Американский разведчик Lockheed SR-71 – “Чёрный дрозд” из будущего

Шасси

Шасси «Блэкберда» трехопорное с носовым колесом. Носовая опора с двумя колесами убирается вперед, основные – к центру. Уборка шасси производится немедленно после отрыва от земли, поскольку Lockheed SR-71 быстро разгоняется до максимально разрешенной скорости полета с выпущенным шасси (555 км/ч). Основные опоры имеют по три колеса на одной оси, чтобы снизить давление на грунт и одновременно сэкономить внутренний объем фюзеляжа.

Шины изготовлены не из резины, а из особого жароупорного материала, и с целью поддержания постоянного давления на всех полетных режимах, а также во избежание окисления наполнены не воздухом, а азотом. Они имеют гладкий протектор и покрыты серебристой краской для уменьшения нагрева. Колодцы шасси окружены топливными баками – топливо играет роль охлаждающей жидкости.

Разработка

A-12 — предшественник SR-71

Предшественники

Предшественником SR-71 был Lockheed A-12 — высотный самолёт-разведчик, разработанный для ЦРУ США отделением корпорации Lockheed Martin — Skunk Works. Постепенно конструкция самолёта эволюционировала, были произведены изменения в конфигурации самолёта, а также применены меры по снижению радиолокационной заметности. Всего было построено 18 самолётов A-12. Экипаж A-12 состоял из одного человека.

Кабина пилота SR-71

SR-71

Название SR-71 происходит от прототипа сверхзвукового бомбардировщика XB-70, который в поздней стадии испытаний был предложен в роли стратегического самолёта-разведчика, получив обозначение RS-70. Однако, вскоре стало ясно, что скоростной потенциал A-12 гораздо выше и было решено использовать его конструкцию в качестве основы для создания нового высокоскоростного самолёта. Прототип был назван R-12. Он был длиннее и тяжелее, чем A-12. Его фюзеляж был удлинён для увеличения топливных баков, экипаж был увеличен до 2 человек. Самолёт был оборудован радиоэлектронными датчиками, РЛС бокового обзора и фотоаппаратом.

Серийные машины получили индекс SR-71A. Была разработана также учебно-тренировочная модификация SR-71B.

Начало гонки: «Архангел» над Вьетнамом

В далеком 1956 году КларенсКелли» Джонсон, создатель знаменитого самолёта-шпиона U-2, предложил сделать ещё более крутую машину. Потолок — почти 30 километров, скорость — 2,5 скорости звука(а с апреля 1958 года — и три Маха), дальность 2500 миль. Новый чудо-самолёт Джонсонокрестил» U-3, он жеАрхангел».Ангелом» уже называли U-2, так что всё логично.

За U-3 последовал ещё десяток проектов, несколько раз кардинально сменилась концепция самолёта, и наконец, появился серийный А-12 — такой, каким мы его знаем. В скоростном полёте, полмили в секунду, на высоте свыше 24 километров, где стоит жуткий мороз в 60 градусов, обшивка новых машин иногда нагревалась до температур свыше 500 градусов!

Набор» из А-12(источник фото)

Поэтому обшивку пришлось делать из жаропрочного титана. И убрать подальше от ангаров шариковые ручки — их паста могла проесть титановый лист за несколько часов.

31 мая 1967 года А-12 впервые отправилсяна дело», совершив полёт над Северным Вьетнамом и засняв десятки позиций зенитных комплексов С‑75.

А 30 октября пилот Дэнни Салливан после очередного вылета доложил о пуске по нему как минимум шести ракет. Их дымные следы были видны лётчику в перископ заднего обзора и попали на пленку. Пилот также заметил три разрыва позади себя.

Одна из ракет подошла на расстояние 100-200 ярдов — при скорости самолёта километр в секунду это было просто невероятно близко. После вылета техники нашли у бака в правом крыле осколки боевой части(БЧ) ракеты. Это единственный случай, когда ПВОдостала» самолёт из семейства А-12 — или SR-71.

SR-71(слева) легко отличить от А-12 по двухместной кабине(источник фото)

SR-71Чёрный дрозд», самый быстрый и высотный реактивный самолёт в мире, стал развитием идеи А-12. 3,2 скорости звука, представьте себе! Экипажи SR-71, чтобы отличаться от прочих лётчиков, носили оранжевые комбинезоны — а не голубые, как ВВС. На один час полёта уходило 735 человеко-часов труда техников на земле. А весь полёт занимал три, пять, а то и одиннадцать часов!

Нет, это не инопланетяне. Это земная техника

А можно ли вообще сбить такой самолёт?

МиГ-31 против троллей

SR-71 регулярнотроллили» советскую ПВО, идя на трёх Махах прямо к границе(у Мурманска, на Балтике и у Камчатки) и резко отворачивая в пределах международных вод.

Фото индикатора РЛС 5Н87 ННА ГДР с отметками от самолёта SR-71, 1985 год(источник фото)

В США истребители F-15 так и не смогли перехватитьДрозда». Шведские JA-37Вигген» на тренировках выполняли цирковой номер, выходя по информации с земли в лоб SR-71. Если везло, на захват цели оставалось несколько секунд. АДрозду», летящему над Балтикой, достаточно было чуть отвернуть.

Однако в 1980 году пилот Пер-Олаф Эльдх, получая данные от системы Stril-60, впервые в истории шведских ВВС смог поймать SR-71 в прицел. ЕгоВигген» летел на высоте от 18,5 до 20 километров, разгоняясь до двух Махов.Дрозд» шёл навстречу на высоте 21,5 километра и скорости 2,98 Маха. Эльдх имитировал пуски ракет, а затем получил и визуальный контакт. Всего на его счету — пять перехватов SR-71, и в трёх случаях пилот видел шпионана глаз».

Вигген»

Советский МиГ-25 не имел такой аппаратуры, как шведы в 80-х, и не мог долго лететь на требуемой скорости, да и ракеты Р-40затачивались» под перехват бомбардировщиков, а неДрозда» с пониженной заметностью на радарах.

Поэтому в 1972 году конструкторское бюро МиГ начало вести работы над перехватчиком на замену МиГ-25. Новая машина летала чуть медленнее и ниже, чемдвадцать пятые», зато меньше жгла топливо и обладала мощнейшим радаромЗаслон» с фазированной антенной решёткой. Он позволял сбивать цели в переднюю и заднюю полусферу, днём и ночью, в любую погоду…

В 1981 году в СССР приняли на вооружение МиГ-31 — а первые самолёты пошли в строевые части годом раньше. Группа из четырёх новых МиГов могла контролировать воздушное пространство до 900 километров по фронту, а ведущий группы, благодаря системе закрытой связи, — распределять цели для истребителей других типов.

Истребитель-перехватчик МиГ-31(источник фото)

Лётчик-испытатель МиГ-31 описывал типичный перехват так: _Я сидел в кабине и откровенно зевал, совершенно не зная, чем бы занять себя. Мы уже с полчаса летели с курсом 90° на самом удобном для нас режиме по скорости и высоте… Через двадцать секунд всё было кончено — „Командир, все четыре сбиты, поворачиваем домой, здесь нам больше делать нечего“».

Если заветной мечтой каждого пилотаЧёрного дрозда» было полетать над СССР, то перехватчики мечтали о другом — сбить хотя бы одногоДрозда».

Но как догнать сверхскоростной разведчик, если поначалу МиГ-31 готовили к старту по два-три часа? Настолько сложной была новая техника.

Lockheed A-12

Название «Блэкберд» связывают чаще всего со стратегическим разведчиком SR-71. Однако за этим названием стоят еще две не столь известные машины: А-12 и YF-12A.

История появления этих обозначений достаточно любопытна. Известно, что самолеты военной авиации США имеют четкую классификацию. Аббревиатура YF обозначала класс истребителей, собственно, YF-12A и был экспериментальным истребителем. Литеру А (attack) присваивали штурмовикам, но А-12 явно не похож на штурмовик. Это сделано, чтобы запутать разведку СССР после грандиозного международного скандала, связанного со сбитием над Свердловском (Екатеринбургом) американского самолета-шпиона. Тогда президент Эйзенхауэр пообещал Хрущеву не использовать разведывательные летательные аппараты в небе над Советским Союзом, но проект Lockheed как раз и был ориентирован на данные операции. Формально он считался «гражданским», так как принадлежал ЦРУ – не армейской организации.

К январю 1962 года прототип А-12 был готов к испытаниям. После первых полетов выяснилось, что в конструкции много недоработок. Особенно досаждала силовая установка, требовавшая долгой и трудоемкой доводки воздухозаборников. Несмотря на это, А-12 был запущен в серию – ЦРУ срочно нужен был скоростной разведчик на смену устаревшему U-2. Было выпущено 14 экземпляров.

Конец эпохи

К началу восьмидесятых годов ресурс машин был уже на исходе, и поддержание их в летном состоянии стало весьма проблематичным. Особенно тяжелым было положение с двигателями: ТРД J-58 был снят с производства еще в конце шестидесятых, и хотя через каждые 200 часов работы двигатели проходят полную разборку и проверку, а через каждые 600 часов – капремонт, естественно, они изнашиваются. Запчасти к ним достать было все труднее.

Весной 1988 года министр ВВС США Эдвард Олдридж сообщил, что стоимость содержания парка SR-71 равна расходам на содержание двух крыльев истребительной авиации. К тому времени количество находящихся в эксплуатации машин сократили вдвое – с 12 до 6. В 1989 году было решено снять самолет разведчик SR-71 с вооружения. Вес­ной 1990 года «семьдесят первые» отправили в отставку. Три машины были переданы летно-испытательному центру НАСА Драйден в качестве летающих лабораторий для исследования сверхзвукового полета. Из оставшихся минимум шесть бортов законсервированы и теоретически могут в случае необходимости быть приведены в летное состояние.

Музейные SR-71

  1. 60-6924 Blackbird Airpark, Palmdale, CA (AFFTC Museum, A-12 прототип)
  2. 60-6925 Intrepid Sea-Air-Space Museum, New York City, NY (первый серийный A-12)
  3. 60-6927 «Titanium Goose» California Science Center in Exposition Park.
  4. 60-6930 Alabama Space and Rocket Center, Huntsville, Alabama
  5. 60-6931 Central Intelligence Agency.
  6. 60-6933 San Diego Aerospace Museum, Balboa Park, San Diego, CA
  7. 60-6935 National Museum of the U.S. Air Force, Wright-Patterson AFB, OH (YF-12A)
  8. 60-6937 Southern Museum of Flight in Birmingham, Alabama.
  9. 60-6938 U.S.S. Alabama Battleship Museum, Mobile, AL
  10. 60-6940 Museum of Flight, Seattle, WA (Единственный М-21 предназначен для запуска ПВРД питанием D-21, который был установлен на пилоне над оперением).
  11. 64-17951 Pima Air Museum, Tucson, AZ (YF-12C)
  12. 64-17955 * Air Force Flight Test Center Museum, Edwards AFB, CA.
  13. 64-17956 Kalamazoo Air Zoo. Kalamazoo, Michigan. (последний самолёт в варианте спарки)
  14. 64-17958 Robins AFB Museum of Aviation, Warner Robins, GA
  15. 64-17959 Air Force Armament Museum, Eglin AFB, FL («Big-Tail» версия, с дополнительными датчиками и камерами).
  16. 64-17960 Castle Air Museum, Castle AFB, CA
  17. 64-17961 Cosmosphere & Space Center, Hutchinson, Kansas
  18. 64-17962 Imperial War Museum at Duxford, United Kingdom
  19. 64-17963 Beale AFB, CA
  20. 64-17964 Strategic Air Command Museum, Located between Omaha and Lincoln, Nebraska
  21. 64-17967 8th Air Force Museum at Barksdale AFB, La.
  22. 64-17971 Evergreen Aviation Museum in McMinnville, Oregon.
  23. 64-17972 *National Air & Space Museum, Washington, DC. Установил четыре рекорда скорости 6 марта 1990 года.
  24. 64-17973 Blackbird Airpark, Palmdale, CA
  25. 64-17975 March Field Museum, March AFB, CA
  26. 64-17976 8th Air Force Museum, Barksdale AFB, LA
  27. 64-17979 * History & Traditions Museum, Lackland AFB, TX .
  28. 64-17980 * NASA Dryden Flight Research Center, Edwards AFB, CA.
  29. 64-17981 Hill AFB Museum, Hill AFB, UT (Только SR-71C. Гибрид тренировочного самолёта из нескольких частей YF-12A, 60-6934 (задняя часть фюзеляжа) и действующего макета SR-71A (носовая часть фюзеляжа)

Про дозаправку

Читал на “Интересных фактах”:

– то есть дело тут не во взлетном весе как написано в статье или не только в нем.

Врут безбожно ваши “Интересные факты”. В обшивке действительно есть зазоры, а некоторые элементы вообще сделаны гофрированными для компенсации теплового расширения, а вот все остальное высосано из пальца. Топливо с обшивкой напрямую не соприкасается нигде! Оно циркулирует по топливопроводам и теплообменникам, которые и отбирают тепло с обшивки и отдают его топливу. Или вы считаете, что горячая обшивка так прямо и омывается изнутри легковоспламеняющимся горючим? Ну-ну… Протечки топлива были, но подтекало оно на уплотнителях и стыках топливной системы (и теплообменников), со временем американцы эту проблему решили. Так что дело только во взлетном весе. 95.28.208.104 02:19, 7 февраля 2012 (UTC)

UPD: Про “защищенность от ПВО”. У-2 тоже был “защищен” не потому, что у него какая-то защита была (не сбивал же он ракеты 8) ) а потому что не было адекватной ПВО – так что ситуация примерно та же самая. Если не придираться к таким мелочам, фраза про “Блэкбёрд” вполне правомерна. Да SR прежде всего защищается от ПВО тактикой, но если бы он не обладал своей конструкциией и характеристиками этот самолет не позволял бы использовать эту самую тактику. Соответственно, вполне “защищен от ПВО благодаря техническим характеристикам”.

UPD2: И все же, хотелось бы внести ясность. Цитирую статью:

– Противоречие тут налицо. То взлететь не мог из-за массы, то из-за протечек. А ничего, что первое условие уже самодостаточно? Снова старая байка про “дырявый самолет”. Ну поднимите уже инфу с сайта Локхид, там все про это написано. Текло топливо не из зазоров в баках, их не было и быть не могло. Эта горючка отличалась свойством просачиваться через малейшие зазоры, как wd40 практически, и из уплотнителей там хлестало – будь здоров, но никаких зазоров в баках не было и быть не могло. Текло при любой заправке, хоть в 30 процентов, хоть в 50, при любой. Потом решили эту проблему, но программу уже почти свернули к этому времени. Взлетали с неполной заправкой только из-за превышения массы. Конструкция не позволяла взлететь с полной заправкой, вот и все. Сейчас этот пункт в статье выглядит уже намного лучше, чем раньше, но противоречие в абзаце есть. И отсутствие логики тоже есть: если самолет не может взлететь, потому как дофига горючки залили, не пофигу-ли, что она там где-то течет? Надо поправить, тем более, что байка эта в сети получила широкое распространение и бороться с этим дебилизмом уже сил никаких нет.5.228.55.55 22:08, 4 марта 2014 (UTC)

Взлёт при полной заправке требовал неприемлемо высокой взлётной скорости и соответственной длины ВПП, да и колёс, думаю, не резиновых, а каких-то других. Насчёт протечек топлива через тепловые зазоры в системе, герметичной по умолчанию, имхо, вздор. Rotorol (обс.) 01:52, 6 апреля 2017 (UTC)
ну, тут видите какое дело.. у нас самообслуживание;) и кто собственно заинтересован в наполнении статьи, тот, собстно, и может/должен сделать это, приведя конечно в подтверждение своих включений ссылки на АИ (ну, чтоб удостоверится).. Работников здесь нет) –Tpyvvikky 22:24, 4 марта 2014 (UTC) ..ну а если просто “убрать” – то поставить запросАИ где надо (там есть шаблон) и, если таки нету, – спустя какое-то время можно удалить (или дописать мол “миф это, легенда”, если оно действительно так)

Лётно-технические характеристики

Проекции SR-71

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 человека
  • Длина: 32,74 м
  • Размах крыла: 16,94 м
  • Высота: 5,64 м
  • Площадь крыла: 141,1 м²
  • Масса пустого: 27215 кг
  • Максимальная взлётная масса: 77100 кг
  • Масса полезной нагрузки (оборудование): 1600 кг
  • Масса топлива: 46180 кг

J58 на форсаже, видны Кольца Маха

Двигатель

SR-71 в полёте

  • Тип двигателя:
  • Модель: Pratt & Whitney J58-P4
  • Тяга максимальная: 2 x 10630 кгс
  • Тяга на форсаже: 2 x 14460 кгс
  • Масса двигателя: 3200 кг

Лётные характеристики

  • Максимально допустимая скорость: М=3,2 (при температуре носовой части М=3,3) , 3500 км/ч.
  • Сверхзвуковая крейсерская скорость: М=3,17 , 3300 км/ч
  • Дальность полёта: 5230 км
  • Радиус действия: 2000 км
  • Продолжительность полёта: 1,5 ч
  • Практический потолок: 25910 м (85000 футов)
  • Скороподъёмность: 60 м/с
  • Длина разбега/пробега: 1830 м
  • Нагрузка на крыло: 546 кг/м²
  • Тяговооружённость: 0,36
  • Максимальная высота полёта: 29 000 м.

Интересные факты

  • Изначально планировалось создание разведывательно-ударной (Strike and Reccee) версии самолёта, как базовой; боевая нагрузка должна была размещаться исключительно на внешней подвеске, в «малом» баке-контейнере от бомбардировщика B-58 Hustler. Программа была свернута на уровне предэскизного проектирования.
  • Так как в системе обозначений ВВС США индексы всех самолётов-разведчиков начинаются на R (например, истребитель-разведчик «Тандерфлэш» («Вспышка молнии») носит индекс RF-84), то правильное обозначение «Чёрного дрозда» во всех официальных документах — RS-71 (разведчик стратегический, модель 71). Летом 1964 г. американский президент Л. Джонсон на пресс-конференции случайно оговорился, назвав этот самолёт SR-71. На следующий день ошибочное название распространилось в СМИ, в результате чего намертво «приклеилось» к самолёту.
  • ЦРУ разработало схему с участием сети подставных фирм, через которые закупало советский титан для постройки SR-71 (по данным развлекательного иностранного сайта).
  • SR-71 широко известен под названием «Чёрный дрозд» (Blackbird), однако оно является неофициальным. Официального названия самолёт не имел.
  • В честь данного самолёта компания Honda в 1996 году создала мотоцикл CBR1100XX SuperBlackbird, который в течение нескольких лет являлся самым быстрым на планете. Он мог развить скорость в 287,3 км/ч.
  • При подлёте к границе SR-71, по средствам ПВО проходил сигнал «Дрофа», при обнаружении SR-71 вблизи границы ГДР/ФРГ — сигнал «Ястреб».

В культуре

  • Существует одноимённая американская музыкальная группа «SR-71», названная в честь самолёта.
  • В этот самолёт трансформировался Джетфайр из фильма «Трансформеры: Месть Падших».
  • На этом самолёте герой Стивена Сигала в фильме «Чёрный гром» («Яростный полёт») попадал из США в Афганистан.
  • В фильме Я Легенда герой Уилла Смита играл в гольф на крыле А-12.
  • В фильме Железный человек герой Роберта Дауни-мл. упоминает рекорд высоты, который якобы принадлежит данному самолёту.
  • В игре Call of Duty: Black Ops в одной из миссий можно стать пилотом и оператором этого самолёта. Также он является наградой за серию в мультиплеере.
  • В серии игр Mass Effect, производства BioWare, первый космический корабль со стелс-технологией был назван «Normandy» SR-1 (В Mass Effect 2 и Mass Effect 3 имеет индекс SR-2), что является отсылкой к этому самолёту.
  • В 4 серии Hellsing Ultimate Алукард использует SR-71 для того, чтобы попасть на захваченный Миллениумом корабль.
  • В 9-й серии второго сезона, в фантастическом сериале Battlestar Galactica, появляется истребитель-разведчик «Blackbird». По своей аэродинамической форме, расположению двигателей, окраске, отсутствием «хвоста», похожий на SR-71. Так же, в сериале, он является самым сверхскоростным истребителем.
  • В авиасимуляторе Ace Combat 3: Electrosphere некоторые миссии выполняются на этом самолёте.
  • Внешне очень похожий самолёт, но с иными характеристиками был показан в фильмах Люди Икс: Первый класс и Дедпул.
  • В мультсериале Трансформеры Воины великой силы – десептиконы Гига и Мега трансформировались и сливались в SR-71.
  • Космический корабль, на котором спасается принцесса Падме Амидала в Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза (1999), по внешнему виду очень напоминает SR-71.

Неуловимый

Самолеты военной авиации играют важную роль в современной стратегии ведения боевых действий. Несмотря на внушительную группировку спутников слежения у ведущих держав, авиация все еще важна при проведении разведывательных миссий. Пожалуй, именно Blackbird является самым легендарным самолетом-разведчиком.

Побывав во всех «горячих точках» мира, SR-71 ни разу не был сбит. В 1972 году в военном журнале Ramparts цитировались слова бывшего сержанта ВВС, работавшего в Агентстве национальной безопасности: «Сбить SR-71 невозможно». Сержант приводил случаи, когда китайцы пытались это сделать, но пилотам поднятых по тревоге перехватчиков «МиГ-21» оставалось только недоумевать, куда испарился нарушитель. По его словам, «Блэкберды» летали и над советской территорией, а станции прослушивания АНБ вдоль границ СССР фиксировали реакцию советской ПВО. Более того, бывший сержант сообщил, что электронно-разведывательная техника США позволяла им следить за полетами практически всех советских военных самолетов и даже определять, кто в данный момент пилотирует ту или иную машину. И в этом немалая заслуга «семьдесят первых».

На протяжении 70-х самолеты Америки летали над Северной Кореей, Китаем, Кубой, вдоль границ СССР. При этом были встречи с самым скоростным по тем временам советским перехватчиком – МиГ-25П, и заканчивались они, по свидетельствам американцев, не в пользу последнего. Безуспешны были также попытки достать неуловимого «гостя» новейшими на тот момент зенитными ракетами.

Сбиваем чудо враждебной техники

Перехват просчитывался буквально по секундам — МиГ должен был взлететь ровно через 16 минут после обнаружения разведчика. Из них две минуты на надевание высотного костюма ВКК-3 и гермошлема, две на пробежку и посадку в истребитель.

Кодовым словом о приближении SR-71 былоЯстреб». Благодаря радиоперехвату о полёте шпиона знали за три часа.

Тем временем техники снимали с МиГа четыре ракеты ближнего боя Р-60. Запускалась инерциальная система навигации, затем двигатели.

Уже через пять минут после взлёта МиГ, уставившись носом на север, набирал высоту в 16 километров и скорость в 2,3 Маха, пробивая звуковой барьер на восьми километрах. На большой скорости пилоту приходилось полностью вытягивать руку, чтобы достать ушедшую вперед ручку управления.

Полёт МиГа(источник фото)

Радар МиГа не включали — теплопеленгатор засекал огромные выхлопы из двигателейДрозда» за 100-120 километров. Расстояние до цели высчитывал бортовой компьютер. И когда самолёты сближались до нужной дистанции, приятный женский голос сообщал пилоту:Атака!». Затем включались головки самонаведения ракет Р‑33.

Стоило толькоДрозду» нарушить спокойствие советских границ — и… К счастью для себя, границу SR-71 не нарушали — максимумцепляли» при разворотах.

31 января 1986 года капитан Михаил Мягкий из 174-го гвардейского полка на МиГ-31 получилзахват цели» на SR-71. Он взлетел в 11:00, набрал высоту 18 900 метров, сблизился по отработанной схеме до 60 километров и заметил инверсионный след шпиона. Затем пилот прошел на три-четыре километра ниже SR-71, успев даже увидеть его чёрный силуэт. Перехват занял всего 15 минут 40 секунд.

Всего на счету гвардии майора Мягкого — 14 перехватов SR-71, с 1984 по 1987 год. Но своими глазами он видел шпиона лишь однажды — в тот самый день, 31 января.

Оборудование

Авиация США использует наиболее передовые системы телеметрии и управления. «Блэкберд» снабжен восьмиканальной системой повышения устойчивости (СПУ), компенсирующей «встроенную» неустойчивость самолета (она вызвана неравномерным нагревом в крейсерском полете). Система работает по всем трем осям координат и троекратно дублирована.

На скорости в 3 Маха и выше слишком энергичные действия рулями могут привести к резкому изменению положения самолета в пространстве, а это чревато его разрушением. С другой стороны, на той высоте, на которой действует SR-71 Blackbird, плотность воздуха составляет меньше 2 % от его плотности на уровне моря, поэтому требуется большое отклонение рулей.

СПУ была создана фирмой Honeywell и оказалась одной из самых надежных во всем самолете: средняя наработка на отказ у нее порядка 130 000 часов. Если система все же сломается, управлять самолетом в крейсерском режиме сложно, но возможно.

Фирма Honeywell разработала также компьютер для обработки полетных данных, дающий поправку на искажения, возникающие в полете на сверхзвуковой скорости. Из-за сильного разрежения воздуха на большой высоте обычные приборы с вводом данных от трубок ПВД были ненадежны. Точные значения вертикальной скорости, высоты и скорости в числах Маха выводились с компьютера на три цифровых дисплея в пилотской кабине.

Особенности конструкции

Lockheed А-12 оставался по сути экспериментальным – он имел множество недостатков, которые можно было устранить только доработкой конструкции. Пожалуй, главный из них – огромная нагрузка на пилота, которому, помимо управления самолетом, что само по себе было делом непростым, приходилось управляться с многочисленной разведаппаратурой.

Внешними приметами А-12 были сильно заостренный нос с прямыми кромками передних частей наплывов фюзеляжа и короткая законцовка последнего. Главное же отличие от последующих модификаций «Блэкберда» заключалось в том, что он был одноместным. За пилотской кабиной находился отсек разведоборудования (так называемый Q-отсек), разведывательная аппаратура размещалась также в наплывах фюзеляжа. За редким исключением А-12 оставались почти целиком некрашеными – черными были только носовая часть с пилотской кабиной, передние кромки крыльев и конусы воздухозаборников.

Переработка статьи

Практически полностью переработал статью, написал отсутствующие разделы, оформил статью и удалил всю копированную и не относящуюся к разделам информацию. Прозьба не вешать метки об отсутствии АИ, в ближайшее время добавлю АИ по всем разделам. –Droni4ch 23:10, 24 марта 2010 (UTC)

PBS documentary – это документальный фильм общественного телевидения. Поэтому ссылаясь на него следует избегать эмоциональных оценок типа “прекрасно”, “великолепно”, “лучший в мире”, “на 150 милионов лет опередивший своё время” и т.д. По хорошему, вообще ссылаться на журналистов в Энциклопедии – это моветон. Представьте себе что будет, если в вики будут тащить всё из различных “ударных сил”, “авиаторов” и прочих. –Hamlo0 19:55, 25 марта 2010 (UTC)

Нарушал воздушное пространство СССР

А есть ли источники подтверждающие это? Я вот сейчас уже не скажу откуда я это знаю (читал где то, но где уже не помню) что над территорией СССР этот самолёт не летал, т.к. к моменту его выпуска, в СССР уже были системы способные сбивать самолёты на такой высоте и скорости. По этой же причине над Восточной Гермнией они и не появлялись (из-за ЗГВ). А вот над Китаем летали, т.к. СССР с юго-восточным соседом технологиями ПВО не поделился. Короче убедите меня кто нибудь ссылкой, а то я распоясаюсь и перепишу исходя из своих знаний. 🙂 –Dennis Myts 11:10, 17 марта 2007 (UTC)

Выше написано, что летал над Кольским полуостровом. Вообще, нормального источника к несчастью не нашёл, но до появления МиГ-31 средств для борьбы с SR-71 не было, 25 его достать не мог. Смотри статьи про МиГ-25. Я же где-то читал, что он регулярно летал над Камчаткой, но вспомнить где читал не могу.–Mike1979 Russia 19:32, 4 апреля 2007 (UTC)

Вообще непонятно, это статья про SR-71 или про МИГ? А если про SR, то зачем тут столько про МИГи и про их якобы превосходство, вдобавок неподтвержденное ничем кроме мнения автора правок?
Давайте все же следовать нормам Википедии и сохранять нейтральность статей и не превращать статьи в форум авиа-ру.

SR-71 границу СССР с провокационными целями нарушал , особенно в районе северных баз ВМФ СССР. Но над СССР никогда не летал. В 1967 году была принята на вооружение ЗРК С-200 который как раз и предназначался для борьбы с высокоскоростными и высотными целями. Vmaxцели – 4.600 км/час.Первый дивизион был развернут в районе Череповца.

600 кг топлива в минуту – ничего не перепутали? это 36 тонн в час:212.192.251.5 02:09, 14 ноября 2009 (UTC)

Никогда он не летал над территорией СССР и МиГ-25 его достать мог. Еще на подходе к границе его ждали, как правило пара МиГ-25, на встречном курсе он был вполне им по зубам. Максимальную скорость он, летая вдоль границ СССР, развить не мог – ему не хватало прочности для маневра, максимальная перегрузка SR-71 – 2.5, а приходилось огибать “выступы”. Небольшие участки границы он действительно срезал, но столь малые, что сбить его за проходившее время не представлялось возможным.

В ПВО СССР: сигнал “Готовность по Планеру”

Странный сигнал. Хотелось бы получить ссылки на какой-либо официальный источник. В ПВО при приближении SR-71 проходил сигнал “Дрофа”.
Окончание появления SR-71 летом года тоже вызывают сомнения. Водил его над Баренцевым морем и в году.

Именно такой сигнал “Готовность – Планер!” существовал в 14 (Таллинской) дивизии ПВО. Подробности по сигналу можно узнать на официальном сайте 14 дивизии. Сам неоднократно, во время службы, прибывал на позицию по сигналу “Планер!” и видел, как по планшету проводился 71-ый и сопровождающие его 31-е “миг”и. — 5.142.153.165 15:55, 16 августа 2013 (UTC)

Добавление в “Интересные факты”:
На экранах оперативной обстановки ПВО SR-71 обязаны были отображать со скоростью 6 “засечек” в минуту, в то время как положение остальных самолетов отображались со скоростью 1 “засечка” в минуту.
KirB 07:46, 14 октября 2011 (UTC)

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий