«Штурмтигр» – несостоявшийся монстр

Презент из-под Киева

Впервые эту боевую машину, «крёстным отцом» которой являлся будущий фельдмаршал Манштейн, немцы применили в ходе боёв за Францию в мае-июне 1940 года. Нельзя сказать, что советская разведка ничего не знала о StuG III

Просто она не особо акцентировала на ней внимание, ограничившись коротким описанием:

О том, насколько важным и эффективным инструментом нападения являются эти низкие, подвижные и хорошо вооружённые боевые машины, советские военные не догадывались. Между тем, в июне 1941 года на границах Советского Союза находилось более десяти батальонов штурмовых орудий (Sturmgeschütz-Abteilung, сокращённо StuG.Abt.), действовавших обычно на самом острие наступления. Среди них был и 197-й батальон штурмовых орудий под командованием майора Гельмута Христа.


Красноармейцы позируют на трофейном StuG III из StuG.Abt.197, август 1941 года

Этот батальон был сформирован в октябре 1940 года. На вооружение он получил машины StuG III Ausf.B. Боевое крещение StuG.Abt.197 прошёл в мае 1941 года, когда совместно со 132-й пехотной дивизией участвовал во вторжении в Югославию. В начале вторжения в СССР батальон был подчинён XXXXVIII-му танковому корпусу группы армий «Центр». Вскоре после начала боевых действий его переподчинили XXXXIV-му корпусу 6-й армии в составе группы армий «Юг».

Та же машина на НИИБТ Полигоне, начало сентября 1941 года. Хорошо видны повреждения ходовой части, а также буква Е на борту

К 15 августа батальон находился в районе города Канев, где начались затяжные бои за Днепр. Именно здесь в ходе контратак советской пехоты удалось захватить как минимум два StuG III Ausf.B из состава StuG.Abt.197. Машина из 3-й батареи досталась в ходовом состоянии и поучаствовала в фотосессии с захватившими её бойцами. На ходу оказалась и вторая машина, имевшая номер шасси 90 247 и имя собственное Prinz Eugen. Судя по повреждениям и отчётам StuG.Abt.197, потеряны самоходки были в результате подрыва на минах. После небольшого ремонта их отвели в тыл советских войск.

Часто встречается утверждение, что как минимум одна из этих захваченных самоходных установок позже пошла в бой с советским экипажем. Однако это не соответствует действительности. Уже в начале сентября самоходная установка из 3-й батареи оказалась на НИИБТ Полигоне. Что же касается машины с именем собственным Prinz Eugen, то её сначала переправили в тыл Центрального фронта. Там было составлено её краткое описание, причём называли трофей в нём не иначе, как «средний немецкий танк Т-3 с неподвижной башней». Описание касалось исключительно внутреннего и внешнего устройства машины. Полученные в ходе изучения характеристики примерно соответствовали реальным ТТХ StuG III. Несмотря на скоротечность составления описания, специалисты, изучавшие машину, успели её частично разобрать, после чего собрали обратно.

Вторая трофейная САУ StuG III Ausf.B из StuG.Abt.197

На НИИБТ Полигоне пошли по другому пути. Вместо того, чтобы подробно изучать новую машину, для начала был составлен краткий перечень её характеристик. Сводный материал о танках немецкой армии был подготовлен уже к 11 сентября 1941 года. Отражённые в нём тактико-технические характеристики оказались точнее, особенно это касалось толщины брони. Помимо измерений, на НИИБТ Полигоне были проведены и кратковременные испытания. В ходе них StuG III Ausf.B развил максимальную скорость 50 км/ч.

Эта же машина слева. Самоходная установка несла имя собственное Prinz Eugen

В документах НИИБТ Полигона немецкая штурмовая САУ именовалась не иначе как «артиллерийский танк», сокращённо Art-Sturm. Неизвестно, кто «изобрёл» этот термин, но обозначение «Артштурм» намертво прикрепилось к StuG III в советских документах.

История создания

История знаменитого «Тигра» началась в 1937 году. Тогда у Вермахта не было тяжелых танков, в то время, как у французов был Char B1, а у русских – Т-35. При этом во Франции и Польше малоподвижные машины особенно были не нужны, так что требования к тяжелому танку составили весьма расплывчатые.

В 1937 году фирме «Хеншель и сын АГ» заказали разработать тяжелый 30-33-тонный танк прорыва, DW1. Главной задачей танка должна была стать поддержка пехоты в ближнем бою, так что на него решили поставить пушку с PzKpfw IV, 75-миллиметровую. Уже было готово шасси, но в 1938 неожиданно было приказано сворачивать работы и начать разрабатывать 65-тонный сверхтяжелый танк.

Вскоре создали два прототипа VK 6501, но в самом начале испытаний было приказано снова вернуться к DW1. В итоге к 1940-му был создан прототип DW2, 32-тонный, с 75-мм гаубицей. В 1941 прототип начали испытывать, и над танком прорыва стали работать еще и фирмы МАН, Даймлер-Бенц АГ и «Порше».

В ходе испытаний машине присвоили обозначение VK 3001 (Н). По форме танк был похож на PzKpfw IV, но с принципиально новой ходовой.

В 1941 танк уже собрались выпускать серийно, но на сцене возник советский Т-34, и немцы решили повременить. Проект VK 3001(H) отбросили, хотя созданные прототипы превратили в артиллерийские самоходки Рz Sfl V.

Конструкторы снова засели за чертежи, и вскоре новые проекты тяжелого танка были готовы. Фирма «Порше» предложила проект VK 3001 (Р), «Леопард», но он показался комиссии слишком сложным, так что его отклонили. Фирмам МАИ и Даймлер-Бенц АГ тоже не повезло – проекты посчитали слишком устаревшими. В итоге к марту 1942 Хеншель и сын АГ все-таки создали прототип, который соответствовал всем пожеланиям лично фюрера. На нем стояла отличная 88-мм зенитная пушка FlaK 36, которая успешно справлялась с чужими танками. В итоге проект VK 4501(H) был запущен в производство и получил имя «Тигр» Panzerkampfwagen VI Ausf. H1

Кстати, практически сразу были начаты работы по его модернизации и создании «Королевского тигра», который появился только в 1944 году.

САУ Ягдпантера – видео

https://youtube.com/watch?v=6_neuCPvsE0

В качестве базы для ее создания конструкторы применили лучшие из имевшихся в распоряжении Германии шасси тяжелого танка «Пантера». Создатели этого изделия, впервые продемонстрированного Гитлеру в октябре 1943 г., взяли шасси «Пантеры» вместе с ходовой частью в их первозданном виде и установили вместо башни сделанную из наклонных броневых листов рубку с 88-мм противотанковой пушкой РаК 43 с ограниченным углом горизонтальной наводки. Лобовая броня имела толщину 80 мм, бортовая — 60 мм, а массивная броневая маска — 120 мм. Часто эксплуатационники усиливали бронирование ходовой части САУ. Поначалу машина называлась Panzeijager Panther (Панцерягер Пантер), но в феврале 1944 г. по распоряжению Гитлера ее переименовали в Jagdpanther (пантеру-охотницу).

Немецкая САУ «Ягдпантера» (Sd.Kfz.173 Jagdpanther) 654-го батальона истребителей танков, подбитая у деревни Гинстерхан (Ginsterhahn) в Западной Германии и американская САУ М36 «Джексон» из 899-го батальона армии США. Направление трещин в местах попаданий на бортовой броне и попадание немного выше, в правую часть задней стенки боевого отделения указывает на то, что машина обстреливалась «вдогонку», справа и несколько с заднего направления. Кучность попаданий свидетельствует о том, что в момент обстрела САУ, вероятно, не двигалась.

Выпуск начался в том же месяце на базе стоявшей тогда на потоке «Пантеры» Ausf G, однако с использованием более мощной трансмиссии, предназначавшейся для так и не построенной «Пантеры II». Службу САУ начала нести в июне 1944 г. в составе 559-го и 654-го истребительно-противотанковых дивизионов, хотя полученных первыми «Ягдпантер» хватило только на укомплектование одной батареи. Активные бомбежки заводов и железных дорог не позволяли немцам сосредоточить на фронтах большое количество этих САУ. Исключением являлось так называемое «вклинение», или контрнаступление немцев, в Арденнах в декабре 1944 г., когда эти САУ нанесли громадный урон бронетехнике союзников. Однако восполнять уничтоженные «Ягдпантеры» практически не удавалось, поскольку производственные мощности уничтожались авиацией. Выпуск, объем которого составил 382 единицы, прекратился в апреле 1945 г. Эти машины постепенно сходили со сцены, либо уничтоженные огнем союзников, либо лишенные топлива.

Немецкая САУ «Ягдпантера» (Sd.Kfz.173 Jagdpanther), подбитая артиллерийским огнем 6-го противотанкового полка королевской армии Канады в районе Райхсвальд (Reichswald). Пожалуй, «Ягдпантера» была подбита не путем повреждения ленивца (да и подбитием это не назовешь-вернее повреждение). Это повреждение машина получила будучи уже обездвиженной, т.к. гусеница, даже будучи порванной, находиться на своем месте (в движении гусеница сошла бы и с катков, и с ведущего колеса).

САУ Бруммбар 150-мм. Вооружение. Размеры. Вес. Бронирование

Немецкая САУ Sturmpanzer IV из 216-го батальона штурмовых орудий (Sturmpanzerabteilung 216)

Несмотря на свою отличную репутацию, штурмовые орудия StuG III к 1943 году стали считаться слишком легкими для этой роли, нужна была новая тяжелая штурмовая САУ. Имеющиеся 150-мм САУ sIG 33 имели недостаточное бронирование для ближнего боя: поэтому, с постепенной заменой танка PzKpfw IV«Пантерами» и «Тиграми», появилась реальная возможность создать такую установку на базе последних моделей танка PzKpfw IV. Опытные образцы появились в 1943 году под названием штурмовая гаубица IV «Бруммбэр» («Медведь гризли»).

САУ IV «Бруммбэр» представляли из себя коробчатую конструкцию, образуемую опускающимися к земле броневыми листами, закрывающими переднюю часть танка PzKpfw IV со снятой башней. На ее место в шаровой опоре на передней броневой плите устанавливалась модифицированная гаубица. Она представляла собой 150-мм sIG 33 с укороченным до 1,8 м стволом. Броневая обшивка была круговой (фронтальная —100 мм), что полностью защищало расчет из пяти человек. Позднее была добавлена накладная боковая броня: большинство установок также получили покрытие из пластиковой пасты циммерит, предотвращающее прилипание магнитных зарядов, которые в ближнем бою успевали устанавливать на танковую броню группы истребителей танков. На передней плите корпуса монтировался пулемет как оружие для самозащиты установки в скоротечных огневых контактах.

Просторный боевой отсек «Бруммбэр» вмещал до 38 снарядов калибра 150 мм. Командир сидел в его задней части, пользуясь для выбора целей перископом. Два бойца обслуживали орудие и подавали снаряды; один выполнял функции наводчика. Водитель обычно оставался на своем штатном месте, впереди слева. Большинство целей требовали огня прямой наводкой, однако можно было вести и навесной огонь.

До окончания войны промышленность успела выпустить 313 установок «Бруммбэр», большинство из которых обеспечивали прямую огневую поддержку танковых и пехотных частей. Установки двигались вперед вместе с первыми волнами наступающих войск, подавляя укрепленные пункты и разрушая бункеры противника.

Пехота при этом должна была держаться поближе к «Бруммбэр», чтобы группы истребителей танков не смогли скрытно подобраться к уязвимой для стреляющего с близкого расстояния противотанкового оружия САУ, бортовая броня которой была всего 30 мм.

Американские военнослужащие у брошенного штурмового орудия вермахта Штурмпанцер IV «Бруммбар» (15 cm Sturmpanzer IV «Brummbar», Sd.Kfz. 166). Машина 216-го штурмового танкового батальона (Sturm-Panzer-Abteilung 216). В кадре военнослужащие 88-й пехотной дивизии США.

Обычно эти САУ действовали парами, деля между собой полосу наступления. Они были не очень эффективны в качестве оборонительного орудия: короткоствольная гаубица не могла справиться с танковой броней при стрельбе прямой наводкой. Основным же ее назначением была навесная стрельба фугасными снарядами. Сильнее всего ограничивала мобильность «Бруммбэр» ее относительно небольшая масса, которая снижала сцепление с грунтом. «Бруммбэр» очень ценили в армии, так как она оказывала отличную огневую поддержку пехотным батальонам. С другой стороны, «Бруммбэр» была довольно тяжелой и габаритной, а ранние модели были недостаточно защищены от атаки с близкого расстояния.

Немецкие солдаты у подбитого штурмового орудия Sturmpanzer IV «Бруммбар» (15 cm Sturmpanzer IV «Brummbar»). Самоходка повреждена точным попаданием в рубку, экипаж погиб.

САУ АТ-1. Бронирование. Размеры. Вес. Двигатель

Еще во время I мировой войны остро встала проблема недостаточной мобильности полковых пушек калибра 76 мм, которые силами нескольких человек удавалось перемещать достаточно медленно и на небольшие расстояния. Предпринимались попытки перевозить пушку в кузове грузовика, однако главной проблемы это не решало. В Советской России была продолжена работа по поиску путей увеличения мобильности тяжелых орудий. В 1927 г. была разработана усовершенствованная конструкция пушки калибра 76 мм, которая была легче предыдущих образцов. Однако советские инженеры пошли дальше — они решили смонтировать 76-мм орудие на шасси танка Т-26.

Так, в 1932 г. появилась первая самоходная артиллерийская установка СУ-1, на которой пушка вместе с двумя пулеметами размещалась в закрытой бронированной рубке. Однако поначалу новизна идеи не была оценена по достоинству — в первую очередь потому, что смущало отсутствие башни.

В 1933 г. попытались разместить 76-мм пушку в модифицированной башне танка Т-26. Однако оказалось, что эта башня, несмотря на кажущуюся вместительность, на самом деле внутри очень тесная, так что негде разместить достаточный боезапас, поэтому выпуск артиллерийского танка Т-26А был прекращен.

Вместо этого стали изготавливать улучшенный вариант СУ-1 — артиллерийский танк АТ-1. На АТ-1 имелась пушка ПС-3 калибра 76 мм и два пулемета ДТ. В боевой рубке удалось разместить 46 снарядов. АТ-1 стала первой в мире самоходной пехотной пушкой — весьма мощным оружием на тот период времени. Для сравнения следует отметить, что в Германии в тот момент танков сопровождения пехоты не было, впоследствии аналогичные боевые машины разрабатывались немецкими инженерами на основе советского опыта.

В СССР было выпущено всего 10 самоходных артиллерийских установок АТ-1. На смену им вскоре пришла другая артиллерийская установка — СУ-5.

Танк в культуре

Танк «Тигр» достаточно широко представлен в различных играх, посвященных Второй мировой войне. Его можно встретить в онлайн-играх о танковых боях «World of Tanks» и «WarThunder».

«Тигры» также играет важную роль во многих советских и российских фильмах о Великой Отечественной войне. Правда, там под «тигры» зачастую «камуфлировалась» иная техника, нередко — более современная.

«Тигры» можно встретить и во многих зарубежных фильмах. Например в фильмах «Спасение рядового Райана»,  «Ярость» и т.д.

Также танк встречается в стендовом моделизме – модели есть у фирм Taigen и Heng Long, и у российской фирмы «Звезда».

САУ Веспе 105-мм. Вооружение. Размеры. Бронирование. Вес

В начале 1942 г. шасси PzKpfw III/IV рассматривались специалистами из управления материально-технического снабжения как вполне подходящая основа для создания САУ со 105-мм орудиями. Однако, когда выяснилось, что эти орудия можно без потери качества конечного изделия устанавливать на шасси PzKpfw II, производственные линии по выпуску PzKpfw II перевели на изготовление leFH 18/2 auf Fahrgestell Panzerkampfwagen II, более известного под названием «Веспе» (оса).

В феврале 1943 г. производственники получили заказ на 1000 единиц данного вида изделия, рассматривавшегося в качестве временной меры перед появлением более мощных САУ. Однако позднее заказ урезали до 835 единиц. В бронированной рубке «Веспе» размещалась боеукладка емкостью 32 артиллерийских выстрела, однако 159 машин были выпущены как специализированные транспортеры подвоза боеприпасов, способные нести 90 снарядов соответствующего калибра. По сравнению с PzKpfw II «Веспе» стала немного длиннее, силовая установка переместилась вперед, а в ходовой теперь было не четыре, а три поддерживающих катка. Водитель сидел в закрытом отсеке, расположенном в передней части корпуса, тогда как остальные члены экипажа помещались в открытом боевом отделении под защитой тонких броневых листов, спасавших от пуль и осколков, но неспособных уберечь людей от снарядов. Отсутствие крыши делало орудийную прислугу уязвимой для минометных мин и ручных гранат, однако для самозащиты в распоряжении экипажа имелся пулемет, которым комплектовались все «Веспе».

Немецкая самоходная гаубица «Wespe» из 116-й танковой дивизии вермахта, подбитая 12 августа 1944 года в районе французского города Мортре танками 5-й бронетанковой дивизии армии США. САУ двигалась задним ходом, когда ее подбили (очевидно существовала угроза). Об этом говорит след от правой гусеницы и левая гусеница, оказавшаяся спереди САУ. Вероятнее всего снарядом перебило гусеницу, вырвало ведущее колесо и повредило первый опорный каток и САУ по инерции откатилась назад в углубление. До этого расчет вел стрельбуна максимальную дальность — угол возвышения орудия близок к максимальному (по ТТХ 42 градуса).

Основное вооружение предназначалось для стрельбы прямой наводкой, но, поскольку оно имело максимальный угол возвышения 42 градуса, часто применялось для ведения навесного огня с удаленных позиций. Идея создания транспортеров боеприпасов оказалась весьма продуктивной, поскольку позволяла в полевых условиях снимать стволы орудий с подбитых САУ и ставить их на беспушечный транспортер, создавая таким образом новую самоходку. Как и многие другие образцы немецкой бронетехники, «Веспе» успели принять участие в сражении на Курской дуге летом 1943 г., после чего постоянно применялись на Восточном фронте. Из-за своей маневренности, скорости и надежности «Веспе», в отличие от большинства более тяжелых самоходок, пользовалась популярностью и задействовалась на всех европейских фронтах, включая Итальянский.

Немецкая 105-мм САУ «Веспе» (Sd.Kfz.124 Wespe) из 74-го полка самоходной артиллерии 2-й танковой дивизии вермахта, проезжает рядом с брошенным советским 76-мм орудием ЗИС-3 в районе города Орел. Немецкая наступательная операция «Цитадель». С каким умыслом они на броню жердин набросали ? Под траки подложить вроде тонковаты. Наверное импровизированные стойки для навеса/палатки, чтобы не в железной коробке ночевать,костер развести,при стрельбе с подготовленных позиций выложить из них площадку, чтобы боеприпас на сырой земле не лежал. да мало ли для чего — у солдата, как нашего, так и немецкого, любая деревяшка в хозяйстве пригодится.

Самоходная установка Штурмтигр – видео

https://youtube.com/watch?v=7Qiv8DqhYt0

Когда Кригсмарине (ВМФ) отказался от своей затеи, мортиру заполучили армейские начальники. Единственной подходящей самодвижущейся платформой для нее оказался танк «Тигр». Войскам на Восточном фронте требовалось нечто подобное (калибра 210 мм или около того) для борьбы с трудными целями. Казалось, «Штурмтигр» ожидало большое будущее, однако к тому моменту, когда производственники успели запустить изделие в серию, наступил уже август 1944 г., Германия теперь все глубже уходила в оборону, а потому большого заказа не последовало. Строительством занималась фирма «Алькетт», взявшая за основу «Тигра» Ausf Е, на который специалисты установили угловатую бронированную рубку с наклонным лобовым броневым листом.

Ствол ракетной ПУ был чуть смещен к правому борту и снабжен отверстиями для вывода газов реактивного снаряда. В самом боевом отделении помещалось всего 12 снарядов, однако с помощью ручного крана можно было через люк на крыше пополнить боезапас с борта транспортера для подвоза боеприпасов. Каждый снаряд весил ни много ни мало 350 кг, поэтому для транспортировки их от места хранения боеукладки к затвору ПУ в рубке имелся еще один кран. Разные источники называют совершенно разные цифры выпущенных «Штурмтигров» — от 10 до 81 единицы, но наиболее достоверное количество — 18 единиц. Поступили они на вооружение трех батарей «Штурммерсеров» и приняли некоторое участие в обороне Германии, таким образом, по назначению фактически не использовались.

Ориентир

Примерно в это же время изучением конструкции корпуса StuG III занимался коллектив НИИ-48. Определялся состав брони, типы соединения листов, выявлялись наиболее удачные решения, которые можно было бы внедрить в советское броневое производство:

Схема бронекорпуса StuG III из отчёта НИИ-48

Стоит отметить, что и до обстрела немецких танков шли работы по подкалиберным снарядам для 45-мм пушек, а также разработка 45-мм противотанковой пушки с удлинённым стволом. Итоги испытаний лишь подстегнули сроки внедрения обоих конструкторских решений.

Поначалу немецкая новинка не особо заинтересовала советских конструкторов. Однако впоследствии САУ StuG III оказала огромное влияние на развитие советской средней самоходной артиллерии. До неё отечественные средние САУ представляли собой, как правило, полуоткрытые истребители танков с вращающейся башней, например проект У-20. Но уже весной 1942 года приоритеты конструкторов поменялись в пользу разработки штурмовых САУ с закрытой рубкой, концептуально повторяющих StuG III. Но об этом поговорим уже в следующий раз.

Тактико-технические характеристики САУ Бруммбар

– Компоновочная схема: Моторное отделение в кормовой части, трансмиссионное в лобовой, боевое в рубке в средней- Разработчик: AIkett- Производитель: Deutsche Eisenwerke- Годы производства: 1943—1945 гг.- Годы эксплуатации: 1943—1945 гг.- Количество выпущенных, шт.: 341

– Экипаж: 5 чел.

Вес САУ Бруммбар

– Боевая масса, т: 28,2 т

Габаритные размеры САУ Бруммбар

– Длина корпуса, мм: 5930 мм- Длина с пушкой вперёд, мм: 5930 мм- Ширина, мм: 2880 мм- Высота, мм: 2520 мм- Клиренс, мм: 400 мм

Бронирование САУ Бруммбар

– Тип брони: Стальная катаная и литая,поверхностно закалённая- Лоб корпуса, мм/град.: 50, 70, 100 (в зависимости от типа корпуса)- Лоб корпуса (верх), мм/град.: 20 / 70°- Лоб корпуса (середина), мм/град.: 80 / 12°- Лоб корпуса (низ), мм/град.: 30+30 / 60°- Борт корпуса, мм/град.: 30 / 0°- Борт корпуса (верх), мм/град.: 50- Борт корпуса (низ), мм/град.: 30- Корма корпуса, мм/град.: 45- Корма корпуса (верх), мм/град.: 20 / 10°- Корма корпуса (середина), мм/град.: 45- Корма корпуса (низ), мм/град.: 14,5 / 74°- Днище, мм: 10- Крыша корпуса, мм: 10 / 88°- Лоб рубки, мм/град.: 100 / 38°- Борт рубки, мм/град.: 50 / 15°- Корма рубки, мм/град.: 30 / 0—30°- Крыша рубки, мм/град.: 20 / 83°

Вооружение САУ Бруммбар

– Калибр и марка пушки: StuH 43 L/12 калибра 150 мм- Тип пушки: Гаубица- Длина ствола, калибров: 380 мм- Боекомплект пушки: 38- Углы ВН, град.: −5…+30°- Углы ГН, град.     ±10°- Дальность стрельбы, км: 4,3- Прицелы: Оптический прицел SfI. ZF 1a, панорама RbI.F.36.- Пулемёты: 1 пулемёт МG 34 калибра 7,92 мм

Двигатель САУ Бруммбар

– Тип двигателя: Maybach HL 120 TRM,12-цилиндровый,карбюраторный,V-образный,жидкостного охлаждения; рабочий объём 11867 куб.см; мощность 265 л.с.(195 кВт) при 2600 об/мин- Мощность двигателя: 265 л.с.

Скорость САУ Бруммбар

– Скорость по шоссе: 40 км/ч- Скорость по пересечённой местности: 40 км/ч- Запас хода по шоссе: 210 км- Запас хода по пересечённой местности: 210 км- Удельная мощность, л. с./т: 10,6- Тип подвески: Сблокированная попарно, на листовых рессорах- Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,85

– Преодолеваемый подъём, град.: 30°- Преодолеваемая стенка, м: 0,6 м- Преодолеваемый ров, м: 2,2 м- Преодолеваемый брод, м: 1 м

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий