История
Разработка была начата по постановлению Совета Министров № 148-56 от 4 марта 1968 года.
Государственные испытания дивизионного ракетного комплекса 9К79 «Точка» проведены с 1970 по 1975 годы. Официально принят на вооружение Советской Армии в 1975 году, хотя серийное производство ракет началось в 1973 году.
«Точка-Р» с пассивной радиолокационной головкой самонаведения принята на вооружение в 1983 году.
РК 9К79-1 «Точка-У» (обозначение НАТО — Scarab B) с увеличенной до 120 км дальностью стрельбы проходила государственные испытания с 1986 по 1988 год. В войска стал поступать в 1989 году.
Производство ракет велось на Воткинском машиностроительном заводе (по другим данным — на Петропавловском заводе тяжёлого машиностроения, г. Петропавловск, Казахстан), производство специальных шасси для пусковых установок (ПУ) БАЗ-5921 и транспортно-заряжающих машин (БАЗ-5922) — на Брянском заводе специального автомобилестроения, сборка ПУ осуществлялась на ПО «Баррикады». В производственном цикле составляющих ракетного комплекса были задействованы предприятия всего Советского Союза.
Организационно комплекс может быть представлен в составе бригады, в которую входит 2—3 дивизиона. Каждый ракетный дивизион имеет 2—3 стартовые батареи по 2—3 пусковых установки в каждой батарее. Таким образом, в составе одной бригады может быть от 8 до 27 ПУ.
По факту №2
По своим техническим возможностям самолет МиГ-31 вполне подходит в качестве носителя для такого комплекса вооружения, что превращает его из специализированного оборонительного оружия в универсальное средство с очень большим ударным потенциалом. Особую ценность представляет то, что и сам он имеет очень большую скорость полета — модернизируемые самолеты МиГ-31 не только возвращают утраченные по израсходовании ресурса планера, но и наращивают скоростные данные. Максимальная скорость прошедшего соответствующую доработку самолета МиГ-31БМ с ракетами «воздух-воздух» достигла 3 400 км/ч, а длительная — 3 200 км/ч. Можно предположить, что с подвеской одной ракеты Х-47М2 вместо восьми Р-33 и Р-73, имеющих меньшие размеры, она останется на том же уровне, а типовая боевая скорость, на которой выполняется полет МиГ-31 в зону пуска в пределах 2 400…2 800 км/ч на высоте 16 000…20 000 м.
В реальных тактических ситуациях с учетом расположения точек вылета такой самолет вряд ли может быть перехвачен лучшими истребителями НАТО — американскими F-15C, F-18E и F-22A, а также европейскими Typhoon II и Rafale. Это определяется как недостаточными динамическими характеристиками этих самолетов и их ракет, которые ориентированы на применение на малых и средних высотах и числах М=0,7…1,5, так и быстродействием ЭВМ, систем передачи данных и сканирующих устройств РЛС — бортовых на этих самолетах и внешних на самолетах радиолокационного дозора и на земле. А такие самолеты, как F-16, F-35, Mirage 2000 или Gripen для борьбы с ударными МиГ-31 вообще бесполезны.
Однако будет ли МиГ-31 основным носителем этой ракеты — не факт. Дело в том, что пока этих самолетов не хватает и для решения задач ПВО таких стратегически важных районов, как Дальний Восток, Сибирь и зона Москвы, для чего они и создавались. Хотя сообщается, что не все МиГ-31 переоборудуются в вариант БМ, а часть будет модернизироваться под «принципиально новые виды вооружений», есть основание полагать, что ими развертывание АКР «Кинжал» не ограничится.
В качестве перспективного носителя ракеты Х-47М2 называют самолет Т-50, который принимается на вооружение в ближайшее время и уже получил военное обозначение Су-57. Вполне рациональным выглядит применение Х-47М2 и с борта Су-34. Они также способны нести одну такую ракету на внешней подвеске под фюзеляжем — при соответствующей доработке систем, конечно. Также вполне вероятно, что «Кинжал» войдет в арсенал перспективных комплексов не только фронтовой, но и дальней авиации — о том, что строящийся опытный стратегический ракетоносец ПАК-ДА будет вооружен именно гиперзвуковыми ракетами, уже заявляли российские военные, руководители оборонной промышленности и высшие чиновники.
Однако ПАК-ДА — дело еще довольно далекого, хотя уже и вполне обозримого будущего. Но разместить такие ракеты можно и на других самолетах Дальней авиации России, например, на сверхзвуковых ракетоносцах — средней дальности Ту-22М3 и межконтинентальных Ту-160. Первый теоретически (исходя из возможных значений массы и габаритов ракеты Х-47М2) может брать две-четыре таких ракеты на внешней подвеске (размещение ее в полуутопленном положении на месте Х-22 требует доработки как минимум створок бомбоотсека), а второй — четыре ракеты в отсеки вооружения без существенной их переделки. Опять же, для подвески Х-47М2 они должны пройти доработку — существенную, но отнюдь не невозможную технически.
И тогда весь АРК «Кинжал» превратится из оружия оперативно-тактического в средство стратегического воздействия.
История создания
Работы по созданию ракетного комплекса «Точка» начались в 1968 году. Именно в этом году увидело свет постановление Совмина СССР, согласно которому главным исполнителем работ назначалось КБ Машиностроения (г. Коломна), его руководителем в тот момент был талантливый советский оружейный конструктор Непобедимый.
Новый ракетный комплекс создавался для поражения важных объектов в тактическом тылу противника. Точность новой ракеты была задекларирована прямо в названии проекта – «Точка».
В этот же период были определены и другие предприятия-участники нового проекта: шасси для нового комплекса должен был изготовить Брянский автозавод, ЦНИИ Автоматики и гидравлики занималось разработкой системы управления, а ПО «Баррикады» – пусковой установки.
Испытания нового ракетного комплекса начались через три года, а в 1973 году стартовало его серийное производство, но на вооружение «Точку» приняли только в 1976 году. Комплекс оснащался ракетами 9М79, которые могли нести два вида боевых частей: осколочно-фугасную и ядерную. Дальность полета новой ракеты составляла 70 км, а вероятное отклонение от заданной точки – 250 метров.
Сразу после приема комплекса «Точка» на вооружение, началась работа над новой модификацией ракеты, которая планировали оснастить новой электроникой. Новая ракета оснащалась пассивной головкой самонаведения и получила индекс «Точка-Р». Однако на вооружение новый ракетный комплекс так и не взяли.
В 1984 году начались работы над модернизацией комплекса «Точка». Военные хотели улучшить основные его характеристики, а именно дальность полета ракеты и ее точность. Испытания проводились с 1986 по 1988 год, а через год «Точка-У» приняли на вооружение.
Усовершенствованный комплекс может стрелять и ракетами «Точки».
Результатом модернизации комплекса стало значительное улучшение его основных характеристик. Дальность поражения целей увеличилась до 120 км, а также значительно улучшилась точность ракеты – вероятное отклонение ракеты от цели уменьшилось до 100 метров. Новые ракеты получили более совершенную систему навигации и наведения.
Примечания
Источники
Ленский А. Г., Цыбин М. М.
Советские сухопутные войска в последний год Союза ССР. Справочник. – СПб. : В&К, 2001. – С. 266. – 294 с. – ISBN 5-93414-063-9 .http://zato-znamensk.narod.ru/History.htm
- В. Шестериков.
Розы и ракеты // Нива. – Астана: Нива, 2007. – Вып. 4
. – С. 155-161
.
Объём 1,5 МБ. DIMMI.
9К79 Точка - SS-21 SCARAB
(неопр.)
. Отечественная военная техника (после 1945 г.) (11.05.2010 00:38:00). Дата обращения 14 июня 2010. Архивировано 20 февраля 2012 года.
Комплекс «Точка-У» предназначен «для уничтожения одиночных, групповых и площадных неподвижных целей в глубине обороны противника (ракетных установок, узлов связи, пунктов управления, самолетов и вертолетов на стоянках, легко бронированной техники)». Ракета твердотопливная, одноступенчатая. По всей траектории полет ракеты контролирует инерционная система управления. Для высокоточного прицеливания нужно знать точные координаты цели и иметь электронные карты местности.
Пуск, скорее всего, был произведен с территории Северной Осетии до того, как ракетные установки «Точка-У» 58-й армии были 11 августа введены, по свидетельству очевидцев, через Рокский туннель на территорию Южной Осетии, о чем «Новая газета» уже писала. По сведениям Пентагона, на который ссылается газета «Нью-Йорк таймс», пусковые установки «Точки-У» (SS-21) 58-й армии были в середине августа развернуты к северу от Цхинвали.
До сих пор российские власти отрицали, что использовали в операции «по принуждению Грузии к миру» боевые баллистические ракеты, но теперь есть прямое доказательство по меньшей мере одного пуска. Но, по сведениям Пентагона, на который ссылается телеканал CNN, с 8 по 12 августа наши запустили более 15 ракет SS-21 по Грузии. В районе города Поти были также найдены остатки ракетной ступени, несомненно, «Точки-У».
Удивительно, но Синагури далеко (40 км) на северо-запад от Цхинвали, где шли бои, и лежит по дороге от Джавы на грузинскую Чиатуру. Не было сообщений о боях в этом районе, это вообще вне зоны грузино-осетинского конфликта, хотя российские войска все же и здесь установили «зону безопасности».
«Точка-У» – оружие высокоточное и всепогодное, если надо – ночное, в отличие от нашей технически отсталой авиации. Грузины утверждают, что сбили 19 самолетов, наши признают 4, истина, похоже, лежит где-то посередине. Неся потери, наши ВВС, которые организационно не подчинены Сухопутным войскам, не слишком успешно поддерживали их на поле боя. Недостаток авиаподдержки должны были компенсировать ракетные удары, но для высокоточного пуска нужна столь же высокоточная разведка целей, а нечем – нет современных беспилотников и разведспутников. Потому эффективность миротворческого ракетного удара оказалась невысокой, а под Синагури вообще непонятно, по чему стреляли.
Само по себе использование в ходе боевых действий тактических ракет, тем более высокоточных, законно, но «Точка-У» накрывает осколками очень большую площадь, и применять ее вблизи городов и населенных пунктов недопустимо. Впрочем, в ходе второй войны в Чечне «Точка-У» использовалась нашими войсками прицельно по городам. Самые известные и расследованные случаи: удар по рынку в Грозном 21 октября 1999 года и по городской площади в Шали 11 января 2000-го. В обоих случаях погибли сотни людей, включая женщин и детей.
После удара по Грозному премьер Владимир Путин и тогдашний официальный представитель Генштаба генерал Валерий Манилов утверждали, что на рынке, мол, торговали оружием, что там было «столкновение двух бандитских группировок» и у них взорвался товар. Потом утверждали, что была какая-то «спецоперация». Позже командующий западной армейской группировкой генерал Владимир Шаманов признал, что мог быть ракетный удар, но решение в любом случае принимал высший начальник. Всего во время второй войны в Чечне было пущено несколько сотен ракет «Точка».Гарантийный срок эксплуатации ракеты 9М79 – не менее 10 лет. После краха СССР сроки постоянно удлиняли, но нельзя ведь до бесконечности. По чеченцам израсходовали ненужные запасы, что существенно дешевле мирной утилизации. Теперь досталось грузинам.
По достоверным сведениям, «Точку-У» с кассетной боевой частью 9Н123К уже не производят по привычным для современной России причинам – нет комплектующих, утеряны советские технологии и т.д. Выпускается только осколочно-фугасный моноблок 9Н123Ф, который, похоже, взорвался где-то вблизи Синагури, а ракетная ступень упала в кукурузное поле. Кассетная БЧ накрывает существенно большую площадь, так что грузинам пока везет, не то что чеченцам.
ФАКТ №2
Носителем комплекса является специально переоборудованный самолет МиГ-31БМ. Этот самолет был создан как перехватчик ПВО, однако модернизация парка самолетов МиГ-31 до уровня модификации БМ предусматривала и различное вооружение класса «воздух-поверхность», для чего бортовое оборудование носителя и его программное обеспечение было изменено. На опубликованных видеокадрах просматриваются три носителя АРК «Кинжал» — самолеты с бортовыми номерами 592 (синий), а также с 91 по 93 (красные).
Вероятно, первый — это опытная машина, и вполне возможно, что она переоборудована из первого опытного самолета МиГ-31ДЗ (серийный номер 01-36-03 или он же — 3603), который после успешного завершения испытаний системы дозаправки топливом в полете в конце 1980-х гг. остался в ОКБ им. А. И. Микояна. Этот самолет также имел синий бортовой номер 592. Три других самолета — скорее всего, первые переоборудованные строевые машины.
Боевое применение
Первое боевое применение ракетных комплексов «Точка», произошло в 1994 году, во время войны между войсками южной и северной частей Йемена.
Активно комплексы применялись в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе, а также во время вооружённого конфликта в Южной Осетии.
Применялся украинской армией в вооружённом конфликте на востоке страны в 2014—2015 годах, в частности во время боёв за Саур-Могилу Со слов начальника генерального штаба ВСУ Муженко, в боях за Саур-Могилу активно использовалось тактическое ракетное оружие: «В июле-августе 2014 года, в связи с недосягаемостью объектов противника для других огневых средств во время боёв за Саур-Могилу, 1 РДН 19 РБР выполнял задачи по общей, а иногда и непосредственной, поддержке подразделений ВСУ. В ходе выполнения задач было приведено в исполнение до 20 групповых и одиночных ракетных ударов по сосредоточениям личного состава и техники противника с привлечением от 1 до 4 пусковых установок „Точка“.». Случаи применения «Точка-У» на Донбассе подробно проанализированы в расследовании Андрея Карлова[неавторитетный источник?].
В Сирии применяются САА с 2013 года.
В настоящее время применяются хуситами против войск саудовской коалиции в Йемене.
Пусковая установка 9П129М-1 комплекса “Точка-У”
Транспортно-заряжающая машина 9Т218-1 (ТЗМ) основное средство оперативного обеспечения стартовых батарей боезапасом для нанесения ракетных ударов. В ее герметизированном отсеке могут храниться и перевозиться по району боевых действий две полностью готовые к пуску ракеты с пристыкованными головными частями. Специальное оборудование машины, включающее гидропривод, стреловой кран и некоторые другие системы, позволяют в течение примерно 19 минут осуществить заряжание пусковой установки. Эта операция может быть выполнена на любой неподготовленной в инженерном отношении площадке, размеры которой позволяют поставить рядом бортами пусковую установку и транспортно-заряжающую машину. Ракеты в металлических контейнерах могут также храниться и перевозиться на транспортных машинах комплекса. Каждая из них способна разместить две ракеты или четыре головные части.Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина смонтированы на колесных шасси 5921 и 5922 Брянского автозавода. На обоих шасси установлен шестицилиндровый дизельный двигатель 5Д20Б-300. Все колеса шасси ведущие, шины с регулируемым посредством централизованной системы давлением воздуха 1200 х 500 х 508. Шасси имеют достаточно большой клиренс 400 мм. Для движения по воде предусмотрены водометные движители насосы пропеллерного типа. Подвеска всех колес независимая торсионная. Колеса первой и третьей пар – управляемые. На воде шасси управляется заслонками водометов и встроенных в корпус каналов. Обе машины способны передвигаться по дорогам всех категорий и вне их.
Технические характеристики
Ниже представлены тактико-технические характеристики тактического ракетного комплекса «Точка».
Общие данные | |
Тип | Тактический |
Дальность стрельбы, км: | |
минимальная | 15 |
максимальная | 70 |
Типы боевых частей | простые, ядерные |
Условия эксплуатации: | |
температура, °С | от -40 до +50 (до 6 часов – от -60 до +40, от +50 до +60) |
скорость ветра, м/с | до 25 |
Авиатранспортабельность | Да |
Самоходная пусковая установка | |
Экипаж, чел | 3 |
База | колёсная, 6х6 |
Масса,т: | |
пустой | 17,8 |
снаряженной | 18,145 |
Клиренс, мм | 400 |
Двигатель | дизель 5Д20Б-300 |
Мощность, л. с. | 300 |
Максимальная скорость, км/ч: | |
по шоссе | 60 |
по грунту | 40 |
по бездорожью | 15 |
на плаву | 8 |
Запас хода, км | 650 |
Время, мин: | |
подготовки к пуску из готовности №1 | 1-2 |
подготовки к пуску с марша | 16-20 |
ухода с огневой позиции | 1,5 |
Интервал между пусками, мин | 40 |
Транспортно-заряжающая машина | |
Экипаж, чел | 3 |
База | колёсная, 6х6 |
Масса снаряженной, т | 18,15 |
Клиренс, мм | 400 |
Двигатель | дизель 5Д20Б-300 |
Мощность, л. с. | 300 |
Максимальная скорость, км/ч: | |
по шоссе | 60 |
по грунту | 40 |
по бездорожью | 15 |
на плаву | 8 |
Запас хода, км | 650 |
Время перезарядки пусковой установки, мин | 19 |
ТТХ ракеты 9М79 | |
Тип | твердотопливная, одноступенчатая |
Типы боевых частей | ядерная, осколочно-фугасная, кассетная осколочная |
Система управления | автономная, инерциальная |
Органы управления | газодинамические и аэродинамические рули |
Длина, мм: | |
ракеты | 6400 |
боевой части | 2325 |
Масса, кг: | |
ракеты на старте | 2000 |
боевой части | 482 |
топлива | 926 |
Топливо | ДАП-15В |
Тяга двигателя, кгс | 9788 |
Время работы двигателя, сек | 18,4-28 |
Высота траектории, км | » 6-26″ |
Время полёта, сек | 43-163 |
Операторы
Карта операторов ТРК «Точка»
«Точка-У» на параде в Баку, 26 июня 2011 года
- Азербайджан Азербайджан — 4 единицы 9М79 по состоянию на 2018 год
- Армения Армения — 4 единицы по состоянию на 2018 год
- Белоруссия Белоруссия — 12 единиц по состоянию на 2016 год
- Йемен Йемен — некоторое количество (большинство выведены из строя), по состоянию на 2018 год
- Казахстан Казахстан — 12 единиц 9К79 по состоянию на 2017 год
- КНДР КНДР — местная копия KN-02 Toksa, ПУ на базе МАЗ-63171.
- Россия Россия — 12 единиц Точка и 24 единицы Точка-У, по состоянию на 2018 год, снимаются с вооружения
- Сирия Сирия — более 18 единиц по состоянию на 2013 год)
- Узбекистан Узбекистан — 5 единиц по состоянию на 2010 год
- Украина Украина — 90 единиц по состоянию на 2017 год
- НКР НКР — Несколько единиц по состоянию 2016 год
Снято с вооружения
- СССР СССР — По состоянию на 1991г. СССР располагал 250-300 ПУ Точка
- Болгария Болгария
- Польша Польша
- Чехословакия Чехословакия
Историческая справка
Первые серийные ракеты Vergeltungswaffe-2 (V2)
Первые теоретические работы, связанные с описываемым классом ракет, относятся к исследованиям К. Э. Циолковского, с 1896 года систематически занимавшегося теорией движения реактивных аппаратов. 10 мая 1897 года в рукописи «Ракета» К. Э. Циолковский вывел формулу (получившую название «формула Циолковского»), которая установила зависимость между:
- скоростью ракеты в любой момент, развиваемой под воздействием тяги ракетного двигателя
- удельным импульсом ракетного двигателя
- массой ракеты в начальный и конечный момент времени
В 1917 году Роберт Годдард из Смитсоновского института в США запатентовал изобретение, значительно повышавшее эффективность работы силовой установки за счёт применения на жидкостном ракетном двигателе сопла Лаваля. Это решение вдвое повышало эффективность ракетного двигателя и имело огромное влияние на последующие работы Германа Оберта и команды Вернера фон Брауна.
К 1929 году К. Э. Циолковский разработал теорию движения многоступенчатых ракет в условиях действия земной гравитации, выдвинул ряд идей, нашедших применение в ракетостроении: графитовых газовых рулей для управления полётом ракеты; использования компонентов топлива для охлаждения стенок камеры сгорания и сопла; насосной системы подачи компонентов топлива; использование в системах стабилизации гироскопа, применение многокомпонентных ракетных топлив (в том числе, рекомендовал топливные пары: жидкий кислород с водородом, кислород с углеводородами) и др.
В 1920-х годах научные исследования и экспериментальные работы по разработке ракетных технологий вели несколько стран. Однако, благодаря экспериментам в области жидкостных ракетных двигателей и систем управления, в лидеры по разработке технологий баллистических ракет вышла Германия.
Работа команды Вернера фон Брауна, позволила немцам разработать и освоить полный цикл технологий, необходимых для производства баллистической ракеты Фау-2 (V2), ставшей не только первой в мире серийно изготавливаемой боевой баллистической ракетой (БР), но и первой получившей боевое применение (8 сентября 1944 года). В дальнейшем, Фау-2 (V2) стала отправной точкой и основой для развития технологий ракет-носителей народнохозяйственного назначения и боевых баллистических ракет, как в СССР, так и в США, которые вскоре стали лидерами в этой области.
Пусковая установка и транспортно-заряжающая машина
Основные боевые машины комплекса 9К79-1 “Точка-У”- пусковая установка 9П129М-1 и транспортно-заряжающая машина 9Т218-1Аппаратура пусковой установки 9П129М-1 сама решает все задачи по привязке точки старта, расчету полетного задания и прицеливанию ракеты. Никакой топогеодезической и инженерной подготовки стартовых позиций и метеообеспечения при проведении пусков ракет не требуется. При необходимости через 16-20 минут после завершения марша и прибытия на позицию ракета может стартовать к цели, а еще через 1,5 минуты пусковая установка уже способна покинуть эту точку, чтобы исключить вероятность своего поражения ответным ударом. Во время прицеливания, несения боевого дежурства, а также при выполнении большинства операций пускового цикла ракета находится в горизонтальном положении и ее подъем начинается только за 15 секунд до старта. Этим обеспечивается высокая скрытность подготовки удара от средств слежения противника. В грузовом отделении пусковой установки смонтирована направляющая с механизмом изменения угла возвышения, на которой может транспортироваться одна ракета. В походном положении направляющая с ракетой установлена горизонтально, при этом грузовое отделение закрывается сверху двумя створками. В боевом положении створки раскрыты и направляющая установлена под углом возвышения 78°. Сектор стрельбы составляет ±15° от продольной оси ПУ.
Боевое применение комплекса “Точка-У”.
Комплекс “Точка-У” активно использовался федеральными силами
для уничтожения военных объектов в Чечне. В частности, комплекс применялся
58-й общевойсковой армией для нанесения ударов по позициям боевиков в
районе Бамута. В качестве целей были выбраны крупный склад вооружения
и укрепленный лагерь террористов. Их точное местоположение было выявлено
средствами космической разведки, которые отслеживали затем баллистическую
траекторию полёта ракет до момента поражения.
В 1999 году “стараниями”
украинских ракетчиков “Точка-У” прогремела на весь мир. 20 апреля
с полигона “Гончаровский”, расположенного в 130 км к северу
от Киева была запущена ракета, которая затем отклонилась от курса и в
15:05 угодила в жилой дом в Броварах, пробив девять этажей. В результате
трагического инцидента погибли 3 и были ранены 5 человек. К счастью, ракета
не была оснащена боеголовкой, иначе жертв было бы значительно больше.
В 2014-2015 комплексы “Точка-У” использовались украинскими вооружёнными силами в боевых действиях против армий ДНР и ЛНР. Сведений о поражении каких-либо целей единичными пусками не поступало. Последний известный пуск был перехвачен ПВО ДНР.