Пассажирский авиалайнер Sukhoi Superjet 100

Модификации самолета

За более чем 10 лет истории проекта кардинально поменялось видение топ-менеджментом семейства самолетов. Все началось с планов по созданию семейства из трех самолетов на 60, 75 и 95 мест с дальностью полета до 3500 км. Сейчас же существует базовая версия на 98 мест с дальностью полета чуть больше 3000 км.

С 2013 года существует модификация SSJ-100 Long Range (LR) с увеличенной дальностью полета до чуть более 4,500 тыс. км. Также одно время заявлялось о создании увеличенной версии SSJ-100 SV с пассажировместимостью до 120 кресел. Также есть VIP-версия самолета.

Но основное будущее линейки SSJ-100 связано с уменьшенной до 75 кресел версией (SSJ-75). По крайней мере, на авиасалоне в Анталии в апреле 2018 года, ГСС подписал с российской S7 соглашение о намерениях по приобретению 75 самолетов, окончательное решение авиакомпания обещала принять к концу года. Кроме того, Рубцов сообщал, что ГСС могут поставить до 50 SSJ-75 госзаказчикам (Минобороны и СЛО “России”).

Тогда же ГСС и авиапредприятие “Северсталь” подписали твердый контракт на поставку шести самолетов до 2022 года.

“Экономическая эффективность в эксплуатации и комфорт салона на уровне узкофюзеляжных самолетов являются ключевыми преимуществами самолета SSJ100, определяющими интерес к нему со стороны как российских, так и зарубежных авиакомпаний, – поясняет Рубцов, слова которого приводятся в релизе ГСС. – Широкий спектр эксплуатационных возможностей позволяет использовать SSJ100 в уникальных аэропортах Европы с ультракороткими полосами, в условиях высокогорья и жаркого климата, не теряя при этом своих возможностей и при полетах на Крайнем Севере России”.

“Изменения при создании SSJ на 75 кресел могут коснуться крыла, фюзеляжа, двигателя и систем самолета, в частности, предполагается создание нового крыла и бортового комплекса авионики, унифицированного с самолетом МС-21″, – приводятся в сообщении Минпромторга слова министра Дениса Мантурова. – Самолет может выйти на рынок ориентировочно в конце 2022 – начале 2023 года. По предварительным оценкам экспертов перспективная потребность российского рынка в таких машинах может достичь 200-300 самолетов, зарубежного – до 3000”.

Не так давно стало известно о том, что ГСС разрабатывает особую версию SSJ-100R, в которой объем российских деталей будет увеличен до 50-60%. Иранские перевозчики уже подписали рамочный контракт на поставку 40 таких самолетов.

“Планируется, что самолет будет производиться с максимальным использованием комплектующих российского производства, – подчеркнул Рубцов. – Конфигурация фюзеляжа останется неизменной, в то время как общий вес конструкции планируется снизить на 10-15%, улучшить аэродинамическое качество на 10%, на 5% сократить удельный расход топлива и увеличить долю композиционных материалов в конструкции”.

“Мы будем и дальше развивать программу, как в части изменения размерности самолета, так и в части увеличения в нем доли российских поставщиков”, – приводятся в релизе Минпромторга слова президента ОАК Юрия Слюсаря.

Также ведется работа над снижением эксплуатационных расходов и расходов на послепродажное обслуживание.

Основные преимущества Superjet 100

Современный Superjet 100 предоставляет авиакомпаниям и пассажирам новые возможности, среди которых:

  • раскатка новых маршрутов до того уровня спроса, при котором будет целесообразно ставить на них узкофюзеляжные самолеты большей вместимости;
  • подмена при необходимости более вместительных самолетов (таких, как А320, B-737), эксплуатирующихся с низкой пассажирской загрузкой в периоды сезонных спадов авиаперевозок. SSJ 100 подменяют ВС большей вместимости как на длительный период в низкий сезон, так и в течение суток;
  • авиакомпания, при наличии в парке самолетов большей размерности, может заменять их без ущерба для комфорта пассажиров;
  • SSJ 100 — активное дополнение в концепции хабов, что позволяет авиакомпании оптимизировать свои расходы: подвоз пассажиров на самолете меньшей размерности в базовый аэропорт авиакомпании.

Этот самолет создан для пассажиров. По комфортабельности салон SSJ 100 сравним с салонами более крупных среднемагистральных самолетов:

  • высота салона в центральном проходе составляет 212 см;
  • удобные широкие кресла, сравнимые с теми, которые обычно устанавливаются на средне- и даже дальнемагистральных самолетах;
  • широкий центральный проход;
  • увеличенное жизненное пространство для каждого пассажира: большой шаг кресел в базовой конфигурации самолета SSJ 100 (81,28 см) позволяет даже высоким пассажирам чувствовать себя на борту комфортно;
  • большие иллюминаторы для естественного освещения и лучшего обзора;
  • просторные и вместительные багажные полки длиной 2 м, без внутренних перегородок для удобного размещения ручной клади;
  • светодиодная система освещения с теплым спектром ламп;
  • просторные туалеты, туалет в задней сервисной зоне приспособлен для пассажиров с ограниченными физическими возможностями; кроме того, он оснащен широким пеленальным столиком;
  • посадка пассажиров в SSJ 100 может осуществляться как через обычный трап, так и через телетрап.

:: Safran

Сертификация

Январь 2011 г. Superjet 100 получил сертификат типа Авиарегистра (АР) Межгосударственного авиационного комитета (МАК), который подтвердил соответствие типовой конструкции самолета нормам авиационных правил и его безопасность, что позволило начать коммерческую эксплуатацию самолетов в парке стартовых заказчиков.

Февраль 2012 г. Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) выдало сертификат типа на самолет Superjet 100. Этим сертификатом подтверждается, что компания “Гражданские самолеты Сухого” продемонстрировала соответствие самолета SSJ 100 действующим требованиям EASA к летной годности и воздействию на окружающую среду. Сертификат EASA позволяет европейским авиакомпаниям и авиакомпаниям государств, в которых нормы EASA приняты в качестве стандарта, получать и эксплуатировать самолеты SSJ 100. Superjet 100 стал первым российским пассажирским авиалайнером, сертифицированным в соответствии c авиационными правилами CS-25 EASA (самолеты транспортной категории).

Май 2012 г. От АР МАК получено дополнение к сертификату типа по расширению условий эксплуатации самолета при высоких температурах наружного воздуха — до +45°С.

Ноябрь 2012 г. Superjet 100 получил дополнение к сертификату типа, которое расширило условия его эксплуатации при выполнении полетов в северных широтах. Испытания подтвердили надлежащее функционирование систем авионики самолета, прежде всего инерциальной навигационной системы и систем спутниковой навигации GPS и ГЛОНАСС, в условиях высоких северных широт (до 78° с. ш.) и низких температур (до –54°С).

Июнь 2013 г. Выдан первый экспортный сертификат в Европу на Superjet 100.

:: “Аэрофлот”

Август 2013 г. АР МАК выдал дополнение к сертификату типа на самолет RRJ-95LR-100 — Superjet 100 увеличенной дальности.

Март 2014 г. АР МАК выдал дополнение к сертификату типа на самолет Superjet 100, которое подтвердило возможность выполнения полетов на данном типе воздушных судов в условиях точной зональной навигации по системам RNAV 1 и P-RNAV.

Июнь 2014 г. АР МАК подтвердил возможность выполнения на самолете Superjet 100 автоматической посадки по категории CAT IIIа ICAO и эксплуатации самолета на узкой взлетно-посадочной полосе, шириной 30 м.

Октябрь 2014 г. Компания “Гражданские самолеты Сухого” получила дополнение к сертификату типа, которое подтвердило возможность выполнения самолетом Superjet 100 взлета при пониженном уровне тяги двигателей. Режим работы, при котором двигатели работают с пониженной скоростью и температурой газов в турбине, позволяет снизить нагрузку на двигатель и продлить срок его службы, что в свою очередь минимизирует расходы на техническое обслуживание самолета.

Ноябрь 2014 г. Впервые в России АР МАК выдал дополнение к сертификату типа на самолет Superjet 100, позволяющее использовать функцию вертикальной навигации VNAV на всех этапах полета. Данная функция значительно снижает нагрузку на экипаж и обеспечивает соответствие всем применяемым ограничениям.

Ноябрь 2014 г. АР МАК подтвердил возможность установки на самолет Superjet 100 интерьера пассажирской кабины повышенной комфортности (SSJ 100 VIP).

Декабрь 2015 г. Европейское агентство по безопасности авиаперевозок сертифицировало функции вертикальной навигации VNAV и зональной навигации P-RNAV.

Декабрь 2016 г. EASA выдало сертификат на версию Superjet 100 увеличенной дальности полета — long range (SSJ 100LR). Сертификат позволит представить зарубежным заказчикам Superjet 100 c дальностью полетов, увеличенной на 50% по сравнению с базовой версией (SSJ 100 Basic).

Февраль 2017 г. EASA сертифицировало новую модель самолета — B100, которая отличается от базовой установкой двигателя семейства SaM146 с повышенной взлетной тягой, который также применяется на самолете SSJ 100 с увеличенной дальностью полета. Основными характеристиками SSJ 100 B100, сертифицированной модели RRJ-95B-100, являются: дальность полета 3048 км с расчетной коммерческой нагрузкой в условиях стандартной атмосферы, максимальный взлетный вес 45880 кг, максимальная взлетная тяга двигателя 8055 кгс и сокращенная на 10% по сравнению с базовой версией взлетная дистанция.

Кто использует SSJ-100 сейчас

Старт продаж ГСС был довольно тяжелым – несмотря на то, что были заключены несколько контрактов на поставку. Одним из первых заказчиков самолета стал “Аэрофлот” (контракт на 30 самолетов был заключен еще в 2005 году, финансировал поставки первых десяти “ВЭБ-лизинг”). В 2013 году в “Аэрофлоте” началась постепенная замена уже эксплуатирующихся SSJ-100 на новые. Как сообщал в 2013 году сам “Аэрофлот”, “для соблюдения сроков начала поставок первых машин, стороны договорились о поставке первых 10 самолетов в спецификации “лайт”, которые в дальнейшем будут заменены на самолеты в расширенной комплектации Full.

Краткая хронология создания самолета Sukhoi Superjet 100

Весной 2003 года на проектном конкурсе самолетов победу получил проект под рабочим названием RRJ (№ 97 002). В 2006 году приступили к сборке прототипа данного аппарата. Сборку машины производили в КнААПО, а уже через год данный проект был доставлен в город Жуковский для дальнейших испытаний в бюро ЦАГИ. Транспортировку изделия в этот город произвели с помощью самолета «Руслан».

Первый опытный экземпляр самолета Sukhoi Superjet 100 был представлен в сентябре 2007 года. Впервые данная модель самолета произвела отрыв от взлетной полосы через год после презентации, а именно в мае 2008-го. Но перед первым полетом конструкторы много времени затратили на проверку всех основных систем машины.

К концу 2008 года самолет Sukhoi Superjet 100 завершил заводские испытания, начался процесс государственной сертификации при участии международной комиссии. Ресурсные исследования самолет проходил в Сибирском исследовательском институте. Вторая машина была полностью готова к декабрю 2008 года, при испытаниях данная машина показала отличные летные характеристики.

Широкой публике данный аппарат был представлен на авиавыставке в городе Ле-Бурже летом 2009 года. Самолет модели Sukhoi Superjet 100 в полной комплектации всех систем и с полностью оснащенным пассажирским салоном произвел первый полет только летом 2009 года.

Достижения компании

Самолет Sukhoi Superjet 100 был презентован в 2007 году. Однако возникла задержка поставок, в связи с трудностями в процессе производства. Создание суден заняло больше времени, чем планировалось. Несмотря на это, темпы производства планировалось увеличить до 6 лайнеров ежемесячно. За 2010 год количество готовых изделий составило 50 единиц. В 2011 году производилось меньше ожидаемого − 2-3 самолета в месяц. Задержки поставок спровоцировали отток клиентов, но главные заказчики все же продолжили тесное сотрудничество с компанией.

Первый важный для фирмы документ был получен в 2010 году − сертификат МАК, а в 2012-м даже сертификат EASA. Это позволило уверенно выйти на рынок ближнемагистральных авиалайнеров в соответствии с европейскими стандартами качества. Итак, производство лайнера характеризуется высокой технологичностью и внедрением новейших разработок. Количество иностранных комплектующих для него снизилось с 80 % до 50 %, и это огромный успех.

Причины отказа авиакомпаний от Sukhoi SuperJet-100

Рейтинг безопасности самолёта СуперДжет среди покупателей, а также пилотов значительно снизился после нескольких катастроф, что повлекли за собой значительные человеческие жертвы. Причинами называют как человеческий фактор, таки сбои в системе навигации и бортового управления самолетами.

За весь период эксплуатации корабля произошло четыре больших аварии:

  • 2012 год. Крушение лайнера во время показательных выступлений возле Джакарты. Причиной аварии считается ошибка пилотов, жертвами стали 45 пассажиров.
  • 2015 год. На аэродроме Мехико самолёт столкнулся с трапом, использующимся для перехода пассажиров. Жертв не было.
  • 2018 год. СуперДжет вышел за границы взлетной полосы на аэродроме в Якутске. На борту лайнера находился 91 пассажир, жертв нет.
  • 2019 год. Из-за неправильной посадки лайнер загорелся в аэропорту Шереметьево. На борту находилось 78 пассажиров, 41 из которых погиб.

Эти аварии привели к невысокому проценту вылетов самолётов и приостановки контрактов на поставку SuperJet-100. Кроме того, проблемой для корпорации стали закупки импортных комплектующих, что привело к увеличению цены на самолет.

Поступление самолёта СуперДжет-100 в продажу

Первым владельцем самолёта стала армянская авиакомпания Armavia, которая приобрела СуперДжет-100 в 2011 году. После этого самолет стали покупать и другие авиакомпании, но самым крупным заказчиком этого самолёта стал Аэрофлот, что приобрел 30 лайнеров.

Корпорация Сухого планировала подписать ряд договоров на реализацию SuperJet-100 с авиакомпаниями с Индонезии, Израиля, Ирана и Мексики. Но, после аварии самолёта во время показательного вылета в 2012 году большинство из них приостановило данные договора.

На нынешнее время выпущено 191 самолет, но большинство из них так и не эксплуатируются. Главной причиной простоя самолёта является недоступность комплектующих деталей, особенно эксперты негативно отзываются о двигателях, которые очень часто выходят из строя.

Преимущества и недостатки

Неоспоримым преимуществом Суперджетов является их уникальная компоновка, а также применение при разработке инновационных конструкторских решений и технологий. Это позволило сделать пассажирский лайнер надежным и безопасным. В ходе проектирования были максимально учтены требования и стандарты международных компаний FAA и EASA, что было отмечено при прохождении сертификации.

Для использования SSJ100 вполне подходят все классы взлетно-посадочных полос, и это заинтересовало многие авиакомпании. Это удалось достигнуть благодаря особенностям конструктивной сборки и новейшей системе авионики, которая успешно сажает самолет даже в самых неподходящих метеорологических условиях.

Что касается недостатков, то специалисты обнаружили их еще во время испытаний и первых полетов в 2011—2013 гг. Они были успешно устранены, а пассажиры отмечают только определенные неудобства бытового характера, связанные с размещением в наиболее неудобных местах. Отмечается также не очень широкий проход, что мешает при провозе тележек бортпроводниками. В остальном нареканий на работу лайнера нет. Тем более что постоянно пользующихся услугами авиалиний клиентов полностью устраивает доступная стоимость билетов.

На сегодняшний день семейство Суперджетов представлено следующими моделями, каждая из которых имеет свои особенности и преимущества:

  • Sukhoi SuperJet 100 — первый ближнемагистральный лайнер, оснащенный 2 турбовентиляторными двигателями и крылом сверхкритического профиля (полеты до 3040 км);
  • Sukhoi SuperJet-100−95LR (схема салона изменена за счет удлинения носовой части) — характеризуется увеличенной взлетной массой и дальностью полетов (4500 км);
  • Sukhoi SuperJet-100−95SV — отличается максимальной пассажировместимостью.

Подготовка авиационного персонала для Superjet 100

Было создано два центра обучения: в Жуковском (Московская область, Россия) и в Венеции (Италия).

Центры подготовки авиационного персонала предоставляют полный цикл обучения летного и инженерно-технического персонала заказчиков самолетов SSJ 100 и располагает набором самых современных средств обучения и тренажерного оборудования, в который входят комплексный пилотажный тренажер FFS (Full Flight Simulator), обучающие компьютерные системы CBT, процедурный тренажер FPTD, неподвижный летный тренажер FTD LV, тренажер аварийно-спасательной подготовки CEET.

:: “Аэрофлот”

Размещение пассажиров

Схема салона Superjet 100 95 выполнена в соответствии с максимально допустимым количеством человек на борту. Общая вместимость составляет 87 человек, из которых 12 мест повышенной комфортности расположены в бизнес-классе, а 75 мест — в экономе.

Удобства для пассажиров business-отделения отличаются от другой части самолета. Во-первых, кресла имеют другую конструкцию, шире по размеру и гораздо мягче. Между рядами увеличено расстояние, в отличие от мест в экономе, в 1,5 раза, что позволяет с комфортом менять положение тела и вытягивать ноги. По отзывам пассажиров, которые уже успели совершить полет на лайнере, не предусмотрена нормальная перегородка между двумя отделениями. Поэтому из бюджетного класса постоянно доносится шум, звукоизоляция очень плохая.

Выбирая сидения на борту, лучше обратить внимание на следующие ряды:

  • в эконом-классе — 6-й;
  • в бизнес-классе — 1-й и 2-й.

Расположенные впереди кресла считаются максимально комфортными. Впереди сидящих нет, а значит, никто не откинет спинку и не доставит неудобств.

Согласно схеме салона, лучшие места в Sukhoi Superjet 100 — это те, что помечены буквами A и F. они расположены около иллюминаторов, а потому имеют хороший обзор. Сидящие здесь не испытывают дискомфорта, в отличие от тех, кто находится ближе к проходу.

А вот расположение мест с обозначениями C и D в SU95 не самое удачное. Они как раз находятся в середине салона. Проход в лайнере не слишком широкий, а постоянное движение стюардесс с тележками мешает расслабиться и вздремнуть в полете. 20-й ряд, согласно схеме Sukhoi Superjet 100, хорошими местами точно не назовешь. Это хвостовая часть, где скапливаются очереди желающих посетить санитарную комнату, а также размещается кухонная зона.

Стоимость билетов в зависимости от сезона и типа посадочных мест колеблется в диапазоне от 2500 до 5000 тысяч рублей.

История создания лайнера

Концептуально новой моделью самолетов, выпущенных для гражданской авиации, стал Сухой Суперджет 100. Его производством занимались отечественные и иностранные компании, он стал первым лайнером в России, которому вручен сертификат EASA международного образца.

В парке компании «Аэрофлот» на сегодняшний день 25 Суперджетов 100. Это рекордное количество, у остальных авиаперевозчиков самолетов такого образца насчитывается всего по несколько единиц. Процесс создания стартовал в марте 2003 года, а уже в конце весны 2008-го состоялся первый экспериментальный рейс. После проведенных заводских испытаний, продлившихся до октября, начались другие работы, необходимые для получения всех сертификатов. Это был финальный этап, и 21 апреля 2011 года борт выполнил полет с пассажирами.

Первоначальная модификация самолета ssj 100 и схема салона, стандартная для всех лайнеров, была рассчитана на преодоление небольших расстояний, однако дополнительные разработки и испытания позволили выпустить модель, имеющую увеличенную взлетную массу. Борт смог успешно преодолеть более 4,5 тысяч километров впервые в 2013 году.

В коллекции Суперджетов есть еще одна конструкция, отличительной характеристикой которой является удлиненный фюзеляж. Такое техническое дополнение сделано для того, чтобы ССЖ смог вместить еще больше пассажиров и обеспечить им максимальную комфортность при перелете. Первый рейс был запланирован на 2018 год. К настоящему времени самолеты эксплуатируются в следующих странах:

  • Российская Федерация.
  • Мексика.
  • Армения.
  • Ирландия.
  • Таиланд.
  • Индонезия.
  • Лаос.

В России SSJ 100 эксплуатируется не слишком активно. Это связано с тем, что на заказ и получение деталей и комплектующих уходит свыше 2 месяцев, все это время борт вынужден простаивать. При этом лайнеры иностранного производства обеспечиваются всем необходимым не более, чем за 24 часа. Тем не менее планируется и дальнейшее пополнение парка, так как конструкция продемонстрировала свою надежность, практичность и безопасность. Это оптимальный способ организации ближнемагистральных перевозок.

Критика проекта

Как посчитали многие критики, на начальной стадии проект самолета Sukhoi Superjet 100 выиграл государственный тендер неспроста. С ним конкурировал Ту-334, который, по их мнению, был более приспособлен к плохим условиям в российских аэропортах. В “Туполеве” двигатели расположены в хвосте судна, а в SSJ они установлены очень низко − под крыльями лайнера. Еще управление самолетом марки “Туполев” привычнее для российских экипажей. Впрочем, финансирование получил проект ГСС, и это поспособствовало его удачному воплощению в жизнь.

Также некоторые утверждают, что SSJ имеет внешнее сходство с немецким самолетом марки Fairchild. Это домыслы, сами проектировщики данную связь полностью отрицали.

Как изготавливают самолет?

Основным заводом, на котором происходит сборка самолетов ССЖ-100 является завод-филиал компании Сухого в г. Комсомольске-на-Амуре. На заводе изготавливают корпус авиалайнера. Сюда же поступают все произведенные на других российских заводах составные части, агрегаты и комплектующие самолета, в том числе и двигатели.

Двигатели для ССЖ-100 изготавливаются во Франции фирмой Пауэр Джет СА, созданной компанией Сафран (Франция) и НПО «Сатурн» (Рыбинск). Все необходимые для двигателя комплектующие элементы производит Сафран. Далее из Франции двигатель и составляющие его элементы перемещаются в НПО «Сатурн» для финальной сборки.

Готовые самолеты из Комсомолька-на-Амуре самостоятельно перелетают в Ульяновск, для монтажа салона и покраски в цвета эксплуатирующей авиакомпании. Новенькие лайнеры поступают в Жуковский, в поставочный центр. Существующие производственные мощности позволяют выпускать до шестидесяти самолетов ССЖ-100 в год. Рассмотрим, сколько выпущено самолетов Cухой Суперджет 100.

Технические характеристики ssj-100:

  • Длина: 29,94 м.

  • Высота: 10,28 м.

  • Размах крыльев:  27,80 м.

  • Крейсерская скорость: 830 км/ч (0,78M).

  • Максимальная скорость: 860  км/ч (0,81M).

  • Дальность полета: 3048 км (для SuperJet100-95LR 4578 километров).

  • Потолок: 12200  м. (эшелон FL400).

  • Длина разбега: 1731 м.(для SuperJet100-95LR 2052 метра).

  • Число пассажирских мест: 98  человек в базовой компоновке.

  • Экипаж: 3 человека (бортпроводник и два пилота).

  • Максимальная посадочная масса: 41000 кг.

  • Силовая установка:SaM146 — 1S17 (два экземпляра) (для SuperJet100-95LR SaM146 — 1S18 (два экземпляра)).

  • Диаметр фюзеляжа: 3,24 метров;

  • Площадь крыла: 77 кв.м.

  • Пассажирских дверей: 4 шт.

  • Объём багажных отсеков: 21,7 куб.м.

  • Взлётная максимальная масса: 45880 кг (для SuperJet100-95LR 49450 кг);

  • Платная нагрузка: 12245 кг.

  • Масса пустого самолета 24250 кг.

  • Масса топлива в баках: 15805 л.

  • Силовая вспомогательная установка: Honeywell RE220.

  • Длина пробега: 1630 м.

  • Первый полёт; 19.05.2008  (для SuperJet100-95LR 12.02.2013).

Sukhoi Superjet 100. Галерея.

Super Jet 100-95LR видео

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий