Модификации
После испытаний у руководства флотом появилось предложение доработать комплекс таким образом, что бы появилась возможность его установки на надводные корабли, в результате чего был разработан комплекс РПК-6М.
Модифицированный вариант, предназначенный для надводного пуска, получил обозначение «Водопад-НК». В качестве носителя использовались сторожевые корабли проекта 11540, для чего на них в кормовой части устанавливались специальные пусковые установки. При пуске ракеты, имевшей обозначение 83РН или 84РН, у неё раскрываются рули, она погружается на несколько метров под воду, после чего производится запуск ракетного двигателя в стартовом режиме. После разгона ракета выходит из воды и двигатель переходит в маршевый режим, далее движение происходит аналогично базовому варианту.
Возможно, ведутся разработки ракеты 91Р, которая в дальнейшем послужила частичной основой для создания ракетного комплекса «Ответ».
Сравнительные характеристики ракето-торпедных комплексов
Сравнительные характеристики иностранных ракето-торпедных комплексов | ||||||||||
Модель | AUM-N-2 Petrel | RUR-5 ASROC | RUM-139 VLA ASROC | Ikara | Malafon | Otomat Milas | UUM-125 Sea Lance | Type 07 | CY-1 | Hong Sang Eo |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Изображение | ||||||||||
Разработчик | США | США | США | Австралия Великобритания | Франция | Франция Италия | США | Япония | КНР | Республика Корея |
Начало испытаний | 1951 | 1960 | 1986 | 1960 | 1966 | 1971 | 1982 | 1991 | ???? | 1999 |
Носители | Lockheed P-2 Neptune | USS Norfolk, типов Gearing, Spruance, Lütjens, Restigouche, фрегаты типа Knox, крейсера типа Belknap | типа Arleigh Burke, крейсеры типа Ticonderoga | Фрегаты типов River, Leander, типа Perth, Bristol | типов Surcouf, фрегаты типов La Fayette | Фрегаты типа FREMM типа Durand de la Penne, Type 212A | типов Akizuki, Asahi, Maya | типа фрегаты типов Type 053, Type 054, Type 039, Harbin SH-5вертолёт Harbin Z-9 | типов Chungmugong Yi Sun-sin, Sejong the Great | |
Калибр , мм | 571 | 324 | 324 | 324 | 533 | 324 | 324 | 324 | 324 | 324 |
Тип торпеды | Mark 21 Mod 2 | Mark 46 | Mark 46Mark 54 | Mark 44Mark 46 | L4 | MU90 Impact | Mark 50 | Type 12Type 97 | ET52Yu-7 | K745 ChungSang Eo |
Дальность, км | 32 | 9,7 | 28 | 19 | 13 | 35 | 65 | 30 | 20 | 19 |
Наведение | ||||||||||
Тип | фугасная | фугаснаяядерная | фугасная | фугаснаяядерная | фугасная | фугасная | фугасная | фугасная | фугасная | фугасная |
Сравнительные характеристики ракето-торпедных комплексов СССР и России | |||||||||
Модель | РПК-1 «Вихрь» | РПК-2 «Вьюга» | УРПК-3 «Метель» | РПК-6 «Водопад» | РПК-5 «Ливень» | РПК-7 «Ветер» | УРК-5 «Раструб-Б» | РПК-9 «Медведка»/«Метелица» | «Ответ» |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Изображение | |||||||||
Обозначение НАТО | FRAS-1 | SS-N-15 Starfish | SS-N-14 Silex | SS-N-16 Stallion | SS-N-16 Stallion | SS-N-27 Sizzler | |||
Начало испытаний | 1964 | 1965 | 1968 | н.д. | 1975 | 1975 | 1975 | 1978 | 2019 |
Носители | пр.1123 «Кондор»пр.1143 «Кречет» | пр. 705 «Лира»пр. 671 «Ёрш»пр. 671РТ «Сёмга»пр. 671РТМ(К) «Щука»пр. 971 «Щука-Б»пр. 661 «Анчар» | пр.1134А «Беркут-А»пр.1134Б «Беркут-Б»пр.1144 «Орлан» | пр. 671РТМ(К) «Щука»пр. 971 «Щука-Б»пр. 941 «Акула»пр. 945 «Барракуда»пр. 949 «Гранит» | пр. 11540 «Ястреб»пр.1124 «Альбатрос» | пр. 671 «Ёрш» | пр.1134А «Беркут-А»пр.1134Б «Беркут-Б»пр.1155 «Фрегат» пр. 1135 «Буревестник»пр.1144 «Орлан» | пр.1141 | |
Калибр , мм | 533 | 533650 | 533 | 400 | 282 | 400 | 400 | 324 | 533 |
Тип торпеды | АТ-2УМ | УМГТ-1 | УМГТ-1 | УМГТ-1 | МПТ-1УЭ | МПТ-1УММПТ-1УМЭ | |||
Тип ракеты | 82Р | Д-95АД-95Б81РА(81Р)Д-93У81РТ | 84Р | 83Р84Р | 87Р89Р | 88Р100РУ | 85РУ | 87Р | 91РЭ1 |
Дальность, км | 24 | 42 | 50 | 50 | 9,3 | 100 | 90 | 20,5 | |
Наведение | инерциальное | инерциальное | |||||||
Тип | ядерная | фугаснаяядерная | фугаснаяядерная | фугаснаяядерная | фугасная | фугаснаяядерная | фугаснаяядерная | фугасная | фугасная |
Внешние ссылки [ править ]
Внешнее видео |
---|
на YouTube |
vтеОбозначение НАТО для ракет России и бывшего Советского Союза | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Ракеты класса “воздух-воздух” ( полный список ) |
| ||||||
Ракеты класса “воздух-поверхность” ( полный список ) |
| ||||||
Противотанковые ракеты ( полный список ) |
| ||||||
Зенитные ракеты ( полный список ) |
| ||||||
Ракеты класса “земля-земля” ( полный список ) |
|
Эта статья по управляемым ракетам – незавершенная . Вы можете помочь Википедии, расширив ее . |
Обмен помехами
Важный элемент системы вооружения подводных лодок, определяющий исход подводной дуэли, – средства гидроакустического подавления (ГАП). В настоящее время значимыми для противоборства являются самоходные и дрейфующие имитаторы ПЛ и приборы активных помех. Первые воспроизводят физические поля подводных лодок, прежде всего акустические, а также отраженные сигналы эхолокации ГАС надводных кораблей и субмарин противника. Этим достигается отвлечение его сил на ложные цели или увод торпед в сторону. Самоходные имитаторы в большинстве случаев могут работать и в режиме постановщиков мощных активных гидроакустических помех, нарушающих работу ГАС противника и ГСН торпед. По размерам средства ГАП могут быть мало- (выпускаемыми из специальных устройств) или крупногабаритными (их выстреливают из торпедного аппарата).
Развитие средств ГАП идет непрерывно. Однако в открытой печати достоверные данные о новых разработках чрезвычайно скудны. По некоторым отчаянным статьям наших специалистов в этой области можно предполагать, что ситуация со средствами ГАП в нашем флоте весьма печальная: в основном наши ПЛ, в том числе самых новых проектов, оснащаются аппаратурой, разработанной в СССР еще в 70–80-е годы.
Эффективность средств ГАП определяется степенью соответствия имитируемых физических полей реальным, мощностью и спектром сигнала генерируемых активных помех, а также в значительной мере тактической ситуацией и способами применения. Можно предполагать, что при абсолютно точной имитации захват ГСН реальной или ложной цели будет равновероятен. Если имеются погрешности, шансы отведения угрозы от реальной подводной лодки станут снижаться пропорционально коэффициенту достоверности. То есть если выпущен один имитатор, то торпеда клюнет на него с вероятностью 0,4–0,6. Для менее эффективных устаревших устройств, в частности используемых, насколько можно судить по открытым публикациям, в нашем флоте, этот показатель при прочих равных условиях не превысит 0,3. С учетом этого примем, что вероятность срыва наведения торпеды на подводную лодку прибором активных помех при своевременной и тактически верной его постановке составит 0,3–0,6.
Анализ вероятной тактики лодок разных типов в подводном бою – предмет следующей статьи.
История
Постановление правительства СССР о разработке новейших атомных субмарин проекта 667БДРМ «Дельфин» (западное обозначение — Delta IV) увидело свет в 1975 г. Главным разработчиком стало ЦКБМТ «Рубин». Головной корабль этого проекта, К-51 «Верхотурье», был заложен на Северном машиностроительном предприятии (г. Северодвинск) в 1981 г.
Всего в период с 1984 по 1990 г. было построено семь подводных лодок этого типа: К-51 «Верхотурье» (введена в строй в 1984 г.), К-84 «Екатеринбург» (1985 г.), К-64/БС-64 (1986 г.), К-114 «Тула» (1987 г.), К-117 «Брянск» (1988 г.), К-18 «Карелия» (1989 г.) и К-407 «Новомосковск» (1990 г.).
По состоянию на 2013 г. пять субмарин проекта «Дельфин» находятся на вооружении флота Российской Федерации, они входят в 31-ю дивизию подводных лодок, приписанную к Северному флоту. Одна подлодка этого типа, К-84 «Екатеринбург», выведена на капитальный ремонт, другая, К-64/БС-64, проходит переоборудование в носитель глубоководных аппаратов.
РПК-6 Водопад – SS-N-16 STALLION (1981 г.)
ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)РПК-6 “Водопад”, ракеты 83Р, 84Р – SS-N-16 STALLIONРПК-6М “Водопад-НК”, ракеты 83РН, 84РН – SS-N-16 STALLION
Ракетный противолодочный комплекс. Создание комплекса начато ОКБ-9 (МКБ “Новатор”) по Постановлению СМ СССР от декабря 1969 г. Главный конструктор – Л.В.Люльев. Постановлением СМ СССР №302-116 “О развитии работ по созданию подводного оружия” от 4 мая 1976 г. оговаривались сроки завершения разработки комплекса и принятия его на вооружение. Для испытаний комплекса из ПЛ пр.633 переоборудованы опытовые ПЛ пр.633РВ С-49 (1973 г.) и С-11 (1982 г.) – лодки переоборудованы по типу пр.613РВ. На опытовых ПЛ пр.633РВ проведены заводские, летно-конструкторские и государственные испытания ракет. Комплекс принят на вооружение в 1981 г. Комплекс “Водопад” применяется из торпедных аппаратов подводных лодок, модификация комплекса РПК-6М “Водопад-НК” применяется из торпедных аппаратов – пусковых установок надводных кораблей.
Пусковая установка – штатные торпедные аппараты калибра 533 мм, выстрел с помощью сжатого воздуха с последующим включением стартово-маршевого двигателя ракеты.
Ракета комплекса:Конструкция – классическая твердотопливная ракета с отделяемой в конечной точке полета БЧ.
Система управления и наведение – система управления ракеты инерциальная разработки НИИ-25 Минавиапрома СССР, главный конструктор – А.С.Абрамов. Ракеты запускаются по целеуказанию от ГАК подводной лодки. Ввод полетных данных ракету осуществляется оборудованием АЭРВД-100. Органы управления – решетчатые рули, ракета управляется на всей траектории полета. Продолжительностью подводного стартового участка траектории регулируется дальность действия ракет комплекса.
– “Водопад” – после выхода из торпедного аппарата раскрываются решетчатые рули, включается РДТТ и ракета выходит из воды. Далее полет продолжается в атмосфере по баллистической траектории. По достижении точки прицеливания от ракеты отделяется боевая часть и приводняется на парашюте.
– “Водопад-НК” – после выхода из торпедного аппарата раскрываются решетчатые рули, ракета падает в воду, достигает глубины в несколько метров после чего включается РДТТ и ракета выходит из воды. Далее полет продолжается аналогично ракетам комплекса “Водопад”.
Двигатели – РДТТ, универсальный двухрежимный стартово-маршевый Тип топлива – смесевое топливо
ТТХ ракет:Калибр – 533 ммДлина – 8.2 м
Дальность действия – 37 км / до 50 км (по разным данным)
Типы БЧ:– ракета 84Р / РН – глуинная бомба с ядерной БЧ;Мощность заряда – около 200 ктГлубина погружения – около 200 м
– ракета 83Р / РН – торпеда УМГТ-1 – универсальная малогабаритная торпеда, разработчик – НПО “Уран” Минсудпрома СССР, главный конструктор – В.А.Левин. Испытания торпеды проводились на ПЛ пр.690 BRAVO. Система управления – акустическая активно-пассивная система самонаведения, радиус реагирования по активному каналу – 1500 м Источник энергии – серебряно-магниевая батарея активируемая морской водойКалибр – 400 ммСкорость максимальная – 41 уз
Модификации:– ракета 83Р – ракета с БЧ – торпедой для вооружения подводных лодок;
– ракета 83РН – ракета с БЧ – торпедой для вооружения надводных кораблей;
– ракета 84Р – ракета с БЧ – глубинной бомбой с ядерным зарядом для вооружения подводных лодок;
– ракета 84РН – ракета с БЧ – глубинной бомбой с ядерным зарядом для вооружения надводных кораблей;
– ракета 91Р – ракета с БЧ – торпедой, упоминается в описании СКР пр.11540 – т.е. является вариантом ракеты ПЛРК для надводных кораблей.
Носители:– “Водопад” – подводные лодки ВМФ разных проектов.
– “Водопад-НК”:– ракетный крейсер пр.11442
– ракетный крейсер пр.1164
– БПК пр.11551 “Адмирал Чабаненко” – 2 х 4 универсальные торпедные пусковые установки
– СКР пр.11540 “Неустрашимый” – по 3 неподвижные бортовые универсальные торпедно-ракетные пусковые установки на борт;
голоса
Рейтинг статьи
Применение на учениях и на боевом дежурстве
К сожалению, информации об использовании подводных лодок проекта 945 в составе советских военно-морских сил очень мало. Известно лишь, что головной корабль этой серии, К-239 «Карп», начиная с момента своего вступления на боевую службу (а это произошло 21 сентября 1984 года), на протяжении последующих четырех с половиной лет эксплуатировался в усиленном режиме. Это дополнительное испытание позволило подтвердить все заявленные характеристики субмарины.
На страницы западных СМИ новая лодка попала еще до принятия на вооружение, летом 1984 года, когда К-239 удалось каким-то образом сфотографировать. Американские эксперты оценили советскую субмарину очень высоко, хотя достоверных сведений о ней они тогда еще не имели.
Новое в блогах
Фото: ИТАР-ТАСС/Роман Яровицын
Военно-морской флот России решил вернуть в строй уникальные подводные лодки проекта 945 «Барракуда», корпус которых выполнен из титана. Титановые лодки создавали в 1980-е годы, поскольку они более прочные, не притягивают магнитные мины. Но из-за дороговизны титана, который в несколько раз дороже стали, после распада СССР от строительства титановых лодок решили отказаться.
Как рассказал «Известиям» высокопоставленный источник в главкомате ВМФ, решение восстановить «Барракуды» было принято в январе на совещании с главкомом ВМФ Виктором Чирковым.
— Это было не спонтанное решение, мы его тщательно просчитали и пришли к выводу, что восстановить лодки экономически целесообразнее, чем утилизировать, — пояснил собеседник «Известий».
Сейчас в составе флота четыре титановые атомные подводные лодки (если не считать мини-лодок для глубоководных исследований): две проекта 945 «Барракуда» — К-239 «Карп» и К-276 «Кострома» и две титановые лодки модернизированного проекта 945А «Кондор» — К-336 «Псков» и К-534 «Нижний Новгород».
Главная мишень «Барракуд» и «Кондоров» — авианосцы и подводные лодки. Для их уничтожения используются торпеды, которые выстреливают из двух 650-мм торпедных аппаратов и четырех 533-мм. В отличие от «Барракуд» «Кондоры» могут стрелять ядерными крылатыми ракетами «Гранат» и погружаться на 50 м глубже — до 600 м. От воздушных атак лодки могут отстреливаться зенитными ракетами «Игла».
Все лодки входят в состав 7-й дивизии подводных лодок Северного флота (п. Видяево), но «Карп» с 1994 года находится на судоремонтном в ожидании восстановления.
Контракт на ремонт первых двух лодок подписан со «Звездочкой». Согласно документу, завод должен провести средний ремонт с модернизацией. Как рассказал «Известиям» один из топ-менеджеров «Звездочки», на лодках заменят ядерное топливо и всю электронику, а механические части проверят и отремонтируют. Кроме того, ремонт проведут и на ядерных реакторах.
— По графику до конца апреля лодка К-239 «Карп» должна быть передана с баланса флота на баланс завода. К этому времени должна быть проведена дефектовка и утвержден проект работ. Сами работы начнутся уже летом и будут продолжаться в течение 2–3 лет, по оптимистичному сценарию. Возможно, сроки затянутся, поскольку пока не все понятно с поставщиками комплектующих. После «Карпа» поставим на ремонт «Кострому», — пояснил представитель «Звездочки».
Он добавил, что, несмотря на возраст, корпуса титановых лодок «в отличном состоянии».
— Титан в отличие от стали не подвержен коррозии, поэтому если снять резиновое покрытие, которое поглощает шум, корпуса там как новенькие, — добавил судоремонтник.
По предварительным данным, титановые субмарины получат новые гидроакустические станции, боевые информационно-управляющие системы, радары с радиотехнической станцией разведки, навигационную систему на базе ГЛОНАСС/GPS. Кроме того, на лодках поменяют системы вооружения и научат их стрелять крылатыми ракетами от комплекса «Калибр» (Club-S), в том числе по наземным целям.
Прочность титановых лодок была продемонстрирована в 1992 году, когда АПЛ «Кострома» столкнулась в Баренцевом море с американской субмариной типа «Лос-Анджелес». Российский корабль получил небольшие повреждения рубки, а американскую лодку пришлось списать.
Независимый военный эксперт, автор книг по истории Военно-морского флота Дмитрий Болтенков в интервью «Известиям» назвал АПЛ с титановым корпусом национальным достоянием.
— Восстановление группировки многоцелевых атомных подводных лодок — это одна из самых важных программ флота. К сожалению, ходовых лодок из общего количества едва ли треть, так что возвращение проекта 945 — бесспорно, хорошая новость. Благодаря титановому корпусу эти лодки могут служить до 100 лет, — сказал он.
Экс-начальник главного штаба ВМФ Виктор Кравченко, в свою очередь, пояснил, что восстанавливать лодки, построенные в 1980-х годах, — не самое правильное решение.
— Современные сорта стали позволяют лодкам выдерживать такую же глубину, как и титановым. Поэтому особого преимущества, как в советские годы, у титановых лодок перед стальными нет. Я считаю, что лучше бы построили новые, у них ресурс был бы значительно больше, — пояснил Кравченко.
Ожидается, что после ремонта все четыре атомные субмарины вернутся в состав 7-й дивизии подводных сил Северного флота и будут базироваться в Видяево.
В первом погружении
Возможности различных сил в противодействии подводным лодкам – одна из самых скупо представленных в открытой печати сфер. В значительной мере это связано с тем, что сам процесс поиска субмарины и последующего боя с ней более подвержен случайностям, нежели решение других основных задач вооруженной борьбы на море. Менее всего информации о вероятном исходе поединка двух подводных лодок. Между тем без его оценки невозможно сравнить субмарины разных стран, как и определить способность флотов решать задачи противолодочной борьбы.
На исход подводного боя решающим образом влияют четыре основных фактора: физические поля противников, гидроакустические условия, возможности средств поиска, а также систем противолодочного вооружения и гидроакустического подавления (ГПД).
Атомная подводная лодка «Псков» проекта 945А «Кондор»
«Псков» после завершения ремонта | Атомная подводная лодка «Псков» |
Атомная подводная лодка «Псков» является второй в серии из двух АПЛ проекта 945А «Кондор» (по классификации НАТО — «Sierra -II»), которая была построена на в Горьком для ВМС России. Головной является Б-534 «Нижний Новгород», которая была введена в строй 26 декабря 1990 года.
Проект 945А «Кондор» представляет собой развитие проекта 945 «Барракуда». Как и АПЛ проекта 945, имеют титановый корпус. По уровню таких демаскирующих признаков как шумность и магнитные поля стали самыми малозаметными на Советском флоте.
АПЛ данного проекта предназначена для слежения за стратегическими подводными лодками и авианосными ударными группами вероятного противника и гарантированного уничтожения их при начале конфликта.
АПЛ «Псков» была заложена под именем «К-336» (строительный номер 3004) на судостроительном по проекту КБ «Лазурит» 29 июля 1989 года. С 03 июня 1992 года была переименована в «Б-336». Спущена на воду 28 июля 1992 года. С 06 апреля 1993 года была переименована в Б-336 «Окунь». Введена в строй 14 декабря 1993 года. 21 января 1994 года включена в состав 6-й дивизии 9-й эскадры подводных лодок Северного флота. 01 октября того же года вошла в состав 7-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок СФ.
Бортовые номера: 879 (2000 год), 663 (2007 год).
Основные характеристики: Водоизмещение надводное 6400 тонн, подводное 9100 тонн. Длина наибольшая по КВЛ 110,5 метра, ширина корпуса наибольшая 12,2 метра, высота 16,1 метра, средняя осадка по КВЛ 9,4 метра. Скорость надводная 14 узлов, подводная 33,5 зла. Рабочая глубина погружения 480 метров, предельная — 600 метров. Экипаж 59 человек.
Силовая установка: Один водо-водяной реактор ОК-650Б (190 МВт). 4 парогенератора, 2 турбогенератора, 1 главный винт, 2 группы аккумуляторных батарей, 2 дизель-генератора ДГ-300 по 750 л.с. с запасом топлива на 10 суток, 2 двигателя малого хода по 370 кВт, два винта малого хода.
Вооружение:
Торпедно-минное вооружение: ТА 6×533 мм, пусковые установки крылатых ракет «Гранат».
ПВО: 8 пусковых установок переносного зенитно-ракетного комплекса 9К310 «Игла-1»/9К38 «Игла».
03 апреля 1996 года приказом Главнокомандующего Военно-морским флотом переименована в «Псков». Шефство города Пскова над большой атомной подводной лодкой «Псков» началось 19 марта 1996 года.
В сентябре — ноябре 1998 года атомоход выполнил первую боевую службу на оценку «отлично».
С 2011 года по 2020 год проходила ремонт на судоремонтном .
16 декабря 2013 года на Северный флот прибыла группа воспитанников псковского военно-патриотического клуба «Юный моряк-подводник» центра внешкольной работы «Патриот». В течение нескольких дней школьники пробудут в гарнизоне подводников Видяево и посетят подшефную атомную подводную лодку «Псков».
По сообщению от 15 марта 2014 года была выведена из эллинга.
28 декабря 2020 года АПЛ «Псков» вышла из акватории завода в направлении основного пункта базирования. За время нахождения на судоремонтном предприятии на атомоходе был выполнен комплекс работ, позволяющий значительно продлить технический ресурс подводного корабля и продолжить его дальнейшую эксплуатацию в условиях Арктики.
Добавить в закладки:
РПК-2 Вьюга, ракета 81Р — SS-N-15 STARFISH
ДАННЫЕ НА 2018 г. (стандартное пополнение)РПК-2 «Вьюга», ракета Д-90 / 81Р / 81РА / «Вьюга-53» — SS-N-15 STARFISH
Ракетный противолодочный комплекс для применения с подводных лодок. По идеологии комплекс подобен противолодочному комплексу Subrock (США) и создавался по аналогии с ним. Разработка комплекса начата по Постановлению Совета министров СССР №111-463 от 13 октября 1960 г. «О создании новых противолодочных ракетных комплексов». Разработка изначально велась под шифром Д-90 в ОКБ-9 (г.Свердловск), генеральный конструктор — Федор Федорович Петров, ведущий конструктор — Н.Г.Кострулин. Вариант ракеты калибром 533 мм получил обозначение Д-90С («спецзаряд»). В ОКБ-9 разработан эскизный проект ракеты с решетчатыми рулями, двигатель для ракеты, проведены экспериментальные исследования — были получены положительные результаты испытаний по движению на начальном участке, на переходном участке и на воздушном участке (источник). План проведения экспериментальных исследований и разработки эскизного проекта комплекса «Вьюга» (тема Б-XII-54) утвержден 31.01.1961 г. ВПК при Совмине СССР. Разработку ядерной боевой части вело ВНИИА (главный конструктор А.А.Бриш), разработка системы управления ракет велась НИИ-25 (позже переименовано в НИИП, главный конструктор А.С.Абрамов). Разработка испытательных стендов В-1 (переработанный плавстенд ПСД-4 от ракеты Р-21) и опытовой подводной лодки для проведения испытаний велась СКБ-143 (главный конструктор А.В.Кутейников).
Для комплекса создавалось два типа ракет с разными ТТХ — для пуска из 533 мм торпедных аппаратов «Вьюга-53» / 81РА и для 650 мм ТА — «Вьюга-65» / 81РТ. Расшифровка обозначений: «РА» — ракета атомная, «РТ» — ракета с торпедой. В первую очередь была начата разработка комплекса «Вьюга-65» как более сложного.
План график испытаний ракеты калибра 533 мм принят в 1963 г. после утверждения эскизного проекта. 20 июля 1964 г. по решению ВПК при Совмине СССР в связи с неудовлетворительными результатами работы по комплексу вместе с группой конструкторов (ОКБ-9-II) переведены в ОКБ-8 (г.Свердловск, позже — ОКБ «Новатор»), главным конструктором комплекса назначен Л.В.Люльев. Перевод темы в ОКБ-8 закреплен решением ВПК от 28 января 1965 г.
Услышь портрет
В бою из всего спектра физических полей практическое значение имеют только собственные шумы подводных лодок. Основных диапазонов два – высокочастотный и низкочастотный, инфразвуковой.
Первый, в пределах нескольких килогерц, наиболее важен для противолодочной борьбы, поскольку позволяет обнаруживать и определять местоположение и параметры движения субмарины с точностью, достаточной для применения оружия. Небольшая длина волн этого диапазона позволяет создавать гидроакустические антенны с узкой диаграммой направленности. Соответственно пеленг подводной цели достаточно точен. Однако дальность распространения волн в этом диапазоне существенно меньше. Потому шумы низкой частоты имеют значение главным образом для первичного обнаружения подводной цели с последующим ее допоиском.
Важно отметить, что с точки зрения спектра излучаемых шумов в мире нет одинаковых технических устройств, все они имеют специфические признаки. Звуковой спектр каждой подводной лодки уникален, как отпечатки пальцев, и его принято называть шумовым портретом ПЛ
Поэтому одной из важнейших задач противолодочной борьбы считается выявление шумовых портретов субмарин противника.
Атомных подводных лодок первого поколения в мире не осталось. Однако второе поколение и приравненное к нему еще есть – в частности новейшие китайские атомные подводные лодки можно отнести лишь к этой генерации. Сохраняются в строю атомоходы второго поколения во Франции, Великобритании и России. Отличительная черта шумового портрета этих подлодок – существенный уровень высокочастотной составляющей при значительной шумности в инфразвуковом диапазоне. Третье поколение, составляющее в настоящее время основу подводных сил России и США (наши корабли пр. 971 и американские типа «Лос-Анджелес»), характеризуется снижением шумности во всех диапазонах. Причем в высокочастотном диапазоне на минимально малошумных ходах – до уровня ниже фона морской среды. На вооружение наиболее передовых флотов начинает поступать четвертое поколение. В России это проект 885, в США – тип «Вирджиния». Помимо дальнейшего значительного снижения шумности этих подлодок за счет перехода к полному электродвижению, у них появляется возможность управления своими «портретами». Советские подводные лодки второго поколения значительно уступали американским по скрытности. Корабли поколения, условно говоря, «два плюс» – проекта 671РТМ – уже сравнялись по шумности со «Стердженами». А начиная с проекта 971 наши субмарины не уступают по части скрытности американским соответствующего поколения.
Ключевую роль, определяющую ход и исход подводной дуэли, играют гидроакустические условия. При этом среда далеко не однородна. Локальные зоны более прохладной или, наоборот, теплой воды образуют пространственные формы, искажающие траектории распространения звуковой энергии. Имеют место отражения от дна и водной поверхности, которые создают помехи и одновременно могут способствовать увеличению дальности распространения звука.
В числе таких неоднородностей прежде всего следует выделить слои скачка и подводные звуковые каналы – ПЗК. Первые работают подобно экранам, отражающим звуковую энергию. Если две подводные лодки находятся по разные стороны слоя скачка, одна глубже, а другая выше, то в силу специфики распространения звуковой энергии фактически вне зависимости от энергетического потенциала средств поиска и шумности сторон дальность их взаимного обнаружения может лежать в пределах от двух-трех до пяти – восьми километров и более в зависимости от величины вертикальных градиентов. Иная картина складывается в ПЗК, в котором звуковая энергия канализируется, распространяясь на огромные расстояния. При этом дальность обнаружения подводных лодок, находящихся в пределах ПЗК, может в десятки и даже сотни раз превышать расчетную по энергетическим характеристикам. Поэтому жесткой связи между энергетическим потенциалом ГАС и шумностью цели нет. Однако совершенно очевидно, что вероятность обнаружения в дальней зоне гидроакустическим комплексом с большими возможностями шумной цели существенно выше.
Конструкция
В проекте «Дельфин» использовались новейшие разработки в области вооружения, снижения гидроакустической заметности, а также систем управления и обнаружения. В конструкции широко применяются различные звукоизолирующие, амортизирующие и вибропоглощающие устройства. Корпус корабля покрыт шумопоглощающим материалом.
В качестве главной двигательной установки на подлодках проекта «Дельфин» установлены два ядерных реактора типа ВМ-4СГ совокупной мощностью 180 МВт, питающих две паровые турбины общей мощностью 60 000 л. с. Кроме того, имеется два дизельных генератора ДГ-460 мощностью по 460 кВт. Для уменьшения шумности на подводных лодках устанавливаются два компактных электродвигателя мощностью по 225 л. с. каждый, осуществляющих экономичных ход.