Двигатель ОБТ Т-90 “Владимир”

Т-90 ранних модификаций оснащены V-образным 12-цилиндровым четырёхтактным многотопливным дизельным двигателеммодели В-84МС жидкостного охлаждения с непосредственным впрыском топлива и приводным центробежным нагнетателем. В-84МС развивает максимальную мощность в 840 л.с. при 2000 об/мин.

На Т-90 поздних выпусков, Т-90А,С устанавливается двигатель модели В-92С2, представляющий собой модернизированный В-84 и отличающийся от него установкой турбокомпрессора и улучшенной конструкцией, что позволило повысить развиваемую двигателем мощность до 1000 л.с. при 2000 об/мин.

На новой модификации танка Т-90М установлен форсированный V-образный двигатель под индексом В-92С2Ф (он же В-93) мощностью 1130 л.с. Также прорабатывается вариант установки нового Х-образного дизеля В-99 (развитие серии 2В) мощностью 1200-1400 л. с.

Технические характеристики двигателей для ОБТ Т-90

ХарактеристикаДвигатель
Модель двигателяВ-92С2В-92С2Ф (В-93)
Тип двигателя4-х тактный, Ѵ-образный, 12-цилиндровый многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения с газотурбинным наддувом
Система смесеобразованияНепосредственный впрыск топлива
Мощность двигателя, кВт (л.с.)736 (1000)831 (1130)
Запас по крутящему моменту, %25
Частота вращения, с-1 (об/мин)33,3 (2000)
Диаметр цилиндра, мм150
Ход поршня, главный (прицепной), мм180(186,7)
Рабочий объем, л38,88
Удельный расход топлива, г/кВт.ч (г/л.с.ч), (минимальный)212 (156)215(158)
Ресурс, час12001000
Масса, кг10201100
Удельная мощность, кВт/кг (л.с./кг)0,72 (0,98)0,78 (1,07)
Максимальный крутящий момент, Н.м (кг.м)3920 (400)4521(461)
Минимальная температура холодного пуска-20°С
Рабочая температура окружающего воздухаот – 50 °С до +50 °С
Относительная влажность воздуха98% при 20 °С
Высота над уровнем моря, мдо 3000

Ходовая часть

Для Т-80 создали полностью переработанную ходовую часть. По причине возросшей мощности и веса понадобились новые ведущие и направляющие колёса, опорные и поддерживающие катки тоже были заменены. Также разработали гусеницы, отличающиеся обрезиненными беговыми дорожками и применили гидроамортизаторы вместе с усовершенствованными торсионными валами.

Телескопические амортизаторы считаются основной проблемой, но при этом беспроблемно и весьма быстро заменяются при необходимости.

Многие считают ходовую Т-80 самой лучшей, превосходящей используемые на Т-72 и Т-64. Вполне вероятно, что это правда, поскольку именно гусеница Т-80 перешла на новые версии Т-72 и Т-90.

Поводырь для уставшей «восьмидесятки»

Традиционно большинство любителей бронетанковой техники основное внимание уделяют собственно танкам, напрочь забывая о машинах технической поддержки и обеспечения

Между тем, важность такого элемента в системе бронетанкового вооружения и техники (БТВТ) очевидна. Одним из наиболее современных образцов отечественной бронетехники спецназначения стала бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У на базе танка Т-80У. Одним из наиболее современных образцов отечественной бронетехники спецназначения стала бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У на базе танка Т-80У

Одним из наиболее современных образцов отечественной бронетехники спецназначения стала бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-80У на базе танка Т-80У.

Тактико-технические характеристики (ТТХ)

Общая информация

  • Классификация — основной боевой танк;
  • Боевая масса – 42 т;
  • Компоновочная схема – классическая;
  • Экипаж – 3 человека;
  • Годы эксплуатации — с 1976 года;
  • Количество выпущенных – более 10 тысяч штук.

Бронирование

  • Тип брони — катаная и литая стальная и комбинированная, противоснарядная;
  • Динамическая защита — Контакт-1, Контакт-5.

Вооружение

  • Калибр и марка пушки — 125-мм 2А46-1;
  • Тип пушки — гладкоствольная пушка;
  • Длина ствола – 48 калибров;
  • Боекомплект пушки – 38;
  • Углы ВН: -5…+14°;
  • Дальность стрельбы – 3,7-5 км;
  • Прицелы — оптический прицел-дальномер ТПД-2-49, перископический ночной ТПН-3-49;
  • Пулемёты — 1 × 12,7-мм НСВТ, 1 × 7,62-мм ПКТ.

Подвижность

  • Тип и марка двигателя – ГТД-1000Т газотурбинный с воздушным охлаждением;
  • Мощность двигателя – 1000 л.с.;
  • Скорость по шоссе – 65 км/ч;
  • Скорость по пересеченной местности – 50 км/ч;
  • Запас хода по шоссе – 350 км;
  • Запас хода по пересеченной местности – 250 км;
  • Тип подвески — индивидуальная торсионная;
  • Удельное давление на грунт – 0,84  кг/см²;
  • Преодолеваемый подъём – 32 градуса;
  • Преодолеваемая стенка – 1 м;
  • Преодолеваемый ров — 2,85 м;
  • Преодолеваемый брод — 1,2 м.

Огневая мощь танка Т-14

Основное и дополнительное вооружение, характеристики

Основное орудие танка 125-мм гладкоствольная пушка с дистанционным цифровым управлением. Орудие совмещено с заряжающим аппаратом карусельного типа. Дальность стрельбы 7 км, скорострельность 12 выстрелов в минуту, боекомплект 40 снарядов. Танк может быть легко переоборудован на пушку калибра 152 мм, которая существенно повысит бронебойность, но при этом уменьшится боекомплект.

Пулеметное вооружения танка составляет зенитный пулемет «Корд» калибром 12.7 мм. Пулемет размещен в индивидуальной башни, управляется дистанционно. «Корд» способен поражать воздушные цели на расстоянии 1,5 км, в том числе низколетящие с высокой скоростью перемещения. Зенитный пулемет интегрирован в систему активной защиты танка.

Второй пулемет имеющийся на вооружении — танковый пулемет Калашникова (ПКТМ), он спарен с орудие и предназначен для поражения живой силы противника. Калибр пулемета 7,62 мм.

Система управления огнём и прицельные приборы

С целью повышения эффективности поражения техники и живой силы противника, на танке Т-14 «Армата» используется система управления огнем. Данная система отличается простотой управления. Захват и сопровождения цели похожи на управление танком в компьютерном игровом симуляторе.

На крыше танка установлены различные приборы и датчики, сведения с которых поступают в баллистический вычислитель, который автоматически производит необходимый расчёт и наведение орудия на цель. При наведении используются следующие данные:

  • Показания навигационной системы ГЛОНАСС;
  • Скорость ветра, температура и влажность воздуха;
  • Изгиб ствола орудия;
  • Показания гироскопа.

Комплекс управляемого вооружения

В танке «Армата» реализована возможность запуска ракет комплекса «Рефлекс-М», через ствол орудия. Управляемые ракеты предназначены для поражения танков и вертолетов противника, а также хорошо укрепленных наземных целей ( ДОТов, ДЗОТов).

Создание

Идея замены привычного дизельного двигателя на газотурбинную силовую установку (ГТД) витала в воздухе ещё с 1948 года, когда Старостенко проектировал тяжёлый танк с таким двигателем, к ней вернулись в 1955 году Чистяков и Оглоблин, разрабатывая Объект 278, а в 1957 году появились на свет первые образцы ГТД-1 мощностью 1000 л.с.

Но все эти танки так и остались проектами, и из-за курса правительства на новое вооружение, и из-за несовершенства тогдашних турбин.

Лишь в 1963 году была выпущена газотурбинная версия Т-64Т, получившая вертолётный ГТД мощностью 700 л.с. Инженеры ожидаемо столкнулись с проблемой очистки воздуха, которая доставляет хлопоты и в наши дни.

Из-за разработки США и Германией МВТ-70 было принято решение создать новый танк, превосходящий западный образец. Указ об этом подписали 16 апреля 1968 года.

В 1969 году появился Объект 219сп1, схожий с Т-64Т, но имевший ГДТ-1000Т, развивающий 1000 л.с., Объект 219сп2 получил глубоко усовершенствованную ходовую часть и башню, а 6 июля 1976 года, через 7 лет доработки, на свет появился и был принят на вооружение ОБТ Т-80.

Тактико-технические характеристики Т-80

  • Экипаж, чел.: 3
  • Компоновочная схема: классическая
  • Разработчик: Кировский завод
  • Производитель: Омсктрансмаш, Завод имени Малышева
  • Годы производства: 1976—1998
  • Количество выпущенных, шт.: более 10 000

Вес Т-80

— Т-80: 42,0 — Т-80У: 46,0

Размеры Т-80

  • Длина корпуса, мм: 6982
  • Длина с пушкой вперёд, мм: 9654
  • Ширина корпуса, мм: 3525
  • Высота, мм: 2193
  • Клиренс, мм: 450.

Броня Т-80

  • Тип брони: катаная и литая стальная и комбинированная, противоснарядная
  • Динамическая защита: Контакт-1, Контакт-5

Вооружение Т-80

  • Калибр и марка пушки: 125-мм 2А46-1
  • Тип пушки: гладкоствольная пушка
  • Длина ствола, калибров: 48
  • Боекомплект пушки: Т-80: 38; Т-80У: 42
  • Дальность стрельбы, км: ПТУР: 5,0; БОПС: 3,7
  • Прицелы: оптический прицел-дальномер ТПД-2-49, перископический ночной ТПН-3-49
  • Пулемёты: 1 × 12,7-мм НСВТ; 1 × 7,62-мм ПКТ.

Двигатель Т-80

Тип двигателя: ГТД-1000Т

Мощность двигателя, л. с.:

  • Т-80: 1000
  • Т-80БВ: 1100
  • Т-80У: 1250

Скорость Т-80

— Скорость по шоссе, км/ч: Т-80: 65; Т-80У: 70 — Скорость по пересечённой местности, км/ч: Т-80: 50; Т-80У: 60

  • Запас хода по шоссе, км: 350
  • Запас хода по пересечённой местности, км: 250
  • Удельная мощность, л. с./т: Т-80: 23,5; Т-80У: 27,1
  • Тип подвески: индивидуальная торсионная
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,84
  • Преодолеваемый подъём, град.: 32°
  • Преодолеваемая стенка, м: 1,0
  • Преодолеваемый ров, м: 2,85
  • Преодолеваемый брод, м: 1,2 (1,8 с предварительной подготовкой; 5,0 с ОПВТ).

Танк будущего

Наконец в 1995 году с требованиями к перспективному танку FMBT (Future Main Battle Tank — «основной боевой танк будущего») примерно определились. Основным параметром должно было стать радикальное снижение веса — до 40 тонн. Достигалось это несколькими путями.

Проект 40-тонного перспективного ОБТ FMBT

Во-первых, с помощью отказа от обычной брони в пользу активной. Работы велись как над продвинутыми комплексами активной защиты, уничтожающими ПТУРы (противотанковые управляемые ракеты) и «ломики» БОПС (бронебойные оперённые подкалиберные снаряды), так и над созданием принципиальной нового типа бронирования — электромагнитной брони. Попавший в такую броню снаряд вызывал бы мощный электрический импульс, выстреливающий в сторону угрозы металлическую пластину. От обычной ДЗ этот способ отличался высокой эффективностью против кинетических снарядов, а также возможностью применять её на любом типе техники, даже на лёгкой. В более продвинутом варианте по всей броне размещались датчики, обнаруживающие попадание и, определив его тип, за микросекунды создающие нужную, а главное экономную, ответную реакцию. В итоге броня толщиной в 40-50 мм ничем не уступала по стойкости плитам метровой толщины.

Работа КАЗ (комплекса активной защиты) на FMBT

Как и в задумке РЭНД, экипаж FMBT составили два человека. Но воевали они далеко не в одиночку. Камеры танка создавали полную картину окружающей обстановки и передавали её не только экипажу, но и в штаб. Благодаря непрерывной связи с командованием создавалось настоящее виртуальное поле боя. По сути, командир танка теперь сидел не в самой машине, а в штабе, далеко в тылу. Основное оружие бронеединицы — орудие калибра 90-100 мм с жидким метательным веществом, обеспечивающим начальную скорость снаряда в 3000 м/с. Этого хватало даже для поражения целей, недоступных для 140-мм орудий.

Макет FMBT в сравнении с «Абрамсом»

И это было только начало. Если FMBT, запланированный в серию к 2010 году, был достаточно реалистичен, то дальше мечты военных ушли совсем в фантастику. Сначала на танк должны были встать электромагнитные орудия калибром 40-50 мм. С появлением новых источников энергии его можно было бы снизить даже до 30 мм, сохранив возможность поражать цели с любым уровнем бронирования. Эти же орудия можно сделать автоматическими, превратив танк в универсальную боевую единицу, способную даже выполнять роль ПВО и ПРО (противовоздушной и противоракетной обороны). Обычный КАЗ (комплекс активной защиты) заменялся на лазер, сжигающий ракеты и повреждающий снаряды. В освободившееся от боекомплекта место можно было посадить двух бойцов в виртуальной реальности управляющих целыми подразделениями роботов-танков поддержки.

Проект перспективного ОБТ 2040-х годов

Обратите внимание на панели, предназначенные для получения энергии со спутников при помощи микроволнового излучения

Облегчённый вариант М1А3

В новых реалиях американские военные смотрят на ОБТ, с одной стороны, как на машину поддержки, способную прикрыть пехоту огнём, и, с другой стороны, достаточно защищённую для размещения важной электроники — например, серверов подразделений роботов-танков. Но пока это всего лишь планы, и ситуация может в корне измениться

Исторический экскурс


Танк Т-64 60-е и 70-е годы прошлого столетия для советского танкостроения ознаменовались двумя главными направлениями работы. Борьбой за живучесть боевой машины и созданием более мощного двигателя, который обеспечивал бы и скорость, и маневренность. Прежде чем добиться результата было пройдено несколько этапов:

  • 1964 г. — решение ЦК КПСС о создании нового танка, главными характеристиками которого должны стать — запас хода не менее 450 км и мощность двигателя — 1000 л.с. Дизельный двигатель для достижения такой мощности нуждался в увеличении системы охлаждения и, соответственно, к увеличению габаритов танка;
  • Начало 60-х — создание на Харьковском заводе танка Т-64 (700 л.с.). Танк — в целом неудачный, двигатель взят на вооружение Кировским заводом в Ленинграде;
  • 1968-1974 гг. — проходят испытания объекта 219 (в последствии Т-80);
  • 1973 г. — начало серийного производства танка Т-72 «Урал» (840 л.с.) на нижнетагильском Уралвагонзаводе;


Танк Т-72

  • 1976 г. первый в мире танк с газотурбинным двигателем Т-80 (1000 л.с.) принят на вооружение в Советской Армии;
  • 1978 г. появляются модификации танка —Т-80Б и Т-80 БК;
  • 1985 г. стала серийно использоваться система дистанционной защиты от снарядов. В этом же году создаются еще две модификации — Т-80 БВ и Т −80 УМ-1.

Трем, разработанным почти одновременно, моделям среднего танка, была уготована разная судьба. Производство Т-64, как не очень удачного, прекратилось. Танк Т-72 (неофициальное название — «коммерческий»), оставаясь на вооружении в некоторых частях и соединениях СА, с 1976 г. стал массово экспортироваться как в страны Варшавского Договора, так и ряд других (в Финляндию, Индию, Иран, Ирак, Сирию, Югославию). Некоторым странам были проданы лицензии на производство танка «Урал».

Десятки, а то и сотни параметров, характеристик, дающих оценку техническому и боевому уровню танка можно разделены на три группы. А именно: броневая защита, огневая мощь, маневренность как на марше, так и на поле боя. Это и основные параметры ТТХ танка Т-80, и главная забота создателей машины.

Заключительные замечания

В ходе модернизации трех основных боевых танков России за
прошедшие годы, прежде всего, значительно улучшены огневая мощь и защита. С
введением прицельного устройства “Сосна-У” с мощным французским
тепловизором ликвидировано более, чем десятилетнее отставание в ведении ночного
боя. Особенно модели Т-72Б3/Б4 и Т-90М с новой 125 мм гладкоствольной пушкой 2
А46М-5 и современной системой управления огнем “Калина” по уровню
огневой мощи почти догнали танк Т-14 “Армата”. Целенаправленно
улучшена защищенность, среди прочего, благодаря использованию самой мощной динамической
брони типа “Реликт”.

Динамическая броня “Реликт”

С другой стороны, в настоящей статье также показано, что
правительство России не смогло реализовать объявленное в 2015 г. полноценное
восстановление сухопутных войск путем введения разнообразных новых боевых машин.
Вместо этого оно инициировало комплексную программу модернизации представленных
моделей основных боевых танков. Возможно, это решение обусловлено множеством
причин – как, например, стоимость.

Новые боевые машины, представленные в 2015 г. частично
характеризуются значительным увеличением сложности, из-за чего, вероятно, будут
иметь цену за единицу порядка 6-7 млн. евро. С сокращающимся оборонным бюджетом
удалось бы достигнуть только минимальных показателей норм производства – в результате
поступление в войска значительного количества отложено на длительный срок.

Возможно, с одной стороны, российская оборонная
промышленность была не в состоянии, изготавливать особенно сложные опто-электронные
комплектующие с необходимым стабильным качеством и в требуемом количестве.
После распада Советского Союза в военной промышленности имели место
многочисленные распады производств, а также приватизации компаний со
значительным сокращением производственных мощностей. В пользу этого говорит,
например, обращение к современному прицельному устройству из Беларуси (с
тепловизором из Франции).

Прицельный комплекс “Сосна-У”

С другой стороны, очевидно стремление к сохранению всех возможных
производств танков. Даже деактивированный танковый завод в Омске снова
обеспечен новыми заказами. Как следствие, за обозримый промежуток времени
произошло оснащение ВС России относительно современными боевыми машинами.

Реактивация Омского танкового завода может быть также связана
с сильным влиянием местных политиков, нацеленных на возрождение промышленности
в этом регионе. Повышение боевой ценности нескольких типов танков в
относительно большом количестве позволяет сохранять больше рабочих мест. Напротив,
очень сложные системы изготавливаются крайне ограниченными партиями.

В целом, снова упущен шанс использовать паузу в планировании
для упрощения логистики и стандартизации. В ближайшие 10-15 лет снова потребуется
обеспечивать три типа ОБТ различными комплектующими в таких логистически
критических областях, как привод и трансмиссия. Но также весьма вероятно, что
дизельные модели имели бы значительные проблемы в арктическом климате,
например, при холодном старте.

Российская система активной защиты “Арена-Е”
демонстрировалась на каждой выставке вооружений, начиная с 1992 г. Недостатками
этой версии, среди прочего, были размер и расположение сенсорной головки. С
2012 г. представляется новая версия “Арена-2” со значительно меньшими
компонентами. Примечательно, что ни в одном из модернизированных боевых танков
России эта система защиты не установлена. Не обнаружены на обновленных боевых
танках и компоненты системы активной защиты “Афганит”, представленные
в 2015 г. на новых боевых машинах. О вероятных причинах можно только дискутировать.

Хотя в течение многих лет в России, как и на Западе.
разрабатывается информационная система боевого управления (СБУ) для сухопутных
войск, ни в одной статье (в Интернете) не упоминается, что такая система установлена
в модернизированных версиях. О возможных причинах можно только догадываться: затраты,
техническая зрелость, доступность всех необходимых компонентов и т. д. Остается
открытым вопрос, разработана ли новая радиостанция Р-168-25 У-2 также и для обмен
данными в будущей СБУ.

Возможно для российской стороны основанием для принятия
решения служит то, что в настоящее время на Западе также предпринимаются усилия
по повышению боевой эффективности старых танков. Но только в отдельных случаях присутствуют
конкретные планы по разработке боевых машин будущего. Запланированное введение
в строй имеет перспективу около 16-20 лет, а будут ли в итоге эти проекты
успешно введены в серию, по опыту, довольно сомнительно.

По материалам журнала
“Europäische Sicherheit & Technik”

Нелегкая участь легких танков

В начале войны основную массу советских танков составляли легкие машины, самыми распространенными среди которых были различные модификации танка сопровождения пехоты Т-26 и маневренные колесно-гусеничные танки серии БТ. Советские легкие танки разных лет, машины на их шасси и послевоенная воздушно-десантная бронетехника расположены в павильоне № 3.

Главной особенностью танков БТ («быстроходный танк»), выпускавшихся на Харьковском заводе им. Коминтерна, была способность двигаться по дорогам на колесном ходу со снятыми гусеницами, а потом за полчаса устанавливать гусеничный ход перед началом боя. Идея такой ходовой части была разработана американцем Уолтером Кристи, поэтому танки БТ назывались еще «танками типа Кристи». Но эти машины не были предназначены для войны «на дорогах» (хотя в последнее время в литературе нередко встречаются подобные утверждения). Колесный ход использовался только при оперативных перебросках для сохранения ходовой части и дорожного полотна. Развитие колесно-гусеничных танков фактически прекратилось в 1939 году после того, как был создан гусеничный танк А-32 предшественник Т-34. Индивидуальную подвеску «типа Кристи» конструкторы сохранили, а чуть позже использовали и при разработке гусеничного Т-34.

Большинство БТ было потеряно в первые месяцы войны, но уцелевшие машины продолжали воевать на советско-германском фронте еще в 1944 году, а последний раз БТ участвовали в боях в августе 1945 года с японскими войсками.

В тяжелых условиях начала войны, когда основные танкостроительные предприятия эвакуировались на восток, а другие заводы еще только осваивали выпуск средних и тяжелых машин, роль легких танков, использующих автомобильные агрегаты, трудно было переоценить. Одним из них был легкий плавающий танк Т-40. Чтобы увеличить выпуск Т-40, его производили и в «сухопутном» варианте. Одновременно под руководством Николая Александровича Астрова на заводе № 37 на его основе разработали танк Т-60 с усиленным бронированием и 20-мм пушкой. Танки, созданные для разведки, вынужденно использовались для поддержки атак пехоты. Вооружение и бронирование Т-60 было недостаточно мощным. Поэтому на легкий танк Т-70, созданный под руководством Астрова уже на Горьковском автозаводе в 1942 году, установили 45-мм пушку, а толщину лобовой брони довели до 40 мм. Т-70 получил также оригинальную силовую установку из последовательно спаренных двигателей. Боевую эффективность Т-70 снижали несколько существенных особенностей: командир в одноместной башне был одновременно и наводчиком, и заряжающим, а карбюраторная силовая установка у правого борта повышала уязвимость и пожароопасность танка. Однако Т-70 выполнил свою задачу поддерживал боеспособность танковых подразделений до насыщения их танками Т-34 и оказался, таким образом, вторым по массовости советским танком, служившим в действующей армии.

Конструктивные особенности

Инженеры, техники, конструкторы танка Т-80 смогли наконец создать первый в мире успешный газотурбинный двигатель (ГТД). Ведь разработки начались практически после Великой отечественной войны.

Поставленный на серийное производство двигатель стал более экономичным и всеядным (работает на любом топливе от дизельного до авиационного керосина). Система очистки воздуха от пыли удерживает до 97% пылевых частиц. Отсутствие такой системы и было главным недостатком предыдущих моделей ГТД.


Динамическая защита на танке Т-80

Наряду с серийным применением газотурбинного двигателя, создатели танка Т-80 и его модификаций, внесли огромный вклад в разработку и внедрение беспрецедентной системы защиты от различных видов противотанковых средств, что многократно улучшило ТТХ танка Т-80. В первую очередь, это многослойная металлокерамическая броня и динамическая защита.

Динамическая защита (ДЗ)— разновидность дополнительной защиты танков и другой бронетехники. Она представляет собой металлические контейнеры, наполненные небольшим количеством взрывчатого вещества и прикрепленные к основной броне. Принцип действия такой защиты в направленном взрыве, который разрушает кумулятивную струю противотанковой ракеты или артиллерийского снаряда.

Контакт-1

динамическая защита которую стали устанавливать в 1985 году на танк Т-80

Разработка ДЗ началась еще в годы Великой отечественной войны. Но на стадии завершающих испытаний система оказалась в начале 80-х гг. В 1985 году динамическую защиту, получившую название «Контакт-1», стали серийно устанавливать на различные виды боевой техники, в том числе и на танк Т-80 (модификация Т-80Б).

Вероятность поражения танка, оснащенного новой защитой, уменьшилась почти в 2 раза. Но только от кумулятивного снаряда. Появление в 1986 г. второго поколения динамической защиты «Контакт-5» обеспечило частичную защиту (в 1,2 раза) танка от бронебойных подкалиберных снарядов. Элементы ДЗ первого и второго поколения взаимозаменяемые.

Основные цели и задания танка Т-80

Применение ГТД в танках позволило существенно поднять их боевые и эксплуатационные характеристики, в том числе средние скорости движения и энерговооруженность танка. Поскольку газотурбинный двигатель, в отличие от дизельного, не требовал разогрева перед запуском, его применение должно было значительно повысить боеготовность танка в зимних условиях, сократив время на его подготовку к выходу.

Разработчикам удалось в значительной степени решить проблему защищенности газотурбинной установки от воздействия пыли, создав воздухоочистительные устройства, улавливавшие 97% пылевых частиц. Благодаря этому танк Т-80 оказался способен эффективно применяться в самых различных географических районах и погодно-климатических условиях.

Реальный опыт боевого применения Т-80 оказался весьма далек от когда-то запланированного стремительного броска самых скоростных советских танков по Западной Европе к Ла-Маншу. После не особо продолжительного и массового участия этих довольно дорогостоящих в производстве и эксплуатации танков в ряде локальных конфликтов они в своем большинстве были поставлены на длительную консервацию, за исключением вооружения ими немногих «парадных» частей.

Ходовая часть

Для Т-80 создали полностью переработанную ходовую часть. По причине возросшей мощности и веса понадобились новые ведущие и направляющие колёса, опорные и поддерживающие катки тоже были заменены. Также разработали гусеницы, отличающиеся обрезиненными беговыми дорожками и применили гидроамортизаторы вместе с усовершенствованными торсионными валами.

Телескопические амортизаторы считаются основной проблемой, но при этом беспроблемно и весьма быстро заменяются при необходимости.

Многие считают ходовую Т-80 самой лучшей, превосходящей используемые на Т-72 и Т-64. Вполне вероятно, что это правда, поскольку именно гусеница Т-80 перешла на новые версии Т-72 и Т-90.

Самый быстрый танк СССР

В 1978 году Т-80Б называли “танком Ла-Манша”. Потому что в сценариях военных игр предполагалось, что они достигнут Ла-Манша за пять дней.

Хотя его газотурбинный двигатель сделал Т-80 первым танком, способным развивать скорость более 70 км/ч, он был легким и мог быстро прогреваться даже в разгар зимы. Он был дорогим, потреблял топливо с пугающей скоростью. И был гораздо более уязвимым к грязи и пыли, чем дизели.

Вдобавок ко всему, каждый Т-80 стоил 3 миллиона долларов, что в 3,5 раза превышает стоимость Т-64А.

Уравновешиванием всех доводов в пользу списания Т-80 как ошибки из лучших побуждений, были экономические последствия закрытия заводов и сокращения рабочих. Таким образом, продолжалось относительное сокращение производства, а также ряд попыток улучшить модель.

В 1991 году в Харькове, который считался главным советским танковым заводом, было построено 800 Т-80УД. Производство Т-80У на Ленинградском Кировском заводе прекратилось в 1990 году, незадолго до распада СССР.

А последние Т-80Б были выпущены на заводе “Трансмаш” в Омске в 2001 году. В результате чего их общее количество достигло 7066 единиц.

Среди усовершенствований Т-80 был Т-80БВ с динамической защитой “Контакт-1”. На Т-80У установлены обновленная система контроля за огнем 1А45 и управляемый ракетный комплекс 9К119 “Рефлекс”. В Т-80УД турбина была заменена на дизель.

Корпус

Корпус сварной, имеет сильно дифференцированную защиту. Лобовой лист состоит из комбинированной металлокерамической брони и расположен под углом 65°, остальные части произведены из монолитной стальной брони.

Борта Т-80 прикрыты резинотканевыми экранами, защищающими от кумулятивных снарядов.

Изнутри, в боевом отделении, листы брони покрыты полимерным подбоем специального состава, защищающего не только от осколков, но и от гамма-излучения вместе с нейтронным.

Дополнительно имеется плита под местом механика-водителя, защищающая его от облучения на заражённой местности.

Также имеется полуавтоматическая система коллективной защиты, состоящая из прибора радиационной разведки, фильтровентиляционной установки и уплотнений корпуса и башни.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий