Р-36М (15А14) «Сатана» – межконтинентальная баллистическая ракета

Особенности конструкции

Специально для новой ракеты КБ «Энергомаш» спроектировало двигатель РД-264, состоящий из 4-х ракетных установок РД-263 с одной камерой. Он устанавливался на первую ступень «Сатаны». Вторая ступень оснащалась однокамерным маршевым двигателем РД-0228, созданным специалистами КБ Химической автоматики, руководитель А. Конопатов.

Дальнейшее производство велось на Южмаше г. Днепропетровск. Дополнительно имеется четырехкамерный рулевой двигатель. Двигательные установки работают на несимметричном диметилгидразине с азотным тетраксидном окислителем. Промежуточный поддон разделяет бак с горючим и емкость с окислителем.

Ступени разделяются по принципу газодинамики – срабатывают разрывные болты, соединяющие части ракеты, выбрасываются газы наддува топливных баков через предназначенные для этого окна.

По корпусу проведена, защищенная кожухом, сеть кабелей и пневмогидравлическая система.

За точность стрельбы отвечает цифровая вычислительная система, установленная на борту «Сатаны». Боевое оснащение отличается повышенной надежностью, точностью попадания, ядерной безопасностью при хранении, пожаробезопасностью, стойкостью к различным видам излучений.

В случае применения потенциальными противниками ядерного удара по району базирования Р-36М, теплозащитное покрытие поможет преодолеть зараженную зону, а гамма-нейтронные датчики выключат силовую установку, но двигатели останутся в рабочем состоянии. Ракета продолжит движение вне опасной зоны и поразит намеченную ранее цель. Таким образом, «Сатана» малоуязвима для ядерных сил неприятеля и систем противоракетной обороны.

Конструкторские решения улучшили такую характеристику, как точность стрельбы в три раза по сравнению с ранее созданной Р-36. Время подготовки к пуску сократилось практически в 4 раза. Защита пусковой установки была улучшена в 30 раз.

Проектирование и разработка новых двигателей

Как мы уже и говорили, баллистическая ракета «Сатана» комплектуется силовой установкой из четырех однокамерных двигателей на первой ступени, а на вторую ступень ставится твердотопливный движок. Но! Уникальная ее особенность в том, что твердотопливная установка максимально унифицирована по своему устройству с жидкостными двигателями: фактически реальные отличия есть только в высотном сопле камеры

И это чрезвычайно важно, так как в результате стоимость техники удалось значительно снизить. Многие смелые технические решения были обусловлены тем, что к разработке новой техники привлекли КБХА Конопатова

Дело в том, что нужно было решить некоторые проблемы, характерные для предшественника «Воеводы». В частности, требовалось избавиться от излишне сложного пускового механизма.

Именно благодаря Конопатову баллистическая ракета «Сатана» обзавелась четырьмя жидкостными двигателями на первой ступени (на Р-36 их было шесть штук), которые работали с использованием окислительного генераторного газа. Каждый из них выдает тягу в 100 тс, в камере сгорания показатели давления равняются 200 атм., удельный импульс тяги у поверхности земли равен 293 кгс.с/кг. Вектором тяги ракета управляет, поворачивая сам двигатель в нужном направлении.

Кстати, а на какое расстояние может доставить заряд ракета «Сатана»? Радиус поражения зависит от используемой боевой части:

  • Лёгкая моноблочная боевая часть имела мощность в 8 Мт, могла поразить цель на расстоянии до 16 тысяч километров.
  • Тяжёлый моноблочный вариант нес заряд мощностью 25 Мт, ракета могла улететь на 11200 километров.

Вот почему многими западными политиками была столь нелюбима ракета «Сатана». Сразу после развала СССР делались неоднократные попытки заставить Россию вообще избавиться от ядерного оружия. Кое в чем зарубежным «доброжелателям» улыбнулась удача: из приблизительно 153 шахт для «Воевод», которые были расположены на территории нашего государства, осталось не более половины. Впрочем, и этого арсенала хватает с лихвой. Шахты, которые располагались на территории Украины, были полностью демонтированы или просто заброшены. Белорусский арсенал сохранился.

ТОП-5 самых мощных ядерных ракет в мире

М51

Франция на сегодняшний день является третьей по ядерному арсеналу страной. Впереди только США и Россия. Французская межконтинентальная баллистическая ракета M-51

представляет собой самое грозное оружие в распоряжении этой страны.


M-51. Фото из открытых источников

Дальность полета ракеты составляет 10 000 километров. Она поступила в распоряжении стратегических сил Франции в 2010 году. Ее размещают на субмаринах класса Triomphant

. На таких подводных лодках имеются 16 пусковых шахт для M51. Головная часть каждой ракеты оснащена четырьмя термоядерными блоками по 300 килотонн или шесть блоков по 100 кт.

МБР оснащена большим количеством систем, усложняющих ее перехват вражескими средствами противовоздушной обороны. Ее высокая точность попадания не оставит противникам ни единого шанса. Точность попадания – 200 метров. Стартовая масса равна 56 тоннам.

UGM-133A Трайдент II

Данная межконтинентальная баллистическая ракета создана в США. Она обладает дальностью 11 300 километров. Она базируется на субмаринах класса Огайо. Впервые ее пуск был совершен в 1987 году.

Конструкторы наделили ее продвинутым блоком управления и наведения, что обеспечивает впечатляющую максимальную точность попадания – 90 метров. Высокая дальность поражения целей и вместе с морским базированием, делает ее настоящим смертоносным орудием. Восемь термоядерных блоков по 475 килотонны каждый могут с легкостью стереть с лица земли несколько целей противника. Стартовая масса- 59 тонн.

DongFeng 5A

На третьем месте расположилась самая дальнобойная китайская ракета. Она способна поражать цели на расстоянии 13 000 километров. Ее изначально разрабатывали для уничтожения стратегических целей на территории США. О поступлении этой ракеты на дежурство стало известно в 1993 году. Для осуществления управления межконтинентальной баллистической ракетой используется бортовой компьютер и инерциальная система наведения.

Головная часть разделяется, что дает возможность нанести непоправимый урон нескольким важным целям на вражеской территории. Средняя точность ракеты равна 1000 метрам. Однако согласно некоторым данным она в два раза выше – 500 метров. Стартовая масса DongFeng 5A

равна 183 тоннам. В боевое оснащение МБР входит шесть ядерных блоков индивидуального наведения. Каждый из них имеет мощность в 350 килотонн.

Примечателен тот факт, что на сегодняшний день в распоряжении Китая находится 36 таких ракет. 13 из них направлены на США.

Р-29РМУ2 Синева

На втором месте расположилась российская МБР третьего поколения. Она встала на дежурство в 2007 году. «Синева» способна уничтожать цели на расстоянии в 11500 километров, что дает возможность ликвидировать практически любого врага.

При этом такие межконтинентальные баллистические ракеты базируются на подводных лодках. Таким образом, они могут «достать» любую вражескую цель на Земле. Головную часть оснастили несколькими ядерными боеголовками индивидуального наведения. Управления полетом МБР происходит при помощи ГЛОНАСС. Запуск ракеты можно осуществлять с глубины 55 метров. Стартовая масса Р-29РМУ2 Синева

составляет 40 тонн. Точность попадания равна 500 метрам. В боевое оснащение входит десять ядерных блоков индивидуального наведения. Каждый из них обладает мощностью 100 килотонн.

P-36M (СС-18 Сатана)

Первое место получила самая мощная ракета не только в России, а и в мире. Созданная еще в советские времена P-36M

обладает фантастической дальностью поражения цели – 16000 километров. Ее десять термоядерных блоков могут превратить в горстку пепла 10 индивидуальных целей.

Благодаря эффективной системе преодоления противоракетной обороны не даст возможности противникам помешать ей достигнуть цели. Время готовности «Сатаны» лишь немного превышает минуту. Это значит, что всего через минуту после начала подготовки ракеты, она может вылететь из шахты и сравнять с землей любого агрессора, который решил посягнуть на целостность страны. Именно она в свое время поставила жирную точку в гонке вооружений между Москвой и Вашингтоном.

Американские военные называли эту МБР не иначе как «оружие судного дня». Точность попадания P-36M равна 220 метрам. Стартовая масса составляет 211 тонн. Боевое оснащение состоит из десяти термоядерных блоков, по 800 килотонн мощности каждый.

Испытания

Изготовление нового технического образца всегда подразумевает серьезный риск, но в случае успеха он полностью оправдывается.

Работа над этим проектом началась в 2009 году. КБ, после 2-х летних изысканий наконец-то приступило к испытаниям.

Вначале осени 2011 года окрестности космодрома Капустин ЯР пострадали от мощного взрыва. Ракета «Сармат», на которую возлагались серьезные надежды, через несколько минут после старта, рухнула на землю. Все дальнейшие пуски тоже, к сожалению, оказались неудачными.

Только через год произошел успешный запуск. В этот раз эксперты учли базовые показатели баллистики. Испытания показали, что жидкостная ракета «Сармат» способна преодолеть больше 11 000 км, при этом нести боевое отделение весом 4350 кг. Весной 2014 года Ю.Борисов (замминистр обороны) объявил о том, что все работы о разработки нового стратегического комплекса проходят плавно, по четко запланированному графику. Он считает, что новая ракета «Сармат» не будет иметь ограничений в направлении боевого использования, сможет поражать цели по траекториям, которые проходят через оба полюса планет

Это крайне важно, поскольку защищенные системы NATO не рассчитаны на подобную универсальность

Немного сведений из истории ракеты «Сатана»

Межконтинентальную баллистическую ракету тяжелого класса Р-36М создавали в Днепропетровском КБ «Южное» (нынешний город Днепр). Работы начались в сентябре 1969 года после принятия Совмином Советского Союза постановления о создании ракетных комплексов Р-36М. Ракеты должны были обладать высокой скоростью, мощностью и другими значительными характеристиками. Завершение конструкторами эскизного проекта произошло зимой 1969 года. Межконтинентальные ядерные баллистические ракеты предусматривались с четырьмя разновидностями в боевом оснащении. Предполагались разделяющиеся, маневрирующие и моноблочные головные части.

При работе над новой ракетой, которой дали маркировку Р-36М, использовалось все, что было лучшим на то время. Применялся весь накопленный учеными опыт, который был наработан при создании предшествующих ракетных комплексов. В итоге создали новую ракету с редкостными ттд, а не модификацию Р-36. Работа над созданием Р-36М шла одновременно с другим проектом. Это были ракеты третьего поколения, специфичностью ттд их были:

  • Использование РГЧ ИН;
  • Задействование автономных систем управления с БЦВМ;
  • Командный пункт и ракета были в сооружении с высокой защищенностью;
  • Дистанционное переприцеливание должно производиться перед стартом;
  • Более совершенные средства преодолевания ПРО;
  • Присутствие высокой боевой готовности, которая обеспечивалась быстрым стартом;
  • Усовершенствованная система управления;
  • Присутствие повышенной живучести в комплексах;
  • Увеличение радиуса при поражении объектов;
  • Повышенная боевая эффективность, которая должна обеспечить увеличение мощности, скорости и точности попадания ракет;
  • Уменьшение в двадцать раз радиуса поражения при блокирующем ядерном взрыве относительно ракет 15А18, устойчивость к гамма-нейтронным излучениям повышена в 100 раз, устойчивость к рентгеновским излучениям — в десять раз.

Межконтинентальную ядерную баллистическую ракету Р-36М впервые испытали на известном полигоне Байконур в феврале 1973 года. Ракетный комплекс испытывать завершили только в октябре 1975 года. Чтобы не задерживаться с развертыванием, решили поставить его на боевом дежурстве. В 1974 году разворачивание первого ракетного полка прошло в городе Домбаровском.

В дальнейшем межконтинентальные ядерные баллистические ракеты Р-36М заменили на МБР Р-36М УТТХ. Они отличались доработанными агрегатно-приборными блоками, а также имели более совершенную систему управления. Значительное улучшение произошло и с эксплуатационными характеристиками БРК, а также с повышением защищенности пунктов управления и ШПУ. Тестовые пуски производились в 1977-1979 годах на Байконуре. Пуски осуществлялись с использованием ГЧ с 10 ББ, мощностью каждой по 0,55 Мт.

Стратегические ракетные комплексы Р-36М УТТХ с ракетами 15A18, которые оснащены 10-блочными разделяющимися ГЧ являются универсальными, высокоэффективными комплексами стратегического назначения. Одна ракета Р-36М УТТХ может обеспечить поражение до десяти целей. Возможно поражение крупных и высокопрочных малоразмерных площадных целей в обстановке эффективных противодействий ПРО неприятеля.

Радиус поражения доходит до 300 000 кв.км. При наведении на цель одного из боевых блоков его скорость возле поверхности земли при торможении в атмосфере становится значительно ниже, чем при приближении к атмосферному участку. В частности, скорость полета отделяющихся ГЧ на высоте 25 км в конце АУ 4 км/с могла составлять 2,5 км/с. Скорости встреч современных ББ МБР у поверхностей все еще засекреченные.

Межконтинентальная баллистическая ракета 15А14 Р-36М (СССР)

Ракетный комплекс тяжелого класса Р-36М был разработан КБ “Южное” для замены тяжелой МБР Р-36. Постановление СМ СССР “О разработке и изготовлении ракетного комплекса Р-36М (15А14)” было принято 2 сентября 1969 г. Эскизный проект был завершен в декабре 1969 г. и предусматривал 4 вида боевого оснащения ракеты – с моноблочными, разделяющимися и маневрирующими головными частями. Р-36М представляла собой двухступенчатую ракету с разделяющейся или моноблочной головной частью.

Видео ракеты Р-36М (15А14) «Сатана»

https://youtube.com/watch?v=da6figH7oEY

По конструктивно-компоновочной схеме Р-36М в основном аналогична ракете Р-36, однако конструкция Р-36М была облегчена за счет использования более передовых технологий и более плотной компоновки. На первой ступени ракеты использовался блок из 4 однокамерных ЖРД замкнутой схемы. На второй ступени был установлен однокамерный маршевый двигатель замкнутой схемы и 4-камерный рулевой ЖРД открытой схемы. Двигатель второй ступени размещался в полости тороподобного бака горючего. Управление полетом первой ступени осуществлялось с помощью поворотных маршевых двигателей. Ракета была оборудована автономной инерциальной системой управления в состав которой входил бортовой цифровой вычислительный комплекс.На Р-36М было впервые реализовано торможение отделяемых ступеней за счет стравливания газов наддува из баков и так называемый химический наддув баков (путем впрыска горючего в бак окислителя и наоборот). Это позволило отказаться от использования специальных тормозных двигателей и существенно упростило аппаратуру системы наддува. Использование более совершенной конструкции и более эффективных двигателей замкнутой схемы позволило при практически тех же, что и у Р-36 габаритах увеличить стартовую массу ракеты со 183 до 209.6 т, а забрасываемый вес — с 5.8 до 8.8 т.В состав разделяющейся головной части ракеты Р-36М входили 8 боевых блоков индивидуального наведения и агрегатно-приборный блок (АЛБ) с системой управления и двигательной установкой разведения боевых блоков.Боевые блоки конической формы размещались вдоль образующей внешней поверхности АЛБ попарно, основаниями друг к другу.

Загрузка Р-36М «Сатана» в ШПУ

Ракета размещалась в транспортно-пусковом контейнере, который был выполнен из стеклопластика. Контейнер с ракетой устанавливался в переоборудованной шахтной установке ракеты Р-36. Пусковая установка ракеты Р-36М представляла собой сооружение с глубиной ствола 39 м и диаметром 5.9 м и отличалась повышенной защищенностью. При запуске ракета выбрасывалась из контейнера с помощью порохового заряда, установленного в нижней части ТПК. Запуск маршевых двигателей первой ступени производился после выхода ракеты из шахты.Первоначально предполагалось, что летно-конструкторские испытания комплекса начнутся в 1971 г. Однако в дальнейшем срок начала АКИ был перенесен. В январе 1971 г. начались броско-вые испытания ракеты, в ходе которых отрабатывался минометный старт. Летно-конструкторские испытания комплекса начались 21 февраля 1973 г. Испытания комплекса Р-36М в трех видах боевой комплектации завершились в октябре 1975 г., а 30 декабря 1975 г. ракетный комплекс был принят на вооружение.Для размещения на ракете Р-36М была создана разделяющаяся головная часть 15Ф143 и моноблочная ГЧ 15Б86, принятая на вооружение 20 ноября 1978 г. В период с июля 1978 г. по август 1980 г. были проведены летные испытания предназначавшейся для Р-36М самонаводящейся головной части 15Ф678, оснащавшейся двумя вариантами аппаратуры визирования.0 В варианте с самонаводящейся ГЧ ракета не развертывалась.Первый полк с ракетным комплексом Р-36М был поставлен на боевое дежурство 25 декабря 1974 г. В период с 1980 по 1983 г. все ракеты Р-36М были заменены на усовершенствованные ракеты Р-36МУТТХ.

Тактико-технические характеристики ракеты Р-36М “Сатана”

Историческая справка

Изыскательские работы по P-36M Сатана осуществлялись специалистами конструкторского бюро (КБ) «Южное» в городе Днепропетровске. Украинский город в настоящее время переименован в Днепр.

Принято считать, что начало работ над РС Сатана положено решением Совета Министров страны осенью 1969, а уже зимой — представлены проекты эскизов и расчётные таблицы характеристик, разрабатываемого объекта.

1969

в этом году начались работы над РС «Сатана»

При этом инженеры не стали модернизировать имеющеюся Р-36 Воевода, а применили новые решения, отвечающие требованиям защищённости и эффективности вооружения:

  • размещение пусковой установки и пункта управления запуском в помещениях с максимальной защитой;
  • автономная система управления ракетой;
  • минимальное время на проведение предстартовой подготовки и пуска;
  • дистанционное предстартовое программирование целей из комнаты управления;
  • повышенная живучесть всего ракетного комплекса;
  • повышена крейсерская скорость полета ракеты Сатана;
  • способность СС-18 преодолевать заслоны, создаваемые системой ПРО противника;
  • старт, не дающий возможность фиксации места его проведения;
  • прорыв в максимальном радиусе, точности поражения целей;
  • устойчивость к последствиям близкому, к размещению установки, ядерному взрыву (гамма, бета, рентгеновским излучениям).

Испытание готового изделия проведено на Байконуре зимой 1973 года. Доработки продолжались до осени 1975 года, но необходимость защиты страны от возможной агрессии вынудило поставить Р-36М на дежурство уже в 1974 году.


Баллистическая ракета «Сатана» СС-18 во время испытаний

В дальнейшем, ракета СС-18 постоянно модернизировалась. Например, на ней выполнена доработка несущей части и боеголовки ракеты. После испытаний в конце семидесятых годов баллистическая ракета Сатана была заменена на МБР Р36М.

Доработаны и улучшены ТТХ Сатаны, где система управления имела более совершенные характеристики, головная часть делилась на десять боеголовок по 0.55 Мт, с радиусом поражения до 300.0 тыс. кв. км, скоростью полёта до 2.5 км/с, каждая.

Тактико-технические характеристики

ТТХР-36М «Сатана» уникальны и до сих пор не имеют аналогов в мире. Ракета обладает отличными боевыми и техническими характеристиками. Самые значимые из них представлены в таблице.

Длина ракеты, м34,3
Диаметр, м3
Масса на старте, т211,4
Масса головной части, т8,47 – 8,73
Масса горючего, т180
Жидкое топливо I ступени, т150,2
Жидкое топливо II ступени, т37,6
Жидкое топливо ступени разведения, т2,1
Окислительазотный тетраоксид
Коэффициент энерговесового совершенства Gпг/Go, кгс/тс42.1
Максимальная дальность полета ракеты, км16000
Число ступеней2
Коэффициент полетной надежности0,974
Уровень надежности2
Продленный срок эксплуатации, лет25
Гарантийный срок службы, лет15
Температура воздуха для возможности боевого применения ракетыот -50 до +50°С
Скорость ветра для возможности боевого применения, м/сдо 25
Скорость полета ракеты, м/сдо 3120
Количество боевых боеголовок в одной ракете10
Система управленияинерциальная автономная
Тип запускаМинометный старт из ШПУ
Радиус гарантированного точного попадания в цель, м1 000

Несмотря на неоднократные попытки наших, так называемых, западных «партнеров», уничтожить или значительно уменьшить запас этих ракет в системе ядерного щита страны, «Воеводы до сих пор несут службу на рубежах России. Они будет работать на оборону страны в РВСН Российской Федерации до 2026 г.

Численность и цена

Каждая ракета этого типа является самой мощной в мире. Никакая уже существующая межконтинентальная ракета не способна нанести по противнику более сокрушительного ядерного удара. Именно из-за этого невиданного могущества в западных СМИ эту ракету нарекли «Сатаной». Собственно эта мощь и пугала всю мировую общественность. Так во время переговоров, на которых обсуждалось сокращение наступательного вооружения. Американскими представителями предпринимались самые разнообразные шаги по полному их сокращению и запрету по модернизации этого «тяжелого» оружия.

В 1983 году численность пусковых установок SS-18 в самых разнообразных модификациях достигала 308 единиц. В 1988 году начала происходить замена ранних модификаций на Р-36М2. Общую численность ракет с пусковыми установками оставили неизменной, а это соответствовало советско-американской договоренности. Снятые с вооружений ракеты «Сатана» должны были быть утилизированными. Все же утилизация по своей стоимости оказалась довольно-таки дорогостоящим занятием. Вследствие этого на самом верху приняли решение об использовании ракет для производства запуска спутников.

Таким образом, себестоимость вывода на орбиту килограмма полезного груза выходит дешевле, чем при помощи других имеющихся ракетоносителей. Такие относительно недорогие запуски ракетоносителей легко привлекают заказчиков. Однако при сравнительно небольшой полезной нагрузке ракеты обладали и соответствующими ограничениями. Так, запуск ракеты «Сатана» со стартовым весом приблизительно 210 тонн относился к категории «легкие баллистические ракеты».

Технология установки в шахту и проведение испытаний

Для проведения полноценных испытаний модернизированного ракетного комплекса в 1971 году на Байконуре была создана специальная пусковая площадка. В процессе испытаний использовался муляж ракеты, поскольку испытать подобное оружие без катастрофических последствий для окружающей среды невозможно.

Испытатели проверяли способность «Сатаны» взлететь как минимум на высоту 20 метров. Также проверялась работоспособность двигателей и своевременность их запуска. Всего было произведено 43 запуска, 36 из которых прошли успешно, но 7 раз муляж ракеты падал на землю.

Конструкторы предусмотрели революционный для нашей страны метод установки по схеме завод – старт. Он предусматривал полную сборку «Воеводы» на заводе с последующим монтажом непосредственно в шахту.

В результате сократилось время нахождения комплекса без защиты.

Основной риск оставался только на этапе доставки комплекса к месту запуска. «Сатану» привозили железнодорожным транспортом, контейнер перегружали без использования подъемного крана на специальную транспортную тележку. Посредством этой тележки она доставлялась к ШПУ и автоматически монтировалась.

Стыковку непосредственно ракеты с ее боевой частью выполняли после ее заправки. Для этого в баки заливали около 180 тонн ядовитых и довольно агрессивных веществ. После соединения частей ракеты крышу ШПУ закрывали, опечатывали и сдавали под охрану караульным ракетчикам.

Ракетный комплекс “Сармат” — характеристики и разработка

Разработкой МБР “Сармат” занимался ГРЦ им. Макеева. Точной информации о начале разработки нет, однако известно, что НПО “Энергомаш” получило заказ на разработку двигателя в 2013 году. Первые его успешные испытания прошли спустя три года.

В 2018 году состоялись три бросковых испытательных пуска «Сармата» с полигона Плесецк. ”Бросковыми испытаниями” называется эксперимент, в процессе которого ракета выходит из шахты и при этом запускается двигатель. Другими словами, отрабатывается самый первый этап запуска. Надо сказать, изначально считалось, что ракета имеет всего две ступени, но после появления официальных изображений выяснилось, что она трехступенчатая.

В апреля нынешнего года МО России сообщило о первом полноценном запуске МБР “Сармат” с того же космодрома в Архангельской области. Испытания также прошли успешно. Ожидается, что в 2022 году первые серийные образцы ракеты начнут поступать в 62-ю и 13-ю ракетную дивизии. Ракета будет производиться на Красноярском машиностроительном заводе.

По оценкам экспертов, «Сармат» обеспечит России ядерный щит на ближайшие 30-40 лет

По имеющимся данным, для ракет “Сармат” не нужно строить новые шахтные пусковые установки. Потребуется лишь минимальная доработка существующих шахт. Некоторые эксперты утверждают, что ракеты будут выпускаться в двух вариантах — для нанесения ударов по Западной Европе и США. Дальность полета ракеты второго типа составляет 16 тыс. км. Вес ее достигает 150-200 тонн, а полезная нагрузка достигает 5 тонн. Ракета, нацеленная на Западную Европу, легче за счет меньшего объема топлива. Ее вес составляет 100-120 тонн, а дальность полета — 9-10 тыс. км.

Одна ракета может нести 10-15 боеголовок, однако количество боеголовок зависит от их мощности. К примеру, при использовании 10 боеголовок, мощность каждой из них оценивается в 750 Кт. Но эти данные касаются обычных боевых элементов. В случае современных маневрирующих боеголовок, их может быть всего три, каждая при этом весит около тонны.

Но, следует иметь в виду, что информация о ракете засекречена. Поэтому приведенные данные не официальные, и собраны из разных источников. Вполне возможно, что в будущем данные будут корректироваться. Ну а напоследок рекомендуем выяснить, что случится с Землей в случае ядерной войны, если эти ракеты когда-то будут применены.

Топливная система РС-18

Ракета «Стилет» оборудована «ампулизированными» топливными баками.

Применение такой системы избавило боевой расчет при объявлении «тревоги» от необходимости заправлять ракету вручную перед ее пуском, что зачастую приводило к проливам гептила, являющегося одним из самых ядовитых компонентов топлива. Выброс паров этого вещества в воздух грозил как минимум сильнейшим отравлением, а как максимум – смертельным исходом. Чтобы исключить подобные случаи, а также для ускорения процесса подготовки ракеты к пуску, конструкторы РС-18 переработали топливную систему ракеты. В новом варианте ее заправка производилась непосредственно на заводе в специальные ампулы. То есть на БД ракета отправлялась уже полностью заправленной и не нуждалась в дозаправке вплоть до снятия с БД и списания.

Кроме того, ракета «Стилет» помещалась в транспортный контейнер, который также являлся и пусковым. То есть в шахту РС-18 опускалась в сборе, вместе с контейнером. Это обеспечивало безотказное функционирование всех систем МБР на весь период ее эксплуатации.

Конструкция баллистической ракеты Сатана

Конструкция СС-18, включая размещение основных узлов и агрегатов, имеет следующие особенности:

  • двухступенчатая, с отделением ступеней последовательным порядке;
  • топливо, окислитель находятся в примыкающих баках с разделением перегородкой;
  • управляющие кабеля, пневматические и гидравлические системы управления трассированы вдоль корпуса и защищены специальным кожухом;
  • первая ступень оснащена четырьмя ЖРД, топливо подаётся закрытым циклом, при этом двигатели автономны;
  • руководство полётом осуществляется системой автономного управления;
  • вторая ступень оборудована маршевым и четырех камерным контролирующим траекториею полёта ЖРД;
  • для повышения защитных качеств, при применении противником ядерных средств, где проводится пуска ракеты, корпус покрыт специальным чёрным теплозащитным составом;
  • предустановленные датчики контролируют уровень агрессивных облучений, и при их наличии – отключают все системы управления, но при выходе из этой зоны – проводят автоматическое включение, управляющая система вносит коррективы в траекторию для достижения поставленной цели поражения.


Схема «миномётного» запуска Новая ракета Сатана, характеристики которой продемонстрировали высокие показатели точности попадания, обеспечиваются инерционной управляющей системой на базе бортового вычислительного оборудования, стала главным оружием РВСН. Радиус поражения Сатаны, о котором стало известно в НАТО, охладил горячие головы «ястребов».

Двигатель ракеты «Сатана»


Двигатели «Сармата» Двигатели и система подачи топлива ракеты созданы на основе новейших, на тот период, разработок передовых конструкторских бюро страны:

  • применение химического наддува емкостей топлива;
  • торможения отделённой ступени газами наддува;
  • оборудование первой и второй ступени маршевым, и независимыми двигателями управления;
  • принцип управление разделёнными боевыми частями;
  • работа двигателей с использованием тетраксидного азотного топлива и прочих.

Для первой ступени использовался движитель РД-264, который компоновался из четырёх элементов РД-263. Вторая ступень оборудовалась маршевым движителем РД-0228. Все образцы двигателей при испытаниях показывали результаты, исключающие сбои в работе и отказы управляющих систем.

Следует обратить внимание, что был внедрён новый метод запуска ракет, исключающий фиксацию ПРО земного пуска. Двигатели ракеты запускались на дне шахты, и за счёт скопления отработанных газов, при старте ракета «выстреливалась» на значительную высоту

Это давало возможность запуск воспринять, как полёт низколетящего самолёта.

Поделитесь в социальных сетях:ВКонтактеFacebookX
Напишите комментарий