Шквал

Маркировка

Пример:

Прибор пожарный управления (ППУ) вентилятором и клапанами вытяжной противодымной вентиляции ШКВАЛ110; индекс мощности вентилятора 01100, с прямым пуском, управление одним вентилятором; тип клапана 6К, количество приводов 2:
Управление исполнительными устройствами в одной пожарной зоне: один вентилятор дымоудаления
(мощность вентилятора 11 кВт, номинальный ток двигателя не более 25А) с прямым пуском и два
нормально-закрытых клапана с электроприводом реверсивного типа, напряжение питания ~230В, с защитой
от примерзания:

ШКВАЛ110-01100Р*1-6К*2

Обозначение
ШКВАЛ110-ППУ вентилятором и клапанами вытяжной противодымной вентиляции (дымоудаления)
ШКВАЛ210-ППУ вентилятором и клапанами приточной противодымной вентиляции (подпор/компенсация)

Параметры электродвигателя вентилятора
ИА*n
И — индекс мощности в 10Вт
А — типа пуска Р-прямой, Ч — плавный пуск с преобразователем частоты
n — количество 1

Параметры клапана Т*n
T — тип клапана 6к — клапан противопожарный нормально закрытый с электроприводом реверсивного типа напряжение питания 230 В с защитой от примерзания

Чем опасен шквал

Микрошквал представляет угрозу для воздушных судов во время взлета или посадки. Он может привести к стремительной потере высоты и столкновению с земной поверхностью.

Сильный шквалистый ветер приводит к разрушениям: ломаются деревья, обрываются линии электропередач, рекламные щиты, крыши зданий. Продолжительность явления – от пары минут до нескольких часов.

В отдельных случаях скорость ветра превышает 50 метров в секунду. Устоять при таком ветре невозможно. Разрушения становятся серьезными: перевернутые автомобили, вывороченные с корнем деревья, полностью разрушенные здания. Это напоминает результат действия смерча, с тем отличием, что смерч движется по кругу, а шквал дует в одну сторону и сопровождается дождем. Дождевые капли испаряются, не успев коснуться земли. Такое явление называется сухой грозой.

Авиационная противотанковая ракета Альта (Украина)

ВЕРТОЛЕТНЫЙ ПРОТИВОТАНКОВЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «АЛЬТА». HELICOPTER ANTI-TANK MISSILE COMPLEX «ALTA»

29.09.2014

ВЕРТОЛЕТНЫЙ ПРОТИВОТАНКОВЫЙ РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС «АЛЬТА»

Вертолетная противотанковая ракета комплекса «Альта» разработана киевским КБ «Луч» для повышения боевых возможностей боевого вертолета типа Ми-24 при атаке наземных целей, в том числе бронетанковой техники. Ракета в составе комплекса предназначена для поражения неподвижных и движущихся современных бронированных цепей, катеров, малогабаритных кораблей и воздушных маломаневренных целей. ПТУР «Альта» стала первой украинской противотанковой ракетой использующей комбинированную систему управления с двумя способами наведения. на начальном участке – наведение по лазерному лучу, на конечном участке самонаведение с помощью ГСН следующих типов: активной радиолокационной, теппооияионнои, телевизионной. Активную радиолокационную ГСН (АРГСН) миллиметрового диапазона разрабатывает ГП «Львовский научно-исследовательский радиотехнический институт». Радиолокационная головка самонаведения миллиметрового диапазона радиоволн предназна¬чена для обнаружения, захвата, с опр ов ожде ния целей тип а «танк» и формирования сигналов наведения авиационной ракеты класса «воздух-поверхность» на конечном участке полета. На ракете установлен двигатель, обеспечивающий полет на максимальную дальность до 12 км. Впервые изделие было представлено на выставке «Айдекс-2007» в ОАЭ в феврале и вызвало большой интерес, создание продукции профинансировано компанией «Укрспецэкспорт».

Дальность стрельбы, км 12 Система управления: комбинированная, на начальном участке – наведение по лазерному лучу, на конечном участке самонаведение с помощью ГСН следующих типов: активной радиолокационной, теппооияионнои, телевизионной. Дальность захвата цели АРЛС, км 3 Тип БЧ тандемная кумулятивно-осколочная Бронепробиваемость за динамической заимтой, мм 1200 Вероятность поражения цели одной ракетой 0,9 Скорострельность, выстр./мин 2 Длина, мм 1650 Диаметр, мм170 Длина пускового контейнера, мм 2000 Стартовый вес, кг 55 Вес ракеты в ТПК, кг 70

Диапазон частот миллиметровый; Режим работы: — активный; — пассивный; Максимальная дальность обнаружения и захвата цели 3 км; Погрешность измерения дальности ±3 м; Угловая скорость сопровождения цели 0,1 — 10 °/с; Погрешность измерения угловой скорости не более 5%; Диапазон углов сопровождения: — по азимуту ±27 град; — по углу места -±15 град; Габариты: -диаметр 170 мм; — длина 400 мм; Масса 8 кг.

«Вихрь», разрывающий танк: на что способен младший брат «Калибра» (ФОТО, ВИДЕО)

Боевое применение этой противотанковой ракеты можно было наблюдать на видеозаписи, представленной не так давно российским Минобороны из Сирии.

На нем было отчетливо видно, как с борта ударного вертолета Ми-28Н поражается бронеобъект боевиков и бетонный бункер — удары ракет не оставили никаких шансов уцелеть противнику, передает телеканал «Звезда».

Тип ракеты не озвучивался, но специалисты сразу распознали в этом «гром-оружии» сверхзвуковую ракету «Вихрь-1» — одну из самых удачных и эффективных разработок противотанковых ракет отечественной «оборонки». Ее производство налажено в концерне «Калашников», который способен производить не только самый популярный в мире автомат АК.

Еще в 2013 году Минобороны объявило победителя в конкурсе на производство управляемых противоракетных ракет «Вихрь-1». Контракт общей стоимостью в 13 миллиардов рублей получило научно-производственное объединение «Ижмаш» (ныне Концерн «Калашников»), входящий в состав государственной корпорации «Ростехнологии».

Возникшие поначалу проблемы с производством ракет были успешно решены и армия получила заказанный продукт.

Противотанковый ракетный комплекс «Вихрь» начал разрабатываться еще в 1980 году, как основное противотанковое средство перспективного боевого вертолета Ка-50 и модификации штурмовика Су-25 с расширенными возможностями по поражению бронетехники. Головным разработчиком комплекса стало тульское КБП.

Первый вариант комплекса «Вихрь» с управляемой ракетой 9А4172 был принят на вооружение в 1985 году. Высокая эффективность комплекса подтвердилась в ходе сравнительных испытаний вертолетов В-80 с комплексом «Вихрь» и Ми-28 с ПТРК «Штурм-ВМ» с ПТУР «Атака», проводившихся в 1986 году.

Развитием комплекса «Вихрь» стал высокоточный авиационный КУВ армейской авиации «Вихрь-М» с УР «Вихрь-1» принятый на вооружение в 1990 году и предназначенный для поражения широкого спектра бронированных наземных, надводных и малоскоростных воздушных целей на дальностях до 10 километров.

Он включает в себя сверхзвуковые ракеты с высоким поражающим действием, многоканальные средства связи, целеуказания, автоматического прицеливания, различные системы управления огнем, объединенные информационно и технически в единый блок.

Отличительными особенностями применения модернизированной ракеты «Вихрь-1» являются большая дальность стрельбы, в сочетании с малым полетным временем сверхзвуковой ракеты и высокой помехоустойчивостью системы управления, которая обеспечивает выживаемость воздушного носителя в дуэльном бою со средствами ПВО противника.

Высокая сверхзвуковая скорость ракеты способствует снижению уязвимости носителя во время атаки и позволяет в одном заходе поразить несколько целей.

Вероятность точного попадания в малоразмерную цель обеспечивается за счет применения автоматической системы слежения за целью и высокоточной лазерно-лучевой системы управления ракетой.

Присутствует полная помехоустойчивость системы управления в условиях оптических и радиопомех на поле современного боя. Как показали испытания, наибольшая эффективность применения ракеты — по танкам, БМП и БТР противника.

«При этом и комплектующие, и предприятия, участвующие в производстве, сейчас относятся исключительно к российской юрисдикции», — отмечает военный эксперт Виктор Мураховский.

«Вихрь-1» в своем классе сопоставим со ставшей уже легендарной российской ракетой «Калибр». Правда, «Вихрь» бьет на меньших дистанциях, но ее скорость просто убийственна — 610 метров в секунду.

Соответственно, чтобы достигнуть цели на расстояние в 4 километра ей необходимо всего 9 секунд. Для сравнения — самая мощная американская противотанковая ракета Hellfire летит с дозвуковой скоростью и покрывает это расстояние на 15 секунд.

Виктор Сокирко

РАКЕТА И АППАРАТУРА НАВЕДЕНИЯ

ПТУР 9М114 («Кокон») выполнена по аэро­динамической схеме «утка» с передним размещением рулей и складным кресто­образным прямоугольным крылом. Ракета оснащена двухрежимным твердотоплив­ным маршевым двигателем, отстыковывае­мой моноблочной кумулятивной боевой частью, турбогенераторным источником питания. В хвостовой части располагаются приборный отсек, антенна и импульсный источник инфракрасного излучения, служа­щий для отслеживания положения ракеты аппаратурой наведения. ПТУР хранится в стеклопластиковом транспортно-пусковом контейнере (ТПК), пуск производится из ТПК с помощью разгонного двигателя. В полете ракета вращается, что обеспечивает воз­можность управления по одноканальной схеме.

Хвостовая часть ПТУР 9М120 и транспортно-пусковой контейнер.

СВЧ радиоканал управления организуется между командно-шифраторным блоком аппаратуры наведения, помещенной на пусковой установке, и дешифраторно-ис-полнительным блоком ПТУР. Надежность и помехозащищенность командной линии, а также возможность одновременной рабо­ты нескольких комплексов обеспечиваются кодированием сигнала, его качественной селекцией, «обуженным» диапазоном с пя­тью литерными частотами, узкой диаграм­мой направленности антенн. Минимальная дальность стрельбы великовата – 400 м, но ПТРК данного класса и не предназначен для борьбы с целями на близких расстоя­ниях. Впоследствии комплекс пополнился ракетой 9М114Ф (фугасной, с термобари­ческой боевой частью) и 9М114М с тандемной боевой частью для поражения танков с динамической защитой. Комплекс может использоваться также для поражения ДОТ, ДЗОТ (в Афганистане «Штурмы» успешно поражали огневые точки и укрепления душманов), а также зависших вертолетов.

НОСИТЕЛИ

Комплекс 9К113 «Штурм-В», принятый в 1976 году как вооружение боевого вертолета Ми-24В, заменил комплекс «Фалан­га» предыдущего поколения. Вертолет нес четыре ПТУР, после модернизации 1986 года – до 16. «Штурм-В» может ис­пользоваться и в со­ставе вооружения боевого вертолета Ми-28, транспортно-боевого Ка-29. Самоходный вариант ПТРК 9К114 «Штурм-С» принят на вооружение в 1979 году и выполнен на шасси гусеничного бронетранспортера МТ-ЛБ. Боевая машина, несущая «Штурм-С», получила индекс 9П149. Ее масса – 12 т, скорость хода – до 60 км/ч по суше и до 6 км/ч на плаву.

Направляю­щая ПТУР смонтирована на подъемной штанге в кормовой части машины, углы наведения направляющей по вертикали – от -5° до +15°, по горизонтали – по 85° вправо и влево. После пуска следующая ПТУР автоматически подается на направ­ляющую через люк в крыше из магазина револьверной схемы, вмещающего 12 ПТУР. Перископический прицел и аппаратура наведения смонтированы впереди вместо пулеметной башенки. Автоматизация перезаряжания позволила сократить рас­чет (экипаж) «Штурма-С» до двух человек и достичь скорострельности 3-4 пуска в минуту. Расположение направляющей и приборов наведения, небольшая высота машины (1,8 м) позволяют вести стрельбу из укрытия. Стрельба начинается с расстоя­ния большего, чем эффективная дальность стрельбы танковых пушек, при этом срав­нительно небольшое время полета ПТУР до цели (14,5 с – на 5000 м, 7,5 с – на 3000 м) затрудняет противнику противодействие расчету комплекса.

Предложения со словом «шквал»

Примеры употребления слова шквал в классической литературе, цитаты из популярных фильмов и сериалов.

Тварь снова сфокусировалась, и навстречу здухачу шарахнул настоящий шквал огня.

Кирилл Кащеев, Воин сновидений

Шквал аплодисментов вызвал у замкомандующей польщенную улыбку, и она начала раскланиваться, словно стояла на сцене после спектакля, купаясь в овациях публики.

Марина Ясинская, Крушение небес

Теперь самое время добавить, что образ хорош и для ночного свидания, но это вызовет шквал вопросов о моей личной жизни. А эту тему лучше не обсуждать.

Бет Эллин Саммер, На первый взгляд

Комиссар Марков: В день рождения фюрера шквал ракет «Катюша» будет рвать на части Берлин!

Call of Duty: World at War

Изюминка в 150 килотонн и конструкция торпеды

Скорость и двигатель

Общее описание внешней баллистики торпеды: высокая скорость обеспечена реактивным двигателем, а сопротивление воды (в 1000 раз больше сопротивления в воздушной среде) преодолено благодаря воздушному “кокону”, обволакивающему весь корпус (8,2 м в длину). Из этого следует – это обычная ракета, плывущая под водой.

Разгонный (стартовый) работает 4 секунды на жидком топливе, выводит ракету из торпедного аппарата, после чего отстыковывается.

В работу вступает маршевый – доходит до крейсерской скорости и доставляет груз в место назначения. Топливо твердое – металлы (литий, магний, алюминий), вступающие в реакцию с окислителем-катализатором – водой. Огромная шумность выпущенной торпеды – это один из главных недостатков, сразу демаскирующий подводную лодку.

Воздушный “кокон” (каверна) – это газовая оболочка, создаваемая специальным газовым генератором. Газ выпускается на корпус и распределяется кавитатором, расположенным спереди на “голове” торпеды.

Вижу цель – не вижу препятствий

В качестве системы навигации используется программа, которая задается непосредственно перед пуском торпеды.

По пути её нельзя отвлечь никакими помехами и устройства – плывет туда куда сказали и все. Отсутствие системы самонаведения является вторым из главных недостатков.

Сюрприз под борт

В качестве боевой части применяется 210 кг обычной взрывчатки или ядерной в 150 килотонн. Подрыв ядерной БЧ, даже вблизи судна противника (в радиусе 1000 м), несет тяжелые последствия.

А именно, разрушение внешних палубных устройств, легкого вооружения от ударной волны и вероятность повреждения от электромагнитного импульса. После такой атаки следует отправляться если не на дно, то на ремонт как минимум.

Целесообразность пуска

В стоимость пуска торпеды будет включено не только производство самой торпеды, но и подводной лодки и ценность всего экипажа. Дальность действия составляет 14 км – это первый главный недостаток.

В современном морском бою пуск с такого расстояния – это самоубийственное торпедирование для экипажа подводной лодки. Увернуться от “веера” запущенных снарядов конечно способен только эсминец или фрегат, но и скрыться с места атаки, в зоне действия эскорта авианосца и палубной авиации, маловероятно.

Боевые порядки штурмовой авиации

Наиболее распространенным боевым порядком штурмовой авиации являлся так называемый круг одиночных самолетов. Пар и звеньев, обеспечивающий эффективное отражение атак истребителей противника. Поражение его огневых средств, живой силы и техники.

После снятия в середине 50-х годов с вооружения знаменитого штурмовика Ил-10 специализированной штурмовой авиации в ВВС СССР не было. Довольно продолжительное время функции штурмовика выполняли облегченные бомбардировщики или усиленные броней и вооружением истребители. Обстоятельства доказали необходимость разработки нового “летающего танка”.

В основу концепции штурмовика легли три основных принципа: высокая боевая живучесть, высокая маневренность и способность к эксплуатации с минимально подготовленных грунтовых аэродромов.

Победив на конкурсе реактивных машин класса армейской авиации, с 1978 года начал серийно производиться штурмовик Су-25 разработанный ОКБ им. П.О. Сухого.

Обнаружение и поражение цели самолетом Су-39

Для того чтобы данная машина могла работать в любое время суток, она оснащена прицельной системой класса И-251, которая позволяет распознать цели разного размера, проводит наведение оружия и огонь из пушек.

В носовой части самолета расположена система под названием «Шквал-М», она производит вывод изображения местности под самолетом на экран в кабине пилота. Данная аппаратура позволяет проводить мониторинг местности за десять километров до цели, при этом захватывает территорию шириной до двух километров. С помощью данной системы пилот может отследить ракетный залп и при необходимости может зайти на повторную атаку. Данная система настолько качественная, что может распознать танк на расстоянии в 10 километров, а жилой дом − на расстоянии в 15 километров.

Самолет Су-39 оснащен авианаводчиками, которые не видимы противнику, но эта система позволяет производить точный автоматический залп по заданным целям. А самое главное, что данная система не допускает повреждения собственных военных подразделений.

Корпорация Сухого активно ведет сотрудничество на международном рынке, предлагая свои изделия высокого качества по рыночным ценам. Много стран мира закупают наши штурмовики за деньги или в обмен на собственную продукцию, которой недостает в нашей стране.

Самолет Су-39 получил высокое доверие среди множества иностранных аналогов. В подтверждение этого можно сказать, что авиазавод Сухого в Улан-Удэ имеет много заказов на изготовление данной машины.

ВА-111 Шквал

ВА-111 «Шквал» разработана ГНПП «Регион» Корпорации Тактическое Ракетное Вооружение. Разработка реактивной торпеды «Шквал» начата по Постановлению Совета министров СССР №111-463 от 13 октября 1960 г.  «О разработке скоростной подводной ракеты «Шквал» со скоростью движения 100 м/с». Проектирование торпеды велось НИИ-24 (позже — НИИПГМ, ныне — ГНПП «Регион»), главный конструктор комплекса — И.Л.Меркулов. Научное руководство разработкой изначально осуществлялось в ЦАГИ членом-корреспондентом АН СССР Г.В.Логвиновичем. Эскизный проект торпеды утвержден в 1963 г.

Испытания опытных образцов торпед начаты в 1964 г. на озере Иссык-Куль со специального плавучего стенда, а позже с опытового судна. С мая 1966 г. торпеды испытывались с подводной лодки С-65 проекта 613РВ в районе Феодосии (Крым). Испытания опытной торпеды М-4 на озере Иссык-Куль прекращены в 1972 г. в связи с работами над более совершенным образцом торпеды — М-5. Торпеда М-5 вышла на испытания в том же 1972 г. В период с 1972 г. по 28 мая 1976 г. произведено 43 пуска торпед М-5. С июня по декабрь 1976 г. на Черном море проведены Государственные испытания торпеды М-5 с подводной лодки пр.613РВ (7 пусков).

Постановлением Совета министров СССР от 29 ноября 1977 г. комплекс ВА-111 «Шквал» с реактивной торпедой М-5 принят на вооружение ВМФ СССР.

В 1978 году коллектив НИИПГМ (ныне — ГНПП «Регион») был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, 78 сотрудникам вручены государственные награды, четырём присуждена Государственная премия СССР. 

Реактивная торпеда М-5 комплекса ВА-111 «Шквал»(http://ru.wikipedia.org/)

Прямоидущая реактивная торпеда «Шквал» выполняет маневры только для устранения отклонений от проложенного к цели прямого маршрута. Торпеда не имеет системы самонаведения т.к. самонаведение при таких скоростях движения под водой невозможно. 

Применение торпедного комплекса возможно с атомных подводных лодок и кораблей ВМФ. Так же возможно применение из стационарных береговых пусковых установок. 

Конструкция реактивной торпеды строится вокруг твердотопливного ракетного двигателя с гидрореагирующим топливом. Для снижения сопротивления воды используется создающаяся специальным устройством с газогенератором газовая каверна, окружающая корпус торпеды. Формирует каверну устройство-кавитатор в носовой части торпеды. 

Калибр - 533.4 мм
Длина - 8200 мм

Масса стартовая - 2700 кг
Масса боевой части - 210 кг

Дальность хода - 7-11 км (эффективная-максимальная)
Скорость хода - до 200 узлов
Глубина хода - 6 м
Глубина пуска - до 30 м
Угол допустимого разворота траектории стрельбы - до 20 градусов

Кавитатор реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал»(http://ru.wikipedia.org/)

Основным боевым оснащением торпеды является ядерная боевая часть мощностью 150 кт. 
Есть вариант торпеды с обычной боевой частью эквивалентом 210 кг тротила.

Хвостовая часть реактивной торпеды М-5 комплекса ВА-111 «Шквал»(http://ru.wikipedia.org/)

Система управления автономная инерциальная, система самонаведения отсутствует. Торпеда двигается по запрограммированной перед пуском траектории. Органы управления по направлению и по глубине хода - выдвижные гидродинамические рули.

Модификации:

М-4 — опытный образец торпеды, испытания прекращены в 1972 г.

М-5 — окончательный вариант реактивной торпеды.

ВА-111 «Шквал» — базовый вариант комплекса с торпедой М-5, принят на вооружение в 1977 г..

ВА-111Э «Шквал-Э» — экспортный варианты комплекса, впервые представлен в 1992 г. Модель рекламируется в 2000-2010-е годы.

«Новый оборонный заказ. Стратегии» 

Чем опасен шквал

Микрошквал представляет угрозу для воздушных судов во время взлета или посадки. Он может привести к стремительной потере высоты и столкновению с земной поверхностью.

Сильный шквалистый ветер приводит к разрушениям: ломаются деревья, обрываются линии электропередач, рекламные щиты, крыши зданий. Продолжительность явления – от пары минут до нескольких часов.

В отдельных случаях скорость ветра превышает 50 метров в секунду. Устоять при таком ветре невозможно. Разрушения становятся серьезными: перевернутые автомобили, вывороченные с корнем деревья, полностью разрушенные здания. Это напоминает результат действия смерча, с тем отличием, что смерч движется по кругу, а шквал дует в одну сторону и сопровождается дождем. Дождевые капли испаряются, не успев коснуться земли. Такое явление называется сухой грозой.

Что такое шквал

Стихийное явление носит кратковременный характер, но за 1-2 часа успевает нанести серьезный ущерб. Происходит из-за столкновения холодных и теплых потоков воздуха. Теплые поднимаются вверх, а прохладные подкладываются под них, образуется атмосферный фронт. В этот момент очень быстро небо затягивают тучи, образующиеся из водяных паров, насыщающих теплый воздух, начинается дождь и сильный ветер.

В считанные секунды потоки воздуха увеличивают скорость. Когда она становится более 8 метров в секунду, метеорологи говорят, что начался шквал. Скорость ветра при этом явлении достигает 50 м/с. Сильный шквалистый ветер дует неравномерно, он меняет направление и скорость. Если фронт образуется над морем, начинается шторм.

Главный фактор возникновения стихийного явления – столкновение воздушных масс разных температур, идущих из Арктики и тропических широт. Разница между температурами иногда достигает 10-15 градусов, а скорость движения фронтов – 80 метров. Характерные осадки – мокрый снег, дождь, ливень, град. Шквалы возникают неожиданно, прогнозировать их можно по неожиданно образовавшимся грозовым облакам. Наиболее часто явление происходит летом или весной, сопровождается похолоданием.

Живучесть и незаметность самолета

Специальная окраска позволяет машине оставаться малозаметной над полем боевых действий, а материал, из которого выполнен корпус, позволяет поглощать радиоволны, что делает его практически невидимым.

Даже при запуске ракеты, которую не смог увидеть пилот, срабатывает система под названием «Сухогруз», которая производит оптические и электрические помехи. Создание помех для отвода ракет осуществляет специальная цезиевая лампа, которая имеет мощность в 6 тысяч ватт. Кроме этого, самолет имеет стандартные системы безопасности, такие как выпуск тепловых ракет, которые отводят тепловые ракеты противника.

Для преодоления ПВО врага в самолете предусмотрена система РЭБ. В ее основу входит разведывательная радиостанция типа СРТР, которая может отслеживать все РЛС. Данную систему можно запрограммировать на поиск более конкретных целей. В кабину летчика выводится вся информация о целях, в которой указано направление и расстояние до объекта. Самолет имеет также новую установку типа «Гордения», которая создает помехи в виде шумов, мерцания и при этом перенацеливает ракеты противника на землю.

Шквал (скоростная подводная ракета) Википедия

Шквал
ВА-111 «Шквал»
Торпеда М-5 комплекса ВА-111 «Шквал»
Тип Скоростная подводная ракета
Государство СССР СССР Россия Россия
Масса 2700 кг
Длина 8 м
Диаметр 533,4 мм
Боевая часть 210 кг
Скорость 300 км/ч
Дальность 13 км
Глубина 30 м
 Медиафайлы на Викискладе

ВА-111 «Шквал» — советский комплекс со скоростной подводной ракетой (ракета-торпеда) М-5. Предназначена для поражения надводных и подводных целей. Входит в состав комплекса вооружения, размещаемого на надводном корабле, подводной лодке или стационарной установке.

История

Разработан под руководством  академика АН УССР Г. В. Логвиновича — директора Института гидромеханики АН УССР.

29 ноября 1977 года противолодочный комплекс «Шквал» был принят на вооружение ВМФ СССР. Изначально несла ядерную боеголовку в 150 кт, впоследствии создан вариант с обычной боеголовкой с автономным управлением, не имеющей самонаведения.

Высокая скорость движения (до 370 км/ч, в зависимости от плотности водной среды) торпеды была получена за счёт применения подводного реактивного двигателя, работающего на гидрореагирующем твёрдом топливе, которое обеспечивает большую тягу, и движение ракеты в кавитационной полости (паровом пузыре), что снижает сопротивление воды.

В 1992 году создан экспортный вариант — «Шквал-Э». В данной модификации ракета может поражать только надводные цели и несёт обычный боезаряд. Есть сведения о разработке новой модели «Шквала», с самонаведением и увеличенным до 350 кг зарядом.

Долгое время не существовало торпеды, хотя бы близко приближавшейся к «Шквалу» по скорости, но в середине 2005 года Германия заявила, что она обладает торпедой «Барракуда», использующей тот же принцип кавитации и имеющей аналогичную скорость..
А в мае 2014 года командующий ВМС Ирана заявил, что Иран также имеет на вооружении подводные ракеты, достигающие скорости 320 км/ч.

  • Калибр, мм — 533,4
  • Длина, мм — 8200
  • Масса, кг — 2700
  • Дальность хода, км — до 10
  • Скорость на марше, км/ч — 375
  • Угол после залпового разворота, град — ± 20
  • Глубина хода на марше, м — 6
  • Тип боевой части — фугасный
  • Масса БЧ (ТНТ эквивалент), кг — не менее 210
  • Вид старта — надводный или подводный
  • Глубина подводного старта, м — до 30
  • Двигатель прямоточный гидрореактивный

Недостатки

  • Из-за огромной скорости (200 узлов) торпеда производит сильный шум и вибрации, что демаскирует подлодку.
  • Малая дальность пуска (всего до 13 км) демаскирует подлодку, что негативно сказывается на живучести.
  • Максимальная глубина хода (до 30 м) не позволяет поражать подлодки на больших глубинах.
  • Импульс прямоточного гидрореактивного двигателя выше, чем у других двигателей, что может вызвать поломку гидролокатора подлодки.
  • Носовая часть торпеды не позволяет установить на неё головку самонаведения (ГСН) — через носовую часть поступает забортная вода.
  • Низкая вероятность поражения цели с обычной БЧ и без ГСН.

Особенности конструкции

По своей аэродинамической компоновке Су-39 – это моноплан с крылом высокого расположения, с силовой установкой из двух двигателей и однокилевым хвостовым оперением. Внешний вид штурмовика несколько изменился, он приобрёл характерный горб из-за размещения вместо второй кабины дополнительного топливного бака и отсека над ним с БРЭО.

Несколько сместили влево и установили под топливный бак пушку ГШ-30, а освободившееся место отвели под дополнительное БРЭО. Передвинули вправо переднюю стойку шасси, в конце конструкции фюзеляжа разместили ещё один мягкий топливный бак.

Изменился носовой обтекатель, стало больше наклонное окно, защищающее оптическую систему лазерного целеуказателя. Каркас фонаря кабины пилота стал более мощным, на лобовое стекло выведена индикация, подобная установленной на МиГ-29, оснащение штурмовика креслом К-36Л позволяло катапультироваться на любой высоте и на любой скорости.

Су-39 в небе

Су-39 способен самостоятельно противодействовать воздушному противнику и поражать самолёты с помощью УР «воздух — воздух» и двухствольной пушки ГШ-30–2, для этого его оснастили новейшей радиолокационной станцией «Копьё-25», способной самостоятельно выбирать приоритетные цели. Уничтожать корабли противника и радиолокационные станции штурмовик может с помощью, находящихся в его арсенале противокорабельных и противорадиолокационных ракет, а для поражения наземных целей и бронетехники служила высокоточная ракета «Вихрь».

Установленные на Су-39 двигатели РД-195 с тягой по 4500 кгс каждый и прочное с высокими амортизационными свойствами шасси позволяли эксплуатировать его с грунтовых полос, длинною не более 1200 метров и высокогорных аэродромов, расположенных на высоте 3000 метров.

Особо надо сказать о живучести машины, защита пилота и наиболее важных агрегатов выполнена практически на 100%, разнесённые двигатели защищены фюзеляжом, продолжать полёт возможно на одном двигателе, кабина из титановой капсулы с бронестеклом и броненадголовником недоступна для поражения 30-мм снарядами, даже после попадания снаряда из «Стингера» самолёт способен возвратиться на свой аэродром и выполнить посадку.

Су-39

Конструкция и принцип работы

Конструкция торпеды М-5 на фото:

Торпеда движется в толще воды под действием тяги гидрореактивного прямоточного двигателя. Двигатель с гидрореагирующим топливом, стартовый и маршевый. Стартовый РДТТ за 4 секунды разгоняет торпеду до крейсерской скорости, а затем отстреливается. Далее продолжает работу маршевый двигатель, импульс данного двигателя достигается путем применением заборной воды в качестве рабочего материала и окислителя, а топливом использовали гидрореагирующие металлы (алюминий, магний, литий).

Кавитатор торпеды.

Из-за огромного сопротивления воды торпеда не могла обеспечить высокую скорость, даже посредством ракетного двигателя. Прорывом в военных технологиях стал эффект кавитации в газовом пузыре, окружающем корпус в торпеде «Шквал». Формирует каверну устройство-кавитатор в носовой части торпеды. Кавитатор представляет собой пластинку с заточенными краями немного наклоненную к оси торпеды (во фронтальном сечении он круглый) для создания подъемной силы на носу (на корме подъемная сила создается рулями). При достижении скорости порядка 80 м/с вблизи края пластины жидкость начинает бурлить, образуя множество газовых пузырьков, обволакивающих торпеду сплошной завесой. Чтобы получить газовый пузырь нужный размеров, в «Шквале» используется дополнительный наддув. Сразу за кавитатором в носу торпеды расположен ряд отверстий, через которые специальный газогенератор выдает дополнительные порции газов. Это и позволяет пузырю охватить весь корпус торпеды от носа до кормы.

Система управления и наведение – носитель (корабль, береговая ПУ) при обнаружении подводного или надводного объекта отрабатывает характеристики скорости, дистанции, направление движения, после чего отправляют полученную информацию в автономную систему наведения, ГСН у ракеты отсутствует. Торпеду невозможно отвлечь от цели различными помехами и объектами, она просто выполняет программу, которую задал ей автопилот.

В чем «шквальная» сила

Как сообщал в свое время «Военно-промышленный курьер», ПК «Шквал» приняли на вооружение Военно-морского флота СССР еще в 1977 году. Есть варианты комплекса с 150-килотонной ядерной и обычной боеголовками, а также экспортная модификация.

«Шквал» с подводным гидрореактивным двигателем может развивать скорость до 370 км/ч, это наивысшая скорость для ракет подобного класса. Экспортная разработка «Шквал-Э» оснащена обычным боезарядом и, в отличие от универсального ПК, предназначена для поражения исключительно надводных целей. Основная разница у этих двух систем в дальности хода торпеды (у «Шквала-Э» он меньше на 3 км; радиус действия универсального ПК – до 13 км) и в типе боеголовки (в универсальном ПК может использоваться и ядерная).

Модификации

  • М-4 — неудачный опытный образец торпеды, испытания прекращены в 1972 г.
  • М-5 — окончательный вариант реактивной торпеды.
  • ВА-111 «Шквал» — базовый вариант комплекса с торпедой М-5, принят на вооружение в 1977 г.
  • ВА-111Э «Шквал-Э» — экспортный варианты комплекса, впервые представлен в 1992 г.
  • «Шквал-М» — гипотетический модернизированный вариант комплекса, по неподтвержденной информации СМИ, в 2010—2011 г.г. могут начаться испытания комплекса на Тихом океане. Торпеда предположительно может оснащаться системой самонаведения и иметь массу БЧ 350 кг.
  • «Шквал-М2» (наименование условное) — вариант модернизации торпеды 2013 г. (СМИ, 17.06.2013 г.). Судя по всему модернизация будет вестись заводом-изготовителем — то есть ПО «Дагдизель» (г. Каспийск, генеральный конструктор — Шамиль Алиев).

Применение оружия «воздух-воздух»¶

Применение ракет ближнего боя Р-73 и Р-60

Самолёт имеет возможность применять ракеты ближнего боя Р-73 и Р-60 в режиме Фи0. В этом режиме активизируется ГСН ракеты, которая имеет поле обзора в виде конуса, с углом раскрыва 2 градуса вперед по оси ракеты. Для того, чтобы ГСН ракеты захватила цель, достаточно, чтобы цель попала в конус видимости ГСН, центр которого индицируется прицельным крестом внутри силуэта самолёта на ИЛС.

Процедура захвата и обстрела цели состоит из нескольких шагов:

При обнаружении визуально видимой воздушной цели необходимо включить режим Фи0 клавишей режима «воздух-воздух» 6. Выбрать необходимый тип ракет клавишей D контролируя тип по индикации на ИЛС.
Маневром самолёта необходимо добиться положения цели близко к центральному перекрестию ИЛС

Когда цель окажется в зоны обзора ГСН ракеты, будет слышен звуковой сигнал — аналог команды ПР, сигнализирующий о захвате цели ГСН ракеты.
Визуально определить дальность до цели, и, если она меньше максимальной разрешенной дальности пуска выбранных ракет, произвести пуск, нажав кнопку стрельбы на джойстике или Space на клавиатуре.
Обратите внимание, что при генерации команды ПР в этом режиме не учитывается дальность до цели, и, если захват произошел на значительной дальности, особенно на догонных курсах, есть большая вероятность, что ракете не хватит энергетики, и она не сможет долететь до цели. Общие рекомендации в этом случае сводятся к тому, что необходимо определять дальность до цели визуально.

Применение ВПУ и СППУ против воздушных целей

Применение ВПУ и ВППУ против воздушных целей возможно с ограниченной точностью.

  1. Визуально опознать цель.
  2. Выбрать режим «воздух-воздух» 6. Выбрать к применению ВПУ или СППУ клавишей C. В этом режиме на ИЛС индицируется «прогноз-дорожка», которая графически представляет трассу полёта снарядов. Выставить клавишами RAlt + -, RAlt + + требуемую базу цели, которая равна размаху крыльев в метрах. База цели индицируется в верхней части ИЛС.
  3. Маневром самолёта наложить «прогноз-дорожку» на цель таким образом, чтобы концы крыльев цели касались границ «дорожки» и произвести стрельбу, нажав кнопку стрельбы на джойстике или Space на клавиатуре.

Эффективный огонь можно вести с дальности менее 800 метров. Стоит также учитывать, что точность стрельбы повышается при совпадении плоскостей маневра цели и вашего самолёта. Стрельба в режиме «прогноз-дорожка» возможна только на догонных курсах.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий