Ракета Р-1 – первый шаг от V-2 к «Востоку»

Пуски ракет Р-1 8А11 в 1949 году

ДатаРакетодромыИнформация о ракете
1949/09/10Капустин ЯрСССР; Р-1 8А11, II-1
1949/09/11Капустин ЯрСССР; Р-1 8А11, II-2
1949/09/13Капустин ЯрСССР; Р-1 8А11, II-11
1949/09/14Капустин ЯрСССР; Р-1 8А11, II-4
1949/09/17Капустин ЯрСССР; Р-1 8А11, II-8
1949/09/19Капустин ЯрСССР; Р-1 8А11, II-5
1949/09/20Капустин ЯрСССР; Р-1 8А11, II-9
1949/09/23Капустин ЯрСССР; Р-1 8А11, II-15
1949/09/28Капустин ЯрСССР; Р-1 8А11, II-10
1949/10/03Капустин ЯрСССР; Р-1 8А11, II-14
1949/10/08Капустин ЯрСССР; Р-1 8А11, II-16
1949/10/10Капустин ЯрСССР; Р-1 8А11, II-12
1949/10/12Капустин ЯрСССР; Р-1 8А11, II-7
1949/10/13Капустин ЯрСССР; 2×Р-1 8А11: II-13, II-17
1949/10/14Капустин ЯрСССР; Р-1 8А11, II-18
1949/10/15Капустин ЯрСССР; Р-1 8А11, II-19
1949/10/18Капустин ЯрСССР; Р-1 8А11, II-23
1949/10/19Капустин ЯрСССР; Р-1 8А11, II-22
1949/10/22Капустин ЯрСССР; Р-1 8А11, II-20
1949/10/23Капустин ЯрСССР; Р-1 8А11, II-3

Оценка проекта

Ракетный комплекс Д-4 с ракетой Р-27 для вооружения подводных лодок проекта 667А стал ответом на американскую программу «Поларис». По своим тактико-техническим характеристикам ракета Р-27 стала аналогом ракеты «Поларис A1», а моноблочный вариант ракеты Р-27У аналогом «Поларис A2». Вариант ракеты Р-27У с тремя боевыми блоками уже существенно уступал своему аналогу «Поларис A3» по дальности. При этом советские ракеты были приняты на вооружение на 8—10 лет позже и имели худшие показатели точности (КВО). В 1970 году США приняли на вооружение ракету «Посейдон C3» с разделяющейся головной частью с десятью блоками индивидуального наведения, что позволило им резко повысить эффективность своих морских стратегических ядерных сил.

Отличительной особенностью советских ракет было то, что на них использовались ракетные двигатели с жидким топливом и они были одноступенчатыми, а американские ракеты создавались с твердотопливными двигателями и были двухступенчатыми. Советские ракеты были немного легче, но при этом имели большие габариты. Более высокой по сравнению с американскими ракетами была и взрывопожароопасность.

Французские ракетостроители избрали американский путь и создавали свои первые ракеты — M1/M2 и M20 — двухступенчатыми с твердотопливными двигателями. По своим тактико-техническим характеристикам эти ракеты соответствовали моноблочным вариантам ракет Р-27 и Р-27У, обладали сравнимой точностью и были приняты на вооружение на несколько лет позже, чем Р-27.

Небольшая дальность советских ракет обусловила необходимость боевого патрулирования советских ПЛАРБ в зонах действия мощных сил противолодочной обороны ВМС США и НАТО, что снижало боевую устойчивость советских ракетоносцев. Несмотря на ряд недостатков, СССР удалось создать достаточно эффективный стратегический ракетный комплекс. На ракете Р-27 был опробован ряд новых технических решений. Использование этих наработок на ракетных комплексах с ракетами Р-29 и Р-29Р в дальнейшем позволило ликвидировать отставание от США.

Поларис A1Поларис A2Поларис A3 Р-27 Р-27У Посейдон C3 Р-29 M1 M20
Страна
Год принятия на вооружение196019621964196819741970197419721976
Максимальная дальность, км2200280046002500300025004600780030003200
Забрасываемый вес, кг500500760650650>6502000110013601000
Тип головной частимоноблочнаяРГЧ РТмоноблочнаяРГЧ РТРГЧ ИНмоноблочная
Мощность, кт6008003×200100010003×20010×5010005001200
КВО, м1800100019001300—180080015001000
Стартовая масса, т12,713,616,214,229,533,320
Длина, м8,539,459,869,6510,361310,67
Диаметр, м1,371,51,881,81,49
Количество ступеней21222
Тип двигателяРДТТЖРДРДТТЖРДРДТТ
Тип стартасухоймокрыйсухоймокрыйсухой

Объёмный взрыв, его развитие и боевое применение

Сам эффект объёмного взрыва известен очень давно – возможно, с тех времён, когда у кого-то на мельнице взорвалась мучная пыль. Принцип действия объёмно-детонирующих боеприпасов очень прост – снаряд распыляет газовое облако, которое затем подрывается с небольшой задержкой. В результате получается взрыв огромной мощности, ударная волна которого интенсивнее, чем у обычных фугасных зарядов.

Итак, термобарические боеприпасы – это фугасное оружие, использующее эффект объёмного взрыва, имеющее принципиальные отличия от традиционных объёмно-детонирующих бомб. Они снаряжаются смесью жидких нетроэфиров с металлическим порошком, играющим роль горючего, либо твёрдым взрывчатым веществом на основе гексогена или октогена, смешанным с загустителем и алюминиевым порошком.

Это ВВ размещается вокруг центрального разрывного заряда, дающего начальную ударную волну, которая инициирует уже детонацию термобарической смеси. А продукты взрыва за ударной волной смешиваются с воздухом и горят, Термобарические заряды, в отличие от объёмно-детонирующих, не зависят от влияния атмосферы, и не ограничены эффективной массой, то есть могут быть и небольшими.

А ударная волна термобарических зарядов также способна затекать в укрытия. Имеют боеприпасы и зажигательный эффект.

Впервые использовать объёмный взрыв для решения боевых задач пытались в Третьем Рейхе. Курьёзным проектом предполагалось сбивать бомбардировщики союзников, подрывая у них на пути облака угольной пыли. Ничего хорошего из этого не вышло.

Эпизодически применяли оружие объёмного взрыва силы США во Вьетнаме. Хотя обычно “вакуумной” называют бомбу BLU-82, сбрасываемую с транспорта C-130, это мнение ошибочно. А настоящая объёмно-детонирующая бомба CBU-55 успела только пройти испытания. В бою её применили всего один раз – после официального вывода войск США, перед самым поражением Южного Вьетнама.

Вряд ли на это могла как-то повлиять резолюция ООН “о зажигательном оружии” 1976 года, так какд альше обсуждения возможности запрета там дело не пошло.

Интенсивнее работы пошли в Советском Союзе. Помимо авиабомбы ОДАБ-500П, на вооружении появились огнемёт РПО “Шмель” и система залпового огня ТОС-1. Огнемет «Шмель» фактически является одноразовым гранатомётом с термобарической БЧ.

К началу 21го века список пополнился термобарическим выстрелом для гранатомёта РПГ-7, одноразовыми гранатомётами РШГ, термобарическими БЧ для управляемых (“Хризантема” 9М123Ф) и неуправляемых (С-8ДФ) ракет. Особый интерес представляет одноразовый гранатомёт РМГ, в котором применена тандемная боевая часть.

Основная секция представляет собой термобарический заряд, а перед ней располагается кумулятивный элемент. Таким образом, кумулятивный заряд пробивает в цели отверстие, а термобарический влетает в него и взрывается внутри цели. Созданы ручные термобарические гранаты (РГ-60) и выстрелы для подствольных гранатомётов (ВГ-40ТБ). Они предназначены для поражения целей в помещениях и внутри укрытий.

В США развитие термобарических боеприпасов шло медленнее. Но и там разработали термобарические гранатомётные выстрелы калибра 40мм, имеется объёмно-детонирующий выстрел в боекомплекте гранатомёта Мк 153, который использует Корпус Морской Пехоты. Созданы термобарические БЧ для управляемых ракет (“Hellfire”) Предполагалось снабдить термобарическим зажигательным боеприпасом 25мм гранатомёты, но закрытие программы поставило на идее крест.

Американские силы проверили “вакуумные” боеприпасы в деле в ходе вторжений в Ирак и Афганистан. Небезынтересно, что бомба, использованная в 1983 при атаке казарм миротворцев в Бейруте, была именно боеприпасом объёмного взрыва.

Литература

Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 гг.) / Сост

В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 1205 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-8243-1430-4.

Карпенко А. В., Уткин А. Ф., Попов А. Д. Отечественные стратегические ракетные комплексы / Под научной ред. В. Ф. Уткина, Ю. С. Соломонова, Г. А. Ефремова. — СПб.: Невский бастион, 1999. — 288 с. — ISBN 5-85875-104-0.

Мозжорин Ю., Еременко А. От первых баллистических до… (рус.) // Авиация и космонавтика. — М.: Воениздат, 1991. — № 7. — С. 40-41. — ISSN [http://www.sigla.ru/table.jsp?f=8&t=3&v0=0373-9821&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&bf=4&b=&d=0&ys=&ye=&lng=&ft=&mt=&dt=&vol=&pt=&iss=&ps=&pe=&tr=&tro=&cc=UNION&i=1&v=tagged&s=0&ss=0&st=0&i18n=ru&rlf=&psz=20&bs=20&ce=hJfuypee8JzzufeGmImYYIpZKRJeeOeeWGJIZRrRRrdmtdeee88NJJJJpeeefTJ3peKJJ3UWWPtzzzzzzzzzzzzzzzzzbzzvzzpy5zzjzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzztzzzzzzzbzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzvzzzzzzyeyTjkDnyHzTuueKZePz9decyzzLzzzL*.c8.NzrGJJvufeeeeeJheeyzjeeeeJh*peeeeKJJJJJJJJJJmjHvOJJJJJJJJJfeeeieeeeSJJJJJSJJJ3TeIJJJJ3..E.UEAcyhxD.eeeeeuzzzLJJJJ5.e8JJJheeeeeeeeeeeeyeeK3JJJJJJJJ*s7defeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeSJJJJJJJJZIJJzzz1..6LJJJJJJtJJZ4….EK*&debug=false 0373-9821].

Широкорад А. Б. Энциклопедия отечественного ракетного оружия 1918-2002 / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Минск: Харвест, 2003. — 544 с. — (Библиотека военной истории). — 5100 экз. — ISBN 985-13-0949-4.

Рожков В. Путь к «Востоку». Баллистическая ракета Р-1 (рус.) // Моделист-Конструктор. — 2012. — № 6. — С. 16-18. — ISSN [http://www.sigla.ru/table.jsp?f=8&t=3&v0=0131-2243&f=1003&t=1&v1=&f=4&t=2&v2=&f=21&t=3&v3=&f=1016&t=3&v4=&f=1016&t=3&v5=&bf=4&b=&d=0&ys=&ye=&lng=&ft=&mt=&dt=&vol=&pt=&iss=&ps=&pe=&tr=&tro=&cc=UNION&i=1&v=tagged&s=0&ss=0&st=0&i18n=ru&rlf=&psz=20&bs=20&ce=hJfuypee8JzzufeGmImYYIpZKRJeeOeeWGJIZRrRRrdmtdeee88NJJJJpeeefTJ3peKJJ3UWWPtzzzzzzzzzzzzzzzzzbzzvzzpy5zzjzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzztzzzzzzzbzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzvzzzzzzyeyTjkDnyHzTuueKZePz9decyzzLzzzL*.c8.NzrGJJvufeeeeeJheeyzjeeeeJh*peeeeKJJJJJJJJJJmjHvOJJJJJJJJJfeeeieeeeSJJJJJSJJJ3TeIJJJJ3..E.UEAcyhxD.eeeeeuzzzLJJJJ5.e8JJJheeeeeeeeeeeeyeeK3JJJJJJJJ*s7defeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeSJJJJJJJJZIJJzzz1..6LJJJJJJtJJZ4….EK*&debug=false 0131-2243].

Пуск трофейной германской баллистической ракеты дальнего действия V-2 на полигоне Уайт Сэндс 24 января 1947 года

24 января 1947 года в 00:22 GMT
(в 17:22 по местному времени 23 января) со стартового комплекса 33 (англ. Launch Complex 33) ракетного полигона
Уайт Сэндс (англ. White Sands Proving Ground, штат Нью-Мексико, США) произведен пуск трофейной германской баллистической ракеты дальнего действия V-2 (A-4, Фау-2).

Пуск
проводился в рамках программы «Гермес» (Hermes) по разработке баллистических носителей. Осуществляли пуск полигонные команды армии
США. Пуск выполнен по заказу и в интересах компании «Дженерал Электрик».

Подготовка ракеты V-2 (Фау-2). 24 января 1947 года.

Баллистические приборы

Системы и приборы ракетного полигона

  • Теодолиты: два фототеодолита «Mitchell»; восемь кинотеодолитов «Askania».
  • Камеры: три широкоугольные баллистические камеры Bowen-Knapp? две камеры Ballistic stations?
  • Телескопы: один кинотелескоп Touching Telescopes?
  • Радиолокационные установки: один модифицированный радар противовоздушной обороны SCR-584, работающий в диапазоне частот децеметровых и сантиметровых длин волн.
  • Четыре станции доплеровской системы траекторных измерений.

Бортовые системы и приборы

  • Радиолокационный маяк для ракет AN/APN-55 (XE-2), работающий в диапазоне частот децеметровых и сантиметровых длин волн.
  • Приемопередатчик системы «Довап» (DOVAP transceiver) — доплеровская система траекторных измерений (Doppler velocity and position).
  • FM радиоприемник AN/ARW-17 для отсечки подачи топлива в двигатель по радиокоманде с земли.
  • Приборы контроля работы ракетного двигателя.

Инструменты восстановления данных

Телеметрия: 23-х канальная телеметрическая система PXTA-501 (PPM/AM system pulse position modulation – amplitude modulation –
система фазово-импульсно-модулированной и амплитудно-модулированной несущей), подготовлена в Военно-морской исследовательской лаборатории (англ. Naval Research Lab, NRL);
28-ми канальная Hermes PWM-FM system (PWM – pulse-width modulation – широтно-импульсная модуляция).

Ракета собрана персоналом фирмы «Дженерал Электрик» накануне пуска в сборочных залах ракетного полигона
Уайт Сэндз из трофейных деталей и агрегатов немецких ракет. Ракета № 19. Вес сухой ракеты с боевым отсеком 4146 кг, стартовый вес ракеты 12862 кг, вес полезной нагрузки 997 кг.
Успешный пуск. Угол тректории при пуске 0 градусов. Угол программированной траектори 7 градусов.
Отсечка работы двигателя вследствие израсходования топлива через 59 секунд. Полное
выключение двигателя произошло на высоте 23,5 км (14,6 mi) при скорости 2300 футов в секунду (701 м/с).
После выключения двигателя, корпус ракеты стал вращаться вокруг своеей оси со скоростью до 80 оборотов в минуту.
Ракета достигла высшей точки траектории полёта через 188 секунд. Продолжительность полёта 239 секунд.

Ракета достигла поверхности земли в точке на расстоянии 16,5 км (10,3 mi) к северу и 20 км (12,4 mi) к
западу от стартовой позиции. Максимальная высота полёта ракеты 49,9 км (31 mi). Место падения ракеты
зафиксировано средствами оптического наблюдения. При ударе о землю взорвались остатки топлива. Ракета полностью разрушилась.

Обработка данных

Баллистические данные:

  • запись даных о траектории фототеодолитами «Mitchell» от 0 до 239 секунд;
  • удовлетворительные данные от широкоугольных баллистических камер Bowen-Knapp;
  • камеры Ballistic stations использовались только для тестирования;
  • кинотелескоп Touching Telescopes отслеживал полёт до высшей точки траектории;
  • нет записи даных доплеровской системы траекторных измерений;
  • запись даных о траектории радарами от 0 до 239 секунд.

Телеметрические данные:

спорадические данные телеметрической системы в момент отсечки двигателя, также в момент опрокидывания
ракеты после достижения высшей точки траектории, в завершающей части полёта хорошие телеметрические данные.

Пуски ракет Фау-2
ПредыдущийСледующий
1947/01/101947/02/20

Примечания

  1. , с. 9.
  2. советская разведка смогла добыть лишь фрагментированные части разрушенных Фау-2, ни одна рабочая или хотя бы частично рабочая Фау в руки советских инженеров не попала
  3. хотя, согласно характеристикам Фау-2, максимальная дальность полёта составляла 320 км
  4. Черток Б. Е. Ракеты и люди. — 2-е изд. — М.: Машиностроение, 1999. — С. 329. — 416 с. — 1300 экз. — ISBN 5-217-02934-X.
  5. , Из отчета 2-го дивизиона 72-й инженерной бригады РВГК о проведенных спецработах в условиях низких температур (январь-февраль 1954 г.), с. 341-347.
  6. , Докладная записка М. И. Неделина М. С. Малинину о сформировании 233-й инженерной бригады РВГК от 14.12.1954 №1181711сс, с. 375-376.

Эксплуатация

Всего было произведено около 1800 ракет. Комплекс Д-5 эксплуатировался с по 1988 год. Всего было выполнено 492 пуска ракет, из которых 429 признано успешными. Максимальное количество пусков было в 1971 году — 58. Это своеобразный рекорд для советских и российских баллистических ракет подводных лодок. Комплекс удерживает также рекорд по среднегодовому количеству пусков — 23,4.

При эксплуатации комплекса Д-5У был выполнен 161 пуск, из них 150 успешных. Последние пуски ракет Р-27 и Р-27У по планам боевой подготовки были выполнены в 1988 году. После этого пуски осуществлялись только в исследовательских целях. За время эксплуатации дважды (по одному разу на Северном и Тихоокеанском флотах) были проведены стрельбы 8 ракет в одном залпе. Все пуски были признаны успешными. За весь период эксплуатации было выполнено более 10 тысяч погрузок-выгрузок ракет, лодками вооружёнными РСМ-25 было осуществлено 590 боевых патрулирований в различных районах Мирового океана.

За время эксплуатации произошло несколько аварий с разрушением ракет. Погибли 5 человек и потеряна одна подводная лодка — К-219.

При погрузке с нарушением процесса погрузки-выгрузки ракета с высоты 10 м упала на причал. Был разрушен бак окислителя. Два человека из погрузочной партии погибли от воздействия паров окислителя на незащищённые органы дыхания.

Трижды разрушалась ракета в шахте лодки, находящейся на боевом дежурстве.

На учениях «Океан-76» на лодке К-444 провели предстартовую подготовку трёх ракет. Был осуществлён пуск двух ракет, а стрельба третьей ракетой не производилась. Давление в баках ракеты из-за ряда человеческих ошибок было сброшено до всплытия лодки. Давление забортной воды разрушило баки ракеты, а при всплытии и осушении шахты окислитель протёк в шахту. Благодаря умелым действиям личного состава развития аварийной ситуации не произошло.

В 1973 году на лодке К-219 находящейся на глубине 100 м из-за ложного срабатывания системы орошения при открытом клапане осушения шахты и ручного клапана на перемычке между главной осушительной магистралью лодки и трубопроводом осушения шахты произошло сообщение ракетной шахты с забортной водой. Давление в 10 атмосфер разрушило баки ракеты. При осушении шахты произошло возгорание ракетного топлива, но своевременное срабатывание системы автоматического орошения предотвратило дальнейшее развитие аварии. Лодка благополучно вернулась на базу.

Пожар на К-219 в октябре 1986 года

Третий случай произошёл также на лодке К-219 3 октября 1986 года. По неустановленным причинам при погружении после сеанса связи в ракетную шахту стала поступать вода. Экипаж попытался отключить автоматику и слить воду нештатными средствами. В результате сначала давление сравнялось с забортным и разрушились баки ракеты. Затем после осушения шахты произошло возгорание компонентов топлива. Отключённая автоматика орошения не сработала и произошёл взрыв. Была сорвана крышка ракетной шахты, начался пожар в четвёртом ракетном отсеке. Потушить пожар собственными силами не удалось. Личный состав покинул лодку, отсеки заполнились забортной водой и лодка пошла ко дну. Во время пожара и задымления в ракетных 4-м и 5-м отсеках погибли 3 человека, в том числе командир БЧ-2.

Опыт эксплуатации ракет РСМ-25 был проанализирован и учтён при разработке новых комплексов. В результате при эксплуатации последующих ракет не было ни одного случая гибели людей.

Снятие с вооружения

Модификация Р-27У была снята с вооружения ещё до распада Советского Союза, в 1989 году. Другие модификации ракеты снимались с вооружения в России в рамках исполнения договора СНВ-1. Согласно сентябрьскому меморандуму 1990 года, на территории СССР на Р-27 было развёрнуто 192 ядерных боезаряда. По состоянию на июль 1997 года Украина, Белоруссия и Казахстан по Лиссабонскому протоколу отказались от ядерного оружия, а в России на Р-27 оставалось 16 развёрнутых боезарядов. Январский меморандум 2008 года подтвердил, что все Р-27 в России были сняты с вооружения.

Конструкция ракеты Р-1

Основными частями ракеты Р-1, как и у ее прототипа, ракеты А-4 (Фау-2) являлись: головная часть, приборный отсек,
бак горючего, бак окислителя, хвостовой отсек с двигателем.

Особенностями конструкции ракеты Р-1 было применение неотделяющейся головной части с использованием подвесных (ненесущих)
топливных баков, размещенных в силовом корпусе. Силовой корпус ракеты представлял собой жесткий каркас из стальных
стрингеров и шпангоутов с оболочкой из листовой стали. Баки окислителя и горючего были выполнены из листового алюминиевого
сплава. Применение неотделяющейся головной части требовало, чтобы корпус ракеты не разрушался при входе в плотные слои
атмосферы и чтобы полёт ракеты на этом участке траектории был стабилизирован. В связи с этим в хвостовой части ракеты были
установлены четыре мощных и тяжелых (масса около 300 кг) стабилизатора. Потребовались управляющие органы двух типов:
воздушные (установленные на стабилизаторах) и газоструйные (размещенные в струе продуктов сгорания, истекающих из сопла) рули.

Однокамерный жидкостный ракетный двигатель работал на топливе – жидкий кислород и 75%-ый водный раствор этилового
спирта. Система подачи топлива – насосная, незамкнутая (отработавший в турбине газ выбрасывался в атмосферу). В качестве
рабочего тела турбины использовался парогаз, образующийся при разложении перекиси водорода в присутствии катализатора –
раствора перманганата натрия; подача перекиси и перманганата в реактор была вытеснительной. Таким образом, для работы
двигателя требовалось четыре жидких компонента. Их секундные расходы составляли: 75 кг/с жидкого кислорода, 50 кг/с спирта
и 1,7 кг/с перекиси и перманганата натрия. При этом удельный импульс был равен 2021 м/с у Земли и – 2366 м/с в пустоте.

Для запуска двигателя вместо пиротехнического зажигательного устройства применено новое жидкостное зажигательное
устройство (ЖЗУ), предложенное ОКБ-456 Министерства авиационной промышленности (В.П. Глушко).

На ракете была применена автономная инерциальная система управления, включавшая контур стабилизации углового положения
ракеты на активном участке траектории (АУТ) полёта и автомат управления дальностью, в котором использовался
гироскопический интегратор ускорений. Наведение осуществлялось по таблицам пуска по цели с заранее известными координатами
– задавалось направление пуска и время работы двигателя ракеты. Система управления имела значительную массу (масса приборов
управления около 200 кг при общей массе приборного отсека в 520 кг) и была нечувствительна к параллельному сносу ракеты.

В головной части содержался заряд взрывчатого вещества (ВВ) массой около 800 кг. Радиус разрушения городских зданий
при этом не превышал 20 – 25 м, и ракета могла использоваться только для поражения крупных слабозащищённых целей стрельбой
по площадям.

В состав наземного технологического оборудования ракетного комплекса Р-1 входило более 20 специальных машин и агрегатов.
Подготовка ракеты к пуску осуществлялась расчётом из 11 человек на двух позициях — технической и боевой (стартовой).
Основными работами на технической позиции были проверка систем ракеты и стыковка ее с головной частью.

Техническая позиция ракетного комплекса Р-1

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий