Поиск

Су-47«Беркут» – редкая, но гордая птица

Особенности питания беркута

– Реклама –

Охотится беркут на самую разную дичь в зависимости от местности и от времени года. В его рацион входит сурок, суслик, заяц, хорек, скунс, черепаха, белка, ежи. Также охотится на птиц (голуби, глухари, тетерев, белые куропатки, перепела, утки, цапля, домашние гуси, совы, ястребы). Беркуты, которые живут на юге ареала, питаются змеями, лягушками и другими пресмыкающимися и земноводными. Беркут может нападать на животных, крупнее его по весу и размерам, например, на оленей, косуль, серн, овец, когда они больны или же на их детёнышей. Птица может питаться и падалью, особенно в зимний период. Суточная потребность взрослой птицы в пище составляет около 1,5 кг мяса. Но при необходимости беркут способен прожить без пищи до пяти недель.

В поисках добычи в ясный солнечный день беркут может долго парить высоко в воздухе, практически не работая крыльями. Второй способ его охоты заключается в скольжении на маленькой высоте. В ненастные дни беркуты нападают из засады и могут долго высматривать добычу с дерева или со скалы. Заметив свою жертву, беркут пикирует за ней, при этом птица развивает скорость от 240 до 320 км/ч.

Охотятся беркуты обычно парами. Результативность охоты растет с возрастом птицы. Так, молодой беркут в среднем способен поймать одного зайца из двадцати, но, взрослея, птица достигает такого мастерства, что успевает схватить добычу ещё до того, как та попытается убежать.

В своих сильных лапах беркут может переносить около 4-5 кг мяса. Иногда беркут отнимает добычу у других птиц, как родственных, так и чужих видов.

Вооружение

Первый летающий экземпляр Су-47 является экспериментальным. Он создавался для отработки схемы планера, компоновочных решений и материалов, поэтому вооружение не могло быть размещено без дополнительной модернизации самолёта. В ходе разработки Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации, планер Су-47 был модернизирован и получил один бомбоотсек, опыт создания которого впоследствии был применен на ПАК ФА.

В ходе разработки планировалось, что «главным калибром» истребителя, очевидно, станут управляемые ракеты средней дальности типа РВВ-АЕ, имеющие активную радиолокационную систему конечного самонаведения и оптимизированные для размещения в грузовых отсеках самолётов (они имеют крыло малого удлинения и складные решётчатые рули). НПО «Вымпел» объявило о проведении успешных лётных испытаний на Су-27 усовершенствованного варианта этой ракеты, оснащённой маршевым прямоточным воздушно-реактивным двигателем. Новая модификация обладает увеличенной дальностью и скоростью.

Важное значение в вооружении самолётов должны иметь и ракеты класса «воздух-воздух» малой дальности. На выставке МАКС-97 демонстрировалась новая ракета этого класса, К-74, созданная на базе УР Р-73 и отличающаяся от последней усовершенствованной системой теплового самонаведения, имеющей угол захвата цели, увеличенный с 80—90° до 120°

Применение новой тепловой головки самонаведения (ТГС) позволило также увеличить максимальную дальность поражения цели на 30 % (до 40 км).

Вероятно, в составе бортового вооружения перспективных истребителей будет сохранена и 30-миллиметровая пушка ГШ-30-1.

Планировалось, что как и другие отечественные многофункциональные самолёты — Су-30МКИ, Су-35 и Су-37, новые машины будут нести и вооружение ударного типа — высокоточные управляемые ракеты и КАБ класса «воздух-земля» для поражения наземных и надводных целей, а также РЛС противника.

Увеличить: Су-47 и Су-35 на МАКС-2003

Размножение беркута

К размножению беркуты приступают с четырёх или пяти лет. Птицы эти типично моногамные и супружескую верность сохраняют в течение долгих лет, пока живы оба члена пары. Если птиц ничто не беспокоит, то они несколько лет кряду пользуются одним и тем же гнездовым участком, который и самец, и самка тщательно охраняют от других пернатых хищников весь год и редко покидают гнездовье, даже в самые суровые зимы.

Брачный сезон у птиц наступает примерно с февраля по апрель, в зависимости от конкретных климатических условий региона их проживания. В этот период обе птицы пары начинают вести себя демонстративно и выполнять различные фигуры в воздухе. Известен так называемый «гирляндовый» полёт, волнообразный, с большой амплитудой, который птицы исполняют по одной или в паре. Во время трюка беркут набирает высоту и падает в отвесном пике, прижимая кончики крыльев к хвосту. В самой нижней точке птица резко изменяет направление и под углом взлетает вверх. Затем в верхней точке беркут снова ныряет и повторяет предыдущий вираж. Кроме того, беркуты устраивают погони друг за другом, симулируют нападение, демонстрируют свои когти, парят и кружат вместе по спирали.

В брачный период птицы охраняют свою территорию от других хищников. А если человеку случается потревожить гнездящихся беркутов, то они не вступают в схватку, а бросают кладку или птенцов и улетают навсегда.

Строительством и обустройством гнёзд оседлые беркуты занимаются в течение всего года, но наиболее активно с января по март. Каждая пара может содержать до двенадцати гнёзд сразу и использовать их по очереди. Обычно у пары беркутов есть 2-3 старых гнезда.

Гнездо птицы располагают в развилках стволов, на толстых ветвях деревьев, в скалистых нишах или карнизах, редко – на нежилых искусственных постройках (геодезическая вышка, опора высоковольтной линии, ветряная мельница). В любом случае, гнездо должно быть защищено от других хищников, сильного ветра и солнца. Изнутри птицы выстилают гнездо травой, корой, мхом, перьями и даже мехом животных. Гнездо беркуты всегда содержат в чистоте, каждый год поправляют его и достраивают.

Время кладки яиц начинается с первой половины декабря в Омане и на севере Аляски и Сибири может продолжаться до середины июня. В кладке у самки от 1 до 3 (чаще 2) яйца, которые откладываются с интервалом от 3 до 4 дней. Яйца беркута грязно-белые, с бурыми или рыжими крапинками и пестринами. Насиживание начинается с первого яйца и длится около 40-45 дней. Насиживанием занимается самка беркута, самец помогает ей редко.

Птенцы появляются на свет также с интервалом в 3-4 дня. Они покрыты бело-серым пухом. У первенца всегда больше шансов на выживание, так как он ведёт себя агрессивно по отношению к остальным, может клевать их, отталкивать и не давать принимать пищу. Родители не реагируют на такое поведение, и в результате от 50 до 80 % птенцов погибают в первые недели жизни.

Пока птенцы остаются маленькими и беспомощными, самец добывает пищу и приносит в гнездо, где самка согревает и выкармливает выводок. Когда птенцы достаточно подрастают, чтобы самостоятельно склёвывать еду, самка тоже начинает охотиться.

Встают на крыло молодые птицы в возрасте от 65 до 80 дней, но еще долгое время остаются в пределах своего гнездового участка.

Длительность жизни беркутов в дикой природе около 23 лет, благодаря чему популяция остаётся стабильной. Максимальный возраст беркута на воле, более 32 лет, был зарегистрирован в Швеции. В зоопарках эти птицы доживают до 50 лет.

С-37

Из-за экономических проблем ВМФ так и не получил палубный истребитель. Однако исследования касательно перспектив внедрения крыльев обратной стреловидности продолжились. Очередной проект, получивший название С-37, должен был объединить в себе все достигнутые технические решения, и учесть финансовые проблемы авиационной промышленности. Из-за сокращения финансирования и возвращения проекту статуса «инновационный» было решено построить всего один прототип. Чтобы сэкономить на строительстве опытных образцов, построенный прототип испытывали статически, с внедрением всех современных методик оценки прочности без использования разрушающей нагрузки. По результатам испытаний планер допустили к дооборудованию в полноценный самолет.

Модель С-37 пользовалась вниманием как со стороны специалистов, так и со стороны простых наблюдателей. Первых привлекали технологии, а вторых – необычная форма крыльев

Прообраз самолета Су-47 «Беркут» представлял собой интегральный продольный триплан с крылом обратной стреловидности. Хвостовое горизонтальное и переднее оперение были цельнометаллическими и имели сравнительно малую площадь. Аэродинамические показатели модели позволяли ей выходить на угол атаки до 120 градусов и выполнять так называемое динамическое торможение. Однако ввиду ограниченных режимов полета, эта возможность практически не использовалась в ходе испытаний.

Одной из ключевых заслуг ОКБ Сухого и Иркутского авиазавода можно считать разработку технологии производства длинномерных композитных деталей. Начиналось оно с производства крупных плоских деталей, которым придавали необходимую форму. Готовые элементы с высочайшей точностью стыковались друг с другом. Поверхность самолета включала в себя большое количество таких деталей, самые крупные из них достигали 8 метров длины. Благодаря этой технологии, конструкторы смогли минимизировать количество стыков и всяческих выступающих элементов, в том числе крепежей. Кроме того, использование композитных материалов хорошо сказалось на жесткости каркаса и аэродинамике самолета.

Мусса пустого самолета Су-47 «Беркут», который сначала назывался С-37, составляла немногим менее 20 тонн. Примерно 13% деталей было сделано из композитных материалов. Так как конструкция имела экспериментальный характер, в ней использовалось много элементов, позаимствованных у предшествующих моделей. К примеру, шасси и некоторые бортовые системы самолет получил от модели Су-27.

Социальная структура и размножение

Фото: Беркут в полете

Беркуты по природе своей моногамны. Верность и преданность выбранной паре сохраняют на протяжении всей жизни. Выбор второй половины происходит в возрасте трех лет. Брачный сезон начинается в конце февраля и длится почти до конца апреля. Брачные игры птиц выглядят очень впечатляюще. Особям и мужского и женского пола свойственно демонстрировать свою красоту, силу и мощь. Это проявляется в эффектных полетах. Птицы набирают большую высоту. Потом резко пикируют вниз и расправляют огромные крылья перед самой поверхностью земли. Также им свойственно показывать свои охотничьи возможности. Они выпускают когти, симулируют преследование и захват добычи.

После того, как птицы выбрали себе пару, они начинают вить гнезда и откладывать яйца. Они очень тщательно подходят к выбору места для постройки гнезда. Обычно это укромное место в кроне деревьев на большой высоте. Высота одного гнезда достигает 1.5-2 метра, а ширина 2.5-3 метра. Оно строится из веток и сучьев, дно выстилается мягкой листвой и мхом. В каждом гнезде от одного до трех яиц. Они серовато-белого цвета с черными пятнышками. Высиживать яйца требуется на протяжении полутора месяцев. Иногда самец сменяет самку, но это бывает редко.

Птенцы вылупливаются из яиц поочередно. Старшие птенцы всегда крупнее и крепче, и будут отталкивать младших и более слабых от еды, которую добывает самец. При этом родители не пытаются восстановить справедливость. В результате более слабый птенец погибает от голода. Практически три месяца птенцы проводят в гнезде. После этого мать учит их летать. Общение с птенцами – это один из немногих поводов для подачи голоса птицами. Птенцы, которые освоили навыки полетов, остаются проживать в гнезде до следующей весны. Продолжительность жизни в естественных условиях составляет порядка 20 лет. В неволе эта цифра может увеличиться вдвое.

С-22

М. П. Симонов – генеральный конструктор ОКБ Сухого – предложил начать разработку нового самолета, но в инициативном порядке. Очевидно, конструкторам хотелось заняться перспективной тематикой, без рисков провала. Так появился проект модели С-22 с крылом обратной стреловидности (КОС). Такая конструкция, по сравнению с традиционной, имела ряд преимуществ:

  1. Повышение аэродинамических качеств при маневрировании.
  2. Большая подъемная сила при крыле той же площади.
  3. Улучшенные взлетно-посадочные характеристики.
  4. Улучшенная управляемость.
  5. Меньшая скорость сваливания.
  6. Смещение силовых установок к хвосту, открывающее возможность освобождения полезного объема для багажа.

Как это обычно бывает, достоинства сопровождались недостатками:

  1. Упругая дивергенция крыла.
  2. Большой вес конструкции.
  3. Увеличенное лобовое сопротивление.
  4. Смещение аэродинамического фокуса.

Лишь решив все перечисленные проблемы, можно было получить положительный эффект от применения КОС. Уже на ранней стадии работ конструкторы определились с основными технологическими решениями. Крыло было предложено делать с использованием углепластиков. Количество металлических элементов максимально сократили. Крыло оборудовали отклоняемыми носками для оптимизации обтекания при больших углах атаки. К середине девяностых концепция самолета С-22 была определена. Он должен был получить один мотор и аэродинамическую схему типа «утка». Если бы в СССР нашелся подходящий мотор, то к концу десятилетия, истребитель мог бы впервые подняться в воздух. Однако все имеющиеся двигатели не давали требуемую тягу.

После ряда неудачных исследований было принято решение построить на базе С-22, другую модель. Так появился проект самолета С-32. Он был практически полностью идентичен предшественнику, но работал с двойной силовой установкой. Пара моторов ТРДДФ РД-79М позволяла истребителю в полной мере раскрыть свой потенциал. Ввиду ухудшающегося экономического положения в стране, в 1988 году проект С-32 закрыли. Однако командование ВМФ вступило на его защиту. Ознакомившись с характеристиками истребителя, руководство ВМФ попросило о создании на его базе палубного самолета. Так появилась модель Су-27м – первый прообраз Су-47 «Беркут». Механизм складывания крыла отличал эту версию от базовой.

История Су-47

Работы над Су-47 начались с 1980-го г., когда уже был получен качественно новый истребитель-бомбардировщик Су-27. На его базе и разрабатывался перспективный тяжёлый истребитель пятого поколения. Известны несколько названий проекта: И-90, С-22, С-32 и предшественник С-37. С конца 60-х уже были попытки использовать в КБ «Сухого» КМ (композитные материалы) для облегчения конструкции, но их характеристики (углепластика) не были устойчивыми на тот период времени. Сейчас это качественный материал до 8 м длины, из него и сделаны панели для «Беркута».

Особенностью конструкции самолёта являются КОС (крылья обратной стреловидности). Свою историю они начали с 1930-х гг., когда впервые в августе 1934-го планер БП-2 принял участие в соревнованиях в Коктебеле (СССР, Крым). Это была разработка советского учёного В.Н.Беляева. Преимуществом конструкторского решения стали высокие показатели управляемости и устойчивости полётов. Тогда же были проведены испытания в ЦАГИ (центральном аэрогидродинамическом институте им. Н.Е.Жуковского) в аэродинамической трубе, а также совершён полёт Коктебель-Москва. В авиастроении советской России такая конструкция не применялась до 1950 г., с ней вновь столкнулись в 1944 г., когда Германия начала поставлять на фронт реактивный бомбардировщик Ju-287 со скоростью 815 км/ч. В 1945 – 1947 гг. конструктор П.П.Цыбин создаёт планер ЛЛ-3 с КОС, скоростью 1150 км/час. С конца 1946-го г. ОКБ Ильюшина поручено создать пассажирский самолёт с безопасным завершением взлёта в случае отказа одного из двух двигателей. Так, на замену Ил-12 в 1950 г. приходит Ил-14 с КОС, после доработки это уже был Ил-14П, который в 1952 г. становится безопасным, и легче в пилотировании и при коротком взлёте-посадке, скорость увеличена на 30 км/ч.

Итак, с 1983 по 1988 гг. С-22 разрабатывается для ВВС СССР в качестве проведения исследовательских работ, которые должны дать результаты для создания истребителей нового, уже пятого поколения. С 1988 г. прекращено финансирование и проект закрывается. К этому времени в Советском Союзе успешно создаются и производятся авианосцы. В 1988 г. на него получен заказ от ВМФ, не имевшего в своём арсенале скоростных истребителей для длительного выполнения задач. Новый проект был назван Су-27КМ. С поражением в «Холодной войне» от Запада, с приходом 1990-х финансирование работ прекращается. КБ «Сухого» продолжает работы в режиме экономии. Результатом становится появление С-37 в воздухе в 1997-м году. Общественность увидела его после доработки в 1999 г. под аббревиатурой Су-47 в салоне МАКС. В иностранной прессе 1994 – 1996 гг. говорилось о проведении разработок в России самолёта с КОС. Представители «Сухих» отрицали любые просочившиеся сведения, пока не вышел журнал «Вестник воздушного флота» в 1996 г., где был силуэт Су-27М с КОС.

Описание самолёта Су 47

Аэродинамическая схема машины – неустойчивый интегральный триплан с крылом верхнего расположения обратной стреловидности и передним горизонтальным оперением (ПГО). Хвостовое и переднее оперение выполнены по схеме цельноповорачивающихся поверхностей. Предусмотрено осуществление динамического торможения на малых и сверхзвуковых скоростях с выходом на большие углы атаки.

Су 47 беркут

Передовая технология изготовления обшивки фюзеляжа делает возможным производить конструкции длиной до восьми метров сначала в виде плоских поверхностей, после чего преобразовывать их в форму двойной кривизны любой конфигурации, делая стыки более точными и гладкими. Это не только позволило улучшить аэродинамику и свести к минимуму стыковочные узлы, но и значительно снизить вес машины и увеличить её радиопрозрачность.

Если корпус самолёта изготовлен из сплавов алюминия и титана с небольшой долей композита, то консоли крыла и центроплан на 90% выполнены из композиционных материалов. Крыльевые консоли сделаны складными с отклоняемым носком, по всей задней части, исключая корневые наплывы расположены закрылки, состоящие из одной секции и элероны. ПГО выполнено в форме трапеции и закреплено в месте сопряжения крыла и фюзеляжа, кили с рулями направления конструктивно схожи с Су-27 и имеют развал во внешнюю сторону.

«Беркут» оснащён силовой установкой из двух турбореактивных двигателей Д-30ФБ с нерегулируемыми воздухозаборниками. В дальнейшем предполагают установить на машину два ТРДДФ АЛ-41Ф с всеракурсным вектором тяги.

Основные стойки шасси в убранном положении размещаются в нишах между воздухозаборниками двигателей, носовая стойка убирается вперёд в корпус самолёта против воздушного потока.

Фонарь кабины пилота такой же, как у Су-27, главное отличие внутри – катапультируемое кресло, установленное под углом 300, при этом воздействие перегрузок снижается, что очень ценно для пилота при выполнении резких маневров. Цифровое оборудование и дисплеи отображают необходимую информацию для пилота, управление машиной осуществляется боковой ручкой с малым ходом и тензоРУДом.

Су 47 над ниагарским водопадом

Современное ЭДСУ российского производства многоканальной схемы в цифровом формате, автоматическая система управления, включающая инерциальную систему навигации с лазерными гироскопами и навигация по спутнику и «цифровой карте» — всё это оснащение Су 47 широко применяется на поздних модификациях машин Сухого.

Бортовое радиолокационное оборудование включает в себя помимо основного локатора в носовом обтекателе, две антенны, контролирующие заднюю полусферу, размещены между соплами силовой установки и крылом.

РЛС с плоской фазированной решёткой и электронно-механическим сканированием увеличивает обзорный сектор до 600 во всех направлениях, позволяет находить цели на расстоянии до 245 км, вести одновременно 24 самолёта и поражать разом восемь целей.

Технология «стелс» предполагает размещение вооружения внутри самолёта – управляемых ракет средней и малой дальности и высокоточного вооружения УР и КАБ класса «воздух – земля». В левом корневом наплыве размещена 30-мм пушкаГШ-301.

Су 47 технические характеристики

  • Площадь крыла – 56 м2.
  • Длина самолёта – 22,6 м.
  • Высота самолёта – 6,4 м.
  • Силовая установка – 2 х ТРДДФ Д30-Ф6.
  • Тяговооруженность – 2 х 15500 кгс.
  • Нормальный взлётный вес – 25670 кг.
  • Максимальный взлётный вес – 34 т.
  • Скорость у земли – 1400 км/час.
  • Скорость на высоте – 2200 км/час.
  • Перегоночная дальность полёта с ПТБ – 5500 км.
  • Боевой радиус на сверхзвуке – 800 км.
  • Дозвуковой боевой радиус – 2 тыс. км.
  • Вооружение – одна 30-мм пушка ГШ-301, УР различного назначения до 8 тыс. кг.

Конструкция Су-47

Самолет Су-47 скомпонован по схеме интегрального неустойчивого триплана, имеющего высоко расположенное крыло обратной стреловидности, центральноповоротное заднее хвостовое оперение небольшой площади. На самолете есть возможность выполнения динамического торможения на различных скоростях при допустимом значении угла атаки.

Во время производства деталей была применена новая технология: детали обшивки удавалось получать в плоском виде, далее им придавалась необходимая форма, кривизна и происходила их состыковка с необходимой точностью. Благодаря крупногабаритным панелям удалось уменьшить количество крепежей в конструкции. Это уменьшило массу истребителя, повысило аэродинамические характеристики и снизило заметность самолета на радарах.

В состав конструкции вошли композиционные материалы для саморазгружающихся и самоадаптирующихся конструкций. Большинство элементов (бортовые системы, шасси, фонарь) были взяты из серийных самолетов Су-27.

Крыло Су-47 имеет обратную стреловидность, на 90% состоит из композитных материалов. Имеет складную переднюю консольную часть. Поверхность консоли крыла оснащена отклоняющимся носком, а на задней поверхности находятся элерон и односекционный закрылок.

В основном конструкция фюзеляжа выполнена из титановых и алюминиевых сплавов. Имеет близкое к овальному сечение. Носовой обтекатель спереди приплюснутый и имеет оребрение. Хвостовую часть занимают два обтекателя, которые можно задействовать в будущем для размещения радиоэлектронных устройств.

Вертикальное оперение напоминает по конструкции и исполнению Су-27, но меньше по площади, нежели у предшественника. Развал килей направлен на периферию, вместе с небольшой площадью ВО аппарат становится плохо заметным для радиолокационных приборов.

По фонарю кабины планер напоминает самолет Су-27. Угол наклона стенки кресла пилота составляет 30°, это защищает его от перегрузок во время выполнения фигур высшего пилотажа и боевого маневрирования.

К основным опорам шасси прикреплено по одному колесу. Уборка основных стоек происходит в ниши, размещенные по бокам воздухозаборника. Передняя стойка поворотом вперед убирается внутрь фюзеляжа.

Популяция и статус вида

Фото: Беркут Россия

На сегодняшний день беркут считается редкой птицей, но угрозы полного исчезновения нет. В последние годы зоологи отмечают склонность к увеличению их численности. Причиной их истребления стал человек. В 19 веке они массово отстреливались из-за нападения на домашний скот и другую живность фермерских хозяйств. Таким образом птицы были полностью истреблены на территории Германии.

В 20 веке массовое истребление пернатых вызвали пестициды, которые в результате накопления приводили к гибели взрослых особей и преждевременной мутации и прекращении развития не вылупившихся зародышей. Также в результате действия вредных веществ стремительно сокращалась кормовая база птиц на огромных территориях.

Среда обитания и особенности

Птица беркут относится к отряду Соколообразных, семейству Ястребиных. Это самый крупный, ловкий и красивый орел. Размах его крыльев около двух метров, вес – около 6 кг. Птица беркут обитает в лесах, горах и степях Евразии, Кореи, Японии.

Можно услышать про птицу беркут в Северной Африке. Распространен по западному побережью Северной Америки, от Аляски и до центральных земель Мексики. Реже встречается на востоке Канады и США.

В Европе селятся в горах Испании, Скандинавии, Альп и Балкан. Излюбленными местами обитания беркута являются равнины и горы, подальше от людей. Так же селятся они в тундре, степи и лесостепи, полупустынных каньонах, зарослях кустарника, всех видах лесов.

Птицы выбирают себе места вдоль рек и у озер, а также на подгорных равнинах на высоте 2500 м. Для охоты им необходимы открытые территории, из-за большого размаха крыльев. Для отдыха же предпочитают высокие деревья и скалы.

В России беркуты живут почти везде, но увидеть их можно очень редко – они стараются не встречаться с людьми. Так как на равнинах человек почти не оставил беркуту места, чаще всего птица селится на бескрайних болотах Русского Севера, Прибалтики и Скандинавии и Белоруссии.

Часто встречаются беркуты в Тыве, Забайкалье и Якутии, но с условием, что соседние гнезда будут на расстоянии 10-15 км. друг от друга. Зная, какая беркут любящая уединение птица, неудивительно, что в центральных районах, густонаселенных людьми, случаи гнездования беркутов единичны.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий