Поиск

Ракеты «Фау-1» и «Фау-2» – неудавшееся возмездие рейха

Неторопливый прогресс

Если бы не повышенное внимание стран-участниц Лиги Наций, возможно, уже к началу Второй мировой войны Третий рейх располагал бы баллистическими ракетами среднего радиуса действия — комплекс необходимых технологий был доступен. Разумеется, в тексте Версальского договора, касающемся ограничений Германии, никак не упоминалась ракетная техника, и это не могло не вызвать интереса немцев к военному применению ракет

Но, с другой стороны, Дорнбергер отлично понимал, что слишком форсировать работы нельзя. Другие страны, обеспокоенные наращиванием наступательного потенциала Германии, с легкостью могут осуществить ряд экономических санкций, препятствующих его развитию.

А-4 на полигоне Пенемюнде

К тому же Дорнбергер осторожничал и по внутренним причинам. Предстояло сначала изучить законы движения ракет на жидком топливе, обеспечить безопасность их работы и претворить в практику теоретические разработки. А изобретатели-одиночки не спешили делиться своими результатами с Куммерсдорфом. Приходилось завязывать индивидуальные контакты, финансировать изобретателей и ждать от них хоть каких-то позитивных сдвигов. Но здесь тоже было опасно перегнуть палку — отделу совершенно не нужна была «слава» финансового спонсора строительства ракет. Впрочем, и на самом полигоне существовала конкурентная борьба между разными группами исследователей. Сам Дорнбергер отзывался об этих временах так: «Ни промышленность, ни технические учебные заведения не уделяли ровно никакого внимания изучению и созданию мощных ракет. Существовали лишь отдельные изобретатели, которые старались получить финансовую подпитку; их поддерживали более или менее способные сторонники. Чтобы заработать на жизнь, они были вынуждены устраивать публичные демонстрации своих достижений и писать газетные статьи, полные хвалебных преувеличений. Такое поведение, естественно, вызывало возражения со стороны университетских профессоров и признанных ученых. И, более того, каждый отдельный изобретатель вел непримиримую борьбу с любым, кто также проявлял интерес к ракетам. До 1932 года в Германии в этой области знаний не проводилось никаких основательных научных исследований или экспериментальных работ».

Появление в Куммерсдорфе девятнадцатилетнего Вернера фон Брауна стало тем самым толчком, которого так не хватало экспериментальной станции «Запад». Дорнбергер сразу же оценил его энергичность и сообразительность и потому без колебаний внес фон Брауна в первую строку списка своих технических помощников.

В 1933 году на стартовой площадке взорвалась первая ракета из серии Aggregat — А-1. При взлетной массе 150 кг ее длина составляла 1,4 метра, а диаметр — 30 см. Жидкостный двигатель, работающий на этаноле и жидком кислороде, показал стартовую тягу 2,9 кН. Несмотря на аварию, это были очень впечатляющие показатели.

Так выглядел ракетный центр Пенемюнде с воздуха до начала бомбардировок.

К декабрю 1934 года успех был достигнут — на высоту 3,5 км взлетела ракета А-2, также работавшая на этаноле и жидком кислороде. Именно на этой маленькой модели были отработаны тонкости двигателя будущей баллистической ракеты. Особенно привлекательным моментом военные сочли использование этанола, который можно было получать в больших количествах, не завися от поставок дефицитных нефтепродуктов. А-2 уже была похожа на оружие. И это не могло не вызвать перемен в отношении к группе «Куммерсдорф-Запад».

В апреле 1935 года состоялось важное совещание Дорнбергера с генералами Кессельрингом и фон Рихтгофеном, в ходе которого было решено усилить режим секретности проекта и перенести дальнейшие работы в более изолированное место. После продолжительных поисков выбор фон Брауна пал на северную оконечность большого острова Узедом в Балтийском море

Здесь на средства министерства авиации была куплена земля и началось строительство. К весне 1937 года новый ракетный полигон был готов к заселению. В мае большая часть сотрудников была переведена на новый полигон. Однако испытательные стенды не были готовы, и поэтому отдел двигательных установок, возглавляемый Вальтером Тилем, остался в Куммерсдорфе. Такое положение вещей заметно тормозило разработки, а подготовка стендов затянулась до лета 1940 года.

Счет времени пока еще шел на годы, а необъятные перспективы, открывающиеся перед немецкими ракетчиками, омрачались разве что финансовыми и административными проблемами.

Ежедневные обстрелы

Жужжащий звук самолета-снаряда жители Лондона впервые услышали ранним утром 13 июня 1944 года. В тот день по Англии немцы выпустили 10 “Фау-1”.

Image caption

Боеголовка ракеты содержала около тонны взрывчатки, которая вызывала сильные разрушения

Только четыре из них долетели до Британии, и одна упала в лондонском районе Бетнал Грин, убив шесть человек.

После этого бомбы стали падать на Англию ежедневно. Самым тяжелым днем оказалось 2 июля 1944 года, когда Ла-Манш пересекла 161 ракета “Фау-1”.

Всего было запущено около десяти тысяч “Фау-1”, из которых лишь около трех тысяч долетели до Англии.

Около шести тысяч человек погибли в результате взрывов этих ракет, были полностью разрушены около 20 тысяч домов.

Пенемюнде

Серия удачных запусков А-2 позволила группе фон Брауна приступить к более масштабным моделям. Сначала была построена А-3, которая показала полную бесперспективность применяемой схемы стабилизации, а затем А-5 (уменьшенная копия будущей А-4). Три неудачных запуска А-3 состоялись в декабре 1937 года, а уже к лету 1938-го была запущена А-5, достигшая высоты 12 км и упавшая в 18 км от точки старта. Разумеется, речи о заатмосферном суборбитальном полете еще не могло идти, но было ясно, что новая компоновочная схема работоспособна. Пора было приступать к постройке настоящей полноразмерной ракеты — А-4.

Это интересно: причина неудач ракеты А-3, как ни странно, очень прозаична — ракета теряла осевую стабилизацию уже при скорости бокового ветра 3,6 м/с, а при 8 м/с была обречена. Это было исправлено в А-5 за счет установки новой электроники «Сименс», изменения компоновочной схемы и усиления рулевых машин.

Двигатель Фау-2 — результат многолетнего труда массы людей. А начи-нать его проек-тировку фон Брауну пришл-ось в одиночку.

5 сентября 1938 года Дорнбергер и Беккер отправились на доклад к главнокомандующему армией генерал-полковнику Браухичу в его ставку в Цоссене. Высокое начальство полностью одобрило решение о переходе к следующему этапу разработки. По замыслу, А-4 должна была достигать высоты 80 км, иметь дальность полета 175 км и нести тонну полезной нагрузки. Разумеется, такие характеристики были бы недостижимы без комплексной переработки двигателя, своевременно и качественно выполненной группой доктора Тиля.

В марте 1939 года ракетный центр Пенемюнде посетил Гитлер. Ему продемонстрировали силовые агрегаты А-3 и А-5, произвели показательную сборку А-3 на монтажном столе, а затем рассказали о будущей А-4. Фюрер внимательно смотрел и слушал, но сохранял молчание. И лишь во время обеда задал прямой вопрос о сроках доводки А-4 и ее предполагаемой дальности полета. Выслушав ответы и задав еще пару технических вопросов, Гитлер рассеянно улыбнулся и сказал: «Ну что ж, великолепно».

Тем не менее к концу визита у Дорнбергера сложилось впечатление, что фюрер остался равнодушен к достижениям ракетного центра. В мемуарах Дорнбергер описывает это следующим образом: «В его планах не было места для наших ракет, и, что было хуже всего, он не верил, что время ракет придет. У него отсутствовало чувство прогресса техники, тогда как от этого зависела наша работа. Этот «инженерный спектакль», без сомнения, в какой-то мере восхитил его, если исходить из его замечания, что он был «великолепен». Может, поэтому он и позволил нам продолжать работу; но в то время он не смог предвидеть ни те возможности, которые открывает реализация наших планов, ни даже практическое использование гигантских ракет».

А вот на импульсивного Геринга, которому была продемонстрирована такая же «зрелищная программа», увиденное произвело колоссальное впечатление. Он восторженно хлопал себя по ляжкам, светился счастьем, хохотал и делал фантастические пророчества.

Значение в освоении космоса


Копия первой ракеты «Фау-2» в музее Пенемюнде


Картинка из фильма «Девушка на Луне», нанесённая на основание ракеты (копия первой ракеты «Фау-2» в музее Пенемюнде)

Именно ракета «Фау-2» стала первым в истории искусственным объектом, совершившим суборбитальный космический полёт. В первой половине 1944 года, с целью отладки конструкции, был произведён ряд вертикальных пусков ракет с несколько увеличенным (до 67 сек) временем работы двигателя (подачи топлива). Высота подъёма при этом достигала 188 километров.

С запуска трофейных, а позже модифицированных ракет «Фау-2» начинались как некоторые американские (программа Hermes), так и советские ракетные программы.
Первые китайские баллистические ракеты Дунфэн-1 также начинались с освоения советских ракет Р-2, созданных на основе конструкции «Фау-2». Относительно последнего случая нужно, однако, особо отметить, что серьезного влияния на последующую китайскую ракетную программу выпуск Р-2 не оказал. Действительное её развитие началось с освоения Р-5М и гептиловых ЖРД конструкции Исаева, имеющих иную генеалогию.

По мнению историка освоения космоса и куратора лондонского музея космических технологий Дуга Милларда (Doug Millard), все достижения в освоении космоса, включая высадку на Луну, были сделаны на основе технологий Фау-2.

Литература

Вилли Лей. Ракеты и полёты в космос = Rockets, missiles and space travel / под ред. полковника Бузинова В. М.. — М.: /Военное издательство Министерства обороны СССР, 1961. — 423 с.

Альберт Шпеер. Третий рейх изнутри. Воспоминания рейхсминистра военной промышленности., М., 2005. (Глава: Ошибки

Секретное оружие и СС)
Задача особой государственной важности. Из истории создания ракетно-ядерного оружия и Ракетных войск стратегического назначения (1945-1959 гг.) / Сост

В. И. Ивкин, Г. А. Сухина. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — 1207 с. — 800 экз. — ISBN 978-5-8243-1430.

Космонавтика : маленькая энциклопедия / . ─ М. : Советская энциклопедия, 1968 . ─ 528 с. : ил. + прил. ─ (Маленькие энциклопедии: история- наука — техника — культура — жизнь) .

Судьбоносные встречи

Тема космических полетов была весьма популярна в Европе двадцатых годов прошлого века. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Вернер фон Браун интересовался ракетами как моделист-любитель и мечтал полететь в космос. Но после того, как Герман Оберт в 1928 году познакомил его со своими взглядами и выводами, фон Браун отчетливо понял: романтическая фантастика стремительно обретает черты реальности. И уже в 1930 году он приступил к самостоятельным работам над ракетами с жидкостным двигателем.

Вальтер Дорнбергер был не только знающим специалистом, но и волевым админист-ратором. Даже на этой фотографии, сделанной в лагере для военнопленных в 1946 году, хоро-шо видна неп-реклонность характера.

Вернеру фон Брауну на этой фотографии тридцать один год. Пик его успеха еще далеко в будущем.

В то же время оживился выпуск литературы по ракетам, стали привлекать внимание эксперименты, которые укладывались в законодательные рамки. Отдел баллистики и боеприпасов под руководством профессора Беккера (позже — генерала) заинтересовался этими идеями, что впоследствии привело к созданию исследовательского отдела

Ближе к концу 1929 года министр обороны, ознакомившись с докладом, принял решение изучить возможности использования ракет для военных целей. Примерно в это же время инженер-администратор Вальтер Дорнбергер, тогда еще капитан рейхсвера, был назначен научным куратором ракетных исследований и организовал первую научную экспериментальную станцию для исследования ракет на жидком топливе в Куммерсдорфе под Берлином.

Именно сюда, в коллектив людей, не желающих быть изобретателями-одиночками, и попал в 1932 году фон Браун — сначала в группу «Ракетенфлюгплац», а затем, после ее развала, на станцию «Запад». Вернер не был оторванным от земли мечтателем, он прекрасно понимал, что до полета в космос потребуется взять много рубежей, и один из них — ракеты как оружие. Спустя два года фон Браун произвел несколько удачных запусков экспериментальных ракет в рамках проекта под кодовым названием Aggregat. А в 1937 году, вступив в Национал-социалистическую партию, он занял должность технического руководителя ракетного исследовательского центра в Пенемюнде и стал главным конструктором проекта.

Развёртывание[править]

С момента создания «Фау-2» в германском командовании велись споры по поводу схемы развёртывания ракет. Ракета заправлялась быстро испаряющимся жидким кислородом, получение которого велось на специальных предприятиях. Поэтому, с технической точки зрения, разумно было развёртывать ракеты на стационарных позициях в непосредственной близости от заводов жидкого кислорода и запускать сразу же после заправки.

Военные, тем не менее, критически отнеслись к этой концепции. Их главным аргументом было превосходство авиации союзников в воздухе, делавшее любые стационарные позиции ракет слишком уязвимыми для массированных бомбардировок. По мнению военных, запуск ракет должен был осуществляться с мобильных быстро перемещающихся позиций, которые было бы трудно обнаружить и уничтожить.

Позиция военных тоже имела ряд недостатков, главным из которых были очевидные сложности с обслуживанием ракет на мобильных позициях, меньшая вероятность успешного запуска в полевых условиях и главное — сравнительно меньший темп запуска ракет с полевых позиций, чем с оборудованных стационарных комплексов. Тем не менее, военные настаивали на своём, утверждая, что любые стационарные комплексы будут подвергаться интенсивным воздушным бомбардировкам, которые если и не разрушат их полностью, то затруднят до крайности запуск ракет.

В конечном итоге, спор был разрешён в пользу стационарных комплексов вмешательством лично Гитлера, испытывавшего симпатии к грандиозным проектам. По его приказу было начато строительство нескольких гигантских заглублённых бункеров, каждый из которых должен был представлять собой защищённый от бомбардировок комплекс, предназначенный для предстартовой подготовки, заправки и запуска ракет в максимально быстром темпе.

Строительство нескольких подобных конструкций было начато в 1943, но не доведено до конца:

  • Купол Визерне
  • Бункер Эперлек

Как и предсказывалось военными, интенсивные воздушные бомбардировки союзников с применением 5-тонных бомб «Толлбой», падающих со сверхзвуковой скоростью и заглубляющихся в землю на большую глубину перед детонацией, сделали невозможным завершение строительства стационарных позиций. Колоссальные вложенные в них ресурсы были израсходованы напрасно.


«Фау-2» на транспортно-установочной тележке Meilerwagen

Ввиду очевидного фиаско концепции стационарных пусковых бункеров, Гитлер изменил своё мнение и согласился на развёртывание ракет на мобильных позициях. Специально для запуска «Фау-2» был разработан установщик, называемый «майлерваген», который доставлял ракету на позицию и ставил её вертикально на стартовый стол.

Как развивались боеприпасы

Исторически первым и главным артиллерийским средством поражения было простое ядро. Глиняные горшки с горящей нефтью и калёные ядра уже можно было считать зажигательными боеприпасами, ну а первым осколочно-фугасным оружием была артиллерийская бомба, снаряжённая порохом. Взрыв пороха разрывал чугунный корпус на множество осколков, поражающих живую силу в определённом радиусе. В уменьшенном виде такое оружие стало ручными гранатами.

До 19 века развитие шло очень медленно, а затем осколочные боеприпасы потеснила шрапнель. Этот снаряд с помощью дистанционного взрывателя детонировал над позициями противника, поражая его круглыми пулями. Развитие фугасных снарядов дало новый импульс появление мощных взрывчатых веществ. В ходе русско-японской войны российским кораблям тяжелейшие разрушения наносили японские снаряды, имевшие мощное фугасное действие.

Хотя слово фугас происходит от лат. focus — огонь, огня при разрыве может не быть вовсе, это обобщающее название включающее и зажигательные боеприпасы и боезаряды при взрыве которых образуется большой объем газов и, как следствие – огромное давление, которое и является разрушающим фактором.

Люфтваффе активно применяло тип боеприпасов, известный как “Minengeschoss” – снаряды калибра 20-30 мм из тонкой стали с очень высоким содержанием взрывчатого вещества. Осколков он практически не давал, но разрываясь внутри конструкции самолёта, наносил ему фатальные повреждения. Сильно уменьшенным фугасным снарядом можно считать разрывные пули.

Кумулятивные боеприпасы используют эффект Монро – если в заряде сделать выемку, то сила взрыва будет концентрироваться в её направлении. А если выемку облицевать металлом, то взрыв сформирует из металла гиперзвуковую струю, которая и пробивает броню.

https://youtube.com/watch?v=X9AgsWgyiJg

В ходе Великой Отечественной Войны такие заряды пригодились противотанковых мин и орудий с невысокой баллистикой. В послевоенные годы начался новый виток развития вооружения, связанный с появлением объёмно-детонирующих и термобарических боеприпасов.

Пуски ракет Фау-2 в июне 1944 года

ДатаРакетодромыИнформация о ракете
1944/06/01Пенемюнде, № 7Герм.; V-2, 17558
1944/06/01БлизнаГерм.; 4×V-2: 17776, 17779, 17780, 17781
1944/06/02Пенемюнде, № 7Герм.; V-2, 4140
1944/06/03Пенемюнде, № 7Герм.; V-2, 17656
1944/06/05БлизнаГерм.; V-2, 17777
1944/06/06Пенемюнде, № 7Герм.; V-2, 17746
1944/06/06БлизнаГерм.; 2×V-2: 17772, 17802
1944/06/07Пенемюнде, № 10Герм.; V-2, 17557
1944/06/08Пенемюнде, № 7Герм.; V-2, 4171
1944/06/08Пенемюнде, № 10Герм.; V-2, 17747
1944/06/09Пенемюнде, № 7Герм.; V-2, 4159
1944/06/10Пенемюнде, № 7Герм.; V-2, 4158
1944/06/11Пенемюнде, № 7Герм.; V-2, 4209
1944/06/11Пенемюнде, № 10Герм.; V-2, 17725
1944/06/13Пенемюнде, № 7Герм.; V-2, 4089
1944/06/14Пенемюнде, № 7Герм.; V-2, 4172
1944/06/14Пенемюнде, OieГерм.; V-2, 17727
1944/06/14БлизнаГерм.; 2×V-2: 17809, 17796
1944/06/15Пенемюнде, № 7Герм.; V-2, 17840
1944/06/15БлизнаГерм.; V-217995
1944/06/16БлизнаГерм.; 5×V-2: 18022, 18024, 18025, 18027, 18028
1944/06/17Пенемюнде, № 7Герм.; V-2m 17839
1944/06/17БлизнаГерм.; 9×V-2: 18026, 18029, 18030, 18031, 18032, 18035, 18037, 18038, 18042
1944/06/18Пенемюнде, OieГерм.; V-2, 18012
1944/06/18БлизнаГерм.; 12×V-2: 18033, 18039, 18047, 18048, 18050, 18051, 18056, 18058, 18059, 18060, 18061, 18041
1944/06/19БлизнаГерм.; 3×V-2: 18040, 18043, 18044
1944/06/20ПенемюндеГерм.; V-2, 4177
1944/06/20Пенемюнде, OieГерм.; V-2, 18014
1944/06/20Пенемюнде, № 10Герм.; V-2, 17940
1944/06/20БлизнаГерм.; 13×V-2: 18046, 18049, 18062, 18064, 18065, 18066, 18067, 18068, 18069, 18070, 18073, 18079, 18080
1944/06/21Пенемюнде, OieГерм.; V-2, 18017
1944/06/21Пенемюнде, № 7Герм.; V-2, 17939
1944/06/21БлизнаГерм.; 3×V-2: 18052, 18057, 18093
1944/06/22ПенемюндеГерм.; V-2, 4157
1944/06/22БлизнаГерм.; 6×V-2: 18053, 18054, 18091, 18092, 18094, 18103
1944/06/23Пенемюнде, № 7Герм.; V-2, 18007
1944/06/24Пенемюнде, № 7Герм.; V-2, 17657
1944/06/24Пенемюнде, OieГерм.; 2×V-2: 18016, 18013
1944/06/24БлизнаГерм.; 4×V-2: 18072, 18087, 18097, 18098
1944/06/25БлизнаГерм.; 2×V-2: 18085, 18086
1944/06/26Пенемюнде, № 7Герм.; V-2, 18008
1944/06/26Пенемюнде, OieГерм.; V-2, 18015
1944/06/26БлизнаГерм.; 5×V-2: 18096, 18099, 18113, 18114, 18116
1944/06/27Пенемюнде, № 7Герм.; V-2, 4208
1944/06/27БлизнаГерм.; 6×V-2: 18115, 18120, 18123, 18124, 18125, 18126
1944/06/28Пенемюнде, № 7Герм.; V-2, 4167
1944/06/28БлизнаГерм.; 5×V-2: 18112, 18117, 18118, 18121, 18122
1944/06/29Пенемюнде, № 7Герм.; V-2, 4173
1944/06/30Пенемюнде, № 10Герм.; V-2, 4211
1944/06/30БлизнаГерм.; 2×V-2: 18089, 18108

Проекты на базе Фау-2

Внешние видеофайлы

A4b

В 1941 году в попытке увеличить дальность полёта баллистической ракеты была предложена идея оснастить её крыльями, переведя тем самым заключительную стадию полёта в сверхзвуковое планирование. Проект получил некоторое развитие в 1944 году, когда в экспериментальных целях несколько серийных Фау-2 были оснащены крыльями высокой стреловидности.

Предполагалось, что за счёт сверхзвукового планирования дальность действия ракеты удастся увеличить до 750 км, что позволило бы атаковать цели на территории Великобритании непосредственно с территории Германии. Два экспериментальных запуска были проведены: первый (неудачный) 27 декабря 1944, и второй — 24 января 1945. Во время второго пуска ракета достигла скорости, соответствующей М=4 (то есть в четыре раза превышающей скорость звука), прежде чем крылья отвалились от фюзеляжа и ракета разрушилась.

A4 подводного запуска

В 1943 году была выдвинута идея использовать подводные лодки для доставки ракет А4 к побережью США и обстрела ими прибрежных городов. Так как ракета перед запуском должна была быть установлена вертикально, расположить её внутри существующих германских лодок было невозможно, поэтому для доставки ракеты в подводном положении предполагалось использовать буксируемый пусковой контейнер, внутри которого располагалась ракета, топливо и окислитель. Перед запуском, после всплытия, контейнер выравнивался вертикально за счёт заполнения кормовых балластных цистерн, ракета заправлялась и осуществлялся пуск.

Проект получил развитие, и три подобных контейнера были заказаны в 1944 году, но только один собран к концу войны; вся система ни разу не была испытана. Однако разведка союзников сумела получить некоторые данные о проекте в 1944 году и ВМФ США разработал специальные меры по противодействию развёртыванию ракетоносных субмарин, если бы таковые вышли в океан. В январе 1945 года во время попытки крупной «волчьей стаи» прорваться из Норвегии в Северную Атлантику эти действия были ошибочно приняты за намерение развернуть ракеты для удара по Нью-Йорку, ошибка выяснилась только после разгрома немецкого соединения.

После войны[править]

Основные статьи: Операция «Скрепка», Операция «Backfire», Ракета «Р-1»

В США исследования трофейных ракет проводились в рамках программы разработки баллистических ракет Hermes. После войны из Германии в США в разобранном виде было вывезено около 100 готовых ракет. В 1946—1952 армия США осуществила 63 пуска ракет с исследовательскими целями и один запуск осуществил с палубы авианосца ВМФ США. Тем не менее, американское ракетостроение уже имело две собственные программы разработки баллистических ракет, технологически более прогрессивных, чем немецкие образцы — WAC Corporal и Convair RTV-A-2 Hiroc — и поэтому не заинтересовались дальнейшим развитием семейства Фау-2.

Значение в освоении космосаправить


Копия первой ракеты «Фау-2» в музее Пенемюнде


Картинка из фильма «Девушка на Луне», нанесённая на основание ракеты (копия первой ракеты «Фау-2» в музее Пенемюнде)

Именно ракета «Фау-2» стала первым в истории искусственным объектом, совершившим суборбитальный космический полёт. В первой половине 1944 года, с целью отладки конструкции, был произведён ряд вертикальных пусков ракет с несколько увеличенным (до 67 сек) временем работы двигателя (подачи топлива). Высота подъёма при этом достигала 188 километров.

С запуска трофейных, а позже модифицированных ракет «Фау-2» начинались как некоторые американские (программа Hermes), так и советские ракетные программы.
Первые китайские баллистические ракеты Дунфэн-1 также начинались с освоения советских ракет Р-2, созданных на основе конструкции «Фау-2». Относительно последнего случая нужно, однако, особо отметить, что серьезного влияния на последующую китайскую ракетную программу выпуск Р-2 не оказал. Действительное её развитие началось с освоения Р-5М и гептиловых ЖРД конструкции Исаева, имеющих иную генеалогию.

Поделитесь в социальных сетях:vKontakteFacebookTwitter
Напишите комментарий