Советский истребитель Як-1: история создания, описание и характеристики

Конструкция истребителя Як-7

Истребитель Як-7 представляет собой свободнонесущий низкоплан смешанной конструкции. Как и «двоюродный брат» Як-1, Як-7 имел ферменный каркас из стальных труб, фанерную обшивку носовой части и полотняную хвостовой. Капоты двигателя, обтекатели и щитки были дюралевыми. Неразъёмное крыло — деревянное, с обшивкой из фанеры, оклееной полотном. Хвостовое оперение, в отличие от Як-1 было металлическое.

Истребитель Як-7 с непрозрачным фонарем второй кабины

Шасси убирающееся, трёхопорное, с хвостовым неубирающимся костылём (позже — с убирающимся колесом). Топливо размещалось в крыле в 4 протектированных баках. Фонарь кабины аналогичен УТИ-26 (характерный удлиненный), с модификации Як-7А вместо плексигласа в «задней кабине» использовалась фанера, а начиная с модификации Як-7Б, фонарь был уже каплевидной формы.

Вооружение состояло из 20-мм мотор-пушки ШВАК и 2 синхронных 7,62-мм пулемётов ШКАС, установленных в фюзеляже над двигателем, 6 реактивных снарядов РС-82 под крылом. В отсеке за кабиной могли устанавливаться фотоаппараты или подвешиваться бомбы. Во время перелёта с аэродрома на аэродром здесь оборудовалось место для техника.

Учебные версии УТИ-26 имели не протектированные топливные баки.

Истребитель Як-9. На чертеже:

1 – надпись «МАСЛО»; 2 – люк запасного отсека (отсек использовался для перевозки механика во время перебазирования); 3 – заводской номер 0815385 (шрифт надписей такой же, как на Як-3, см. «М-К» № 4, 1975 г.); 4 – надпись «НЕ БРАТЬСЯ»; 5 – огни АНО; 6 – смотровой лючок; 7 – надпись «ПОДНИМАТЬ ЗДЕСЬ»; 8 – аккумуляторный люк (надписи: «128-5024», 2-я строка – «ВОЗДУХ 50 ат.»); 9 – надпись «СЛИВ БЕНЗИНА»); 10 – гондола водорадиатора; 11 – надпись «СЛИВ ВОДЫ»; 12 – обтекатель маслорадиатора; 13 – маслорадиатор; 14 – водяной радиатор; 15 – створка водяного радиатора; 16 – створка маслорадиатора; 17 – заливная горловина бензобака; 18 – бензиномер; 19 – посадочный щиток (управление щитком такое же, как на Як-3); 20 – триммер руля высоты; 21 – створки бомболюков самолета Як-9Б (бомбы вставлялись в вертикальные трубы и удерживались створками); 22 – тяга управления элероном (на торце элерона); 23 – надпись «МЕСТО ДЛЯ КОЗЕЛКА»; 24 – бензобаки; 25 – ПВД; 26 – всасывающие патрубки двигателя; 27 – штурвал управления триммером (чёрный); 28 – зеркало заднего обзора; 29 – поручень; 30 – штурвал управления створкой маслорадиатора (чёрный); 31 – пулемёт; 32 – переднее бронестекло; 33 – коллиматорный прицел (серый); 34 – лампа (чёрная); 35 – заднее бронестекло; 36 – бомбы ФАБ-100 (4×100 кг); 37 – тяги управления створкой водорадиатора; 38 – пушка; 39 – ручка управления вентиляцией; 40 – кислородный баллон (голубой); 41 – патронташ на 7 ракет (коричневая кожа); 42 – электрощиток (чёрный); 43 – рычаги управления двигателем; 44 – бронеспинка сиденья (закрыта чехлом из светло-серой кожи); 45 – штурвал управления створкой водяного радиатора (чёрный); 46 – прицел, устанавливавшийся на Як-9 первых серий; 47 – ветрянки взрывателей бомб; 48 – ручка управления на самолётах со сдвинутой кабиной (Як-9Д, Як-9К, Як-9Т, Як-9М, Як-9У); 49 – кислородный прибор (голубой); 50 – приборная доска и пульты (чёрные матовые, борта кабины и кресло-серые); 51 – кран управления шасси; 52 – ручка перезарядки пулемёта; 53 – щиток управления радиостанцией (на самолётах первых серий радиостанция и кислородное оборудование не устанавливались); 54 – тормозной шланг (серый); 55 – «солдатик» (белый с красными полосами); 56 – механизм закрытия щитка шасси; 57 – «ломающийся подкос» (шасси и ниши, шасси – серые); 58 – пневмоцилиндр уборки главной стойки шасси; 59 – шлиц-шарнир; 60 – двухтормозное колесо 650×200; 61 – храповик для запуска двигателя автостартёром; 62 – верхний щиток шасси (закреплён неподвижно); 63 – направляющая штанга; 64 – ушко; 65 – нижний кронштейн крепления щитка; 66 – пружина; 67 – нижний щиток шасси (изнутри серый); 68 – замок убранного положения щитка (для исключения отсоса в полёте); 69 – механизм закрытия створок костыля; 70 – пневмоцилиндр уборки костыля; 71 – резиновый амортизатор; 72 – колесо 300×125; 73 – пушка калибра 45 мм

Особенности конструкции Як-3

  • Каркас фюзеляжа Як-3 — ферменной конструкции, сварен из стальных труб. Дюралюминиевые легкосъемные панели по бортам обеспечивали свободный доступ к оборудованию кабины;
  • Через полый вал винта проходил ствол пушки, установленной в развале цилиндров двигателя;
  • Выхлопные патрубки выполнены индивидуально для каждого цилиндра;
  • На кабине Як-3 вместо граненого козырька с передним бронестеклом был установлен новый цельный козырек улучшенной формы. Подвижную часть фонаря оснастили специальным механизмам аварийного сбрасывания.;
  • Кресло пилота имело стальную бронеспинку и заголовник из бронестекла;
  • Ориентирующееся костыльное колесо, убирающееся, закрывалось в полете щитками;
  • Чтобы уменьшить лобовое сопротивление туннеля водорадиатора. его максимально «утопили» в фюзеляж;
  • Неразъемное крыло смешанной конструкции, с фанерной обшивкой, воспринимающей силовую нагрузку. Между дюралюминиевыми лонжеронами располагались два протектированных бензобака;
  • Крыло снабжено посадочными щитками;
  • При убранном шасси ниши закрывались щитками. О положении шасси сигнализировали штыри («солдатики»), которые при выпущенном шасси выступали над верхней обшивкой крыла;
  • В передней кромке крыла, у фюзеляжа, располагались воздухозаборники для входа охлаждающего воздуха к маслорадиаторам и нагнетателю двигателя;

Боевое применение и эксплуатация истребителя Як-3

В войсках Як-3 пользовался уважением — этот легкий и маневренный истребитель (кстати, самый легкий истребитель своего времени) ни в чем не уступал самым современным модификациям германских Bf-109 и Fw-190 на любых высотах, и превосходил по горизонтальной маневренности и скорости набора высоты.

В боевых условиях истребитель был впервые во время Львовской наступательной операции в июне 1944 года, затем принял участие во всех операциях заключительного этапа войны и оставался на вооружении вплоть до появления серийных реактивных истребителей. Кроме советских лётчиков на Як-3 в годы войны воевали французы из полка «Нормандия».

Также, после войны, Як-3 поставлялся в Югославию, где в конце 40-х на его базе был создан истребитель S-49 и учебный самолёт «тип 213».

• Справочник авиации • Самолеты того же периода • Советские истребители •

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий