Т-28 – первый многобашенный танк РККА

Сравнение лёгких танков

Дальше рассмотрим сравнительные боевые характеристики второй категории — «легких танков». К ним отнесем все танки вермахта, вооруженные пушкой 37 мм калибра и пулеметами. Это танки немецкого производства T-III серий D, Е, F и танки чешского производства 35(t) и 38(t). С советской стороны примем для сравнительного анализа легкие танки БТ-7 и БТ-7 М.

По параметрам «броня, подвижность и вооружение» наши «легкие танки» БТ-7, по меньшей мере, по двум не уступают немецким «тройкам», а чешские танки по всем параметрам значительно превосходят. Лобовая броня толщиной в 30 мм танкам T-III указанных серий, так же как танкам T-II, не обеспечивала противоснарядную защиту. Наш танк с 45 мм пушкой мог поражать немецкий танк на километровой дальности, оставаясь при этом в относительной безопасности. Что касается подвижности и запаса хода, танки БТ-7 (7М) были лучшими в мире. Осколочный снаряд (610 г) танковой пушки фирмы «Шкода» 37-мм калибра был в 2 раза меньше снаряда советской пушки 20К, что обуславливало значительно меньшее поражающее действие по пехоте. Что касается действия по бронецелям, пушки 37-мм калибра были малоэффективными (в немецких войсках их прозвали «армейскими дверными колотушками»).

МОДИФИКАЦИИ ТАНКА И МАШИНЫ НА ЕГО БАЗЕ

• Т-28 – опытный образец (1932 г.). Вооружение: 45-мм танковая пушка обр. 1932 г.(установлена 37-мм из-за отсутсвия в наявности необходимой) и три пулемета ДТ.
• Т-28 – первый серийный образец (1933-1934 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка КТ-28 и 4 пулемета ДТ.
• Т-28 – основной серийный образец (1934-1938 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка и 5 пулеметов ДТ.
• Т-28 – основной серийный образец (1938-1940 гг.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка Л-10 и 5 пулеметов ДТ.
• Т-28 – с конической башней (1940 г.). Вооружение: 76,2-мм танковая пушка КТ-28 и 4 пулемета ДТ. Выпущено 13 машин.
• Т-28 Э – экранированный танк (1939-1940 гг.). Усилена броневая защита лобовой части корпуса и башен за счет установки дополнительных броневых листов.
• Т-28 – с гидромеханической трансмиссией (1937-1938 гг.). На серийном танке была установлена опытная гидромеханическая трансмиссия. Выпущен опытный образец.
• Т-28 – с торсионной подвеской (1938 г.). На серийном танке была установлена торсионная подвеска с опорными катками от СМК. Изготовлен опытный образец.
• Т-28 – танк-тральщик (1939 г.). Серийный танк, оснащенный колейным катковым тралом.
• ИТ-28 – мостовой танк (1940 г.). Вооружение: два пулемета ДТ. Выпущена небольшая партия машин.
• Электротральщик – на базе Т-28 (1940 г.). Осуществлял дистанционный подрыв мин при помощи электромагнитного излучения ультравысокочастотного генератора, установленного в танке. Изготовлена опытная установка генератора.
• 152,4-мм самоходная мортира – на базе шасси танка Т-28 (1932 г.). Опытная самоходная установка. Вооружение: 152,4-мм мортира обр. 1931 г. и два пулемета ДТ.
• 152,4-мм самоходная береговая пушка – на базе шасси танка Т-28 (1933 г.). Опытная самоходная установка. Вооружение: 152,4-мм морская пушка Б-10.
• Т-29-4, Т-29-5, Т-29 – опытные колесно-гусеничные танки (1934 г.). Созданы на основе использования узлов и агрегатов танка Т-28 по аналогичной компоновочной схеме. Вооружение: 76,2-мм танковая пушка КТ-28 (ПС-3 или Л-10) и 4 пулемета ДТ. Выпущено несколько опытных образцов.
• СУ-8 – опытная самоходная установка на базе шасси танка Т-28 (1935 г.). Вооружение: 76,2-мм зенитная пушка обр. 1931 г. и пулемет.
• СУ-14, СУ-14-1 – самоходные артиллерийские установки (1935, 1936 гг.). Созданы на основе использования узлов и агрегатов танков Т-28 и Т-35. Вооружение: 203-мм гаубица Б-4 обр. 1931 г. или 152,4-мм морская пушка Б-10.
• МБВ – моторный броневой вагон (1936-1937 гг.). Создан на основе использования узлов, агрегатов и орудийных башен танка Т-28 и Т-35. Вооружение: три 76,2-мм танковые пушки КТ-28 (или Л-11, которые в период войны были заменены на Ф-34), 8 пулеметов ДТ и 4 пулемета “максим”. Выпущено 2 образца.
• СУ-14Бр2, СУ-14-2 – самоходные артиллерийские установки с бронированным боевым отделением (1939 г.). Созданы на базе СУ-14 и СУ-14-1. Вооружение: 152,4-мм пушка обр. 1935 г. Забронировано 2 машины.

Средние танки

Далее рассмотрим категорию «танков артиллеристских», которые предназначались для макси­маль­ного приближения к противнику мощного огневого воздействия по живой силе и боевым средствам.

Танки артиллерийской поддержки пехоты изначально не предназначались для борьбы с себе подобными целями. Отличительной особенностью танков этой категории являлись коротко­ствольные пушки (у танка T-IV длина ствола в калибрах L равна 24), начальная скорость снаряда которых и, следовательно, пробиваемость этих орудий была весьма низкой (45-мм советская пушка 20К превосходила по бронепробиваемости 75-мм немецкую пушку танка T-IV на всех дистанциях). Для борьбы с пехотой наш танк Т-28 (благодаря наличию двух отдельных пулеметных башен) был вооружен лучше. Кроме того, некоторая часть танков Т-28 последних годов выпуска была вооружена более длинноствольными пушками и экранирована дополнительными броне­плитами толщиной 20-30 мм. Аналогичная модернизация в части усиления брони происходила и с немецкими танками (танки T-IV первых серий А, В, С и др. имели броню лоб – 30 мм, борт – 20 мм). Что касается короткоствольной пушки, то ее замена на длинноствольную (L 43) произошла только в апреле 1942 года. Широкие гусеницы советского танка Т-28 обеспечивали ему лучшую проходимость. В целом, по всей совокупности тактико-технических характеристик эти танки были равнозначными.

Рассмотрим, наконец, самое лучшее, что было на вооружении танковых дивизий вермахта и танковых дивизий РККА на 22 июня 1941 года, условно включенных в категорию «средних танков».

«Самые лучшие» это не мое мнение, а мнение государственной комиссии (из полсотни инженеров, конструкторов и разведчиков), которая под руководством наркома Тевосяна трижды в 1939–1941 годах подробно ознакомилась с состоянием немецкого танкового производства и из всего увиденного отобрала для закупки только единственный танк марки T-III. Самым лучшим танк T-III серий H и J стал благодаря двум обстоятельствам: новой 50-мм пушке KwK-38 и лобовой броне корпуса толщиной 50 мм. Все остальные типы танков наших специалистов не заинтересовали.

Этот танк на советском полигоне был всесторонне изучен и испытан стрельбой по бронецелям. Поэтому наше военно-политическое руководство прекрасно было осведомлено об уровне немецких танков и состоянии танковой промышленности Германии в целом.

В Красной Армии «самым лучшим» из категории «средних танков» был танк Т-34.

По всем показателям — подвижности, бронезащите, вооружению танк Т-34 превосходил самый лучший на июнь 1941 года немецкий танк T-III серий Н и J. Длинноствольная 76-мм пушка Т-34 пробивала любую броню самых защищенных немецких танков на дистанции 1000–1200 метров. В то же время ни один танк вермахта не мог поразить «тридцатьчетверку» даже с 500 метров.

А мощный дизель обеспечивал не только быстроходность и относительную пожаробезопасность, но и позволял на одной заправке пройти более 300 км.

Самую полную и квалифицированную оценку советскому танку Т-34 дал немецкий генерал Б. Мюллер-Гиллебранд:

И далее он пишет:

Подобные отзывы делают и другие генералы вермахта.

История создания танка Т-28

История среднего танка началась в 1930 году. В тот год советская закупочная комиссия, которую возглавлял С. А. Гинзбург, прибыла в Великобританию с целью приобрести наиболее передовые образцы бронетанковой техники для их последующего изучения и организации в СССР серийного производства.

Членов комиссии очень заинтересовал новый средний танк А6 компании «Виккерс», который в последующем получил известность, как «Виккерс 16-ти тонный».

Однако, представители английской компании выдвинули членам закупочной комиссии просто кабальные условия:

Советская комиссия решила, что предложенные английской компанией условия являются просто грабительскими.

Нужно сказать, что в те времена советская власть не ждала, пока буржуины оценят инвестиционную привлекательность и сами чего-то привезут в страну. Работали закупочные комиссии, которые выявляли по всему миру новые технологии и перспективные образцы. А потом эти новинки покупали. В случае, когда владельцы отказывались продавать образцы и технологии, или пытались обмануть (таких случаев было не мало, когда джентльмены получали предоплату и забывали выполнить вои обязательства), к работе подключалось специальное подразделение внешней разведки, которое «добывало» необходимую информацию, или покупало, через сеть специально созданных по всему миру компаний. Элегантно и эффективно.

Провести эскизное проектирование нового танка поручили факультету моторизации и механизации Военно-технической академии имени Ф.Э Дзержинского, а кроме того танко-тракторному конструкторскому бюро ВОАО (это для тех, кто утверждает, что в СССР конкуренции не было).

В результате сравнения проектов победителем стало конструкторское бюро «ВОАО» в составе руководителя С. Гинзбурга, заместителя руководителя В. Заславского и инженеров-конструкторов О Иванова и А. Гаккеля. Разработчики творчески переработали знания полученные на заводе «Виккерс», опыт работы с новыми немецкими танками на полигоне под Казанью.

Предложенный бюро танк Т-28 должен был весить, как и его английский прототип, 16 тонн, вооружаться 45-мм пушкой и тремя пулемётами (один спаренный с пушкой в большой башне и два пулемёта в двух отдельных маленьких башнях).  Предполагалось, что у танка будет 20-мм лобовая броня, борта – 16 -17 мм, крыша – 10 мм, днище – 8 мм. В качестве силовой установки предполагалось использовать авиационный двигатель М-5 мощностью 400 л.с. А кроме того, предполагалось широко использовать узлы и агрегаты от уже находившихся в серийном производстве танков БТ-2 и Т-26.

28 сентября 1931 года Управление моторизации и механизации РККА заключило с конструкторским бюро «ВОАО» договор на изготовление пакета рабочих чертежей и создание двух опытных образцов Т-28 к 1 мая 1932 года.

Первый прототип с индексом Т-28-1 был создан в небронированном корпусе, с 37-мм пушкой (поскольку 45-мм ещё не была готова), но с более мощным двигателем М-17. Комиссии Управления моторизации и механизации РККА танк, в целом, понравился. Однако, военные потребовали установить на танк дизель ПГЕ и 76-мм пушку ПС-3.

В результате второй опытный образец был практически полностью переработан – за два месяца конструкторы создали новый танк.

И в октябре 1932 года «Совет труда и обороны СССР» принял решение о начале серийного производства танка Т-28.

Сравнение танкеток Германии и СССР

К «танкеткам» отнесем немецкие танки T-I и T-II и советские Т-26, Т-37, Т-38 . Для сравнения возьмем немецкий «пушечный» танк T-II и наш устаревший, снятый к началу войны с производства Т-26.

Хотя толщина брони танка T-II в 2 раза больше, чем у танка Т-26, он от этого не превратился в танк с противоснарядным бронированием. Пушка советского танка Т-26 типа 20К 45-мм калибра уверенно пробивала такую броню на дальности 1200 м, в то время как снаряд 20-мм пушки KwK-30 сохраняет необходимую пробиваемость только на дальности 300–500 м. Такое сочетание параметров брони и вооружения позволяло советскому танку при грамотном его использовании практически безнаказанно расстреливать немецкие танки, что подтверждалось в боях в Испании. Танк T-II был негодным и для выполнения основной задачи — уничтожения огневых средств и живой силы противника, поскольку снарядик 20-мм пушки был совершенно не эффективен для выполнения этой задачи. Для поражения цели требовалось прямое попадание, как от винтовочной пули. В то же время под нашу пушку был разработан «нормальный» осколочно-фугасный снаряд весом 1,4 кг. Таким снарядом поражались цели типа пулеметное гнездо, минометная батарея, бревенчатый блиндаж и др.

Модификации танка

В разные годы Т-28 выпускался в несколько измененных модификациях, которые, однако, не имели каких-то особых названий:

  • Т-28-1. Образец 1932 года, выпущенный перед серийным производством. Был вооружен 45-мм пушкой и тремя пулеметами ДТ;
  • Т-28 1933 года. Производился до 1934 года, всего была выпущена 41 машина. Был вооружен 76,2-мм пушкой и 4-мя пулеметами ДТ;
  • Т-28 1934 года. Основной образец, производившийся до 1938 года. Вооружен такой же пушкой и 4-5 пулеметами ДТ. Всего было выпущено 266 машин;
  • Т-28 1938 года. Еще один основной образец, производившийся до 1940. На вооружении была 76,2-мм пушка Л-10 и пять пулеметов ДТ. Всего выпущена 131 штука;
  • Т-28 1940 года с таким же вооружением и конической главной башней. Выпущено 13 машин.

Были у танка Т-28 и модификации:

  • Т-28Э – экранированный танк. В 1940 году из ранее построенных танков было заэкранировано 111 машин;
  • Т-28А. Скоростная модель со скоростью 56 км/ч по шоссе и 46 км/ч по рокаде. В 1936 было построено 52 таких машины.

Экспериментальные образцы

  • Т-28А-2 – танк Т-28А, после модификации способный развивать скорость до 65 км/ч по шоссе;
  • Т-28ПХ – танк, который был способен преодолевать водные преграды глубиной 4,5 метра.

История создания Т — 28

В 30-х годах XX века советская армия очень нуждалась в танке, который мог бы поддерживать пехоту во время прорывов укреплений противника. Для этого наш инженер Гинзбург отправился в Великобританию, чтобы ознакомиться с прототипом «Виккерса». Купить прототип «Виккерса», к сожалению, не получилось, так что было решено создать танк своими силами.

К июлю 1931 года было готово два независимых проекта, из которых был выбран танк Т-28, разработанный в конструкторском бюро ВОАО под руководством того же Гинзбурга.

К маю 1932 года прототип Т-28  из неброневой стали был закончен и выпущен на полигон. После испытаний его сильно переработали, и в октябре 1932 года запустили в серийное производство.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий