История создания
Легенда мирового подводного судостроения была впервые спущена на воду в Северодвинске в 1981 г. Находясь на земле, на её корпусе в передней части нарисовали оскал акулы, обвивающий трезубец. После спуска на воду изображение скрылось и больше его никто никогда не видел, но машина уже получила своё название, ставшее впоследствии официальным.
Последующие модификации, производящиеся по данному классу, именовались также, а экипаж получил нарукавную нашивку с нарисованным хищником. Иностранные журналисты окрестили лодку кодовым названием «Typhoon», а через несколько лет её так стали называть и в Союзе.
Поручено начать работы над созданием первой подлодки с возможностью носить на себе несколько современных твёрдотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р – 39, превосходящих «Трайдент»(ракету США) количеством взрывчатого вещества и дальностью полёта.
Вес ракет достигал 100 т, а количество, требующееся для размещения на корабле—24 единицы. Из-за этого длина советских кораблей практически в 2 раза превосходила иностранные аналоги.
Работа по созданию подлодки была начата летом 1976 года, под контролем генерального конструктора Сергея Никитича Ковалёва. После выполнения первой проектной документации определились габариты «Акулы»: длина – почти в 2 футбольных поля и высота – 9-этажного дома.
Первая официальная информация о создании нового проекта прозвучала на XXVI съезде КПСС, проходившем весной 1981 года. Леонид Ильич умышленно назвал машину «Тайфуном», с целью обескуражить и сбить с толку соперников по Холодной войне, начавшейся практически сразу после победы СССР в ВОВ. До этого все сведения, касающиеся новейшей разработки, оставались засекреченными.
История создания и дата начала работы над проектом
Атомная подлодка «Акула» Техническое задание на разработку проекта 941 выдано в 1972 году. Ориентир делался на соперничество с США, где велась разработка над атомной подлодкой «Огайо». В итоге первые корабли обоих проектов были заложены почти одновременно в 1976.
Пр. 941 изначально разрабатывался под межконтинентальные баллистические ракеты Р-39. Данный аспект потребовал от лодки-носителя значительных габаритов. Спуск на воду первого подводного тяжелого крейсера ТК-208 состоялся 29 сентября 1980. В строй подлодка вступила 12 декабря 1981.
Первоначально план разработки ориентировался на выпуск 12 подводных лодок. Позже это количество сократили до 10 субмарин. В период с 1981 по 1989 годы заложено и спущено на воду 6 таких кораблей. Остальные так и не были изготовлены.
Три из поступивших на вооружение подлодки утилизированы в середине 2000-х в ходе сотрудничества с США. ТК-208 «Дмитрий Донской» уже после смерти главного конструктора С. Н. Ковалева модернизирован под новые ракеты «Булава». Сколько он будет оставаться еще в строю — неизвестно.
Описание АЗП-57 комплекса С-60
Автоматика АЗП-57 основана на отдаче при коротком ходе ствола. Замок поршневого типа, скользящий, возврат за счет гидравлических и пружинных амортизаторов. Боепитание из магазина на 4 патрона.
Морская версия орудия имеет принудительное водяное охлаждение с применением забортной воды. Ствол уравновешивался пружинной, качающейся системой. Тормоз наката гидравлического типа.
Для транспортировки комплекса С-60 предусмотрена четырехколесная платформа с торсионной амортизацией. Для ходовой части применены колеса типа ЗИС-5, с заполнением шин губчатой резиной. Скорость буксировки платформы 25 км/ч по грунту, до 60 км/ч по шоссе.
Для буксировки применяется армейский грузовой автомобиль(6х6) или артиллерийский тягач.
Для прицеливания АЗП-57 комплекса применяется векторный полуавтоматический прицел. Наведение орудий входящих в зенитный комплекс осуществлялось несколькими методами:
- автоматически, с использованием информации с ПУАЗО;
- в полуавтоматическом режиме, в этом случае используется информация с прицела ЭСП-57;
- индикаторная, вручную.
Для нормального функционирования комплекса С-60 требовалось свести батарею из 6-8 орудий в единую систему с замыканием на ПУАЗО (прибор управления зенитным огнем) или СОН-9(станция орудийной наводки). Расчет орудия 6-8 человек.
Цена победы
«Золотой рыбкой» новый корабль прозвали еще на этапе строительства — за высокую стоимость (240 миллионов рублей или один процент тогдашнего бюджета СССР). Не меньшей была и сложность проекта. Для воплощения задумок Исанина и его помощников пришлось создать новую отрасль в цветной металлургии — до «Анчара» титан в небольших объемах применялся в авиастроении, а здесь понадобились высококачественные отливки весом в десятки тонн. Из-за иных характеристик материала судостроители вынуждены были пересчитывать прочность конструкций, осваивать новые методы сварки. Все это потом не раз пригодилось, но первым было очень трудно.
Конструкторы К-162 задумались об эргономике — они тестировали построенные в натуральную величину макеты боевых постов и командных пунктов. 106-метровый корабль высотой с четырехэтажный дом управлялся небольшим штурвалом, похожим на самолетный. Подводники размещались в комфортабельных каютах с кондиционированным воздухом, камбуз был оборудован для приготовления прохладительных напитков и мороженого. Пожалуй, в большей роскоши жил только экипаж другой легендарной субмарины, АПЛ проекта 941 «Акула». На «Анчаре» случались аварии, несмотря на автоматику, корабль был сложным в обслуживании и ремонте. Зато в море «Золотая рыбка» творила чудеса.
Основные цели и задания
Задача конструирования и постройки АПЛ, способной погружаться на километровую глубину и наносить оттуда удары по противнику имела под собой веские основания, обусловленные получаемыми при этом серьёзными боевыми преимуществами. Такая глубоководная субмарина была совершенно неуязвима для всех существующих на тот период времени средств возможного противодействия.
По замыслу командования ВМФ СССР, глубоководную АПЛ предполагалось использовать в боевых действиях в океанских и морских районах против подводных лодок, надводных кораблей и транспортных судов противника. Также корабль мог выполнять задачи по ведению разведки и передаче данных о противнике другим советским кораблям.
Тем не менее, затраты на разработку и строительство этого подводного крейсера были сравнимы с ценой американского авианосца, а стоимость обычной субмарины превышали в 5-6 раз. По мировым ценам эта сумма оценивалась примерно в 17 миллиардов долларов, что в тот период для СССР было огромной цифрой. Отсюда у лодки проекта «Плавник» появилось неформальное название «Золотая рыбка».
Схема атомной подводной лодки «Комсомолец»
«По-прежнему представляет загадку»
В СМИ неоднократно появлялась информация о возможном возрождении проекта 705.
«На мой взгляд, «Лира», несмотря на свою революционность и необычайно высокий уровень автоматизации, осталась в прошлом. Создание лодки наподобие проекта 705 — слишком дорогая затея. Гораздо уместнее заимствовать отдельные технологические решения, которые воплощены в ней. Правда, этот процесс и так происходит», — отметил Корнев.
- К-560 «Северодвинск» проекта 885
Российские АПЛ унаследовали от «Лиры» «лимузинную» форму ограждения выдвижных устройств (рубка) и обтекаемую форму корпуса. В частности, данные новации воплотились в подлодках проекта 971 «Щука-Б» (строились в 1980-е годы), а также в субмаринах проекта 885 «Ясень», которые сейчас поступают на вооружение ВМФ.
«Лира» была, наверное, самой красивой АПЛ в составе советского флота. Хотя использование обтекаемых форм было вызвано не эстетическим вкусом инженеров, а вполне практическими соображениями, так как это уменьшало шумность. Возможно, нашла своё применение и технология реактора с ЖМТ. Есть версия, что данный тип реактора установлен на автономном аппарате «Посейдон», который обладает невероятными скоростными и манёвренными характеристиками», — рассказал Корнев.
Вадим Козюлин также отмечает, что в «Лире» была воплощена в жизнь масса смелых технических решений, которые и сейчас применяются при разработке АПЛ и различных вооружений.
«О боевой вахте «Лиры» нам известно не много. Данная АПЛ по-прежнему представляет загадку для российских и зарубежных исследователей. Учитывая сроки утилизации, потенциал лодок этого проекта не был до конца раскрыт. Однако у меня нет сомнений, что создание «Лиры» и её эксплуатация обогатили оборонную промышленность и ВМФ знаниями, которые воплощены в новейших образцах подводной техники России», — резюмировал Козюлин.
Алма-Атинский «Калашников»
Слава богу, нашлись те, кто спас положение в критический момент. И были это вовсе не ученые из профильных НИИ…
Таких людей трое. Первый – директор Машиностроительного завода имени С.М. Кирова (МЗК) в Алма-Ате Петр Резчик. Второй – начальник торпедного отдела Управления противолодочного вооружения (УПВ) ВМФ Грант Акопов. Третий – начальник УПВ Борис Костыгов.
В начале 60-х годов МЗК серийно изготавливал торпеды 53-56 (окислитель – кислород), 53-57, 53-61 (окислитель – перекись водорода). В опытной мастерской завода работал инженер Евгений Барыбин, торпедист от Бога. Ему были знакомы сильные и слабые узлы всех тепловых торпед. В талантливой голове конструктора и художника в душе (и, кстати, по хобби) родилась идея собрать все удачные агрегаты в одном простом и надежном образце с хорошими характеристиками:
— кислородный резервуар от торпеды 53-56; — турбину от 53-61; — ряд удачных узлов от 53-65 и 53-58.
Предполагалось, что по скорости и дальности хода торпеда будет близкой к торпеде 53-61.
Свои предложения Барыбин доложил директору завода Резчику. Тот идею не просто одобрил, он принял самое деятельное участие в ее реализации. Решительность Петра Харитоновича, положившая начало работам над торпедой, поразительна. Главным действующим лицом в создании торпеды 53-65К сам Барыбин считал именно Резчика. Приказом директора была сформирована группа конструкторов из восьми человек, которую возглавил начальник ОКБ завода Константин Селихов (после ухода его на пенсию – Даниил Гинсбург).
Всякое дело спорится, если за него берутся энтузиасты. Конструкторы КБ Гинзбург, Барыбин, Шубин, Зикеев, Гормина, Штода, Чуканова, Кривулин, Попова разрабатывали техническую документацию. Изготовление материальной части начиналось, едва были готовы чертежи, а иногда и просто по эскизам.
В 1963 году в Москву, в Управление противолодочного вооружения на первый доклад к Гранту Акопову отправились Селихов и Барыбин. Предложение МЗК было следующим: создать торпеду из самых надежных составных частей, узлов и агрегатов других торпед – кислородную, однорежимную, скорость – 40–50 узлов, дальность – около 20 км. Три опытных образца завод сможет сделать за свой счет.
Акопов поддержал МЗК, предложив вести работы под легендой «модернизации торпеды 53-56 под оптическую систему самонаведения (ССН)». Координация работ УПВ – завод осуществлялась через военное представительство (подчинявшееся в те годы УПВ). Это было сделано для того, чтобы придать инициативе заводчан хоть какой-то официальный статус.
В успехе дальнейшей работы очень большую роль сыграла военная приемка МЗК и будущий ее руководитель – Петр Колядин.
Не прошло и года, как первая торпеда была готова. Правда, торпедой ее можно было назвать только условно: она не имела пока аппаратуры самонаведения – по существу ходовой макет. Барыбин отправился со своим детищем на полигон на озере Иссык-Куль, где опытные образцы буквально сразу показали хорошие результаты. Далее планировались стрельбы на Черном море, но…
О «подпольной» работе завода узнали в 4-м Главном управлении Минсудпрома (куратор «торпедного направления») и прислали телеграмму с требованием прекратить испытания самоделки. Для решения проблемы в Москву отрядили Гинзбурга. История умалчивает, как он сумел уладить ситуацию, но работа продолжилась. Торпеда оказалась на высоте: на черноморском полигоне при пусках и с торпедного катера, и с подводной лодки прошла хорошо и не один раз.
Началось изготовление малой серии из трех штук почти полноценных торпед с оптической системой самонаведения. Изготовили. Постреляли на полигоне. И огорчились до невозможности – торпеды упорно не хотели наводиться на цель.
Тогда на одной из трех заменили аппаратуру самонаведения, взяв ее от торпеды 53-65, и летом следующего года Барыбин снова прибыл в Севастополь.
С точки зрения обычного алгоритма разработки выходить на морские испытания всего с тремя торпедами – авантюра: можно потерять образцы и завалить испытания. Но как говорили древние римляне: «Счастье покровительствует смелым». И торпеды не подвели своих создателей: и с подводной лодки, и с торпедного катера отработали штатно. Хотя оптическая ССН отказала и в море…
В 1965 году, имея на руках конкретные результаты работы, подтвержденные стрельбами с боевых кораблей, в Москву на второй доклад к начальнику УПВ вице-адмиралу Костыгову отправилась делегация во главе с директором завода Петром Резчиком.
Автор книги: Юрий Апальков
Технические науки
сообщить о нарушении
– число оборотов гребного винта, об/мин 500
– количество х тип движителей 2 х ВФШ
ЭЭС:
– количество х мощность (тип) основных источников, кВт. 2 х 1600 (АТГ)
– тип аварийного источника свинцово-кислотная АБ
– количество групп х элементов в каждой группе АБ 2 х 112
Вспомогательная:
– количество х мощность (тип и индекс) РСД, кВт. 2 х 390
(ГЭД на линии вала, ПГ-116)
Скорость хода, уз:
– наибольшая подводная под ГТЗА ~ 30,2]
– наибольшая подводная под ГЭД 8,2
– наибольшая надводная под ГТЗА 14,9
Вооружение: Торпедное:
– количество х калибр ТА, мм 8 (Н) х 533
– боезапас 20 торпед (из них 8 в ТА)
– ПУТС. «Ленинград-627»
Радиотехническое:
– НК «Плутон-2»
– РЛ К «Альбатрос» (РЛК-101)
– станция РТР. «Накат»
– станция опознавания «Нихром-М»
– радиопеленгатор АРП-53
– ГАС «Арктика– М»
– ЙШС МГ-10
– станция обнаружения
гидроакустических сигналов. «Свет»
– станция ЗПС «Свияга» (МГ-15)
– станция миноискания «Плутоний»
– ГИСЗ «Береста-М» (МГ-23)
– эхолот «Айсберг» (НЭЛ-6)
– эхоледомер. «Лед» (ЭЛ-1)
– устройство измерения скорости звука в воде. «Береста»
– станция подводного телевидения МТ-50
– перископ зенитный. ПЗНГ-10
– перископ командирский ПЗ-8,5
35*При номинальной мощности АЭУ 100%.
АПЛ пр. 645 (шифр «Кит») была разработана ЦКБ-143 в марте 1956 г. на базе АПЛ пр. 627 под руководством В.Н. Перегудова, с ноября 1956 г. – А.К. Назарова и под наблюдением капитана 1 ранга А.Н. Донченко, а затем капитана 2 ранга А.С. Губкина.
Она имела двухкорпусную архитектуру. Прочный корпус, выполненный из стали АК-25, на большей части длины имел форму цилиндра (диаметром 6,7 м), а в оконечностях – форму усеченных конусов, которые имели такую же конструкцию, как и у прототипа. В отличие от него корабль имел боевую рубку с командирским перископом, а все посты управления кораблем и оружием по прежнему находились в центральном посту, расположенном на верхней палубе третьего отсека. Прочный корпус делился поперечными плоскими переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см 2, на девять отсеков, из которых носовой (торпедный), третий (центрального поста), восьмой (жилой) и девятый (кормовой) отсеки были спроектированы как отсеки– убежища. Все они (за исключением кормового отсека) оборудовались выходами (в третьем отсеке через боевую рубку), обеспечивавшими выход личного состава из аварийной лодки методом свободного всплытия. В носовом отсеке также имелся торпедопогрузочный люк. Носовая концевая переборка прочного корпуса была сферической. Компоновка второго, третьего, шестого, седьмого, восьмого и девятого отсеков, в принципе, была такой же, как и у АПЛ пр. 627А. В седьмом отсеке имелись некоторые изменения, вызванные отсутствием НТГ и иной конструкцией редукторной передачи. Компоновка первого отсека определялась установкой устройства быстрого заряжания (УБЗ) ТА. В четвертом отсеке поместили оба реактора, а вспомогательные механизмы и АТГ с их конденсатно-питательной системой – в пятом, т.е. четвертый и пятый отсек прототипа поменяли местами.
Достоинства и недостатки
Простая, но тщательно рассчитанная конструкция корпуса с оптимизированными внешними обводами способствовала малому сопротивлению в воде, что в сочетании с мощным атомным двигателем обеспечивало высокую скорость АПЛ «Комсомолец». Уникальный корпус лодки позволял добиться непревзойденных до сих пор технических характеристик по прочности и способности погружаться на недосягаемые другим боевым кораблям глубины.
Основным недостатком АПЛ «Комсомолец» являлась низкая степень изоляции большинства отсеков между собой. Это роковым образом сказалось при возникновении пожара, послужившего причиной ее катастрофы. Также ряд специалистов считает имевшиеся на подлодке систему пожаротушения и аварийно-спасательные средства недоработанными. Кроме того, для столь уникального и сложного корабля уровень подготовки экипажа к правильному использованию спасательных средств оказался крайне низким.
Подводная лодка К-278 в период опытной эксплуатации
Основные цели и задачи
Подводные лодки проекта 941 Акула относятся к атомным крейсерам стратегического назначения. Помимо базового вооружения они несут на борту межконтинентальные твердотопливные баллистические ракеты. Мобильность таких установок позволяет уходить из-под атаки противника и выходить на нужную точку обстрела, что гарантирует ответный ядерный удар в случае применения атомного оружия. В сочетании с другими сдерживающими факторами наличие таких подлодок на вооружении ведущих держав обеспечивает определенный военный паритет.
В тактические задачи данной атомной подводной лодки (АПЛ) входило патрулирование, участие в учениях, испытания новых вооружений. Ввиду своих габаритов подлодка не рассчитана на активное участие в морских сражениях в составе флотов.
Продукт холодной войны
По словам Корнева, «Лира» была «прорывным проектом» ВМФ. Чтобы сократить массогабаритные характеристики и водоизмещение, в конструкции подлодки широко использовался титан — чрезвычайно прочный, но прихотливый и дорогой металл.
Важнейшей новацией стал отказ от использования традиционного для АПЛ водо-водяного ядерного реактора. Вместо него на «Лире» был установлен реактор на быстрых нейтронах, использующий в качестве теплоносителя не воду, а жидкий металл (сплав свинца и висмута). Это позволило уменьшить общую массу реактора на 300 т.
- АПЛ проекта 705 «Лира»
«Использование реактора на жидких металлах давало «Лире» огромные преимущества в скорости. Лодка могла очень быстро набрать необходимый ход, остановиться, поменять траекторию движения. По сути, это была идеальная подлодка-перехватчик. Она без труда догоняла корабль и субмарину противника, а также могла относительно легко уходить от торпедных атак. По энергоэффективности, манёвренности и боевым возможностям «Лира» была, наверное, лучшей АПЛ в мире», — отметил Корнев.
Под водой «Лира» могла развивать скорость до 40 узлов (72 км/ч). Длина подлодки составляла 81,4 м, ширина — 10 м, средняя осадка — 7,6 м, рабочая глубина погружения — 320 м, предельная — 400 м. Тепловая мощность реактора достигала 150 МВт. Субмарина была вооружена шестью торпедными аппаратами калибра 533 мм (боекомплект — 20 торпед САЭТ-60 или САТ-65).
С учётом требований Минобороны к автоматизации ЦКБ завода им. Кулакова (ныне ЦНИИ «Гранит») создало для «Лиры» боевую информационно-управляющую систему «Аккорд». Она позволяла экипажу управлять всеми комплексами и техническими средствами с центрального поста.
Такое устройство вскоре стало появляться и на других субмаринах. 7 апреля 1989 года аварийная капсула спасла жизнь мичману Виктору Слюсаренко, служившему на печально известной АПЛ «Комсомолец».
К сожалению, «Лира» также не избежала аварий. Эксплуатация головной подлодки К-64 завершилась в 1972 году из-за разгерметизации трубопроводов первого контура.
Также по теме
«Новое качество ВМФ»: на что будут способны новейшие атомные подлодки России
В 2019 году Военно-морской флот России получит две атомные подводные лодки. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. Речь идёт…
Экипаж не пострадал, но катастрофа выявила серьёзный недостаток в использовании жидкого металла в качестве теплоносителя. Сплав свинца и висмута кристаллизуется, если температура в реакторе опускается ниже +145 °С. В 1972 году во время похода К-64 теплоноситель начал застывать. Моряки не смогли повысить температуру и были вынуждены заглушить реактор.
Ранее с аналогичной проблемой столкнулись США при эксплуатации экспериментальной АПЛ USS Seawolf в конце 1950-х годов. После аварии в 1958 году на субмарине был установлен водо-водяной реактор.
Как пояснил Дмитрий Корнев, для обслуживания реактора с ЖМТ требовалась специальная береговая инфраструктура со сложным и дорогостоящим оборудованием. Эксплуатация «Лиры» была трудоёмким и затратным процессом, пояснил собеседник RT.
«Жидкий металл был очень прихотлив и «замерзал», как только выключался реактор. Разогреть теплоноситель и завести реактор было огромной проблемой. По этой причине его иногда даже не глушили, но тогда его рабочий ресурс заметно уменьшался. К тому же это было небезопасно. Помимо перечисленного, лодка могла швартоваться только в пунктах базирования, где есть специальная аппаратура по обслуживанию реактора», — подчеркнул Корнев.
С 1971 по 1981 год ВМФ СССР получил семь АПЛ проекта 705: четыре подлодки были построены в Ленинграде, три — в Северодвинске. Потерпевшая аварию К-63 была списана в 1978 году, остальные субмарины Минобороны вывело из состава флота в 1990 и 1996 годах. Позже все они были утилизированы.
Первая, она же последняя
Из семи запланированных «Акул» были построены шесть, последняя из которых была принята в состав флота в сентябре 1989 года. Корпусные конструкции седьмой лодки были разобраны в 1990 году.
ТК-202, ТК-12 «Симбирск» и ТК-13 были утилизированы в период с 2005 по 2009 годы при финансовой поддержке США. ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» в 2004–2006 годах были выведены в резерв флота из-за отсутствия боекомплекта и ныне также ожидают утилизации.
Единственный ракетоносец проекта «Акула», до сих пор остающийся в строю, — это та самая подлодка ТК-208, спущенная на воду 23 сентября 1980 года.
В 2002 году ТК-208 был присвоено наименование «Дмитрий Донской». Самый большой подводный ракетоносец в мире прошёл модернизацию по проекту 941 УМ и ныне переоборудован под ракетный комплекс «Булава». Именно с борта «Дмитрия Донского» осуществлялась большая часть испытательных пусков «Булавы». Предполагается, что ракетоносец и в дальнейшем будет использоваться в качестве испытательной платформы гидроакустических комплексов и систем вооружения, предназначенных для российских подводных лодок новейших типов.
Удар из глубины
В 50-е годы ВМС США разработали стратегию «реалистичного устрашения», действующую до сих пор. Упор в ней сделан на авианосные ударные группировки. Если где-то кого-то надо напугать, туда отправляют гигантский авианосец в окружении крейсеров, эсминцев и подлодок. Выглядит это реалистично. Ответ Советского Союза был асимметричным: вместо того, чтобы строить гигантские крейсеры для грандиозных морских боев, решили создать небольшие, но очень быстрые и хорошо вооруженные подлодки, способные подобраться к авианосцу и вывести его из строя ракетным залпом.
Субмарины той поры уже умели стрелять ракетами, но были вынуждены подниматься для этого на поверхность, что никак не годилось для борьбы с АУГ: пока всплывшая подлодка изготовится к стрельбе, ее изрешетят корабли сопровождения. Поэтому одной из первых задач, поставленных разработчикам «Анчара», было обеспечить старт ракет из-под воды.
В декабре 1959 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О создании новой скоростной подводной лодки». Ее главным конструктором стал академик Николай Исанин, один из самых засекреченных людей своего времени. В техзадании содержался запрет на использование уже имевшихся технологий и вооружений — все надо было выдумывать «с нуля». В К-162 воплощены 398 совершенно новых технических решений: от телеметрии до автоматических систем управления агрегатами.
Тактико-технические характеристики
Как выразился Начальник Управления Северного флота, впервые побывав на «Акуле»: — «Поместив её на всеобщее обозрение в качестве памятника, можно быть уверенным, что увидевшее её человечество навсегда избавится от идеи развивать войны».
Это объясняется даже не наличием огромного потенциала и современного вооружения скрытого от посторонних глаз, а внешним видом корабля и его ужасающими габаритами.
Ознакомиться с ними можно в таблице ТТХ приведённой ниже:
Наименование критерия | Величина |
Тип судна | ТРПКСН |
Скорость на поверхности, узел | 13 |
Скорость при погружении, узел | 26 |
Водоизмещение (над водой), т | 23 100 |
Водоизмещение (под водой), т | 49 000 |
Длина, м | 172,9 |
Ширина, м | 23,4 |
Высота, м | 23,4 |
Рекомендуемая глубина погружения, м | 400 |
Максимальная глубина погружения, м | 500 |
Экипаж/ офицерский состав | 160/ 52 |
Длительность автономного плавания, сутки | 180 |