Истребитель-бомбардировщик Су-30 — особенности и возможности

Многоцелевой истребитель-бомбардировщик Су-30 это дальнейшее развитие учебно-боевого истребителя Су-27УБ. Впервые его показали публике в модификации Су-30МК (экспортный «Многоцелевой Коммерческий«) в 1993 г. на авиасалоне в Дубае.

Су-30 действительно многоцелевой самолет — и истребитель, и бомбардировщик, он не менее успешно справляется и с задачами дальнего истребителя-перехватчика, а с комплектом дополнительного оборудования, может использоваться его в качестве воздушного командного пункта. Как «командный» самолет, бортовой импульсно-допплеровкой РЛС он может одновременно выполнять наведение на цель до 4-х перехватчиков Су-27 (обязанности командира самолета в этом случае исполняет второй пилот).

Помимо основных задач, в зависимости от комплекта вооружения, Су-30 может использоваться в роли истребителя-штурмовика, истребителя-бомбардировщика и истребителя для завоевания превосходства в воздухе. Если сказать короче, «мастер на все руки» Су-30 может выполнять задачи «специалистов» типа Су-17, Су-24 и Су-27, при этом за счет лучших характеристик, справляется с ними в 2-2,5 раза эффективнее.

Чертеж многоцелевого истребителя-бомбардировщика Су-30

Если добавить к этому то, что модификация Су-30МКИ оснащена двигателями с поворотными соплами, обеспечивающими самолету т.н. «сверхманевренность», то Су-30 можно по праву назвать одним из лучших универсальных самолетов в мире.

По совокупности боевых качеств, истребители Су-30 последних моделей практически ни в чем не уступают истребителям пятого поколения, кроме разве что требований к малозаметности. Однако отсутствие «стелс»-технологий в конструкции Су-30 это не досадное недоразумение, а неизбежное следствие из роли выполняемой самолетом. Имея мощнейшие средства для радиолокационной разведки и выступая в роли координатора и наводчика для звена истребителей, Су-30 даже с точки зрения логики, не может быть «незаметным».

Истребитель-бомбардировщик Су-30СМ

Су-30 Размеры. Двигатель. Вес. История. Дальность полета. Практический потолок

Для борьбы с крылатыми ракетами противника российским ВВС требовался двухместный дальний истребитель. Потенциала боевых возможностей истребителя Су-27 явно не хватало. В ОКБ решили использовать в качестве основы двухместный Су-27УБ, серийное производство которого было освоено на Иркутском авиазаводе. Работы по самолету начались в 1986 г. При испытании опытного Су-27УБ на нем уже отрабатывалась система дозаправки топливом в воздухе. С правого борта, на уровне козырька фонаря кабины, была установлена Г-образная штанга топливоприемника. На модернизированной «спарке», получившей название Су-27ПУ, также были несколько улучшены условия обитаемости в кабине летчика.

На вооружении

Эксплуатанты Су-30

  • Алжир Алжир — 44 ед. Су-30МКА по состоянию на 2018 год.
  • Ангола Ангола — 2 ед. Су-30К на 2020 год, всего по первому контракту было заказано 12 самолётов Су-30К, ранее состоявших на вооружении ВВС Индии. После дальнейших переговоров был заключён контракт по приобретению оставшихся 6 бывших индийских самолётов.
  • Венесуэла Венесуэла — 23 ед. Су-30МКВ по состоянию на 2018 год.
  • Вьетнам Вьетнам — 35 ед. Су-30МК2 по состоянию на 2020 год. В 2013 году заключен контракт на поставку 12 Су-30МК2 на $600 млн.
  • Индия Индия — около 250 ед. Су-30МКИ на 2020 год.
  • Индонезия Индонезия — 2 ед. Су-30МК и 9 ед. Су-30МК2 по состоянию на 2020 год.
  • Казахстан Казахстан — 8 ед. Су-30СМ на 2020 год. Всего по четырём контрактам суммарно заказан 31 самолёт.
  • КНР КНР — 73 ед. Су-30МКК и 24 ед. Су-30МК2, по состоянию на 2018 год.
  • Малайзия Малайзия — 18 ед. Су-30МКМ (поставлены в 2007-2009 гг.), по состоянию на 2020 год.
  • Россия Россия — 103 ед. Су-30СМ и 20 ед. Су-30М2 на сентябрь 2018 года.
  • Уганда Уганда — 6 ед. Су-30МК2 на 2020 год, часть из которых поставлена в июле 2011 года, ещё часть поставлена в октябре 2011 года.

Корпус и силовая установка

Двухместный тяжелый истребитель Су-30СМ оснащается парой двухконтурных двигателей модели АЛ-31ФП, размещенных по отношению друг к другу под углом в 32 градуса. Сопла каждого двигателя Су-30СМ отклоняются на ±16° в вертикальной плоскости и на ±15° во всех направлениях. Благодаря этому вектор тяги можно направлять по рысканью и тангажу. Сопла могут быть отклонены как вместе с управляющими плоскостями фюзеляжа, так и независимо от них.

Как можно увидеть на фото, Су-30СМ имеет переднее горизонтальное оперение, которое вместе с изменяемым вектором тяги в значительной степени повышают маневренность самолета. Так как истребитель неустойчив в продольном канале, его полет обеспечивает электро-дистанционная система управления, отвечающая за положение рулей и поворотных сопел двигателя. В целом габариты и компоновка фюзеляжа полностью позаимствованы у моделей Су-30 и Су-30МКИ.

Автоматика и радиоэлектроника

В передней части фюзеляжа установлена многофункциональная дальняя РЛСУ Н0011М «Барс», которая способна взять в цель 15 объектов и поразить 1 ближнюю цель или 4 дальних, а также преодолеть помехи вражеских РЭБ. Фазированную антенную решётку пытаются критиковать за объёмы и вес, но именно она позволяет получить преимущество в обнаружении противника первым, таких мощных излучателей среди самолётов 4-го поколения в НАТО нет. А ещё она способна обнаружить «Невидимку» 5-го поколения.

В разработке бортовых электронных систем использованы технологии России, Израиля, Франции, Индии. В ранних версиях изображения выводились на экраны телевизоров. В последних версиях есть картографирование (трёхмерное изображение) и селекция целей на ЖК экранах благодаря наличию всех видов вычислителей и датчиков. На внешней стороне крыльев установлены приёмники для системы спутниковой навигации ГЛОНАСС (Россия) и NAVSTAR (США). Ближний бой позволяет вести встроенная в кабину ОЛС (оптико-локационная станция), она является подсистемой СУВ (системы управления вооружением). Основана на принципе работы обнаружения и ведения цели по тепловому излучению, дальность цели измеряется лазерным дальномером, данные выводятся на экран. Эта же система следит за исправностью работы всех узлов, прочностью конструкции и состоянием полёта самолёта. Новые вычислители СУО дают возможность применять более современный тип ракет.

↑ Характеристики СУ 30

Самолет СУ 30 построен по нормальной аэродинамической схеме и имеет так называемую интегральную компоновку. Среднерасположенное трапециевидное крыло небольшого удлинения плавно сообщается с фюзеляжем, образовывая единый несущий корпус.

Два двухконтурных турбореактивных двигателя с форсажными камерами типа АЛ-31Ф размещены в отдельных мотогондолах, установленных под несущим корпусом самолета на расстоянии друг от друга, что позволяет избежать их аэродинамического взаимовлияния и подвешивать между ними по схеме “тандем” две управляемых ракеты.

Су 30 фото

Обтекатели шасси плавно переходят в хвостовые балки – служебные платформы для установки консолей горизонтального оперения с прямой осью вращения, двукилевого, разнесенного по внешним бортам хвостовых балок, вертикального оперения и подбалочных гребней.

Самолет спроектирован за концепцией “электронной стойкости”, и он не имеет традиционной механической проводки управления в продольном канале – вместо нее используется электродистанционная система управления (СДУ). Шасси самолета трехопорное, с одним колесом на каждой опоре.

  • Длина самолета – 21,9м;
  • Высота самолета – 6,36м;
  • Размах крыла – 14,7м;
  • Время полета без заправки – 3,5ч;
  • Скорость на высоте – 2125км/ч;
  • Скорость у земли – 1350км/ч;
  • Экипаж – 2 человека.

Кабина

Одной из главных особенностей самолета является кабина, в которой летчики располагаются тандемом (один за другим). Наличие бортовой радиоэлектронной станции, оснащенной фазированной решеткой, позволяет обнаруживать и сопровождать одновременно до 15 объектов. При этом четыре из них можно одновременно атаковать. Работу пилотов упрощают системы индикации на лобовом стекле и нашлемного целеуказания. Кабина также оснащается мультифункциональными жидкокристаллическими дисплеями. Благодаря всему этому летчики постоянно пребывают в полной осведомленности о воздушной обстановке.

Описание

Является результатом глубокой модернизации двухместного учебно-боевого истребителя Су-27УБ. Необходим для защиты объектов и войск, находящихся на земле, ликвидации в небе десанта, в осуществлении разведки в небе и обстрела целей над водой и на земле, для руководства боевыми групповыми действиями истребителей при стремлении к господству в небе, а также в создании необходимых условий для боевых действий других родов авиации. От своего предшественника Су-30 отличается возможностью выполнять боевые действия, сопряженные с большим временем и дальностью нахождения в небе, а также с эффективным руководством группы истребителей.

При создании истребителя его оснастили улучшенной системой жизнеобеспечения, новейшими навигационными системами, системой дозаправки в небе и увеличенным количеством аппаратов руководства групповыми действиями. Также заметно возросла боевая эффективность, из-за применения новой системы управления вооружением и ракет.

Авиация России

28 сентября 1961 года состоялся первый полёт первого опытного дальнего противолодочного самолёта Ил-38. Командовал экипажем заслуженный лётчик-испытатель СССР, дважды Герой Советского Союза Владимир Константинович Коккинаки.

Разработка самолёта началась в ответ на угрозу развертывания потенциальным противником в мировом океане атомных подводных лодок, несущих на борту баллистические ракеты с ядерными боезарядами.

18 июня 1960 года Совет Министров СССР принял постановление о разработке на базе пассажирского Ил-18 самолёта противолодочной обороны дальнего действия Ил-38 с радиогидроаккустической системой «Беркут».

04 мая 1960 мая Главнокомандующим ВВС были утверждены тактико-технические требования к самолёту Ил-38: тактический радиус действия – 2 200 км, продолжительность патрулирования в районе поиска на высотах от 500 до 2000 м с нагрузкой 5 850 кг – не менее 3 часов, минимально допустимая индикаторная скорость полёта – 350 км/ч.

Первый полёт первого опытного Ил-38 состоялся 28 сентября 1961 года, на полгода раньше срока, предписанного правительственным постановлением.

9 апреля 1963 года под управлением ведущего лётчика-испытателя Александра Михайловича Тюрюмина начался заводской этап государственных испытаний на базе Феодосийского филиала ГК НИИ ВВС – аэродроме Кировское. «Разработка самолёта Ил-38 с автоматизированной системой «Беркут» с применением цифровой вычислительной машины явилась первым опытом работы нашей промышленности по создания авиационных противолодочных комплексов, значительно повышающих эффективность отечественной противолодочной авиации по борьбе с подводными лодками-ракетоносцами», — отмечалось в акте госиспытаний самолёта.

В декабре 1967 года был построен первый серийный Ил-38, с марта 1968 года началось освоение машины в войсках – первые Ил-38 поступили в 24-й отдельный противолодочный авиаполк дальнего действия Северного флота, базирующийся на аэродроме Кипелово в Вологодской области. Командовал полком подполковник Виктор Потапов, в 1988-1994 гг. – командующий авиацией ВМФ, генерал-полковник авиации. Предполагается, что один из модернизируемых в настоящее время самолётов Ил-38Н будет назван его именем.

17 января 1969 года Ил-38 был официально принят на вооружение авиации ВМФ.

3 ноября 1971 года состоялось присуждение званий лауреатов Государственной премии за достижения в области точной механики и оптики – за дальний противолодочный самолёт Ил-38 – С.В. Ильюшину, А.И. Жуковскому, Д.И. Коклину, Я.А. Кутепову, А.В. Шапошникову.

Самолёты Ил-38 производились до 1972 года. Всего было выпущено 65 бортов для ВМФ СССР и ВМС Индии. Первый самолёт для индийских ВМС был передан 24 августа 1977 года.

В 2012-2015 гг. ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» выполнило государственный контракт на ремонт и серийную модернизацию первой партии противолодочных самолётов Ил-38 Морской авиации Военно-морского флота России до уровня Ил-38Н. Всего по условиям контракта было модернизировано пять самолётов. С Министерством обороны Российской Федерации заключен новый контракт на модернизацию очередной партии противолодочных Ил-38.

Модернизация заключается в установке на самолёты новой поисково-прицельной системы «Новелла-П-38», что значительно расширило объём решаемых самолётами задач и их боевые возможности. С помощью новой поисково-прицельной системы модернизированный самолёт может успешно решать задачи патрулирования, поиска и уничтожения подводных лодок с применением расширенной, по сравнению с базовым Ил-38, номенклатуры вооружений, радиоэлектронного наблюдения за надводными и воздушными целями, постановки минных заграждений, поиска и спасения людей на море, а также экологического мониторинга водной поверхности.

  • 29.12.2016 Выполнена серийная модернизация очередной партии противолодочных самолётов Ил-38Н
  • 19.01.2019 В «Ильюшине» назвали приоритеты 2021 года
  • 10.03.2016 Штурмовик Ил-2 — к очередной годовщине первого полёта первого серийного образца
  • 28.01.2021 История одного боевого вылета бомбардировщика Ил-4 в ходе Белостокской наступательной операции

(4 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Ил-38Ил-38Н

Задействованная в Сирии техника

С момента начала операции российских вооруженных сил в САР, состав группировки регулярно менялся. Техника проходит ротацию в связи с изменениями военно-политической обстановки и стоящих перед группировкой задач. Также осуществляется замена техники для проведения ремонтных работ в России и предотвращения чрезмерного износа самолетов.

С территории России осуществляли вылеты на боевые задачи самолеты дальней и стратегической авиации. Начиная с 17 ноября 2015 года, вылеты совершили не менее 6 Ту-160, 5 Ту-95МС и 14 Ту-22М3.

За 3 года проведения операции были задействованы не менее 86 самолетов истребительной и фронтовой авиации, не менее 20 вертолетов.

По данным открытых источников, в Сирии побывали 8 истребителей Су-35, 4 истребителя Су-27СМ, не менее 16 Су-30СМ, 34 бомбардировщиков Су-24 и 12 Су-34. Штурмовые удары наносили 12 Су-25СМ. Так же, по сообщениям СМИ, в феврале 2021 г. в Сирии проходили тестирование в боевых условиях истребители пятого поколения Су-57, в количестве от 2 до 4 машин.

Поддержка авиационной группировки осуществляется самолетами ДРЛО А-50 и разведчиками Ил-20М1. Поддержка российских ССО и сирийской армии осуществляли и осуществляют вертолеты Ка-52, Ми-8, Ми-24 и Ми-28.

Рейтинг автора

Автор статьи

Виталий Рябов

За плечами служба по призыву, а после и по контракту. Сейчас на пенсии.

Написано статей

241

Модификации самолёта

  • Су-30 (Т-10ПУ, Су-27ПУ) – дальний перехватчик ПВО.
  • Су-30К – экспортный (коммерческий). Поставлялся в Индию (18 самолётов).
  • Су-30КИ – одноместный для Индонезии.
  • Су-30КН – модернизированный. Отличается доработанной бортовой РЛС Н001,
    многофункциональным жидкокристаллическим дисплеем в кабине и вычислителем.
  • Су-30МК – модернизированный экспортный. Может поражать цели на поверхности
    земли и моря. Разработка началась в 1991 году. Первый полёт состоялся 14
    апреля 1992 года (лётчики-испытатели Г.Е.Буланов и В.Б.Максименков).
  • Су-30МКИ – экспортный для Индии. Отличается двигателями АЛ-31ФП, наличием
    ПГО и усиленной передней стойкой шасси. Первый плёт состоялся 1 июня 1997
    года (лётчик-испытатель В.Ю.Аверьянов). Выпускается с 1997 года. Изготовлено
    не менее 22 самолётов.
  • Су-30МКК – экспортный для Китая. Отличается отсутствием ПГО и составом
    оборудования. Выпускается с 1999 года.
  • Су-30МКМ – экспортный для Малайзии. Отличается и составом оборудования.
    Выпускается с 2003 года.
  • Су-30МК2 – модернизированный. Отличается более мощной РЛС, истемами
    управления вооружением по поверхности (СУВ-П), пилотажно-навигационным
    комплексом ПНК-27. В состав вооружения включена ракета Х-31А.

Вооружение Су-30

Вооружение, которым оснащен самолет Су-30, можно разделить на ракетное и стрелково-пушечное. В составе стрелково-пушечных установок находилась встроенная автоматическая скорострельная одноствольная пушка калибра 30 мм ГШ-301. Она устанавливалась в наплыве правой части крыла и имела боезапас 150 патронов.

На Су-30 можно было подвесить шесть управляемых ракет класса «воздух-воздух», имеющих среднюю дальность поражения. Они имели именование типа Р-27, с тепловыми (Р-27Т) или радиолокационными полуактивными (Р-27Р) головками самонаведения. Также на подкрыльевые узлы можно было установить ракеты ближнего боя типа Р-73.

Силовая установка

Истребитель Су-35, технические характеристики которого мы сегодня рассматриваем, оснащается парой двухконтурных турбореактивных силовых установок модели АЛ-41Ф1С. Моторы имеют форсажную камеру и всеракурсно управляемый вектор тяги. Для увеличения количества ракурсов оси поворота отклоняемых сопел сделали наклоненными. Эти двигатели, по сути, представляют собой упрощенный вариант мотора АЛ-41Ф1, разрабатываемого для истребителей пятого поколения.

Версия, используемая в Су-35, отличается сниженной форсажной и бесфорсажной тягой, а также наличием электромеханической системы управления. В форсажном режиме тяга каждого мотора равна 14500 кгс, без форсажа двигатель развивает только 8800 кгс. Мощности моторов достаточно для того, чтобы истребитель набирал сверхзвуковую скорость без применения форсажа.

Межремонтный ресурс двигателей составляет 1000 часов, а общий – 4000 часов. Во вспомогательной силовой установке самолета используется газотурбинный мотор ВГТД ТА14-130-35 мощностью в 105 кВт. Он обеспечивает кондиционирование отсеков и кабины самолета, а также электропитание бортовых потребителей.

Зачем России два похожих истребителя?

Су-30СМ и Су-35 считаются самыми современными серийными истребителями, состоящими на вооружении Российской Федерации. Первый собирается Иркутским авиазаводом (корпорацией «Иркут»), второй — в Комсомольске-на-Амуре. Самолеты обладают практически идентичными характеристиками, однако Министерство обороны продолжает закупать оба истребителя. Данный факт объясняется не только экономической целесообразностью, но и различными особенностями тактического использования двух боевых летательных аппаратов.

Дебютная установочная партия Су-35 была произведена в начале 2006 года. Испытания истребителя были доверены почетному летчику РФ Сергею Богдану. В 2010 году был налажен серийный выпуск самолета. Среди основных достоинств Су-35:

  • способность наносить упреждающие удары по малозаметным противникам;
  • атака наземных и морских целей без риска обнаружения ПВО противника;
  • выполнение боевых задач при преднамеренных помехах;
  • участие в групповых боевых действиях.

Су-35

Су-35 могут использоваться для сопровождения воздушных целей и выполнения полета на низких высотах, когда требуется маневренность для обхождения различных препятствий. Истребитель способен обнаруживать большинство воздушных и наземных целей на дистанции до двух сотен километров. Обнаружение крупных воздушных целей осуществляется на расстоянии до четырех сотен километров.

У Су-35 отсутствует выдвижной тормозной щиток, а площадь оперения за кабиной стала немного меньше. Двухместные истребители, к числу которых относится Су-30СМ, считаются универсальными. К тому же на самолете установлены более мощные силовые агрегаты. Главным его предназначением считается координация действий группы истребителей, ведение разведки и удары по наземным объектам. Су-35 отличается улучшенной маневренностью и лучше подходит для ударов по воздушным целям. Поэтому на вооружении РФ находятся оба летательных аппарата.

Лётно-технические характеристики

5.1 Технические характеристики

  • Экипаж, чел: 2
  • Длина, см: 2190
  • Размах крыла, см: 1470
  • Высота, см: 636
  • Площадь крыла, м²: 62
  • Масса, т: пустого – 18,8, нормальная взлётная – 24,9, предельная – 38,8, максимальная – 34,5, топлива — 9,64
  • Двигатель: два ТРДДФ АЛ-31Ф, на Су-30СМ — АЛ-31ФП. Тяга: на форсаже: 2 × 12500 кгс,  бесфорсажная максимальная: 2 × 7770 кгс. Скорость отклонения вектора тяги (АЛ-31ФП): 60°/с. Углы отклонения вектора тяги (АЛ-31ФП): ±16° во всех направлениях, ±20° в плоскости. Масса, т: 1,52
  • Максимальная эксплуатационная перегрузка: +9 G.

5.2 Лётные характеристики

  • Максимальная скорость, км/ч: на высоте — 2125 (М=1,9-2,0 с передним горизонтальным оперением), у земли — 1350 (М=1,13)
  • Дальность полёта, км: на высоте — 3000, у земли – 1270, боевой радиус — 1500
  • Продолжительность полёта без дозаправок, мин: 210
  • Практический потолок, км: 17,3
  • Скороподъёмность: 230 м/с, 13800 м/мин
  • Длина разбега, м: 550
  • Длина пробега, м: 750
  • Тяговооружённость: при нормальной взлётной массе — 1,0; при предельной — 0,76; при максимальной — 0,84
  • Нагрузка на крыло, кг/м²: при максимальной взлётной массе — 532, при нормальной – 398.

5.3 Вооружение

  • Пушечное: встроенная пушка ГШ-30-1, калибра 30-мм
  • Точки подвески: 12
  • Боевая нагрузка, т: 8
  • Подвесное вооружение: двадцать восемь свободнопадающих бомб массой по 250 кг, либо до восьми по 500 кг. Шесть ракет ближнего боя Р-73 с инфракрасной головкой самонаведения и Р-27ЭТ с нею же, либо шесть управляемых ракет средней дальности Р-27Р и Р-77, либо Р-27Т и Р-27ЭР. До четырех ракет С-8 и блоки НАР С-13, либо до семи контейнеров КМГ-У. Можно выполнять разнообразные комбинации разных классов неуправляемого и управляемого вооружения.

Назначение

По сути, истребитель Су-30СМ является практически полной копией модели Су-30МКИ, системы которого просто адаптировали под использование военно-воздушными силами РФ. Полученная машина является многоцелевым самолетом. Она может вести воздушный бой, поражая современные истребители противника, завоевывать господство в воздухе, и наносить удары по стационарным или же мобильным вражеским целям. Кроме того, характеристики Су-30См позволяют ему сопровождать и прикрывать ударные группировки военной авиации, давать самолетам своей группы целеуказание и противодействовать системам РЛ борьбы противника. Этот самолет также можно использовать для морских сражений, так как он способен обнаруживать и ликвидировать надводные вражеские суда, как самостоятельно, так и в составе ударной группы.

Су-30МКИ

В конце ноября 96 года был заключен первый договор на поставку в Индию ударных самолетов Су-30МКИ. Были изменены некоторые моменты, в частности в состав БРЭО вошли допплеровско-когерентная РЛС «Топаз», СПО-32, комплекс оптико-электронной прицельной навигации, жидкокристаллические многофункциональные экраны, система ОК и приемник облучения РЛС цели «Пастель».

ОКБ Сухого и ИАПО совместными силами модернизировали самолет, установив на него ПГО и новые двигатели АЛ-31ФП. Укрепили шасси спаркой колес. Первый прототип Су-30МКИ был поднят в небо в июле 9 года. Его пилотировал летчик-испытатель В.Ю. Аверьянов.

Самым явным отличием воздушного аппарата является наличие всепогодного цифрового РЛС Н011М. Именно эта радиолокационная система является промежутком между истребителями четвертого и пятого поколения. Н011М обнаруживает цель класса «истребитель» в ППС на расстоянии 350 км, а в пределах 200 км способствует захвату цели. Также данная РЛС может использоваться как система мини-ДРЛО, сопроводить одновременно 20 целей и 8 из них атаковать.

Вторая опытная машина была сконструирована в начале декабря 97 года. В марте следующего года он поднялся в небо. Оба образца продемонстрировали на авиационном параде в Тушино (16 августа 1998 год).

Су-30МКК

Создан на базе Су-30М2, был собран в КнААПО в марте 1999 года. Его создали в связи с заинтересованностью в обновлении воздушных сил КНР. Данная модификация отличается от базовой отсутствием ПГО и наличием двигателей УВТ. Оперение подобно самолету Су-35 с разницей в наличии мощной антенны УКВ. Также самолет оснастили РЛС класса Н001ВЭ, которая способна достигать области действия до 100 км передней полусферы и 40 км задней. Встроена новая система ведения групповых боевых действий, система управления самонаводящихся ракет разных классов. На крыльях размещено 12 точек подвески.

Следует отметить базовое вооружение Су-30. В наличии имеется пушка ГШ-301 (одноствольная), ракеты класса «воздух − воздух» Р-27 средней дальности полета, четыре УР Р-73 с ТГС малой дальности, бомбы калибром до 500 кг (в частности ФАБ-250), КМГУ, НУРС и другое неуправляемое оружие класса «воздух − поверхность».

Самолет состоит на вооружении таких стран, как Россия (3 Су-30, 32 Су-30СМ, 16 Су-30М2, 5 Су-30СМ), Ангола (11 Су-30К), Алжир (16 Су-30), Венесуэла (24 Су-30МК2), Вьетнам (4 Су-30МК2-В, 48 Су-30МК2), Индия (200 Су-30МКИ), Индонезия (11 Су-30МК/МК2, 5 Су-27СК/СКМ), Казахстан (1 Су-30МК2), КНР (73 Су-30МКК, 24 Су-30МК2), Малайзия (18 Су-30МКМ), Уганда (6 Су-30МК2), Ирак (10 Су-30К).

Су-30, который по кодификации НАТО получил название Flanker-C, – многоцелевой двухместный истребитель, сконструирован на базе Су-27.

Этот самолет стал первым в мире серийным самолетом, который обладал сверхманевренностью.

Мнение экспертов

Су-30СМ и Су-35 предназначены для решения фактически идентичных боевых задач. Главное отличие Су-30 — в наличии дополнительного места (Су-35 является одноместным). Су-30СМ удобен для длительных перелетов, когда второй пассажир выполняет роль штурмана, значительно облегчая работу пилота. Модернизированный двигатель разрабатывался для истребителей пятого поколения, максимальная скорость более 2,5 тысяч км/ч считается непревзойденным показателем.

Су-30СМ

Сергей Богдан, летчик-испытатель КБ «Сухой», утверждает, что Су-35 обладает сверхманевренностью, позволяющей снять все ограничения, касающиеся угла атаки. Самолет способен взлетать с короткой либо поврежденной полосы, и ему требуется не более трех сотен метров для того, чтобы оторваться от земной поверхности. Истребитель может выполнить крутой вираж на 360 градусов с целью отыскать противника, после чего продолжить полет.

Заместитель главкома ВКС России генерал-лейтенант Андрей Юдин член пилотажной группы «Русские витязи» объяснил, почему они предпочитают истребитель Су-30СМ, хотя могли бы выбрать Су-35:

«- По сути Су-30СМ и Су-35 выполняют одни и те же задачи. Но Су-30 двухместный, что более удобно в длительных перелетах, которые часто совершают «Русские витязи». Это больший комфорт для летчиков, они очень часто летают. В дальних перелетах один может пилотировать, второй — выполнять обязанности штурмана.»

А вот одноместный Су-35 — истребитель в чистом виде. Между прочим, американское аналитическое издание The National Interest при составлении рейтинга самого смертоносного оружия России отдала самолету первое место.

Резюме

В середине 2000-х российские авиаконструкторы построили для ВВС Индии самолет СУ-30МКИ. Абревиатура МКИ расшифровуется как “модернизированный, коммерческий, индийский”. Эта машина стала результатом глубокой модернизации знаменитого самолета Су-27, которая была начата еще в 1988 году. Позже СУ-30МКИ адаптировали под отечественный рынок. Так и появилась модель Су-30СМ, фото которой знакомо всем любителям военной авиации. На сегодняшний день этот самолет считается одним из передовых истребителей в мире и вершиной развития линейки Су-27.

Возможности Су-30СМ довольно обширны. Он способен выполнять поставленные задачи вне зависимости от погодных условий и времени суток. Кроме воздушных целей, он может эффективно поражать наземные объекты, а также проводить разведку и передавать данные о предполагаемых целях другим самолетам группы.

В сентябре 2012 года истребитель Су-30СМ впервые поднялся в небо. В конце этого же года он был принят на вооружение ВВС РФ, а министерство обороны заключило с заводом-производителем контракт на поставку 30 экземпляров к концу 2016-го. В 2015 и 2016 годах были заключены дополнительные контракты. В результате к началу 2017-го на вооружение стояла 71 единица истребителя, а еще четыре были изготовлены для Казахстана. Первое боевое применение Су-30СМ состоялось в рамках военной операции в Сирии. В качестве исторической справки познакомимся с самолетами, конструкция которых стала базой для героя нашего разговора.

Военные самолеты Су. Основа ПВО СССР перехватчик Су-15.

Су-15

Работы по созданию средства перехвата воздушных целей стартовали в 1961г. За основу был взят, уже зарекомендовавший себя, Су-11. Прототип подготовили к 1962г. ГИ самолет прошел без существенных замечаний, и весной 1965г. комплекс перехвата принимают на вооружение. Самолет имел такой запас прочности, что мог развивать сверхзвуковую скорость у самой земли. Аналогов с такими исключительными характеристиками на тот момент не было ни в одной стране мира.

Вам может быть интересно — «Вертолеты Миля».

Крупносерийное производство развернулось в 1966г. Всего выпущено 1300 перехватчиков Су-15. Долгое время этот самолет составлял основу ПВО Советского Союза.

Пятое поколение: будущее боевой авиации Су-57

Главное отличие пятого поколения – это применение стелс-технологии, режим крейсерской сверхзвуковой скорости, более совершенная авионика.

Первые испытания российского перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) начались в 2010 году. До августа 2017 года самолет был известен под заводским индексом Т-50, затем он получил имя Су-57.

Большинство характеристик Су-57 засекречены, но уже сейчас известно, что он оснащен принципиально новым комплексом интегрированной авионики, обеспечивающей интеллектуальную поддержку экипажа. Радиолокационная система Су-57 отличается от обычной авиационной бортовой РЛС. На истребителе установлена радиолокационная станция с АФАР (активной фазированной антенной решеткой).

Самолет Су-57

Первый полет российского истребителя пятого поколения состоялся 29 января 2010 года. С тех пор успешно проведено уже несколько сотен испытательных вылетов. На сегодняшний день создано десять летных прототипов.

В 2018 году подписан контракт с Министерством обороны России на поставку в войска самолетов установочной партии Су-57. А в мае этого года Владимир Путин анонсировал закупку Минобороны 76 истребителей Су-57, которые должны поступить на вооружение трех авиационных полков к 2028 году. Этот контракт может стать рекордным в истории Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК).

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий