрощенная модель. Она имела 40-мм гомогенную броню, литую башню, а у некоторых танков этого типа не было командирской башенки.

Также есть информация о том, что в ходе войны Т-50 прямо в полевых условиях оборудовали броневыми экранами.

На базе Т-50 не выпускалось никаких других боевых машин, но было несколько проектов:

  • Т-127, с зауженным корпусом и более тонкой катаной броней, что уменьшало его массу;
  • Т-52 или Т-50-2, с более мощными пушками или даже 25-мм зенитной автоматической пушкой;
  • СУ-Т-50 – САУ на основе Т-50 с 76-мм пушкой.

Все проекты из-за начала войны пришлось закрыть.

Применение

В архивных документах очень мало информации о боевом применении Т-50, а из-за малого количества машин нет никаких отзывов о танке от тех, кто на нем воевал. Известно, что практически все Т-50 поступили на северо-западный участок фронта, рядом с Ленинградом. На Ленинградском фронте воевал прототип танка и 37 серийных машин, причем последнюю из них потеряли только в 1943 году. Башни Т-50 активно использовали при создании укреплений под Ленинградом.

Известно, что Т-50 в 1941 применялся под Москвой. Также 27 танков были переброшены на Закавказский фронт и воевали на Северном Кавказе.

Один из Т-50 захватили финские войска, усилили его бронирование и использовали аж до 1954 года.

В ходе эксплуатации Т-50 был выявлен целый ряд его недостатков. Несмотря на то, что это был действительно пожалуй лучший легкий танк Великой Отечественной войны, по сравнению с танками противника он имел весьма слабое вооружение. Т-50 был устойчив к снарядам почти так же, как Т-34, и при этом производить этот танк было гораздо легче. Но в итоге из-за трудностей с производством выбор был все же сделан в пользу более мощного по вооружению Т-34.

Память о танке

Сегодня сохранилось три экземпляра Т-50:

  • Две машины в музее бронетанковой техники в Кубинке – серийный Т-50 и прототип Т-126;
  • Трофейный экранированный танк в танковом музее в Пароле, в Финляндии.

Память о танке

Хотя Т-50 и является достаточно малоизвестным танком, он все же выпускался серийно, так что существовали копии этого танка для стендового моделирования.

Сегодня Т-50 представлен в двух компьютерных играх: World of Tanks и War Thunder, причем в World of Tanks есть также прототип на основе Т-50 — Т-127.

comments powered by HyperComments

Актеры и роли в фильме «Т-34»

  • Александр Петров — младший лейтенант Николай Ивушкин
  • Винценц Кифер — штандартенфюрер СС Клаус Ягер
  • Ирина Старшенбаум — переводчик Аня Ярцева
  • Виктор Добронравов — мехвод Степан Савельевич Василёнок
  • Антон Богданов — танкист-пулемётчик Демьян Волчок
  • Юрий Борисов — танкист-артиллерист Серафим Ионов
  • Семён Трескунов — водитель полуторки Василий
  • Вольфганг Черни (нем. Wolfgang Cerny) — танковый снайпер Хайн Тилике
  • Артём Быстров — капитан Корин
  • Пётр Скворцов — Лыков
  • Робинсон Райхель (нем. Robinson Reichel) — рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер
  • Йошуа Гроте (нем. Joshua Grothe) — офицер гестапо Тилике
  • Гурам Баблишвили — старшина, командир отделения пехоты Габулия

Т-70 – экспонат бронетанкового музея в Кубинке (Подмосковье)

Не секрет, что легкие танки (фото японского “Ха-Го” и немецкого PzKpfw-II , современных с Т-70, представлено ниже) должны конструироваться с учетом технических и боевых критериев взаимоисключающих друг друга:

– эффективное распределение обязанностей между членами экипажа (функциональная перегрузка командира танка в экипаже из двух человек, включавшем также и механика- водителя);

– огневая мощь орудия оказалась недостаточной (конструкция легкого танка предполагала в качестве основного вооружения 45-миллиметровую нарезную автоматическую пушку 20-К образца 1932 года).

Командир танка находился в башенном отделении, которое смещено влево относительно продольной оси, а также захватывает левую среднюю часть корпуса. Согласно своим обязанностям, он руководил действиями механика-водителя посредством внутренней связи, осуществлял наблюдение за обстановкой, заряжал и стелял из оружия и спаренного с ним пулемета.

Механик-водитель находился в передней части копуса, посередине.

Поскольку экспонаты музея бережно отреставрированы и, как говорится, находятся на ходу, экскурсанты могут рассмотреть действующие узлы и агрегаты Т-70, составив для себя визуальное впечатление. Что мы имеем в виду, когда упоминаем о функциональной перегрузке командира танка? Слишком много механических, рутинных процессов в нем не было автоматизировано. Этот недостаток могут заметить и посетившие музей (Кубинка). Стоит только внимательно осмотреть механизмы реставрированной боевой машины. Посудите сами:

– ручной привод устройства поворота башни;

– ручной привод подъемника для пушки;

– при стрельбе снарядами осколочного типа полуавтоматика не срабатывала, и командир был вынужден вручную открывать затвор и вытаскивать раскаленную стреляную гильзу.

Из-за этих факторов, объективно мешающих вести бой, проектная скорострельность – до 12 выстрелов в минуту – оказалась недостижимой. Реально Т-70 в минуту производил до 5 выстрелов.

Кстати, в этом же музее, а именно в павильоне № 6 посетители смогут увидеть танки фашистской Германии: “тигры” и “пантеры”, которые противоборствовали рассматриваемому нами советскому танку.

Стремительно эволюционировавшие, но все еще далекие от совершенства советские танки времен Второй Мировой войны неизменно пользуются вниманием у посетителей

Производство

Весной 1931 года полным ходом шла подготовка к серийному выпуску танка Т-26 по временной (обходной) технологии. Предприятие собирало параллельно две эталонные машины. К 1 мая были закончены рабочие чертежи, а 16 июня был утвержден технический процесс. Лишь после этого завод начал изготавливать инструмент и оснастку для дальнейшего производства. В результате летом 1931 года была создана установочная партия танков, состоящая из десяти машин. Осенью серийное производство начало набирать нормальные обороты.

В феврале следующего года на базе завода «Большевик» открыли новое предприятие – завод №174. Его главным конструктором стал С.А. Гинзбург. Несмотря на расширение мощностей, план 1932 года также не удалось выполнить. В апреле К.К. Сиркен (директор завода №174) в своем докладе заявил, что предприятие отстает от графика из-за смежников, которые не только задерживают поставку узлов и агрегатов, но и выпускают некачественную продукцию. Доля брака по силовым установкам доходила до 88%, а по корпусам – до 41%.

Тем не менее в 1932 году завод выпустил 1410 экземпляров техники, 960 из которых попали в войска. Подобную картину можно было наблюдать и в дальнейшем. К середине 1941 года с конвейера завода №174 сошло 11218 танков Т-26. Танк данной модели стал наиболее массовой боевой машиной армии в предвоенный период.

Чем закончится фильм «Т-34»

Т-34 заезжает на рассвете в город. Там их уже ждут танки Клауса- несколько пантер. На перёкрестке Т-34 практически окружают, три немецких танка заняли улицы, просматривают сам перекрёсток. Экипажу танка не оставляют выхода, он на высокой скорости проезжает через врагов, наводчик врага не успевает подбить тридцать четвёрку. Бронебойные снаряды надо экономить, поэтому герои стреляют в мостовую под вражеским танком фугасом. Он рикошетит и попадает прямо в днище. Далее Ивушкин приказывает одному из членов экипажа взять гранату и закинуть в открытый люк пантеры. Парень исполняет приказание командира, но на этом сцена обрывается.

В это время в борт Т-34 заходит пантера. Кажется, на этом всё. Выстрел. Пантера подбита. Оказывается тот парень выжил. Он залез в пантеру, зарядил снаряд и подбил врага. Ягер вызывает Ивушкина на дуэль на мосту. Николай соглашается

Первый выстрел за пантерой, Ягер не желает уничтожать танк противника сразу, он хочет его унизить. Первое попадание в доп. броню, она с треском отлетает. Второй выстрел в гусеницу, советский танк пошатнулся. Но тут Ивушкин, собрав все свои силы, стреляет последним снарядом в смотровую щель пантеры. Вражеский танк свисает с моста. Ивушкин вылезает из танка. Он видит, как на броне пантеры сидит раненый Ягер. Клаус протягивает Николаю руку. Ивушкин её жмёт и пантеры вместе с полковником падает с моста.

В финальных титрах нам показывают, что все герои фильма выжили и после войны жили обычной жизнью.

В основе сюжета фильма лежит реальная история танкиста, который смог сбежать из немецкого плена на танке Т-34. Для съемок фильма был использован реальный танк Т-34, который был подбит во время войны. Он был полностью восстановлен до боевого состояния.

История создания Т-50

В 1930-е годы основным танком СССР был легкий танк Т-26. В начале этого периода превосходство Т-26 было очевидным, но со временем из-за развития танков противников и появления противотанковой артиллерии танк стал заметно сдавать позиции  сначала по бронированию, а затем и по вооружению.

В ходе польского похода Красная армия смогла захватить PzKpfw III. Еще один немецкий танк, PzKpfw III Ausf F, был куплен во время технического сотрудничества с Третьим Рейхом. Обе машины тщательно изучили и пришли к выводу, что PzKpfw III Ausf F – это лучший иностранный танк  в своем классе. С учетом информации, которую получили при изучении немецких танков, советским конструкторам приказали доработать существующие проекты нового легкого танка.

Первый образец танка Т-50 был построен на Ленинградском заводе имени Кировазаводе летом 1940 года. По броневой защите Т-50 получился таким же, как Т-34. По габаритам он был намного меньше немецкого среднего Pz.lll, но при этом не уступал ему ни в подвижности, ни в бронировании, ни в вооружении. Конструкторам удалось создать сбалансированный танк, который при своей маневренности легко мог бороться со всеми вражескими машинами.

К несчастью, массовое производство Т-50 наладить не удалось. Танк вышел намного более технически сложным, чем Т-26, и к началу Великой Отечественной войны запустить его в серийное производство не успели. Когда появилась угроза блокады Ленинграда, завод, где должны были производить Т-50, эвакуировали в Чкалов. Произвести танки на других заводах так и не получилось. В итоге 50 машин было построено на заводе имени Кирова еще в 1941 году, и еще 25 сумели выпустить после переезда в Чкалов. Из-за такого маленького количества Т-50 не оказали того влияния на ход войны, какое могли бы оказать.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий