ЛТХ
- Технические характеристики
- Экипаж: 2 чел.
- Длина: 10,56 м
- Размах крыла: 15,30 / 12,60 м
- Высота: 2,62 м
- Площадь крыла: 50,2 м²
- Масса пустого: 1965 кг
- Масса снаряжённого: 2955 кг (разведчик)3347 (бомбардировщик)
- Нормальная взлётная масса: 2805 кг
- Силовая установка: 1 × ПД М-17Ф
- Мощность двигателей: 1 × 680 л. с.
- Лётные характеристики
- Максимальная скорость: 244 км/ч
- Крейсерская скорость: 210 км/ч
- Практическая дальность: 800 км
- Практический потолок: 6100 м
- Скороподъёмность: 295 м/мин
- Вооружение
- Стрелково-пушечное: 1 х 7,62 мм ПВ-1, 2 х 7,62 мм ДА
- Точки подвески: Подфюзеляжные 2 х ДЕР-6 или ДЕР-13, Крыльевые 8 х ДЕР-7
- Бомбы: 500 кг
Тактико-технические характеристики самолета Р-5
- Первый полёт: 19 сентября 1928;
- Начало эксплуатации: 1929.
Экипаж самолета Р-5
2 человека.
Размеры самолета Р-5
- Длина: 10,56 м Размах крыла: 15,30/12,60 м Высота: 2,62 м;
- Площадь крыла: 50,20 м².
Вес самолета Р-5
- Пустой: 1969 кг;
- Снаряжённый: 2955 кг (разведчик) 3347 (бомбардировщик).
Двигатель самолета Р-5
- ПД М-17б М-17ф;
- Тяга (мощность): 500/680л.с. 500/730 (М17ф).
Скорость самолета Р-5
Максимальная скорость: 225 км/ч (М-17ф) 235 км/ч (ССС).
Дальность полёта самолета Р-5
800км /1000 км (Р-5 выпуска 1934 года).
Практический потолок самолета Р-5
- 6400 м/ 5940м (Р-5 выпуска 1934 года);
- Скороподъёмность: 295 м/мин.
Рекомендации
- ^ абcd А. С. Яковлев. О жизни и о себе (записки авиаконструктора). 2-е изд., Доп. М., 1968. стр.159.
- ^ аб Дональд 1997, стр. 755.
- ^ абcdежграммчас Ганстон, Билл (1995).Энциклопедия русской авиации скопа, 1875-1995 гг. . Издательская . ISBN 978-1-85532-405-3 .
- «Легкий транспортно-пассажирский самолет П-5»
- https://xw.qq.com/iphone/m/view/26657d5ff9020d2abefe558796b99584.html
- https://m.sohu.com/n/489099108/?wscrid=95360_6
- https://www.krzzjn.com/html/50712.html
- https://chinesearicarft.blogspot.com/2014/11/172-r-5.html
- https://m military.cnr.cn/jmhd/dtgb/xwdd/20150820/t20150820_519600179.html
- ^ аб «Поликарпов Николай Николаевич». В архиве 2007-07-27 на Wayback MachineAviation.ru, 24 марта 2004 г. Дата обращения: 3 июля 2011 г.
- Мартин, Сан. «República — Aviones de bombardeo: Polikarpov R-5 ‘Rasante’». www.sbhac.net (на испанском). Получено 15 декабря 2021.
- Гретчихайн, А. (25 января 1996 г.). «Люди-стручки: ранние советские эксперименты». Архивировано из оригинал на 2007-03-11.
- Широкорад, А.Б. (2001). Историю авиационного вооружения ( История вооружения самолетов) . Широкорад А.Б .: Харвест. С. 68–69. ISBN 985-433-695-6 .
- Меллингер, Джордж М. «Боевой орден Халкин-Гол». www.j-aircraft.com . Города-близнецы Аэроисторики. Получено 15 декабря 2021.
- Котельников Владимир. «Нет спасения любому вражескому кораблю». Торпедоносец Р-5Т . «FlotoMaster» Nr. 4/2003, с. 29-31, (на русском)
- Ангелуччи, Энцо (1981). Всемирная энциклопедия военной авиации . ISBN 978-0-7106-0148-3 .
- Ледничер, Дэвид. «Неполное руководство по использованию аэродинамического профиля». m-selig.ae.illinois.edu . Получено 16 апреля 2021.
Варианты
R-5 Основной серийный бомбардировщик-разведчик. Начальное производство с двигателем М-17Б, М-17Ф с 1933 года. Произведено 4914 машин. Р-5Ш Штурмовик («штурм»). Вариант штурмовой атаки. Дополнительное артиллерийское вооружение в составе четырех крыльевых Пулеметы ПВ-1. Они использовались в Сражения на Халхин-Голе. R-5a Твин-поплавок, разведка гидросамолет. Также известный какMR-5 ,MR-5bis или жеСамолет 10 . 111 постройки 1934-35 гг. R-5D Дальнобойная версия. Один построен. R-5 Jumo Экспериментальный стенд для испытаний двигателей с увеличенной задней кабиной для размещения двух наблюдателей. Также известен какED-1 . Р-5М-34 Эта экспериментальная версия была оснащена двигателем М-34. Р-5Т Одноместный бомбардировщик-торпедоносец с раздельным шасси, позволяющим нести торпеду или бомбу массой 250-500 кг под фюзеляжем. Летал в 1934 году, серия из 50 самолетов построена к 1935 году. Экипаж из двух человек для выполнения разведывательных задач. R5-SSS Улучшенная версия с уменьшенным лобовым сопротивлением и увеличенным вооружением орудия. Также известен какSSS . Повышенная производительность. Свыше 100 построено в 1935-36 годах. П-5 Легкая транспортная версия для Аэрофлот.Двигатель М-17Б. К 1940 произведено около 1000 штук. P-5a Твин-поплавковый вариант П-5 — построен в небольшом количестве. Р-5ЛЛимузин («лимузин»). Пассажирский вариант с двухместной кабиной. Построен небольшими количествами в 1931 году. П-5Л Доработанный пассажирский транспорт. Несколько построено в 1933 году. Рафаэлянц ПР-5 Окончательная модернизированная транспортная версия. Новый полу-монокок фюзеляж с закрытой кабиной для четырех пассажиров. 210 переоборудованы для использования Аэрофлотом. Рафаэлянц ПР-12 Пассажирский моноплан на базе ПР-5. Один построен в 1938 году. АРК-5 Версия для исследований в Арктике с закрытой обогреваемой кабиной и обтекаемыми контейнерами для полезной нагрузки, встроенными в нижнее крыло и борта фюзеляжа. Два построено. ЛШЛегкий Штурмовик («легкий штурм»). Легкий бронированный штурмовик — Дизайн изменен Григорович. Один постройки 1930 года. ТШ-1Тяжели Штурмовик («тяжелый штурм»). Тяжелобронированный штурмовик (броня 6 мм) на базе Р-5, опять же Григоровича. Три прототипа. ТШ-2 Доработанная производная Тш-1 с новым нижним крылом. Построено десять самолетов. ШОН Легкая версия атаки со складывающимися крыльями, созданная для операций по борьбе с повстанцами Басмачи повстанцы в Центральная Азия. 30 заказал.
Конструкция
Тип — одностоечный расчалочный двухместный полутораплан. Конструкция деревянная из сосны и фанеры, сталь — в узлах мягкая, марки М с широким применением сварки. Двигатель на опытном экземпляре был БМВ-VI в 500/680 л. с., в серии — советские версии того же двигателя, М-17б в 500/680 л. с., а с 1934 г. — М-17ф в 500/730 л. с.
Фюзеляж самолёта – четырёхгранного сечения с округлённой верхней гранью. Каркас состоял из четырёх лонжеронов и 12 рам-шпангоутов, верхних рам жёсткости, полов кабин, стрингеров и отдельных раскосов. Обшивка фюзеляжа — фанера от 3 до 2 мм. Сборка — на казеиновом клее, железных оцинкованных шурупах и гвоздях. Моторама — ферма из дюралюминиевых коробчатых брусьев, соединённых дугообразной клёпаной рамой, и из 12 стальных и дюралюминиевых стержней — труб с наконечниками, частично регулируемых по длине.
Крылья — нормальной двухлонжеронной конструкции. Профили крыльев — 10%-ной толщины, с прямой нижней стороной. Лонжероны — коробчатые шириной 80 мм (в переднем лонжероне нижнего крыла 55 мм) при толщине полок в пролётах 30 мм, стенки — из 5-мм фанеры, направленной слоями под углом 45°. Нервюры — из сосновых реек и фанерных стенок с продолговатыми отверстиями облегчения, через которые проходили ленты-расчалки в крыльях (одиночные кресты). Стойки коробки крыльев — дюралюминиевые трубы каплевидного сечения с регулируемыми вильчатыми наконечниками. Расчалки— профилированные ленты с наконечниками, несущие — парные (диаметром 12 мм), обратные—одиночные (диаметром 11 мм), под центропланом — диаметром 10 и 7 мм.
Хвостовое оперение — обычной деревянной конструкции, все ободы крыльев и рулей — дюралюминиевые. Управление — тросовое, двойное — от лётчика и наблюдателя, управление элеронами — дифференциальное, отклонение их вверх — на 32°, вниз — 10° 3′
Шасси М-образной схемы с резиновой пластинчатой амортизацией. Колёса — первоначально спицевые, с 1933 г. — дисковые тормозные с размерами пневматиков 900×200 мм. Баки — из оцинкованного железа, трубопроводы — медные, радиатор — сотовый выдвижной из латунных тонкостенных трубок фасонного сечения. Управление им — от штурвальчика с цепью Галля.
Масса конструкции серийного самолёта Р-5 была в серии стабильной и равнялась 1969 кг, масса пустого самолёта с несъёмным оборудованием — 2169 кг, полётная масса как армейского разведчика — 2955 кг, как лёгкого бомбардировщика — 3247—3347 кг, предельная масса — 3800 кг.
Центровка самолёта: пустого — 24,5 % САХ, в полёте в варианте разведчика — 33,7 % САХ, бомбардировщика — 33,5— 35,8 % САХ, по мере выработки бензина она могла доходить до 40 % САХ.
История создания
В 20-е годы считалось, что основой военной авиации должны быть лёгкие многоцелевые самолёты. Уровень развития авиапромышленности не располагал к строительству множества специализированных самолётов, а технические требования были достаточно невысокими, чтобы им удовлетворяла одна и та же машина.
«Универсальный» летательный аппарат должен был проводить разведку, бомбить объекты, обеспечивать поддержку наземных войск пулемётным огнём. Кроме того, опыт послевоенных лет показал, что такая техника находит применение и в мирной жизни – в качестве транспортных и пассажирских самолётов.
Первым «многоцелевым разведчиком» в СССР стал Р-1, представляющий собой адаптированный вариант британского самолёта DH-9. Р-1 оказался настолько удачным, что ни цельнометаллический Р-3, ни модернизированный Р-4 заменить его не смогли. Однако замена была уже необходимой – требовался самолёт с более высокими боевыми качествами.
К лету 1927 года подготовили и утвердили эскизную схему Р-5, а в августе уже построили макет из дерева. Первый прототип строили в течение 1928 года, а в сентябре того же года его поднял в воздух Михаил Громов. По результатам облёта в конструкцию внесли некоторые изменения (в частности, увеличили площадь оперения), а в начале 1929 года начались государственные испытания.
Цикл испытаний завершился ночным беспосадочным перелётом по маршруту Москва-Севастополь. Кроме лётчика-испытателя Виктора Писаренко в перелёте участвовал командующий ВВС РККА Алкснис.
Прочие военные самолеты России
Су-25
Су-25 «Грач» – бронированный дозвуковой военный самолет.
Технические характеристики:
- Экипаж – 1 человек.
- Длина – 15,36 м.
- Размах крыла – 14,36 м.
- Высота – 4,8 м.
- Площадь крыла – 30,1 кв. м.
- Двигатель – 2xТРД Р95-Ш.
- Тяга – 2×4 100 кгс.
- Предельна скорость на высоте – 950 км/ч, крейсерская – 750 км/ч.
- Практический потолок – 7 000 м.
- Длина разбега/пробега – 550-600/600-700 м соответственно.
Вооружение:
- Двуствольная 30-мм пушка ГШ-30-2.
- Управляемые ракеты воздух-воздух Р-60, воздух-земля Х-25МЛ или Х-25МЛП, С25-Л, Х-29Л.
- Неуправляемые ракеты С-5, С-8, С-13.
- Свободнопадающие бомбы, кассеты.
Особенности:
- трехопорное шасси для посадки и взлета на плохооборудованных аэродромах;
- широкий комплекс вооружения;
- на концах крыльев располагаются особые гондолы, на которых установлены тормозные щитки;
- высокая защищенность самолета.
Як-141
Многоцелевой сверхзвуковой всепогодный палубный самолет вертикального/короткого взлета и посадки (СВ/КВП). Всего было выпущено 4 единицы техники. Проект был закрыт в связи с распадом СССР и кризисом.
Технические характеристики:
- Экипаж – 1 человек.
- Длина – 18,3 м.
- Размах крыла: в сложенном положении – 5,9 м, развернутом – 10,1 м.
- Высота – 5 м.
- Площадь крыла – 31,7 кв. м.
- Двигатель – Рx79В-300.
- Тяга: максимальная – 1×10 977 кгс, на форсаже – 1×15 500 кгс.
- Предельна скорость на высоте – 1 800 км/ч, у земли – 1 250 км/ч.
- Практический потолок – 15 000 м.
- Длина разбега – 120 м.
Вооружение:
- 1×30-мм пушка ГШ-30-1.
- Управляемые ракеты воздух-воздух: Р-77/27/73/60.
- Управляемые ракеты воздух-земля: Х-25/31/35.
- Пусковые блоки НАР калибром от 80 до 240 мм.
- Бомбы массой до полутонны (не более 6 штук).
Особенности:
- турбореактивный двухконтурный двигатель с форсажной камерой и управляемым вектором тяги;
- струйные рули для маневрирования при вертикальном полете.
Создание машины Р-5 и серийный выпуск
Задача, поставленная перед коллективом ОКБ, возглавляемым Н. Н. Поликарповым, заключалась в создании своими силами простой и надежной машины, способной выполнять широкий спектр тактических заданий. Разработка проекта была закончена в 1928 году, после чего прототип самолета был передан военным для детального изучения и испытаний. После устранения ряда недостатков, конструкция самолета была признана пригодной для последующей эксплуатации. С 1930 года на авиационном заводе №31 в Таганроге начался серийный выпуск новой машины, которая выпускалась большой серией. Машина выпускалась как самолет-разведчик Р-5, самолет непосредственной поддержки пехоты и кавалерии Р-5Ш и самолет-торпедоносец Р-5Т.
Боевой вылет советского многоцелевого самолета-биплана Р-5 в качестве разведчика
История создания
Самолёт Р-5 был создан в ОКБ Поликарпова в 1928 году и в том же году поступил на лётные испытания.
Самолёт имеет схему полутораплана (нижнее крыло значительно меньше верхнего). При тогдашнем уровне технологий биплан имел множество стоек и расчалок, что снижало скорость, а более прогрессивный моноплан давал высокую посадочную скорость, что повышало требования к аэродрому. Поэтому Поликарпов выбрал нечто среднее, подняв крейсерскую скорость по сравнению с У-2, но не ухудшив посадочных характеристик.
В сентябре 1930 года звено Р-5 успешно выполнило перелёт в 10 500 км по маршруту Москва — Анкара — Тбилиси — Тегеран — Термез — Кабул — Ташкент — Оренбург — Москва. После этого Р-5 занял первое место на международном конкурсе разведывательных самолётов для иранской авиации, который проводило правительство Ирана, опередив самолёты Англии, Франции и Голландии.
Самолёт имел множество вариантов. Принимал участие во всех вооружённых операциях РККА 1930-х и начала 1940-х годов. На фронтах Великой Отечественной войны эксплуатировался в качестве связного и лёгкого транспортного до 1944 года. Поставлялся в Республиканскую Испанию, Иран, Турцию и Монголию. В ВВС республиканской Испании получил наименование «Rasante» — «Бреющий (полёт)», но применялся без особого успеха, из-за низкой скорости..
Рациональная конструкция с большим запасом прочности обеспечила самолёту сравнительно длительную жизнь — вплоть до конца 1940-х годов он использовался в геологии, картографии, как курьерский и санитарный самолёт.
Почта СССР в 1977 году выпустила почтовую марку с изображением самолёта Р-5.
https://youtube.com/watch?v=zt7WOS3dhSg
Новейшие разработки в области военной авиации
В июне 2016 года главой дирекции программ военной авиации ОАК Владимиром Михайловым было сделано заявление о разработке перспективного истребителя 6 поколения, к числу характеристик которого относят:
- гиперзвуковую скорость;
- сверхманевренность;
- многофункциональность;
- стелс-технологию;
- использование композитных материалов в строительстве.
Радиофотонные РЛС для данных истребителей планируется создать к началу 2020-х годов, отдельные бортовые системы тестируются на самолете Су-57.
Истребитель 6 поколения в базовом варианте – беспилотная машина и только опционально может быть пилотируемым.
ВВС России прошли долгий путь, и в наше время продолжается восстановление и модернизация военной авиации. Достаточное финансирование позволяет заменять старые модели новыми и планировать продолжать производство машин новых поколений, как Су-57.
История создания
Самолёт Р-5 был создан в ОКБ Поликарпова в 1928 году и в том же году поступил на лётные испытания.
Самолёт имеет схему полутораплана (нижнее крыло значительно меньше верхнего). При тогдашнем уровне технологий биплан имел множество стоек и расчалок, что снижало скорость, а более прогрессивный моноплан давал высокую посадочную скорость, что повышало требования к аэродрому. Поэтому Поликарпов выбрал нечто среднее, подняв крейсерскую скорость по сравнению с У-2, но не ухудшив посадочных характеристик.
В сентябре 1930 года звено Р-5 успешно выполнило перелёт в 10 500 км по маршруту Москва — Анкара — Тбилиси — Тегеран — Термез — Кабул — Ташкент — Оренбург — Москва. После этого Р-5 занял первое место на международном конкурсе разведывательных самолётов для иранской авиации, который проводило правительство Ирана, опередив самолёты Англии, Франции и Голландии.
Самолёт имел множество вариантов. Принимал участие во всех вооружённых операциях РККА 1930-х и начала 1940-х годов. На фронтах Великой Отечественной войны эксплуатировался в качестве связного и лёгкого транспортного до 1944 года. Поставлялся в Республиканскую Испанию, Иран, Турцию и Монголию. В ВВС республиканской Испании получил наименование «Rasante» — «Бреющий (полёт)», но применялся без особого успеха, из-за низкой скорости..
Рациональная конструкция с большим запасом прочности обеспечила самолёту сравнительно длительную жизнь — вплоть до конца 1940-х годов он использовался в геологии, картографии, как курьерский и санитарный самолёт.
Почта СССР в 1977 году выпустила почтовую марку с изображением самолёта Р-5.
Эксплуатация
Серийное производство самолётов Р-5 началось в 1930 году. Биплан начал поступать в строевые части, где вскоре выяснили, что по тактико-техническим характеристикам в воздушном бою разведчик не уступает даже истребителям И-3. В том же году специально подготовленные самолёты совершили «Большой восточный перелёт» с заходом в Турцию, Иран и Афганистан. Биплан Поликарпова произвёл такое хорошее впечатление, что и в Турцию, и в Иран впоследствии поставлялся на экспорт.
С 1931 года Р-5 начал становиться основным самолётом советских ВВС, первые экземпляры получила и гражданская авиация. А в 1933 году именно разведчики Р-5 использовались для спасения экипажа парохода «Челюскин», затёртого льдами.
В том же 1933 году правитель северокитайской провинции Синьцзян Шэн Шинцай предпринял меры по сближению с СССР. В число соглашений входила и договорённость о советской помощи с развитием авиации. Присланные из Союза самолеты Р-5 вместе с лётчиками использовались по прямому назначению в ходе боёв с мятежным военачальником Ма Чжунъином.
Во второй половине 30-х годов разведчики отправили испанским республиканцам. К этому времени скорость биплана уже была недостаточной, и применялись они, как правило, для ночных бомбардировок. Советские машины Р-5 продолжали использоваться в роли разведчиков и штурмовиков на протяжении последующих конфликтов с участием СССР – на Халхин-Голе и в войне с Финляндией. Несколько разведчиков было захвачено финнами, но в строй они не вводились.
К началу Великой Отечественной Войны в рядах ВВС всё ещё числилось большое количество бипланов Поликарпова. Для роли штурмовика Р-5 уже не годился, но продолжал использоваться в качестве разведчика, ночного бомбардировщика и связного самолёта. В боевых частях эксплуатацию старого самолёта завершили только в 1944 году. В гражданской авиации Р-5 продолжал служить и некоторое время после войны, выполняя функции курьерского и почтового транспорта. Окончательно «ушёл на покой» старый биплан только к началу 50-х годов.
Модификации
В экспозиции музея ВВС (Монино)
- Р-5Ш — штурмовик, вооружение 8х7,62-мм пулемётов ПВ-1 под нижним крылом, 500 кг бомб.
- Р-5а, Р-5 поплавковый, МР-5, самолёт № 10 — морской разведчик — с деревянными поплавками (конструкция поплавков — по типу авиалодки Ш-2, наружная поверхность была оклеена полотном на аэролаке). В самолёте был вдвое увеличен воздушный киль и сделано было устройство для запуска двигателя на воде — ручка в борту с приводом для проворачивания вала. Никаких Специальных усилений в конструкции не было. Масса пустого самолёта получилась на 389 кг больше, чем на колёсах. Для одномоторного поплавкового самолёта того времени его лётные качества были достаточно хороши.
- Р-5Т (торпедоносец) — отличался от Р-5 схемой шасси и увеличенным вертикальным оперением (как в поплавковом варианте). Конструктивную разработку выполнил В. В. Никитин, расчёты прочности — С. Н. Шишкин, вариант торпедоносца был принят в производство по предложению А. И. Гребенёва на государственном авиационном заводе № 1 в 1933 г. Самолёт предназначался для сбрасывания торпеды или большой бомбы, был одноместным, шасси было переделано так, чтобы освобождалась вся нижняя поверхность фюзеляжа. Самолёт строился серийно в количестве 50 экземпляров, сданных в 1935 г. Применялся в 1935—1938 гг. на Дальнем Востоке в морской авиации.
- АРК-5 — 3-местная «арктическая» модификация с закрытой кабиной, обогревом и подкрыльевыми контейнерами.
- П-5 — гражданский пассажирский вариант.
- Па-5 — модификация с двумя поплавками.
ПР-5 на полярной станции.
П-5Л — «лимузин» с двухместной пассажирской кабиной.
- ПР-5 — модификация 1934 года с деревянным монококовым фюзеляжем обтекаемой формы, предназначенная для перевозки 4 пассажиров. С 1936 года было выпущено 200 машин такой модификации.
- Р-5д — «рекордная» модель для достижения максимальной дальности был снабжён наружными округлыми бензобаками снизу и с боков фюзеляжа.
- ССС — (скоростной, скороподъёмный, скорострельный) — модернизация с улучшением аэродинамики, установкой более мощного двигателя М-17-ф и более мощного вооружения. Вооружение: 2 ШКАС (ранние модели 1 ШКАС + 1 ПВ) в штурмовом варианте дополнительно устанавливали 4 ШКАС под нижним крылом. Скорость по сравнению с Р-5 возросла на 25-30 км/ч, а потолок — на 2000 м. Строился в большой серии до начала выпуска Р-Z.
- Р-5 с V-образным оперением (тип «бабочка», оперение Рудлицкого) — опытный — был в 2-х экземплярах — испытывался в 1935 с целью устранения «мёртвого сектора» задней турели. На втором экземпляре построенного по инициативе техника-изобретателя Филатова ОКУ государственного авиационного завода № 1 погиб лётчик-испытатель Гродзь и сам изобретатель — оперение полностью разрушилось в полёте.
- Р-5 (ЭД-1) — Р-5 с авиадизелем ЮМО-4 — экспериментальный с немецким дизелем ЮМО-4 в 600 л. с. Винт четырёхлопастный. Было выполнено более 200 полётов с целью исследования двигателя который предполагалось поставить на военный вариант самолёта РД.
- Р-5 с убираемым шасси (проект 1935 года) — шасси по типу ДИ-6, был построен макет, но самолёт уже явно устарел и разработку прекратили.
- Р-Z — вариант Р-5 с облегчением конструкции и установкой нового двигателя М-34Н (затем М-34НВ).
Модификации
Базовый самолёт Р-5 стал основой для множества модификаций. Штурмовик Р-5Ш получил усиленное вооружение – под нижним крылом устанавливали целую батарею из 8 пулемётов ПВ-1, а максимальная бомбовая нагрузка была увеличена до 500 кг. Одноместный торпедоносец Р-5Т имел переделанное шасси, чтобы освободить под фюзеляжем место для торпеды. Морской разведчик МР-5 установили на деревянные поплавки, оклеенные полотном.
Лёгкий самолёт для гражданской авиации получил обозначение П-5. На его базе также подготовили поплавковый вариант. П-5Л (или ПЛ-5) оснастили «лимузином» – закрытой кабиной для 2 пассажиров. Более совершенный ПР-5 получил закрытую кабину и изменённый фюзеляж, внутри которого размещался отсек для 4 человек. ПР-5 мыслился, как самолёт для северных регионов, но в итоге для Арктики разработали другую модификацию – АРК-5. Тот вариант оснащался обогревом кабины и бортовыми контейнерами для погрузки снаряжения.
Хвостовое оперение создавало «мёртвую зону» в секторе обстрела оборонительной турели – это попытались устранить с помощью оперения V-образной формы. Для испытания авиационных дизелей использовали Р-5, оснащённый немецким мотором JuMo-4. Кроме этого, разведчик активно использовался для экспериментов изобретателя Гроховского. Самой известной его разработкой стали грузовые контейнеры, подвешивающиеся на бомбодержателях.
Другой проект представлял собой воздушный укладчик кабеля – за кабиной наблюдателя устанавливалась катушка с кабелем, который разматывался с помощью сброшенного груза. Наконец, под крылом Р-5 пытались подвешивать обтекаемые капсулы, из которых должны были десантироваться парашютисты.
Ещё в начале 30-х годов Р-5 пытались оснастить верхним разрезным крылом с механизацией. Машина успешно прошла испытания, но было решено, что лётные качества удовлетворительны и без усложнения конструкции. Вариант с улучшенной аэродинамикой, форсированным двигателем и усиленным вооружением получил название Р-5ССС (или просто ССС). Он стал основой для Р-Z – модификации настолько глубокой, что её уместно читать уже другой моделью самолёта.
Р-Z получил фюзеляж овального сечения, закрытую кабину и новый двигатель М-34. Выпускалась и пассажирская модификация П-Z, но её долговечность оказалась ниже, чем у самолёта П-5.
Краткая история военной российской авиации
Военно-воздушные силы Российской империи берут свое начало с 1910 года, когда правительство закупило первые французские самолеты и начало подготовку пилотов. Императорский военный флот был одним из лучших, однако был расформирован в 1917 году после Октябрьской революции. На смену флоту пришли воздушные войска Вооруженных сил СССР, основанные в 1918 году и получившее наиболее интенсивное развитие в 30-х годах XX века, когда начали производиться истребители И-15, И-16, а также бомбардировщики ТБ-1 и ТБ-3.
За годы Великой Отечественной войны погибло большое количество летчиков, потери боевых самолетов были колоссальными, однако после победы СССР военно-воздушные силы стали активно модернизироваться, а в 1947-1950-х годах началось серийное производство реактивной авиации.
К концу 1980-х годов в распоряжении ВВС было около 10 000 самолетов. В это же время начались разработки истребителя пятого поколения, были запущены программы МиГ 1.44 и С-37 (оба проекта закрыли).
Распад СССР положил начало деградации ВВС России (быстрое снижение численности и подготовленности личного состава, авиатехники, аэродромов, малое финансирование), которая приостановилась в начале 2000-х годов. После 2009 года начался капитальный ремонт и интенсивная модернизация всего парка ВВС РФ.
Модификации
Базовый самолёт Р-5 стал основой для множества модификаций. Штурмовик Р-5Ш получил усиленное вооружение – под нижним крылом устанавливали целую батарею из 8 пулемётов ПВ-1, а максимальная бомбовая нагрузка была увеличена до 500 кг. Одноместный торпедоносец Р-5Т имел переделанное шасси, чтобы освободить под фюзеляжем место для торпеды. Морской разведчик МР-5 установили на деревянные поплавки, оклеенные полотном.
Лёгкий самолёт для гражданской авиации получил обозначение П-5. На его базе также подготовили поплавковый вариант. П-5Л (или ПЛ-5) оснастили «лимузином» — закрытой кабиной для 2 пассажиров. Более совершенный ПР-5 получил закрытую кабину и изменённый фюзеляж, внутри которого размещался отсек для 4 человек. ПР-5 мыслился, как самолёт для северных регионов, но в итоге для Арктики разработали другую модификацию – АРК-5. Тот вариант оснащался обогревом кабины и бортовыми контейнерами для погрузки снаряжения.
Хвостовое оперение создавало «мёртвую зону» в секторе обстрела оборонительной турели – это попытались устранить с помощью оперения V-образной формы. Для испытания авиационных дизелей использовали Р-5, оснащённый немецким мотором JuMo-4. Кроме этого, разведчик активно использовался для экспериментов изобретателя Гроховского. Самой известной его разработкой стали грузовые контейнеры, подвешивающиеся на бомбодержателях.
Другой проект представлял собой воздушный укладчик кабеля – за кабиной наблюдателя устанавливалась катушка с кабелем, который разматывался с помощью сброшенного груза. Наконец, под крылом Р-5 пытались подвешивать обтекаемые капсулы, из которых должны были десантироваться парашютисты.
Ещё в начале 30-х годов Р-5 пытались оснастить верхним разрезным крылом с механизацией. Машина успешно прошла испытания, но было решено, что лётные качества удовлетворительны и без усложнения конструкции. Вариант с улучшенной аэродинамикой, форсированным двигателем и усиленным вооружением получил название Р-5ССС (или просто ССС). Он стал основой для Р-Z – модификации настолько глубокой, что её уместно читать уже другой моделью самолёта.
Р-Z получил фюзеляж овального сечения, закрытую кабину и новый двигатель М-34. Выпускалась и пассажирская модификация П-Z, но её долговечность оказалась ниже, чем у самолёта П-5.
Предистория
Первым самолетом, принятым к массовой постройке в послереволюционной России, стал разведчик Р-1, скопированный с трофейного английского DH-9. Начиная с 1924 г., в возрождаемой авиапромышленности идут работы по модернизации Р-1 с последующей заменой его отечественными конструкциями. Над решением этой задачи работали две организации: московский авиазавод №1 (бывший Дуке) и Центральный Аэрогидродинамический институт (ЦАГИ). В конструкторском бюро авиазавода № 1 были разработаны новые разведчики Р-II А.А.Крылова и Р-III М.М.Шишмарева. Эти аппараты преимуществ перед Р-1 не показали, поэтому развития не получили. Разведчик Р-З(АНТ-З), спроектированный и построенный в ЦАГИ, также не превосходил Р-1 по своим летным данным. Однако, будучи сделанным из металла, представлял собой неплохой образец для отработки технологии производства цельнометаллических машин. Благодаря этому обстоятельству, начиная с 1927 года, Р-3 строился в небольших количествах серийно на авиазаводе в Филях.
В 1926 году предпринималась попытка коренной модернизации Р-1. Несколько изменили обводы крыльев и оперения, повысили прочность отдельных участков планера, провели мероприятия, улучшающие техническое обслуживание, управление самолетом сделали более мягким. Самолет получил обозначение Р-4, однако, внесенные новшества перетяжелили аппарат, и на вооружение он не принимался.
В том же 1926 г. организационные изменения коснулись самой структуры советского самолетостроения. Создание в 1925 г. Государственного треста авиапромышленности (Авиатреста), призванного к консолидации отрасли, принесло свои плоды. В сентябре 1926 года последовала организация Центрального конструкторского бюро (ЦКБ) Авиатреста, включившего в себя опытные отделы: сухопутного и морского самолетостроения. Заведующим первым отделом назначили Николая Поликарпова, вторым – Дмитрия Григоровича. В конце 1926 года отдел сухопутного самолетостроения (ОСС) получил задание Авиатреста спроектировать новый армейский самолет-разведчик, который должен был называться Р-5.
1. Разведчик Р-1 с двигателем М-5 постройки ГАЗ №1.
2. Опытный разведчик Р-II с двигателем Майбах конструкции А.А.Крылова.
3. Опытный разведчик Р-III с двигателем М-5 конструкции М.М.Шишмарева.
Конструкция
Самолёт Р-5 был построен по схеме биплана – точнее, полутораплана, у которого крыла два, но нижнее меньше, чем верхнее. Такая схема позволяла получить компромисс между монопланом с низким лобовым сопротивлением и бипланом с низкой посадочной скоростью. Конструкция самолёта смешанная – дюраль применялся ограниченно (например, для изготовления стоек крыльев и капота двигателя), а соединительные узлы выполнялись из мягкой стали.
Фюзеляж Р-5 был 4-гранным, с 3 плоскими гранями и закруглённой верхней.
Силовой набор фюзеляжа – из сосны, обшивка фанерная. Спереди находилась моторама из дюралевых профилей и труб. Крылья 2-лонжеронной конструкции, их силовой набор также выполнялся из сосны, но обшивка была уже не фанерная, а полотняная. Нижнее крыло защищалось ободом из дюраля. Элероны устанавливались только на верхнее крыло. Хвостовое оперение – полностью деревянное, также имело дюралевый обод.
На мотораме устанавливался 12-цилиндровый двигатель М-17 объёмом в 46 литров. Этот двигатель был лицензионным вариантом немецкого мотора BMW VI. В базовом исполнении М-17 развивал 680 л.с, а его форсированная за счёт повышенной степени сжатия модификация М-17Ф «выдавала» 730 сил.
Топливные баки из железа с оцинковкой находились перед кабиной пилотов и вцентроплане верхнего крыла. Радиатор системы охлаждения был выпускным – в случае необходимости его опускал в поток воздуха пилот, пользуясь специальным штурвальчиком. Расширительный бачок тоже разместили в центроплане верхнего крыла.
Курсовое вооружение Р-5 состояло из 7,62 мм пулемёта ПВ-1 (авиационная модификация системы Максима), оснащённого синхронизатором. Прицеливание лётчик производил с помощью прицела ОП-1 (оптического, не дающего увеличения) и кольцевого визира. Во второй кабине устанавливалась оборонительная турель с двумя 7,62 мм пулемётами ДА (Дегтярёва Авиационный).
Бомбовое вооружение подвешивалось на 2 подфюзеляжных и 8 подкрыльевых держателях.
Нормальной нагрузкой для самолёта-разведчика составляла 256 кг, бомбардировщик мог взять до 400 кг. Бомбовый прицел устанавливался в полу кабины лётчика-наблюдателя. В состав специализированного оборудования для разведчиков входили аэрофотоаппараты системы Потте.