Смертоносная звезда сюрикэн: история, классификация, особенности применения

Описание оружия, его классификация и особенности применения

Дать описание какому-нибудь «усредненному» сюрикэну довольно сложно, ибо это оружие очень многолико. Кроме широко известных «звездочек», существовали и другие формы сюрикэнов, напоминающие клинки, стрежни, иглы и др. Как уже было сказано выше, сюрикэны можно разделить на две большие группы: бо-сюрикэны и сякэны.

Бо-сюрикэны – это метательное оружие, формой напоминающее стержень, который мог иметь круглое, четырехгранное или многогранное сечение. Они изготавливались из стали и могли затачиваться с одного или двух сторон. Существовали также бо-сюрикэны, форма которых напоминала наконечник копья или небольшой нож. Длина бо-сюрикэнов варьировалась от 10 до 25 см, а вес – от 25 до 150 гр. В настоящее время известны более 50 разновидностей этого оружия.

Бросали бо-сюрикэны по-разному. Это искусство изучалось во многих самурайских школах, каждая из которых имела собственные особенности применения этого оружия. Однако общая техника была схожей. Заостренный стержень бо-сюрикэна зажимали между большим и указательным пальцем так, чтобы его тупой конец упирался в ладонь, и резко выбрасывали руку в направлении противника. Идеальная траектория для такого броска – прямая линия. Иногда оружие подкручивали. Стержни, заостренные с двух концов, метать было проще. Метать оружие можно было из-за головы, от груди, сбоку или снизу. Считается, что подобный боевой стержень можно было бросить метров на семь-восемь.

Сякэны – это плоские диски с заостренным краем, которые также могли иметь самую разную форму и размеры. Вторым японским названием этого метательного оружия является курума-кэн, что можно перевести, как «меч-колесо». Толщина сякэнов могла быть разной: от незначительной (около 1 мм) до весьма приличной (до 3 мм). Пластины меньшей толщины и диаметра бросать было проще, соответственно их «скорострельность» была выше. Однако по сравнению с более тяжелыми сякэнами они имели меньшую дальность полета и пробивную способность. Лучшие сякэны имели разную толщину, она уменьшалась от центра к краям. Такая «звезда» имела лучшую баллистику, но изготовить ее было сложнее. Очень часто в центре сякэнов делали отверстие, которое улучшало баллистические свойства этого оружия, а также позволяло переносить их на веревке и облегчало вытаскивание из каких-либо предметов (например, из дерева или головы противника).

Сегодня известно более пятидесяти видов сякэнов. Форма этого оружия могла быть самой разной, начиная от заточенных металлических квадратов, до сложных многолучевых звезд. Сякэны обычно метали сериями, стараясь нанести противнику сразу несколько ранений. Согласно старинным источникам, мастер за 10-15 секунд мог бросить в противника до пяти «звезд». Если учитывать максимальную дальность полета этого оружия, то у воина обычно было всего лишь несколько секунд до момента, когда противник приблизится на дистанцию удара клинковым оружием. Нередко режущую кромку сякэнов обмазывали ядом, особенно любили использовать такой прием ниндзя.

Кстати, в трактатах по ниндзюцу практически нет описаний техник владения сюрикэнами. Исследователи не могут объяснить этот факт. Либо это оружие было настолько секретным, что информацию о нем боялись доверить бумаге, либо каждый мастер имел свою уникальную технику метания «звезд» и лично передавал ее ученикам. Ну а то, что ниндзя мастерски владели сюрикэнами не вызывает сомнения. Воины-тени могли бросать их из любых положений: стоя, лежа, с колена, по любым траекториям.

Загадочная страна Япония дала миру множество интересных и полезных вещей – отличные автомобили, бытовую технику, роботов (которые в ближайшем будущем станут на одну ступень с человеком). Культура Японии многообразна, и в этом ее привлекательность – она не похожа на традиции и обычаи других стран (справедливости ради заметим, что в принципе все страны различны между собой – это и является уникальным).

Многие постоянно ездят в страну Восходящего солнца, знакомятся с ней, проникаются любовью и уважением к тысячелетним традициям. В отличие от западных стран, до нас дошли в большинстве своем обычаи Японии почти в первозданном виде

Особое внимание приковано к оружию – традиционному, непохожему ни на одно в мире. Безусловно, самым знаменитым является меч катана – в наши дни предмет коллекционирования (а когда-то меч самураев)

Но Япония придумала и другие типы вооружений-не менее страшные и смертельные, требующие ловкости, точности. К таким относится сюрикен. Расскажем подробнее, что это за вид.

Как сделать простой сюрикен из бумаги

Этот сюрикен очень просто сделать даже ребенкуШаг 1: подготовьте квадрат

Вы можете изготовить его из стандартного листа формата A4 путем складывания его по диагонали и отрезания лишней части внизу.

Шаг 2: разрежьте квадрат

Полученный в предыдущем шаге квадрат разрезаем на две одинаковые секции.

Шаг 3: сложите секции

Складываем обе секции еще раз пополам.

Шаг 4: сформируйте загибы

Загните каждый уголок вниз по диагонали. Следите, чтобы в каждой секции углы были завернуты по противоположным диагоналям.

Шаг 5: соберите звезду

Теперь переверните первую заготовку и поместите ее сверху на вторую перпендикулярно (смотрите фотографию ниже).

Заверните верхний край нижней детали в углубление посередине верхней детали.

Затяните верхний уголок внутрь углубления до упора.

Сделайте то же самое внизу.

Теперь переверните звездочку.

И подверните в углубления остальные лопасти.

Теперь этот сюрикен можно бросать.

История и мифы про сюрикены

Несмотря на то, что японцы аккуратный народ и у них много исторических рукописей, появление на свет одного из самых известных образцов японского оружия окутано тайной.

Никто точно не скажет, когда была изобретена первая «звездочка».

Впрочем, это не была звездочка, оружие ниндзя — метательные сюрикены в классической смысле этого слова. Первоначально они имели вид короткой стрелы или толстой иглы для работы с кожей. Можно вспомнить и о распространенных в средневековье в Японии метательных ножах и небольших мечах, но до классического сюрикэна им было все равно далеко.

Первое упоминание про звездочки – оружие ниндзя встречается лишь в XVII веке, в трактате школы единоборств ганрицу-рю. В следующие столетия ее использовали все, кому нужно было иметь в запасе дополнительное оружие. Смертоносным сюрикэны назвать было сложно, но отвлечь противника или нанести очень неприятную рану в район глаз или кистей рук можно было вполне.

Новый этап жизни «звездочек» начался в ХХ веке. Глобализация и увлечение всем таинственным преподнесло сюрприз в виде устрашающе выглядящего оружия, привезенного из страны легендарных ниндзя. Это впоследствии повлекло за собой и «Черепашек-ниндзя», и «Наруто».

Оружие сюрикен

Зачастую сюрикены называют звездой ниндзя, так как пользовались ими в основном воины ночи. Распространение среди японских наемных убийц они обрели из-за того, что заостренные пластинки, звезды с острыми краями и тонкие лезвия запросто можно скрыть под одеждой и внезапно, исподтишка применить против врага. Взяв сюрикэны необходимой формы в две руки, ниндзя мог не только метать их, но и рассекать и колоть ими в ближнем бою. К тому же, сюрикены помогали при лазании по деревьям и при разведении костра использовались в качестве кресал.

Виды сюрикэнов

Сюрикены разделены на множество типов, обычно это метательное оружие ниндзя классифицируется по двум видам: метательные стрелки бо-сюрикэн, и заточенные звезды или пластины сякен.

Бо сюрикены, в свой черед, бывают в форме палочки (хасидзё), острого клина (кусабигата), веретена (босуйгата), игл (харигата), ножей(тантогата) и т.д. Существует около пятидесяти типов бо.

Бо сюрикен

Наиболее часто ниндзя использовали всем известные метательные «звезды», по другому называемые сякен. Многообразие сякенов очень велико (несколько десятков видов): в форме креста, многоконечные звездочки или свастики, в форме железного кольца (тэккан).

Наиболее интересны среди сякен тэцумари-сюрикэн и мандзи – сюрикэн. Тэцумари-сюрикэн изготавливали из двух металлических колец в форме колеса ветряной мельницы. На заостренные части мандзи-сюрикэна наносился яд.

Метание сюрикенов

Техника метания сюрикэнов происходит от мастерства метания всевозможных ножей – танто и т.п., и особых стрел для метания утинэ.

Приемы метания сюрикэнов

Бо-сюрикэн метают используя бросок с полуоборотом (ханкайтэн-дахо) и бросок с отсутствием оборота (тёку-дахо). Во время выполнения броска вращение вокруг поперечной оси пытаются полностью исключить. Бодзё-сюрикэн с правильной балансировкой движется практически прямолинейно.

Сякены обычно бросали партиями с высокой скоростью по очереди. При метании необходима подкрутка, что делается с помощью хвата сякэна ближе к краям и движению кисти, который напоминает щелчок пальцами. При таком закручивании движение сякена более точное, а во время броска в горизонтальной плоскости создается эффект крыла, который увеличивает дистанцию полета.

Воин ночи был обязан уметь метать сюрикены не только точно, но и неожиданно, из любой позиции тела.

Способы метания сюрикенов

  • Тодзи-но ката – бросок совершался движением сверху вниз той рукой, которая была противоположна ноге, вынесенной вперед.
  • Хон-ути – то же, что и Тодзи-но ката, но рука и нога были одноименные
  • Ёко-ути – бросок сюрикена в горизонтальной плоскости от плеча;
  • Гяку-ути – хон-ути с телом, развернутым боком;
  • Дза-ути – бросок в вертикальной плоскости сидя на коленях;
  • Хандза тодзи-но ката – тодзи-но ката сидя на одном колене;
  • Хандза хон-ути – хон-ути сидя на одном колене;
  • Хандза ёко-ути – ёко-ути сидя на одном колене;
  • Хандза гяку-ути – гяку-ути сидя на одном колене.
  • Нэ-ути – бросок сюрикэна лежа на земле;
  • Дзюдзи-ути – метание сразу двух сюрикенов в разные стороны;
  • Онкэн-ути («спрятанное лезвие») – неожиданный резкий бросок сюрикена из скрытого кармана;
  • Интю-ути – метание лежа в темноте;
  • Хая-ути («скоростное метание») – поочередные броски с большой скоростью правой рукой, левая рука при этом сжимает пачку сюрикенов и большим пальцем выдвигает их для подачи в правую руку.

Часто сюрикены метали сразу по нескольку штук за бросок, что позволяло лишить лишить врага зрения или вонзить сякены в обе ноги.

Сюрикены сложно было метать на дальние расстояния, поэтому они использовались в основном для задержки преследователей или ранения соперника с последующим вступлением в рукопашную схватку.

В основном сюрикены метали в глаза, виски, шею, участки прохождения артерий. Из-за того, что сюрикены часто бросали в голову, тренировались броскам на круглой двадцатисантиметровой мишени.

Сюрикены также выполняли вспомогательные функции – ими пользовались как отмычками, гвоздодерами, ими прорезали отверстия для слежки.

Ношение сюрикэнов

Наемные убийцы носили сюрикены в особом мешочке на поясе а также в многочисленных скрытых отделениях в одежде или рукоятках меча. Ниндзя носил с собой около двадцати-тридцати метательных лезвий.

Жанр статьи – Ниндзя

Об истории появления сюрикена

Метание предметов с целью поражения противника было стандартной практикой для воинов разных времен и народов, начиная с глубокой древности, когда первый человек понял, что может защитить себя и окружающих с помощью подручных средств. Постепенно эта идея развилась, появились отработанные техники броска.

Особо тщательно отточили их японцы, создав целую традицию метания холодного оружия
. Истоки японского искусства метания сюрикэнов
лежат в эпохе палеолита. Древние японцы с их помощью добывали мясо во время охоты, резали черепа врагов и снимали скальпы в период междоусобных конфликтов.

Первые письменные упоминания о технике метания содержатся в Кодзики
. Это самый ранний японский трактат, который относится примерно к 600 году. Упоминается техника бросания камней, используемых как оружие в сочинении Нихон Соки того же периода времени, а древний трактат, Мануеси
содержит описание метания стрел. Впервые термин сюрикен
упомянут Осака Гунки в его военных записях. Там рассказывается о защите с помощью вакидзаси

, которые герой Тадамаса выхватил из-за пояса и метнул, словно сюрикен
. Позднее именно он стал создателем первого стиля сюрикен-дзютсу
.

Летописные источники 12 века описывают камнеметный бой индзи-ути

. О нем же рассказано и двумя веками позже в источниках эпохи войн Тайра и Минамото. Активное развитие этот вид метательного холодного оружия получил в период межклановых войн 14-15 веков, эпохи Сэнгоку. Тогда вместо камней стали бросать специальные снаряды индзи-яри

, напоминающие по форме наконечники для копий.

В 16-18 веках появился цубутэ

— еще один метательный снаряд, производимый из каленой стали в виде округлой или восьмигранной пластины. Предполагают, что именно он стал прообразом сякэна
, так как по своим размерам этот » меч-колесо
» полностью соответствует цубутэ.

Как использовали сюрикэны

В письменных источниках, дошедших до наших дней, описаны разные способы применения сюрикэнов. Броски производятся из разных позиций, используя различные траектории. Естественно, что техники метания сюрикэнов различных видов также имеет свои отличия. Кроме того, у каждой школы боевых искусств были собственные приемы применения этого оружия.

Если говорить о технике работы с бо-сюрикэнами, то выделяли две основные техники: бросок без оборота и бросок с оборотом.

Обычно бо-сюрикэн зажимали между большим и указательным пальцем, так чтобы его затупленный конец лежал у их основания. Затем оружие с силой выбрасывали в сторону противника. Хорошо брошенный сюрикэн должен лететь по траектории, максимально приближенной к прямой линии. Вращение при броске старались свести к минимуму. Гораздо проще было метать бо-сюрикэн, заточенный с обеих сторон.

Сякэны обычно метали сериями, при этом снаряд подкручивали кистью. Среди мастеров владения сюрикэном была популярна такая присказка: «Один вдох-выдох – пять ножей». Согласно другим источникам, хорошо подготовленный воин за 10-15 секунд мог метнуть пять «звездочек». Таким образом небольшую глубину нанесенных повреждений пытались компенсировать их количеством. Учитывая максимальную дальность броска, у оборонявшегося было примерно 3-4 секунды до того, как противник приблизится на расстояние удара меча или копья. Иногда режущую кромку сюрикэнов обмазывали ядом, такой прием особенно любили ниндзя.

Вращательное движение позволяло этому оружию сохранять устойчивость, лететь дальше и более точно попадать в цель.

Основной целью для сюрикэнов были лицо, глаза, горло, конечности и другие части тела, незащищенные доспехами.

Ниндзя действительно любили сякэны, хотя, конечно же, они никогда не были главным оружием в арсенале этих неуловимых воинов. Следует отметить, что в наставлениях по ниндзюцу, которые удалось обнаружить исследователям, практически нет описания методик метания сюрикэнов. Подобный факт можно трактовать двояко: либо это мастерство было настолько секретным (можно вспомнить о сюрикэндзюцу), что его тайны нельзя было доверить даже бумаге, либо каждый мастер имел собственную технику. Учитывая широкое распространение этого оружия среди японской воинской элиты, второе объяснение выглядит более предпочтительно.

Эти средневековые японские разведчики-диверсанты использовали сюрикэны не только в качестве метательного оружия, острозаточенной «звездочкой» было удобно прорезать отверстия в стенах и ширмах, поддевать гвозди, делать дырки для скрытого наблюдения.

Сюрикэны обычно носили стопкой, по 8-10 штук, завернув в ткань. Иногда прятали в карманы, рукава и даже волосы.

Внешний вид сюрикэнов
отражает интерес японцев к мистицизму. Часто различные знаки наносились и на поверхность самого оружия, так как и мастера, которые изготавливали оружие, и те, кто им пользовался, верили в то, что таким образом можно привлечь на свою сторону могущественные потусторонние силы.

Как правило, в арсенале воина сюрикэны
были дополнительным оружием, прилагавшимся к мечу катана или копью яри , но часто именно они играли решающую тактическую роль в сражениях. Искусство владения сюрикэнами
, известное как сюрикэн-дзюцу, преподавалось в качестве второстепенного навыка во многих известных школах: Ягю Рю, Катори Синто Рю, Итто Рю, Кукисин Рю, Тогакурэ Рю . В наше время можно приобрести сюрикэн
в качестве сувенира , но в некоторых странах для этого нужно обладать специальным разрешением.

Существует два основных вида сюрикенов
: бо сюрикэны и сякэны (среди сякэнов различают хира сюрикэны, сэмбан сюрикэны, тэпан сюрикэны).

Классификации

Сюрикены в форме звёздочек классифицируются по следующим основаниям:

а) по устройству в целом: цельные (цельнолитые) и складные состоящие из нескольких сборных элементов, приводящихся в боевое положение с помощью кнопочного пружинного механизма; с отверстием в основании и без них;

б) по конструкции: с классически выраженным основанием и зубцами и с невыраженным основанием и зубцами, где основание является прямым продолжением зубцов и наоборот без выраженной между ними границы;

в) по размеру: малые – до 6 см в диаметре, средние – свыше 6 см до 8 см, большие – свыше 8 см в диаметре до 12 см и более;

г) по количеству зубцов: трехзубчатые, пятизубчатые, четырехзубчатые, шестизубчатые, восьмизубчатые;

д) по форме зубцов: треугольные, многоугольные, фигурные, серповидные;

к) по виду зубцов: игольчатые, клиновидные, ромбовидные, стреловидные;

л) по форме оснований зубцов: прямые, изогнутые влево (вправо);

м) по наличию заточки: односторонняя и двусторонняя;

н) по наличию лезвий: однолезвенные зубцы и двухлезвенные зубцы.

Рука, бросающая лезвие

Данный вид оружия был частью экипировки ниндзя – японских наемников, обладавших отличными навыками борьбы, почти сверхъестественной реакцией, скоростью. В японском языке слово «сюрикен» состоит из нескольких – сю (рука), ри (выпустить, отпустить), кен (лезвие, острие). Таким образом, данное слово можно перевести, как рука, бросающая лезвие.

Действительно, сюрикен требовал превосходных навыков и удивительной точности и меткости. В наши дни этим словом обозначают все метательное оружие небольших размеров, которые можно скрыть в одежде.

Разделяют два типа сюрикенов – сякен (те самые знаменитые звезды) и бо-сюрикен (метательные стрелы). Внешний вид различный, но похожий друг на друга – звезды, иглы, ножи и так далее. Читатель может поинтересоваться – а почему именно в такой «звездной» форме делали это оружие? Ответ довольно прост – японцы (и ниндзя особенно) верили в мистику. Некоторые знаки наносились на одежду (как кресты на плащи тамплиеров), на оружие. Чего проще было сделать само оружие в виде знаков? Таким образом, воины верили, что на их стороне могущественные силы, которые помогут им в бою.

Особенности оружия и метания

Диаметр малых представителей оружия составляет всего 5-10 см при толщине в 3-5 мм и весе не более 300 г. В арсенале ниндзя этот вид оружия был весьма распространенным, особенно с учетом того, что не требовалось быть истинным мастером, чтобы изготовить сюрикены, да и времени на их изготовление уходило минимум. Стоит ли упоминать, уважаемый читатель, о невероятно бюджетной стоимости такого метательного холодного оружия? Еще одним важным достоинством для воина было то, что спрятать сюрикен
можно без труда, а достать и применить — в мгновение ока.

Способ метания оружия зависит от того, в какой обстановке оно применяется и каким целям служит. В связи с этим были изобретены конкретные правила обращения и применения сюрикенов. Начальные навыки можно получить в школах боевых искусств. Не стоит думать, что после освоения правил вы станете настоящим ниндзя.

Для безопасного обращения со звездочками и стрелками в любом случае необходимо освоить общие моменты и начальные навыки метания. По классике жанра, сюрикен следует метать в положении с колена, а бросок вести движением руки от пояса. Игроки в карты прекрасно справятся с этим, поскольку именно так ведется раздача игральных карт. К слову сказать, именно поэтому некоторые специалисты дали сюрикенам второе наименование — » карты смерти

«. Еще больше усиливает сходство тот факт, что метать это холодное оружие необходимо серией, т.е. подряд.

В Японии представлены три основных типа сюрикена:

бо или бодзё

, которые представляют собой стержни цилиндрической формы, разной длины, толщины, формы, например – формы ножниц, хиси (палочек для еды), пластинчатой, веретено- или клинообразной, всего около 50 версий;

хира или сякены

, похожие на плоские металлические диски, имеющие разнообразную (также до 50 видов), многолучевую или звездообразную форму, тип «ежик» и пр.;

сенбан

, которые похожи на тонкие металлические изделия и выполняются в виде прямоугольных или квадратных отрезков металла.

Особого внимания заслуживает сенбан-сюрикэн
. Он имеет вогнутые грани и похож чем-то на прокладочную шайбу стяжных штырей, которые применяли при оборудовании прочных ворот в древних замках и крепостях. Отличается он тем, что носить его менее безопасно, чем его собратьев. Если сенбан обнаруживали при обыске ниндзя, он всегда отговаривался тем, что просто несет князю соседнего замка новые элементы для ремонта ворот. В изобретательности тогдашним японским наемным мастерам не откажешь, жаль, что времена замков прошли, и теперь такой сенбан
входит в список метательного холодного оружия
.

Разнообразие форм и размеров сюрикенов обусловлено многочисленными техниками боя, которым обучали и продолжают обучать многочисленные школы боевых искусств. Сделать самостоятельно такой вид метательного оружия не составляет труда, было бы желание, однако, всегда стоит помнить о том, что сюрикены предназначались для того, чтобы хорошо спрятать их и применить в бою в случае угрозы жизни. Самурай обычно носил до 8-10 таких изделий, сложенных стопкой и завернутых в хлопчатобумажную ткань. Иногда их раскладывали по карманам одежды, рукавам, даже прятали в волосах, в зависимости от размера, формы и цели применения.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:

Что такое сюрикен (фото)

Виды сюрикенов

В Японии известно огромное количество видов метательного оружия. Сюрикэны здесь делят на две большие разновидности, Бо-сюрикэн и Сякэны. Первая категория выглядит нестандартно для привыкших к форме звезды ниндзя. Эти виды сюрикенов, по сути, небольшие метательные копье или заостренные бруски железа определенной формы.

Как называется большой сюрикен:

  • куги-гата
    , прообразом послужил гвоздь;
  • ари-гата
    , произошедший от иглы;
  • танго-гата
    , в форме ножа;
  • око-гата
    , напоминающий копье;
  • мацуба-гата
    , или сосновая иголка, нечто вроде громадной занозы.

Сякэны, или хира сюрикэны, основные разновидности. Ниже перечислено, как называются звездочки ниндзя:

хиси-ган,
изготавливались из мелкой монеты;

  • тэцумари-сюрикен
    , пара металлических колец, которым придана форма ветряной мельницы;
  • мандзи-сюрикен
    обладал ядом на лезвии для гарантированного поражения противника;
  • и каких только нет…

Разделяются сюрикэны и по форме, от круга до многолопастных звездочек искривленной формы. Интересно, что до нашего времени практически не дошли старинные сюрикэны. Причина в изготовлении их из плохого металла в том, что оружие — звездочки, по сути, одноразовое.

Литература

  • Michael Finn. Art of Shuriken Jutsu: The Samurai Skill of Throwing Stars & Spikes (англ.). — 1 изд. — Elsworth Printers Ltd., 1983. — 86 p. — ISBN 978-0901764652.
  • Billy Hammond. Shuriken jutsu: The Japanese art of projectile throwing (англ.). — A.E.L.S, 1985. — 178 p.
  • Fujita Seiko. Zukai Shuriken-jutsu (англ.). — Токио: Meicho Kankōkai, 1986/1993. — 172 p.
  • Iwai, Kohaku. Hibuki no Subete ga Wakaru Hon (Hidden Weapons) (англ.). — Япония: BAB, 1999.
  • Yumio Nawa. Kakushi Buki Soran (An Overview of Hidden Weapons) (англ.). — 1962.
  • Diane Skoss. Sword & Spirit: Classical Warrior Traditions of Japan (англ.). — 1 изд. — Koryu Books, 1999. — Vol. 2. — 192 p. — ISBN 978-1890536053.
  • Shirakami Ikku-Ken, Roald Knutsen. Shuriken-Do: My Study of the Way of the Shuriken (англ.). — Лондон: Talman Company/Paul H Crompton Ltd, 1994. — 128 p. — ISBN 978-0901764942.
  • Chikatoshi Someya. Shuriken Giho = 手裏剣技法 (англ.). — Токио, Япония: Airyudo, 2003. — 238 p.
  • Otsuka Yasuyuki. Shuriken no Susume (англ.). — Токио, Япония: BAB, 2004. — 199 p.
Это заготовка статьи о боевом искусстве. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Эпилог

Сюрикен просто идеально создан для метания, поэтому сделать это не так сложно, как например при броске ножа. Его конструкция такова, что он легко втыкается и сам, а его владельцу только и остается, что научиться просто попадать туда, куда необходимо:).

При написании статьи использованы материалы (С) (С) а

также выдержки из книги “Вооружение самураев” К.С. Носова

Как правильно метать сюрикен

Традиционным оружием ниндзя
являются метательные “звездочки” и стрелки-сюрикены. Термин “сюрикен” является обобщающим для этих двух видов метательного оружия. Если говорить конкретно о метательной пластине – звездочке, то более правильное ее название “сякэн”, однако, сильное влияние западной терминологии практически закрепило за ней термин “сюрикен”, поэтому мы будем употреблять оба эти термины как равнозначные.

Это оружие прочно вошло в арсенал ниндзя, тем более, что для не требовалось стационарных мастерских и не нужно было тратить очень много времени. Вместе с тем, оно было просто и дешево, легко пряталось и могло быть мгновенно применено. Диаметр сякэнов составляет от 5 до 10 см, толщина 3-5 мм, а вес – до 300 г. Способ метания зависит от обстановки и цели, с которой производится метание, поэтому не может быть конкретных правил в работе с сюрикенами.

Тем не менее, общие моменты существуют и позволяют приобрести начальные навыки метания звездочек
. Надо заметить, что классическим, если можно так выразиться, метанием сюрикена является метание в положении с колена. При этом сам бросок осуществляется от пояса движением руки, напоминающим раздачу игральных карт (поэтому сюрикены иногда называют “картами смерти”). Сходство тем более усиливается, что такое метание обычно производится серией из нескольких сюрикенов подряд.

Для производства такого метания надо в одну руку взять сюрикены
, подготовленные для метания, опуститься на колено и второй рукой, один за другим, произвести серию бросков движением руки, описанным выше. Броски осуществляются на выдохе. Метание может производится с одновременным разворотом торса в сторону цели (либо без такового с- резким движением кисти руки). Движение торса как бы обрывают в момент вылета оружия из пальцев, чтобы передать ему весь импульс движения. В конечной точке траектории, описываемой рукой с сюрикеном, пальцы должны раскрываться движением, напоминающим щелчок. Разворот торса, движение рук, завершающее движение кисти – все это делается в гармоничной последовательности и нерасчлененности всех элементов броска.

При этом важную Роль играют пальцы руки, удерживающей подготовленные к метанию сюрикены
, – они осуществляют своевременную под- ачу (выдвижение) очередного сюрикена из ладони в положение, удобное для захвата оружия пальцами метающей руки. Наиболее важным в этом приеме метания является не сила броска, а координация движений, которая и позволяет покрыть “очередью” сюрикенов значительный сектор поражения.

Существуют и другие варианты бросков с колена: бросок от головы, бросок с упором на руку, бросок из-за головы. Однако, далеко не всегда есть возможность производить метание с колена, поэтому ниндзя, все-таки чаще, во время боевых операций, производят метание из положения стоя.

Рассмотрим наиболее распространенные в ниндзютсу броски из этого положения.

  • Бросок из-за спины. При этом броске локоть приподнят, кисть с сюрикеном направлена вниз, рука позади корпуса. Сюрикен метается с одновременным поворотом корпуса резким движением руки.
  • Метание из-за головы. Кисть с сюрикеном поднята над головой. Движением руки сверху-вниз-вперед производится сильный бросок, являющийся довольно точным, т.к. при таком броске сюрикен направляется в цель по прямой.
  • Боковой бросок. Кисть с сюрикеном расположена у противоположной стороны тела. Сюрикен метается выбросом руки вперед с одновременным переносом веса тела по направлению к цели.
  • Бросок с разворотом корпуса.
    Взяв в одну руку несколько сюрикенов, совершить поворот на 360 градусов с одновременным метанием сюрикена другой рукой. Повторить это метание несколько раз подряд.
    Подобное метание с вращением тела даже при неудачном броске оказывает на противника сильное психологическое воздействие из-за ее неожиданности.

  • Бросок с зеркальным захватом. Сюрикен берется обычным способом. Переворотом кисти формируется зеркальный (обратный) захват. Резким махом руки вперед сюрикен метается в цель.

Что такое сюрикен (фото)

История оружия

Необходимо сразу отметить, что в Японии метательное оружие (копья, дротики, топоры) не получило такого широкого распространения, как, например, в Европе. В ранние периоды наиболее распространенным метательным снарядом были камни, которые бросали с помощью исихаджики – японской пращи. В исторических трактатах есть описание того, как воины в бою бросали в противника стрелы или короткие мечи вакидзаси.

Первые описания метательных техник встречаются в Кодзики – трактате, который был написан еще в седьмом веке нашей эры. В этом документе речь идет о том, как правильно бросать в неприятеля камни. В другом древнем японском источнике, Мануеси, изображаются приемы метания стрел. Сюрикэн впервые упоминается в «Военной повести замка Осака», в этом же труде повествуется, как воин Тадамаса метнул в своего противника короткий меч вакидзаси. Позже именно этот человек стал основателем стиля сюрикен-дзютсу.

В хрониках XII века часто встречается описание использования камней в битвах. Существовали даже специальные отряды воинов, основной задачей которых было забрасывание противника камнями. Это называлось «индзи-ути» или «камнемётный бой». Подобная тактика нередко использовалась и позже, во время междоусобных войн XIV и XV столетий. Воины, которые участвовали в подобных баталиях, назывались «мукаи цубутэ-но моно», что в переводе означает «передовые камнемётчики».

Уже в конце XIII – второй половине XIV века камни стали заменять специальными металлическими метательными снарядами – индзи-яри («камни-копья»), которые по своей форме напоминали наконечник копья. Примерно в XVI-XVIII столетии появились цубутэ – металлические пластины круглой или восьмиугольной формы с заточенным краем. Вероятно, что индзи-яри стали предшественником бо-сюрикэнов, а цубутэ в будущем превратились в сякэны.

Скорее всего, что бо-сюрикэны появились ранее, чем хорошо всем известные «звезды-сякэны». Даже само значение слова сюрикэн — лезвие, скрытое в руке, — говорит о том, что первые образцы этого оружия скорее напоминали клинок, чем многоугольную звезду. 

Хотя, вполне возможно, что бо-сюрикэны произошли от обычных повседневных предметов, которые можно было приспособить для броска в поединке. Некоторые из них сохранили в названиях имена своих «прародителей»: ари-гата (форма иглы), куги-гата (форма гвоздя), танго-гата (форма ножа).

Цубутэ были весьма распространенным оружием, упоминания о нем встречаются и в так называемых трактатах ниндзя. Естественно, что они не были основным оружием воина, цубутэ бросали в незащищенные доспехами участки тела противника, стремясь ранить его или хотя бы отвлечь.

К середине эпохи Эдо в Японии уже появился такой вид боевого искусства, как метание сюрикэнов – сюрикэндзюцу. Вероятно, что оно образовалось от более древнего искусства метания копья – будзюцу. Хотя, надо отметить, что происхождение сюрикэна до сих пор остается загадкой. В первую очередь это связано с тем, что искусство сюрикэндзюцу было тайным.

Сюрикэны имели целый ряд весомых преимуществ, которые и обусловили их широкое распространение. Во-первых, это оружие имело небольшой вес и размеры, что делало возможным его скрытное ношение и внезапное для противника применение. Во-вторых, стоили сюрикэны дешево, их изготовление не занимало много времени и не требовало высокой квалификации от кузнеца. Для сюрикэна можно было взять сталь не самого высокого качества. При этом хорошо подготовленный боец мог поразить противника сюрикэном на довольно приличном расстоянии. Кроме того, это оружие можно было использовать и в ближнем бою (особенно бо-сюрикэны) в качестве ножа, стилета или кастета.

Как сделать сюрикены видео

В видеоролике показана подробная пошаговая инструкция по изготовлению металлических метательных звезд.

Предостережение: Помните, что сделанный нами сюрикен весьма опасен и обращаться с ним нужно очень осторожно – не размахивать им, не держаться за заточенные грани, и уж тем более, не бросать его в других людей. Жанр статьи – Японское оружие

Жанр статьи – Японское оружие

Внешний вид сюрикэнов
отражает интерес японцев к мистицизму. Часто различные знаки наносились и на поверхность самого оружия, так как и мастера, которые изготавливали оружие, и те, кто им пользовался, верили в то, что таким образом можно привлечь на свою сторону могущественные потусторонние силы.

Как правило, в арсенале воина сюрикэны
были дополнительным оружием, прилагавшимся к мечу катана или копью яри , но часто именно они играли решающую тактическую роль в сражениях. Искусство владения сюрикэнами
, известное как сюрикэн-дзюцу, преподавалось в качестве второстепенного навыка во многих известных школах: Ягю Рю, Катори Синто Рю, Итто Рю, Кукисин Рю, Тогакурэ Рю . В наше время можно приобрести сюрикэн
в качестве сувенира , но в некоторых странах для этого нужно обладать специальным разрешением.

Существует два основных вида сюрикенов
: бо сюрикэны и сякэны (среди сякэнов различают хира сюрикэны, сэмбан сюрикэны, тэпан сюрикэны).

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий