Самолет-разведчик SR-71 Blackbird

Разработка

A-12 — предшественник SR-71

Предшественники

Предшественником SR-71 был Lockheed A-12 — высотный самолёт-разведчик, разработанный для ЦРУ США отделением корпорации Lockheed Martin — Skunk Works. Постепенно конструкция самолёта эволюционировала, были произведены изменения в конфигурации самолёта, а также применены меры по снижению радиолокационной заметности. Всего было построено 18 самолётов A-12. Экипаж A-12 состоял из одного человека.

Кабина пилота SR-71

SR-71

Название SR-71 происходит от прототипа сверхзвукового бомбардировщика XB-70, который в поздней стадии испытаний был предложен в роли стратегического самолёта-разведчика, получив обозначение RS-70. Однако, вскоре стало ясно, что скоростной потенциал A-12 гораздо выше и было решено использовать его конструкцию в качестве основы для создания нового высокоскоростного самолёта. Прототип был назван R-12. Он был длиннее и тяжелее, чем A-12. Его фюзеляж был удлинён для увеличения топливных баков, экипаж был увеличен до 2 человек. Самолёт был оборудован радиоэлектронными датчиками, РЛС бокового обзора и фотоаппаратом.

Серийные машины получили индекс SR-71A. Была разработана также учебно-тренировочная модификация SR-71B.

Тактико-технические характеристики SR-71 Блэкберд

— Главный конструктор: Кларенс «Келли» Джонсон — Первый полёт: 22 декабря 1964 года — Конец эксплуатации: 1998 год — Единиц произведено: 32

Экипаж SR-71

— 2 человека

Размеры SR-71

— Длина: 32,74 м — Размах крыла: 16,94 м — Высота: 5,64 м — Площадь крыла: 141,1 м² — Нагрузка на крыло: 546 кг/м²

Вес SR-71

— Масса пустого: 27215 кг — Максимальная взлётная масса: 77100 кг — Масса полезной нагрузки (оборудование): 1600 кг — Масса топлива: 46180 кг

Двигатели SR-71

— Тип двигателя: Турбопрямоточный двигатель — Модель: Pratt & Whitney J58-P4 — Тяга максимальная: 2 x 10630 кгс — Тяга на форсаже: 2 x 14460 кгс — Тяговооружённость: 0,36 — Масса двигателя: 3200 кг

Скорость SR-71

— Максимально допустимая скорость: М=3,2 (при температуре носовой части — Сверхзвуковая крейсерская скорость: М=2,8 — Скороподъёмность: 60 м/с — Длина разбега/пробега: 1830 м

Дальность полёта SR-71

— 5230 км — Радиус действия: 2000 км — Продолжительность полёта: 1,5 ч

Практический потолок SR-71

— 25910 м (85000 футов) — Максимальная высота полёта: 29 000 м.

Музейные SR-71

  1. 60-6924 Blackbird Airpark, Palmdale, CA (AFFTC Museum, A-12 прототип)
  2. 60-6925 Intrepid Sea-Air-Space Museum, New York City, NY (первый серийный A-12)
  3. 60-6927 «Titanium Goose» California Science Center in Exposition Park.
  4. 60-6930 Alabama Space and Rocket Center, Huntsville, Alabama
  5. 60-6931 Central Intelligence Agency.
  6. 60-6933 San Diego Aerospace Museum, Balboa Park, San Diego, CA
  7. 60-6935 National Museum of the U.S. Air Force, Wright-Patterson AFB, OH (YF-12A)
  8. 60-6937 Southern Museum of Flight in Birmingham, Alabama.
  9. 60-6938 U.S.S. Alabama Battleship Museum, Mobile, AL
  10. 60-6940 Museum of Flight, Seattle, WA (Единственный М-21 предназначен для запуска ПВРД питанием D-21, который был установлен на пилоне над оперением).
  11. 64-17951 Pima Air Museum, Tucson, AZ (YF-12C)
  12. 64-17955 * Air Force Flight Test Center Museum, Edwards AFB, CA.
  13. 64-17956 Kalamazoo Air Zoo. Kalamazoo, Michigan. (последний самолёт в варианте спарки)
  14. 64-17958 Robins AFB Museum of Aviation, Warner Robins, GA
  15. 64-17959 Air Force Armament Museum, Eglin AFB, FL («Big-Tail» версия, с дополнительными датчиками и камерами).
  16. 64-17960 Castle Air Museum, Castle AFB, CA
  17. 64-17961 Cosmosphere & Space Center, Hutchinson, Kansas
  18. 64-17962 Imperial War Museum at Duxford, United Kingdom
  19. 64-17963 Beale AFB, CA
  20. 64-17964 Strategic Air Command Museum, Located between Omaha and Lincoln, Nebraska
  21. 64-17967 8th Air Force Museum at Barksdale AFB, La.
  22. 64-17971 Evergreen Aviation Museum in McMinnville, Oregon.
  23. 64-17972 *National Air & Space Museum, Washington, DC. Установил четыре рекорда скорости 6 марта 1990 года.
  24. 64-17973 Blackbird Airpark, Palmdale, CA
  25. 64-17975 March Field Museum, March AFB, CA
  26. 64-17976 8th Air Force Museum, Barksdale AFB, LA
  27. 64-17979 * History & Traditions Museum, Lackland AFB, TX .
  28. 64-17980 * NASA Dryden Flight Research Center, Edwards AFB, CA.
  29. 64-17981 Hill AFB Museum, Hill AFB, UT (Только SR-71C. Гибрид тренировочного самолёта из нескольких частей YF-12A, 60-6934 (задняя часть фюзеляжа) и действующего макета SR-71A (носовая часть фюзеляжа)

SR-71 Blackbird

Рубрики Авиация

Американский гиперзвуковой разведчик SR-71

SR-71 Американский гиперзвуковой разведчик

Человечество в 1947 году преодолело скорость звука. В 1953 году преодолело 2 скорости звука! В 1956 году самолёт преодолел 3 скорости звука! В 1960 году на экспериментальном самолёте была достигнута скорость 7 скоростей звука!

Самолёт SR-71 Blackbird – это американский стратегический гиперзвуковой высотный разведчик (смотри статью «Неизвестные самолёты»). Гиперзвуковым является самолёт, который обладает скоростью полёта 4 скорости звука и больше! Самолёт SR-71 Blackbird является знаковым самолётом не только в американском авиастроении, но и во всемирном авиастроении. SR-71 Blackbird – это самый скоростной самолёт-разведчик в мире! Изначально этот самолёт обладал скоростью полёта 3 500 километров в час (972 метра в секунду), но современные версии этого самолёта доведены до скорости 4 800 километров в час или 1 333 метра в секунду (смотри статью «Гиперзвуковая скорость»). Потолок этого самолёта 30 450 метров. Разумеется, максимальной скоростью полёта самолёт обладает только на высоте близкой к максимальной высоте полёта для данного типа самолёта!

Американский гиперзвуковой разведчик SR-71 Скорость 4800 км в час Высота полета 30450 метров

Два двигателя самолёта SR-71 Blackbird превышают мощность двигателей океанского лайнера! Весь корпус самолёта, снаружи и внутри изготовлен из титана. Существует такой факт, что если на корпусе SR-71 Blackbird имеется царапина, то ни в коем случае нельзя в работе применять приборы или инструменты содержащие кадмий, иначе царапина превратится в трещину!

SR-71 Американский гиперзвуковой разведчик

Местами обшивка самолёта является одновременно и топливным баком.

Американский гиперзвуковой разведчик SR-71

Обшивка самолёта SR-71 Blackbird в полёте нагревается до 350 градусов по Цельсию из-за трения об воздух! Соответственно расширение металла при нагреве и сужение при остывании приводит к явлению, которое называется усталость металла. По этой причине происходит небольшая утечка топлива в основном во время стоянки на аэродроме. Казалось бы, топливные лужи под самолётом крайне пожароопасны, но технический персонал мало внимания обращал на разлившееся топливо потому, что оно обладало таким свойством, что если бросить в лужу топлива горящую спичку, то горящая спичка вылетит из него! Топливо на SR-71 Blackbird является НЕ взрывоопасным!

Подготовка к полёту пилотов SR-71 Blackbird тоже заслуживает отдельного внимания. Пилоты SR-71 Blackbird одевают, специальные герметичные скафандры. Эти скафандры выдерживают все условия пребывания на луне! Скафандры перед полётом обязательно проверяются на герметичность. Подготовка пилотов к полёту занимает около 3-х часов. Скафандр обеспечивает автономность жизнеобеспечения, включая температуру внутри скафандра. Когда пилот SR-71 Blackbird находится в длительном полёте, и например, шлем скафандра начинает давить, то можно увеличить давление внутри скафандра и пилот ощущает, как его вес становится как на земле! В полёт пилотам дают еду в тюбиках как космонавтам. На выбор 10-15 блюд. Есть и салаты и, например размельчённое мясо с подливкой.

Американский гиперзвуковой разведчик SR-71

Американский гиперзвуковой разведчик SR-71 Скорость 4800 км в час Высота полета 30450 метров

В полёте SR-71 Blackbird  может находиться до 9-ти часов без посадки. Самолёт имеет ещё и систему дозаправки в воздухе. Всего изготовлено самолётов данного типа около 50-ти штук.

После посадки на землю и остановки SR-71 Blackbird, на стоянке, пилотам запрещено вставать со своих мест ещё полчаса для того, чтобы дождаться, когда обшивка самолёта остынет до приемлемой температуры и чтобы пилоты не получили ожоги.

В перспективе, ориентировочно в 2060-х годах и пассажирская авиация начнёт массовый переход на гиперзвуковые скорости полёта. Технологии полёта на скоростях до 15 скоростей звука отработаны ещё в 70-х годах 20-го века.

ссылку

Интересные факты

  • Изначально планировалось создание разведывательно-ударной (Strike and Reccee) версии самолёта, как базовой; боевая нагрузка должна была размещаться исключительно на внешней подвеске, в “малом” баке-контейнере от бомбардировщика B-58 Hustler. Программа была свернута на уровне предэскизного проектирования.
  • Так как в системе обозначений ВВС США индексы всех самолётов-разведчиков начинаются на R (например, истребитель-разведчик «Тандерфлэш» («Вспышка молнии») носит индекс RF-84), то правильное обозначение «Чёрного дрозда» во всех официальных документах — RS-71 (разведчик стратегический, модель 71). Летом 1964 г. американский президент Л. Джонсон на пресс-конференции случайно оговорился, назвав этот самолёт SR-71. На следующий день ошибочное название распространилось в СМИ, в результате чего намертво «приклеилось» к самолёту.
  • ЦРУ разработало схему с участием сети подставных фирм, через которые закупало советский титан для постройки SR-71 (по данным развлекательного иностранного сайта) .
  • SR-71 широко известен под названием «Чёрный дрозд» (Blackbird), однако оно является неофициальным. Официального названия самолёт не имел.
  • В честь данного самолёта компания Honda в 1996 году создала мотоцикл CBR1100XX SuperBlackbird, который в течение нескольких лет являлся самым быстрым на планете. Он мог развить скорость в 287,3 км/ч.
  • При подлёте к границе SR-71, по средствам ПВО проходил сигнал «Дрофа», при обнаружении SR-71 вблизи границы ГДР/ФРГ – сигнал “Ястреб”.

В культуре

  • Существует одноимённая американская музыкальная группа «SR-71», названная в честь самолёта.
  • В этот самолёт трансформировался Джетфайр из фильма «Трансформеры: Месть Падших».
  • На этом самолёте герой Стивена Сигала в фильме «Чёрный гром» («Яростный полёт») попадал из США в Афганистан.
  • В фильме Я Легенда герой Уилла Смита играл в гольф на крыле А-12.
  • В фильме Железный человек герой Роберта Дауни-мл. упоминает рекорд высоты, который якобы принадлежит данному самолёту.
  • В игре Call of Duty: Black Ops в одной из миссий можно стать пилотом и оператором этого самолёта. Также он является наградой за серию в мультиплеере.
  • В серии игр Mass Effect, производства BioWare, первый космический корабль со стелс-технологией был назван «Normandy» SR-1 (В Mass Effect 2 и Mass Effect 3 имеет индекс SR-2), что является отсылкой к этому самолёту.
  • В 4 серии Hellsing Ultimate Алукард использует SR-71 для того, чтобы попасть на захваченный Миллениумом корабль.
  • В 9-й серии второго сезона, в фантастическом сериале Battlestar Galactica, появляется истребитель-разведчик «Blackbird». По своей аэродинамической форме, расположению двигателей, окраске, отсутствием «хвоста», похожий на SR-71. Так же, в сериале, он является самым сверхскоростным истребителем.
  • В авиасимуляторе Ace Combat 3: Electrosphere некоторые миссии выполняются на этом самолёте.
  • Внешне очень похожий самолёт, но с иными характеристиками был показан в фильмах Люди Икс: Первый класс и Дедпул.
  • В мультсериале Трансформеры Воины великой силы — десептиконы Гига и Мега трансформировались и сливались в SR-71.
  • Космический корабль, на котором спасается принцесса Падме Амидала в Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза (1999), по внешнему виду очень напоминает SR-71.

Разведчик SR-71 Blackbird — видео

https://youtube.com/watch?v=9U6XAYaoipA

Двухместный самолет SR-71A был изготовлен в основном из титана, чтобы увеличить прочность конструкции планера в условиях кинетического нагрева (при скоростях, превышающих 3 М (например, некоторые элементы конструкции нагреваются до 3000 градусов). Из-за того что аэродинамическое сопротивление значительно возрастает с увеличением скорости, были приняты максимально тонкие фюзеляж и треугольное крыло, наряду с большими «наплывами» в передней части фюзеляжа, создающими подъемную силу и препятствующими затягиванию самолета в пикирование при увеличении скорости. Два постоянно работающих ТРД Пратт-Уитни J58 являлись основной частью комбинированной силовой установки. Эти двигатели обеспечивали полную тягу на низких скоростях. Однако при скорости 3 М они создавали только 18% тяги, а остальная часть обеспечивалась прямоточным воздушно-реактивным двигателем.

Заказанный для замены стратегического высотного разведчика Локхид U-2, самолет SR-71A «Блэкбёрд» впервые поднялся в воздух 22 декабря 1964 г. В январе 1966 г. он был введен в строй в качестве первого самолета ВВС США. обладающего скоростью 3 М. Самолет выпускался серийно в 1966—1967 гг. Полагают, что производство этих машин должно было насчитывать в общей сложности тридцать два двухместных самолета, включая два учебно-тренировочных. SR-71B и один SR-71 С, которые отличаются от исходного измененной формой кабины экипажа (приподнято заднее кресло) и наличием фальшкилей под гондолами двигателей. Самолет SR-71A выполнен по схеме «бесхвостка» с крылом, плавно сопрягающимся с фюзеляжем. Самолет имеет сине-черную окраску, что придает его поверхности высокую теплоизлучающую способность (0,93).

SR-71А «Блэкбёрд» оснащен автоматической системой управления полетом с трехканальной схемой резервирования, которая состоит из системы улучшения устойчивости по трем осям, автопилота и системы балансировки по числу М. Оборудование самолета включает астроинерциальную навигационную систему, обеспечивающую автоматическое слежение за выбранной звездой в дневное время, и вычислитель аэродинамических данных.

В пяти основных отсеках носовой части фюзеляжа размещается оптико-электронная (GUNT) и радиотехническая (COMINT) разведывательная аппаратура, в состав которой входят: лазерная система, короткофокусные панорамные аэрофотокамеры с фокусным расстоянием 610 мм, длиннофокусная аэрофотокамера для боковой перспективной съемки типа LOROP с объективом с фокусным расстоянием 1680 мм и разрешающей способностью 76 см на дальности 96 км. Эти средства позволяют за один вылет вести разведку территории площадью 259000 км2 с высоты 24400 м. Самолет оборудован также системой РЭБ с пассивными и активными средствами. Экипаж самолета SR-71 состоит из летчика (на переднем кресле) и оператора разведывательного оборудования, который при необходимости может выполнять функции второго летчика, инженера или штурмана.

К 1988 г. в рабочем состоянии оставались только 6 самолетов SR-71, а в ноябре 1989 г. они были выведены из эксплуатации. Официальная церемония списания состоялась в январе 1990 г., оставшиеся самолеты были распределены в качестве дозорных на авиационные базы. Два самолета поступили в музей ВВС на авиационной базе Райт-Паттерсон и в Смитсоновский музей воздухоплавания в Вашингтоне.

Благодаря своим летным характеристикам, самолет SR-71 получил подтверждение от Международной авиационной федерации (FAI) на рекордные перелеты Нью-Йорк — Фарнборо в сентябре 1974 г. (за фантастическое время: 1 час 55 минут и 42 секунды) и (несколько дней спустя) обратный перелет Лондон — Лос-Анджелес (3 часа 47 минут и 39 секунд). В завершение 6 марта 1990 г. самолет SR-71, предназначенный для Смитсоновского института, установил другой рекорд, совершив перелет из Лос-Анджелеса (Калифорния) в Вашингтон за 64 минуты и 5 секунд со средней скоростью 2153 миль в час.

Удивление по поводу внезапного списания самолетов «Блэкбёрд» уменьшилось с ростом упоминаний о новом и пока еще не получившем обозначения высокоскоростном самолете, который может быть преемником модели SR-71. Этот «черный» самолет, являвшийся разработкой компании «Локхид» и получивший кодовое имя «Аврора», был замечен летевшим на высокой сверхзвуковой скорости с характерной звуковой «волной» над Южной Калифорнией. Полагают, что он оснащен кардинально новым двигателем, который оставляет характерный конденсационный след в форме «длинной сосиски» на большой высоте и легко узнаваемый звук.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий