Т-55 (танк): боевое применение
Танки данного семейства не единожды выходили победителями в сражениях с машинами стран НАТО в разных уголках планеты. Зачастую танк Т-55, фото которого можно встретить в военных изданиях разных стран, противостоял более современным машинам. Тем не менее при хорошем уровне подготовки экипажа, советские танки оказывали достойное сопротивление.
Больше всего эти боевые машины применялись в арабо-израильских, ирано-иракских, афганистанских, югославских противостояниях, а также в операции «Буря в пустыне». В этих сражениях советскому танку приходилось воевать с американскими «Амбрамсами» (М60А1, М60А3 и М1А1), английскими «Центурионами» (Мк10, Мк13) и «Чифтенами», а также с израильскими «Мервавами». Танкисты, поучаствовавшие в перечисленных войнах, в основном положительно отзывались о работе Т-55.
К примеру, капитан Мухаммед – участник арабско-израильских противостояний, бывший командир танковой бригады Египта, на вопрос о бронетанковой технике, с которой ему довелось столкнуться в ходе войны, ответил так: «Если бы мне пришлось воевать на английских или американских танках, а не на Т-55, то я сейчас не стоял бы перед вами». По словам капитана, все потери танков со стороны египтян происходили из-за низкой квалификации экипажей и командиров, которые попросту не умели грамотно пользоваться техникой. Когда М60А1 и «Центурионы» сталкивались со специалистами на Т-55, первым приходилось отступать.
На поле боя ирано-иракской войны иракские бойцы на Т-55 с успехом противостояли английским «Чифтенам». В операции «Буря в пустыне» борьба иракских машин Т-55 с новыми американскими танками на «Абраме» была неравной. Тем не менее американские танкисты, участвующие в этой операции, в последующих интервью признавались, что в большинстве случаев, обнаружив иракских танкистов, они старались не вступать с ними в прямой бой. Для уничтожения Т-55 американцы прибегали к артиллерийскому огню или армейской авиации. В крайнем случае, они обходили противника со стороны и атаковали огнем с ПТРК с дальности, на которой ответный огонь Т-55 был малоэффективен. Статистика поражений иракских танков подтверждает эти данные – 75% поражений приходилось на тыльные и бортовые проекции. Таких показателей не было в истории предшествующих войн, в которых массово использовались танки.
Эксплуатация танка Т-55 в югославских сражениях началась осенью 1991 года. Несмотря на то, что на тот момент эти машины считались устаревшими, они хорошо себя показали на поле боя. Экипажи компенсировали слабость бортовой броневой защиты, с помощью навешивания на корпуса и башни простых мешков с песком. Часто эта нехитрая мера сказывалась на исходе боя. К примеру, средний танк т-55 под именем MARINA, защищенный мешками, однажды выдержал попадание двух ПТУР. Более того, после этого экипаж танка нейтрализовал два вражеских бронированных авто, грузовик и танк.
На сегодняшний день танк Т-55, характеристики которого мы рассмотрели, широко применяется в Афганистане. Несмотря на то что с момента поставки в Афганистан советских танков прошло более двух десятков лет, они до сих пор находятся в строю и активно используются на поле боя. Это при том, что с тех пор, как боевые машины поступили в страну, к ним не поставлялись запчасти, а качественного обслуживания и регламентных работ не проводилось. Афганские танкисты в один голос твердят, что танк Т-55, технические характеристики которого всегда были на высоте, является лучшим в своем классе.
Благодаря мощной нарезной пушке танка, его можно применять в гористой местности для атаки как прямой наводкой, так и с закрытых позиций. При этом дальность стрельбы этой машины составляет немногим более 15 километров. Высокий уровень защищенности и точности стрельбы из всех видов вооружения сделали из танка одно из наиболее эффективных средств поражения укрепленных огневых позиций талибов в горах.
Танк Т-55 является легендарной машиной. Лучшим подтверждением тому выступают восторженные отзывы военных и огромное количество модернизаций, которые он пережил.
Т-54/55: «Калашниковы» среди танков
Во время войны был накоплен большой опыт использования бронетехники, который требовалось применить на практике. Танк Т-54 стал первым серийным послевоенным танком в СССР. История создания Т-54 неотделима от истории Т-44, так как обе эти машины разрабатывались для замены Т-34-85. Многие наработки Т-44 были использованы в Т-54 и Т-55.
После ряда экспериментов с 100-мм пушкой, которая должна была сменить устаревшую 85-мм, осенью 1944 года проект нового танка под названием Т-54 был одобрен к реализации. Танк серийно выпускался с 1947 по 1958 годы, постоянно модифицируясь. По боевым качествам он превосходил все известные средние танки. Кроме СССР Т-54 выпускался в Китае, Корее, Чехословакии и Польше общим числом 20 375 танков.
Танк Т-54
С 1958 года выпускается модификация Т-55. Это первый в мире серийный танк, предназначенный для ведения боевых действий в условиях применения ядерного оружия. Также он стал первым танком, на котором в ходе капитальной модернизации в 1980-е годы был установлен комплекс активной защиты, уничтожавший или ослаблявший действие боевого снаряда противника. Серийно производился в Польше, Румынии и Чехословакии. Всего было выпущено 23 600 машин.
Т-54 и Т-55 получили широкое распространение по всему миру и участвовали в большинстве локальных конфликтов второй половины XX века. Благодаря своей простоте и высокой надежности они до сих пор стоят на вооружении многих стран.
Модернизация танка Т-55
Появление нового советского танка на долгие годы определило пути развития не только отечественного танкостроения, но и оказало влияние на строительство танков за рубежом. Машина получилась с огромным технологическим ресурсом, который позволял осуществлять уже в процессе серийного выпуска безболезненные модернизации изделия. Наиболее успешная модернизация танка Т-55 была произведена в 1983 году. Свет увидела новая машина Т-55 АМ. За счет незначительных капиталовложений на танке удалось существенно увеличить стойкость броневой защиты, сохранив при этом основную подвижность машины на прежнем уровне. Модернизированный танк получил новый дизельный двигатель В-46-5МСВ, мощность которого была выше прежней двигательной установки на 100 л.с.
Основная цель, которую преследовала модернизация танков Т-55, стало приведение серийных изделий в соответствие с новыми стандартами. На машину устанавливалось новое оборудование, благодаря которому повышались огневые характеристики танка, улучшалась система управления боевой машиной. Основные изменения в конструкции были внесены уже по результатам боевого применения танков в Афганистане, где танковые части входили в составе ограниченного контингента Советских войск в ДРА.
Советский средний танк Т-55 надолго стал одним из основных танков Советских Вооруженных Сил. Машина стала базовой платформой для последующих разработок в области танкостроения. Высокие характеристики танка обозначили его широкую сферу применения и географию эксплуатации. Советская машина успешно зарекомендовала себя и в песках пустыни, и в горах. Недаром во многих странах мира танк Т-55 продолжает оставаться на вооружении. Несмотря на то, что модернизация машины Т-55 существенно приблизила ее к уровню основных бронированных машин нового поколения, советский танк на сегодняшний день имеет статус ветерана. Его боевое применение и эксплуатация имеет ограниченный характер.
Примечания и ссылки
Библиография
- (en) Джеймс Киннер и Стивен Л. Сьюэлл , советский основной боевой танк Т-55 , Оксфорд, Osprey Publishing,2019 г.( ISBN )
- (ru) Стивен Дж. Залога , Основные боевые танки Т-54 и Т-55 1944-2004 гг. , т. 102, Oxford, Osprey Publishing, сб. «Новый Авангард»,2004 г.( ISBN )
Внешние ссылки
(ru) подробная статья о Т-54 и Т-55
Транспорт солдат по российской армии | |
---|---|
Основной боевой танк | Т-90 · Поставка: Армата / Т-14 Армата |
Боевой танк | Т-72 · Т-80 |
Самоходная пушка | На колесах: МАЗ-543 / А-222 Берег · Шенилле: Т-80 / 2С19 Мста · МТ-ЛБУ / 2С1 Гвоздика · Шасси GM / 2S3 Акация · Шасси GM / 2S5 Гиацинт-С · Т-80 / 2S7 Пион · В проект: Армата / 2С35 Коалиция-СВ |
Самоходный миномет | БМП-3 / 2С31 Вена · МТ-ЛБУ / 2С4 · сбрасываемый : 2С9 |
Истребитель танков | Воздушная капля : 2С25 Спрут-СД |
Реактивная установка залпового огня | На колесах: ЗИЛ 131 / БМ-14 · Оурал-375 / БМ-21 Град · ЗИЛ-135 / БМ-27 Ураган · МАЗ-543 / БМ-30 Смерч · КамАЗ-6350 1 / 9А52-4 Торнадо · Колея: Т -72 / ТОС-1 |
Огнемётный танк | Т-72 / БМО-Т |
Боевая машина пехоты | Армата / Т-15 Армата · БМП / БМП-1 · БМП / БМП-2 · БМП / БМП-3 · Т-55 / БТР-Т · Т-72 / Армата / БМПТ · Планируется: Армата / Курганец-25 · сбрасываемый : БМД-1 · БМД-2 · БМД-3 · БМД-4 · Корпус морской пехоты : ПТ-76 · Дрон наземный: Уран-9 |
Бронетранспортер ( механизированная бронированная пехота и армия) | Камаз Тайфун · Уральский Тайфун · МТ-ЛБ · БТР / БТР-60 · БТР / БТР-70 · БТР / БТР-80 · БТР / БТР-90 · сбрасываемые : БТР-Д , БТР-МД · Планируется: Армата / Курганец – 25 , Бумеранг (автомобиль) |
Зенитная машина | Рама ГМ / ЗСУ-23-4 · КамАЗ-6560 и Витязь ДТ / ПАНЦИР-С1 · Шасси ГМ / 2К22 Тунгуска · Шасси ГМ , МЗКТ-6922 и Витязь ДТ / 9К330 Тор-М1 (ракетная РЛС-ПК) · Шасси ГМ и МЗКТ-6922 / 9К37 Бук-М1-2 (ракетная РЛС-ПК) · БРДМ-2 / 9К31 Стрела-1 · БАЗ-5937 / 9К33 Оса · МТ-ЛБ / 9К35 Стрела-10 · КамАЗ-65225 / Пересвет (лазер) · Сбрасываемые : БТР-Д · В проекте: БМП / 2С38 |
Автотранспорт / Легкий грузовик на бездорожье неэкранированный | УАЗ-469 · УАЗ-452 · УАЗ Патриот · ПТС (автомобиль-амфибия) · ПТС-М · ЛуАЗ-967 · В проекте: УАЗ Скорпион-2М |
Автомобиль связи ( мотопехота ) / доставка | ИМЗ М-72 |
Ракетный тягач-монтажник-пусковая установка | Зенитная машина : МАЗ-7310 и Витязь ДТ / С-300 (ракетная РЛС-ПК) · БАЗ-6909 / С-400 (ракетная РЛС-ПК) · Планируется: БАЗ-6909 6 / С-500 · Ракетная крылатая тактика ( береговая Обороны ) ЗИЛ-135 / 4К44б Редут , МАЗ-543 / 4К51 Рубеж , МЗКТ-7930 / 3К60 Бал , МЗКТ-7930 / К-300П Бастион-П · Ракета крылатая стратегическая: МАЗ-543 / РК-55 · Ракета баллистическая тактическая короткая дальность : БАЗ-5937 / ОТР-21 Точка · МЗКТ-7930 / Искандер · Баллистическая ракета межконтинентальная / стратегическая: МАЗ-7917 / РТ-2ПМ Тополь / Тополь-М · МЗКТ-79221 / РС 24 Ярс · Планируется: КамАЗ-7850 / Тополь-М |
Радиолокационная машина | БАЗ-6909 /6402 · МТ-ЛБУ / ЭПРП-1 · КамАЗ-5350 / Каста 2Э · МТ- ЛБУ Зоопарк-1 · МЗКТ-7930 / Монолит |
Передача инфекции | КамАЗ-6350 1 / МИК-МКС · КамАЗ-4350 |
Электронная война | БАЗ-6910 / КамАЗ-6350 / Красуха · КамАЗ-6350 / Москва-1 · МТ-ЛБ / БТР / Борисоглебск 2 · КамАЗ-5350 / РБ-636АМ2 «Свет-КУ» · МТ-ЛБ / СПР-2 · БТР / инфауна · Урал-4320 / Автобаза · КамАЗ-5350 / R-330Zj (Житель) · Урал-4320 / Р-330КМК (Диабазол) · КамАЗ-5350 / РБ-341В · КамАЗ-5350 / Мурманск-БН · МАЗ-6317 / Репеллент-1 · В испытаниях: КамАЗ-6350 / Дивноморье. |
Автомобиль из команды | Поляна-Д4 · Ранжир · МТ-ЛБУ |
Транспортер-цистерна | КЗКТ-7428 · МАЗ-537 · КамАЗ-65225 |
Артиллерийский тягач | 9T260 |
Военный автомобиль из признания или мониторинга | БРДМ-2 · ГАЗ 2330 ТИГР · Iveco LMV · БПМ-97 · Булат · АМ-1 (квадроцикл) · ТТМ-1901 · falcatus (автомобиль) |
Военная инженерная машина и танк и строительная машина | БТР-50 · Т-72 / ИМР-2 · Т-90 / ИМР-3 · МАЗ-538 · МНИИ «Жук» · МАЗ-538 / ТМК-2 ( слайсер ) · КамАЗ-6350 / КРВД ( увлекательный ) · Понтонье : КрАЗ-255 / ПМП (плавучий мост) · КамАЗ-6350 / ПП-91М · ПММ-2М · ГСП-55 · МЗКТ-7930 / ТММ-6 · МТУ-90 · МТУ-55 · Дрон наземный: Уран-14 |
Резервуар-эвакуатор / Спасательная машина | БРЭМ |
Горная машина / Разминированный танк | Добыча : ГМЗ-3 · Разминирование : 2С1 Гвоздика / УР-77 · Т-72 / БМР-3 · Дрон наземный: Уран-6 · Т-90 / Проход |
Пожарные | МТ-ЛБУ · ГПМ-54 |
Логистика | Урал-4320 · Урал-5323 · КрАЗ-255 · Урал-375 · ГАЗ-3308 · ЗИЛ 131 · ГАЗ-66 · ЗиЛ-4334 · КамАЗ-4350 · КамАЗ-5350 · КамАЗ-6350 · КамАЗ-65225 · Витязь ДТ · ГАЗ-3351 · КамАЗ-4310 |
Дрон- перевозчик воздуха | МТ-ЛБ / Яковлев Пчела-1Т · ЗИЛ-135 / Туполев Ту-143 |
Космические войска | ЗИЛ-2906 · ЗИЛ-4906 |
подготовка военных | Шасси ГМ / 2К11 Круг (управляемая ракета) |
Снят с вооружения в 2000-е гг. | Т-54 / Т-55 · Т-62 · Т-64 · Шасси ГМ / 2К12 Куб · РЛС АТ-Т / П-40 · бронепоезд / РТ-23 Молодец |
Вооруженные Силы Российской Федерации : · ВМФ · Авиация · Земля · Ракеты стратегического назначения · Воздушно-десантные войска · Космические войска. |
Вооружение
Т-55 остался вооружён 100 мм пушкой Д-10Т. В середине 40-х годов это орудие было выше всяких похвал, но в начале 60-х годов уже явно устаревало, несмотря на установку эжектора и стабилизацию в двух плоскостях. Пробиваемость каморных снарядов семейства БР-412 на километровой дистанции не превышала 185мм брони. Однако конструкторы приложили впечатляющие усилия для сохранения эффективности орудия. Уже в 1961 году боекомплект пополнился невращающимся кумулятивным снарядом 3БК5.
Снаряжённый килограммом вещества A-IX-1, он мог пробить до 380мм брони. Позже его дополнили подкалиберным снарядом с отделяющимся поддоном 3БМ-8, который на дальности в 1000м пробивал до 272мм брони.
Оперённый подкалиберный снаряд 3БМ25, появившийся на танках Т-55 версий М и АМ, на километровой дальности мог пробить 290мм брони, а кумулятивный снаряд 3БК17М с медной кумулятивной воронкой и зарядом из окфола, имел пробиваемость в 390мм. Пробиваемость ракеты «Бастион», наводившейся по лазеру и запускаемой из ствола пушки – 600 мм брони за динамической защитой. Были усовершенствованы и осколочно-фугасные снаряды танка. На смену ОФ-412 пришёл 3ОФ32 снаряженный 1,7кг гексала.
Спаренный с пушкой пулемёт СГМТ в ходе производства заменили на ПКТ, а курсовой пулемёт в лобовом листе упразднили уже на Т-55А. Зенитный пулемёт на танк первоначально не устанавливался, но к концу 60-х годов, в связи с растущей угрозой боевых вертолётов, Т-55 оснастили турелью с пулемётом ДШК.
Т-14: непобедимая «Армата»
Перспективный танк Т-14 на универсальной гусеничной платформе «Армата» − новейшая разработка уральских конструкторов. Впервые танк был представлен на Параде Победы 2015 года. Это первый серийный танк, разработанный для применения в составе автоматизированной системы управления войсками (АСУВ). Т-14 снабжен современными средствами обнаружения противника и может использоваться как машина разведки, целеуказания и корректировки огня.
Танк Т-14 «Армата»
Кроме того, в Т-14 впервые реализована схема необитаемой башни. Экипаж машины надежно защищен бронекапсулой. Танк малозаметен в различных диапазонах, а также оснащен активной защитой «Афганит», которая перехватывает снаряды противника. Комплекс защиты «Малахит» способен отражать ракеты РПГ и ПТРК. Снаряды Т-14 способны пробивать броню толщиной в 1 метр.
До конца 2021 года в российскую армию будут поставлены 132 единицы танков Т-14, а первые машины поступят уже в этом году. Уралвагонзавод ведет дальнейшую работу по развитию семейства «Армата», результаты которой на десятилетия зададут тон в мировом танкостроении.
Предпосылки для создания
В начале 60-х годов прошлого столетия в Советском Союзе, во время тестирования ядерного оружия, неоднократно проверялось влияние поражающих факторов атомных взрывов на всяческие виды боевой техники. В ходе неоднократных испытаний было доказано, что танк может в значительной степени ослабить действие ударной волны и приникающей радиации, а также полностью защитить экипаж от светового излучения. Но здесь были некоторые нюансы. Даже на значительном расстоянии от эпицентра ядерного взрыва, башня Т-54 застопоренная в походном положении, разворачивалась на 90 градусов. Стопор башни при этом выламывал погонные зубья и приводил танк в полную небоеспособность.
На расстоянии до 300 метров от эпицентра взрыва мощностью до 15 килотонн Т-54 выходил из строя. На больших расстояниях он оставался исправным, но подопытные животные, использующиеся в ходе испытаний вместо членов экипажа, погибали даже на удалении до 700 метров от точки взрыва. Так встал вопрос о необходимости создания автоматической системы, обеспечивающей противоатомную защиту. Вскоре советские конструкторы разработали такую систему, но для ее установки на машину Т-54 необходимо было коренным образом модернизировать ее. Танковое конструкторское бюро, базирующееся на заводе №183, уже имело разработки по существенному повышению боевых и технических характеристик танка. В результате было принято решение внедрить одновременно все новшества и оформить эту работу не как доработку модели Т-54, а как создание принципиально новой боевой машины. Так появился танк Т-55, фото которого узнают во всем мире. На вооружение машину приняли в конце мая 1958 года.
Танк Т-120М
Производство данных танков ведётся на заводе «ОмскТрансМаш», разрабатывалась машина там же. Т-120М — модернизированный танк Т-55, предназначенный для прорыва хорошо укрепленных позиций противника, уничтожения фортификационных сооружений, выполнения центральной роли в наступательных операциях. Борта танка прикрыты дополнительной противокумулятивной бронёй, в наиболее уязвимых местах на корпусе установлены блоки активно защиты.
Компьютерная тактико-оперативная система контроля боя «Глаз битвы» объединяет в единую сеть все боевые единицы на поле боя: наземные, воздушные, морские, пехотные. Система ежесекундно оценивает оборонительный и наступательный потенциал союзных и вражеских сил, оперативно предоставляет командирам подразделений рекомендации к действиям, способна брать управление отдельными машинами, превращая их в боевых дронов.
ТТХ танка:
- Год принятия на вооружение – 2029
- Экипаж, чел. – 4
- Боевая масса, т. – 68,1
- Двигатель ДРВ-11СМ, газотурбинный, мощность, л.с. – 1600
- Максимальная скорость по шоссе, км/ч – 65
- Максимальная скорость по пересеченной местности, км/ч – 55
- Запас хода, км – 650
- Пушка А12М, калибр 130 мм, боезапас – 60
- Дальность стрельбы ПТУР, км – 15
- Дальность стрельбы БОПС, км – 5
- Пушка ПТ-1 Б, калибр 20 мм, боезапас – 800
- Пулемёт ПП-12С, калибр 7.62 мм, боезапас – 2×1200
- Гранатомёт ТГ «Лава», калибр до 100 мм, боезапас – 4×9
Большинства систем на машине пока ещё нет, но, по мнению автора проекта они должны появиться в будущем. Так:
130 мм пушка А12М
Является гладкоствольным орудием. Это абсолютно самостоятельная разработка. Кроме автомата заряжания пушка оснащена системой которая позволяет совершать 2 выстрела подряд, с задержкой в 1,49 секунды.
20 мм пушка ПТ-1Б
Является скорострельной артсистемой, способной вести огонь с темпом 120 выстрелов минуту. Предназначена для борьбы как с живой силой и легкобронированной техникой, так и с воздушными целями.
100 мм гранатомёт «Лава»
Является специальным гранатомётом, главной задачей которого является постановка дымовой завесы. Однако кроме этого он способен бороться ещё и с живой силой противника, для этого он имеет осколочно-фугасные гранаты способные стрелять на дальность до 400 метров.
Конструкция и основные модификации
Поскольку Т-55 был, по сути, модификацией Т-54, сварной корпус из катаной брони и литая башня остались неизменными. Толщина лобовой брони корпуса достигала 100мм, башни – 200мм. Вертикальные борта имели толщину брони 80мм, а вот низ кормового листа сделали тоньше – 20мм вместо 45. Основные изменения были внутри корпуса. Поперечно расположенный двигатель заменили на форсированный до 580 л.с. агрегат В-55.
В пневматической системе танка появился приводимый от мотора компрессор, постоянно пополняющий ёмкость баллонов, а это позволило сделать штатным средством запуска мотора пневматический стартёр.
Усовершенствованная система пожаротушения использовала не углекислоту, а специальный состав «3,5». Боеукладку «пятьдесят пятого» разместили в баках-стеллажах в отделении управления – за счёт этого от бака перед перегородкой моторного отсека отказались, разместив на его месте дополнительные снаряды. В целом же увеличились и боекомплект, и ёмкость топлива.
Главным отличием Т-55 стала противоатомная защита, в случае облучения герметизирующая корпус и не допускающая попадание внутрь радиоактивной пыли. Помимо этого, для плавности передвижения ход катков увеличили, крышку МТО для удобства обслуживания изменили, а трансмиссию «пятьдесят пятого» дополнили планетарными редукторами бортовых передач.
Уже в 1962 году начали выпускать модификацию Т-55А. Противорадиационная защита танка была дополнительно усилена с помощью специального покрытия корпуса и внутреннего подбоя. По ходу производства танки этой версии получили также новые гусеницы, гирокомпас для удобства вождения, а с середины 70-х годов – лазерный дальномер в коробе над пушкой. Как базовый «пятьдесят пятый», так и Т-55А выпускались в командирском исполнении «К» с уменьшенным боекомплектом и дополнительными радиостанциями.
Несмотря на то, что параллельно с «пятьдесят пятым» был освоен выпуск танка Т-62 с более современным орудием, а в течение 70-х годов в серию пошли основные боевые танки Т-64 и Т-72, Т-55 с вооружения не сняли. Наоборот – в начале 80-х годов стартовала масштабная программа по модернизации этих танков. Т-55М и Т-55АМ получили дополнительную комбинированную броню, усиленное днище, противокумулятивные экраны.
Позже модернизированные Т-55 оснастили и мотором В-46 с нагнетателем, мощностью в 690 л.с. Другие модернизации предусматривали установку динамической защиты вместо комбинированной брони, либо систему активной защиты «Дрозд».
Танк Т-55: модификации
Вскоре на вооружении стран НАТО появились новые танки, обладающие улучшенными характеристиками защищенности и боевой мощи. Советские танкостроители были вынуждены усовершенствовать танк Т-55. Модернизация впервые состоялась в 1961 году. В результате появилась версия Т-55А. От базовой она отличалась лучшими показателями защиты. Кроме того, для танковой пушки калибром 100 мм разработали усовершенствованные бронебойные снаряды.
В 1983 году на основе боевого опыта, полученного во времена войны в Афганистане, модель танка Т-55 подверглась глубокой модернизации. Так на свет появились версии танка с дополнительными индексами «М» и «АМ». Ценой умеренных затрат конструкторы смогли повысить эффективность танка в бою
Основное внимание уделили усилению защищенности танка и его огневой мощи. При этом принципиальным моментом было сохранение прежней подвижности машины. Модель Т-55М получила комплекс управляемого вооружения «Бастион»
В его состав входили выстрел ЗУБК10-1 и приборы для управления: прицел-прибор наведения 1К13, преобразователь, блок управления, а также электронный блок. Все органы комплекса управления вооружением были смонтированы внутри танка Т-55. По своим габаритам выстрел ЗУБК10-1 был стандартным и помещался в любую унифицированную боеукладку. Механическое устройство придавало ракете 400-500 м/с начальной скорости, которая поддерживалась во время полета благодаря маршевой двигательной установке. Для управления ракетами применялась полуавтоматическая система наведения, обладающая высокой точностью и помехозащищенностью. Еще одним достоинством этой системы стал небольшой объем и возможность без проблем разместиться в боевом отделении
Модель Т-55М получила комплекс управляемого вооружения «Бастион». В его состав входили выстрел ЗУБК10-1 и приборы для управления: прицел-прибор наведения 1К13, преобразователь, блок управления, а также электронный блок. Все органы комплекса управления вооружением были смонтированы внутри танка Т-55. По своим габаритам выстрел ЗУБК10-1 был стандартным и помещался в любую унифицированную боеукладку. Механическое устройство придавало ракете 400-500 м/с начальной скорости, которая поддерживалась во время полета благодаря маршевой двигательной установке. Для управления ракетами применялась полуавтоматическая система наведения, обладающая высокой точностью и помехозащищенностью. Еще одним достоинством этой системы стал небольшой объем и возможность без проблем разместиться в боевом отделении.
Прицел модели ТШСМ-32ПВ, которым оснастили модернизированный танк Т-55, отличался от штатного прицела базовой версии функцией независимой стабилизации поля зрения по вертикали. Кроме того, модернизированную машину оснастили теплозащитным кожухом пушки, который нивелировал влияние неравномерного нагрева пушки на изгиб ствола.
Так как боевая масса версии Т-55 АМ стала превышать массу базовой модели, чтобы сохранить динамические показатели машины, на нее установили мотор В-55У, развивающий мощность в 620 лошадиных сил. Чтобы сделать ход танка более плавным, конструкторы увеличили динамический ход опорных катков. С этой целью были применены торсионные валы, сделанные по новой технологии.
Основные задачи, которые решали конструкторы танка Т-55
Средний танк Т-55 имел основное вооружение аналогичное своему предшественнику. Не отличался у новой машины и уровень броневой защиты. Схожесть основных боевых параметров двух танков привела к тому, что на Западе советская машина получила индекс Т-54/55. Не имея представления об основных технических особенностях отличить оба танка на поле боя было практически невозможно. Новый танк имел стандартную для советских машин массу, 36 тонн. Многие детали, узлы и агрегаты на новой машине были унифицированы с деталями танка Т-54Б, который уже достаточно долго находился в серии. Это обеспечило быстрое налаживание массового производства изделия и освоение танка в войсках. Новая техника обладала огромным ремонтным ресурсом. На советском танке впервые были установлены стабилизаторы орудийного ствола в горизонтальной плоскости, что дало возможность экипажу вести огонь на ходу.
Выигрывал Т-55 и в сравнении со своими прямыми конкурентами, машинами иностранных армий. Советская машина была на метр ниже американских танков «Першинг». Нарезная пушка Д-10Т2С и толщина брони советской машины по своей мощи и устойчивости не шли ни в какое сравнение с американскими и английскими бронированными машинами. Западные эксперты, получив первые разведданные о новом советском танке, сделали вывод: советский Т-55, танк в полтора раза превосходит по огневой мощи и по защищенности западные образцы. Неприятно удивила западных военных подвижность танка на поле боя. По своим маневренным качествам советский Т-55 долгое время не имел равных.
Однако главной фишкой новой машины стала установка на ней системы противоатомной защиты. В эпоху ядерного оружия этот аспект являлся едва ли не ключевым, определяющим боеспособность войсковых соединений в условиях применения атомного оружия. К другим знаковым новшествам можно отнести следующие аспекты:
мощность основного двигателя В-54 увеличена на 60 л.с.;увеличена емкость топливных баков и соответственно запас хода;для пуска двигателя установлен воздушный компрессор;машина оборудована противопожарной системой «Роса»;боекомплект танка увеличен до 43 выстрелов;оптические приборы управления танком имели систему пневмогидроочистки.
На боевой машине впервые установили новый тип дымовой аппаратуры. Дымовая завеса создавалась путем впрыскивания топлива в коллектор выхлопных газов.
https://youtube.com/watch?v=bqgK4u1VhR0
Существенным отличием от танка Т-54 стало отсутствие на башне новой машины зенитного пулемета. Конструкторы пришли к выводу, что при возросших скоростях самолетов, бороться подобным способом с низколетящими целями нецелесообразно. Только в конце 60-х годов, конструкторы учли опыт военных конфликтов и вернули ДШКМ, установив его на башне танка Т-55.
Кустарная броня для Т-55
Продолжительная война всех со всеми в Ираке и Сирии породила множество кустарных и полукустарных машин, в том числе на базе танка Т-55. Для защиты старых машин с гомогенной бронёй от расплодившихся гранатомётов и ПТРК местныелевши» все свои таланты пускают на изобретение дополнительной защиты.
Самый распространённый вариант — обрешёчивание. Такими экранами обзавелась большая часть бронетехники в Сирии, хотя среди экспертов идут горячие дискуссии об эффективности подобных конструкций.
Этот Т-55 оснастили противокумулятивными экранами. От ПТУРа вряд ли поможет, но гранату РПГ-7 такая резиновая мантия вполне способна отразить. Пространство между экранами и бортами дополнительно набито всяким железным мусором. Защиту изящно дополняет пара тактических брёвен — сзади и спереди корпуса.
На такую модернизацию Т-55 оружейников запрещённой в России террористической организации явно вдохновили металлополимерныеброви Ильича» танка Т-62М. Их поставилСирийский экспресс» для пополнения танкового парка асадовской армии.
Деревянной бронёй увлекаются больше в Юго-Восточной Азии, а первыми брёвна для усиления защиты самоходок применили финны в ходе Второй мировой. На этом танке мы видим трогательное сочетание металлических экранов на башне и деревянных — на бортах.
Снарядные гильзы в хозяйстве пригодятся и от противотанковых гранат спасут. Может быть.
В этом Т-55 прекрасно всё — и гильзы на лобовом листе, и бронеэкраны, искворечник» на башне.
Мешки с песком на рынке дополнительной брони с 1944 года! Ещё американские танкисты пытались защитить своишерманы» отфаустпатронов» ипанцершреков» с помощью набитых землёй или песком мешков.
Лучший способ защитить танк — спрятать его. По крайней мере так считают террористы. Подтверждением тому стал прославившийся в сетичугун-сарай-арба».Я — не танк Т-55 террористов, я — просто мирный хлев», — пытается сказать авиации антиигиловской коалиции в Ираке этот танк.