Фронтовой бомбардировщик Су-24

Интересные факты о самолёте Су 24

  •         Интересно, что среди Су-24 во время афганской войны потерь не было, потому что они действовали с аэродромов расположенных в азиатской части СССР и избежали боевых потерь.
  •         Иран присвоил иракские Су-24 во время войны в Персидском заливе, которые были перегнаны туда с территории Ирака.
  •         Сирийский Су-24 в сентябре 2014 года залетевший на 800 м в израильское воздушное пространство, был сбит ракетой Пэтриот.
  •         12 апреля 2014 года Су-24, принадлежавший ВКС России и не имеющий на борту вооружения прошёл 12 раз над эсминцем ВМС США «Дональд Кук», имитируя атаку с воздуха. Этот корабль предназначен для борьбы с кораблями, самолётами, ракетами и подводными лодками противника и обязан осуществлять оборону и охрану своих судов при переходе морем.

Су-24 взлёт, вид из кабины

В данном случае эсминец не мог противодействовать атаке, так как у него всё ПВО вышло из строя – это было следствие включения на самолёте новейшего средства радиоэлектронной борьбы «Хибины». Проделав несколько заходов, Су-24 скрылся за горизонтом и только тогда заработала система ПВО эсминца. Видя своё бессилие перед обычным  бомбардировщиком, 27 моряков написали рапорт об уходе. Это было хорошим уроком для зарвавшихся американцев.

После того как распался СССР, служившие на Украине лётчики мечтали возвратиться в Россию. Когда девять Су-24 поднялись в воздух, шесть экипажей решили вернуться на Родину и они перелетели на аэродром Шаталово, куда позже было возвращено знамя этого полка бомбардировщиков.

Су-24

Первоклассный фронтовой бомбардировщик Су-24 быстро занял подобающее ему место в ВВС СССР. Сейчас на вооружении России состоят более 300 самолётов, в 2009 году ВВС получили последний модернизированный Су-24М2, в настоящее время продолжается модернизация машин до уровня Су-24 СВП-24.

Топливная система

Запас топлива на борту самолета Су-34 находится в нескольких топливных баках, расположенных в фюзеляже, цетроплане и консольных частях крыльев. Количество баков и их точное расположение отличается по данным из различных источников.

Все баки связаны между собой системой трубопроводов с перекачивающими насосами. Это позволяет равномерно вырабатывать топливо в ходе полета, сохраняя центровку самолета в заданных пределах.

Забор керосина в топливоподающую аппаратуру двигателей выполняется из специального расходного бака. Внутренняя поверхность всех баков покрыта протектором на основе пенополиуретановой смеси.

При пробитии бака Су-34 с такой защитой исключается формирование топливовоздушных смесей, которые могут привести к пожару на борту.

Для увеличения радиуса действия возможна установка сбрасываемых топливных баков на внешних подвесах. Максимальный объем подвесных емкостей до 3000 л.

В роли заправщика могут выступать машины типа Ил-78 или другой самолет Су-34, оснащенный специальным подвесным агрегатом для дозаправки. Заправка может осуществляться в ночных условиях при помощи подсветки шланга двумя фарами, размещенными в носовой части.

Огибание рельефа местности

Еще одним нововведением «сушки» стал режим полета с автоматическим
огибанием рельефа местности на малых высотах. Бомбардировщик на огромной скорости
несется над землей, а бортовая система по данным от специальной РЛС «Рельеф» дает
команды на набор высоты перед препятствием или снижение на ровном участке.
Такой режим полета оказался не всем под силу, поэтому на Су-24 служили и служат
только летчики с крепкими нервами.

Всепогодность на новой машине тогда удалось реализовать за
счет сложнейшей прицельно-навигационной системы (ПНС) «Пума». Она включает 13
подсистем: импульсно-доплеровский радиолокатор переднего обзора «Орион-А», радиолокационная
командная линия «Дельта ВМТ-6» для применения управляемых ракет, пеленгатор «Филин-Н»
и др. «Пума» обеспечивала по тем временам просто фантастический функционал,
позволяющий летать и наносить удары при минимальной видимости.

Впервые в отечественной авиации пилот и штурман фронтового
ударного самолета были размещены в кабине рядом, плечом друг к другу

Летчики теперь
могли общаться не только по «радио», но и жестами, взглядами, что очень важно в
боевой обстановке, где каждая секунда на счету

Экипаж бомбардировщика состоит из двух человек — летчика и
штурмана. Длина самолета — 22,67 метра, высота — 5,92 метра, размах крыла — 17,64
метра. Максимальная взлетная масса — 39,7 тонны. Максимальная скорость полета —
1,7 тысячи километров в час. Практический
потолок — 11 тысяч метров. Перегоночная дальность — 3 тысячи километров, боевой
радиус действия — 600 километров. Боевая нагрузка — до 7 тонн.

Су-24 стал первым советским самолетом, где применили систему катапультирования с креслами К-36Д, обеспечивавшую спасение экипажа
практически на всех режимах полета и на любой высоте, в том числе нулевой.

В 1975 году в одном из бомбардировочных авиаполков экипаж
Су-24 готовился к выполнению полета. Была дана команда на запуск двигателей. И
так получилось, что ручка управления штурмана зацепилась за чеку системы
катапультирования и выдернула ее. Ничего не подозревавший летчик был с земли
выброшен катапультным креслом в воздух. На штатной высоте раскрылся парашют, и он
благополучно приземлился неподалеку.

Экипаж самолета, помимо своей воли испытавший систему
спасения, получил именные золотые часы от генерального конструктора КБ Павла
Сухого и именные защитные шлемы от главного конструктора катапультируемых
кресел Гая Северина.

Изменяемая стреловидность

Су-24 стал ответом на вызов времени. В начале 1960-х в
мире произошли революционные изменения в военном деле. Появление управляемого
ракетного вооружения кардинально изменило взгляды на боевую авиацию и тактику ее
применения. Зенитные ракеты «прогнали» истребители и бомбардировщики с больших
и средних высот.

Основной на то время советский ударный самолет Су-7Б
перестал устраивать военных. Нужна была принципиально новая машина, способная
преодолевать ПВО на сверхзвуковой скорости и предельно малых высотах. Важнейшим
требованием была всепогодность нового самолета, то есть способность действовать
вне зависимости от погоды и времени суток. За решение этой задачи взялось КБ Сухого.
Су-34 признан лучшим ударным самолетом мира

Проблему устойчивого сверхзвукого полета на малых высотах
удалось решить за счет крыла большой стреловидности. Но такая конструкция привела
к высоким взлетным и посадочным скоростям, требующим идеально ровных и длинных
полос. А фронтовой бомбардировщик должен действовать с полуразбитых и грунтовых
аэродромов.

Конструкторы сделали «ход конем». На самолете по примеру новейшего
на тот момент американского тактического бомбардировщика F-111 применили крыло с изменяемой
стреловидностью. В зависимости от режима полета на Су-24 консоли крыла
устанавливаются в одно из четырех положений: 16 градусов — на взлете и при
посадке, 35 — в крейсерском дозвуковом полете, 45 — при боевом маневрировании и
69 градусов — при полете на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях.

Конструкция Су-24

Фронтовой бомбардировщик Су-24 имеет 2 двигателя и крылья изменяемой стреловидности. Положение крыльев зависит от задачи, которую выполняет самолет: 16° − взлет/посадка, 35° − крейсерский дозвуковой полет, 45° − боевое маневрирование, 69° − полет на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. Самолет оснащен трехопорным убирающимся шасси. Фюзеляж имеет полумонококовую конструкцию, кабина рассчитана на двух человек. Управление двойное, экипаж состоит из штурмана и летчика, которые сидят плечом к плечу. Кабина экипажа имеет катапультирующие кресла К-36ДМ.

В самолете установлены два турбореактивных двигателя АЛ-21Ф-3, вырабатывающих во время форсажа тягу, равную 2 × 11 500 кгс. Общая емкость топливных баков составляет 11 700 л, на внешней подвеске можно поместить еще два дополнительных бака, по 3000 л каждый. Таким образом, максимальная дальность полета у Су-24 составляет 2850 км.

Носовую часть штурмовика занимает штанга топливоприемника, которая осуществляет воздушную заправку самолета.

В состав оборудования Су-24 входит цифровая бортовая прицельно-навигационная система «Пума», вес которой составляет 837 кг. Бортовое оборудование включает также радиолокационную станцию переднего обзора «Орион» и РЛС «Рельеф», сигнализирующую о возможном столкновении во время низковысотного полета. Последняя отвечает за пилотирование самолета по заданному маршруту, автоматическое отклонение самолета в заданном направлении, возвращение на базовый аэродром и снижение до высоты 40-50 м во время выполнения посадки.

Сверхзвуковой фронтовой бомбардировщик Советских (Российских) ВВС стоит на вооружении с 1978 г.

Конструктивная особенность — крыло изменяемой в полете геометрии. Угол стреловидных консолей — 16-68°.

Силовая установка: два турбореактивных двигателя КБ С. К. Туманского Р-295 тягой по 7850 кг, при работающей форсажной камере — по 11 280 кг.

Су-24 фото

Недостатки и отличия Су-24 от Су-25

Основным и самым главным недостатком Су-24 является высокий уровень аварийности сопутствующий этому самолёту. Машина весьма сложная в пилотировании, только во время лётных испытаний потеряно 14 самолётов, эксплуатация в строевых частях приносила по 5-6 катастроф и аварий ежегодно.

Су-25 отличается от предшественника тем, что имеет большую степень защиты, недаром его прозвали «летающим танком». Кабина нового штурмовика представляет бронекапсулу, защищённую на всех направлениях, все менее важные агрегаты являются своеобразной защитой более значимых. Большое количество титановых сплавов уменьшило массу машины и повысило его маневренность.

У Су-24 меньшая прицельная дальность и не такой большой арсенал вооружения, он имеет длину разбега и пробега в два раза большую, чем Су-25. У «Грача» создана феноменальная живучесть конструкции, машины приходили и садились на аэродром вылета буквально изрешечённые снарядами и пулями насквозь.

Су-24

Места для экипажа и управление

Два члена экипажа самолета Су-34 сидят радом друг с другом в герметичной кабине, оборудованной системой микроклимата с кондиционированием воздуха. Применение подачи кислорода в кабину позволяет выполнять полеты без масок вплоть до высоты 10000 м.

На левой стороне кабины располагается пилот самолета, рядом с ним – штурман, который одновременно является оператором. Параллельное размещение рабочих мест позволило улучшить взаимодействие экипажа и понизить утомляемость в ходе длительных боевых вылетов.

Для обеспечения защиты корпус кабины изготовлен методом сварки из титановых пластин с толщиной до 17 мм. Фонарь кабины выполнен из бронестекол различной толщины.

Доступ в кабину выполняется через нишу передней стойки шасси. Для этого в глубине ниши установлен откидной трап.

В случае возникновения нештатных ситуаций на борту самолета пилот и штурман могут воспользоваться катапультными креслами К-36ДМ.

В конструкции кресел имеется массажная система, улучшающая комфорт для членов экипажа в ходе длительных полетов.

В системе управления применяется цифровая установка, которая отслеживает текущие значения перегрузок и углов атаки. Основываясь на этих данных, система автоматически компенсирует колебания самолета при помощи рулей дополнительного переднего оперения.

При полете на малых высотах автоматически активируется система активной безопасности, которая не позволяет вывести самолет на опасные режимы полета. В конструкции управления самолета Су-34 используется навигационный комплекс, определяющий положение по спутникам. Дополнительно положение может уточняться по каналу радионавигации.

Интересные факты

Один из первых предсерийных экземпляров Су-34 совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва-Сахалин с несколькими дозаправками в воздухе, чем была подтверждена возможность выполнения длительных перелетов на этом типе самолета.

Между креслами для размещения экипажа Су-34 выполнен проход, который может использоваться как место для сна и отдыха. За сидениями имеется свободное пространство, достаточное для размещения членов экипажа в полный рост.

При этом показания приборов выводятся на остекление фонаря, что позволяет вести наблюдение за ними, находясь в задней части кабины.

В задней части кабины размещен санузел. Су-34 изображен на сувенирной серебряной монете с номиналом один рубль, выпущенной Банком России в серии «Вооруженные силы РФ». Монета вышла ограниченным тиражом (5 тыс. шт.) в 2009 году.

Весной 2016 года пара Су-34 использовалась для уничтожения ледовых заторов на реке Северная Двина. Для разрушения льда применялись авиабомбы весом по 250 кг.

Вооружение

В зализе крыла и фюзеляжа установлена одноствольная 30 мм пушка типа ГШ-301 имеющая боекомплект 180 выстрелов. Ящики боекомплекта расположены внутри бронированной кабины пилотов.

Основное вооружение бомбардировщика Су-34 располагается на 12 точках подвеса, установленных под фюзеляжем, гондолами двигателей и консольными частями крыльев. Общий вес нагрузки может достигать 8000 кг (до 12000 кг в перегруз при дальности полета 1000 км).

Предусмотрены несколько вариантов размещения ракетного вооружения на борту самолета Су-34:

  • 8 ракет типа Р-27, установленных на фюзеляже и консолях крыльев;
  • 8 ракет средней дальности типа Р-77, размещенных на консолях;
  • 6 ракет малой дальности типа Р-73, установленных на крыльях.

Высокая скорость и современное радиолокационное оборудование позволяют самолету Су-34 вести борьбу с любыми целями. Для нанесения точечных ударов по целям наземного и надводного базирования, находящимся на дистанциях до 250 км, применяются следующие комбинации вооружения самолетов:

  • До трех единиц тактического ракетного комплекс типа Х-59М, оборудованных системой телевизионного наведения;
  • 6 ракет «воздух-земля» типов Х-29, Х-25М или С-25Л;
  • До шести ракет, предназначенных для борьбы с кораблями противника (дальность действия от 70 до 250 км);
  • Шесть ракет модели Х-31, предназначенных для поражения радиолокационных станций;
  • Три управляемые авиабомбы, весом по 1500 кг каждая;
  • Шесть управляемых 500 кг бомб;
  • Четыре торпеды;
  • Для ведения разведки возможна подвеска контейнера, содержащего в себе 70 гидроакустических буев;
  • 16 фугасных бомб весом по 500 кг, или 36 по 250 кг, или 48 бомб по 100 кг.

Для обнаружения целей на Су-34 применяется головная радиолокационная станция, которая способна обнаружить крупные наземные цели на расстояниях не менее 200 км.

Дальность обнаружения воздушных целей составляет от 90 км (машина типа истребитель) до 250 км (крупный транспортный самолет). Радар позволяет вести одновременное наблюдение за 10 целями и ведение огня по четырем из них.

В задней части фюзеляжа Су-34 установлен второй радар, предупреждающий об атаке сзади и позволяющий осуществлять направленный пуск ракет в направлении задней полусферы. Дальность действия заднего радара невелика и не превышает 12…15 км.

Боевая служба

Производство Су-24 завершено в 1993 году. За все время
Новосибирский авиазавод произвел порядка 1400 самолетов этого типа в разных модификациях.
Отстоит ли Россия господство в воздухе?

В 2007 году весь российский парк Су-24 начал модернизироваться до
версии Су-24М2, получившей новейшее радиоэлектронное оборудование, выполненное
на основе твердотельной цифровой электроники и способной применять весь
комплекс управляемого вооружения, разработанного для самолета нового поколения
— Су-34.

«Фехтовальщик» прошел через многочисленные военные конфликты,
начиная с Афганистана и заканчивая Сирией, и заработал репутацию надежной и смертоносной
боевой машины.

«Су-24 представляет потенциально наибольшую угрозу
государствам Европы среди всех боевых самолетов, находящихся на вооружении фронтовой
авиации ВВС СССР. Он обладает превосходными характеристиками по показателю
боевая нагрузка/радиус действия и способен осуществлять вторжение в режиме
следования рельефу местности», — писал в годы холодной войны английский журнал Air
international.

Поршневые истребители-бомбардировщики

Первые единицы бомбардировочных истребителей строились еще в эпоху поршневых винтовых моторов, самые известные среди которых оставили весомый след в истории развития авиации:

  1. Spitfire.
  2. Messerschmitt Bf.110 и Me.210.
  3. De Havilland Mosquito.
  4. Bristol Blenheim.

К этому списку можно было бы добавить советский Як-9, однако в основном его эксплуатировали в качестве истребителя. По начальным мыслям конструкторов поршневые истребители-бомбардировщики должны были применяться как универсальные самолеты, способные уничтожить наземного и воздушного противника. В отличие от теории практика была более плачевной. Как британские, так и германские ЛА отлично справлялись с вражескими транспортными самолетами, бомбардировщиками и мобильными наземными целями, но существенно уступали одномоторным истребителям.

Помимо этого, они проигрывали штурмовикам и бомбардировщикам в способностях уничтожения или повреждения отлично укрепленных наземных объектов – фабрики, мосты, крупные боевые и транспортные корабли. Однако истребители-бомбардировщики были отличным дополнением для бомбардировочных соединений. Их применяли в качестве эскортных истребителей.

История создания

В 1960-х годах у вероятного противника появились на вооружении зенитные ракеты с активными ГСН,  поражающие самолёты на любой высоте. Возникла необходимость создания самолёта способного на сверхзвуковых скоростях и предельно малых высотах уничтожать цели вне пределов видимости РЛС.

Су-24

В ОКБ Сухого работы над новым проектом начались в 1963 году, но с изменением задач по взлётно-посадочным характеристикам взяли в разработку новую модель Т6. Новый самолёт построили с крылом треугольной формы и тонким профилем, а для уменьшения длины разбега установили специальные двигатели, расположенные в фюзеляже.

Но и от этой схемы пришлось отказаться, второй прототип Т6-2И получил крыло изменяемой стреловидности и не нуждался в дополнительных двигателях, при этом сохранил требования к взлётно-посадочным характеристикам. Теперь он классифицировался как фронтовой бомбардировщик и в городе Новосибирске на авиационном заводе построили опытный образец. Лётчик-испытатель В.С. Ильюшин впервые опробовал машину в воздухе в 1970 году 17 января.

Самолёт поучил обозначение Су-24 и поступил для лётных испытаний, которые продолжались с 1970 по 1976 год. В ходе программы заменили двигатели, установили более мощные АЛ-21Ф-3А. В последний день уходящего 1971 года лётчик-испытатель В. Волынов поднял в воздух головной серийный образец этого самолёта. Таким образом, на смену Як-28 пришёл современный штурмовик Су-24 – машина нового поколения с надёжным, но более сложным техническим и радионавигационным оборудованием и мощным вооружением.

История Су-24

После того как на вооружение поступил истребитель Су-7Б, был разработан проект по созданию на его базе самолета, способного поражать малоразмерные цели в любых метеорологических условиях. К сожалению, Су-7 не отвечал тактико-техническим требованиям, поэтому конструкторам ОКБ Сухого пришлось разрабатывать абсолютно новую машину. Новому самолету дали шифр С-6. В конструкции он имел треугольное крыло, двигатели Р21Ф-300 и тандемное расположение экипажа.

Первый образец в натуральную величину построен в 1963 году. Данный экземпляр получил шифр Т-58М и по сути был модификацией Су-15. Изменился и подход к предназначению фронтового самолета: теперь планировалось получить низковысотный бомбардировщик с укороченным взлетом/посадкой (требовалось достижение и преодоление сверхзвуковой скорости).

С 1965 года кресла пилотов разместили рядом из-за больших габаритов радиолокационной станции «Орион». К стандартным двигателям Р-27Ф-300 ради достижения короткого взлета/посадки добавили дополнительные 4 РД36-35.

С августа 1965 года бомбардировщик получил название Т-6.

Первый полет на Т-6 был совершен 2.07.1967. За штурвалом в этот день находился заслуженный летчик В.С. Ильюшин.

Осенью 1967 года Т-6 оснастили более мощными двигателями АЛ-21Ф, и потребности в применении 4 РД36-35 больше не было.

Замену конструкции крыла в Т-6 на крыло меняющейся стреловидности впервые провели в 1967 году. Руководил этой частью работы авиаконструктор О. С. Самойлович. Сам основатель бюро П.О. Сухой непосредственно принимал участие на всех этапах разработки. Данный самолет стал первым в СССР, размещение пилонов на котором выполнили на подвижных элементах крыльев.

Доработанную версию, которая получила название Т-6-2И, как и первый опытный экземпляр, поднял в воздух испытатель В.С. Ильюшин 17.01.1970. Т-6 получил официальное название Су-24.

Полученная модель истребителя очень напоминает американский вариант F-111, созданный в конце 60-х, но утверждать, что Су-24 является его копией, нельзя.

Первый полет Су-24 состоялся 17.01.1970. Программа государственных испытаний длилась с 1970 по 1974 годы. На вооружение Су-24 приняли 4.02.1975. Тестовые вылеты иногда сопровождались неприятностями и аварийными ситуациями. В частности выявлен недостаток в конструкции двигателя. Из-за того что его корпус сделан из титана, наблюдалось такое явление, как «титановые» пожары: возгорались лопатки компрессора, что приводило к быстрому разрушению штурмовика в воздухе.

Су-24 послужил базовой моделью для создания модификаций постановщика помех и разведчика. Последующие модификации стали оборудоваться комплексами дозаправки в воздухе.

В ходе госиспытаний насчитывается свыше 2000 полетов. На Су-24М ГСИ проводились с 1976 по 1981 годы. 22.06.1983 руководством СССР Су-24М был поставлен на вооружение. Серийно производился в г. Новосибирск на авиазаводе им. Чкалова и в г. Комсомольск-на-Амуре на заводе им. Ю. Гагарина. В 1993 году серийное изготовление Су-24 и всех его модификаций прекратили. До этого времени успели выпустить около 1200 бомбардировщиков.

Модернизированный вариант самолета Су-24М-2 впервые подняли в воздух в 2001 году. Первый этап государственных испытаний этой модели самолета начали в 2004 году. В 2006-м успешно завершили конечный этап испытаний. В 2007 году 2 экземпляра Су-24М2 передали в г. Липецк на прохождение там боевых испытаний фронтового самолета. Первая партия серийных Су-24М2 поступила на вооружение ВВС России в конце 2009 года.

Двигатели

В качестве силовой установки на самолетах Су-34 применяются два турбореактивных двигателя типа АЛ-31Ф с двухконтурной конструкцией. Такая схема позволила увеличить рабочие параметры двигателя и сократить удельный расход топлива.

В первом контуре двигателя на одном валу установлены две ступени компрессора и две турбины. Между компрессором и турбиной располагается камера сгорания.

Второй контур, представляет собой оболочку, построенную вокруг корпуса первого контура. При помощи осевого вентилятора в зазор между контурами нагнетается атмосферный воздух, который подается к форсажной камере, расположенной за турбиной первого контура.

В зависимости от модификации двигатели семейства АЛ-31Ф способны развивать тягу от 12800 до 14500 кгс. Предельная тяга достигается на режимах чрезвычайного форсирования и может удерживаться недолго.

На борту бомбардировщика Су-34 располагается автономная установка с приводом от небольшого газотурбинного двигателя. Эта система применяется для пуска основных двигателей при эксплуатации с полевых аэродромов.

История создания

Истребитель-бомбардировщик Су-34 (код НАТО Fullback) с расширенным функциональным предназначением создавался как преемник широко известного бомбардировщика и штурмовика Су-24. При создании новой машины учитывался фактор применения вероятным противником истребителей четвертого и переходного к пятому поколений.

Изначально конструкция разрабатывалась по схеме «продольный триплан», которая была хорошо изучена в КБ Сухого. При этом габариты самолета, по сравнению с предшественником Су-24, были увеличены, что позволило увеличить радиус действия и боевую нагрузку.

Новинкой стала приплюснутая форма носового обтекателя, позволившая реализовать компоновку кабины с параллельным расположением двух членов экипажа.

Данная компоновка была позаимствована из незавершенного проекта учебного самолета для подготовки пилотов корабельной палубной авиации.

Разработка проекта под кодом Т-10В началась летом 1986 года под руководством генерального конструктора КБ М.П. Симонова, а уже весной 1990 года был выполнен первый полет прототипа перспективной машины. Для постройки прототипа использовался серийный экземпляр самолета Су-27УБ.

Дальнейшая доводка замедлилась из-за распада СССР и кризисной ситуации в Российской Федерации. Широкая публика увидела «Утку» в конце зимы 1992 года на выставке в Белоруссии.

Затем самолет демонстрировался на ежегодных выставках 1992 и 1993 годов в Жуковском. Первый международный показ Су-34 состоялся на авиасалоне в Ле-Бурже поздней весной 1995 года.

Последующие статические и летные испытания самолета заняли еще 9 лет, в ходе которых применялись шесть предсерийных образцов самолетов. Государственные испытания Су-34 начались через 20 лет после начала конструкторских работ и продлились почти пять лет.

Параллельно шло производство единичных серийных машин, которые приняли участие в конфликте в Южной Осетии. Официальное принятие истребителя-бомбардировщика Су-34 на вооружение ВВС РФ состоялось только в марте 2014 года.

В настоящее время идет планомерное наращивание объемов производства самолета, который должен к 2020 году полностью вытеснить из строевых частей Су-24.

По состоянию на осень 2017 года произведено и отгружено не менее 108 экземпляров бомбардировщика. На базе основной модели самолета Су-34 существует единственная модификация – Су-32, предназначенный для экспорта.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий