Проект Т-34-100 – последняя версия серии

Применение танкового ЛБ-1

Под конец 1944 года рабочими ОКБ №92 и Специальным Конструкторским Бюро была разработана 100-миллиметровая пушка ЛБ-1. Для этого конструкторы выполнили наложение трубы диаметром 100 мм на танковую пушку 85 мм. ЛБ-1 содержала в себе трубу моноблока, навинтной казенник и дульный тормоз.

Названное в честь Лаврентия Берии это орудие предполагалось использовать как альтернативный вариант в Т-34-100. Вооружение модели данной пушкой должно было дать существенно сниженную отдачу при стрельбе. Оснащенный ЛБ-1 танк приобрел увеличенную длину – свыше 9 метров. На 3 метра 34 см пушка превышала габариты танка, что отрицательно повлияло на его проходимость.

Конструктор М. И. Кошкин создатель танка Т-34

Однако без непосредственного контроля верховного главнокомандующего еще в октябре 1937 года на территории Харьковского паровозостроительного завода глава конструкторского бюро Михаил Ильич Кошкин совместно с А. А. Морозовым и Н. А. Кучеренко начал создание нового танка, не опираясь на аналоги западных конструкторов. В основе боевой машины лежал дизельный двигатель, толстые листы брони толщиной 4-7 см располагались под крутым углом (60⁰), чтобы снаряды противника в случае лобовой атаки рикошетили от корпуса. 76 мм-вая пушка имела дальность стрельбы до 1 км.

Михаил Ильич Кошкин главный конструктор танка Т-34

2 опытных образца нового танка в марте 1940 года совершили пробег от г. Харькова до г. Москвы. Дорога вела в обход городов проселочными дорогами, целью было не только привезти образцы танков к начальству, но и испытать боевые машины

Задача была первостепенной важности, глава конструкторского бюро М. И

Кошкин вызвался сам вести один из танков.

Машины были доставлены в Москву в установленный срок, танки были удостоены всестороннего изучения и в начале 1941 года начался массовый выпуск новой боевой машины Т-34. К сожалению, перегон танка по маршруту Харьков – Москва негативно отразился на здоровье его изобретателя и в сентябре 1940-го года М. И. Кошкин скончался от пневмонии.

Немаловажной причиной перехода на новые танки стали результаты войны с Финляндией (1939-1940 гг.). Именно она показала недостатки уже имеющихся танков

Легкие танки БТ-5 и БТ-7, а также танки Т-26 с бензиновым двигателем успешно выиграли оба танковых сражения, развернувших в период этой войны. Однако сотни танков просто замерзли, так и не вступив в бой.

Легкий танк БТ-5

Нападение фашистской Германии 22 июня 1941 года застало врасплох танковые подразделения. Многие танки были сожжены прямо на платформах. Те что остались не могли дать достойный отпор: не хватало снарядов, новые машины некому было вести в бой: танкисты еще не обучены управлению новыми машинами. Так, из примерно тысячи танков, оборонявших западные границы страны, почти все из них были потеряны в первые две недели боев. А осенью 1941 года был разрушен Харьковский паровозостроительный завод, на котором выпускалась основная масса Т-34.

С какими трудностями столкнулись во время проектирования?

Рабочими 92-го отдела во время эксплуатации нового орудия была отмечена сильная отдача. Для того чтобы ее снизить, конструкторы пробовали устанавливать в проектируемом танке щелевой дульный тормоз. Но желаемого результата это не принесло. Ходовая часть и трансмиссия нуждались в замене. Но с радикально переделанными узлами танк считался бы уже совершенно новой машиной.

Инженерами в 520-м отделе перед началом монтажа орудия на башне танка было отмечено, что в Т-34 погон башни составлял 160 см, а у Т-44В – 170 см. Следовательно, советский танк Т-34-100 должен быть оснащен совершенно новой башенной конструкцией. Для этого корпус в серийном Т-34 следовало переработать. В результате проведенных изменений из танка изъяли курсовой пулемет, а экипаж был уменьшен на одного человека. Конструкторам пришлось также уменьшить толщину днища и крышки над движком, а баки с топливом пришлось перенести в управленческий отсек. Изменения коснулись и сиденья для водителя-механика: оно было немного приспущено. После всех доработок данная модель стала значиться как танк Т-34-100.

Историческая справка

Основная статья: История Konštrukta T-34/100

В 1949 году Чехословакия приобрела у СССР лицензию на производство среднего танка Т-34-85. Уже 1 сентября 1951 года первые танки сошли с конвейеров завода ČKD в Соколово. С 1953 года производство переместилось в Мартин (Словакия). Всего было выпущено 2736 танков этого типа.

Вслед за Т-34-85 Чехословакия приобрела лицензию на производство САУ СУ-100, вооружённых 100-мм мощными пушками Д-10С. Возникла логичная идея — оснастить Т-34-85 пушкой аналогичного калибра. Работу по теме организовали Konštrukta Trenčín (Тренчин, Словакия) а затем Военно-технический институт (Vojenský Technický Ústav, или VTU). Проект стартовал в 1953 году, а в апреле следующего года VTU представил проект Т-34-85 с изменённой конструкцией башни. Её носовую часть удлинили, чтобы разместить 100-мм пушку. Орудие могло быть установлено двумя способами, незначительно различавшимися между собой.

Перевооружение Т-34-85 военных не заинтересовало. Тем более что в 1957 году на заводах в Мартине началась сборка танков Т-54 по советской лицензии.

Испытание

В марте 1945 года образцы Т-34-100 были отправлены на Свердловский и Гороховецкий полигоны. Испытуемые машины продемонстрировали низкие показатели кучности стрельбы. Кроме того, было отмечено, что нагрузку на трансмиссию снизить конструкторам-разработчикам удалось не до конца. Военное руководство посчитало эти недостатки незначительными и потребовало от проектировщиков все слабые стороны доработать. Однако в ходе дальнейших доработок исправить невысокую кучность стрельбы и сильную отдачу на трансмиссию так и не удалось. К этому советскому среднему танку требовалось совершенно новое орудие.

История появления Т-34

Первые танки в России начали разрабатываться еще в дореволюционное время прародителем первого русского легкого танка стал французский трофейный танк Рено ФT-17. Танкостроение берет свое начало в 1914 году с создания бронированной машины на колесно-гусеничном ходу «Вездеход». Позже появились и другие прототипы танка, но недостатки их конструкции пока не позволяли им выполнять боевые задачи.

фото: format72.ru  Французский танк Рено FT-17

В 1919 году в СССР вновь взялись за создание боевых машин, но теперь за основу брались разработки западных, в частности, французских и английских конструкторов. В 20-е и 30-е годы танкостроение, как передовая отрасль, была переполнена идеями и новыми конструкторскими решениями.

Канал “Россия” покажет полную версию блокбастера “Т-34”

Т-34 – прославленный советский танк. Машина, во многом определившая исход Великой Отечественной войны, супероружие своего времени. На легендарной “тридцатьчетверке” ковали победу наши деды. Телеканал “Россия” впервые покажет фильм “Т-34”, ставший национальным событием. 9 мая, в 21:00 зрители увидят новую, ранее не показанную, расширенную версию масштабной драмы режиссера Алексея Сидорова. Новые, захватывающие детали подвига наших танкистов в немецком плену и дополненные истории о большой любви, дружбе экипажа и противостоянии заклятых врагов.

Ноябрь 1941 года. Немцы наступают на Москву. Молодой лейтенант Николай Ивушкин (Александр Петров) вынужден принять командование единственным уцелевшим танком Т-34 и дать бой подступившему к столице противнику. Несмотря на разгромный для немцев исход битвы, герой получает ранение и попадает в нацистский плен. Оказавшемуся в концлагере Ивушкину предстоит стать командиром танка-мишени. Он возглавит экипаж из пленных солдат, которым суждено пасть жертвами этих жестоких тренировок. Но благодаря военному мастерству и отваге, советскому экипажу с фашистами на хвосте удается вырваться из смертельной ловушки на Т-34.

В работе над проектом перед командой стояла сложнейшая задача – предельно достоверно передать атмосферу военного времени с исторической и технической точек зрения. Многие сцены снимались в кабинах настоящих боевых машин. Актерам пришлось научиться мастерски управлять танком, освоить иностранный язык и похудеть, чтобы вжиться в роли узников немецкого лагеря. Съемочная группа и актеры работали на пределе физических и эмоциональных возможностей. Условия были максимально приближены к реальным. По словам Виктора Добронравова, после 12 часов управления танком он попросту падал от усталости. Боевая машина будто помогала актерам нащупать более точные формы и даже слова, чтобы доподлинно передать обстановку колоссального напряжения.

Александр Петров, сыгравший лейтенанта Ивушкина, признается, что ему настолько понравился сценарий, что роль пришлось буквально “выгрызать”. Актер не прошел первый кастинг и после отказа записал самостоятельную версию кинопроб, которую затем и передал режиссеру. Ирина Старшенбаум, исполнившая переводчицу Аню, называет работу над фильмом “большим испытанием, ставшим настоящим профессиональным экзаменом для всей команды”.

 “Т-34” – жизнеутверждающий фильм о том, что даже во времена самых страшных испытаний есть место любви, дружбе и силе человеческого духа. Это дань уважения современников тем, кто, не задумываясь, отдал свои жизни во имя свободы родной страны.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий