Российские фрегаты проекта 11356 РМ

История создания и конструкция

Одними из самых многочисленных океанских кораблей в советском военно-морском флоте были сторожевики проекта 1135. Этот тип фрегата был разработан ещё в 60-е годы, а с 1970 года было построено более 40 кораблей. Разумеется, командование предвидело необходимость разработки новых сторожевиков. Проект 1135 разрабатывался под уже устаревшие образцы вооружения, как правило – более тяжёлые и громоздкие чем новейшие. Не было на СКР и вертолётной площадки.

Первые варианты проекта будущего «Ястреба» прорабатывались уже в 1975 году. Шесть лет спустя постройка сторожевиков проекта 11540 была включена в очередной пятилетний план. Первоначально ожидалось, что головной корабль вступит в строй в 1986 году, но постоянная доработка проекта привела к тому, что в 1987 году удалось только приступить к закладке. Строить «Ястребы» должны были в Калининграде.

Первоначальный проект предполагал использовать в конструкции лёгкие сплавы, но анализ войны на Фолклендах привёл к отказу от такого решения.

Традиционно в советском флоте для снижения радиолокационной заметности применяли надстройки со скошенными гранями и наклонёнными поверхностями. На «Ястребах» ради максимального использования внутренних объёмов от такого решения отказались, но надстройки получили характерные изломы в виде гофра.

Силовая установка состоит из 2 маршевых газовых турбин М-70 и 2 форсажных М-90. Каждая пара турбин в нормальных условиях вращает один вал из двух, но в принципе каждый двигатель имеет возможность работать на два вала. В случае выхода из строя турбин системы корабля обеспечивают электричеством 2 дизель-генератора. Для улучшения мореходности и обитаемости «Ястребы» имеют успокоители качки и бортовые кили. При этом максимально плотная компоновка всё-таки привела к тесноте в жилых помещениях.

Эксплуатация

В последние годы существования СССР в Калининграде заложили три корабля проекта – «Неустрашимый», «Неприступный» и «Туман». Достроить и сдать в эксплуатацию успели только «Неустрашимый». Постройка его «систершипов» фактически остановилась.

Только после некоторого улучшения экономической ситуации, в 2003 году, было решено достроить второй корабль, к этому времени сменивший названия.

«Туману» повезло меньше всех. Этим фрегатом пытались заинтересовать зарубежных покупателей, даже был подготовлен проект достройки по изменённому, «экспортному» проекту. Однако покупателей не нашлось. После достройки «Ярослава Мудрого» заниматься «Туманом» тоже не стали, заявив, что ещё один фрегат «не вписывается в стратегию развития» и потому попросту не нужен. Сообщалось, что в 2016 году корпус «Тумана» всё же решили утилизировать.

В 2008 году «Неустрашимый» получил долю мировой известности – его направили на патрулирование у берегов Сомали для защиты торговых судов от пиратов. Там он минимум трижды применял оружие, отбивая пиратские атаки. В 2010 и 2013 годах боевые дежурства в Аденском заливе продолжились. В настоящее время сторожевик находится на ремонте. В 2016 году бороться с пиратами отправился и «Ярослав Мудрый», но к этому времени их активность снизилась, и столь широкого освещения в СМИ этот поход не получил.

Современная жизнь сторожевиков проекта 11540

В нынешних условиях сторожевые корабли типа «Ястреб» представляют собой единичный случай. Вместо массового выпуска, флот увидел только два готовых корабля. Первенец серии СКР «Неустрашимый» сегодня стоит на ремонте. Введение в строй запланировано на конец 2020-начало 2020 года.

Последующая постройка кораблей типа «Ястреб» признана нецелесообразной, ввиду появления новых технических и новаторских тенденций в развития флота. Сегодня делается ставка на строительство другого класса кораблей – корветов. Новые суда имеют меньшие размеры, однако по технической оснащенности и совершенству навигационного оборудования призваны решать больший круг боевых задач.

Оценка проекта

Решение о строительстве многоцелевых сторожевых кораблей этого типа вызвало неоднозначную реакцию. С одной стороны, ряд специалистов указывает на то, что одновременно российский флот заказывает корабли сразу двух типов — фрегаты проекта 22350 и сторожевые корабли проекта 11356, что противоречит ранее провозглашённой политике стандартизации. Действительно, «разнотипье» оборачивается увеличением расходов на содержание и ремонт кораблей. Это подтверждено отечественной и мировой практикой.

С другой стороны, фрегаты проекта 22350 — корабли новые, и, несомненно, потребуется время для окончательной доводки всех их систем. Как показывает отечественная практика, процесс этот по разным причинам, начиная от недостаточного финансирования и кончая недобросовестностью некоторых контрагентов, может затянуться на годы. Фрегаты же проекта 11356 освоены промышленностью: шесть кораблей этого проекта для ВМС Индии построены Балтийским заводом и Судостроительным заводом «Янтарь» и успешно эксплуатируются. Конечно, российские фрегаты будут отличаться от индийских. Как отметил главный конструктор проекта Вилор Перевалов: «корпус — такой же, а вот начинка вся — отечественного производства».

Второй веский аргумент в пользу проекта 11356 — эти корабли предназначены именно для Черноморского флота. В их задачи будут входить демонстрация Андреевского флага в Средиземном море и участие в антипиратских операциях. Разумеется, они способны выполнять оборонительные и ударные миссии в Чёрном море и прилегающих к нему акваториях. В то время как фрегаты проекта 22350 больше подходят для службы на Северном и Тихоокеанском флотах.

Следует обратить внимание и на то, что сторожевые корабли проекта 11356 — по сути, ни что иное, как глубокая модернизация сторожевых кораблей проектов 1135 и 1135М «Буревестник», которые с 1968 года большой серией строились на «Янтаре» (18 единиц), а также пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 «Нерей». Военно-Морской Флот Российской Федерации и Береговая охрана Пограничной службы ФСБ России (морские части КГБ СССР) в общей сложности получили 39 кораблей этого семейства. Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков

Большая часть «буревестников» уже отправлена на слом. Только два корабля — «Ладный» и «Пытливый» на Черноморском флоте ВМФ России — в строю (по состоянию на февраль 2018 года). По-прежнему дальневосточные рубежи охраняют два «Нерея» — «Дзержинский» и «Орёл» (быв. «Имени XXVII съезда КПСС»).

Их отменные мореходные качества и хорошие условия обитаемости завоевали симпатии у моряков. Большая часть «буревестников» уже отправлена на слом. Только два корабля — «Ладный» и «Пытливый» на Черноморском флоте ВМФ России — в строю (по состоянию на февраль 2018 года). По-прежнему дальневосточные рубежи охраняют два «Нерея» — «Дзержинский» и «Орёл» (быв. «Имени XXVII съезда КПСС»).

Сторожевые корабли проекта 11356Р фактически созданы на основе «бюджетного» фрегата для Индийского ВМФ 11356. Данный проект построен в основном на технологиях и системах вооружения 1990-х годов, что по замыслу заказчиков в ВМФ РФ должно было ускорить строительство и введение в строй. Более того, даже по сравнению с индийскими 11356 часть систем была снята, например 11356Р лишился буксируемой ГАС. Другая часть была заменена упрощёнными аналогами, в частности установлена устаревшая подкилевая ГАС (максимальная дальность обнаружения МГК-335 12 км, против 15 км у не самой современной APSOH в индийской версии, ГАС «Заря» на пр.20380/22350 от 18 до 45 км), не самый современные ЗРАК «Каштан» заменены на ещё более устаревшие АК-630М. На фрегатах пр. 11356 имеется ракетный комплекс Калибр-НК. Средства ПЛО (торпедные аппараты) и противоторпедной обороны РБУ-6000 (РГБ-60, 90Р, 90Р1) имеют избыточную массу и пониженные ТТХ, например по сравнению с комплексом «Пакет-НК». ЗРК 3С90М1 + 9М317М менее совершенна по ТТХ и массе в сравнении с ЗРК «Редут» на фрегатах проекта 22350. БИУС «Требование-М», установленная на 11356, уступает по возможностям автоматизации БИУС «Сигма» фрегатов 22350 и корветов проекта 20380. Конструкция фрегата 11356 не отвечает современным требованиям радиолокационной малозаметности.

В целом, если сторожевики проектов 1135 и 1135М имеют главным образом противолодочную специализацию, то фрегаты проекта 11356 — фрегаты ПВО (радиус зоны обороны до 70 км) с ограниченными ударными возможностями. По большинству параметров (кроме цены) фрегаты 11356, задуманные как переходное, временное и «бюджетное» решение, значительно уступают фрегатам пр. 22350,а в чем-то, и даже корветам пр. 20380/20385.

История, предшествующая проекту 11356

Никак не обойтись без упоминания начало 90-х, когда рушилось всё, и оборона страны перестала волновать новоявленных «лидеров». Работы по модернизации проектов 11350 (11350М Буревестник и 11351 Нерей) были под угрозой. Выручила Индия, заключив с нами контракт на 1 млрд. $, это дружеское государство закупило сразу 3 новейших 11356-х, выделив наперёд деньги для разработки, первый назван «Тальвар». Новый сторожевой корабль для Индии, но уже с отечественной электроникой, обновлёнными пусковыми установками и более совершенными ракетами, доработанный до уровня 22350 – это сегодняшний фрегат 11356 для ВМС РФ.

Главный конструктор Вилор Перевалов. Проект разработан ПКБ Северным в Санкт-Петербурге. Ввиду того, что проект 22350 затягивался, в 2010 году было принято решение ускорить программу перевооружения и усилить ВМС РФ проектами 11356, так появилась идея российского 11356-го. С возвращением Крыма в состав России в 2014 году, Черноморский флот пополнится 6 фрегатами, а не 3-мя, как планировалось ранее. Ещё 3 таких проекта нужны Балтийскому флоту.

Вооружение

Вооружение включает в себя восемь ячеек в одной УВП 3С14, универсальную автоматическую 100-мм артиллерийскую установку А-190, УВП 3С90М1 (содержащая 24 9М317М), две шестиствольные скорострельные 30-мм установки АК-630М. Противолодочную и противоторпедную защиту обеспечивают два двухтрубных 533-мм торпедных аппарата и РБУ-6000.

УКСК 3С14

Вертикальная пусковая установка 3С14, установленная на кораблях проектов 11356 и 21631, имеет усеченные возможности и позволяет размещение только ракет семейства «Калибр» 3М14, то есть не позволяет размещение ПКР Оникс, в отличие от аналогичных УКСК на кораблях проектов , и 1144.2М.

Точная дальность полёта ракет семейства Калибр в неэкспортном варианте до сих пор официально не озвучена. По сообщениям в СМИ, ракеты Калибр могут поражать надводные и наземные цели на дальностях до 375 км и 2600 км соответственно. В боевой обстановке комплекс Калибр применялся кораблями Каспийской флотилии для нанесения ударов по объектам террористических группировок в Сирии на дальностях до 1500 км.

Артиллерийский комплекс

Артиллерийская установка А-190 на корвете «Стерегущий»

Для стрельбы по воздушным и морским целям на сторожевом корабле установлен новейший одноорудийный артиллерийский комплекс 100-мм калибра, обеспечивающий при минимальном времени реакции высокую эффективность стрельбы по воздушным, морским и береговым целям. Состоит из одноорудийной артиллерийской установки А-190 и системы управления стрельбой 5П-10.

Артустановка разработана нижегородским ЦНИИ «Буревестник» и производится на его мощностях в кооперации с ОАО «Мотовилихинские заводы». На сегодняшний день это самая скорострельная морская пушка данного калибра. При 2-сторонней подаче боеприпасов А-190 производит 80 выстрелов в минуту и обеспечивает эффективную дальность стрельбы на расстоянии около 20 км.

С целью постановки на корабли третьего ранга (водоизмещением до 2000 тонн) пушка выполнена в облегченном варианте. А-190 весит в 2,5 раза меньше по сравнению с выпускаемой ранее артустановкой А-214, масса которой без боекомплекта составляла 35,7 тонны.

Система управления стрельбой 5П-10 «Пума» (разработка — КБ «Аметист», производство ОАО «РАТЕП») обеспечивает поиск, захват и сопровождение целей в автоматическом режиме.

Информационно-управляющая система

Сбор и обработку информации, а также выдачу целеуказания всем комплексам вооружений и обороны сторожевого корабля обеспечивает боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Требование-М». Специально для корабля данного проекта БИУС «Требование-М» разработало и поставило АО «НПФ „Меридиан“» (С.- Петербург).

«Требование-М» самостоятельно формирует задачи для всех общекорабельных комплексов вооружения, исходя из ситуации опасности: определяет количество пусков и выстрелов, отображает информацию о состоянии боевых средств корабля, передает информацию системам защиты. Система способна обрабатывать информацию, поступающую одновременно от 250 источников.

Зенитный ракетный комплекс средней дальности

УВП 3С90М1 и ЗУР 9М317М

Многоканальный зенитный ракетный комплекс средней дальности используется для отражения массированных атак воздушного противника (на каждую цель может одновременно наводиться до трёх ракет 9М317М). Ожидается, что комплекс будет способен поражать воздушные цели, летящие со скоростью до 3 км/с на дальностях от 2,5 до 70 км и высотах от 15 м до 35 км.

По требованию предыдущего главкома ВМФ, состав ПВО кораблей неоднократно пересматривался.

Зенитный артиллерийский комплекс

На отечественных кораблях представлен двумя установками АК-630М, расположенными по бортам у ангара. Первые три корабля для ВМФ Индии вооружались ЗРАК «Каштан»,а последующие три вооружены АК-630М.

Противолодочное оружие

РБУ-6000

2 спаренных 533мм торпедных аппарата ДТА-53-11356-2, одна реактивная бомбометная установка РБУ-6000; предназначено для борьбы с подводными лодками противника.

Радиоэлектронное и гидроакустическое вооружение

Радиолокационное (РЛС типа «Фрегат-М2М») обеспечивает обнаружение целей, определение их координат и сопровождения.

Средства управления оружием — 4 РЛС управления зенитным оружием,РЛС 5П-10 управления артиллерийской установкой.

Вооружение РЭБ — 2-4 ПУ ложных целей ПK10, система противоторпедной защиты «Удав» и другие, служит для противодействия средствам поражения противника.

Авиационное вооружение

Противолодочный вертолёт Ка-27ПЛ или Ка-31, служит для выполнения разведывательных и других задач в ходе борьбы с подводными лодками противника. Для этого сторожевой корабль оборудован ангаром и взлетно-посадочной площадкой.

Служба

С 6 мая по 9 июня 2016 года фрегат совершил межфлотский переход в Севастополь, в ходе которого, совместно с морским буксиром ВМФ России «Виктор Конецкий», посетил порт островного государства Мальта и отработал в Средиземном море действия по поиску и обнаружению подводных лодок совместно с дальним противолодочным самолетом Ту-142М3.

В июле 2016 года корабль вышел в Чёрное море для учений с артиллерийскими стрельбами по морскому буксируемому щиту и сбрасываемой авиационной мишени, а также с отработкой нанесения ракетного удара в морском бою и обороны от средств воздушного нападения условного противника.

25 июля 2016 года корабль прибыл в Новороссийск и ошвартовался в Морском порту для участия в международном этапе конкурса «Кубок моря-2016» (проводимый в рамках «Армейских международных игр — 2016»).

С 24 по 27 августа 2016 года принимал участие в проходящих в морских полигонах Чёрного моря учениях по поиску и уничтожению «вражеской» подлодки. Подлодка проекта 636.3 «Ростов-на-Дону» выполняла роль субмарины условного противника.

24 сентября 2016 года вышел из Севастополя в дальний средиземноморский поход, во время которого совершил деловые заходы на греческие острова Корфу и Лефкада. Планируется, что на Лефкаде черноморцы примут участие в церемонии открытия бюста адмирала Фёдора Ушакова.

3 октября 2016 года, экипаж корабля завершил программу участия в мероприятиях XV общественного форума «Русская неделя на Ионических островах» и к 6 октября 2016 года, корабль вернулся к месту постоянного базирования в Севастополь.

26 декабря 2016 года участвовал в поисково-спасательной операции после крушения Ту-154 под Сочи.

С 3 по 4 апреля 2017 года участвовал в совместных военно-морских учениях с ВМС Турции (фрегат Barbaros и противолодочный корвет Büyükada). В ходе неофициального визита командующий ВМС Турции адмирал Вейсел Кёселе в сопровождении командующего Черноморским флотом РФ адмирала Александра Витко посетил фрегат «Адмирал Григорович».

С 8 апреля — несёт службу в составе постоянной группировки ВМФ России на Средиземном море возле Сирии.

12 июля 2017 года завершил выполнение задач в составе постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море и прибыл в Севастополь. Общая продолжительность похода корабля превысила 4 месяца.

30 июля 2017 года принял участие в прошедшем в Севастополе параде в честь празднования дня ВМФ России.

6 сентября 2017 года принял участие в плановых командно-штабных учениях (КШУ) проводившихся в полигонах боевой подготовки флота на Чёрном море.

14 сентября 2017 года принял участие в мероприятиях по боевой подготовке, в ходе которых отработал взаимодействие с лётчиками отдельного морского смешанного авиационного полка с использованием вертолётов Ка-27 в противолодочном и спасательном вариантах, которые выполнили порядка 10 взлётов и посадок на борт корабля. В полигоне боевой подготовки фрегат огнём корабельной артиллерии поразил воздушные и морские мишени, а также уничтожил «плавающую мину».

С 19 сентября 2017 года участвовал в заводских ходовых испытаниях по взаимодействию с малым ракетным кораблём «Вышний Волочёк».

25 сентября 2017 года прошёл через Черноморские проливы и вошёл в Средиземное море для несения службы в составе постоянной группировки ВМФ России на Средиземном море.

1 октября 2017 года завершил пребывание в порту Керкира на греческом острове Корфу, где экипаж принимал участие в мероприятиях XVI общественного форума «Русская неделя на Ионических островах».

4 октября 2017 года прибыл в Севастополь.

1 декабря 2017 года вышел из Севастополя для выполнения задач в составе постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море.

20 декабря 2017 года по сообщению пресс-службы Южного военного округа в ходе работы авиации на фрегате «Адмирал Григорович» в Средиземном море прошли тренировки корабельных расчётов авиационного комплекса корабля, обеспечивающих полёты вертолета Ка-27ПЛ.

2 марта 2018 года по сообщению пресс-службы Черноморского флота экипаж фрегата «Адмирал Григорович» провёл комплекс учений на переходе морем находясь в акватории Средиземного моря.

1 июня 2018 года вернулся в Севастополь.

24 августа вышел на крупнейшие учения в Средиземное море проводимые ВМФ России.

С 23 апреля 2019 года выполняет задачи в составе постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море.

«Калибровизация» флота

Николай Евменов положительно оценивает перспективы развития военно-морских сил России. По его словам, РФ будет «идти по пути строительства кораблей, способных нести гиперзвуковое и высокоточное оружие». В то же время он подчеркнул, что в такой наукоёмкой сфере, как военное кораблестроение, «не бывает всё и сразу».

В настоящее время ВМФ перевооружается в основном на корветы и малые ракетные корабли (МРК), способные применять доказавшие свою высокую эффективность крылатые ракеты «Калибр». В перспективе практически все боевые корабли России будут оснащены гиперзвуковыми комплексами «Циркон», способными поражать цели на дальности до 1 тыс. км.

Также по теме


«Один из лучших в мире сторожевых кораблей»: какими возможностями обладает российский фрегат нового поколения

До конца недели на ходовые испытания в Балтийское море выйдет фрегат проекта 22350 «Адмирал Касатонов». Об этом сообщили в Минобороны…

Применение этих двух ракет обеспечивает универсальный корабельный стрельбовый комплекс (УКСК). Как сообщил на декабрьском совещании в Сочи по вопросам Военно-морского флота президент РФ Владимир Путин, к 2023 году количество носителей «Калибра» возрастёт более чем в два раза.

По словам Евменова, в скором времени в состав ВМФ войдут корвет проекта 20385 «Гремящий» и МРК проекта 21631 «Ингушетия». Также к 2026 году флоту должны быть переданы 18 малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт». Данные виды морской техники способны выполнять боевые миссии в одиночку и в составе группировок ВМФ.

Опрошенные RT эксперты считают, что массовое появление в составе флота небольших по тоннажу ударных платформ усилит боевой потенциал ВМФ, особенно в ближней морской зоне. Благодаря корветам и МРК Россия получает возможность выполнять широкий круг задач, в том числе у берегов Сирии, без существенных финансовых затрат.

Ранее действия ВМФ в операции в САР получили высокую оценку Владимира Путина. На совещании в Сочи он отметил слаженность частей и соединений флота, а также профессионализм участников операции. Он сообщил, что в Средиземном море продолжает нести боевую вахту группировка российских боевых кораблей.

  • Пуск «Калибра» с фрегата «Адмирал Эссен» по объектам боевиков в Сирии

По словам главкома ВМФ, привлечение к операции в САР малых ракетных кораблей «показало их высокую техническую готовность к действиям в реальной боевой обстановке».

В беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев отметил, что успехи в Сирии и восстановление присутствия ВМФ в Средиземном море стали возможны прежде всего благодаря радикальной модернизации Черноморского флота.

«Почти полностью обновилась подводная компонента Черноморского флота за счёт поставок шести субмарин проекта 636.3 «Варшавянка», надводные соединения получили три новых фрегата, несколько современных корветов, патрульных кораблей и МРК с «Калибрами», — уточнил Дмитрий Корнев.

Вооружение

Осуществлять массированный ракетный огонь корабль может при помощи новых установок «Калибр-НК» (крылатые ракеты). Этим оружием оснащен каждый фрегат 11356. Фото, представленное в статье, показывает вооружение судна «Адмирал Григорович». В ноябре 2016-го ракетные установки «Калибр-НК» были эффективно использованы в Сирии во время уничтожения целей инфраструктуры Исламского государства.

Судна проекта 11356 могут осуществлять атаки, используя, кроме крылатых ракет, корабельную артиллерийскую установку А-190. Ее созданием занимались работники Центрального НИИ «Буревестник». Данное вооружение представляет собой 100– миллиметровую 15–тонную установку, которая за минуту способна осуществить 80 выстрелов.

Специально для кораблей проекта 11356 тульским КПБ был создан артиллерийский зенитно-ракетный комплекс «Палаш». Он представляет собой единую башенную установку с эффективным многорежимным ракетным вооружением и встроенной системой управления. Как утверждают специалисты, корабль, оснащенный таким орудием, станет неуязвимым при ударе противника одновременно четырьмя противокорабельными ракетами.

Испытания

Во время межфлотского перехода в Севастополь (май-июнь 2016 года) «Адмирал Григорович» в рамках обязательных испытаний использовался для обнаружения «вражеских» подводных лодок.

В Черном море данный фрегат провел артиллерийские стрельбы по буксируемому специальному щиту. Стрельба велась также по мишеням, которые сбрасывала на воду авиация. Морской порт в г. Новороссийске стал местом, где данный фрегат принял участие в проводившемся конкурсе «Кубок моря-2016». В августе судно прошло тренировочные учения по устранению вражеских подлодок. В роли противника использовалось подводное судно «Ростов-на-Дону». Корабль принял участие в «Русской неделе на Ионических островах» (общественный форум).

В ноябре 2016-го «Адмирал Григорович» вышел из порта Севастополя и направился к сирийским берегам. Задачей фрегата является усиление российских ВМФ Средиземноморья.

Киев и Минск — тяжелые авианесущие крейсеры проекта 1143 и 1143.2

Иногда получались довольно причудливые гибриды. Таким гибридом был и заложенный в 1970 г. головной корабль проекта 1143 «Кречет», под названием «Киев». Первоначаль­но корабль классифицировался как «противолодочный крейсер с авиационным вооружением», но с июля 1975 г. значился уже как «тяжелый авианесущий крейсер».

Сама идея «тяжелого авианесущего крейсера» была прекрасной — обладая мощным противолодочным и артиллерийским вооружением, корабль мог бы эффективно бороться с подводными лодками и надводными кораблями, а располагая собственным авиакрылом из самолетов с вертикальным взлетом-посадкой, не менее эффективно, мог обеспечивать воздушное прикрытие группировки советских кораблей в любой точке океана.

Однако прекрасную идею подвела техника. Доступные флоту самолеты вертикального взлета — Як-38, были очень ограничены в боевых возможностях. Небольшая скорость, скромное вооружение, отсутствие РЛС — всё это не позволяло использовать их как полноценные истребители. А в качестве легкого штурмовика атаковать в современном морском бою надводный корабль, означало бы гарантированную потерю самолета. Вся надежда была на перспективу — на полноценные истребители вертикального взлета Як-141, однако перспектива эта была отнюдь не близкой — в середине 1970-х от Як-141 было готово только название.При этом, использовать тот же «Киев» в качестве противолодочного корабля, было бы слишком расточительно — те же упомянутые выше БПК проекта 1134Б несли практически такой же комплект вооружения, но при этом уступали водоизмещением «Кречетам» почти в пять раз.

ТАКР «Минск» — заложен 28.12.1972 на Черноморском ССЗ в Николаеве, спущен 30.09.1975 г., в строю с 27.09.1978 г.. списан 30.06.1993 г.

Рисунок тяжелого авианесущего крейсера «Киев»

Таким образом, первые «Кречеты» проекта 1143 представляли собой довольно странные боевые корабли: несущие слишком мало летательных аппаратов для своего водоизмещения, они, тем не менее, были излишне перегруженные другими боевыми системами. Всё это было бы вполне терпимо, если бы не другие недостатки:

Размеры надстройки затрудняли полеты летательных аппаратов, высокое расположение погребов боезапаса и цистерн с авиационным топливом снижало боевую живучесть корабля, угловая палуба при сильном волнении заливалась водой. Но главной проблемой была не рациональная система обогрева помещений, из-за чего постоянно образующийся конденсат разрушал внутренние конструкции корабля. Чтобы как-то бороться с этой напастью силовая установка тяжелого авианесущего крейсера «Киев» вынуждена была «молотить» круглосуточно, что естественно серьезно снижало её ресурс.

ТАКР «Новороссийск» — заложен 30.09.1975 г. на Черноморском ССЗ в Николаеве, спущен 26.12.1978 г., в строю с 14.08.1982 г., списан 30.06.1993 г.

Отличия от прототипа


Советские пограничники использовали корабли проекта 11351 для сторожевых целей и для борьбы с браконьерством в прибрежных водах СССР. Поэтому на нем почти не было противокорабельного оружия. Индийскому заказчику нужен был универсальный корабль, который может противостоять любому неприятелю. Так родился фрегат пр. 11356. Почти все оружие корабля было заменено. ЗРК «Оса-М» заменили на «Штиль-1». Появились ПУ для противокорабельных ракет Club. Обновлена была артиллерия среднего калибра – появилась артустановка А-190Э калибра 100 мм.

Из гидроакустики индийцы предпочли систему Humsa APSON. Все оборудование фрегатов управляется системой «Требование-МЭ».

Существенные отличия имеет и внешний вид. Фрегат пр. 11356 имеет меньшую заметность для радиолокаторов. Палубные постройки, исходя из опыта прошедших войн, сделаны стальными, а не алюминиевыми. Алюминий проявил малую стойкость при пожарах.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий