Средний танк Т-54 – следующий шаг на пути к созданию боевой бронированной машины нового типа

«Будку долой!»

Одним из существенных отличий Т-44 от предшественников стало то, что эта машина проходила куда более серьёзные испытания. Помимо того, что объём тестов существенно вырос и одну машину направили на НИБТ Полигон, более существенно отличалось и изучение конструкции корпуса. Для этой цели завод №183 построил ещё один корпус, который прошёл испытания обстрелом (4-5 апреля 1944 года на Уральском артиллерийском полигоне).

Корпус опытного Т-44 перед испытаниями обстрелом

Столь высокий интерес был вызван не в последнюю очередь конструктивными особенностями корпуса танка. Как уже говорилось, КБ-520 заявляло о том, что с лобовой проекции корпус Т-44 не поражается бронебойными снарядами немецкой 75-мм противотанковой пушки Pak 40. Впрочем, одно дело заявления, а другое — реальное положение вещей. Поскольку в случае успеха танку предстояло заменить Т-34-85, вопрос стойкости брони стоял высоко. Между тем, у танка имелась деталь, вызывавшая массу вопросов — будка (рубка) механика-водителя. Помимо того, что ради рубки пришлось делать у башни длинную «шею», весьма уязвимую для вражеских снарядов, сама будка имела неоднородную защиту. Толщину стенок подняли до 90 м, но броня была литая. Также в будке имелся большой смотровой лючок, весьма уязвимый для вражеских снарядов.

Эскиз будки (рубки) механика-водителя

Pak 40 в ходе огневых испытаний корпуса Т-44 не использовали. Вместо этого по нему произвели 38 выстрелов с дистанции 50 м из отечественных систем. Огонь вёлся в основном 76-мм пушкой Ф-34, но лобовой лист также дополнительно обстреляли из 85-мм пушки с баллистикой зенитки 52-К. Для чистоты эксперимента каждое попадание фиксировалось.

Первые попадания корпус выдержал вполне успешно

Первым делом обстрелу подверглась лобовая часть корпуса. Поначалу появлялись вмятины, но вскоре стали образовываться трещины. Особенно много их стало после начала обстрела 85-мм орудием. Главной же проблемой стал обстрел будки механика-водителя. Первое же попадание привело к отколу куска размером 220×100 мм, частично оборвались сварные швы. Фактически это означало, что первым же снарядом механик-водитель был бы убит. Ничем хорошим не закончилась и стрельба по смотровому лючку рубки. Снаряд сделал пробоину размером 100×150 мм, а ведь Ф-34 была слабее Pak 40, снаряд которой, по заявлению КБ завода №183, должен был держать лоб корпуса танка! Ещё одним слабым местом стали не прикрытые бронёй кронштейны ленивца.

Поражение будки механика-водителя. В боевых условиях это означало бы его гибель

Помимо лобовых деталей корпуса, обстрелу подверглись его борта и корма. С самого начала было ясно, что стойкость брони на этих участках окажется ниже. При стрельбе под прямым углом борта пробивались 76-мм снарядом. Впрочем, при стрельбе под углом картина была иной. Верхние части бортов, прикрытые экранами, выдерживали попадания под углом 60 градусов. Долго экраны попадания держать не могли, по мере обстрела в их швах появлялись трещины. Тем не менее отчасти свою задачу они выполнили.

Корпус после обстрела. По его итогам поступило указание срочно переделать корпус, особенно его носовую часть и борта

По итогам испытаний комиссия дала указания если не убрать полностью будку механика-водителя, то как минимум переработать её конструкцию. Для улучшения стойкости лобовой части корпуса следовало увеличить угол наклона нижнего лобового листа, сделав его равноценным с верхним лобовым листом. Переделке также подвергались кронштейны ленивцев. Наконец, борта теперь делались не составными, а цельными. Это усложняло их изготовление, зато повышалась стойкость. Все указанные изменения вводились на улучшенных образцах Т-44, в которых также учитывались претензии по итогам полигонных испытаний. В результате конструкция Т-44 претерпевала существенные изменения, а сроки внедрения танка оттягивались. Тем не менее решения о переделках были абсолютно верными. Т-44 всё же превратился в машину, которая поступила в серию, но для этого требовался ещё не один этап эволюции.

Автор благодарит Игоря Желтова (г. Москва) и Алексея Макарова (г. Москва) за помощь в подготовке данной статьи и предоставленные материалы.

Для танка «Т-54» самые неудачные карты

Отсортировано по убыванию: “Процент поражений”

#КартаРежим бояПроцент победПроцент пораженийКредитыВремя жизни
       
1 «Рудники» Стандартный бой41.94%56.45%17 89104:29
2 «Степи» Стандартный бой44.83%55.17%19 20704:11
3 «Рыбацкая бухта» Стандартный бой43.65%54.82%20 70305:08
4 «Хайвей» Стандартный бой43.87%53.55%18 40404:25
5 «Тихий берег» Стандартный бой46.98%53.02%18 94203:59
6 «Энск» Стандартный бой47.00%53.00%18 29003:24
7 «Вестфилд» Стандартный бой45.71%52.86%18 54604:32
8 «Редшир» Стандартный бой47.57%52.43%18 12204:21
9 «Прохоровка» Стандартный бой46.26%52.38%19 57606:12
10 «Перевал» Стандартный бой47.76%52.24%18 10504:18

Данные обновлены: 13 Июл 2018
Подсказки: Клик выделяет строку, Клавиши скроллируют таблицу, вверх страницы, вниз страницы
Таблица статистики на картах танка «Т-54»

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий