Р-39УТТХ – 3М-91 Барк – SS-NX-28

Номенклатура ракет

Приведем характеристики экспортного варианта ракетной системы «Калибр» (Club) (Э). Конечно, точных характеристик системы в свободном доступе нет, помимо публикации о ракетах для АПЛ проекта 885.

Противокорабельные ракеты (данные взяты из открытых источников для экспортной модификации)

  • 3М-54К/3М-54Т (3М-54КЭ/3М-54ТЭ) и 3М-54КЭ1/3М-54ТЭ1 (были укорочены под стандарт ТА NATO) – ракеты штатной комплектации, имеющие проникающую боевую часть фугасного действия, которые помещены в транспортно-пусковой контейнер/стакан;
  • 3М-54КЭК (3М-54ТЭК) и 3М-54КЭК1 (3М-54ТЭ1К) – ракеты, оснащенные контрольной комплектации с инертной боевой частью, используемые для учебных пусков, размещенные в транспортно-пусковой канал (транспортно-пусковой контейнер);
  • 3М-54КЭУД (3М-54ТЭУД), 3М-54КЭ1УД (3М-54ТЭ1УД), 3М-54КЭУС (3М-54ЭУС), 3М-54Э1УС, 3М-54КЭРМ (3М-54ТЭРМ) и 3М-54КЭ1РМ (3М-54ТЭ1РМ) – учебно-действующие, учебно-стендовые и учебно-разрезные матеры из состава УТС комплекса, находящийся в транспортно-пусковом стакане (транспортно-пусковом контейнере) для обучения и отработки навыков личного состава по техническому обслуживанию и эксплуатации ракет;
  • 3М-54КЭГВМ и 3М-54ТЭГВМ – габаритно-весовые макеты, используемые для обучения погрузочно-разгрузочным работам персонала.

Ракеты против наземных целей (технические характеристики экспортного варианта, взятые из свободного доступа)

  • 3М-14К/3М-14Т (3М-14КЭ/3М-14ТЭ) – ракета классической штатной комплектации с боевой частью фугасного действия, находящегося в транспортно-пусковом стакане/контейнере;
  • 3М-14КЭК (3М-14ТЭК) – ракета контрольной комплектации с инертной боевой частью, которая предназначается для учебных пусков, размещенная в транспортно-пусковом стакане (транспортно-пусковом контейнере).
  • 3М-14КЭУД (3М-14ТЭУД), 3М-14КЭУС (3М-14ЭУС) и 3М-14КЭРМ (3М-14ТЭРМ) – учебно-действующие, учебно-стендовые и учебно-разрезные матеры из состава УТС комплекса, находящийся в транспортно-пусковом стакане (транспортно-пусковом контейнере) для обучения и отработки навыков личного состава по техническому обслуживанию и эксплуатации ракет;
  • 3М-14ТЭГВМ габаритно-весовые макеты, используемые для обучения погрузочно-разгрузочным работам персонала.

Противолодочные ракеты

Ракета-торпеда 91Р1 (91РЭ1)

Ракета-торпеда 91РТ2 (91РТЭ2)

Примечания

  1. ↑ Как сокращали морские стратегические ядерные силы Архивная копия от 14 июля 2014 на Wayback Machine, proatom.ru, 22/06/2009
  2. ↑ «Синева» поднимется над морем. Дмитрий Литовкин, «Независимая газета». nvo.ru (12 мая 2000). Дата обращения: 6 октября 2007. Архивировано 21 сентября 2011 года.
  3. Архивированная копия. Дата обращения: 25 августа 2007. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года. new-factoria.ru, «Баллистическая ракета подводных лодок Р-39 (РСМ-52)»
  4. Твёрдотопливная межконтинентальная баллистическая ракета морского базирования РСМ-52В «БАРК» (SS-N-20). Дата обращения: 3 января 2014. Архивировано из оригинала 3 января 2014 года.
  5. Грянул гром – с «Булавой» облом. Олег ХИМАНЫЧ, «Северная неделя». vdvsn.ru (27 февраля 2008). Дата обращения: 22 марта 2008. Архивировано 18 апреля 2010 года.
  6. ↑ От противопоставления к сочетанию, nvo.ng.ru, 2007-11-16. Дата обращения: 16 января 2008. Архивировано 26 ноября 2007 года.
  7. Р-39УТТХ / 3М91 Барк – SS-NX-28. MilitaryRussial.Ru. Дата обращения: 23 сентября 2017. Архивировано 27 сентября 2017 года.

Оценка испытаний

Булава на подводной лодке

Российские создатели нередко критикуют разрабатываемый ракетный комплекс «Булава» за довольно большой процент неудачных испытаний. Но по воззрению генерального конструктора МИТ Юрия Соломонова:

При проведении летных испытаний комплекса Булава (так как это закрытая тема, о конструктивных особенностях я гласить не могу) то, с чем мы столкнулись, спрогнозировать было нереально — кто бы что ни гласил о способности такового прогнозирования. Для того чтоб осознать, о каких величинах исходя из убеждений количественных оценок речь идет, могу сказать, что действия, в течение которых происходили нештатные ситуации с техникой, оцениваются тысячными толиками секунды, при всем этом действия имеют полностью случайный нрав.

И, когда мы по той инфы, которую нам удалось выловить при анализе телеметрических данных при запуске Булавы, в наземных критериях воспроизводили происшедшее в полете, чтоб осознать природу этих явлений, нам потребовалось провести не один десяток испытаний. Это еще раз свидетельствует, как, с одной стороны, сложна картина протекания отдельных процессов, а с другой — как она тяжело предсказуема исходя из убеждений способности проигрывания в наземных критериях.

Критика

Бросковый полигонный пуск ракеты 3М30 «Булава» с натурного стенда СМ-Э336. Первый кадр — работает стартовый РДТТ/ПАД, второй кадр — свободный полет, третий кадр — запуск двигателя РДТТ 1-й ступени, четвертый кадр — работает 1-я ступень ракеты.

Америкосы считают, что по всем своим чертам «Булава» фактически стопроцентно совпадает с их ракетой Poseidon-C3, уже снятой с вооружения, как морально устаревшая. Но это совсем не соответствует реальности, потому что ракета Poseidon-C3 имеет две ступени и наивысшую дальность стрельбы 5600 км (6 РГЧ).

По оценкам неких профессионалов подмена жидкостных ракет морского базирования на «Булаву» неоднократно понизит потенциал ядерного сдерживания из-за трёхкратного понижения забрасываемого веса у ПЛ проекта 955 с «Булавой».

Но, как утверждает генконструктор «Тополя» и «Булавы» Юрий Соломонов, достаточно серьёзное уменьшение полезной нагрузки ракеты связано с более высочайшей её живучестью: стойкостью к поражающим факторам ядерного взрыва и лазерному оружию, низким активным участком и его малой длительностью. По его заявлению «у „Тополя-М“, и у „Булавы“ активный участок по сопоставлению с русскими ракетами меньше в 3—4 раза, а по сопоставлению с южноамериканскими, французскими, китайскими — в 1,5—2 раза».

Тесты

Согласно сообщениям в «Российской газете» 24 мая 2004 на Воткинском машиностроительном заводе (он заходит в корпорацию МИТа) во время испытаний твердотопливного мотора прогремел взрыв.

Воткинский завод, который производ ракеты Булава на Гуголе карте. Адрес их сайта vzavod.ru, там же контакты.

Видео:20-ый Пуск Булавы

23 сентября 2004 с модернизированной АПЛ ТК-208 «Дмитрий Донской» проекта 941Разум (подлодка базируется на Севмашпредприятии в Северодвинске) был осуществлён удачный «бросковый» запуск весогабаритного макета ракеты «Булава» из подводного состояния. Испытание проводилось для проверки способности её использования с подводных лодок. В прессе этот пуск Булавы принято считать первым по счету, хотя был произведен только пуск массогабаритного макета ракеты.

  1. 1-ый (2-ой) испытательный пуск Булавы был удачно произведён 27 сентября 2005 в 17:20 по столичному времени. Ракета, запущенная из акватории Белоснежного моря с АПЛ «Дмитрий Донской» (проект 941 класса «Тайфун», бортовой номер ТК-208) из надводного положения по полигону Кура на Камчатке, приблизительно за 14 минут преодолела более 5,5 тыщ км, после этого боевые блоки ракеты удачно поразили созданные для их цели на полигоне.
  2. 2-ой (3-ий) испытательный пуск Булавы был произведён 21 декабря 2005 года в 08:19 по столичному времени также с АПЛ «Дмитрий Донской». Запуск осуществлён из подводного положения по полигону Кура, ракета удачно поразила цель.
  3. 3-ий (четвёртый) испытательный запуск с борта АПЛ «Дмитрий Донской» 7 сентября 2006 года завершился неудачей. Запуск МБР был произведён из подводного положения в направлении боевого поля на Камчатке. Пропархав после старта пару минут, ракета Булава свалилась в море.
  4. Четвёртый (5-ый) испытательный запуск ракеты с борта АПЛ «Дмитрий Донской», прошедший 25 октября 2006, также завершился безуспешно. После нескольких минут полёта «Булава» отклонилась от курса и самоликвидировалась, упав в Белоснежное море.
  5. 5-ый (6-ой) испытательный запуск ракеты Булава был произведён 24 декабря 2006 с борта АПЛ «Дмитрий Донской» (надводное положение) и вновь завершился безуспешно. Отказ мотора третьей ступени ракеты привёл к её самоликвидации на 3-4 минутке полёта.
  6. 6-ой (седьмой) испытательный запуск состоялся 28 июня 2007 года. Пуск произведён в Белоснежном море с борта АПЛ «Дмитрий Донской» из подводного положения и закончился отчасти успешно — 3-я боеголовка Булавы не достигнула цели.
  7. Седьмой (восьмой) запуск состоялся 11 ноября 2007 года — он стал пятым попорядку плохим пуском «Булавы». Официальная информация о пуске отсутствует. Для окончания испытаний может потребоваться ещё 10..14 запусков.
  8. Восьмой запуск. 18 сентября 2008 года русский подводный ракетный крейсер стратегического предназначения в 18:45 МСК в четверг выполнил запуск ракеты «Булава» из подводного положения. В 19:05 учебные блоки достигнули цели в районе боевого поля полигона Кура. «В истинное время обрабатывается телеметрическая информация о пуске и полете ракеты Булава, но уже на данный момент можно заключить, что запуск и полет ракеты прошел в штатном режиме», — произнес представитель Минобороны РФ. (часть инфы с веб-сайта interfax.ru) Согласно последней инфы, этот запуск тоже признан плохим, пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на источник в Министерстве обороны РФ. По данным собеседника издания, до завершающего шага тесты проходили удачно. «Активный участок линии движения ракета прошла без сбоев, попала в данный район, головная часть отделилась штатно, но ступень разведения боевых блоков не смогла обеспечить их отделения», — сказал он газете. Таким макаром, как объяснил он, в боевых критериях боеголовки ракеты Булава не сработали бы из-за особенностей устройства «Булавы». Комментария главкома ВМФ Рф Игоря Дыгало в связи с поступившей информацией изданию получить не удалось.

ГРЦ «КБ имени Макеева» предложил возобновить разработки в 2008 году на собственной базе.

В 2008 году на ОАО «ПО „Севмаш“» проведён ремонт и завершена модернизация по проекту 941Разум применяемой для испытаний АПЛ «Дмитрий Донской».

Привет из Миасса

По нашу сторону железного занавеса советские конструкторы пошли другим путем. В 1955 году по предложению С.П. Королева главным конструктором СКБ-385 был назначен Виктор Петрович Макеев. С 1977-го он начальник предприятия и генеральный конструктор КБ машиностроения (ныне ГРЦ им. академика В. П. Макеева, Миасс). Под его руководством КБ машиностроения стало ведущей научно-конструкторской организацией страны, решавшей задачи разработки, изготовления и испытания морских ракетных комплексов. За три десятилетия здесь созданы три поколения БРПЛ:

∙ Р-21 – первая ракета с подводным стартом; ∙ Р-27 – первая малогабаритная ракета с заводской заправкой топливом; ∙ Р-29 – первая морская межконтинентальная; ∙ Р-29Р – первая морская межконтинентальная с разделяющейся головной частью.

БРПЛ строились на основе ЖРД на высококипящем топливе, что позволяет добиться большего коэффициента энергомассового совершенства по сравнению с твердотопливными двигателями.

В июне 1971 года было принято решение ВПК при Совмине СССР о разработке твердотопливной БРПЛ с межконтинентальной дальностью полета. Вопреки сложившимся и прочно укоренившимся в историографии представлениям утверждение, будто система «Тайфун» в СССР создавалась как ответ на американскую «Трайдент», неверно. Фактическая хронология событий говорит об обратном. Согласно решению ВПК комплекс Д-19 «Тайфун» создавался КБ машиностроения.

Проект курировался непосредственно генеральным конструктором КБ машиностроения В.П. Макеевым. Главный конструктор комплекса Д-19 и ракеты Р-39 – А. П. Гребнев (лауреат Ленинской премии СССР), ведущий конструктор – В. Д. Калабухов (лауреат Государственной премии СССР). Предполагалось создание ракеты с тремя вариантами головных частей: моноблочной, с РГЧ ИН с 3–5 блоками средней мощности и с РГЧ ИН с 8–10 блоками малой мощности. Разработка эскизного проекта комплекса была завершена в июле 1972-го. Рассматривалось несколько вариантов ракет с разными габаритами и с отличиями в компоновке.

Постановление Совмина СССР от 16 сентября 1973 года задавало разработку ОКР «Вариант» – комплекс Д-19 с ракетой 3М65/Р-39 «Осетр». Одновременно начата разработка твердотопливных ракет 3М65 для ПЛАРБ проекта 941. Ранее, 22 февраля 1973-го вышло постановление о разработке в КБ «Южное» технического предложения на комплекс МБР РТ-23 с ракетой 15Ж44 с унификацией двигателей первых ступеней ракет 15Ж44 и 3М65. В декабре 1974 года завершена разработка эскизного проекта ракеты массой 75 тонн. В июне 1975-го принято дополнение эскизного проекта, оставляющее только один тип боеголовок – 10 РГЧ ИН мощностью по 100 килотонн. Длина пускового стакана увеличилась с 15 до 16,5 метра, стартовая масса ракеты выросла до 90 тонн.


Баллистическая ракета 3М65/Р-39 «Осетр»

Августовским 1975 года постановлением Совмина СССР фиксировалась окончательная компоновка ракеты и боевого оснащения: 10 РГЧ ИН малой мощности с дальностью 10 тысяч километров. В декабре 1976-го и феврале 1981-го вышли дополнительные постановления, оговаривавшие изменения типа топлив с класса 1.1 на класс 1.3 на второй и третьей ступенях, повлекшие уменьшение дальности действия ракеты до 8300 км.

Радиолокационная головка АРГС-54Э

АРГС-54Э используется для выявления и точного наведения КР на наводную цель противника на конечном участке траектории полета ракет 3М-54Э.

ТТХ АРГС-54Э

  • Может применяться как при групповом, так и при одиночном использовании ракет.
  • Обеспечивает наведение ракет в секторе углов по углу места – от +10° до −20° и по азимуту ± 45°.
  • Показатель максимальной дальности действия – до 65 километров.
  • Может использоваться в любое время суток при температуре −50 °C до +50 °C, в условиях тумана и дождя, волнении моря до шести баллов.

Массогабаритные характеристики:

  • длина – 700 мм;
  • максимальный диаметр – 420 мм;
  • масса без обтекателя – не больше 40 кг.

Радиолокационная головка АРГС-14Э

Она используется для точного наведения КР на наземные цели противника на конечном участке траектории полета ракет Club-N и Club-S в условиях противодействия.

Основные ТТХ

  • Может применяться как при групповом, так и при одиночном использовании ракет.
  • Обеспечивает наведение ракет в секторе углов по углу места – от +10° до −20° и по азимуту ± 45° по разным траекториям.
  • Максимальная дальность действия составляет до 20 км.
  • Может использоваться в любое время суток при температуре −50 °C до +60 °C, в сложных метеорологических условиях на любой географической широте.

Массогабаритные характеристики:

  • длина – 660 мм;
  • максимальный диаметр – 514 мм;
  • масса без обтекателя – не больше 40 кг.

Ракетный комплекс «Точка-У» – видео боевых стрельб

https://youtube.com/watch?v=sFRxqwxRjfY

Разработка дивизионного ракетного комплекса “Точка” была начата по Постановлению Совета министров от 4 марта 1968 года. Головным исполнителем по теме было назначено Коломенское КБ машиностроения, а главным конструктором С.П. Непобедимый. Система управления ракеты была разработана в ЦНИИ АГ. Пусковая установка была спроектирована и серийно производилась ПО «Баррикады» в г. Волгограде. Серийное производство ракет вел Воткинский машиностроительный завод. Шасси для пусковой установки и транспортно-заряжающих машин изготавливались в Брянске.

Два первых пуска управляемых ракет “Точка” были произведены в 1971 году в ходе заводских летно-конструкторских испытаний. Серийное производство ракеты было начато в 1973 году, хотя официально комплекс был принят на вооружение в 1976 году. Комплекс «Точка» имел дальность стрельбы от 15 до 70 км и среднее круговое отклонение 250 м.В апреле 1971 года началась разработка модификации “Точка-Р”, с пассивной системой самонаведения на радиоизлучающие цели (РЛС, радиостанции и т.д.). Система наведения обеспечивала дальность захвата цели на расстоянии не менее 15 км. Предполагалось, что точность наведения «Точки-Р» на непрерывно работающую цель не превышает 45 м, а район поражения составляет свыше двух гектаров.В 1989 году на вооружение принимается модифицированный комплекс 9К79-1 “Точка-У”. Основным отличием его является большая дальность и точность стрельбы.На западе комплекс получил обозначение SS-21 ” Scarab”.

Состав ракетного комплекса «Точка-У» 9К79 (9К79-1):Ракеты:

9М79Б с ядерной боевой частью АА-60 мощностью 10 кт 9М79Б1 с ядерной боевой частью особой важности АА-86 9М79Б2 с ядерной боевой частью АА-92 9М79Ф с осколочно-фугасной боевой частью сосредоточенного действия 9Н123Ф (9М79-1Ф) 9М79К с кассетной боевой частью 9Н123К (9М79-1К) 9М79ФР с осколочно-фугасной БЧ и пассивной радиолокационной ГСН 9Н123Ф-Р (9М79-1ФР)

Пусковые установки:

  • 9П129 (кроме ракеты 9М79Ф-Р) (9П129-1)
  • 9П129М (9П129-1М)
  • 9П129М-1

Транспортно-заряжающая машина (ТЗМ) 9Т218 (9Т218-1).Специальные транспортные средства:

  • Транспортные машины 9Т238, 9Т222
  • Машины хранилища – специальная бортовая машина типа НГ2В1 (НГ22В1)

Контейнеры:

  • 9Я234 для ракетной части и ракет
  • 9Я236 для боевой части

Аэродромно-складские тележки:

  • 9Т127, 9Т133 для ракетной части
  • 9Т114 для боевой части

Средства технического обслуживания и регламентных работ:

  • автоматизированная контрольно-испытательная машина АКИМ 9В819 (9В819-1) для проведения
  • регламентных работ с ракетной и боевой частями (кроме специальных БЧ).
  • машина технического обслуживания МТО 9В844 – для проверки пультовой аппаратуры ПУ и АКИМ
  • машина технического обслуживания МТО–4ОС предназначена для ремонта и обслуживания базовой части (четырехосных автомобилей).
  • комплект арсенального оборудования 9Ф370 для проведения регламентных работ на базах и арсеналах.

Средства управления связи – командно-штабная машина Р-145БМ (Р-130, Р-111, Р-123).

Учебно-тренировочные средства:

  • учебно-тренировочные ракеты 9М79Ф-УТ, 9М79К-УТ.
  • учебно-тренировочная боевая часть – 9Н39-УТ, 9Н64-УТ.
  • габаритно-весовой макет – 9М79-ГВМ.
  • разрезной макет ракетной части 9М79.
  • разрезной макет осколочно-фугасной боевой части сосредоточенного действия – 9Н123Ф-РМ.
  • разрезной макет кассетной боевой части – 9Н123К-РМ.

Тренажеры:

  • 9Ф625 – комплексный тренажер для тренировки расчетов ПУ.
  • 2У43 – тренажер пульта управления механика-водителя пусковой установки.
  • 2У420 – тренажер оператора.
  • 2У41 – тренажер для тренировки правильности снятия отсчета с гирокомпаса 1Г17.
  • 2У413 – тренажер-ракета 9М79Ф, взаимодействие элементов комплекса.

Кроме перечисленной техники, на вооружении технических подразделений находятся краны 9Т31М1 и обмывочно-нейтрализационные машины 8Т311М и др. техника.

Баллистическая ракета подводных лодок Р-29РМ (РСМ-54)

Ракета


трехступенчатая, с последовательным расположением ступеней, выполненных по «уплотненной» схеме. В качестве маршевых двигателей на всех ступенях применены «утопленные» в баки ЖРД с высокими тяговыми характеристиками. В передней части ракеты размещается приборный отсек с системой управления, включающий аппаратуру астрокоррекции траектории полета по результатам измерения координат навигационных звезд, аппаратуру радиокоррекции по результатам обмена информацией с навигационными спутниками Земли и боевые блоки (см.


) .

Корпус ракеты выполнен цельносварным из алюминиево-магниевого сплава. Для стыковки ракеты с пусковой установкой хвостовая часть ракеты снабжена силовым опорным бандажем-переходником. При старте ракеты переходник остается на пусковом столе. Двигатель первой ступени (см.


) состоит из двух блоков: основного (однокамерного) и рулевого (четырехкамерного). Управляющие усилия по каналам тангажа, рысканья и крена обеспечиваются поворотом камер сгорания рулевого блока. Тяга ЖРД первой ступени — 100т.

Корпус второй ступени состоит из бака окислителя, соединенного с корпусом первой ступени, и бака горючего, переднее днище которого выполнено в виде конической ниши, используемой для размещения боевых блоков и двигателя третьей ступени. Двигатель второй ступени однокамерный, основные его агрегаты размещены в баке окислителя первой ступени, управляющие усилия по каналам тангажа и рысканья создаются поворотом камеры сгорания, закрепленной на кардановом подвесе, а по каналу крена — блоком крена.

Двигатель третьей ступени однокамерный. Управляющие усилия на третьей ступени по всем каналам создаются двухрежимным двигателем разведения боевых блоков, который работает одновременно с двигателем третьей ступени. Двигательные установки третьей ступени и головной части объединены в единую сборку с общей баковой системой (см.


).

Разделение первой и второй, второй и третьей ступеней осуществляется системой детонирующих удлиненных зарядов.

Головная часть — четырёх- и десятиблочная с индивидуальным наведением блоков. Возможно оснащение ракет осколочно-фугасной БЧ с массой ВВ около 2000 кг, предназначенных для сверхточного поражения целей в неядерном конфликте. Также расматривается возможность вооружения ракет ЯБЧ свермалого калибра (тротиловый эквивалент до 50 т), предназначенными для «точечных ударов». Зона разведения боевых блоков — произвольная и переменная по энергетике. По договору СНВ-1 на ракетах Р-29РМ устанавливаются только четырехблочные РГЧ.

Высокоточная система управления помимо аппаратуры астрокоррекции имеет аппаратуру коррекции траектории полёта по навигационным спутникам системы «Ураган» и обеспечивает КВО при стрельбе на максимальную дальность около 500 м. Возможно использование различных типов траекторий полета на минимальную и промежуточную дальности.

По сравнению с Р-29Р несколько возрос диаметр ракеты, но при этом диаметр шахты на ПЛАРБ не увеличился. Боевая эффективность по сравнению с Р-29Р заметно возросла. Расширены условия боевого применения ракет за счет возможности использования из высоких широт Арктики. Р-29РМ не уступает и ракете тяжелых РПК СН проекта 941. При этом ее стартовая масса более чем в 2 раза меньше по сравнению с Р-39, при одинаковой дальности стрельбы.

РСМ-54 — самая лучшая баллистическая ракета в мире по энергомассовому совершенству. Под этим термином конструкторы понимают показатель отношения массы боевой нагрузки баллистической ракеты к ее стартовой массе, приведенный к одной дальности полета. Например, если машина забрасывает один вес боевой части на дальность 8 тысяч километров, то для решения этой же задачи на дальность 10 тысяч километров потребуется уменьшить вес боевой нагрузки. Если оценивать нашу ракету по этому показателю, то РСМ-54 имеет 46 единиц. Это лучше, чем у американских баллистических ракет морского базирования «Trident-1» и «Trident-2», имеющих энергомассовый показатель 33 и 37.5 единиц соответственно.

История создания

Ракеты семейства «Калибр» созданы на основе 2 проектов: разработанной на протяжении 1975 до 1984 год в СМКБ «Новатор» стратегической ядерной крылатой ракеты 3М10 с боевым радиусом 2,5 тыс. км и конкурса противокорабельных ракет «Альфа» (ОКР «Бирюза»).

Изначально в конкурсе ОКР «Бирюза» принимала участие лишь сверхзвуковая ракета ПКР «Яхонт», но ее создание затянулось, в результате чего ракета получилась весьма дорогой. Тога у проекта 3М10 появились проблемы из-за Договора о сокращении ракет малой и средней дальности. В 1986 году ОКБ «Новатор» в инициативном порядке предложил неядерную версию морского варианта ракеты «КС-122» на конкурс. Но по причине дозвуковой скорости атаки она не устроила приемную комиссию. Работы продолжились, и в 1990 году появилась новая версия со сверхзвуковым финишным ускорителем для успешно преодоления систем обороны врага. Но начавшийся развал СССР приостановил внедрение такого продукта. Ракеты семейства «Калибр» были разработаны на основе 2 проектов: созданной на протяжении периода с 1975 по 1984 год стратегической ядерной крылатой ракеты 3М10 с боевым радиусом 2,5 тыс. километров и конкурса противокорабельных ракет «Альфа» (ОКР «Бирюза») в СМКБ «Новатор».

Кроме того одновременно осуществлялась разработка противолодочного комплекса, построенного на базе «КС-122» для замены морально устаревших и громоздких комплексов «Раструб-Б» и «Водопад». Последний вариант ракеты этого направления продемонстрировали еще в 1997 году.

Ракеты семейства «Калибр» были представлены широкой публики на МАКС-93.

В начале 2018 года в СМИ появилась информация о начале работ по созданию модифицированной версии ракеты «Калибр-М». Журналисты заявили, что для ВМФ разрабатывалась нова высокоточная крылатая ракета «Калибр-М» корабельного базирования, имеющая максимальную дальность стрельбы больше 4500 км. Разработка ракеты проходила на этапе научно-исследовательских работ, а в качестве спонсора выступало Министерство обороны. Также стало известно, что новая ракета будет принципиально отличаться от тех, что уже входят на вооружение «Калибров». Основные отличия будут заключаться в габаритах и дальности стрельбы. Ракета окажется намного больше, а масса ее боевой части будет приближена к одной тонне. По мнению собеседника агентства, новой ракетой собираются оборудовать крупные надводные корабли: от фрегатов и атомные подлодки. «Калибр-М» используется для уничтожения сухопутных объектов и сможет нести как обычную, так и ядерную боевую часть.

На вооружении ВМФ РФ, по состоянию на 2019 год, стоит РК «Калибр». По информации из открытых источников, показатель максимальной дальности стрельбы крылатой ракеты 3М14 из состава такого комплекса, летящей на дозвуковой скорости, достигает примерно 2000 км. Для надводных кораблей создана модификация комплекса «Калибр-НК», тогда как для подлодок – «Калибр-ПЛ». В частности «Калибром», вооружаются корветы проекта 21631 «Буян-М», отечественные фрегаты проекта 22350, неатомные субмарины проектов 636.3 и 877, многоцелевые атомные подлодки проекта 885 «Ясень» и прочие корабли.

5 февраля 2019 года Минобороны Сергей Шойгу заявил о потребности в создании наземной модификации комплекса «Калибр» в течение двух следующих годов в связи с приостановкой участия США в ДРСМД.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий