Российский учебно-боевой самолет нового поколения ЯК-130

Вооружение и оснащение

На шести узлах подвески самолет может нести корректируемые и обычные авиабомбы, управляемые ракеты “воздух-воздух” и “воздух-поверхность”, контейнеры с пушками калибра 23 и 30 мм, контейнеры с разведывательной аппаратурой и аппаратурой радиоэлектронной борьбы.

На авиасалоне МАКС-2015 был представлен опытный образец Як-130, оснащенный лазерным дальномером (позволяет обеспечить боевое применение в горных условиях, повысить точность определения координат цели).

По желанию заказчиков на самолет устанавливается бортовой комплекс обороны “Талисман-НТ”, существенно повышающий выживаемость самолета при выполнении ударных миссий.

В сентябре 2015 года СМИ сообщали о намерении российского концерна “Радиоэлектронные технологии” (КРЭТ) превратить Як-130 в ударный беспилотник.

История создания

В 70-е годы прошлого столетия основным учебным самолётом для стран социалистического лагеря была машина чехословацкого производства L-39 с двигателями из Советского Союза. Не одно поколение будущих пилотов прошло обучение на этом весьма надёжном и простом в пилотировании самолёте. Но с появлением таких самолётов, как МиГ-29 и Су-27, стало понятно, что L-39 устарел и совершенно не пригоден для подготовки лётчиков современных авиационных комплексов.

Маршал авиации Ефимов в 1990 году поставил задачу перед ОКБ им.Микояна — создать учебно-тренировочный самолёт пригодный для подготовки курсантов и переучивания пилотов на машины четвёртого и пятого поколения. Позднее в 1991 году на конкурсной основе такую задачу поставили перед всеми ведущими КБ страны, выиграли конкурс ОКБ им. Микояна и КБ А.С. Яковлева.

Як-130 в небе

В связи с распадом Советского Союза и недостатком финансирования конструкторских бюро и Министерства Обороны в 90-е годы, ОКБ А.С. Яковлева разрабатывала машину совместно с итальянской фирмой Aermacchi и в процессе определения проекта итальянцы настояли на создании не учебного, а учебно-боевого самолёта, способного нести 3 тонны вооружения.

К 1996 году были построены три самолёта демонстратора технологий Як-130Д и уже 26 апреля демонстрационная машина впервые поднялась в воздух. В 1999 году итальянцы отказались от дальнейшего сотрудничества, сосредоточившись на разработке своего самолёта М346, который взял блестящие аэродинамические качества российской машины, но оборудование получил от западных фирм.

Предсерийный экземпляр Як-130 впервые испытал в небе Герой России Р. Таскаев в 2004 году после выбора его российскими ВВС в качестве учебно-боевой машины. В строевые части Як-130 начал поступать в 2010 году. Серийный самолёт немного отличался от Як-130Д, размах крыла стал на один метр меньше и корпус короче на 41 см.

Самолёт Як-130

История Як-130

В конце 1980-х годов был объявлен конкурс на создание нового УБС. Новый самолет должен был стать двухдвигательной машиной для полной подготовки летчиков от первоначального обучения до особенностей боевого применения и поддержания в строевых частях летных навыков.

Як-130 видео

ВВС отдали предпочтение двум проектам: МиГ-АТ и Як-130. Для создания нового самолета понадобилось больше денег, которых не имели ни Министерство обороны, ни разработчики, поэтому самолеты разрабатывались вместе с иностранными компаниями: с французскими − МиГ-АТ, с итальянской − Як-130. По причине разногласий с итальянским партнером разработка Як-130 на последнем этапе завершилась. Итальянская компания получила всю техническую документацию и конструкцию на планер самолета, в результате чего выпустила свой учебно-тренировочный самолет под обозначением – М-346.

Опытный образец самолета совершил свой первый полет 25 апреля 1996 г. Им управлял Андрей Синицын – опытный летчик-испытатель.

На Як-130 в феврале 2005 г. совершил полет Владимир Михайлов (действовавший на то время главнокомандующий ВВС России). ГСИ были завершены в декабре 2009 года.

Летно-технические характеристики

Аэродинамическая схема Як-130 – двухдвигательный среднеплан с крыльевыми наплывами, размещенными под ними воздухозаборниками, с трехстоечным шасси. Двигатели – турбореактивные АИ-222-25Ф производства АО “Научно- производственный центр газотурбостроения “Салют” (Москва). Особенности компоновки, высокомеханизированное крыло и цельноповоротный стабилизатор позволяют машине выполнять маневры на больших углах атаки. Экипаж – 2 человека (пилот- инструктор и ученик), расположение сидений в кабине – тандемное, она прикрыта единым фонарем.

– Длина Як-130 – 11,49 м;

– высота – 4,76 м;

– размах крыла – 9,72 м;

– максимальная взлетная масса – 9 тыс. кг.;

– максимальная боевая нагрузка – 3 тыс. кг на 6 узлах подвески;

– боевой радиус действия – 1 тыс. 315 км;

– практическая дальность – 1 тыс. 850 км;

– практический потолок – 12 тыс. 500 м;

– максимальная скорость – 1 тыс. км/ч.

Тактико-технические характеристики Як-130

– Главный конструктор: К. Ф. Попович- Первый полёт: 25 апреля 1996 года- Годы производства: с 2009 года- Единиц произведено: более 130 (на 2017 год)

Стоимость Як-130

~ $15 млн (экспорт), $7.5 млн (для ВВС РФ)

Экипаж Як-130

– 1 или 2 человека

Размеры Як-130

– Длина: 11,493 м- Размах крыла: 9,84 м- Высота: 4,643 м

Вес Як-130

– Масса пустого: 4600 кг- Нормальная взлётная масса: 7700 кг- Максимальная взлётная масса: 10 290 кг- Силовая установка: 2 × ТРДД АИ-222-25- Тяга: 2 × 2500 кгс- Тяговооружённость: 0,8

Скорость Як-130

– Максимальная скорость: 1050 км/ч- Скорость сваливания: 160—180 км/ч

Практический потолок Як-130

– 12 500 м (ограничение по кислородной системе)

Скорость взлета Як-130

– 4 мин. 49 сек. — 12500 м- Длина разбега: 510—940 м- Длина пробега: 610—880 м

Вооружение Як-130

– Боевая нагрузка: 3000 кг- Управляемые ракеты: класса «воздух-воздух» ближнего боя Р-73, — 2-4 шт. (5, 6, 7, 8 точки подвески).- Неуправляемые ракеты: блоки Б8М-1 с неуправляемыми ракетами С-8, блоки Б-13Л с неуправляемыми ракетами С-13, – неуправляемые ракеты С-25ОФМ, – 2-4 шт. (1, 2, 3, 4 точки подвески).- Бомбы: корректируемые и обычные авиационные бомбы калибром до 500 кг, 2-4 шт. (1, 2, 3, 4 точки подвески).

Примечания

  1. Андрей Фомин, Андрей Юргенсон. Многоликий Як-130 // Авиация и время : журнал. — 2007. — № 1. — С. 22—33.
  2. name=”vedomosti.ru”
  3.  (недоступная ссылка)
  4.  (недоступная ссылка). Дата обращения 4 июня 2008.
  5.  (недоступная ссылка). Военный паритет.
  6. ↑  (недоступная ссылка). NEWSru.com (25 января 2012). — Минобороны планирует заключить контракт на поставку ещё десяти Як-130. Дата обращения 25 января 2012.
  7. . vpk-news.ru. Дата обращения 29 июня 2017.
  8.  (недоступная ссылка). Дата обращения 17 декабря 2017.
  9. .
  10. . militaryreview.ru. Дата обращения 6 октября 2019.
  11. . militaryreview.ru. Дата обращения 6 октября 2019.
  12. The Military Balance 2020. p.201
  13. The Military Balance 2020. p.342
  14. The Military Balance 2016. p.-236
  15. The Military Balance 2020. p.188
  16. The Military Balance 2020. p.297
  17. The Military Balance 2020. p.291
  18. The Military Balance 2015. p.-296
  19. Thomas Newdick.  (англ.). The National Interest (5 September 2015). Дата обращения 4 февраля 2020.
  20. Abraham Ait Tahar. . Military Watch Magazine (24 января 2020). Дата обращения 4 февраля 2020.
  21. T. N. I. Staff.  (англ.). The National Interest (7 June 2018). Дата обращения 4 февраля 2020.

Конструкция

Взлёт Як-130 на авиасалоне МАКС-2011

Самолёт оборудован цифровой комплексной системой управления КСУ-130 (разработана в МИЭА), выполняющей функции системы автоматического управления и активной системы безопасности полёта и позволяющей, в учебных целях, имитировать характеристики устойчивости и управляемости других самолётов. Позволяет готовить пилотов на самолёты 4 и 5 поколений (Су-30, МиГ-29, F-16 и F-15, Rafale и Eurofighter Typhoon, F-22, F-35). Самолёт имеет электронную индикацию, построенную на трёх жидкокристаллических МФЦИ (многофункциональных цифровых индикаторах) размером 15×20 см, без электромеханических приборов, на каждого пилота. В передней кабине есть индикатор на лобовом стекле.

Для учебных машин характерна хорошо проработанная система катапультирования пилотов. Катапультирование производится с помощью кресел класса «0-0». Отличительная черта Як-130 — возможность успешно и безопасно проводить катапультирование при нулевой скорости, а также на малой высоте (вплоть до нулевого уровня).

Для повышения ремонтопригодности полностью отказались от композитов, все элементы планера сделаны из лёгких алюминиево-магниево-литиевых сплавов — в отличие от «брата-близнеца» Aermacchi M-346, в котором композиты всё же есть, что впрочем никак не сказалось на массе самолёта. Самолёт способен взлетать с малоподготовленных (в том числе грунтовых) аэродромов.

За время полёта от Иркутска до Армавира Як-130 расходует менее 7,5 тонн авиационного топлива. Этот показатель в несколько раз меньше расхода топлива любого самолёта, стоящего на вооружении Российских ВКС.

Лётные происшествия

По состоянию на 27 декабря 2017 года потеряно семь Як-130:

Аварии и катастрофы

  • 26 июня 2006 года прототип Як-130 разбился в Рязанской области. Оба лётчика успешно катапультировались, никто не пострадал. Причиной аварии называют отказ системы управления.
  • 29 мая 2010 года в 16:59 мск разбился предсерийный Як-130 (бортовой номер 93) Липецкого центра боевой подготовки и переучивания личного состава. Авария самолёта произошла во время выполнения планового задания при взлёте. Экипаж в составе двух пилотов катапультировался, их состояние удовлетворительное, на земле жертв и разрушений нет.
  • 15 апреля 2014 года в 17:50 мск в Астраханской области, в 25 км от г. Ахтубинска в районе посёлка Батаевка, разбился серийный Як-130, принадлежащий Борисоглебскому филиалу ВУНЦ ВВС. Экипаж в составе двух лётчиков катапультировался, один из лётчиков (подполковник ВВС Сергей Серёгин) погиб. На земле жертв и разрушений нет. Причиной катастрофы называют отказ системы управления..
  • 11 июля 2017 года В городе Читтагонг на юго-востоке Бангладеш разбился учебно-боевой самолёт Як-130, принадлежащий ВВС страны. Пилоты катапультировались и в результате инцидента не пострадали.
  • 16 сентября 2017 года в Волгоградской области потерпел аварию учебно-боевой самолёт Як-130. Никто не пострадал. ЧП произошло при выполнении учебно-тренировочного полёта вблизи аэродрома. Экипаж принял решение увести самолёт от близлежащих построек, а затем катапультироваться.
  • 27 декабря 2017 год в Бангладеш, в округе Кокс-Базар столкнулись два учебно-боевых самолёта Як-130. Пилоты катапультировались..
  • 12 апреля 2018 года потерпел аварию в Воронежской области, пилоты катапультировались. Самолёт упал в безлюдной местности, разрушений нет.

Происшествия без серьезных повреждений.

  • 21 июня 2017 года в Воронежской области на авиационной базе в Борисоглебске во время тренировочного полёта у Як-130 (бортовой номер 43) не вышла передняя стойка шасси. Управляющие самолётом пилот-инструктор и курсант приняли решение, выработав топливо, сажать самолёт только на две стойки. Благодаря профессионализму пилотов посадка получилась практически идеальной. ЯК-130 получил минимальные повреждения. Лётчики представлены к государственным наградам.
  • 21 июня 2017 года в Краснодарском крае близ города Армавир у ЯК-130 (бортовой номер 55) не выпустилось переднее шасси. Это второй за сутки случай с отказом гидравлической системы. В кабине самолёта так же присутствовали курсант с инструктором. Самолёт пришлось посадить на фюзеляж в поле. Со слов заместителя генерального директора ОКБ им. Яковлева Романа Таскаева, речь не может идти о серийном дефекте.

Производство

Потребность ВВС России в подобных самолётах оценивается 250 единиц, а потребность мирового рынка — 2500 единиц.

Серийное производство Як-130 планировалось развернуть на двух заводах — в Нижнем Новгороде и Иркутске. На Нижегородском заводе «Сокол» производство началось в конце 2008 года (поставки для ВВС России по заказу Министерства обороны), самолёт также будет производиться на Иркутском авиационном заводе (для экспортных поставок).

4 июня 2008 года президент корпорации «Иркут» Олег Демченко сообщил журналистам о том, что Иркутский авиационный завод приступает к выполнению заказа на производство для ВВС России 62 учебно-боевых истребителей Як-130. По его словам, «есть большой заказ на Як-130, он подписан и бюджет утверждён Минобороны, 62 самолёта будут делаться на Иркутском заводе». Планируется, что первый Як-130 будет произведён уже до конца 2008 года, а поставки для ВВС России начнутся в 2009 году.

19 мая 2009 года совершил первый полёт серийный Як-130, из числа заказанных для ВВС России.
В декабре 2009, по сообщению Управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по Военно-воздушным силам, главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Александр Зелин подписал «Акт о завершении государственных совместных испытаний учебно-боевого самолёта Як-130».

16 ноября 2011 года Министерство обороны Российской Федерации и корпорация «Иркут» подписали контракт на поставку учебно-боевых самолётов Як-130. Согласно документу, до 2015 года ВВС России получат 55 новых машин, которые должны обеспечить первоочередные потребности в подготовке военных лётчиков.

В конце января 2012 Минобороны сообщило, что планируется увеличить число заказанных Як-130 на 10 единиц.

В связи с разрывом производственной кооперации с Украиной в начале 2015 года НПЦ «Салют» заявил о завершении полной локализации производства авиадвигателей АИ-222-25.

Планируется в будущем заменить двигатели на разрабатываемые двигатели СМ-100 тягой до 3000 кг.

Поставки

В 2010—2011 гг. в ВВС России было поставлено 12 Як-130 (1 самолёт потерпел катастрофу) и 15 единиц было поставлено в 2012 году по новому контракту. В 2013 году корпорация «Иркут» поставила ВВС РФ 18 Як-130. До конца года поставили Минобороны дополнительно 2 машины в счёт заказа 2014 года. В 2014 году были переданы 20 машин. С учётом сданных ВВС в начале 2015 года двух самолётов, общее количество сданных Як-130 по этому контракту должно достичь 55 единиц и контракт должен быть закрыт. Всего в ВВС с 2012 по начало 2015 года получено 65 Як-130, в том числе 55 — построенных «Иркутом» по контракту 2011 года и 10 самолётов постройки «Сокола». 9 октября 2015 года 4 машины были поставлены в состав учебной авиационной базы Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков (Армавир). К началу августа 2018 года, Иркутский авиазавод сдал в общей сложности 11 Як-130, доведя общее количество до 106 единиц.

Задачи

В задачи самолёта входит обучение курсантов лётных училищ: взлёт-посадка, пилотирование, навигация, выполнение сложных манёвров, приобретение навыков действий на предельных режимах полёта, действий при отказах авиационной техники и ошибках лётчика, выполнение полётов в сомкнутых боевых порядках днём и в условиях визуальной видимости, освоение систем вооружения и отработки основ боевого применения при действиях по наземным и воздушным целям, обучение навыкам выполнения наступательных и оборонительных манёвров, характерные для самолётов четвёртого и пятого поколений.

Самолёт снабжён системой имитации режимов боевого применения, позволяющей (без стрельбы настоящими боеприпасами) отрабатывать воздушный бой, взаимодействие между самолётами, ракетно-бомбовые удары по наземным целям, в том числе с имитацией ПВО противника. Имеются и девять точек подвески — для подвесных топливных баков и контейнеров с настоящими пушками и ракетами.

В случае войны самолёт способен выполнять задачи лёгкого штурмовика — уничтожать отдельные наземные объекты, малоскоростные воздушные цели.

При поставках на экспорт Як-130 позиционируется как учебно-тренировочный комплекс для освоения истребителей Су-30МК.

Оценки и критика

По мнению National Interest, Як-130 — это зарекомендовавший себя учебный истребитель, который обладает боевыми возможностями и может использоваться в войне против повстанцев.

В рейтинге учебно-боевых самолетов мира издания Military Watch, Як-130 занял последней место, уступив таким самолетам как Hongdu L-15,Guizhou JL-9 и KAI T-50. Из недостатков Як-130 названы: более низкие летные характеристики по сравнению с конкурентами, очень низкая скорость набора высоты, посредственная маневренность, малая эксплуатационная высота и дозвуковая скорость. При этом был отмечен высокий боевой потенциал Як-130.

Сравнивая Як-130 и Aermacchi M-346 эксперты National Interest отмечают что Як-130 проигрывает М-346 по аэродинамическим характеристикам, скорости и маневренности, благодаря установленным на М-346 лучшим двигателем Honeywell F124-GA-200. Также эксперты указывают на более высокий успех М-346 на международном рынке.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий