Советские танки серии БТ 2, 5 и 7: на гусеницах и на колесах

Самоходки (САУ) на базе Т-24 (альтернативных танков БТ)

САУ поддержки танков АТ-2

Кроме обновления серийных танков КБ завода №183 занималось конструированием новых машин. Так, после успешного испытания арттанка АТ-1 на базе Т-26, Харьковский завод получил задание – спроектировать аналогичный танк на базе танков Т-23 и Т-24. Конструктор Советских САУ Павел Сячентов был откомандирован на завод №183, где и занимался арттанками АТ-2 и АТ-4.

АТ-2 был разработан на основе корпуса танка Т-23Б2 – вместо башни он получил неподвижную рубку с 76,2-мм пушкой КТ-32ПС. Рубка была выполнена по типу АТ-1 и была несколько шире корпуса танка Т-23, из-за чего борта рубки выступали на 100 мм за борта корпуса с каждой стороны, что создавало более-менее приемлемые условия обитания экипажа. Но несмотря на все ухищрения машина получилась очень тесной. Мехвод лишился своего люка в крыше корпуса и попадал внутрь через рубочный люк. Аварийную машину экипаж мог покинуть через десантный люк в днище корпуса. Экипаж АТ-2 состоял из четырех человек: командира САУ, наводчика, мехвода и заря­жающего. Машины оборудовались радиостанциями, обязанности радиста выполнял командир.

Колесно-гусеничная САУ поддержки танков АТ-2

Артиллерийский танк (САУ) АТ-4

Арттанк АТ-4 разрабатывался на шасси танка Т-24Б, с установкой танкового варианта 107-мм конной гаубицы образца 1927/30 года. 107-мм гаубицы, по настоянию С. М. Буденного, в кавале­рийских дивизиях и бригадах появилась в 1927 году. По мнению Буденного 122-мм гаубица образца 1910 года и 76,2-мм пушка образца 1902 года для снабжения кавалерийских частей малопригодны. Из-за большого веса систем в походном положении кавалерия теряет подвижность – артиллерия постоянно отстает от передовых частей. Требуется разработка и принятие на вооружение специальных конных систем.

Трехдюймовая конная пушка разрабатывалась еще в царское время – и по той же причине – низкая подвижность из-за чрезмерного веса. В разработке специальной конной трехдюймовой пушки маршалу Буденному было отказано, а вот с легкой гаубицей пошли навстречу. Имею­щиеся в кавалерийских частях 114-мм гаубицы производства «Виккерс» посчитали сложной системой для копирования. Выбор сделали, опять же по настоянию Буденного, на чешской 100-мм гаубице образца 1914/1919 года производства «Шкода» (Škoda houfnice vz. 14/19), которые имелись на складах РККА после Польского похода в качестве трофеев.

На Мотовилихинском заводе трофейную гаубицу не только скопировали, но и переделали под возможности отечественного производства – клиновой замок заменили обычным для СССР поршневым, установили другие прицельные приспособления и калибр довели до 107 мм. Для снижения общего веса системы, в конструкцию лафета внесли ряд изменений. В 1927 году гаубицу приняли на вооружение и снабжение кавалерийских частей.

ТТХ конной гаубицы образца 1927 года:

  • Длина ствола — 2,56 м (24 калибра);
  • Вес орудия в боевом / походном положении – 1407 / 1970 кг;
  • Начальная скорость снаряда – 392–436 м/с;
  • Вес снаряда – 16,3 кг;
  • Максимальная дальность стрельбы – 10 700 м;
  • Углы вертикальной наводки – от −3 до +48°,
  • Угол горизонтальной наводки — 6°.

В 1933 году, по заказу УММ РККА, был создан танковый вариант этой гаубицы. Который и устано­вили в неподвижную рубку АТ-4. Экипаж САУ состоял из 4 человек – командир, наводчик, заряжа­ющий и механик-водитель. АТ-4 оказалась более удачной машиной. Благодаря более широкому корпусу экипаж имел довольно комфортные условия обитания. Мощное орудие обеспечивало неплохую баллистику и было способно бороться с деревоземляными укреплениями. А шасси танка Т-24Б обеспечивало подвижность на уровне среднего танка.

САУ поддержки танков АТ-4

Опытные модификации

  • БТ-ИС-7 — с приводом на шесть колёс (только проект).
  • БТ-СВ-2 «Черепаха» — с новой формой бронекорпуса и башни.
  • КБТ-7 — командирский танк с неподвижной рубкой вместо башни
  • ХБТ-7 — химический танк, предназначенный для огнеметания, заражения местности отравляющими веществами, дегазации и постановки дымовой завесы.
  • ОТ-7 (ОП-7) — огнемётный танк. Переделан из БТ-7М.
  • ТТ-БТ-7 и ТУБТ-7 — радиоуправляемые танки (телетанки).
  • В марте 1935 — январе 1937 года испытано 2 моста на танке БТ-7. Первый мост массой 1050 кг (вместе с приспособлениями и креплением) длиной 7 м. Второй мост длиной 7,5 м..
  • БТ-7 экранированый дополнительными листами брони. Был построен опытный образец, который участвовал в параде 1941 года..

Также испытывались различные приспособления для повышения проходимости — болотоходные гусеницы, деревянные фашины и т. д..

Архивные документы

Результаты испытаний экранированного танка БТ-7, проведенных в период 15-28 марта 1944 г

К испытаниям был привлечен экранированный радийный танк БТ-7 № 0189-2 203 Тбр, гусеница танка мелкозвенчатая, от последнего капитального ремонта двигатель и вся малина проработали 28 часов 27 минут.После экранировки вес танка увеличился на 1,5 т. Танк испытывался при 100% боевой укладке и составе экипажа 3 человека. Маршрут и режим испытаний изложен в прилагаемом путевом журнале испытаний.За период испытаний пройдено 843 км (380 км. по шоссе, 463 км. – просёлочная дорога, пересеченная местность и препятствия), мотор наработал в пути 33 ч.10 м.

В результате испытаний выявлено:

  • На одной заправке основных баков (без дополнительных) пройдено 322 километра.
  • Вследствие отяжеления носовой части танка, трогание с места на 1 передаче производится при 500-600 оборотах двигателя (ранее 400 оборотов). По проселочным дорогам неудовлетворительного состояния (наличие большого количества рытвин, кочек и т.д.) происходит большое качание носовой части танка вертикальной плоскости, что затрудняет управление танком и ограничивает скорость движения, движение возможно на 1 и 2 передаче на среднем эксплуатационном режиме, со скорость» 8-12 км /час.
  • При режиме двухчасового непрерывного движения и 120 км. марша за 5 ходовых часов с двумя остановками (для осмотра), тепловой режим двигателя и нагрев агрегатов трансмиссии и ходовой части – нормальный.
  • Расход бензина, не превышая скорости движения 30 км. /час и обороты двигателя 1650 об. /мин. при удельном весе бензина КБ-70 0,765, в среднем 33,8 кг. на 1 час при температуре наружного воздуха – 10°.Смазка агрегатов и механизмов танка, установленная таблицей смазки для танка БТ-7, по режиму и количеству смазки обеспечивает нормальную работу агрегатов танка.

Разновидности БТ

БТ-7А: танк артиллерийской поддержки с 76-мм пушкой в увеличенной башне

  • БТ-2: Первый вариант БТ, по сути — пробная серия. Выпускался в 1931—32 гг. Вооружён 37-мм пушкой и пулемётом ДТ. Экипаж — 2 чел.
  • БТ-4 модификация танка БТ-2, разработанная в харьковском КБ под руководством инженера А. О. Фирсова
  • БТ-5: Усиленное бронирование, и вооружение (45-мм пушка и пулемёт ДТ; на некоторых танках был второй ДТ в нише башни, на некоторых — ещё и зенитный ДТ). Экипаж — 3 чел. Выпускались в варианте линейного танка и командирского (с рацией).
  • БТ-5ПХ: Танк подводного хода — отличался приспособлениями, позволяющими преодолевать водные преграды по дну. Экспериментальный.
  • ПТ-1А: Плавающий танк. Экспериментальный.
  • БТ-5А: Танк артиллерийской поддержки с 76-мм пушкой в увеличенной башне. Экспериментальный.
  • БТ-7: Сварной корпус несколько изменённой формы. Новый двигатель -М-17 (лицензионный BMW-VI). Вооружение — как у БТ-5. Выпускался, как и БТ-5 в варианте с рацией и без рации.
  • БТ-7А: Танк артиллерийской поддержки с 76-мм пушкой в увеличенной башне.
  • ОТ-7: Огнемётный танк.
  • БТ-7М (предсерийные машины именовались БТ-8): Дизельный двигатель В-2. Целью установки дизельного двигателя на танке было повышение топливной экономности, запаса хода и снижение пожарной опасности при эксплуатации и боевых повреждениях.
  • БТ-9: Танк легкий быстроходный колёсно-гусеничный, представляет собой прообраз А-20. Проект был отклонен осенью 1937 года.

Кроме того, испытывалось большое количество экспериментальных танков на основе БТ (ракетоносные, экранированные, радиоуправляемые и т. д.). Также, на основе БТ создавались экспериментальные и мелкосерийные бронированные машины (инженерные машины, мостоукладчики, машины управления, БРЭМ и т. д.).

В некоторых источниках утверждается, что существовал вариант танка с двумя башнями (как у первых Т-26). Однако это не соответствует действительности. Двухбашенных БТ не было ни в макетах, ни в проектах.

Служба и боевое применение

Танки БТ-7 поступали преимущественно на вооружении танковых бригад механизированных корпусов, а также в отдельные механизированные (с 1939 года танковые) бригады и предназначались для развития прорыва в глубину обороны противника (в соответствии с теорией глубокой наступательной операции).

Бои у озера Хасан

Боевое крещение БТ-7 получил в боях у озера Хасан в августе 1938 года во 2-й механизированной бригаде (мбр), в разведывательном батальоне которой были и танки БТ-7, участвовавшие в разгроме японцев у сопки Заозерная. По прибытии в район боевых действий 2-я мбр, входившая в состав 39-го стрелкового корпуса, получила задачу поддержать атаку 40-й и 32-й сд. Основную же тяжесть боев у озера Хасан вынесли танки Т-26. Из 19 участвовавших в боях БТ-7, 5 было подбито и 1 сгорел.

Бои на Халхин-Голе

Затем массово участвовал в боях на Халхин-Голе в составе 6-й и 11-й танковых бригад, последняя за 55 ходовых часов совершила марш от станции Борзя к границе МНР и далее через Баин-Тумен и Тамцак-Булак к западному берегу р. Халхин-Гол, пройдя всего за 6 суток на гусеничном ходу около 800 км (среднесуточный переход танковых батальонов бригады составлял до 150 км). Советские войска, сосредоточенные у р. Халхин-Гол, были сведены в 1-ю армейскую группу под командованием комкора Г. К. Жукова. Войска группы в середине августа 1939 г. имели 493 танка, 346 бронемашин, 532 орудия и миномета, 515 самолётов. Основные потери советские танковые части несли от огня артиллерии противника и, в частности, от 37-мм противотанковых пушек и 70-мм батальонных гаубиц обр. 1932 г. Тем не менее, в ходе боев все подбитые и аварийные танки эвакуировались линейными танками на сборные пункты аварийных машин танковых батальонов, где производился их ремонт, в основном агрегатным способом. Для эвакуации подбитых машин в каждой роте выделялись два танка, которые двигаясь за их боевыми порядками вели бой, а когда представлялся удобный момент производили эвакуацию поврежденных машин. В ходе боев выявились и недостатки в подготовке, как личного состава, так и в управлении подразделениями и частями в бою. Командный и рядовой состав недостаточно хорошо знали перископический прицел и практически им не пользовались. Кроме того, наводчики слабо знали устройство танковой пушки и не могли быстро устранять мелкие неисправности вооружения. Крупные недочеты были допущены в организации взаимодействия между танками и пехотой. Времени на организацию взаимодействия между частями и соединениями часто не отводилось и нередко танкистам приходилось уяснять задачи уже в ходе боя. 48 БТ-7 безвозвратно потерянны в боях у Халхин-Гола (включая один БТ-7 артиллерийский).

Оценивая действия советских танкистов в боях на Халхин-Голе, Г. К. Жуков в мае 1940 г. на приеме у И. В. Сталина по случаю назначения его на должность командующего Киевским особым военным округом и присвоения воинского звания генерала армии подчеркнул: «Очень хорошо дрались танковые бригады, особенно 11-я, возглавляемая комбригом Героем Советского Союза М. П. Яковлевым. Но танки БТ-5 и БТ-7 слишком огнеопасны. Если бы в моем распоряжении не было бы двух танковых и трех мотоброневых бригад, мы, безусловно, не смогли бы так быстро окружить и разгромить 6-ю японскую армию». В целом танки получили хорошие отзывы, однако отмечались сложность управления, требовавшая высокого уровня подготовки механиков-водителей, недостаточность броневой защиты и неудовлетворительная оснащённость средствами связи. Маршал Г. К. Жуков позже отмечал их недостатки из-за неудобства применения этих танков на песчаном грунте на колёсах.

Все эти недостатки подтвердились в польской кампании в сентябре 1939 года и в войне с Финляндией. Участвовавшие в ней танки БТ-7 были в основном сосредоточены в 10-м тк (1-я и 13-я лтбр, 15-я спбр), 34-й лтбр и разведывательном батальоне 20-й тбр.С другой стороны, танк не имел себе равных в манёвренности. Танк стал гордостью и заслуженным символом автобронетанковых войск РККА в предвоенные годы, поскольку в наибольшей степени соответствовал представлению о танках как о главной ударной силе сухопутных войск.

Но, тем не менее, в конфликте у озера Хасан был безвозвратно потерян один БТ-7, ещё 48 были уничтожены в боях у реки Халхин-Гол (включая один БТ-7 артиллерийский), 7 машин стали жертвами Освободительного похода в Польшу и 123 — Советско-финской войны.

ТТХ

Посмотрим подробнее на параметры машины и сравним ее с другими советскими прем ЛТ, которые многие игроки получили бесплатно в качество подарков на День танкиста, ДР ВоТ или Новый год.

Огневая мощь

В его распоряжении 45 мм пушка с разовым уроном 47 ед., а бронепробитие базовым бронебойным снарядом 51 мм, то есть, как и у всех других ЛТ. Голдовый подкалибер с пробоем 84 мм тоже ничем не отличается.

Характеристика боекомплекта:

Боезапас достаточно большой 80 снарядов.

В плане скорострельности немного уступает собратьям, но превосходит всех в скорости сведения 1,64 сек. и точности 0,39. Средний урон в минуту один из минимальных, но за счет параметров орудия у него больше шансов реализовать свой огневой потенциал. Главным препятствием послужат углы вертикального наведения -4…+22°.

Живучесть

Запас прочности чуть выше среднего 240 единиц. Номинальные значения брони не выделяются, но здесь не все так просто. Фишка бронирования корпуса в его форме.

Схема бронирования

Дело в том, что бронелисты располагаются под большим углом, в приведенке около 80 мм, поэтому он может частенько ловить рикошеты, особенно на большой скорости. Борта имеют дополнительную защиту в виде экранов.

Расположение модулей

Расположение модулей:

Остальные показатели

Один из самых тяжелых ЛТ с массой 13,11 тонны, но за счет хорошего двигателя у него очень высокая удельная мощность, что делает его самым быстрым с максималкой 62 км/ч. А вот темпы поворота шасси не радует, с виражами будут проблемы при разгоне. За наличие брони и свои габариты расплачивается малым коэффициентом незаметности. Показатели наблюдения удручают 280/313 метров.

Сохранившиеся экземпляры

Модель 1935 г.

  • В экспозиции Центрального Музея Вооруженных Сил, Москва.
  • В экспозиции парка Окружного Дома офицеров Российской армии в Чите.
  • Памятник на территории завода им. Малышева в Харькове.
  • Музейный комплекс «Линия Сталина», Минская область. Поднят из болота в районе Орши в 1998 г. Восстановлен до ходового состояния. Радийный (антенна — новодел).
  • Памятник на площадке перед Музеем Победы, сомон Халхгол. Радийный.

Модель 1937 г.

  • В экспозиции Военно-исторического музея Восточного (Дальневосточного) военного округа в Хабаровске.
  • В экспозиции Парка Победы на Поклонной горе, Москва. Бронекорпус с башней. Передан в начале 1990-х гг. из музея в Кубинке. Реконструирован. Опорные катки и гусеницы — от Т-34 и Т-54.
  • На территории Технического музея, Тольятти. Бронекорпус с башней.
  • В экспозиции Музея военной техники «Боевая слава Урала» в Верхней Пышме — два танка, восстановленные из бронекорпусов. Один из танков восстановлен до ходового состояния.

БТ-42

В экспозиции Танкового музея Паролы.

Источник.

БТ-7 мод. 1937 г. в ХабаровскеБТ-7 мод. 1935 г. и БТ-5 в ЧитеБТ-7 мод. 1937 г. в Верхней Пышме БТ-42 в Финляндии

В массовой культуре

Памятник БТ-7. 2013 год

Подбитый БT-7. 1941

Памятник БT-7. 2017 год

БТ-7 в компьютерных играх

  • в игре «Sudden Strike 3: Arms for Victory»;
  • в игре Sid Meier’s Civilization V в пользовательских модификациях
  • в игре «War Thunder»
  • в модификации «Освобождение 1941—45» (Liberation mod) для Operation Flashpoint: Resistance;
  • в модификациях к серии игр «В тылу врага»;
  • в стратегии реального времени «Close Combat III: The Russian Front» (англ.) и её ремейке «Close Combat: Cross of Iron» (англ.);
  • в стратегиях «Блицкриг» и «Блицкриг 2»;
  • в стратегии реального времени «Вторая мировая»;
  • в игре World of Tanks;
  • в ММО-игре для Android-плаформ «World of Tanks Blitz», как лёгкий танк 3-го уровня;
  • в многопользовательской онлайн-игре Heroes and Generals;

Участие в Великой Отечественной войне

Слабая броневая защита корпуса не позволяла без катастрофических потерь использовать танки БТ в контрударах и во встречных танковых боях лета 1941 года. Броня лёгких танков БТ и Т-26 пробивалась всеми орудиями танков и бронемашин вермахта, 37-мм противотанковыми орудиями Pak 35/36, противотанковыми ружьями с дистанций менее 200 м, а также, иногда, бронебойными пулями с вольфрамовым сердечником винтовок и пулемётов (на дистанциях менее 100 м под углами, близкими к нормали). Иногда танки БТ уничтожались на дистанциях, когда 45-мм пушка 20-К ещё не могла нанести танкам противника урон (5 cm KwK 38). Из-за этого лёгкие танки часто использовались как самоходные орудия, ведущие бой из засад, с использованием естественных и искусственных укрытий, что увеличивало живучесть танка и позволяло подпустить вражеский танк на дистанцию, когда была возможность с близкого расстояния пробить броню вражеского танка и отразить атаку, не потеряв танк. Но при использовании танки БТ серьёзно проигрывали танкам Т-26, обладая громадным по сравнению с ними расходом топлива, большей заметностью, большей шумностью, сложностью в обслуживании и эксплуатации (см.М-5 (двигатель) и М-17 (двигатель)).

Танк БТ-7 был хорошо известен в РККА. На него было подготовлено много опытных экипажей. Танк нравился танкистам, несмотря на то, что БТ-7 последних модификаций вызывали в войсках много нареканий, связанных с техническими недоработками[источник не указан 2230 дней].

Многие танкисты, используя опыт и возможности машины, добились больших успехов на БТ-7. Например, 23 июня 1941 года, на второй день Великой Отечественной войны, танк БТ-7 под командованием сержанта Найдина из засады полностью разбил колонну немецких танков. Было уничтожено 12 танков и 10 орудий. В течение этого дня танк Найдина подбил ещё 3 танка.

Танки БТ-7 принимали участие в битве за Москву, Сталинград, вели бои на Северном Кавказе. В 1943 году они использовались на Ленинградском фронте, принимали участие в снятии блокады в 1944 году. Всю войну прослужили в тылу в учебных подразделениях. Последний раз БТ-7 принял участие в бою при разгроме Квантунской армии в августе 1945 года. К началу операции в войсках 1-го Дальневосточного фронта имелось 474 танка БТ-7, причем 377 из них было в исправном состоянии. В войсках Забайкальского фронта в тот момент имелось 49 танков БТ-5 и 422 танка БТ-7 различных модификаций. Все они входили в состав вторых полков и вторых батальонов танковых дивизий и танковых бригад (первые батальоны были укомплектованы Т-34). За время боевых действий по освобождению Манчжурии и Кореи безвозвратно были потеряны только 10 танков БТ-7. Основная часть танков вышла из строя по техническим причинам (154 БТ-5 и БТ-7). Ещё 35 танков БТ-7 были подбиты огнем артиллерии. Заключительным аккордом 10-летней боевой службы стал победный парад в Харбине.

Конструкция танка БТ-5

Компоновка танка классическая. Конструкция корпуса «быстроходного танка» БТ-5 в целом повторяет конструкцию БТ-2, башня («ижорская») аналогична башне легкого танка Т-26. По бокам башни расположены две смотровые щели и два отверстия для стрельбы из револьвера. В крыше башни имелся закрывающийся изнутри люк для входа и выхода экипажа. В поздней части башни было отверстие для вентиляции и перископического прицела.
Основное вооружение танка БТ-5 — 45-мм пушка спаренная с пулеметом ДТ. Пулемет при этом имел собственный открытый прицел и мог стрелять независимо от орудия.

Снаряды укладывались на пол боевого отделения, располагались в вертикальных обоймах на правой и левой стенках корпуса, занимали также стенки и нишу башни. Пулеметные диски занимали место над снарядной укладкой в боевом отделении.

Экипаж танка составляет 3 человека, наблюдение за полем боя осуществляется через прицелы и два смотровых прибора с пуленепробиваемыми стеклами, размещенных на боковых стенках башни.

На командирских танках имелась радиостанция 71-ТК-1 с поручневой антенной на башне, замененной впоследствии на штыревую. Боекомплект командирских танков с радиостанцией был сокращенным.

Легкий танк БТ-5 в профиль

БТ-7 артиллерийский в игре

Исследование и прокачка

Эта машина является премиум техникой и не требует прокачки дополнительных модулей, она имеет «Элитный» статус, приносит больше кредитов и опыта за каждый бой, а также обладает рядом других преимуществ.

Боевая эффективность

БТ-7 артиллерийский имеет хорошую мобильность, интересную фугасницу. В топе команды танк способен на многое, не смотря на большой разброс орудия. Но довольно малая дальность обзора для лёгкого танка. БТ-7 артиллерийский один из самых интересных лёгких танков третьего уровня, он имеет в своем арсенале фугасное орудие «КТ-28» с мортирной траекторией полета снарядов которое имеет сокрушительную альфу для третьего уровня в целых 164 единицы урона за выстрел, такого второго в игре просто не существует, благодаря скорости вы можете заходить противникам в борта и тылы и бомбардировать их из самых неожиданных мест, а можете подобно лихому рейдеру набрасываться на одиночные цели даже на уровень выше! Но следует помнить и о крепышах третьего и четвертого уровня которым ваши фугасы будут наносить катастрофически малый урон но в силу своей тяжести и неповоротливости они не смогут вас догнать поэтому вы с легкостью сможете от них уйти на безопасные расстояние ведь вы же быстроходный лёгкий танк!

Достоинства:
  • фугасница, способная уничтожать легкобронированную технику с 1-2 выстрелов;
  • хорошая динамика;
  • хорошая скорость поворота башни;
  • хороший урон в минуту;
  • отличная скорострельность.
Недостатки:
  • слабое бронирование;
  • низкая точность орудия;
  • посредственный размер боекомплекта;
  • слабый обзор.

Экипаж

Всему экипажу можно прокачать Боевое братство для повышения всех характеристик машин. Танк представляет собой советский аналог британского Cruiser Mk. II с фугасным орудием, но отличается хорошей динамикой, поэтому имеет смысл делать упор на маскировку и обзор. Шестое чувство позволит понять, обнаружен ли танк или нет. Всему экипажу стоит прокачать Маскировку для повышения незаметности, в дополнение можно нанести камуфляж. Комбинация Радиоперехват + Орлиный глаз даст прибавку к обзору в 5%. Комбинация Плавный ход + Плавный поворот башни позволит быстрее сводиться на цель после смены позиции. Король бездорожья немного улучшит подвижность по слабым грунтам. Отчаянный повысит ДПМ в жарких схватках.

Оборудование, снаряжение и боекомплект

top

ОФ35

ББ5

Оборудование
  • Усиленные приводы наводки позволят быстрее сводиться.
  • Просветленная оптика увеличит дальность обзора.
  • Улучшенная вентиляция улучшит все основные характеристики машины.

1

ОФ35

ББ5

Оборудование
  • Маскировочная сеть уменьшит заметность неподвижной машины.
  • Стереотруба увеличит дальность обзора неподвижной машины.
  • Улучшенная вентиляция улучшит все основные характеристики машины.

Активный свет

1
Пассивный свет

Снаряжение

Стандартный набор снаряжения: ремкомплект, аптечка и огнетушитель. Горит машина редко, поэтому огнетушитель можно заменить на доппаек.

Боекомплект

Основные снаряды – осколочно-фугасные. Бронебойные имеет смысл использовать только в ближнем бою против экранированных противников.

Оценка БТ-7 артиллерийский

  • Защитник — хорошая динамика машины позволяет быстро возвращаться на базу для сбития захвата.
  • Захватчик — хорошая динамика, позволяющая быстро менять позицию.
  • Поддержка — хороший урон в минуту, позволяющий поддерживать огнем даже внизу списка.
  • Коса cмерти — хороший разовый урон орудия позволяет быстро бороться с легкобронированными машинами, благо их много на 3 уровне.

История изменений

Основная статья: История изменений БТ-7 артиллерийский

История изменений

Обновление 0.9.8

Добавлен для тестирования участникам Супертеста.

Обновление 0.9.9

Танк введён в игру в качестве подарка на пятилетие World of Tanks.

Разработка новых башен

Кроме того, второй этап танков производства завода №183 ознаменовался заменой всего состава вооружения танков и установкой на все танки радиостанций. Так, линейный танк был перевооружен 45-мм пушкой, в результате чего мог выполнять функции маневренного танка в бронекавалерийских бригадах. Основным отличием нового линейного танка от Т-23Б1 стала новая башня с пушкой 20К. По первоначальному проекту, разработанному на заводе №183 летом 1932 года, для установки новой башни предполагалось удлинить корпус танка (по сравнению с Т-23Б1) на 225 мм в сечении боевого отделения с таким расчётом, чтобы расстояния между тремя парами задних катков остались неизменными. Увеличение же расстояния между первым и вторым катками должно было улучшить управляемость на колёсном ходу. В остальном машина оставалась аналогичной Т-23Б1. Однако пришлось удлинить корпус танка именно между вторым и третьим катками, так как на переднюю пару катков резко увеличилась нагрузка, приведшая к быстрому износу бандажей. Корпус удлинили на 115 мм и установили башню увеличенного размера. Башня имела малую кормовую нишу, для размещения радиостанции. Однако удачной новую башню, выпуска Мариупольского завода, назвать было сложно. Кроме того, производство башен всё время запаздывало, и только в 1934 году благодаря подключению к этой работе Ижорского завода и фактической унификации башенной установки с Т-26 удалось перекрыть разрыв между выпуском корпусов и башен. К производству на Мариупольском заводе была принята башня Ижорского завода – поэтому все башни были идентичными.

Колесно-гусеничный танк Т-23Б2

Развитие серии БТ

Серию БТ продолжили — были усилены бронирование и вооружение, была установлена рация (сначала — только на командирских машинах), на БТ последних серий стоял дизельный двигатель.

Колесно-гусеничный движитель активно использовался при разработке новых советских танков. Существовали варианты его использования на Т-26 и среднем танке Т-28, причём была выпущена экспериментальная серия последнего.

Возникла идея создать танк с тремя движителями — плавающий. Одни из первых советских плавающих танков были созданы именно на основе БТ (ПТ-1А). Существовал также проект танка с четырьмя движителями — колёсно-гусеничный, плавающий, способный двигаться по рельсам.

Проводились многочисленные работы по улучшению движения танка на колёсах. Так, разрабатывался привод на все колёса (кроме управляемых) — танк при этом превращался в колёсную машину с колёсной формулой 6×8 (идея реализована при создании А-20). Создавались экспериментальные БТ, способные двигаться при утере одной из гусениц — с одного борта при этом привод был на колёса, а с другого — на ведущее колесо гусеничного хода. При этом, движение гусеницы было синхронизировано с вращением колёс другого борта.

Проблемой всех танков серии БТ была слабая броня. Некоторые источники говорят о том, что советское руководство того времени увлеклось теорией, что быстрота танка компенсирует его слабое бронирование. Тонкая противопульная броня в танкостроении 1930-х считалась нормой. Такой бронёй были защищены все без исключения танки того времени, включая средние и даже тяжёлые, так как до середины тридцатых удачных ПТО не имела ни одна страна мира, и поэтому не существовало необходимости в противоснарядном бронировании. Даже когда появились серьёзные средства противотанковой борьбы, военные не забеспокоились — серьёзных войн с применением танков не было и боевой опыт их применения не накопился. Тем более что усилить броню означало увеличить массу танка, а двигатели того времени не могли позволить такую роскошь.

Исключением были БТ, на которых стояли самые мощные танковые двигатели своего времени. Однако и у БТ было ограничение — колёсный движитель не позволял наращивать массу машины. Даже стандартные БТ не могли двигаться по слабому грунту на колёсах, но нормально шли на колёсах по любой твёрдой дороге, чему свидетельством — многочисленные фотографии с манёвров 1930-х годов.

Конец эры БТ

Советские конструкторы понимали слабость бронирования БТ — это стало особенно очевидно в ходе войны в Испании. Именно для улучшения защищённости танка они, начиная с БТ-7 поздних серий, начали ставить броню с рациональными углами наклона. Стремление максимально защитить танк при сохранении приемлемого веса нашло отражение в колёсно-гусеничном танке БТ-20 (другое название — А-20). Однако втиснуть надёжное бронирование в заданные весовые ограничения (18 тонн) было невозможно.

Инициатором усиления бронирования и вооружения нового танка вступило руководство АБТУ во главе с участником Испанской войны Д. Г. Павловым. КБ Харьковского завода, работавшего над новой машиной, разработало альтернативный танк с чисто гусеничным движителем — А-32. Руководителем КБ был М. И. Кошкин, так как в январе был арестован предыдущий руководитель КБ (А. О. Фирсов).

В августе 1938 года проекты А-20 и А-32 были представлены на заседании Главного военного совета РККА при Наркомате обороны. Военные одобрили колёсно-гусеничный танк, но И. В. Сталин приказал провести сравнительные испытания обоих вариантов танка.

В мае 1939 года А-20 и А-32 были изготовлены, а в июле прошли государственные испытания. И даже по окончании испытаний военные продолжали колебаться — отказаться от колёсно-гусеничного движителя они не решались. Ситуацию решило следующее испытание, прошедшее в сентябре на испытательном полигоне под Москвой. На испытание М. И. Кошкин представил усиленный вариант гусеничного А-32 — Т-32 (с 76-мм пушкой Л-10 и толстой бронёй). Новый танк произвёл фурор — в нём удачно соединились и скорость, и бронирование, и мощное вооружение. После того, как лично К. Е. Ворошилов заявил, что «именно такая машина нужна Красной Армии», судьба танка была решена. По результатам испытаний Т-32 был доработан (в частности, ещё более усилено бронирование) и запущен в производство под названием Т-34.

На этом в СССР закончилась эпоха быстроходных танков. С появлением Т-34 производство танков БТ было свёрнуто (хотя на танкоремонтных заводах танки БТ продолжали восстанавливать минимум до середины 1942 года).

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий