Р-73 – РВВ-МД – АA-11 ARCHER

Авиационная ракета большой дальности Р-37 (РВВ-БД)

Управляемая авиационная ракета большой дальности Р-37 (К-37,РВВ-БД) предназначена для поражения воздушных целей (истребителей, штурмовиков, бомбардировщиков, самолетов военно-транспортной авиации, вертолетов, крылатых ракет) в любое время суток, на всех ракурсах, в условиях радиоэлектронного противодействия, на фоне земной и водной поверхности, в т.ч. с многоканальным обстрелом по принципу «пустил-забыл».

Разработка ракеты К-37 (изделие 610) для вооружения перехватчика МиГ-31М на базе ракеты К-33 была начата ГосМКБ «Вымпел» по Постановлению Совмина СССР от 8 апреля 1983 г. Эскизный проект ракеты был защищен в 1983 г. Первый полет прототипа МиГ-31М (серийный №05-01-01) состоялся 21 декабря 1985 г. Испытания К-37 начаты в 1988 г. автономными баллистическими пусками ракет без системы управления (10 пусков). В 1989 г. в испытаниях участвовали программные ракеты без системы наведения (4 пуска) — совершающие полет под управлением автопилота по программе.

В том же 1989 г. начаты испытания ракет с системой наведения (2 пуска). В апреле 1994 г. была успешно поражена воздушная цель на рекордной дальности — 304 км. Испытания ракеты продолжались до 1997г. После 1997 г. в связи с нарушением кооперации с предприятиями Украины, которые были задействованы в создании систем наведения ракеты, принято решение о разработке системы наведения с использованием только российских компонентов. МиГ-31М с ракетой К-37 был представлен на международном авиакосмическом салоне МАКС-1997 (см.


,


,


,


,


,


,


,


), на вооружение ВВС России не принимался.

Полученный задел использовался для создания авиационного комплекса перехвата для истребителя-перехватчика МиГ-31БМ. Доработанная ракета, выполненная из российских комплектующих, получила обозначение К-37М (изделие 610М). Под обозначением РВВ-БД (изделие 620) ракета неоднократно выставлялась на выставках военной техники.

Наиболее важным улучшением, по сравнению с предыдущей версией, является применение для К-37M новой системы управления МФБУ-610МШ. Управляемые ракеты К-37М (изделие 610М) впервые были запущены с МиГ-31 в 2011 году и завершили государственные испытания в 2014 году. В настоящее время ракета производится корпорацией КТРВ в г.Королёв, производство бортового комплекса управления поручено Уральскому проектно-конструкторскому бюро «Деталь».

МиГ-31БМ оснащаются новой системой управления вооружением и радиолокационной станцией. Модернизированная система управления оружием РП-31МА «Заслон-АМ» (С-800АМ) с радиолокатором 8БM получила новый компьютер «Багет-55-06» вместо «Аргона-15A». Пассивная антенна с электронным управлением лучом осталась без изменений. Дальность обнаружения модернизированной радиолокационной станции составляет 320 км, автоматическое сопровождение – 280 км (дальность обнаружения истребителя -240 км). Одновременно сопровождаются 24 цели, из них – 6 одновременно обстреливаются ракетами (в прежней версии – 10 и 4 соответственно). Теплопеленгатор 8ТК остался без изменений.

В передней кабине некоторые механические приборы были заменены на жидкокристаллический дисплей, размером 127х127 мм, расположенный с правой стороны приборной панели. Кабина оператора (сзади) получила два больших 152х203 мм ЖК-дисплея вместо электронно-лучевых трубок. Самолёт получил новое связное оборудование (радиостанция Р800Л) и улучшенное радионавигационное оборудование, включая систему спутниковой навигации A737. С крыла исчезли большие пилоны для вооружения (ранее предначавшиеся для ракет Р-40TД), которые были заменены на подвески, достаточные для ракет Р-77-1 или Р-73. Кроме того, на внешних точках подвески, ранее использовавшихся только для подвески дополнительных топливных баков, теперь можно разместить ракеты класса «воздух-воздух». МиГ-31БМ немного тяжелее версии «Б» — максимальная взлётная масса — 46835 кг, а лётные данные практически не изменились, за исключением потолка, который снизился до чуть более 20000 м.

Серийное производство ракеты РВВ-БД началось в 2014г. На западе ракета получила обозначение AA-X-13 Arrow.

Notes

  1. ↑ . Fabulousfulcrums.de. . Retrieved 2013-01-12.
  2. John Pike. “AA-12 ADDER R-77”. Globalsecurity.org. http://www.globalsecurity.org/military/world/russia/aa-12-specs.htm. Retrieved 2013-01-12.
  3. ↑ “AA-12 AMRAAMski / R-77 RVV FAMILY | Russian Military Analysis”. Warfare.ru. http://warfare.be/?linkid=2356&catid=262. Retrieved 2013-01-12.
  4. ↑ http://www.deagel.com /Air-to-Air-Missiles/R-77_a001032001.aspx
  5. “Federation of American Scientists – “AA-12 ADDER R-77″”. http://www.fas.org/man/dod-101/sys/missile/row/aa-12.htm. Retrieved 2006-08-19.
  6. “Heat Seeking Missile Guidance”. http://www.ausairpower.net/TE-IR-Guidance.html. Retrieved 2010-04-10.
  7. Dr Carlo Kopp, SMAIAA, SMIEEE, PEng (2012-08-21). . Ausairpower.net. . Retrieved 2013-01-12.
  8. “R-77 (AA-12) Medium-Range Air-to-Air Missile”. SinoDefence.com. 2008-10-20. http://www.sinodefence.com/airforce/weapon/r77.asp. Retrieved 2013-01-12.
  9. “International Assessment and Strategy Center > Research > PLAAF Equipment Trends”. Strategycenter.net. 2001-10-30. http://www.strategycenter.net/research/pubID.8/pub_detail.asp. Retrieved 2013-01-12.
  10. http://www.aviationweek.com/aw/generic/story_channel.jsp?channel=defense&id=news/R77081309.xml[dead link]
  11. “OAO Agat Website”. http://www.agat.rosprom.org/. Retrieved 2008-01-11.
  12. “Russia Signs $35-Mln Missile Contract with Malaysia”. http://en.rian.ru/world/20120419/172915744.html. Retrieved 2012-10-28.
  13. “п·п░п· б╚п п╬я─пп╬я─п╟я├п╦я▐ п╒п╟п╨я┌п╦я┤п╣я│п╨п╬п╣ п═п╟п╨п╣я┌п╫п╬п╣ п▓п╬п╬я─я┐п╤п╣п╫п╦п╣б╩”. Ktrv.ru. http://ktrv.ru/press/199/974/966/. Retrieved 2013-01-12.
  14. 2011 Annual Report of Tactical Missile Corporation, http://bmpd.livejournal.com/290141.html
  15. http://baodatviet.vn/hinh-anh/201301/Thu-tuong-kiem-tra-ten-lua-cho-Su-30MK2-2214697/

Строительство

Руководство

В Р-73 используется наведение . Его очень чувствительный датчик, охлаждаемый криогенными методами , также имеет расширенное поле отклонения 45 ° ( 60 ° для версии Р-74МЭ при стрельбе и 80 ° во время полета) во всех направлениях относительно оси полета ракеты. Этот датчик может быть прикреплен к шлему пилота, что позволяет определять цель, просто глядя на нее. Кроме того , можно обозначить цель обычным способом с помощью радара или с помощью IRST из Су-27 . Он очень невосприимчив и устойчив к контрмерам, поэтому его очень сложно обмануть.

Контроль

Минимальная дальность стрельбы – 300  м, максимальная аэродинамическая дальность – почти 30  км (40  км для версии Р-74МЭ). Его маневренность за счет использования вектора тяги очень важна и обычно считается более высокой, чем у AIM-9M . Его появление вызвало разработку его преемников, таких как AIM-9X и ASRAAM . Он также стоял у истоков программы, ведущей к IRIS-T , после изучения немцами Р-73 .

Военный заряд

Его полезная нагрузка, хотя и уменьшенная, как и у всех ракет малой дальности, кажется чрезвычайно эффективной, однако из-за использования стальных стержней вместо шариков для максимального увеличения урона во время ближайшего взрыва.

Движение

Как указывалось ранее, двигатель участвует в маневренности оружия за счет использования сопла с векторной тягой . Кроме того, его очень энергичное топливо дает ему необычайное ускорение, оставаясь при этом очень экономичным, что способствует увеличению запаса хода.

Авиация России

Завершаются испытания ракеты большой дальности класса «воздух-воздух» Р-37М (РВВ-БД) . Это наиболее дальнобойная управляемая ракета из стоящих на вооружении ведущих мировых держав, — она способна поразить высокоскоростные как высотные (25 км), так и низколетящие (15 м) воздушные цели на расстоянии до 300 км.

По информации газеты «Известия», полученной из Министерства обороны, изделие находится в высокой степени технической готовности.

Точность наведения на цель обеспечивает радиолокационная система истребителя, а также инерциальная система управления и активная радиолокационная ГСН с встроенным миниатюрным процессором с большим объёмом памяти и повышенным быстродействием. Волоконно-оптические и механические гироскопы с форсированным выходом на рабочий режим обеспечивают минимальное время подготовки ракеты к пуску.

Р-37М представляет собой дальнейшее развитие дальней ракеты предыдущего поколения Р-37, разработка которой началась в СССР 1980-х годах. Ракета была принята на вооружение в 1989 году и предназначалась для использования на истребителях-перехватчиках МиГ-31.

В создании систем наведения ракеты были задействованы предприятия Украины, из-за нарушения кооперационных связей в конце 90-х было принято решение о разработке ГСН с использованием только российских комплектующих. Но реально такая работа началась только в конце 2000-х годов.

Для того чтобы Р-37М можно было применять не только на МиГ-31, но и на Су-30СМ и Су-35, а также на ПАК ФА – Су-57, была уменьшена на 14 см длина ракеты и снижена её стартовая масса.

Р-37М может уничтожать воздушные цели на встречных курсах. После наведения ракеты на цель и пуска, на маршевом участке полёта работает инерциальная система управления. При этом противник не видит приближение ракеты. Перед целью на заключительном участке полёта ракета разгоняется до гиперзвуковой скорости 6М и включается активная ГСН. В этот момент она становится видна на мониторе самолёта противника, но для принятия решения и выполнения манёвра уклонения у лётчика остаются доли секунды.

Прямым конкурентом российской ракеты Р-37М является американская AIM-120 AMRAAM. Ракетой оснащаются истребители F-22 и F-35. Однако максимальная дальность пуска этой ракеты составляет 180 км.

Ранее на вооружении авиации ВМС США стояла ракета большой дальности AIM-54 Phoenix с возможностью поражать цели на удалении до 200 км. Единственным носителем этой ракеты был двухместный истребитель с изменяемой геометрией крыла – F-14 Tomcat. После 2006 года, когда эти самолёты были выведены из состава авиации ВМС, AIM-54 была снята с вооружения и сейчас она имеется только в ВВС Ирана.

На фото: запуск маршевого двигателя ракеты К-37М / рисунок Александра Ярцева, 2014 г., https://www.deviantart.com/abiator/art/R-37-AA-13-Arrow-engine-start-500205646

  • 07.07.2018 Почему Су-35 не будет последним вариантом наиболее удачного истребителя России
  • 27.12.2015 На Дальний Восток поступили модернизированные МиГ-31БМ
  • 28.06.2020 «Стая» истребителей ВКС отработала элементы сетецентрических боевых действий
  • 16.02.2016 Состав российской группировки в Сирии: техника и вооружение

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Теги по теме: Р-37М» Су-30СМ» Су-35» Су-57

Развитие [ править ]

R-73 был разработан для замены ранее R-60 (AA-8 «тли») оружия для использования ближнего по советской истребительной авиации . Работа началась в 1973 году, а первые ракеты поступили на вооружение в 1984 году .

Ракета Р-73 – это ракета с инфракрасным самонаведением (тепловым наведением ) с чувствительной ГСН с криогенным охлаждением и существенной способностью «не прицеливаться»: ГСН может «видеть» цели на расстоянии до 40 ° от средней линии ракеты. Он может быть нацелен на нашлемный прицел (HMS), позволяющий пилотам определять цели, глядя на них. Минимальная дальность поражения составляет около 300 метров, максимальная аэродинамическая дальность – почти 30 км (19 миль) на высоте. Оружие используется на МиГ-29 , МиГ-31 , Су-27 /33, Су-34 и Су-35 , а также на более новых версиях МиГ-21 , МиГ-23., Су-24 и Су-25 . Индия собирается использовать ракету на своих HAL Tejas . Его также могут нести российские ударные вертолеты, в том числе Ми-24 , Ми-28 и Камов Ка-50/52 .

С 1994 года Р-73 в производстве модернизируется до стандарта Р-73М , который поступил на вооружение СНГ в 1997 году. Р-73М имеет большую дальность полета и больший угол ГСН (до 60 ° вне прицела), а также улучшенный IRCCM (Инфракрасные контрмеры). Дальнейшие разработки включают Р-74 ( изделие 740) и его экспортный вариант РВВ-МД. В настоящее время Россия получает новые улучшенные ракеты класса “воздух-воздух” на базе Р-73. [ необходима цитата ]

Усовершенствованная версия Р-74, К-74М ( изделие 750) оснащена полностью цифровыми и перепрограммируемыми системами и предназначена для использования на МиГ-35 , МиГ-29 К / М / М2 , Су-27СМ , Су-30МК и Су-35С . Дальнейшая модернизация, известная как К-74М2 ( изделие 760), предназначена для самолета Су-57 пятого поколения . Эта ракета имеет уменьшенное поперечное сечение, чтобы поместиться во внутренние отсеки вооружения, и будет соответствовать характеристикам AIM-9X и ASRAAM . Дизайн с чистого листа, K-MD (изделие 300), заменит в будущем К-74М2.

Операторы [ править ]

Карта с операторами Р-73 синим цветом с бывшими операторами в красном

Текущие операторы

  • Алжир
  • Бангладеш
  • Болгария
  • Китай : 264–265.
  • Куба
  • Египет
  • Эритрея
  • Эфиопия
  • Грузия Используется на Су-25КМ «Скорпион» .
  • Индия : 273–274.
  • Индонезия : 278
  • Иран
  • Казахстан
  • Малайзия : 293 Используется на Су-30МКМ.
  • Мьянма : 297 Используется на МиГ-29 и Як-130
  • Северная Корея : 286
  • Перу
  • Польша
  • Россия
  • Сербия
  • Словакия
  • Сирия
  • Украина
  • Венесуэла
  • Вьетнам : 320
  • Йемен

Бывшие операторы

  • Восточная Германия
  • Германия
  • Венгрия
  • Румыния
  • Югославия Передано государствам-преемникам
  • Советский Союз перешел к государствам-преемникам.

История создания

Разработка ракеты Р-77 началась в 2003 году по заданию Минобороны РФ. На конец 2005 года завершились основные работы по изготовлению опытных образцов указанного вооружения. Первые полевые пуски снарядов проводились уже в 2006 году, однако дальнейшая перспектива оставила желать лучшего. Во многом сыграло роль отсутствие подходящих самолетов-носителей.

Ракета Р-77 «воздух-воздух» причисляется к модернизированной версии аналога под индексом РВВ-АЕ. Это обусловило внешнюю схожесть боекомплектов и их основное предназначение. Стоит отметить, что в новом проекте были практически идентичные компоненты, узлы и агрегаты. Среди особенностей нового изделия отмечают уникальную конструкцию и компоновку внутренней начинки. Повышение боевых характеристик во многом связано с особенностями устройства обновленного заряда, по сравнению со стандартными аналогами.

История эксплуатации

24 февраля 1996 г. два Cessna 337s из Братья на помощь были сбиты при полете над международными водами в 10 морских милях от воздушного пространства Кубы на Кубинские ВВС МиГ-29УБ. Каждый из самолетов был сбит ракетой Р-73.

Вовремя Эритрейско-эфиопская война с мая 1998 г. по июнь 2000 г. ракеты Р-73 использовались в бою как на эфиопских Су-27, так и на эритрейских МиГ-29. Во всех уничтожениях, кроме двух, использовались Р-60 и Р-73 с ИК-наведением.

18 марта 2008 г. самолет МиГ-29 ВВС России перехватил грузинский самолет. Elbit Hermes 450 БПЛА над Абхазия. МиГ-29 уничтожил БПЛА с помощью Р-73. ракета.

Правительство Индии утверждает, что 27 февраля 2019 г. МиГ-21 Бизон ВВС Индии успешно атаковал и сбил пакистанский F-16 ракетой Р-73Э во время Авиаудары по Джамму и Кашмиру в 2019 году. Пакистан отрицает как использование ракеты Р-73, так и потерю самолета.

Устройство

Авиационная ракета Р-77 оснащена цилиндрическим корпусом с коническим обтекателем в головной части. Параметры:

  • Общая длина – 3710 мм.
  • Корпус в диаметре – 200 мм.
  • Размах трапециевидных крыльев – 420 мм.
  • Особенности – в хвосте предусмотрены решетчатые элементы размером 680 миллиметров.
  • На нижней части имеется небольшое утолщение, служащее для улучшения аэродинамики ракеты.
  • Начальная масса изделия – около 190 кг.

В головной части ракеты Р-77 предусмотрена самонаводящаяся боевая головка и датчики аппаратуры пилота-оператора. Сзади указанной конструкции монтируется взрыватель и боевая основа боеприпаса. Хвостовой отсек представляет собой мощный и относительно крупный силовой агрегат с решетчатым рулевым приводом, работающий на твердом топливе. Рассматриваемая боевая головка оснащается комбинированной системой наведения, которая гарантирует последующее нахождение и ликвидацию цели. Полет снаряда осуществляется посредством инерциальной навигационной схемы. После попадания в заданный отсек боеголовка ищет цель путем использования активного радиолокационного самонаводящегося бойка типа 9Б-1103М.

Указанное изделие разработано МНИИ «Агат», представляет собой многорежимный допплеровский комплект. Начальная версия данного агрегата была разработана в середине 90-х, массово презентована в 1998 году. После этого изделие прошло несколько этапов модернизации и реорганизации, с учетом последних разработок в соответствующей сфере.

История

Начавшиеся в ОКБ-2 Минпрома России под руководством Д.Л. Томашевича исследования этой ракеты начались в 1951 году , первые испытательные стрельбы состоялись в году на Яковлевском Як-25 .

Изначально К-5 проектировался как легкое оружие, поэтому его можно было разместить на нынешнем истребителе МиГ-15 , и было оговорено, что этот истребитель может нести четыре, что повысит его шансы поразить цель. . В рассекреченных документах ракета получила прозвище «огненный шар» ( рус  .: «ШМ» , ШМ).

Управление НИИ-17 отвечает за разработку РЛС, адаптированной к этому новому вооружению. В очень короткие сроки на базе всепогодной РЛС РП-1У «Изумуруд» ( изумруд ), установленной на истребителях МиГ-15 и МиГ-17 , была разработана модель РП-2У «Изумуруд-2» , которая будет устанавливаться на следующих модификациях МиГ-17, МиГ-19 и первых серий Як-25 .

Первая автономная стрельба проекта «болид» проведена с МиГ-17П.8 октября 1953 г., в центре авиационных экспериментов в Ахтубинске , городе Астраханской области . Затем в марте 1955 года ракета произвела серию выстрелов по беспилотным мишеням и поразила первую цель с восьмого дня.

В году ракета поступила на вооружение под названием «  Грушин / Томашевит РС-1У  » для оснащения МиГ-17ПФУ и МиГ-19П , на которых она была связана с РЛС РП-2У (Изумруд-2) . Эта новая версия МиГ-17, МиГ-17ПФУ, была создана специально для него. Это будет единственный вариант этого самолета, который будет оснащен 4 ракетами РС-1У, размещенными на 4 пусковых установках 369-Вт .

Усовершенствованная версия К-5, К-5М , разработана для истребителя МиГ-19 с увеличенными аэродинамическими характеристиками, большей стабильностью, большей боевой частью, более мощным двигателем и увеличенной дальностью полета. Он был испытан очень быстро, во Владимировке, весной 1956 года, и быстро получил хорошие результаты с МиГ-19. После принятия резолюции п O  1343 619ss Совета Министров СССР,28 ноября 1957 г., он обозначается С-2-У ( РС-2У ). Серия МиГ-19PM ( «продукт 65» ), летательный аппарат , специально предназначенного для использования этих ракет контролируются завод п о  21 Горьких, который производит 369 единиц, из до .

К концу 1950-х годов К-5 считался устаревшим, и никаких будущих приложений для будущих устройств не планировалось. Тем не менее, обстоятельство и ситуация в СССР в то время сделали , что с некоторыми изменениями, он стал базовым вооружением Су-9 в ПВО Strany . Су-9 был самым быстрым высотным перехватчиком, доступным советским войскам в начале 1960-х годов. Этот улучшенный вариант К-5М получил обозначение К-5МС ( РС-2УС ), но в ряде документов используется обозначение К-51 .

После принятия постановления 12- й  Военно-промышленной комиссии3 марта 1958 г., Было решено проверить ракету К-51 на одном из первых самолетов Су-9 продуктов в серии, серийный номер 0103. Завод п о  53 также содержит три дополнительных испытаний воздушных судов в мае и июле. ВМай 1958 г.Летчик-испытатель Владимир Ильин принимает первый самолет, оснащенный ракетами К-51, Т-43-1, опытный образец Су-9, который по этому случаю получил название ПТ-8. Под крылом этого самолета были установлены пусковые установки АПУ-19 (внутренняя пара) и АПА-20 (внешняя пара), оснащенные их ракетами. В ходе летных испытаний комбинации «Су-9 / К-51» было определено, что ракеты могут использоваться в диапазонах высот от 7 до 20  км и что автономный огонь возможен на максимальной высоте до 23  км .

В 10 октября 1960 г.Подписание указа п O  1108-460 Советом Министров СССР заявил , самолет был сертифицирован для оперативного использования ракеты К-51. По этому поводу его переименовали в Су-9-51. Он официально становится первым советским бортовым зенитным ракетным комплексом перехвата. Оснащен РЛС CDD-30 (RP9) . Впоследствии он будет оснащен радиолокационной станцией Z0T (РП-21) CD-30 CD-версии , которая затем будет установлена ​​на большом количестве самолетов, например на МиГ-21ПФ .

После разработки новой версии К-55 , взяв на себя инфракрасную и радиолокационную головки самонаведения ракеты К-13 (Р-3), ракета также будет установлена ​​на МиГ-21ПФМ и МиГ-21С.

В году были проведены испытания по отработке применения ракет РС-2УС по наземным целям. Такое использование ракеты было вполне возможно, но создавало много проблем. Это действительно было непрактично, потому что ракеты несли слишком низкий боевой заряд, а система наведения была недостаточно точной. Ракета Х-23 , являющаяся производным от К-5, в значительной степени решит эти проблемы, будучи модифицированной для несения большего военного заряда.

Китай производит его, локальная копия, то PL-1 , оснастить его перехватчик J-6B (А МиГ-19 производится по лицензии).

Устройство

Авиационная ракета Р-77 оснащена цилиндрическим корпусом с коническим обтекателем в головной части. Параметры:

  • Общая длина – 3710 мм.
  • Корпус в диаметре – 200 мм.
  • Размах трапециевидных крыльев – 420 мм.
  • Особенности – в хвосте предусмотрены решетчатые элементы размером 680 миллиметров.
  • На нижней части имеется небольшое утолщение, служащее для улучшения аэродинамики ракеты.
  • Начальная масса изделия – около 190 кг.

В головной части ракеты Р-77 предусмотрена самонаводящаяся боевая головка и датчики аппаратуры пилота-оператора. Сзади указанной конструкции монтируется взрыватель и боевая основа боеприпаса. Хвостовой отсек представляет собой мощный и относительно крупный силовой агрегат с решетчатым рулевым приводом, работающий на твердом топливе. Рассматриваемая боевая головка оснащается комбинированной системой наведения, которая гарантирует последующее нахождение и ликвидацию цели. Полет снаряда осуществляется посредством инерциальной навигационной схемы. После попадания в заданный отсек боеголовка ищет цель путем использования активного радиолокационного самонаводящегося бойка типа 9Б-1103М.

Указанное изделие разработано МНИИ «Агат», представляет собой многорежимный допплеровский комплект. Начальная версия данного агрегата была разработана в середине 90-х, массово презентована в 1998 году. После этого изделие прошло несколько этапов модернизации и реорганизации, с учетом последних разработок в соответствующей сфере.

Историческая справка

Первый детально проработанный проект ракеты «воздух—воздух» был создан в Великобритании в 1943 году. «Артемида» имела полуактивное радиолокационное наведение с необычным коническим сканированием вращающейся головкой самонаведения. По экономическим причинам, и ввиду очевидной деградации наступательных способностей Люфтваффе во второй половине войны, проект не был реализован.

Первая ракета «воздух—воздух» Ruhrstahl X-4 с управлением по проводам

Интенсивные опыты по наведению авиационной ракеты на самолёт были предприняты в Германии во время Второй мировой войны. Во время массированных налётов союзников люфтваффе столкнулось с недостаточной эффективностью поражения тяжёлых бомбардировщиков применяемым пушечным авиационным вооружением, в результате чего стали разрабатывать очередное «чудо-оружие», способное уничтожить бомбардировщик с безопасного для самолёта-истребителя расстояния. Вначале на самолётах ПВО Германии для ударов по плотным построениям бомбардировщиков союзников применялись неуправляемые реактивные снаряды (НУРС) R4M. Далее усилия немецких конструкторов привели к созданию опытных образцов специализированных ракет «воздух—воздух», таких как Ruhrstahl X-4.

США также занимались разработками УРВВ в годы Второй Мировой, создав ракеты Hughes JB-3 Tiamat и Martin Gorgon как способ борьбы с германскими реактивными бомбардировщиками. Обе ракеты были сочтены морально устаревшими вскоре после войны и так и не приняты на вооружение. Сразу же после войны (в 1946 году) ВВС США начали разработку новой ракеты, AAM-A-1 Firebird, но хотя ракета успешно прошла испытания в 1947—1949 годах, её характеристики были также сочтены недостаточными на фоне стремительно совершенствующейся реактивной авиации.

Сравнительные характеристики проектов УРВВ Второй Мировой:

ПараметрRuhrstahl X-4ArtemisHughes JB-3 TiamatMartin Gorgon IIA
Страна:  Нацистская Германия  Великобритания  США  США
Снаряжённая масса:60 кг37 кг281 кг440 кг
Дальность:3200 м2800 м10—15 км16—20 км
Наведение:Радиокомандное ручное,

визуальное отслеживание ракеты

Автоматическое, полуактивное

радиолокационное

Автоматическое,

«осёдланный луч»

Радиокомандное ручное,

телевизионное,
через камеру на ракете

Статус на 09.05.1945:В производствеРабочие чертежиПодготовка к испытаниямИспытания

Послевоенные исследования привели к созданию ракеты «воздух—воздух» Fairey Fireflash, принятой на вооружение ВВС Великобритании в 1955 году. Однако, её использование оказалось малоэффективным. ВВС и ВМС США приняли на вооружение ракеты «воздух—воздух» в 1956 году. Первой ракетой ВВС США стала AIM-4 Falcon; ВМС США получили сразу две ракеты — AIM-7 Sparrow и AIM-9 Sidewinder, модификации которой стоят на вооружении до сих пор. Первую ракету «воздух—воздух» РС-1У (К-5/Р-5) ВВС СССР приняли на вооружение в 1956 году.

24 сентября 1958 года истребитель ВВС Тайваня F-86 атаковал МиГ-15 ВВС Китая ракетой AIM-9B Sidewinder и сбил его. Эта победа считается первой, одержанной с помощью ракеты «воздух—воздух». К середине 1950-х годов возобладало мнение, что будущий воздушный бой сведётся лишь к обмену ракетными ударами между самолётами противоборствующих сторон на дальностях, превышающей видимость цели, поэтому созданные в начале 1960-х годов истребители (такие, как F-4) получили на вооружение только ракеты. Однако успешное применение устаревших истребителей с пушечным вооружением против новейших самолётов во время войны во Вьетнаме заставили пересмотреть взгляды на воздушный бой и вернуть в состав вооружения истребителей пушку. Но ракета «воздух—воздух» так и осталась основным оружием воздушного боя.

Первые ракеты с инфракрасными ГСН могли захватить цель на автосопровождение только в задней полусфере, там, где тепловое излучение двигателей было наиболее сильным. Но уже в Фолклендской войне дозвуковые британские «Харриеры» при помощи всеракурсных ракет с инфракрасной ГСН AIM-9L, полученных из США перед началом конфликта, одержали ряд побед над сверхзвуковыми истребителями «Мираж» III и «Даггер» аргентинских ВВС. Современные ракеты «воздух—воздух» являются всеракурсными независимо от используемой ГСН.

Конструкция

При разработке был использован ряд новых технических решений. В ракете, выполненной по аэродинамической схеме

«утка» с дестабилизаторами в головной части корпуса и традиционным крестообразным расположением аэродинамических поверхностей на сопловой части двигателя, установлен блок газодинамического управления интерцепторного типа, создающий боковую силу за счет отклонения газовой струи двигателя, что придает ракете высокую маневренность, обеспечивающую поражение целей, маневрирующих с перегрузкой до 12 единиц. При работающем двигателе управление и стабилизация ракеты по тангажу и курсу осуществляются совместно соединенными попарно для каждого канала четырьмя аэродинамическими рулями и четырьмя газодинамическими интерцепторами. После окончания работы двигателя управление и стабилизация осуществляются только аэродинамическими рулями. Стабилизация ракеты по крену осуществляется с помощью четырех механически связанных между собой элеронов.

Ракета оснащена малогабаритной пассивной инфракрасной головкой самонаведения

повышенной чувствительности и помехозащищенности с глубоким охлаждением фотоприемника, которая захватывает цель в подвеске под носителем. Эта головка отрабатывает углы целеуказания до 45° (60° для РМД-2), имеет углы прокачки координатора до 75° и угловую скорость слежения за целью (угловую скорость линии визирования) до 60°/с.

В зависимости от модификации, ракета оснащается лазерным или радиовзрывателем

Благодаря своей ТГС, Р-73 — одна из первых в мире всеракурсных ракет малой дальности, способная поражать цели не только на догонных, но и на встречно-пересекающихся курсах. Ракета атакует цель при любом ее начальном положении, позволяет перехватывать цели, летящие в широких диапазонах высот и скоростей. Целеуказание головке самонаведения ракеты Р-73 может выдаваться нашлемной системой целеуказания летчика.

Для повышения вероятности поражения целей на пересекающихся курсах в головке самонаведения производится смещение точки наведения с сопла на фюзеляж цели.

Основной материал конструкции — алюминиевые сплавы, корпус двигателя — стальной.

Для подвески под носителями и пуска ракеты используется рельсовое пусковое устройство П-72

— с последовательным выходом трех бугелей из направляющих; узлы подвески к самолету — ушкового типа. Размещенная в этом устройстве аппаратура обеспечивает возможность применения ракеты с любого современного самолета без его существенной доработки.

По другим данным подвеска ракет Р-73 производится на авиационные пусковые устройства АПУ-73

, устанавливаемые на внешние подкрыльевые точки подвески.

Модификации

Модификации ракеты Р-77. Сверху вниз:Р-77 (РВВ-АЭ) ,Р-77ПД (РВВ-ПД),РВВ-ЗРК,К-77М (изделие 180),К-77МЭ (изделие 180-БД)

  • Р-77 (К-77, изделие 170) — базовый вариант. Первоначально производилась на заводе “Артем” в Киеве, затем была снята с производства. Для ВВС РФ Р-77 не закупалась.
  • РВВ-АЕ (изделие 190) – экспортный вариант Р-77. Активно поставлялась третьим странам.
  • РВВ-АЕ-ПД — модификация ракеты с прямоточным воздушно-реактивным двигателем, что существенно увеличило дальность пуска; создание завершено в 1999
  • РВВ-АЕ-ЗРК — зенитная модификация ракеты.
  • Р-77-1/РВВ-СД — модификация, представленная в 2009 году, с увеличенной до 110 км дальностью пуска, испытания завершены в 2013 году. Р-77-1 поставляется на вооружение ВВС РФ.
  • Изделие 180 (К-77М) — в разработке, ракета средней дальности для перспективных истребителей пятого поколения.
  • Изделие 180-БД (К-77МЭ «энергетическая») — в разработке, с повышенной по сравнению с К-77М дальностью.

Эксплуатация

Активация происходит за счет взрывателя, взаимодействующего с неконтактным индикатором мишени. Механизм находится сзади блока автоматики управления. Размещение прибора определяется по комплекту прозрачных округлых окошек на боковине остова. За остеклением предусмотрен лазерный датчик цели.

В хвостовике имеется одноступенчатый твердотопливный «движок», гарантирующий полет боеголовки на расстояние до 110 километров. Крейсерская скорость при этом достигает порядка 4,5 тысячи км/ч. Такие показатели в паре с доработками рулей существенно улучшают общие характеристики оружия.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий