Разведывательный бронеавтомобиль «Fennek»

Литература

ВЕГМАНН/ДАФ МРС “ФЕННЕК”

Легкий бронеавтомобиль МРС (Multipurpuse Carrier – многоцелевой автомобиль) разработан совместно германской и голландской фирмами в соответствии с требованиями вооруженных сил этих стран к многоцелевой машине начала XXI века для ведения визуальной и электронной разведки, управления боем, патрулирования и противопартизанских действий. Первый прототип был построен в 1992 году. Всего было изготовлено четыре опытных машины, две проходили испытания в Германии и две – в Нидерландах. В 1996 году королевским вооруженным силам Голландии был передан бронеавтомобиль в разведывательном варианте, полностью укомплектованный всеми электронными системами. Вооруженные силы Германии планируют закупить 224 машины в различных модификациях, армия Голландии – 164; начало поставок ожидается не ранее 2001 года. В вооруженных силах Нидерландов бронеавтомобилями МРС планируется заменить 250 гусеничных БТР М 113. Интерес к машине проявляет Бельгия, которой требуется около сотни подобных машин. Бронеавтомобиль имеет низкий силуэт, затрудняющий его визуальное обнаружение

Большое внимание при проектировании машины уделялось уменьшению заметности в инфракрасном и радиолокационном спектрах. Корпус изготовлен из алюминиевых бронелистов

В передней части корпуса находится место водителя. Обзор вперед и в стороны обеспечивается большими плоскими окнами из бронестекла. За сиденьем водителя находится боевое отделение, где размещаются еще два члена экипажа. В плоской крыше корпуса имеется два круглых люка. Над дверями в бортах корпуса есть узкое окно-щель из бронестекла. Моторно-трансмиссионное отделение, в котором установлен шестицилиндровый дизель мощностью 240 л. с., расположено в задней части бронеавтомобиля. Коробка передач – автоматическая. Бронеавтомобиль является амфибией. Все варианты бронеавтомобиля будут оснащены фильтро-вентиляционной системой, системой централизованного регулирования давления в пневматиках. Автономность машин – пять суток. На опытной разведывательной машине (пятый прототип) на телескопической мачте, высотой в выдвинутом положении 5 м, установлены электронно-оптические датчики фирмы STN Atlas Elektronik (телевизионная камера ИК-система обзора, лазерный дальномер). БРМ оснащена приемником спутниковой навигационной системы GPS. Штатное вооружение бронеавтомобилей будет состоять из 7,62-мм или 12,7-мм пулеметов или 40-мм автоматического гранатомета на дистанционно управляемой турели с круговым обстрелом. Разработаны также машины, вооруженные ПТУР и ПЗРК.

Колесная формула 4х4 Боевая масса, кг 9600 Масса пустого, кг 6900 Длина, м 5,3 Ширина, м 2,5 Высота, м 1,7 Максимальная скорость по шоссе, км/ч 115 Запас хода по шоссе, км 1000 Экипаж, чел 3-5

Многоцелевой вертолет Ка-32А предназначен для перевозки людей и грузов в транспортной кабине и крупногабаритных грузов на внешней подвеске, эвакуации больных и пострадавших, выполнения поисково- и аварийно-спасательных работ

Многоцелевой вертолете Ка-60 Касатка предназначен для перевозки вооруженного десанта, доставки оружия и боеприпасов в район боевых действий, эвакуации раненых, охраны и патрулирования экономической зоны с базированием на кораблях и т.д.

К середине 1944 года стало окончательно ясно, что имеющихся средств борьбы с новейшими немецкими танками явно недостаточно. Необходимо было качественное усиление мощи танковых частей Красной Армии

Единственный в американском флоте специализированный подводный минный заградитель

Подводная лодка “Краб”, первый в мире подводный минный заградитель, спроектирован Михаилом Петровичем Налетовым, по образованию техником путей сообщения, талантливым изобретателем, энергичным и инициативным конструктором

голоса

Рейтинг статьи

Команда огневой поддержки на БРМ “Феннек”

На
тактическом уровне реализация задач ОТОП возложена на группы, или команды
объединенной огневой поддержки (Joint
Fire Support Team, JFST, далее – ГООП). При необходимости, такая группа
может действовать на уровне взвода или, например, как элемент боевого патруля.

Группа объединенной огневой поддержки в Афганистане

Личный
состав ГООП бундесвера проводит разведку, идентификацию, определение координат целей,
а также докладывает ответственному командиру о возможных вариантах действий, требуемых
ограничениях при поражении противника, дает оценку рисков и управляет огнем. Группа
оснащена всеми необходимыми средствами связи и управления для наведения на цель
наземных, морских и воздушных средств поражения.

Подготовка личного состава ГООП сухопутных сил бундесвера началась на базе артиллерийского училища в г. Идар-Оберштайн. В настоящее время имевшаяся учебная база развернута до направление подготовки ОТОП и передана в состав учебного центра в г. Мунстер (Munster).

Учебный центр Мунстер

Техническое оснащение ГООП

Группа объединенной огневой поддержки всегда состоит из двух боевых разведывательных машин “Феннек” (Fennek). Одна БРМ исполнена в варианте артиллерийского наблюдателя (“земля-земля”), вторая – передового авиационного наводчика (“воздух-земля”). Экипаж три человека: командир, водитель и оператор.

БРМ “Феннек”

ТТХ БРМ “Феннек” для ГООП:

  • размер машины: 5,58х2,55х1,8 м;
  • вес: 10,3 т;
  • мощность двигателя: 177 кВт;
  • запас хода: до 860 км;
  • скорость: до 115 км/ч при движении вперед и до
    23 км/ч – задним ходом;
  • диаметр разворота: 12,6 м;
  • вооружение: 7,62 мм пулемет MG3, 12,7 мм крупнокалиберный пулемет MG и 40
    мм автоматический гранатомет;
  • комплекс оборудования систем разведки,
    управления и наведения оружия;
  • период автономности: до 5 суток.

Согласно
публикациям, в составе ВС Германии планируется иметь  72 ГООП. Сухопутные войска, согласно структуре
“HEER2011”, получат 40 ГООП в равном соотношении вариантов “земля-земля”
и “воздух-земля”. Из них до 32 ГООП, 
преимущественно для поддержки пехотных батальонов, должны быть оснащены БРМ
“Феннек”.

Первые группы объединенной огневой поддержки на БРМ “Феннек” поступили на вооружение в марте 2010 г., а уже в апреле того же года использовались в составе Международных сил содействия безопасности в Афганистане.

ГООП на базе БРМ “Феннек”

Поставка
БРМ осуществлялась двумя партиями. Перед передачей второй партии учли разнообразный
опыт применения первых БРМ. В этой связи, десять машин второй партии оборудовали
улучшенной защитой от мин и самодельных взрывных устройств (модификация получила
обозначение “Fennek
1A3”). Эти
улучшенные транспортные средства в 2012 г. сразу после сборки передали
немецкому контингенту МССБ.

Характеристики

Fennek имеет четыре колеса с возможностью выбора двух или четырех колес. Оно имеет Deutz дизель вырабатывает 179 кВт, обеспечивая максимальную скорость 115 км / ч. Водитель может регулировать давление в шинах изнутри автомобиля в соответствии с условиями местности.

Основным оборудованием миссии является комплект наблюдения, установленный на выдвижной мачте. Датчики включают тепловизор, камера дневного света и лазерный дальномер. В сочетании с автомобилем GPS и инерциальная навигационная система оператор может точно отмечать цели или точки интереса и передавать эти данные в цифровую сеть поля боя. Сенсорная головка пакета наблюдения также может быть снята и установлена ​​на треноге для скрытой работы, как и блок управления с транспортного средства, если экипаж захочет использовать всю снятую систему. Многие феннеки немецкой армии также оснащены Аладин миниатюрные БПЛА.

Может быть установлено различное оружие, например, 12,7 мм. пулемет для голландской разведывательной версии Рафаэль Спайк противотанковая ракета на голландском варианте MRAT или 40-мм автоматический гранатомет (HK GMG ) или же Rheinmetall MG3 для немецкой техники. Королевская армия Нидерландов также разместила заказ на турецкий Компания АСЕЛСАН для 18 Зенитная ракета Raytheon Stinger пусковые установки для установки на Феннек. Пусковая установка в данном случае представляет собой платформу Stinger Weapon Platform (SWP) с четырьмя ракетами Stinger, предназначенными для ПВО средней дальности. Управлять пусковой установкой можно как с борта машины, так и дистанционно в составе распределенной системы ПВО. На голландском Fennek основным оружием является 12,7-мм пулемет.

Машина имеет всестороннюю защиту от снарядов калибра 7,62 мм, и при необходимости может быть добавлена ​​дополнительная броня. В кондиционер Система обеспечивает защиту от ядерного, биологического и химического оружия, а боевое отделение защищено от противопехотных мин.

История создания разведывательного бронеавтомобиля «Fennek»

Разработку отвечающего современным требованиям легкого разведывательного бронеавтомобиля «Fennek» («Феннек») Германия (Krauss-Maffei Wegmann) и Нидерланды (SP Aerospace + Vehicle Systems BV) совместно вели чуть ли не с начала 1990-х годов. Прототип «Феннек» был готов в 2000 году, а начиная с 2001 года было развернуто его серийное производство.

Первоначальный заказ на МРС «Fennek» (Multi-Purpose Carrier, т.е. многоцелевой автомобиль) составил 612 машин, 23 которых предназначались Нидерландам, а оставшиеся — Германии.

Интересно, что спецификация машины предлагает даже не классический разведывательный армейский бронеавтомобиль (типа БРДМ и БРДМ-2), а скорее боевую патрульную машину для противопартизанских действий. То есть, к конфликтам типа войн в Афганистане и Сирии, Германия и Нидерладны начали готовиться заранее.

Рисунок-чертеж бронеавтомобиля «Fennek»

Кроме патрулирования, в обязанности «феннека» включают такие традиционные для легких броневиков задачи как ведение электронной и визуальной разведки, инженерной разведки, а также снабжения подразделений в условиях боя.

С 2004 года «феннеки» обкатывались в Афганистане и проявили себя весьма неплохо. Машина хорошо показала себя в задачах разведки обширных районов с большим отрывом от остальных сил, и контроля ключевых трасс. В «повседневной» службе «феннеки» используются для охраны автоколонн, в составе сил спецсопровождения и т.п.

В случае необходимости, в полевых условиях защита бронемашин может быть усилена за счет монтирования накладных бронеплит на корпусе. Подобную схему с успехом применяли голландцы на своих машинах.

Разведывательный бронеавтомобиль «Fennek»

Fennek command and control system

The tactical command and control system (TCCS) enables the reconnaissance vehicles to be integrated into the reconnaissance data information, command and control system. This is accomplished by means of digitised maps showing the position of the host vehicle, the target and the current battlefield environment.

This data is updated through HF and VHF radio data transmissions between the vehicle and the command post. EADS Radio Communications Systems of Ulm in Germany supplies the HRM 7000 short-wave radio system.

In October 2006, the first production Fennec with a new FuWES command and fire control system was delivered to the German Army. FuWES links the observation sensors to the vehicle and to other platforms enabling faster and more reliable transmission. Fennec vehicles already delivered to Germany will be retrofitted with the system.

Observation

The reconnaissance vehicle’s observation system is the Rheinmetall Defence Electronics (formerly STN Atlas Elektronik) BAA which comprises a thermal imager, a CCD day vision camera and a laser rangefinder and is installed in a sensor head mounted on an extendable mast.

The sensor head can be controlled in azimuth and elevation and raised to a height of 3.29m above ground i.e. 1.5m above the vehicle roof. For observation from a concealed position, the sensor head can be tripod-mounted at an exposed location for remote operation up to 40m from the vehicle.

The sensor head is operated by means of the control unit in the vehicle or via the removed control unit from the concealed position. A hybrid navigation system consisting of an inertial unit and global positioning system (GPS) permits accurate determination of the vehicle position and the north direction. Determination of target coordinates is achieved using the system’s laser rangefinder and azimuth and elevation measuring equipment, together with the navigation system.

The forward position of the driver’s seat gives the driver a field of view greater than 180° through the windscreen and side windows. The rearview camera mounted at the back of the vehicle and a monitor integrated in the driver’s instrument panel allow rapid evasive manoeuvres to be carried out. The driver can use the cable winch to recover his own or another vehicle.

История[править]

Каждая страна, даже небольшая, стремится оснастить свою армию вооружением и техникой собственного производства. Это логично, хотя и не всегда дешево, а порой и весьма сложно. Голландия в годы перед второй мировой войной, не будучи автомобильной державой, тем не менее стремилась оснастить свою армию авто- и бронетвхникой собственного производства. Конечно же, специалисты военного ведомства обратились к единственному крупному отечественному производителю транспортных средств – находящейся в Зйндховене фирне “DAF”, основанной братьями Ван Доорне. В 30-е годы эта фирма, занимавшаяся вначале лишь изготовлением прицепов, полуприцепов и кузовов, приступила к сборке автомобилей, причем не обычных, а повышенной проходимости типа 6×4.

“DAF” успел построить всего 12 бронеавтомобилей М39 и один полноприводной (6×6) опытный образец DAF M40. Грянула Вторая Мировая, и Нидерланды пали под ударами Вермахта. Почти все ее вооружение и техника попали в руки агрессора. В течении 11-12 мая 1940 года бронеавтомобили держали оборону в окресностях города Гааги, пока не были захвачены немецкими войсками.

Удачная конструкция привлекла внимание немцев, но возобновлять серийное производство бронемашин “DAF” они не стали. В составе вермахта они получили обозначение PzSpWg L201(h) и использовались на советско-германском фронте, в основном в противопартизанских операциях, по меньшей мере до 1943 года

Есть утверждение, что несколько М39 использовалось одним из немецких разведывательных подразделений при вторжении во Францию.

Автомобильная техника

Преимуществами полноприводной внедорожной мобильности 4 × 4 Fennek являются низкий центр тяжести на высоте всего 1,79 м и система контроля давления в шинах . Боевая масса – около 10,5 т. Максимальная скорость на дороге составляет 120 км / ч, но скорость ограничена электроникой на уровне 92 км / ч. Лебедка 5 т позволяет спастись самостоятельно.

Машина имеет относительно низкий профиль и большую выносливость в одиночных задачах. Благодаря этим свойствам эта авиатранспортная и высокомобильная машина должна отвечать требованиям текущего круга задач бундесвера. Бронемашина с тремя людьми требует на одного члена экипажа меньше, чем предыдущая система «Луч» .

разработка

Первые испытательные машины были доставлены в мае 1997 года. Четыре машины прошли техническое и боевое испытание. Первая разведывательная машина Fennek была передана войскам 10 декабря 2003 года в училище бронетанковых войск в Мюнстере . 178 машин достались танкистам, 24 – пионерам как преемник бронетранспортера Fuchs . Еще 368 Fennecs достались второму партнеру этого двустороннего совместного проекта – Нидерландам.

В контексте так называемой «неотложной задачи, связанной с миссией», четыре машины, заказанные для артиллерийских войск, были разработаны как машины наблюдения и переданы войскам в 2004 году. Как первый из всех вариантов Fennek, эти четыре машины использовались с осени 2004 года в составе ISAF в Афганистане. Артиллерийские машины были выведены из эксплуатации только осенью 2005 года после того, как была завершена фактическая разведывательная машина на самом деле. Артиллерия разработала еще два варианта этой машины для своих Объединенных групп огневой поддержки. В ноябре 2007 года голландский орган по закупкам Defensie Materieel Organizatie (DMO) от имени Федерального управления оборонных технологий и закупок (BWB) заказал десять таких новых машин Fennek для Объединенных групп огневой поддержки (JFST) Бундесвера, которые были доставлены в 2010. Последовал еще один заказ еще на десять машин JFST. Таким образом, общее количество машин этого типа, поставленных бундесверу, увеличилось до 222.

Производителями Fennek являются системная компания Krauss-Maffei Wegmann, базирующаяся в Касселе и Мюнхене , и голландская дочерняя компания Dutch Defense Vehicle Systems (DDVS).

Происхождение имени, родовая принадлежность

Название вида проистекает от арабской версии слова «лиса» — «fanak». Официальное наименование на латыни – Vulpes zerda (Vulpes обозначает отнесение к роду лисиц, zerda – вариация термина xeros, что переводится с греческого языка как «сухой»).

Принадлежит к семейству псовых, отряду хищных. Некоторые биологи выступают против отнесения фенека к лисицам, мотивируя протест существующим несходством между ними:

  • ДНК лис содержит от 35-ти до 39-ти пар хромосом. У фенека их 32.
  • Лисицы живут поодиночке. Фенек — животное общественное, предпочитает жить семьями.
  • Самцы лисиц имеют мускусные железы, выделяющие особое ароматическое вещество – мускус, используемое для привлечения самок, смазки шерсти и для метки территории. У фенека данные железы отсутствуют.

Конструкция автомобиля

БРМ Фенек — колесная, двухосная, полноприводная, неплавающая машина, двигатель которой располагался сзади. Разработчики выбрали заднемоторную сборку, потому что она уменьшала тепловую и акустическую заметность. Рабочее место шофера располагалось спереди машины.

Вследствие того, что броневик обладал большими бронированными окнами, которые были снабжены дворниками, шоферу гарантировалась большая область обзора. Также была учтена вероятность прикрепления к стеклу специального экрана из покрытия, которое предотвращает отражение света от солнца.

MPC Fennek был оборудован камерой заднего наблюдения и очками ночного видения для темного времени суток. Остальные члены экипажа размещались за шофером. Доступ к местам обеспечивался с помощью дверей в борте корпуса. Помимо этого, над всеми тремя членами экипажа находились люки. Сиденья регулировались по высоте, что позволяло осуществлять мониторинг через скрытый люк.

Специальное оборудование этого транспортного средства позволяло осуществлять мониторинг в дневное время, и в ночное; измерять дальность и азимуты, а также обмениваться со штабом всеми соответствующими данными.

Сравнение бронеавтомобиля и танка

Преимущества и недостатки бронеавтомобиля обуславливаются двумя факторами — применением колёсного движителя и постройкой на основе коммерческой машины.

  • Преимущества бронеавтомобиля:
    • Относительно высокая скорость. Уже к началу 30-х годов скорость большинства бронеавтомобилей превысила 60—70 км/ч, в то время как скорость большинства танков была в полтора-два раза меньше. К нынешнему времени развитие гусеничного движителя танков несколько сгладило эту разницу.
    • Дешевизна. Для получения эрзац-бронеавтомобиля достаточно покрыть гражданский автомобиль стальными листами достаточной толщины и установить на нём вооружение. И даже бронеавтомобили специальной постройки значительно дешевле аналогичных по массе танков, обычно используя многие узлы гражданских машин.
    • Экономичность Более низкая масса машины требует менее мощный двигатель, также колёсный движитель имеет меньшие механические потери при движении, следовательно у бронеавтомобиля ниже расход горючего. Его ремонт (в большинстве случаев) не отличается от ремонта обычного автомобиля, что также упрощает его эксплуатацию.
    • Надёжность. За счёт большой массы танка, его двигатель подвергается высоким нагрузкам; ресурс этого двигателя относительно невысок. Траки танковых гусениц также испытывают при движении высокие нагрузки, что ведёт к их быстрому разрушению. Всё это вело к низкой надёжности танков 20—30-х годов. В результате, бронеавтомобили в те годы, как правило, были значительно надёжнее танков. Лишь после Второй мировой, развитие танков почти свело на нет это преимущество. Тем не менее, на большие дистанции их всё равно предпочитают перебрасывать на специальных колёсных транспортёрах, тогда как колёсные машины чаще всего преодолевают путь своим ходом.
    • Преимущества в миротворческих операциях — простота заброса в зону боевых действий и менее «военный» вид. К тому же, танк проявляет свои преимущества только в масштабных боях, которых в миротворческих операциях практически не бывает.
  • Недостатки бронеавтомобиля:
    • Плохая проходимость. Разнообразные эрзац-бронеавтомобили, как правило, способны эффективно действовать исключительно на хороших дорогах, поскольку проходимость их перегруженного и снабжённого узкими колёсами шасси даже хуже, чем у послужившего для них базой гражданского автомобиля. Бронеавтомобили специальной постройки обычно снабжены гораздо более совершенными шасси, но всё равно значительно уступают танкам в проходимости. Лишь появление многоосных шасси (колёсная формула 8×8) с системой централизованной подкачки шин, колёсными редукторами и блокируемыми дифференциалами подарило бронеавтомобилям проходимость практически на уровне танков.
    • Недостаточные защищённость и вооружение. Являются следствием слабого колёсного шасси. Колёсное шасси бронеавтомобиля серьёзно ограничивает максимальную нагрузку, что не позволяет оснастить его мощным вооружением и толстой бронёй. Бронеавтомобили 1930-х годов ещё могли соревноваться с танками (например, советские БА-11 и Т-26 имеют одинаковое вооружение и сопоставимое бронирование). Но с развитием защищённости и вооружения танков бронеавтомобили навсегда отстали от них.

Броня

Базовая версия Fennek  бронируется по стандарту STANAG 4569 Level 3 и выдерживает огонь бронебойными боеприпасами калибра 7,62 × 51 мм при скорости удара 930 м / с. По заявлению производителя, также возможно крепление дополнительных броневых листов.

Во многих областях броня состоит из встроенной керамической композитной брони ( керамическая плитка на ткани Dyneema ), которая имеет вдвое больший уровень защиты, чем стальная броня при том же весе. Внутренняя сторона автомобиля с существующей защитой от разрушения ( Dyneema или арамидная ткань) ( спроектированы противоосколочные вкладыши ). Это предназначено для предотвращения раскола материала брони внутрь в случае проникновения.

Серьезное испытание на выносливость брони «Феннек» произошло 28 июня 2006 года в Афганистане во время инцидента . По данным Бундесвера, патруль региональной группы восстановления Бундесвера, состоящий из фенека и динго , был застрелен около 0:15 утра к югу от Кундуза , среди прочего, из гранатометов РПГ-7 . Водитель и командир отделались легкими травмами.

Поскольку бронирование от кумулятивных снарядов в этом весовом классе и размере транспортного средства невозможно чисто пассивным образом, низкий урон говорит в пользу концепции защиты. Ткань Dyneema, прикрепленная к внутренней части Fennec, сводила к минимуму осколки, которые отслаивались в случае прорыва. Это позволило ограничить опасную зону струей кумулятивного заряда. Для транспортных средств такого размера крупнокалиберные пулеметы более опасны, чем кумулятивные гранаты, потому что они могут пробить машину, но имеют гораздо более высокую скорострельность, чем противотанковые орудия.

Fennek light armoured 4×4 reconnaissance vehicle

The Fennek is a light armoured 4WD reconnaissance vehicle, operated by a three-man crew and deployed in units of two vehicles. A scout party equipped with this vehicle is able to operate independently for a period of up to five days.

In October 2006, Fennek vehicles of the Royal Netherlands Army were deployed to southern Afghanistan in support of the International Security Assistance Force (ISAF).

In November 2007, the German Army ordered an additional ten Fennek vehicles, for the army’s joint fire support teams (JFST). Each of the five teams requires two Fenneks. The manufacturing cost will be approximately €34m.

In May 2008, KMW announced that it was developing a two-engined variant of the Fennek, the generic platform Fennek 2 (GP-F2) with independent drive trains for the front and rear axles.

In October 2008, the first of 24 combat engineer Fennek variants was delivered to the German Army’s ‘Pioneer’ combat engineers.

In August 2009, the German Parliament budget committee approved the procurement of another set of ten Fennek vehicles for the JFST. The approval permits the formation of an additional five joint fire support teams equipped with Fenneks. The vehicles under second batch are expected to enter into service by the end of 2011.

Семейная жизнь

Сезон размножения происходит ежегодно в январе и феврале, самки рожают в марте или апреле. Лисицы фенек моногамны и спариваются на всю жизнь.

Период беременности около 50 дней. Рождается от одного до четырех щенков, каждый весит около 45 граммов, и они рождаются с закрытыми глазами и закрученными ушами.

Самки остаются с малышами до отлучения от груди, через 60–70 дней. Когда самка беременна и кормит детенышей, её партнёр приносит ей еду и также очень защищает её. Достигают половой зрелости в возрасте 10 месяцев.

Как и другие псовые, лисы фенек помечают свою территорию, помочившись по периметру. Хотя это одна из форм общения с другими представителями своего вида, фенек также использует множество вокализаций для более прямого общения. К ним относятся лай, болтовня, рычание, вой, визг, писк и хныканье.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий